• Введение …………………………………………………………………………3
  • Теоретические описания метода в литературе……………………………....4
  • Практическое применение метода «Мандала» в коррекционной работе с обучающимися начальной школы…………………………………………...6
  • Заключение …………………………………………………………………..…8 Список литературы ……………………………………………………………8

  • Скачать 76.78 Kb.


    Дата05.08.2017
    Размер76.78 Kb.
    ТипМетодические рекомендации

    Скачать 76.78 Kb.

    Методические рекомендации по практическому применению метода «Мандала» в коррекционной работе с обучающимися начальной школы.»




    Муниципальное образовательное учреждение

    «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3»



    «Методические рекомендации

    по практическому применению метода «Мандала» в коррекционной работе

    с обучающимися начальной школы.»

    Выполнила:

    Педагог – психолог

    МОУ «Сланцевская СОШ №3»

    Наталья Владимировна Гришина

    2013г.


    Содержание:

    Введение …………………………………………………………………………3

    Актуальность использования метода «Мандала» в коррекционной работе с обучающимися начальной школы………………………………………...…….3

    Цели и задачи подхода……………………………………………………. …….3

    Инновационность применения и новизна……………………………………….4



    Теоретические описания метода в литературе……………………………....4

    Суть мандалы в культурно - исторической аспекте ……………..…….……… 4

    Техники применения мандал в практической психологии………………….....5

    Границы применения метода «Мандала» в работе школьного психолога. …6



    Практическое применение метода «Мандала» в коррекционной работе с обучающимися начальной школы…………………………………………...6

    Применение метода в групповой форме…………………………….…………6

    Применение метода в индивидуальной работе………………………………..7

    Заключение …………………………………………………………………..…8

    Список литературы ……………………………………………………………8

    Введение.

    Без удивленья холодно уму,

    Оно его живит и утепляет,

    Пусть даже удивишься ты тому,

    Что ничего тебя не удивляет.

    В.Берестов.

    В основе представления данного практического опыта применения метода «Мандал» в коррекционной работе с обучающимися начальной школы лежит культурно – историческая основа творческого процесса как такового и передача накопленной информации о мире потомкам через изобразительные средства.

    В древние времена человека окружала некая среда, которую приходилось осваивать посредством всех органов чувств. Но передать знания возможно было лишь через устную речь (сказки) или символы ( наскальная живопись, орнамент одежды, предметов быта, предметы искусства). В современном обществе доминируют иные эталоны, но коллективная память остается.

    В процессе развития общества, накопления знаний, нарастания темпов остаются неизменными базовые психологические потребности: начиная с простых физиологических и до самоактуализации личностного потенциала. И не малую роль в данном аспекте играет умение распознавать чувства и переживания.

    Младшим школьникам свойственно принимать и чутко реагировать на любые изменения в окружении. Выражается данная способность в поведении, в контактности и произвольности действий, а так же в умении осознавать и регулировать эмоции.

    Последнему следует научить как обучающихся, так и обучающих. Например, для формирования классного коллектива учителю требуется найти ту объединяющую деятельность, одобряемую большинством. Соответственно правильное прочтение знаков приведет к образованию устойчивых связей принятия или отторжения.

    Самой простой и в тоже время информативной деятельностью считается рисование. Можно изображать реальное окружение таким, какое оно есть (образовательная деятельность), а иной план восприятия действительности через чувственное отношение к среде ( положительная атмосфера или негативная, дружелюбная или враждебная, комфортная, безопасная и т.д.), к себе самому.

    Актуальность работы заключается в том, чтобы использовать общедоступные инновационные методы и технологии с целью формирования благоприятной образовательной среды для развития гармоничной личности, обладающей навыками и умениями социально адаптивного члена общества, способного к регулятивной и коммуникативной деятельности.

    Целью работы - представить нетрадиционный опыт практического применения метода «Мандала» в коррекционной работе с обучающимися начальной школы.

    Задачи :


    • Дать определенное описание метода «мандала»;

    • Показать доступность метода в работе с младшими школьниками;

    • Определить область применения метода на практике в условиях образовательного процесса.

    Метод «Мандала» используется в основном психологами, арт – терапевтами в работе со взрослыми клиентами. Основополагающим моментом является передача чувств и эмоционального отношения в связи с настоящим состоянием «здесь и сейчас». Возможность проследить процесс изменения эмоционального компонента с течением времени является инновационным в условиях работы с обучающимися начальной школы в период адаптации к условиям обучения, а так же принятия новой роли, деятельности. Преимуществом метода в таком ракурсе заключается в том, что изобразительная деятельность по природе своей присуща младшим школьникам, в том числе и дошкольникам. Им не составляет труда проникнуться в творческую деятельность отреагировать через рисунок эмоциональное состояние и перенести внимание на что – то более привлекательное. При наличии затруднений личностного аспекта, метод «мандала» будет выступать как коррекционный и диагностический инструмент в процессе взаимодействия.

    Форма предъявления результатов практического использования метода будет выражена в самих рисунках, их завершенности и качественного исполнения.

    Теоретические описания метода в литературе.

    Суть мандалы в культурно- историческом аспекте.

    Мандала – в переводе с санскритского обозначает «круг». Это некое изображение, композиция, заключенная в круг или в квадрат, но имеющее границы. В различных культурах несет в себе сакральное знание, скрытую, зашифрованную информацию. Часто ритуальное использование мандал находило отражение в отношении к ней как к амулету, оберегу, талисману.

    В русской культуре аналогом мандалы служит вышивка узора по вороту, рукавам и подолу рубахи, орнамент тканого или точнее сказать плетеного пояса.

    Интерес психологии к древним культурным традициям носит не религиозный характер, а желание изучения выражения эмоционального состояния посредством символов. Карл Юнг считал подобное проекцией Самости. Соответствующее переживание и усвоение некоего знания о ситуации позволяет регулировать поведение в безопасном направлении.

    Техники применения мандал в практической психологии.

    Среди арт – терапевтов известно имя Дж. Келлог которая и приняла во внимание психотерапевтичность метода «мандала» в работе с клиентами пихиатрических и наркологических центров. Ее разработки и наблюдения легли в основу описания и рекомендаций к применению метода. В приложении 1 представлена классическая инструкция и правила роботы с мандалами. Подразумевает создание изображения в изначально пустом круге. Интерпритация основана на культурном прочтении символов.

    Среди ее последователей есть и отечественные специалисты. А.И. Копытин специализируется на творческом процессе самовыражении и передачи эмоционального состояния. Его работы основаны на разнообразных приемах и технологиях, в том числе и классических мандал.

    Каждый привносит в метод «мандала» свое понимание. Э. Осипук предлагает использовать готовые альбомы мандал (А. Цайри) как шаблоны для наполнения цветом, минуя стадию творческого погружения в личную форму переживаний. Другие авторы предлагают создание мандал и на песке и с помощью трафаретов как воплощение развития фантазии посредством предметного манипулирования в пространстве.

    Границы применения метода «Мандала» в работе школьного психолога.

    Несмотря на всю привлекательность и универсальность метода у него есть и ограничения. Во – первых, это уместность использования. В работе с импульсивными детьми и дошкольниками требуется подготовить самые простые шаблоны для раскрашивания и предложить им на выбор. Создать свою композицию в круге дошкольникам будет невозможно в виду слабо развитого моторного навыка.

    Во – вторых, изобразительные средства должны быть в достаточном количестве, чем наличие основных цветов. Использование монохромного решения будет предполагать регидность мышления.

    В – третьих, метод «мандала» не терпит оценочного суждения со стороны. Важно, чтобы обратная связь проходила как можно минимальнее.

    В – четвертых, в работе с детьми может отсутствовать процесс анализа деятельности и концентрация лишь на достижения результата в идее количества.

    Практическое применение метода «Мандала» в коррекционной работе с обучающимися начальной школы.

    Применение метода в групповой форме.

    Рисование мандал как волшебных талисманов дружбы, удачи, успешного обучения однозначно принимается обучающимися в группе и выливается в результате коллективного творческого дела. Обмен цветными карандашами, рассматривание издалека, смена цветовой палитры приносит удовлетворение, особенно если есть с чем сравнить. Первоклашки в период формирования коллектива готовы приходить толпой, передавая информацию по цепочке, где можно взять чудо – узоры, а так же кому они их подарят.

    Другим аспектом группового применения шаблонов мандал – это эмоциональная обратная связь по прошествии урочной деятельности. Основной инструкцией в данном моменте будет звучать призыв к наполнению цветом в соответствии с отношением к уроку.

    Тренировка моторных навыков на шаблоне мандалы позволяет справится с задачей коррекции графических элементов, или повторении пространственной ориентации (лево – право).

    Как способ релаксации или смены вида деятельности, например после физкультуры, позволяет настроить на оптимальный эмоциональный уровень.

    Все вышеперечисленные примеры использования метода вполне допустим и для учителей, воспитателей работе с детьми до- и младшего школьного возраста.

    Применение метода в индивидуальной работе.

    В индивидуальном подходе к личности обучающегося использование метода «мандала» эффективно при налаживании контакта, с вступлением на иной уровень общения. Этот метод зарекомендовал себя в коррекционной работе с неблагополучными (трудными) детьми. Снятие эмоционального напряжения через цветовое восприятие, созерцания продукта творческой деятельности совместно с взрослым, который так же участвует в процессе позволяет взглянуть на трудности с другой точки зрения – творчества и сопричастности.

    Более высоким показателем эффективности метода будет создание своего узора без шаблонов. Перенесение опыта творчества на предметные связи.

    Заключение.

    Терапевтическая основа творческого процесса, которая заложена методе «мандала», отражается во всех аспектах существования в образовательной среде, накоплением опыта взаимодействия и реализация личностного потенциала.

    Учителя, воспитатели могут варьировать цели или задачи в применении метода и соответственно им добиваться коррекции эмоционального состояния обучающихся. Их гармоничное развитие будет влиять и на успешность учителя в преподавании предмета. Возможность снятия физического напряжения привлекательна и для использования самими педагогическими работниками. Релаксация от созерцания творческого результата раскрывает перспективы во взаимодействии с окружающей средой.

    Литература.



    1. Диагностика в арт – терапии: Метод «Мандала»/ Под ред. А.И.Копытин. – М.: Психотерапия, 2011. – 3-е изд. – 144с.

    2. Дошкольный психолог №2// «Школьный психолог» №4, 2007г.


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методические рекомендации по практическому применению метода «Мандала» в коррекционной работе с обучающимися начальной школы.»

    Скачать 76.78 Kb.