страница1/2
Дата15.12.2017
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования


  1   2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

( материал в помощь педагогу дополнительного образования для теоретической части образовательных программ




САВИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА,

педагог дополнительного образования,

руководитель танцевально-спортивного клуба «Престиж»
ЗАВГОРОДНИЙ ИЛЬЯ ЮРЬЕВИЧ,

педагог дополнительного образования,

постановщик танцевальных программ ансамбля бального танца ТСК «Престиж»

ХРЕБТО ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

педагог дополнительного образования,

преподаватель восточного танца

танцевально-спортивного клуба «Престиж»


НИКОЛАЕНКО Надежда Ивановна

Методист МО «Хореография» МБОУ ДОД ДДТ «Созвездие»


Краснодар

2012



Краснодар

2012

теория биллиданса (восточного танца)
Пришествие в европейскую цивилизацию восточного танца связывают с именем известной разведчицы Мата Хари. В начале XX века именно она впервые использовала элементы танца живота в своих выступлениях на сцене. Тогда разразился грандиозный скандал, но сама танцовщица легкомысленно утверждала, что является исполнительницей индийских храмовых танцев. Так или иначе, но именно благодаря обольстительной Мата Хари многие в Европе вначале связывали восточные танцы исключительно с Индией. «Танец жизни», как таковой, стал привлекать внимание уже после окончания авантюрной эпохи Мата Хари и был именован bellydance [рекламная уловка Голливуда] на выставке в Чикаго около века назад. Хотя, по другой версии, история современного танца живота начинается с 1889 года, когда в Париже впервые было показано шоу с участием восточных танцовщиц.

Танец живота бывает нескольких разновидностей, каждая из которых имеет свое значение:


- с мечом - олицетворяет открытый путь и победу над врагом;
- с бубном - символизирует радость праздника;
- с кинжалом - говорит о сексе, измене и смерти;
- с металлическими тарелками - привлекает положительную энергию;
- с семью вуалями - открывает смысл красоты, любви, здоровья, материнства, власти, магии и бесконечности всего живого.

Танец живота для ЗДОРОВЬЯ и красоты

Посмотрите на себя со стороны и вспомните о том, что вы – Женщина. И не важно, какая вы – худая или полная, высокая или маленького роста, блондинка или брюнетка.

Вы уже красивы, потому что совершенны по своей сути.

Для исполнения желаний стать моложе и энергичней достаточно окунуться в мир восточного танца и приобщиться к тайнам вечной привлекательности сказочных красавиц.

Наверное, трудно найти человека, который бы не слышал о Танце живота.

Это западное название танцевальной техники. Чудесное и захватывающее занятие. В танцующей женщине проявляется природное кокетство, загадочность и поэзия – все то, чего так не хватает нам в современной жизни, чтобы почувствовать свою природу.

А походка? Плавные движения тела? Особенное сияние глаз?

Да что там говорить? Занятие восточными танцами – прекрасная чувственная тренировка женского тела и всего организма.

Танец формирует фигуру, тонизирует и дает небывалый эмоциональный подъем. В нем самовыражение, смелый эксперимент и пробуждение женского начала. Самое время избавиться от комплексов и сдерживающих барьеров. Свобода! Полет! Фантазия и зажигательные аккорды восточной музыки.

Берите в украшенные браслетами руки накидку для танца, надевайте шаровары и выбирайте платок: бисерный, с монистами, пайетками, бусинами… Облачитесь в перл-шифон или органзу и почувствуйте себя Шамаханской царицей.



Итак, что танцуем?

Тут следует определиться, потому что существует множество школ и курсов по обучению египетским, арабским, турецким и другим танцам. В обиходе мы всё называем – «Танец живота». Но зачастую танец, который исполняют сейчас в Европе, США, России, да и в арабских странах, является лишь клубным вариантом классического танца, смешанного с джазом, фламенко, латино, классикой и т.д.



В восточном танце существует разделение на стили:

– народный стиль (саиди, халиджи и пр. дабки);

классический арабский танец;

– модерн или беллиданс – шоу-постановки танца живота.

Танец в любом своем проявлении уникален для каждой женщины тем, что подчеркивает красоту и неповторимость именно её движений тела.

К слову, основой всех танцев арабских стран являются движения бедрами, что очень полезно для здоровья.

А фигура?

Танец способствует мягкому и постепенному сжиганию жира, укреплению сердечной мышцы и легких, улучшается кровообращение внутренних органов, а это является прекрасной профилактикой гинекологических заболеваний.

Восточные танцы - это целая школа великой и древней культуры красивых взаимоотношений мужчины и женщины. Они давно уже завоевали мир и обрели незыблемую популярность в нашей стране.

Но оказывается, учиться такому танцу можно не всем. Танец живота является одной из форм спортивного занятия для женщин и перед их началом необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы не получить ухудшение здоровья.

Зато, в отличие от фитнеса и аэробики, у Танца живота почти нет возрастных противопоказаний.

И совсем необязательно становиться профессиональной танцовщицей и выполнять сложные движения телом. Достаточно лишь следовать движениям души под звуки чарующей музыки, что на долгие годы поможет нам сохранить очарование молодости, загадочности и женственности. Прямо на глазах меняется осанка, появляется грациозность, «царственность» и хорошее настроение.

Девушки, женщины и бабушки, танцуйте на здоровье!

Экспериментируйте, проявляйте изобретательность. Примите свое тело таким, какое оно есть, заботьтесь о нем, невзирая на его формы и размеры. И пускай каждое занятие будет для вас открытием прекрасного мира восточного танца и приобретением полной уверенности в себе!



Теория и практика детского беллиданса
Все танцы прекрасны по-своему, но арабский танец является ярким воплощением женской красоты и индивидуальности. Bellidance – это пластика и четкие удары под барабаны, это экспрессия и совершенство, но при всем этом, данный танец – танец взрослой женщины. Отсюда и возникла идея создания программы для работы с детьми разного возраста. Так как не только взрослые, но и дети полюбили восточный танец.
В структуру занятий входит:

Разминка. Включает в себя упражнения на розогрев и растягивание мышц живота, спины, боковой части тела, боковой и задней поверхности бедер. Обязательно включаются упражнения на разработку шейного отдела позвоночника, на плечевой пояс и руки. Работа с животом (выхлопы и волны). Сюда же включаются упражнения в портере и обязательно растяжки на полу.

Основная часть включает:

Изучение нового элемента и связок с ним, постановка в танец и «оттанцовывание».

Тряски даются в основном коленные и плечевые.

Во время занятий необходимо:



  1. Напоминать детям о правильном положении корпуса, постановки рук и ног

  2. Упражнения из тренажа периодически делать в сильном приседе

  3. Ставить на высокие полупальцы

  4. Периодически снимать напряжение с поясничного отдела

  5. Снимать напряжение с рук и ног

На занятиях педагог решает несколько задач, способствующих развитию ответсвенности, самостоятельности, собранности, а также воспитание нравственно личностных качеств.

Уровень мысли, материализуемой с помощью танца, зависит от количественного, а главное от качественных показателей лексического материала. Обучение танцевальной лексики происходит от ее простых форм к более сложным. Всю лексику народного танца можно условно разделить на три большие группы:

Первая – простые ходы, проходки, несложные танцевальные движения;

Вторая - сложнейшая качественная лексика (суть языка танца);

Третья – (выразительные средства) – трюки, аксессуары.

Знакомство с танцем начинается с его истории, костюма, и, безусловно, музыки. Далее ученики знакомятся с ритмическим характером. Освоение происходит постепенно, путем протанцовывания в медленном темпе, перемена темпа, расширяет двигательные возможности учеников. Изучение ритмов и истории помогают ученикам пропитаться культурой арабского танца. На последующем этапе обучения добавляются уроки актерского мастерства, делается упор на самостоятельный танец, импровизацию под разные ритмы.

Одним из ведущих принципов достижения эффективности на занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психомоторных, двигательных и психологических возможностей. Если в процессе урока приходится исправлять ошибки в технике, то в конце нужно успеть похвалить, даже если пока не получается, всегда можно найти ласковое слово – дети в этом случае занимаются с большим интересом. Дети должны испытывать радость от представленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания. Они учатся выражать в танце эмоции, самые разные – радость, удивление, грусть, нежность. Дети на уроках раскрепощаются, перестают стесняться и при правильном подходе делают это органично.

В силу психофизических особенностей данного возраста дети не способны долго концентрировать свое внимание на том или ином виде деятельности. В связи с этим обязательно нужно переключать виды деятельности, давая тем самым разгрузку и расслабление детям. Основным видом деятельности (в этом возрасте) является ИГРА. Чтобы достичь успеха в ней, ребенку необходимо включаться в правила игры, правильно выполнять движения и действия. Следует отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.

Как показывает практика, оптимальное время для ребенка 1 час. Это и привязка к стандартному уроку общеобразовательных школ, и просто опыт, иначе дети устают. В четко организованный урок помещается разминка, несложные связки, театральная игра, как небольшое расслабление и отдых, затем разучивание части будущей постановки (или повторение уже освоенной части). Это оригинальная схема, которая может несколько меняться в зависимости от состава группы и цели данного занятия. Главное, о чем нужно помнить – разминка должна постепенно разогревать все тело сверху вниз, больше внимания уделить пластике, никаких резких ударов, партер – минимальный – без лишней нагрузки на позвоночник, дабы избежать травмы.

Ссылка на сайт в ВИДЕОУРОКАМИ онлайн -



http://www.alldanceworld.ru/stili-tanca-zhivota/#more


Ритмика

Ритмика - музыкально - хореографическая дисциплина, в основе которой лежит музыка, ее восприятие и эмоциональный отклик. Основным принципом ритмики является закон: " от музыки к движению."

Основой занятий по ритмики составляют танцевальные, образно -имитационные и гимнастические упражнения. Эти упражнения последовательны, тренируют мышцы детей, придавая легкость и непринужденность движений. Занимаясь систематически, дети показывают хорошие результаты, выразительно и непринужденно двигаются.

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она пробуждает у них светлые и радостные чувства. Ребёнок получает огромное удовольствие от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус.

На занятиях дети разучивают основные упражнения, элементы и комбинации (классического, народного, и бального танцев), необходимые для выработки правильного положения ног, рук, головы и корпуса, для выработки правильных, легких и четких движений.

Танцевальные комбинации изучаются в небольшом объеме. Для этого рекомендуется отбирать необходимые, основные движения, которые помогут четкому и выразительному исполнению того или иного танца.

Для развития у детей музыкальности и ритмичности вводятся соответствующие ритмические упражнения и игры.

Ритмика имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. Ритмические упражнения и игры способствуют активному восприятию музыки, развивают координацию движении, внимание, память. Они строятся на естественных движениях с предметами (мячами, обручами, скакалками и т.д.)

Существенное значение при этом имеет подбор
музыкального сопровождения. Важно, чтобы музыка целиком соответствовала характеру упражнений и.игр.

Тесная связь двух видов искусств - музыки и танца - подтверждается историей векового развития мировой культуры. В хореографии важное место отводится музыке, которая положительно влияет на детей, помогает развивать их способность, раскрыть содержание танца. Музыка является неотъемлемой частью танца, важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном и эстетическом воспитании детей. Нельзя рассматривать её только как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений. Подбирать музыку следует так, чтобы содержание танцевальной постановки целиком соответствовало характеру музыки.

Музыка должна быть доступной и понятной детям по содержанию и форме. Движения, которые исполняются в сопровождении музыки, должны быть средством выразительности. Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала художественным требованиям, воспитывала вкус ребёнка, обогащала разнообразными музыкальными впечатлениями.



Подготовительные упражнения воспитывают у детей навыки, которые помогают избегать возможных ошибок при выполнении движений в танцевальных композициях или этюдах. Подготовительных упражнений:

  1. учат принимать правильные исходные положения;

  1. способствуют осознанию работы двигательного аппарата;

  1. укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов;

Качество исполнения движений в ритмических упражнениях, играх, танцах в немалой степени зависит от исходного положения. Правильное исходное положение внешне и внутренне организует детей, мобилизует их внимание, активизирует их, как бы настраивая на предстоящее движение.

Необходимо с первых занятий учить детей принимать основное исходное положение и проверять правильность их выполнения.



Значительное место на уроке ритмики занимает изучение танцевальных элементов классического, народного и бального танцев. Танцы способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях танца каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, проявить характер. Через танец развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные и двигательные способности, прививается хороший эстетический вкус.

Приобретая знания и навыки в области танца, необходимо понимать, что каждый танец имеет своё содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить движения, их последовательность, мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие возможности.

Танец приучает к нормам культурного общения, воспитывает доброжелательность, приветливость, скромность, чувство взаимопомощи.

Знакомясь с разными видами танцевального искусства, расширяется кругозор. Важно осознать необходимость танцевальной подготовки, научиться любить танец, понимать красоту правильных, ловких гармоничных движений. Можно знать много танцев, но если они будут исполняться небрежно и неряшливо, они никому не доставят удовольствия.

Чтобы грамотно строить работу с детьми младшего дошкольного и школьного возраста, быть готовыми к педагогической практике, активизировать детскую самодеятельность, организовывать танцевальные кружки, принимать участие в многогранной внеклассной работе, различных выступлениях, необходимо получить знания и навыки в области танцевального искусства.
Партерный экзерсис.

Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно - характерный, джазовый и в стиле «модерн».

Что же такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять?

Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения помогают устранять некоторые недостатки в корпусе, ногах, развивают гибкость ног, эластичность стоп.

Чтобы научиться сознательно, управлять своими мышцами, применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.

Упражнение!.Исходная позиция - расслабиться, лежа на спине. На четыре счета надо вытянуть ноги и пальцы ног; напрячь все мышцы тела, затем на четыре счета полностью расслабиться.

Упражнение 2.И.п. - то же. На счет «раз» - медленно вытягивать пальцы ног. На счет « три-четыре» поднять как можно выше носки вверх (сократить подъем, чуть отделить пятки от пола).

Сконцентрировать внимание на подколенных и голеностопных мышцах. Эти упражнения укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги..

Упражнение 3. И.п. - то же. На счет «раз-два» медленно вытягивая пальцы ног, напрячь мышцы ног. На счет «три-четыре», напрягая ягодичные мышцы и сокращая их, повернуть бедра, голени и стопы внутренней стороной наружу так, чтобы пятки подошвенной стороной коснулись друг друга, а мизинцы -пола. Упражнение позволяет улучшить выворотность ног.

Упражнение 4.И.п. - лежа на спине, ноги развернуть наружу. Медленно поднимать то одну, то другую или обе ноги вверх, то, вытягивая, то, сокращая их в первую позицию. Это упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, способствует выработке выворотности ног, исправляет недостатки осанки (при седлообразной спине).

Упражнение 5.И.п. - то же (ноги выворотно), руки раскрыты в стороны на уровне надплечий. На счет «раз-два» одну ногу сгибая в колене, подтянуть как можно выше к плечу. Согнутая нога скользит носками по ноге, не отрываясь от пола. На «три-четыре» зафиксировать это положение. На «раз-два» медленно выпрямить ногу и вернуть в исходное положение. То же и с другой ноги.
Упражнение 6.И.п. - то же, руки ладонями вниз вдоль туловища. На счет «раз» выбросить правую ногу вверх на 90 градусов, сильно вытянув пальцы ног и колено. На счет «два» медленно опустить ногу ви.п. так же с левой ноги. Броски могут выполняться вперед и в сторону.

Упражнение 7. И. п. - сидя на полу с опорой на руки сзади. На счет «раз»-носки на себя; на счет «два»- вытянуть носки, стараясь коснуться пальцами пола. Повторить 16 раз. Сочетать с поочередным сгибанием и разгибанием стоп. Это упражнение способствует увеличению подвижности голеностопного сустава, эластичности голени и стопы.

Упражнение 8. И. п. - стоя на коленях, наклониться вперед, предплечья на полу. На счет «раз- два- три- четыре» потянуться плечами к полу. На счет «пять- шесть- семь- восемь» вернуться в исходное положение (12 раз). Это упражнение повышает подвижность локтевого сустава, эластичность мышц плеча и предплечья.

Упражнение 9.И. п. - лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. На счет «раз-два- три- четыре» прогнуться, опираясь на локти и не отрывая таз и голову от пола. На счет «пять- шесть- семь- восемь» вернуться в исходное положение. Повторить 16 раз. Это упражнение улучшает гибкость позвоночника.

Упражнение. 10.И.п. - сидя на полу с опорой рук сзади. На счет «раз»-приподнять опущенную ногу; на счет «два»- вернуться в и.п. То же другой ногой. То же с вращениями стопы вовнутрь. Каждое вращение .повторить по четыре раза. Это упражнение способствует увеличению подвижности голеностопного сустава, эластичности голени и стопы.

Упражнение 11.И.п. - сидя, ноги согнуты, грудь прижата к бедрам, руками взяться за пятки. На счет «раз- два- три- четыре» попытаться выпрямить ноги, не отрывая туловища от ног. На счет «пять- шесть- семь- восемь»-вернуться в и.п. Повторить 12 раз. Это упражнение улучшает гибкость позвоночника.

Упражнение 12.И.п. - лечь на пол на живот, разведенные ноги согнуть, руками взяться за стопы. На счет «раз- два- три- четыре» попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища. На счет «пять- шесть-семь- восемь» вернуться в и.п. Повторить 16 раз. Это упражнение улучшает гибкость позвоночника.

Упражнение 13.Ип. - лечь на спину, рук за голову, ноги согнуты. На счет «раз- два» постараться коснуться коленями пола справа, голову повернуть налево. На счет «три- четыре» вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить 16'раз. Это упражнение улучшает гибкость позвоночника.
Упражнение 14.И.п. - лежа на спине. На счет «раз» согнуть правую ногу, взявшись руками за голень. На счет «два» выпрямить ногу с помощью рук. На счет «три»- как на счет «раз». На счет «четыре» вернуться ви.п. То же другой ногой. Повторить 16 раз. Это упражнение для улучшения подвижности тазобедренных суставов. И эластичности мышц бедра.

Упражнение 15.И.п. - лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. На четыре счета поставить ноги на пол за головой; на четыре счета вернуться ви.п. Повторить 12 раз. Это упражнение улучшает гибкость позвоночника.

Упражнение 16.И.п. - сидя на полу. На счет «раз- два- три» наклон вперед, стараясь грудью коснуться ног, руки вперед, ноги в коленях не сгибать. На счет четыре вернуться в и. п. Повторить 16 раз. Это упражнение выполняют для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.

Упражнение 17.И.п. - сидя на полу, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову. На счет «раз- два» наклониться вправо, стараясь коснуться локтем пола за коленом правой ноги. На счет «три- четыре» вернуться в и.п. То же в другую сторону. Повторить 16 раз. Улучшает гибкость позвоночника. (Можно добавить наклон вперед)

Упражнение 18.И.п. - сидя с опорой на руки сзади, ноги согнуть врозь. На счет «раз» опустить правое колено вовнутрь, стараясь коснуться им пола. На счет «два» вернуться в и. п. То же другой ногой. То же одновременно двумя ногами. Повторить 16 раз. Это упражнение выполняют для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.

Упражнение 19.И. п. - сидя на коленях и пятках. На счет «раз- два- три» выпрямиться, прогнуться, стараясь вывести бедра как можно больше вперед. На счет «четыре» вернуться ви.п. Повторить 12 раз. Это упражнение выполняют для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.

Упражнение 20.И.п. - сидя с опорой рук сзади. Поочередное сгибание ноги как при езде на велосипеде. Повторить 10-12 раз. Улучшает гибкость коленных суставов.

Упражнение 21.И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет «раз» поднять правую прямую ногу, на счет «два» - левую, на счет «три»- опустить правую, на счет «четыре» - левую. Одновременное поднимание обеих ног. Улучшает мышцы пресса.
Упражнение 22.И.п. - лежа на боку, упор на руки. На счет «раз»- поднять ногу, на счет «два»- опустить. На счет «три» и «четыре» - то же самое. На счет «раз»- согнуть в колене, на «два» - выпрямить вверху, «три»- согнуть, «четыре»- вернутся в и.п.

Упражнение 23.И.п. - упор на коленях. На «раз»- мах правой ногой назад, левая рука поднимается вверх. «Два»- и.п. «Три» - мах левой ногой назад, правая рука вверх. Руки стараться поднимать как можно выше.

Упражнение 24.И.п. - лежа на животе. Поднять вытянутые ноги назад над полом, прогнуться, руки назад. Удержать это положение некоторое время. Затем опустить руки и ноги на пол, расслабить мышцы. Можно выполнять это упражнение с поднятыми руками.

Упражнение 25.И.п. - лежа на спине, руки вверх. Согнуть ноги, прижать колени к груди. Вернуться ви.п., потянуться руками вверх, вытянуть подъем,, прижать поясницу к полу.

Упражнение 26.«Кошечка». И.п. - упор на коленях. «Раз- два»- спину прогнуть, голову поднять до предела вверх. «Три- четыре»- спину выгнуть, голову опустить вниз.

Упражнение 27.И.п. - лежа на животе. Согнуть ноги в коленях и захватить стопы руками. Удерживать это положение несколько секунд. В дальнейшем постараться достать пол перед головой, рукам надо браться за бедра.

Упражнение 28.И. п. - стоя на коленях, руки опущены вниз. «Раз- два»-правую ногу вытянуть вперед в сторону на носок, наклон к правой ноге. Левой рукой коснуться носка правой ноги, правую руку назад. «Три- четыре» -и.п. Повторить в другую сторону.

Упражнение 29.«Рыбка». И.п. - лежа на животе. Упираясь на руки, прогнуть спину назад. Согнув ноги в коленях, стараясь коснуться ногами головы.

Упражнение 30.«Шпагат». Если мышцы паха уже хорошо растянуты, сядьте на «шпагат». Ноги должны быть прямые, стопа спереди вытянута, а сзади «утюгом» (сокращенная стопа). Противоположное передней руке плечо • отведено вперед. Упражнение развивает выворотность и танцевальный шаг.
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства.

Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классикой.

Занятия классики полезны очень для детей. С раннего возраста закладывается правильная осанка и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника. На уроке классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.

Обучение классическому танцу включает в себя: изучение основных позиций рук, ног и постановки корпуса, ознакомление с профессиональной терминологией, историей развития балета, постановку маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и т.д.

Все движения классического танца строятся на основе выворотности. В теории классического танца разработано учение о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croisee) и нескрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans).

Выворотность - термин, обозначающий одно из важнейших, профессиональных качеств артиста балета. Выворотность необходима для танцовщика при исполнении любого сценического танца (в особенности - классического). Кроме того, выворотность способствует чистоте пластичных линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.

Спина - это не только устойчивость во время танца, но и вся красота вертикальных линий. Без сильной спины невозможно выполнить повороты.



В классическом танце приняты пять позиций ног, исполняемые таким образом, что ноги как бы вывернуты вовне (отсюда термин «выворотность»). Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернута должна быть вся нога, начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий принимать необходимое положение.

Первая позиция: ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.
Вторая позиция: сходна с первой, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину ступни (т.е. примерно на 33 см).
Третья позиция: ступни прилегают одна к другой таким образом, что пятка одной ступни соприкасается с серединой другой ступни (т.е. одна стопа наполовину закрывает другую). Эта позиция в настоящее время используется редко.
Четвертая позиция: выворотные ступни стоят параллельно друг другу примерно на расстоянии одной стопы (33 см). Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом, вес распределяется равномерно.
Пятая позиция: сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой.

 

Общая терминология

Выворотность   –   раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах

Опорной ногой называется нога, на которую переводится центр тяжести корпуса исполнителя независимо от ее движения

Работающей ногой называется нога, выполняющая движение, в то время, когда тяжесть корпуса исполнителя приходится на опорную ногу

Вытянуть   –   применяется при одновременном выпрямлении ноги в колене и подъеме

Нога вытянута   –   нога вытянута в колене и подъеме

Нога присогнута   –   положение на полуприседании

Поднять   –   применяется при поднимании ноги с одновременным указанием положения колена и подъема

Поставить   –   применяется при постановке ноги на носок или пятку без переноса тяжести корпуса

Бросок ногой   –   применяется при резком и быстром поднимании ноги

Подъем вытянут   –   нога вытянута в подъеме, пальцы вытянуты

Подъем сокращен   –   нога сильно сокращена в подъеме, носок поднят

Положение скошенного подъема   –   вытянутая стопа повернута в голеностопном суставе носком внутрь.

Нога на носке   –   нога стоит на кончике большого пальца. Подъем вытянут.

Нога на ребре стопы   –   положение, когда нога ставится на ребро внешней или внутренней стороны стопы.

Низкие полупальцы   –   пятка слегка отделена от пола.

Средние полупальцы   –   пятка приподнята над полом.

Высокие полупальцы   –   пятка высоко поднята над полом.

Пальцы   –   танец на концах всех пальцев при вытянутом подъеме.






Существует перечень общепринятых положений ног (вернее, положения стоп на полу). Во всех этих позициях подразумевается, что опора приходится на обе ноги равномерно. Позиции ног являются отправной точкой последующего комбинирования поз и движений:

I открытая позиция   –   пятки сомкнуты, носки разведены в стороны (180°)

II открытая позиция   –   ноги находятся на расстоянии одной ступни друг от друга, носки разведены в стороны (180°)

III открытая позиция   –   пятка одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны (180°)

IV открытая позиция   –   одна нога находится впереди другой на расстоянии одной ступни; носок ноги, стоящей впереди, находится напротив пятки ноги, стоящей сзади

V открытая позиция   –   пятка одной ноги приставлена к носку другой, носки разведены в стороны

I прямая позиция (VI позиция)   –   обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп

II прямая позиция   –   обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга

III прямая позиция   –   обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, пятка одной ноги находится у середины стопы другой

IV прямая позиция   –   ноги поставлены по одной линии друг перед другом на расстоянии стопы

V прямая позиция   –   ноги поставлены по одной линии друг перед другом, пятка одной ноги соприкасается с носком другой

Пять свободных позиций   –   во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями

I закрытая позиция   –   носки повернуты внутри, пятки разведены в стороны

II закрытая позиция   –   носки повернуты внутрь на расстоянии стопы друг от друга, пятки разведены в стороны.






Также существует несколько общепринятых терминов для положений рук – позиций рук, разработанных и длительно применяемых в практике классического и характерного танца:

I позиция   –   закругленные в локтях руки подняты впереди корпуса на уровне диафрагмы

II позиция   –   руки разведены в стороны, округло согнуты в локтях

III позиция   –   округленные в локтях руки подняты вверх

IV позиция (на поясе)   –   согнутые в локтях руки лежат ладонями сбоку на талии; большой палец кисти сзади, четыре других, собранных вместе, спереди

V позиция (на груди)   –   руки скрещены перед грудью, но не прикасаются к корпусу; пальцы, собранные вместе, лежат поверх плеча разноименной руки, чуть выше локтя

VI позиция (за головой)   –   руки согнуты в локтях и заведены ладонями за голову

VII позиция (за спиной)   –   руки согнуты в локтях и положены тыльной стороной кисти за спину на пояс; локти разведены в стороны.

Корпус ровный   –   позвоночник находится в состоянии физиологического положения

Наклон вперед   –   позвоночник согнут в поясничном отделе, корпус наклонен вперед от талии

Наклон назад   –   корпус от талии отклонен назад

Наклон в сторону   –   корпус от талии наклонен в сторону (вправо или влево).

Скручивание туловища   –   поворот верхней части туловища по отношению к нижней по продольной оси.

Поднять   –   применяется при поднимании ноги с одновременным указанием положения колена и подъема.

Поставить   –   применяется при постановке ноги на носок или пятку без переноса тяжести корпуса.

Отвести   –   движение ноги в сторону (вправо или влево), затем назад, назад-вправо или назад-влево.

Подвести (ногу к ноге)   –   применяется при движении работающей ноги к опорной без переноса тяжести корпуса на опорную ногу. Движение может исполнятся без отрыва от пола или поднятой ногой.

Провести   –   применяется при движении ногой по трем направлениям: вперед, вперед-вправо, вперед-влево, тяжесть корпуса на опорной ноге.

Приподнять   –   применяется при незначительном поднимании ноги также с указанием положения колена и подъема.

Приставить (ногу к ноге)   –   применяется при одновременном распределении тяжести корпуса на обе ноги.

Подставить (ногу к ноге)   –   применяется при одновременном переводе тяжести корпуса на подставляемую ногу.

Переступить   –   применяется на месте, при небольшом шаге, при подставке работающей ноги к опорной с одновременным переносом тяжести корпуса.

Перескочить   –   применяется при подмене ноги прыжком.

Подскочить (подскок)   –   применяется при небольшом, почти скользящем прыжке на двух или одной ноге ( может быть подскок с продвижением).

Притопнуть   –   применяется при одновременном переносе тяжести корпуса на ударяющую об пол ногу.

Ударить   –   применяется когда удар делается без переноса тяжести корпуса на ударяющую ногу

Бросок ногой   –   применяется при резком и быстром поднимании ноги.

Выпад   –   применяется при движении, имеющем характер падения на шагающую ногу с одновременным сгибанием колена работающей ноги.

Прыжок   –   применяется при большом прыжке: на месте или с продвижением.

Шаг на ногу   –   применяется, если перед шагом нога была поднята.

Шаг ногой   –   такое движение, при котором одновременно с шагом переносится тяжесть корпуса на шагающую ногу.

Прыжок   –   применяется при большом прыжке: на месте или с продвижением.



 

Терминология классического танца

Pas (па)   –   шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».

Pas d`actions (па де акшн)   –   действенный танец.

Pas de deux (па де де)   –   танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.

Pas de trois (па де труа)   –   танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.

Pas de quatre (па де карт)   –   танец четырех исполнителей.

 

Adagio (адажио)   –   медленно, медленная часть танца.



Allegro (аллегро)   –   быстро, прыжки.

Allongee (алонже)   –   от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.

Degage (дегаже)   –   освобождать, отводить.

Aplomb (апломб)   –   устойчивость.

Preparation (препарасьон)   –   приготовление, подготовка.

Port de bras (пор де бра)   –   упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

En face (ан фас)   –   прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.

Croisee (круазе)   –   поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

Efface (эфасэ)   –   развернутое положение корпуса и ног.

Ecartee (экартэ)   –   отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

En tournant (ан турнан)   –   от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.

En dedans (ан дедан)   –   внутрь, в круг.

En dehors (ан деор)   –   наружу, из круга.

Petit (пти)   –   маленький.

Demi (деми)   –   средний, небольшой.

Grand (гранд)   –   большой.

Arabesque (арабеск)   –   поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.

Attitude (аттитюд)   –   поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.

Tire-bounchon (тир бушон)   –   «закручивать, завивать»; поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.

Passe (пассе)   –   от гл. «проводить, проходить»; связующее движение, проведение или переведение ноги.

Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье)   –   положение одной ноги на щиколотке другой, опорной.  

Plie (плие)   –   приседание.

Demi-plie (деми плие)   –   маленькое приседание.

Grand-plie (гранд плие)   –   большое приседание.

Battement (батман)   –   размах, биение.

Battement tendu (батман тандю)   –   отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.

Jete (жете)   –   бросок ноги на месте или в прыжке.

Grand battement (гранд батман)   –   большой батман.

Battement frappe (батман фраппэ)   –   движение с ударом, или ударное движение.

Battement double frappe (батман дубль фраппэ)   –   движение с двойным ударом.

Battement fondu (батман фондю)   –   мягкое, плавное, «тающее» движение.

Soutenu (сотеню)   –   от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».

Battement soutenu (батман сотеню)   –   выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.

Battement developpe (батман девлоппе)   –   раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90* в нужное направление.

Releve (релеве)   –   от гл. «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.

Relevelent (релевелян)   –   медленный подъем ноги на 90*.

Petit battement (пти батман)   –   маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Balancoire (балансуар)   –   «качели», применяется в grand battement jete.

Balance (балансе)   –   «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.

Batterie (батри)   –   барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Pas de bourree (па де буре)   –   чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Dessus-dessous (десю-десу)   –   верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.

Pas couru (па курю)   –   пробежка по шестой позиции.

Pas de bascue (па де баск)   –   шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.

Rond (ронд)   –   «круг, круглый»

Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер)   –   круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.

Rond de jambe en l`air (ронд де жамб ан лер)   –   круг ногой в воздухе.

Port de bras (пор де бра)   –   наклоны корпуса, головы.

Renverse (ранверсе)   –   от гл. «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.

Tour (тур)   –   поворот.

Tour chaine (тур шене)   –   «сцепленный, связанный»;быстрые повороты, следующие один за другим.

Tour en l`air (тур ан лер)   –   тур в воздухе.

Pirouette (пируэт)   –   «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.

Fouette (фуэте)   –   от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.

Sauté (соте)   –   прыжок на месте по позициям

Saute (соте)   –   прыжок на месте по позициям.

Sissonne (сисон)   –   вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne simple (сисон симпл)   –   простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne fermee (сисон ферме)   –   закрытый прыжок.

Sissonne tombee (сисон томбе)   –   прыжок с падением.

Sissonne ouverte (сисон уверт)   –   прыжок с открыванием ноги.

Assemble (ассамблее)   –   от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.

Changement de pieds (шажман де пье)   –   прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).

Echappe (эшаппэ)   –   прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.

Glissade (глиссад)   –   «скольжение»; прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Cabriole (кабриоль)   –   прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.

Coupe (купэ)   –   подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.

Pas ballonne (па балонэ)   –   раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.

Pas ballotte (па балоттэ)   –   колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Pas emboite (па амбуате)   –   от гл. «вкладывать, вставлять, укладывать»; прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

Pas chasse (па шассе)   –   партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Pas ciseaux (па сизо)   –   ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.

Pas de chat (па де ша)   –   кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.

Jete ferme (жете фермэ)   –   закрытый прыжок

Jete passé (жете пассе)   –   проходящий прыжок.

Brise (бризе)   –   разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков з заносками.



Entrechat (антраша)   –   прыжок с заноской.

Танцевальные термины







  1   2

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Методические рекомендации педагогу дополнительного образования