• Морфемное строение слова. Словообразование.
  • Словообразовательная норма. Способы образования слов
  • Словосочетание
  • Управление (читать
  • Простые и сложные предложения
  • Сложноподчиненные
  • Пунктуация
  • 1. Русский язык. Учебное пособие для 10 кл.для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения. Л.А.Мурина, Ф.М. Литвинко, и др. Минск, Национальный институт образования. 2009;
  • 2. Русский язык. Учебное пособие для 11 кл. для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения. Л.А.Мурина, ФМ.Литвинко и др.Минск, Национальный институт образования. 2010;
  • 3. Русский язык. Орфография. Пунктуация «Домашний репетитор». Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб. Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2013.

  • Скачать 76.63 Kb.


    Дата07.01.2019
    Размер76.63 Kb.
    ТипМетодические рекомендации

    Скачать 76.63 Kb.

    Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современный русский язык»



    Методические рекомендации по изучению дисциплины

    «Современный русский язык» для учащихся заочной формы обучения.


    При изучении данной учебной дисциплины следует обратить особое внимание на раздел «Фонетика. Орфография. Графика.».
    Фонетика -это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, способы их образования и измененияЗвуки речи делятся на гласные и согласные [а], [о],[э],[у],[и],[ы].Сильная позиция гласных - под ударением,слабая-в безударном положении.

    Согласные звуки бывают парные и непарные по твердости и мягкости, звонкости и глухости.

    Следует запомнить непарные согласные:

    непарные звонкие [р,л,м,н,й] –сонорные;

    непарные глухие [х,ц,ч,щ];

    непарные мягкие [ч,щ,й];

    непарные твердые [ж,,щ,ц].

    Сильная позиция согласных по глухости /звонкости:

    перед гласными звуками и перед [л,м,н,р,й,в] (лука,слой);

    Слабая позиция согласных:

    на конце слова, звонкие перед глухими(оглушение), глухие перед звонкими(озвончение)

    Пример: луг, сказка, сдать.

    Буквы [е,ё,ю,я] могут обозначать два звука:

    1.в начале слова - ель [йэ];

    2.после ъ и ь знака – подъем [йо];

    3.после гласных – пою [йу];

    После согласных звуков е,ё,ю,я обозначают один звук.

    Пример: метод [м”этат].


    Орфография – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов; об употреблении прописных и строчных букв; о переносе слов.

    Проверяемые написания:

    1.окончания –е,-и в именах существительных;

    2.безударные личные окончания глаголов;

    3.гласные о, е , ё после шипящих.

    Пример: к деревне, у деревни; чёлка, шорох, бережёт, свежо, причём.




    Фонетические написания:

    1. правописание приставок;

    2. Гласные ы-и после приставок;

    3. Гласные о-е после ц.

    Пример: безвольный, бескрайний; подыграть, контригра; цоколь, ситцевый.
    Непроверяемые написания:

    1.чередование гласных а-о, е-и в корнях слов;

    2.гласные и-ы после ц.

    Пример: собирать - соберу, растение, загорать; циркуль, агитация, цыган.

    Правописание ъ и ь знака (въезд, платье, почтальон, печь, стеречь, мельче, сельдь).

    Правописание приставок пре- ,при- (пребольшой, придорожный).

    Слитные, раздельные и дефисные написания (дымчато - голубой, теплоходный, с боку на бок).

    Правописание не и ни ( не виделся, негде, несколько, никто).


    Графика – раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки и соотношения между буквами и звуками.

    Русское письмо является звуковым, его основными графическими средствами выступают буквы. Небуквенные графические средства – это знак ударения, знак параграфа, знаки препинания, дефис, апостроф.


    Лексики и Фразеология.

    Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Типы переносного значения.

    Однозначные слова: алгебра, вальс, озеро.

    Многозначные слова: верный, идти.

    Прямое и переносное значение слов: скользкая тема, скользкий паркет.

    Типы переносного значения: метафора (золотое кольцо – золотая листва), метонимия ( стакан воды- выпил три стакана).

    Синонимы - слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию (глядеть – смотреть).

    Антонимы – слова с противоположным лексическим значением (сила – слабость, уважать - презирать).

    Омонимы - слова ,совпадающие между собой как в звучании, так и в написании, но имеющие различные значения ( коса, ключ, дробь, простой).
    Морфемное строение слова. Словообразование.
    Какова роль морфем в слове? Морфемное строение слова. Морфема – это значимая часть слова.

    Словообразовательные морфемы: приставка, суффикс, постфикс.

    Формообразовательные морфемы: окончание, суффиксы (ть, чь, ти –неопределенной формы глагола), суффикс прошедшего времени глагола (л), суффиксы причастий, деепричастий, сравнительной и превосходной формы прилагательных.
    Словообразовательная норма.
    Способы образования слов: приставочный (погулять), суффиксальный (волчий), приставочно – суффиксальный (усложнить), сложение (бело – розовый), слияние (густонаселенный), сложение сокращенных основ (сельмаг).
    Морфология.
    Морфология - это наука, изучающая части речи и их изменения.

    Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное,

    наречие, местоимение, глагол.

    Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

    Междометия( ах, ого,хе-хе-хе).

    Имя существительное. Типы склонения существительных: I- склонение -

    существительные мужского, женского, общего рода с окончанием а,я.(парта, дядя, плакса);II-е склонение – мужской род с нулевым окончанием, средний род с окончанием о,е (стол, поле),III-е склонение – женский род с нулевым окончанием (степь, мышь).

    Несклоняемые существительные (кашне, ателье).

    Разносклоняемые существительные -десять существительных среднего рода на - мя, существительное дитя, путь.

    Склоняются как прилагательные (мороженое, прохожий).


    Имя прилагательное.
    Разряды прилагательных:

    1.качественные(веселый,умный),можно образовать сравнительную и краткую форму

    (веселее, умнее,весел,умен);

    2.относительные (деревянный, здешний), нет сравнительной и краткой формы;

    3.притяжательные (лисий хвост, папин галстук).

    Синтаксис и пунктуация
    Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение и значение синтаксических единиц.

    Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение.


    Словосочетание – единица синтаксиса, состоящая из двух самостоятельных слов.

    Различают три вида слов в словосочетании:

    1.Согласование (яркий пример). С изменением главного слова изменяется и зависимое (яркого примера).

    2.Управление (читать книгу). Зависимое слово не меняет своей формы с изменением главного слова.

    3.Примыкание (успешно выступать). Зависимое слово (неизменяемая часть речи или форма слова – наречие, инфинитив, деепричастие) связывается с главным только по смыслу.
    Простые и сложные предложения
    Виды простых предложений:

    1.По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

    2.По интонации: восклицательные, невосклицательные.

    3.По строению грамматической основы: односоставные, двусоставные.

    4.По наличию второстепенных членов: распространенные, нераспространенные.

    5.По полноте строения: полные и неполные.

    6.По наличию осложняющих структур: осложненные и неосложненные.
    Виды сложных предложений:

    1.Сложносочиненные. Части предложения соединяются сочинительными союзами.

    Сочинительные союзы: соединительные(и, да, тоже, также, ни-ни, да и), разделительные (или, либо, то-то, не то –не то, то ли – то ли), противительные (а,но,да,однако, зато, же).

    2.Сложноподчиненные предложения состоят из главной и придаточной части.



    Придаточные предложения: изъяснительные, определительные, обстоятельственные (места, времени, цели, причины, условия, уступки, сравнения, образа действия, степени).

    3.Бессоюзные. Части бессоюзного предложения соединяются на письме знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.

    Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи.

    А: «П». «П»,- а.



    Пунктуация – раздел науки о языке, изучающий правила употребления знаков препинания на письме.

    Функциональная стилистика
    Функциональная стилистика изучает закономерности функционирования языка в разных сферах общения.
    Функциональные стили речи:

    1.Научный;

    2.Официально - деловой;

    3.Публицистический;

    4.Художественный;

    5.Разговорный.


    Литература:
    1. Русский язык. Учебное пособие для 10 кл.для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения. Л.А.Мурина, Ф.М. Литвинко, и др. Минск, Национальный институт образования. 2009;

    2. Русский язык. Учебное пособие для 11 кл. для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения. Л.А.Мурина, ФМ.Литвинко и др.Минск, Национальный институт образования. 2010;

    3. Русский язык. Орфография. Пунктуация «Домашний репетитор». Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб. Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2013.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современный русский язык»

    Скачать 76.63 Kb.