• МИКРОЭКОНОМИКА Методические рекомендации
  • аналитическая, научно-исследовательская деятельность
  • 1 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Содержание лекций
  • Предмет экономической теории. Методы исследования.
  • Общественное производство. Экономические системы.
  • Собственность и ее роль в организации экономических систем.
  • Товар. Товарное производство.
  • Деньги и денежное обращение
  • Рынок. Рыночная экономика
  • Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
  • Эластичность спроса и предложения
  • Рациональное поведение потребителя
  • Производство и рациональное поведение фирмы
  • Предприятия и производственные объединения. Многообразие форм хозяйствования
  • Хозяйственный и коммерческий расчет
  • Теория издержек и прибыли
  • Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
  • Поведение фирмы в условиях монополии
  • Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции
  • Рынки факторов производства
  • 1.2 Практические (семинарские) занятия
  • 1.3 Программа самостоятельной работы студентов
  • Методические пояснения Реферат



  • страница1/4
    Дата17.01.2018
    Размер0.74 Mb.
    ТипМетодические рекомендации

    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы направления подготовки 38. 03. 01 «Экономика» профиль подготовки «Мировая экономика»


      1   2   3   4

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего профессионального образования

    «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Экономический факультет

    Кафедра экономической теории



    МИКРОЭКОНОМИКА

    Методические рекомендации

    по выполнению самостоятельной работы

    направления подготовки 38.03.01 «Экономика»

    профиль подготовки «Мировая экономика»

    Краснодар

    КубГАУ


    2016

    Составитель: С. Ю. Андреев


    Микроэкономика : метод. рекомендации по выполнению самостоятельной работы / С. Ю. Андреев. –

    – Краснодар : КубГАУ, 2016. – 54 с.

    Методические рекомендации по дисциплине «Микроэкономика» включают перечень вопросов по основным разделам и темам, практические задания для самостоятельного выполнения, тесты и эссе.

    Предназначены для бакалавров направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль подготовки «Мировая экономика».



    Рассмотрено и одобрено методической комиссией экономического факультета Кубанского госагроуниверситета, протокол № 13 от 29.06.2015.

    Председатель

    методической комиссии А.В. Толмачев

    © Андреев С. Ю.,

    составление, 2016

    © ФГБОУ ВПО «Кубанский

    государственный аграрный

    университет», 2016


    ВВЕДЕНИЕ


    Целью освоения дисциплины «Микроэкономика» является реализация требований, установленных к подготовке бакалавров в сфере мировой экономики, формирование у студентов целостной системы знаний закономерностей развития экономики, позволяющих правильно ориентироваться в решении практических проблем производства, ставить и решать задачи, связанные с их профессиональной деятельностью, с учетом экономической целесообразности на микроэкономическом уровне.

    Задачи:

    - сформировать знания об основных понятиях и категориях экономики;

    - сформировать знания об основах моделирования и прогнозирования экономических процессов;

    - сформировать знания о применении разных методов экономического анализа, оптимальных для конкретного объекта исследования;

    - сформировать знания об особенностях анализа рыночной конъюнктуры, разработке ценовой и сбытовой политики экономических субъектов.
    В результате освоения дисциплины обучающийся готовится к следующим видам деятельности, в соответствии с образовательным стандартом ФГОС ВПО 38.03.01 «Экономика»:

    Виды профессиональной деятельности



    расчетно-экономическая деятельность:

    - подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

    - проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;



    аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

    - поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

    - обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

    - построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

    - анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально- экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом.

    В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

    ОК-3 - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.







    1 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1.1 Содержание лекций
    Темы лекций:

    1.

    Предмет экономической теории. Методы исследования.

    Общая характеристика роли и значения экономической теории в жизни общества. Термин «экономика» и структура экономической науки.

    Предмет экономической теории и ее функции. Методология экономической теории и ее специфика. Экономические законы и категории.


    2.

    Общественное производство. Экономические системы.

    Общественное производство. Инфраструктура и ее виды. Производство и потребление. Экономическая система и их классификация



    3.

    Собственность и ее роль в организации экономических систем.

    Место собственности в экономических отношениях.

    Типы и формы собственности. Приватизация.


    4.

    Товар. Товарное производство.

    Типы товарного производства. Товар и его свойства.

    Стоимость, ценность, полезность. Закон стоимости и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Требования к соглашениям о взаимодействии.


    5.

    Деньги и денежное обращение

    Сущность и функции денег. Денежное обращение.

    Денежная система и ее эволюция.


    6

    Рынок. Рыночная экономика

    Функции рынка и хозяйственный механизм рыночной системы. Виды и модели рынка. Модели рыночной экономической системы



    7

    Провалы рынка

    Рыночные и нерыночные ограничения рынка. Частная выгода за счет общества.

    Общественная выгода за частный счет


    8

    Спрос и предложение

    Спрос на товар.

    Парадоксы закона спроса.

    Предложение товаров.



    9

    Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

    Рыночное равновесие. Последствия установления неравновесных цен. Налоги и рыночное равновесие. Общественная выгода от конкурентного равновесия.

    Установление и динамика равновесной цены. Устойчивость равновесия


    10

    Эластичность спроса и предложения

    Эластичность спроса по цене.

    Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения.


    11

    Рациональное поведение потребителя

    Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и цена. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя.

    Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции: кривые безразличия и бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.


    12

    Производство и рациональное поведение фирмы

    Понятие производства. Производство и обмен.

    Технология и производственная функция. Изокванта.

    Производство в долгосрочном периоде. Производство в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности. Равновесие производителя.



    13

    Предприятия и производственные объединения. Многообразие форм хозяйствования

    Предприятие как экономический субъект. Виды и формы предприятий. Многообразие форм хозяйствования. Производственные объединения. Теории фирмы.



    14

    Хозяйственный и коммерческий расчет

    Содержание хозяйственного и коммерческого расчета. Сущность маркетинга. Коммерческая тайна.

    Хозяйственные льготы и санкции.


    15

    Основы теории капитала

    Капитал и прибавочная стоимость. Кругооборот и оборот капитала. Формы капитала и распределение прибавочной стоимости. Воспроизводство индивидуального и общественного капитала. Эффективность использования капитала.



    16

    Теория издержек и прибыли

    Сущность издержек производства. Виды издержек.

    Отдача от масштаба и издержки производства. Себестоимость продукции и ее структура. Экономическое содержание дохода и прибыли фирмы. Распределение прибыли. Рентабельность и ее виды.


    17

    Конкуренция и монополия

    Экономическое значение конкуренции. Формы и методы конкуренции. Виды монополий и монополистических объединений. Антимонопольное регулирование



    18

    Цена и ценообразование

    Цены и теория ценообразования. Система цен. Методы ценообразования.

    Воздействие государства на процессы ценообразования


    19

    Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

    Модель рынка совершенной конкуренции. Спрос, предложение и доход конкурентной фирмы. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условия максимизации прибыли фирмы. Предложение фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.



    20

    Поведение фирмы в условиях монополии

    Поведение фирмы в условиях чистой монополии.

    Равновесие фирмы-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах. Ценовая дискриминация.

    Монополия и общество



    21

    Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции

    Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. Поведение фирмы в условиях олигополии.

    Модели сговора. Модели олигополии: отсутствие сговора.


    22

    Рынки факторов производства

    Специфика рынка факторов производства. Равновесие фирмы на рынках факторов производства. Труд как фактор производства. Рынок труда. Капитал как фактор производства. Рынок капитала. Земля как фактор производства. Рынок земли. Предпринимательство как фактор производства. Инфор-мация как фактор производства




    1.2 Практические (семинарские) занятия
    Цель проведения семинарских и практических занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентами специальной литературы. Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор хозяйственных ситуаций, возникающих в практической деятельности коммерческих организаций. В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
    Наименование практического занятия по темам лекций:


    1

    Предмет экономической теории. Методы исследования

    2

    Индивидуальное и общественное производство. Экономические системы.

    3

    Собственность и ее роль в организации экономических систем

    4

    Товар. Товарное производство.

    5

    Деньги и денежное обращение

    6 и 7

    Рынок. Рыночная экономика. Провалы рынка

    8

    Спрос и предложение.

    9

    Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

    10

    Эластичность спроса и предложения

    11

    Рациональное поведение потребителя

    12

    Производство и рациональное поведение фирмы.

    13

    Предприятия и производственные объединения. Многообразие форм

    хозяйствования



    14

    Хозяйственный и коммерческий расчет

    15

    Основы теории капитала

    16

    Теория издержек и прибыли

    16

    Теория издержек и прибыли

    17

    Конкуренция и монополия

    18

    Цена и ценообразование

    19

    Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

    20

    Поведение фирмы в условиях монополии

    21

    Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции

    22

    Рынки факторов производства

    1.3 Программа самостоятельной работы студентов
    Форма самостоятельной работы по темам лекций:

    темы лекции



    Форма самостоятельной работы

    Форма контроля

    1. 1

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, рефераты

    Устный опрос

    дискуссия,

    рефераты


    2

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, рефераты

    Устный опрос,

    дискуссия,

    рефераты


    3.

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, рефераты

    Устный опрос

    Рефераты, круглый стол,

    Тестирование, эссе


    4.

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, рефераты

    Устный опрос

    Тестирование

    Рефераты, круглый стол


    5.

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов

    Устный опрос, доклад на практических занятиях

    Тестирование, кейсы



    6.

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Устный опрос,

    тестирование, эссе, круглый стол, дискуссия



    7

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Подготовка докладов



    Устный опрос, доклад на практических занятиях,

    тестирование, эссе, круглый стол, дискуссия



    8.

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов

    Устный опрос, доклад на практических занятиях

    тестирование, круглый стол, дискуссия, кейсы



    9.

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Подготовка докладов



    Устный опрос, доклад на практических занятиях

    тестирование, круглый стол, дискуссия



    10.

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, подготовка докладов

    Устный опрос

    Тестирование, эссе,

    Доклады, кейсы


    11

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Устный опрос, тестирование, кейсы, круглый стол, дискуссия

    12

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Устный опрос, доклад на практических занятиях, круглый стол, дискуссия

    13

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Устный опрос, доклад на практических занятиях, круглый стол, дискуссия

    14

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Устный опрос, доклад на практических занятиях, дискуссия

    15

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Устный опрос, кейсы, доклад на практических занятиях, круглый стол

    16

    Проработка конспектов лекций, изучение и дополнительной литературы

    Устный опрос, доклад на практических занятиях

    тестирование



    17

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Устный опрос, эссе,

    рефераты, круглый стол, дискуссия, тестирование



    18

    Проработка конспектов лекций, изучение дополнительной литературы

    Устный опрос, эссе,

    рефераты, дискуссия



    19

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Устный опрос, доклад на практических занятиях, дискуссия

    20

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Устный опрос, доклад на практических занятиях, дискуссия

    21

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Устный опрос, доклад на практических занятиях, дискуссия

    22

    Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

    Проверка рефератов,

    Подготовка научных работ



    Методические пояснения

    Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки.

    Начинается реферат с титульного листа. Далее следует оглавление, соответствующее плану научной работы. Текст реферата делится на введение, основную часть и заключение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется и кратко характеризуется основная проблема, цель и задачи работы, используемые источники. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается отношение студента к ним. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.


      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы направления подготовки 38. 03. 01 «Экономика» профиль подготовки «Мировая экономика»