• ВВЕДЕНИЕ



  • страница1/7
    Дата29.01.2019
    Размер0.87 Mb.
    ТипМетодические рекомендации

    Методические рекомендации Сыктывкар, 2013 Составители


      1   2   3   4   5   6   7

    Министерство образования Республики Коми

    ГАОУ ДПО (пк) С РК



    «Коми республиканский институт развития образования»

    Профессиональная ориентация

    обучающихся 7-8 классов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
    Методические рекомендации

    Сыктывкар, 2013




    Составители:

    Кирьянова Виктория Александровна, психолог Центра социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара.

    Демина Эльвира Михайловна, доцент кафедры управления, экономики и права в образовании ГАОУ ДПО(пк) С РК «КРИРО».

    Методические рекомендации по профессиональной ориентации обучающихся 7-8-х классов предназначены для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, классных руководителей, педагогов-психологов; направлены на оказание помощи в целенаправленной и планомерной организации профориентационной работы в 7-8 классах согласно требованиям ФГОС основного общего образования.


    СОДЕРЖАНИЕ



    ВВЕДЕНИЕ 5

    1.Психологические особенности подросткового возраста 7

    2.Обеспечение профессиональной ориентации учащихся 7-8 классов в Программе воспитания и социализации 18

    3.Этические принципы профориентационной работы 22

    4.Рекомендации по форме проведения занятий с подростками 24

    5.Программа профориентационных занятий для учащихся 7-8 классов 29

    Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для подростков. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям. Как указывалось выше, проведение тренинга является одним из наиболее привлекательных способов предоставления возможности подросткам осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми. 29

    Во время занятия у обучающихся вырабатываются навыки сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как доброжелательность, толерантность и эмпатия. 30

    Цель программы: формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, чтобы этот процесс был интересным и значимым для него. 30

    Задачи: 30

    Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов) 34

    Назначение теста 34

    Тест 34

    В следующем разделе представлены те игры и упражнения, проведение которых требует целого урока или классного часа. В изложенных играх и упражнениях может участвовать весь класс. Преимуществами подобных упражнений являются: 1) сплочение класса вокруг одной темы; 2) получение опыта обсуждений с педагогом «серьезных» тем наравне (поскольку основным новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости», то, как правило, подростки откликаются с готовностью на подобные мероприятия). Это, в свою очередь, положительно влияет на общение педагога с детьми; 3) развитие речи и мышления подростков – игра предполагает общение, высказывания по темам; 4) решение профориентационных задач, в интерактивной игровой форме можно обсудить важные вопросы профессионального становления, не вызывая сопротивления (цель игр и упражнений скрыта, «не лежит на поверхности»). 44



    ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ 44

    Профориентационная игра «Пришельцы» 44

    ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ 47

    Профориентационная игра «три судьбы» 47

    Список использованной литературы 67



    ВВЕДЕНИЕ

    Данные методические рекомендации являются логическим продолжением пособия «Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников», составленного специалистами государственного автономного учреждения Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования», и аналогичных методических рекомендаций, составленных для 5-6 классов. Направлены на оказание помощи в целенаправленной и планомерной организации профориентационной работы в 7-8 классах согласно требованиям ФГОС основного общего образования. Предназначены для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, классных руководителей, педагогов-психологов, включенных в разработку и реализацию основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО), в частности, ее основного компонента, регламентирующего их деятельнтсть, – Программы воспитания и социализации.

    Одним из направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива на основной ступени образования является воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения обучающихся к образованию, труду и жизни, подготовка их к сознательному выбору профессии. В качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части Программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. Это требование детализируется и операционализируется в разделе школьной ООП «Планируемые результаты освоения ООП на ступени ООО» в соответствующих видах деятельности обучающегося. Для достижения этих личностных результатов должны быть предусмотрены социальное и учебно-исследовательское проектирование и профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы. В совокупности эта деятельность направлена на решение следующих задач:

    • целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

    • организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных) за счёт использования факультативов (в объеме от 32 до 68 часов); программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;

    • целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

    • приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

    Очевидно, что вся деятельность педагогов по обеспечению достижения обучающимися личностных результатов освоения ООП строится с учетом возрастных особенностей подростков, особенно актуально это требование для современных представителей среднего подросткового возраста – 13-14-летних учащихся.


      1   2   3   4   5   6   7

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методические рекомендации Сыктывкар, 2013 Составители