Скачать 155.7 Kb.


Дата22.01.2019
Размер155.7 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Скачать 155.7 Kb.

Методические рекомендации по патофизиологии для самостоятельной внеаудиторной работы



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ВИННИЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.И. ПИРОГОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Для самостоятельной внеаудиторной работы

студентов ІII курса фармацевтического факультета

Модуль № 1 ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ
Смысловой модуль № 1 ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ


ВИННИЦА - 2011

Методические рекомендации утверждены на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол № 12 от 09.02.11р.), а также на заседании профильного методкома (председатель - д.м.н. проф. Степанюк Г.И.).



Авторы: доц. Рыкало Н.А.

ас. Гуминская О.Ю.

Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курса фармацевтического факультета.



Тема: «ПОНЯТИЕ ПРО ХИМИЧЕСКИЕ ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ИХ ТОКСИЧНОСТЬ, КАНЦЕРОГЕННОСТЬ, ТЕРАТОГЕННОСТЬ, АЛЛЕРГИЧНОСТЬ.»
Актуальность темы: Среди патогенных факторов внешней среды химические вещества занимают одно из ведущих мест. Отмечается их постоянный рост . В настоящее время в мире зарегистрировано более пяти миллионов различных химических веществ и ежегодно синтезируется около двух тысяч новых. Человек достаточно широко контактирует с 60 - 70 тысячами химических веществ. Научно-технический прогресс связан с постоянным ростом массы химических веществ, попадающих в окружающую среду.

В основе механизмов патогенного действия химических факторов лежит их способность вступать в реакции с нормальными компонентами организма и видоизменять их структуру, а, следовательно, и функциональные свойства.



Цель занятия: изучить механизмы патогенного действия химических, биологических, психических и социальных факторов на организм.
Задания для самоподготовки первичного уровня знаний.

1.Патогенное действие химических факторов на организм. Актуальность проблемы.

2.Механизм патогенного действия химических факторов.

3.Основные биологические эффекты, возникающие вследствие воздействия химических факторов.


Литература: учебник по медицинской физике.
Теоретические вопросы для самостоятельного изучения.

1. Химические патогенные факторы как проблема экологии и медицины.

2. Понятие о токсичности, канцерогенности и тератогенности химических соединений.

3. Экзо-и эндоинтоксикации.

4. Общие закономерности действия ядов, специфические и неспецифические механизмы интоксикации.

5. Природные механизмы защиты от воздействия токсинов и ядов.


Литература.

Основная:

1. А. В. Атаман - Патологическая физиология в вопросах и ответах. - Винница, «Новая книга», 2007, с.32-43

2. Н. Н. Зайко - Патологическая физиология. - 1977. - С.38-56

3. А. Д. Адо - Патологическая физиологияю - 1973г. - С. 76-79

4. Учебно-методическое пособие кафедры «Общая нозология», Винница, 2010г.

Дополнительная:

1. Ю.И Губский. - Биологическая химия. - Киев-Тернополь, 2000. - С.449-462.

2. Медицинская биология. Под редакцией В.П. Пешки, Ю.И. Бажоры. В.: - «Новая книга». - 2004г. - С. 276-304, 402-434
Тесты из банка данных «Крок-1»
У ребенка после употребления ранних овощей, которые насыщены нитритами, возникла гемичная гипоксия. Накоплением какого вещества она обусловлена?

A метгемоглобина

B оксигемоглобина

C дезоксигемоглобина

D карбоксигемоглобина

E карбгемоглобина


Время на изучение материала: 4 часа.

Метод контроля изученного материала кафедрой:

Практические навыки № 1 по теме «Общая нозология. Патогенное действие факторов внешней среды. Роль факторов в патологии.»



Тема: "ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ".
Цель занятия: Изучить основные мехинизмы действия химических патогенных факторов и естественные механизмы защиты от воздействия токсинов и ядов.

Задания для проверки начального уровня знаний.

1. Типы реакций химических факторов с наиболее важными биологическими веществами.

2. Продукты окисления этанола.
Литература: учебник по биохимии, физиологии.
Содержание материала для самостоятельного изучения.
1. Патогенна действие химических факторов на организм. Актуальность проблемы.

2. Механизмами патогенного действия химических факторов.

3. Естественные механизмы защиты от воздействия токсинов и ядов

4. Основные биологические эффекты, возникающие вследствие воздействия химических факторов.


Литература.
1. Учебно-методическое пособие кафедры "Общая нозология", Винница, 2010г.

2. Патологическая физиология. Под редакцией М. Н. Зайко, Ю. В. Биця и др., - 2007 г., - с. 65-74


Тесты из банка данных «Крок-1»
1. Какие признаки не характерны для абстиненции при наркомании с выраженной физической зависимостью?

A. Выраженная астения.

B. Состояние психического комфорта.

C. Отвращение к наркотикам.

D. Выраженный синдром миалгии

Е. Депрессия.


2. Общетоксическое действие алкоголя характеризуется следующими изменениями обмена веществ в организме, кроме.

A. Нарушение окисления глюкозы в тканях.

B. Развития диспротеинемии.

C. Снижение содержания аммиака в крови.

D. Развитию жировой инфильтрации печени.

Е. Развитие изменений поведения.


Время на изучение материала: 4 часа.

Метод контроля изученного материала кафедрой:
Практические навыки № 1: «Общая нозология. Патогенное действие факторов внешней среды. Роль внутренних факторов в возникновении патологии.»

Тема: "ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА. РОЛЬ СВОЙСТВ ВОЗБУДИТЕЛЯ И РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА В РАЗВИТИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ".
Актуальность темы: Инфекционный процесс неразрывно связан с такими патологическими процессами, как воспаление и лихорадка. Именно воспаление как типичный патологический процесс эволюционно сформировалось в процессе налаживания механизмов защиты от инфекционных агентов. Совершенствование этих механизмов позволило сформировать такую иммунную систему, которая позволяет специфически элиминировать возбудителя во время инфекционного процесса и предотвратить в большинстве случаев развития инфекционной болезни.
Цель занятия: Изучить общие закономерности возникновения и развития инфекционного процесса.
Задания для первичного уровня знаний.
1. Группы микроорганизмов, представители которых способны вызывать инфекционные болезни у человека.

2. Роль природы микроорганизма и его свойств в возникновении инфекционных заболеваний.


Литература: учебник по медицинской биологии и медицинской микробиологии.
Теоретические вопросы для самостоятельного изучения.
1. Инфекционный процесс, общие закономерности развития.

2. Классификация инфекционных агентов.

3. Стадии инфекционных болезней.

4. Защитные барьеры от инфекции, условия их преодоления.

5. Распространение и диссеминация инфекционных агентов в организме. Сепсис.

6. Роль свойств возбудителя и реактивности организма в развитии инфекционных болезней.


Литература.

Основная:

1. Патологическая физиология. Под редакцией М. Н. Зайко, Ю. В. Биця и др., - 2007 г., - с. 74-84.

2. А. И. Березнякова - Патологическая физология. – Винница: «Новая книга», - 2008. - С.152-156.

3. П. Ф. Литвицкий – Патофизиология. - 1995г. - С.148-165


Дополнительная:

1. Инфекционные болезни в общей практике и семейной медицине / Под ред. М.А. Андрейчина. - М.: ТГМУ, - 2007. - С. 8-25.

2. Возианова Ж. И. Инфекционные и паразитарные болезни. - В 3 т. - К.: Здоровье, 2001. - Т. 1. - С. 11-60.

3. Петрик А.И., Валецкая Р.А. Основы общей патологии. - Львов, - 1996. - 228 с.

4. Инфекционные болезни: Учебник / Е.П. Шувалова, Н.Н. Антонов, Т.В. Антонова и др. - 4-е изд, перераб. и доп. - М.: Медицина, - 1999. - С. 7-66.
Время на изучение материала: 3 часа.
Метод контроля изученного материала кафедрой:

Практические навыки № 1 по теме «Общая нозология. Патогенное действие факторов внешней среды. Роль факторов в патологии ».


Тема: "РОЛЬ ВОЗРАСТНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ПАТОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ ПРЕНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ. СТАРЕНИЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАРЕНИЕ МЕТОДЫ ГЕРОПРОТЕКЦИИ.
Актуальность темы: В любом живом организме с момента возникновения и на протяжении всей жизни возникают определенные изменения в структуре, метаболизме, функциях и поведении, последовательно проходя этапы эмбрионального и постэмбрионального развития, зрелости и старости. Старость неизбежно наступает даже тогда, когда организм находится в максимально благоприятных условиях среды жизни и питания. Особого внимания заслуживает изучение проблемы старения теперь. Одной из причин этого является бурное развитие биологической науки, появление новых методических подходов, позволяющих проникать в тайны живого организма, понимать основные законы его развития и жизнедеятельности и, следовательно, задавать вопросы о причинах и механизмах старения на экспериментальной основе и его роль в возникновении патологии организма человека.
Цель занятия: Усвоить основные черты и закономерности старения, ознакомиться с основными теориями старения, изучить структурные, функциональные и биохимические проявления старения на различных уровнях организма.
Задания для самопроверки первичного уровня знаний.
1. Видовая продолжительность жизни.

2. Факторы, влияющие на видовую продолжительность жизни ..

3. Понятие о лимите клеточного деления (лимит Хейфлика).
Литература: учебник по физиологии.
Теоретические вопросы для самостоятельного изучения.

1. Старение, определение понятия.

2. Факторы, определяющие видовую, индивидуальную и среднюю продолжительность жизни.

3. Общие черты и закономерности старения.

4. Структурные, функциональные и биохимические проявления старения на молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном уровнях и на уровне организма в целом.

5. Теории старения.

6. Старение и болезни.

7. Прогерия. Характеристика синдрома Гетчинсона-Гилфорда, синдрома Вернера.

8. Теоретические основы продолжительности жизни.

9. Методы геропротекции.

10. Понятие о антенатальной патологии.

11. Гамето-, бласто-, эмбрио-и фетопатии. Тератогенные факторы.

12. Критические периоды в антенатальном онтогенезе

Литература.

Основная:

4. А. В. Атаман - Патологическая физиология в вопросах и ответах. - Винница, «Новая книга», - 2007, с.51-58

2. Патологическая физиология. Под редакцией М. Н. Зайко, Ю. В. Биця и др., - 2007 г., - с. 141-165

Дополнительная:

1. Фролькис В. Здоровье - это высота, к которой ведут сотни тропинок / Образование Украине. - 1999

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологию, - Ленинградкий университет, - 1974

3. Россет Э. Продолжительность человеческой жизни. - М.: «Прогресс», - 1981

4. Старость. Популярный справочник. Пер. с польского. – М.: Большая российская энциклопедия, - 1996.

5. Шутова Н.Т., Черникова Е.Д. Патологическая физиология развивающегося организма. - Л.: Медицина, - 1974.-150с.



Задания для конечного уровня знаний.
Тесты из банка данных «Крок-1»
1. Чем определяются особенности реактивности старческого возраста?

A. Необратимые регрессивные изменения структуры и функции на всех уровнях - молекулярном, клеточном, тканевом, органном, оргинизменому.

B. Изменениями интенсивности обмена веществ.

C. Нарушением обмена веществ.

D. Суммацией изменений в организме, которые накапливаются в организме в процессе приобретения приобретенной реактивности.

Е. Все перечисленные факторы.
2. У пожилого человека отмечается повышенная чувствительность к инфекциям, особенно активизация хронической вирусной инфекции, заболевания сосудов, в частности атеросклеротического типа, пернициозная анемия. Изменения в какой системе при старении организма сопровождаются описанными изменениями.?

A. Эндокринной.

B. Нервной.

C. Иммунной.

D. Соединительной ткани.

Е. Кровообращения.
Время на изучение материала: 3 часа.
Метод контроля изученного материала кафедрой:

Практические навыки № 1 по теме «Общая нозология. Патогенное действие факторов внешней среды. Роль факторов в патологии ... ».



Тема: «ГОЛОДАНИЕ: ПРИЧИНЫ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ. ПОНЯТИЕ О ЛЕЧЕБНОМ ГОЛОДАНИИ. »
Актуальность темы. Алиментарное голодание - патологический процесс, который может возникать не только при воздействии внешних факторов, а что особенно важно знать для будущих врачей, может сопровождать многие заболевания (ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника, печени и др.). Алиментарное голодание может быть при определенных условиях и лечебным фактором. Поэтому изучение причин, механизмов развития различных форм голодания, изучение нарушения обмена веществ при этом, важно в системе подготовки врача.
Общая цель занятия - Знать основные причины, механизмы развития голодания и нарушения обмена веществ при этом.

Задания для первичного уровня знаний.

1. Объяснить внешние и внутренние причины голодания.

2. Усвоить понятие энергетического, основного обмена.

3. Охарактеризовать факторы, влияющие на уровень энергетического обмена.

4. Раскрыть изменения обмена веществ в различные периоды голодания.
Литература: учебник по биохимии, физиологии.
Теоретические вопросы для самостоятельного изучения.

1. Определение понятия, виды голодания: физиологическое, патологическое; полное, абсолютное, неполное, частичное.

2. Внешние и внутренние причины голодания.

3. Характеристика нарушений основного обмена и обмена веществ в отдельные периоды полного голодания с водой.

4. Патофизиологические особенности неполного голодания.

5. Виды, этиология, патогенез частичного (качественного) голодания.

6. Белково-калорийная недостаточность, ее формы: алиментарный маразм, квашиоркор. Алиментарная дистрофия.

7. Факторы, влияющие на резистентность организма при голодании.

8. Понятие о лечебном голодании.

9. Роль психических факторов в возникновении психогенной кахексии и булемии.


Литература.

Основная:

1. Патологическая физиология. Под редакцией М. Н. Зайко, Ю. В. Биця и др.,М.: «МЕДпресс-информ». – 2006., - С. 311-324.

2. А.В. Атаман - Патологическая физиология в вопросах и ответах. - В.: "Новая книга", 2007 г. - С. 171-175.

Задания для конечного уровня знаний.

1.При абсолютном голодании, единственным источником воды для организма, является процесс окисления органических соединений. Какое из приведенных веществ является основным источником эндогенной воды?

A. Жиры

B. Белки

C. Углеводы

D. Гликопротеины

E. Липопротеины


2.У больного вегетарианца при обследовании обнаружено - отрицательный азотистый баланс, гипопротиинемия, нарушение коллоидно-осмотического давления и водно-солевого обмена при нормальной фунции ЖКТ. К этому привело:

A. Однообразное белковое питание

B. Однообразное углеводное питание

C. Недостаточность ненасыщенных жирных кислот

D. Недостаточность фосфолипидов в еде

E. Недостаточность витаминов в пище


3. На 10-е сутки лечебного голодания, больной почувствовал возбуждение, появилось глубокое, шумное дыхание, артериальное давление снизилось до 90/60 мм рт.ст., уменьшилось выделение мочи, моча с запахом ацетона. Чем обусловлено данное явление?

A. Кетоз

B. Негазовый алкалоз

C. Гипергликемия

D. Гипогликемия

E. Газовый ацидоз


4. После химического ожога у больного развился стеноз пищевода. Возникло резкое похудение вследствие нарушения приема пищи. В крови: ер.-3, 0х1012 / л, Hb-106 г / л, общий белок - 57 г / л. Какой вид голодания у больного?

А. Абсолютное

В. Белковое

С. Водное

D. Неполное

Е. Полное


Тесты из банка данных «Крок-1»

1 Значительно часть случаев алиментарного голодания сопровождается выраженными

отеками. Какой из патогенетических факторов отека является ведущим в данном случае?

A. Снижение онкотического давления плазмы крови

B. Повышение гидростатического давления в капиллярах

C. Снижение гидростатического давления в тканях

D. Повышение онкотического давления в межклеточной жидкости

E. Повышение осмотического давления в межклеточной жидкости
Время на изучение материала: 3 часа.
Метод контроля изученного материала кафедрой:

Практические навыки № 2 по теме «Типовые патологические процессы ...».



Тема: " НАРУШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА. НАРУШЕНИЯ ЖИРОВОГО ОБМЕНА (ДИСЛИПОПРОТЕИНЕМИИ, ОЖИРЕНИЕ). МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОЖИРЕНИЕМ. РОЛЬ НАРУШЕНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВРЕЖДЕНИЕ КЛЕТОК".

Тема: "НАСЛЕДСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА АМИНОКИСЛОТ. НАРУШЕНИЯ ПУРИНОВОГО И ПИРИМИДИНОГО ОБМЕНОВ. ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ. ПОДАГРА".




Коьрта
Контакты

    Главная страница


Методические рекомендации по патофизиологии для самостоятельной внеаудиторной работы

Скачать 155.7 Kb.