• Введение Цели и задачи изучения дисциплины
  • Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
  • Значение изучения учебной дисциплины при подготовке специалиста.
  • Требования к результатам освоения дисциплины.
  • Взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами учебного плана.
  • Особенности изучения данной учебной дисциплины
  • Раздел 1. Язык и культура речевого общения сотрудников органов внутренних дел.
  • Раздел 2. Служебные документы сотрудников органов внутренних дел.
  • Итого: 4 4
  • Методические указания и порядок изучения дисциплины по каждой теме На самостоятельную работу отводится 64 часа. Тема 1.
  • Упражнение 1.
  • Упражнение 6.
  • Вопросы для самоконтроля



  • страница1/8
    Дата10.05.2018
    Размер1.82 Mb.
    ТипМетодические рекомендации

    Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения


      1   2   3   4   5   6   7   8

    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ

    КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ СОЦИАЛЬНО-Экономических и информационно-правовых дисциплин


    УТВЕРЖДАЮ

    Начальник кафедры гуманитарных социально-экономических и информационно-правовых дисциплин,

    кандидат исторических наук, доцент,

    полковник полиции

    Пеструилов А.С.

    « » 2017 г.





    Дисциплина:

    Русский язык в деловой документации

    специальность

    40.05.02 Правоохранительная деятельность

    специализация

    Оперативно-розыскная деятельность

    узкая специализация

    Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска

    Методические рекомендации по изучению дисциплины


    слушателями заочной формы обучения




    Рассмотрен и утвержден

    на заседании кафедры ГСЭиИПД

    протокол № ___

    от « __ » ________ 2017 г.



    Подготовил:

    К.п.н., доцент

    доцент кафедры
    Н.А. Артеменко




    НОВОРОССИЙСК

    2017



    1. Введение


    Цели и задачи изучения дисциплины
    Цель дисциплины: формирование образцовой языковой личности специалиста, речь которого соответствует нормам, принятым как в образованной среде, так и в сфере профессионального общения.

    Задачи дисциплины:

    1. повышать культуру речи, уровень орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности;

    2. формировать и развивать навыки и умения в области деловой и научной речи, написания и защиты учебно-научной работы;

    3. развивать юридическое сознание и юридическую культуру, умения и навыки письменной речи в деловом и профессиональном общении;

    4. расширять знания обучаемых о нормативных аспектах современного русского языка;

    5. формировать способность к оптимальному выбору языковых средств, необходимых для построения текста в соответствии с коммуникативной ситуацией и целью коммуникации;

    6. повышать уровень культуры обучаемых;

    7. воспитывать чувство уважения к языку, речи как части общенациональной культуры.


    Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Русский язык в деловой документации» является дисциплиной базовой части (Б1.Б8) учебного плана, преподается на 2 курсе заочной формы обучения.

    Знания, умения и компетенции, необходимые для начала изучения дисциплины, должны быть сформированы на предшествующем этапе обучения (среднее полное общее образование).

    В результате их освоения обучающийся должен:

    знать:

    - основные логические понятия и категории, необходимые для осуществления профессиональной деятельности на основе логического мышления;

    - основы делопроизводства и режима секретности.

    уметь:

    - правильно применять полученные знания в практической деятельности, в процессе получения, проверки, анализа информации;

    - применять понятия с четко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждений;

    - составлять деловую документацию в соответствии с государственным стандартом и требованиями к содержанию и оформлению основных реквизитов документов.



    владеть:

    - навыками проблемного мышления, распознания логических ошибок в профессиональной деятельности;

    - основами делопроизводства.
    Значение изучения учебной дисциплины при подготовке специалиста. Освоение данной дисциплины предполагает формирование устной и письменной речи в профессиональной юридической деятельности, углубление и систематизацию знаний норм функциональных стилей современного русского языка. Курс способствует активному овладению нормами официально-делового стиля, привитию навыков стилистического анализа и составлению юридических текстов разных типов. Основные стилистические, лексические, морфологические, синтаксические нормы русского языка даются применительно к юридической практике, предполагается анализ типичных ошибок, допускаемых на практике при составлении процессуальных документов. Освоение курса позволит повысить общую речевую культуру будущих юристов и развить навыки устной и письменной речи в правовой сфере.

    Требования к результатам освоения дисциплины.

    Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

    А) общекультурных:

    - способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК – 14).

    Б) профессиональных:

    в правоприменительной деятельности:

    - способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);



    - способностью правильно и полно отражать в оперативно-служебной деятельности результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-26).

    В результате изучения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы следующие знания и умения, необходимые для формирования общекультурных, профессиональных профессионально-специализированных компетенций:




    Код компетенции

    Перечень компонентов

    ОК-14

    1. знать: языковые нормы акцентологии, орфоэпии, орфографии, пунктуации, лексики, грамматики; основные понятия стилистики; особенности правописания и употребления юридической лексики в деловой документации; правила составления и оформления текстов документов; нормы официально-делового стиля, специфику письменного делового общения;

    уметь: употреблять юридическую лексику в деловой речи; составлять тексты различных видов деловых бумаг, правильно оформлять их в соответствии с языковыми и стилистическими нормами; пользоваться научной, справочной литературой;

    владеть: лингвистическим анализом, редактированием, правкой служебных документов.

    ПК-7

    знать: языковые нормы фонетики, орфографии, пунктуации, лексики, грамматики, стилистики; особенности употребления юридической лексики в деловой документации; правила составления и оформления текстов документов; нормы официально-делового стиля, специфику письменного делового общения;

    уметь: составлять деловую документацию, правильно оформлять их в соответствии с языковыми нормами и правилами ее оформления; правильно использовать юридическую лексику в деловой документации; пользоваться научной, справочной литературой;

    владеть: лингвистическим анализом, редактированием, правкой служебных и процессуальных документов.

    ПК-26

    знать: акцентологические, орфоэпические, орфографические, пунктуационные, лексические, грамматические, стилистические нормы русского литературного языка; особенности правописания и употребления юридической лексики в деловой документации;

    правила составления и оформления текстов документов;

    нормы официально-делового стиля, специфику письменного делового общения;

    уметь: правильно употреблять юридическую лексику в деловой речи; составлять тексты деловых бумаг, правильно оформлять их в соответствии с языковыми нормами; пользоваться научной, справочной литературой;

    владеть: лингвистическим анализом, редактированием, правкой служебной и процессуальной документации.



    Взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами учебного плана. Дисциплина «Русский язык в деловой документации» тесно связан с дисциплинами: «Иностранный язык» (виды значений слова, заимствования, лексика общеупотребительная и лексика ограниченной сферы употребления); «Логика» (анализ текстового материала, построение схем предложений и сложного синтаксического целого); «Профессиональная этика и служебный этикет» (употребление определенных языковых формул при составлении разного рода деловых и служебных бумаг и документов). В целом компетенции, формируемые при изучении дисциплины, являются востребованными для всех дисциплин юридического и общегуманитарного профиля.
    Особенности изучения данной учебной дисциплины. Освоение дисциплины позволяет решать проблемы: 1) воспитания гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; 2) развития речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; 3) освоения знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащения словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств; 4) формирования умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

    Решение указанных проблем осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций посредством использования в процессе освоения материала информационно-рецептивного, репродуктивного и частично-поискового методов.

    Освоение каждой темы предполагает знакомство с теоретическим материалом и обязательное выполнение устных и письменных упражнений. В первую очередь выполняются упражнения конструктивного (на образование слов по модели, схеме; на вставку слов в словосочетание, предложение, текст; на составление словосочетаний по образцу, модели, схеме) и аналитического характера (на выявление языковой единицы, на выделение, подчеркивание; на группировку слов; на вставку букв; на языковой разбор и т. д.). После освоения темы будет уместно выполнить упражнения творческого характера (на составление текста; на анализ текста; устные пересказы и рассказы; письменный пересказ).

    Выполнение курсовых проектов по дисциплине не предусмотрено. По окончании освоения дисциплины слушатели сдают зачет. Допускаются к зачету слушатели, успешно сдавшие домашнюю контрольную работу (задания домашней коньрольной работы представлены в конце настоящих рекомендаций).


    Тематический план. Заочная форма обучения, нормативный срок обучения – 6 лет, на базе среднего (полного) общего образования.

    Специализация «Оперативно-розыскная деятельность», узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска»:




    № темы

    Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы

    Л

    С

    ПЗ

    ЛР

    КР

    Всего ауд.

    СР

    Всего

    1 курс




    Раздел 1. Язык и культура речевого общения сотрудников органов внутренних дел.

























    1

    Стилевая система современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля.


    2иф




    2аф







    4

    4

    8

    2

    Фонетические особенности современного делового русского языка.



















    6

    6

    3

    Лексические средства современного русского языка. Лексика деловой документации.



















    6

    6

    4

    Употребление отдельных морфологических средств языка в письменной деловой речи.



















    6

    6

    5

    Трудные случаи орфографии.



















    6

    6

    6

    Синтаксические нормы современного русского языка в деловой документации.



















    6

    6

    2 курс

    7

    Трудные случаи пунктуации.



















    6

    6




    Раздел 2. Служебные документы сотрудников органов внутренних дел.

























    8

    Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление.

    2




    2







    4

    6

    10

    9

    Редактирование текстов документов. Устранение типичных ошибок в деловой речи.



















    8

    8




    Подготовка к зачёту



















    4

    4




    Зачёт



















    6

    6




    Итого:

    4




    4




    2

    8

    64

    72


    1. Методические указания и порядок изучения дисциплины

    по каждой теме
    На самостоятельную работу отводится 64 часа.

    Тема 1. Стилевая система современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля (6 часов).

    Содержание темы: стилевое расслоение современного русского литературного языка. Языковые стили как разновидности языка. Общая характеристика стилей. Официально-деловой стиль как раз­новидность языка, обслуживающего сферу деловых взаимоотношений. Подстили официально–делового стиля (законодательный, административ­но-канцелярский), их особенности. Внутристилевые черты официально-делового стиля: объективность, логичность, ясность, предельная точность, лаконизм, краткость изложения, конкретность, чёткость формулировок, стандартиза­ция речевых средств и др. Законодательный (юридический) подстиль в со­ставе официально-делового стиля, его характеристика. Соотнесённость ре­чи юриста с языковыми стилями. Общелитературная и стилевая нормы. Стилистические ошибки в деловой речи юриста.



    Цель: закрепление знаний о стилевом разнообразии русского языка, о стилевом своеобразии официально-деловой коммуникации, о речевом этикете в письменной деловой коммуникации, формирование навыков грамотной речи в ситуациях делового общения.

    Виды работы: анализ текстов официально-делового стиля, выявление стилевых черт, создание сообщений данного стиля, моделирование ситуаций, приближенных к реальным ситуациям делового общения.

    Упражнения для самостоятельной работы:

    Упражнение 1. Прочитайте тексты. Докажите их принадлежность к официально-деловому стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие деловой речи.

    а) Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерения и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

    б) Инструкция

    1. Перед пользованием будильником следует завести пружину хода, для чего ключ надо вращать до отказа в направлении, указанном стрелкой на крышке у ключевого отверстия.

    2. Кнопку часовой и минутной стрелок поворачивать только в указанном на крышке направлении.

    3. Момент сигнала звонка устанавливать по сигнальной стрелке кнопкой, направление вращения которой указано стрелкой у отверстия. Вначале следует установить стрелку на нужное время, затем завести пружину звонка, для чего вращать ключ в направлении, указанном стрелкой на крышке.

    4. С часами следует обращаться осторожно. Резкие толчки и удары могут повредить часы.

    5. Будильник рекомендуется заводить каждые сутки в одно и то же время.

    6. Во избежание прекращения действия гарантии вскрывать механизм часов, смазывать, разбирать или ремонтировать часы самостоятельно не рекомендуется.

    в) Справка

    Выдана Сергеевой Ирине Ивановне для представления в МУП «Агентство по приватизации жилищного фонда г. Москвы» на предмет оформления договора на приватизацию жилого помещения, в том, что в г. Москва по ул. Илюхина домовладение №1 зарегистрировано в материалах бюро технической инвентаризации.



    Упражнение 2.

    Отметьте признаки официально-делового стиля в приведенных статьях Конституции Российской Федерации. Выпишите из них лексику, словосочетания, характерные для данного стиля. Проанализируйте строение предложений, форму выражения сказуемых во всех случаях и сделайте вывод.

    Глава I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ. 

    Статья 1.

    1. Российская Федерация — Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    2. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равно­значны.

    Статья 2.

    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации. Признание,соблюдение и защита не­отъемлемых прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

    Статья 3.

    1. Носителем суверенитета и единственнымисточником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

    2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    3. Высшим выражением непосредственной власти народа яв­ляется референдум и свободные выборы.

    4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением.

    Упражнение 3.

    В настоящее время в официально-деловой сфере общения появляется много новых слов. Составьте по 2—3 словосочетания со следующими словами:



    Мэр, мэрия, департамент, коммерсант, менеджер, брокер, акция, дивиденд, спонсор, меценат.

    Упражнение 4.

    Из газет, радио- и телепередач подберите еще 10—12 слов, отражающих новые явления в официально-деловой сфере: запишите их и дайте краткое толкование, используя словари.



    Упражнение 5.

    Распределите приведенные ниже слова, словосочетания и выражения по группам:



    а) имеющие официально-деловую окрашенность;

    б) входящие в лексику всех книжных стилей, в том числе и официально-делового;

    в) не употребляющиеся в официально-деловом стиле.

    Иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, один-одинешенек, констатировать, терем, заводище, истец, командировочное удостоверение, заявка на участие, распорядок дня, в окрестностях города, принять к сведению, меланхоличный, делопроизводство.

    Торжественное открытие, короткая память, мешанина, сойти с рук (фраз.), новое назначение, регистрация брака, осви­детельствование, лабораторные испытания, текущий  значении «нынешний»), юнец, тезка, безотлагательно, судить да рядить, уведомление, нижеследующий  акт, необходимо осуществлять.

    Рекламация, неустойка, кассационная жалоба, аукаться, чарующий, ходатайство, в плановом порядке, добрый молодец, кумир толпы, попридержать язык, отгрузка товара, подсчитать свои возможности, избушка, вперегонки, именуемый, морфема, ингаляция, фрезер, поставить в известность.

    Упражнение 6.  

    Выразительные средства языка оживляют нашу речь, делают ее более эмоциональной. Справедливо ли это мнение применительно к стилю деловой речи? Прочитайте и определите, можно ли считать деловым документом заявление, приведенное ниже.

    Определите стиль речи. Назовите жанр. От какого лица ведется повествование?

    Найдите нарушения общепринятых языковых норм:



    а) в подборе слов (их уместность, точность, соответствие данному стилю);

    б) в сочетании слов;

    в) в образовании форм слова; г) в построении предложения.

    Укажите элементы официально-делового стиля, явно не соответствующие изображаемой ситуации, создающие комический эффект.



    Заявление

    Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвра­щаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то со­циально-опасным преступником, который, подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.

    Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, за­явив, что при мне нет казенных денег, а если бы они и были, то я не отдал бы и лучше смерть.

    Тогда взбешенный неудачей преступник снова велел снимать единственное пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном легоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать в дальнейшем службой.

    Сняв с меня еще и галоши государственной резиновой фабрики — и, так сказать, народное достояние, — преступник обратился в бегство.

    Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезен домой.

    Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью и не надеясь на бога как на религи­озный предрассудок, я обращаюсь с покорнейшей просьбой о вы­даче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.

    Конст. Печенкин.

    1. Узнали ли вы «героя» рассказа М. Зощенко «Три документа»? Прочитайте этот рассказ, чтобы узнать до конца историю.

    2. Объясните особенности использования автором языковых средств.

    3. Попытайтесь перестроить приведенные предложения, согласуя их с литературной нормой, и проанализируйте их с точки зрения особенностей лексики, синтаксиса, морфологии.



    Упражнение 7.

    Прочитайте тексты трех законов. Сравните их язык; выявите различия:



    а) в используемой лексике;

    б) в устойчивых словосочетаниях;

    в) в манере, стиле изложения мыслей.

    Чем вызваны эти различия? Какие нравственные нормы общества просматриваются за статьями законов в первом, втором и третьем случаях? Что в них меняется, а что остается вечным, общепризнанным?



    I. Если человек ссыпет свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача, или хозяин дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, то хозяин хлеба должен клятвенно указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне.

    Если человек отдает человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать на хранение.

    Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкуп, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: «Я не возьму твоей дочери», то отец девушки может забрать все, что было принесено ему.  Если человек принесет в дом тестя брачный дар и отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: «Я не отдам тебе моей дочери», то он должен вернуть вдвойне все, что было принесено ему.

    Законы Хаммурапи, царя Вавилона (Законы (законник) Хаммурапи, правившего Вавилоном вXVIII в. до н. э., дошли до нас почти целиком)



    II. Статья 1. Законодательная власть осуществляется двумя собраниями: палатой депутатов и сенатом.

    Палата депутатов назначается всеобщим голосованием, со­гласно условиям, определенным избирательным законом.

    Состав, способ назначения и полномочия сената определяются особым законом.

    Статья 2. Президент республики избирается по абсолютному большинству голосов сенатом и палатой депутатов, соединенных в национальное собрание. Он избирается на 7 лет. Он может быть переизбран.

    Из Конституционного закона об организации государственных властей 25 февраля 1875 г. (Франция)



    III. Титул IX

    Об отцовской власти

    Статья 371. Дети, во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.

    Статья 372. Дети остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения из-под власти.

    Статья 373. Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.

    Статья 375. Отец, который имеет очень серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, может пользоваться следующими мерами исправления.

    Статья 376. Если ребенок не достиг 16 лет, то отец может ли­шить его свободы на срок, который не может превышать месяца; в этих целях председатель трибунала округа должен, по просьбе отца, выдать ордер на арест.

    Из Гражданского кодекса 1804 г. (Кодекс Наполеона)

    Назовите основные стилевые черты, общие их признаки в лексике, морфологии, синтаксисе этих законов.

    Упражнение 8.

    24 декабря 1714 года Петр Первый издал следующий указ. Постарайтесь правильно вслух прочитать его и передать его смысл.



    Понеже многие лихоимства умножались, между которыми и подряды вымышлены и прочие тому подобные дела, которые уже наружу вышли, о чем многие, якобы оправдая себя, говорят, что сие не заказано было, не рассуждая того, что все то, что вред и убыток государству приключить может, суть преступления. И дабы впредь плутам (которые ни во что иное тщатся, точию мины под всякое доброе делать и несытость свою исполнять) невозможно было никакой отговорки сыскать: того ради запрещается всем чинам, которые у дел приставлены, дабы не дерзали никаких посулов казенных и с народа собираемых денег брать торгом, подрядом и прочими вымыслами. А кто дерзнет сие учинить, тот весьма жестоко на теле наказан, всего имения лишен, шельмован и из числа добрых людей извержен или и смертию казнен будет; то же следовать будет и тем, которые ему в том служили, и через него делали, и кто ведали, а не известили, хотя подвластные или собственные его люди, не выкручаяся тем, что страха ради сильных лиц, или что его служитель, а дабы неведением никто не отговаривался велеть всем у дел будучим к сему указу приложить руку, и впредь кто к которому делу приставлен будет прикладывать, а в народе везде прибить печатные листы.

    1. Чтобы легче было воспринять содержание текста, выполните следующие задания: быстро, бегло прочитайте указ, постарайтесь уловить общий его смысл. Выразите его коротко, по-своему, без тщательного редактирования; прочитайте текст еще раз и ответьте на вопросы:

    – Какова его тема: о чем говорится в указе, о каких людях и каких государственных преступлениях? Какие наказания предписаны указом?

    – К кому обращается царь в этом указе, на чью помощь он рассчитывает и прямо говорит об этом?

    2. Прочитайте и разберите указ по предложениям, выявляя все его детали: перечень каких лихоимств дается в указе, чем, чьими интересами мотивируется указ, что, согласно указу, считается преступлением и т. д.

    3. Выпишите и проанализируйте непривычную для вас лексику, непривычные формы слов: их грамматическое значение и современный эквивалент (замена современным словом, формой слова, словосочетанием).

    4. Проведите наблюдение над синтаксисом текста, сделайте общий вывод о соотношении простых и сложных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, о союзах, о месте сказуемого в предложении и морфологических средствах выражения сказуемого.

    5. Обратите внимание на порядок слов в предложениях и словосочетаниях, сопоставьте его с современным порядком слов.

    6. Проанализируйте постановку знаков препинания в тексте указа, сопоставьте ее с современной пунктуационной нормой.

    7. Изложите текст указа (письменно) с соблюдением норм современного литературного языка. Старайтесь не упустить детали. Оставляйте только те устаревшие слова, которые современный читатель правильно поймет в контексте без обращения к справочной литературе.



    Упражнение 9. Используя данный ниже образец, напишите текст протокола собрания класса с повесткой: выборы редколлегии класса.

    Протокол № 2

    собрания учащихся 11 класса средней школы № 1 г. Москвы

    от 22 сентября 2001 года.

    Присутствовало 35 человек.

    Председатель собрания – Р. Мамаев.

    Секретарь собрания – О. Петрова.

    Повестка дня:



    1. Организация помощи отстающим ученикам.
      Слушали: об организации помощи отстающим ученикам; М.О. Озерова, куратор класса, отметила низкую успеваемость некоторых учащихся.

    Постановили:



    1. Организовать индивидуальные занятия с отстающими учениками. Поручить Орлову Сергею заниматься с Сидоровым Игорем по русскому языку, Ивановой Ольге – с Семёновой Анной – по алгебре.

    2. Заслушать отчёты об успеваемости Сидорова и Семёновой на следующем классном собрании (через месяц).

    Председатель собрания ___________ Р. Мамаев

    Секретарь собрания ___________ О. Петрова



    Упражнение 10. Используя данный ниже образец, напишите текст собственного заявления с просьбой освободить Вас от занятий по физкультуре.

    Директору средней школы № 1
    Сергеевой Марине Геннадиевне
    ученика 11 класса
    Фёдорова Сергея Ивановича

    заявление.

    Прошу освободить меня от учебных занятий на пять дней (с 1 по 5 октября 2001 г.) в связи с поездкой в г. Петербург на слёт юных журналистов.



    20.09.01

    С.И. Фёдоров


    Вопросы для самоконтроля:

    1. Что такое язык, речь?

    2. Что такое литературный язык?

    3. Формы существования литературного языка.

    4. Устная и письменная формы литературного языка.

    5. Что такое литературная норма?

    6. Назовите нормы литературного языка.

    7. Приведите примеры 3 степеней нормативности.

    8. Назовите основные языковые особенности публицистического, научно-популярного и официально-делового стилей.


      1   2   3   4   5   6   7   8

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения