• Требования к уровню освоения содержания дисциплины
  • Содержание разделов дисциплины (модуля)/
  • Тема 2. Технические аспекты в работе с музыкально-компьютерными технологиями.
  • Тема 3. MIDI -технологии.
  • Тема 4. Развитие музыкального слуха в процессе электронного музицирования.
  • Тема 5. Музыкальные проигрыватели.
  • Тема 6. Программы для пения караоке.
  • Тема 7. Музыкальные конструкторы.
  • Тема 8. Музыкальные энциклопедии.
  • Тема 9. Интернет-технологии.
  • Тема 10. Программное обеспечение нотных изданий.
  • Темы для самостоятельного изучения.
  • Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины Основная

  • Скачать 118.37 Kb.


    Дата18.05.2018
    Размер118.37 Kb.
    ТипМетодические рекомендации

    Скачать 118.37 Kb.

    Методические рекомендации по изучению дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии»



    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    по изучению дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии»

    по направлению подготовки специалиста по специальности

    071401.65 Социально-культурная деятельность

    Цель курса - формирование у студентов знаний, умений и навыков применения музыкально-компьютерных технологий в учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательной школе и учреждениях культуры.

    Задачи курса:формирование системы знаний в области мультимедийных, в том числе музыкально-компьютерных технологий; развитие навыков анализа и пользования различными компьютерными программами в сфере музыки; стимулирование готовности и способности к самосто­ятельному освоению компьютерных программ; установление междисциплинарных связей в области ин­формационных технологий в музыкальном искусстве и других областях художественного образования; использование основного понятийного аппарата, необхо­димого для работы с музыкальным компьютером; активизация исследовательского потенциала как способ­ности решать профессиональные задачи.
    Требования к уровню освоения содержания дисциплины: курс основан на знаниях полученных студентами по дисциплине «Информатика», «Работа на компьютере со звуком», «Основы композиции и компьютерной аранжировки», «Работа на компьютере с нотной графикой».

    В результате обучения студенты должны знать:



      1. функциональных возможностях и особенностях программных средств, применяемых при обработке звука;

      2. - целевые установки при решении проблемы конфигурации компьютера и выбора программных средств;

      3. параметры звука и их влияние на дальнейшую обработку материала;

      4. сущности и возможностях технологии midi;

      5. особенности взаимодействия файлов разных программных средств;

      6. технические характеристики наиболее распространенных типов музыкального оборудования и комплектующих;

      7. влияние музыкально-теоретических, искусствоведческих знаний на процесс создания музыкальных композиций;

      8. поиск и оперирование музыкальной информацией в сети Internet.


    Студенты должны уметь:

    1. набирать и редактировать нотный материал;

    2. настраивать средства операционной системы компьютера и прикладные музыкальные программы для прослушивания и записи звука;

    3. определять качество звучания, находить пути его улучшения;

    4. проводить первичную оценку программного средства;

    5. находить и прослушивать музыкальную информацию в сети Internet, проводить копирование файлов на компьютер.


    Содержание разделов дисциплины (модуля)/

    Содержание разделов дисциплин:


    Тема 1. Внедрение музыкально-компьютерных технологий.

    Актуальность. Музыкально-образовательные и игровые программы в учебном процессе: музыкальные проигрыватели, программы для пения караоке, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии; обучающие программы; программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.


    Тема 2. Технические аспекты в работе с музыкально-компьютерными технологиями.

    Технологии записи. Цифровой тракт. Звук в компьютере. Цифровой и аналоговый тракт записи. Устройство звуковой карты. Классификация звуковых карт. Технические параметры микрофонов. Виды микрофонов.


    Тема 3. MIDI-технологии.

    Стандарты MIDI. Стандарт General MIDI: история, использование General MIDI. Стандарт Roland GS. Стандарт Yamaha XG. Спецификация XG. Синтезаторы и MIDI-клавиатуры. MIDI-технологии: термин, цель MIDI. MIDI-разъемы.


    Тема 4. Развитие музыкального слуха в процессе электронного музицирования.

    Факторы развития музыкального слуха в процессе электронного музиицирования. Роль синтезатора в процессе музыыкального обучения.


    Тема 5. Музыкальные проигрыватели.

    Возможности использования программ Windows Media Player, WinAmp. Специфика применения программ-проигрывателей на уроке музыки (управление, интерфейс).


    Тема 6. Программы для пения караоке.

    Назначение. Достоинства. Караоке-проигрыватели GalaKar, Vanbascos karaoke. Использование Интернет-ресурсов. Создание композиций.


    Тема 7. Музыкальные конструкторы.

    Достоинство музыкальных конструкторов. Основные конструкторы. Создание музыки на основе программ-конструкторов: художественные проблемы. Применение музыкальных конструкторов в рамках творческих заданий.


    Тема 8. Музыкальные энциклопедии.

    Назначение музыкальных энциклопедий. «Энциклопедия классической музыки». «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Применение материалов из электронных музыкальных энциклопедий на уроках музыки.


    Тема 9. Интернет-технологии.

    Роль компьютерных технологий на уроках музыки. Использование электронных энциклопедий и справочников. Использование Интернет-технологий на уроках музыки. Ссылки в Интернете: нотные архивы, клавиры, партитуры, русская музыка, словари в рассказах, каталог ссылок академической музыки, старинная музыка, различные музыкальные стили, направления, уроки музыки.


    Тема 10. Программное обеспечение нотных изданий.

    Обзор программ по редактированию нотнй записи на компьютере. Гласное меню в программах SONAR и Finale. Инструментальные средства редактирования.Способы ввода нот в программе Finale. Основные инструменты редактирования нот в SONAR. Средства редактирования нотной записи в программе Finale.


    Темы для самостоятельного изучения.

    п/п


    Наименование раздела дисциплины.

    Темы


    Формы

    самостоятельной



    работы

    Кол-во часов

    Форма контроля выполнения самостоятельной работы

    1.


    Внедрение музыкально-компьютерных технологий в школе.

    Основные направления работы с применением музыкально-компьютерных технологий в школе


    6

    Проверка самостоятельного задания

    2.

    Технические аспекты в работе с музыкально-компьютерными технологиями.

    Что такое звук?


    6

    Обсуждение в студенческой группе.

    3.

    MIDI-технологии

    Какие музыкальные устройства могут получать и принимать информацию от MIDI?

    8

    Обсуждение в студенческой группе.

    4.

    Клавишные синтезаторы.

    Возможности использования синтезатора в учебном процессе.

    6

    Обсуждение в студенческой группе.

    5.

    Развитие музыкального слуха в процессе электронного музицирования.

    Подобрать музыкальный материал по различным видам музыкального творчества учащихся в процессе электронного музицирования.

    12

    Проверка самостоятельного задания.

    6.

    Музыкальные проигрыватели.

    Составить таблицу используемых программ-проигрывателей.

    6

    Обсуждение в студенческой группе.

    7.

    Программы для пения караоке.

    Методические приемы использования караоке на уроках музыки.

    6

    Проверка самостоятельного задания.

    8.

    Музыкальные конструкторы.

    Методика работы в программе-конструкторе.

    6

    Проверка самостоятельного задания.

    9.

    Музыкальные энциклопедии.

    Применение материалов из электронных музыкальных энциклопедий на уроках музыки.

    6

    Проверка самостоятельного задания.

    10.

    Обучающие программы.

    Содержание программ DoReMix, Microsoft Music Producer, Magix Music Maker.

    8

    Обсуждение в студенческой группе.

    11.

    Интернет-технологии.

    Таблица электронных ссылок по различным разделам музыкального образования

    8

    Проверка самостоятельного задания

    12.

    Программное обеспечение нотных изданий.

    Способы ввода нот в программах SONAR и Finale.


    10

    Обсуждение в студенческой группе.

    13.

    Компьютерная аранжировка.

    Особенности компьютерной аранжировки и компьютерные приемы аранжировки: анализ.

    6

    Проверка самостоятельного задания

    14.

    Основы звукорежиссуры

    Оборудование современной студии звукозаписи.

    6

    Обсуждение в студенческой группе.



    Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины



    Основная:

    1. MIDI-технологии в картинках и таблицах. Музыка и Электроника, 2006, № 1, С. 62-66.

    2. Беличенко В. В., Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 220 с.

    3. Белунцов В. Звук на компьютере. Трюки и эффекты (+CD). – СПб.: Питер, 2005. – 448с.: ил. – (Серия «Трюки и эффекты»).

    4. Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера. Справочник. – СПб., 2000.

    5. Бороздин А.О. Караоке на уроке. Новые информационные технологии в общем музыкальном образовании. // Музыка в школе. 2006. № 5. С. 69-72.

    6. Бороздин А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе / А.О. Бороздин /

    7. Бороздин А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

    8. Браун Р. Компьютер-композитор. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере. Эком. – М., 1998.

    9. В. Белый Синтезатор. // Искусство в школе. 2006. № 3. С. 48-52.

    10. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Т. 1. 2009. 175 с.; Т. 2. 2010. 210 с.; Т. 3. 2011.

    11. Горбунова И. Б. Музыкальный звук: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2006. 165 с.

    12. Горбунова И. Б., Заливадный М. С., Кибиткина Э. В. Музыкальное программирование: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 195 с.

    13. Горбунова И. Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 160 с.

    14. Горбунова И. Б., Привалова С. Ю. Музыкальный инструмент для каждого ребенка. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 117 с.

    15. Горбунова И. Б., Чёрная М. Ю. Электронные музыкальные инструменты. Учебное пособие. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, кн. первая, 2011. 160 с.; кн. вторая, 2012. 214 с.

    16. Гордеев О. Программирование звука в Windows. – СПб., 1999.

    17. Д. Заморский Почему CASIO? // Музыка в школе. 2007. № 4. С. 63-65.

    18. Деревенских В.В. Музыка на РС своими руками. – СПб., 2001.

    19. Дубровский Д.Ю. Компьютер для музыкантов – любителей и профессионалов. 2-е изд. – М., 1999.

    20. Живайкин П. 600 звуковых и музыкальных программ.

    21. Завырылина С.Н. Использование информационно-компьютерных технологий в классе компьютерной аранжировки. // Музыка и Электроника, 2005, № 3, с. 13-14.

    22. Загуменнов А.П. Компьютерная обработка звука / Загуменнов А.П. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: НТ Пресс, 2004. Белунцов В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. – М., 2003.

    23. Загуменнов А.П. Компьютерная обработка звука / Загуменнов А.П. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : НТ Пресс, 2004.

    24. Красильников И. Исполнительские составляющие аранжировки для электронных музыкальных инструментов // Искусство в школе. 2006. - № 5. – С. 44 – 46.

    25. Красильников Содержание и методы обучения музицированию на компьютере в общеобразовательной школе.

    26. Левин А.Ш. Самоучитель компьютерной музыки. – СПб.: Питер, 2006. – 398 с.: ил.

    27. Лоянич А.А. Компьютер в помощь музыканту / Лоянич А.А. – М. : НТ Пресс, 2006. 256 с.

    28. Математика и информатика: Учебник для гуманитарных факультетов пед. вузов. – СПб., 2001.

    29. Мой инструмент синтезатор. 7 аранжировок. / Сост А. Танонов. - СПб., 2000.

    30. Н.А. Глаголева Использование синтезатора в преподавании музыки в общеобразовательной школе / Н.А. Глаголева / Музыка в школе. 2006. № 1.

    31. Развитие музыкального слуха у младших школьников в процессе электронного музицирования. // Музыка в школе. 2005. № 3. С. 56-57.

    32. Секреты создания музыкальных произведений в нотаторе Sibelius 6
      В.И. Козлин ДМК Пресс, 2011 г.

    33. Тарачева О. Компьютерные технологии на уроках музыки // Искусство в школе. 2007. - № 6. – С. 47.

    34. Харуто А.В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук. – М., 2000.


    Дополнительная:

    1. Деревенских В.В. Музыка на РС своими руками [Текст] /. – СПб., 2001.

    2. Дубровский Д. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов. [Текст] / Триумф. – М., 1999.

    3. Дубровский Д.Ю. Компьютер для музыкантов – любителей и профессионалов[Текст] /. 2-е изд. – М., 1999.

    4. И. Красильников Гармонизация мелодии на занятиях по классу синтезатора [Текст] / И. Красильников // Искусство в школе. -2006. -№ 1. -С. 47-49.

    5. И. Красильников Исполнительские составляющие аранжировки для электронных музыкальных инструментов[Текст] / Красильников И. / Искусство в школе. 2006. № 5.

    6. И.Красильников / Обучение аранжировке музыки на синтезаторе[Текст]. // Музыка в школе. № 2. 2002.

    7. Об особенностях развития техники игры на клавишном синтезаторе [Текст] // Музыка в школе. 2007. № 2. С. 67-72.

    8. Петелин Р., Петелин Ю. «Примочки» и плагины [Текст]. – СПб., 2001.

    9. Петелин Р. SONAR. Секреты мастерства. [Текст] / Р. Петелин // – СПб., -2002.

    10. Рабин Д. Музыка и компьютер. [Текст] / Д. Рабин //– Минск, -1998


    система, используемая для оценивания знаний студентов по дисциплине

    «Зачёт»:


    Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.

    Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном формированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному.

    Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

    Теоретическое содержание дициплины освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки

    «Незачёт».

    Теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному.



    Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения: учебных заданий не выполнено либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методические рекомендации по изучению дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии»

    Скачать 118.37 Kb.