страница1/4
Дата25.09.2018
Размер0.7 Mb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации «В помощь начинающему руководителю школьного лесничества»


  1   2   3   4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Методические рекомендации

«В помощь начинающему руководителю

школьного лесничества»

п. Правдинский

2012 год

Методические рекомендации «В помощь начинающему руководителю школьного лесничества» [Текст] / Под ред. Н.Н. Сидоровой, Д.А. Парамоновой: ФБУ «Учебно – методический центр» п. Правдинский, 2012 год – 53 стр


Данные методические рекомендации созданы для оказания помощи начинающим руководителям школьных лесничеств (руководителям и преподавателям общеобразовательных учреждений, специалистам лесохозяйственных организаций органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений).


Введение

В Программе развития движения школьных лесничеств, утверждённой приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.04.2012 г.№145, говорится:


«Государственная политика Российской Федерации в области лесных отношений направлена на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учетом их глобального экологического значения.

В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений граждан России. На сегодняшний день одна из эффективных форм объединения детей для решения этих задач - движение школьных лесничеств. Движение школьных лесничеств очень важно с воспитательной и пропагандистской точек зрения, оно помогает многим школьникам войти в мир окружающей природы, узнать её, понять и полюбить, сформировать бережное отношение к лесу».

Одной из форм работы по воспитанию бережного отношения к природе, формирования у обучающихся навыков правильного природопользования, природоохранной и лесоводческой деятельности, продолжают оставаться школьные лесничества, которые воспитывают уважительное отношение обучающихся к лесу, природным богатствам, являются эффективной формой экологического образования; в них реализуется принцип соединения образования с плодотворным, творческим трудом.

Занимаясь практической работой, члены школьных лесничеств имеют возможность получать знания о лесе, знакомиться с профессиями лесохозяйственной направленности. Это позволяет им осознано подойти к выбору профессии.

В настоящее время в Российской Федерации прослеживается тенденция к возрождению школьных лесничеств и только с привлечением подрастающего поколения можно будет значительно успешнее решать проблему восстановления лесов и ожидать существенного увеличения притока специалистов в лесное хозяйство.

Организация школьного лесничества - ответственное дело, которое требует от педагогов образовательных учреждений и специалистов лесохозяйственных организаций инициативы, энергии и творческого подхода.

Школьное лесничество — добровольное объединение обучающихся образовательных учреждений основного общего и среднего (полного) образования, организованное, как внеклассная форма работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии.

Школьное лесничество организуется на базе образовательного учреждения на основании личных заявлений обучающихся и согласия их родителей (попечителей) или государственного органа опеки и попечительства.

1. Рекомендации руководителю

общеобразовательного учреждения, на базе которого создается

школьное лесничество

Для организации школьного лесничества руководителю общеобразовательного учреждения рекомендуется:

1.1. Обсудить и принять решение в ученическом коллективе о создании школьного лесничества (принять заявления обучающихся);

1.2. Проинформировать общешкольное родительское собрание о создании школьного лесничества;

1.3. Обсудить вопрос на педагогическом совете и принять решение о создании в образовательном учреждении школьного лесничества;

1.4. Назначить педагога, ответственного за работу со школьным лесничеством (руководителя);

1.5. Заключить договор о сотрудничестве с руководителем лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений по организации деятельности школьного лесничества;

1.6. Провести общее собрание членов школьного лесничества (оказать помощь в выборе Совета школьного лесничества);

1.7. Издать необходимые приказы по общеобразовательному учреждению:

– о создании школьного лесничества;

– о назначении руководителя и других ответственных лиц за работу школьного лесничества;

– о режиме работы школьного лесничества (календарный год, количество часов во внеурочное время, работа в период летних каникул);

– о закреплении учебного кабинета для проведения теоретических занятий и его оснащении.
1.8. Утвердить согласованный с руководителем лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений план работы школьного лесничества на календарный (или учебный) год.

2. Рекомендации руководителю

школьного лесничества –

педагогу общеобразовательного учреждения
2.1. Руководитель школьного лесничества назначается директором общеобразовательного учреждения из числа педагогических работников. Он отвечает за организацию работы школьного лесничества в целом, осуществляет педагогическое руководство его деятельностью, руководит теоретическими занятиями, следит за соблюдением режима труда и отдыха, правил по технике безопасности обучающихся, созданием санитарно – гигиенических условий при работе в школьном лесничестве.

2.2. Руководитель школьного лесничества направляет деятельность Совета школьного лесничества, отчитывается на педагогическом совете о его работе и несёт персональную ответственность за состояние дел в школьном лесничестве перед руководителем образовательного учреждения.

2.3. Направляя деятельность школьного лесничества, педагог может рекомендовать Совету школьного лесничества организовать работу в школьном лесничестве по интересам. Члены школьного лесничества выбирают себе занятие по душе. Группы единомышленников со сходными интересами формируют кружки или секторы: «Охрана и защита леса», «Защита муравейников», «Экологическое просвещение», «Лесная агитбригада», «Малая лесная академия», «Лесная мастерская» и т.п.

Секторы могут соревноваться между собой, объединяться для проведения каких-либо акций, трудовых десантов, тематических вечеров, праздников и т.п.

2.4. Руководитель школьного лесничества – педагог, работает в тесном контакте с руководителем школьного лесничества, специалистом лесохозяйственной организации.

2.5. Руководителям школьного лесничества, при подготовке юных лесоводов, рекомендуется сотрудничать с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования лесной отрасли, для осуществления в школьном лесничестве научного сопровождения опытно-исследовательского направления.

2.6. Руководителям школьного лесничества, осуществляя профессиональную ориентацию членов школьных лесничеств на дальнейшее получение ими образования в сфере лесной отрасли, рекомендуется информировать их о наличии учебных заведений СПО и профильных отделений ВПО лесной отрасли в субъектах РФ (Приложение 9, 10).

3. Рекомендации руководителю

школьного лесничества-

специалисту лесохозяйственной организации

Специалист лесохозяйственной организации осуществляет практическое руководство школьным лесничеством:

– планирует лесохозяйственную работу в школьном лесничестве;

– принимает меры к обеспечению необходимым инвентарём для работы членов школьного лесничества;

–проводит практические занятия на территории лесных участков лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений;

–обращается к руководству лесохозяйственной организации с предложениями о совершенствовании деятельности школьного лесничества, о поощрении за успехи в работе лучших членов школьного лесничества.


4. Рекомендации руководителям

школьного лесничества:

педагогу общеобразовательного учреждения и

специалисту лесохозяйственной организации
4.1. Непосредственное руководство школьным лесничеством осуществляет педагог образовательного учреждения и специалист лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

Руководители школьного лесничества несут ответственность за организацию и постановку работы в школьном лесничестве, создание безопасных условий труда его членов, соблюдение ими правил техники безопасности и охраны труда; обеспечивают необходимые условия для труда и отдыха членов школьного лесничества.


4.2. Руководители школьного лесничества:

– разрабатывают положение о школьном лесничестве;

–составляют план работы школьного лесничества на календарный год.
4.3. Руководители школьного лесничества организуют с членами школьного лесничества:

работу на территории лесных участков лесохозяйственной организации;

проведение теоретических и практических занятий, опытно – исследовательской, пропагандистской, воспитательной и других видов работ.


4.4. Руководители школьного лесничества отчитываются перед руководителями своих организаций за проведённую работу в школьном лесничестве.


Приложение 1

Одобрено на заседании межведомственной рабочей группы по вопросу развития движения школьных лесничеств, протоколом от 10 июля 2012 г.

№ АП-13/362-пр
Критерии

отнесения детских природоохранных объединений

к школьным лесничествам


Критерии

Показатели


Организационное обеспечение деятельности

Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных лесничеств

Наличие договора между образовательным учреждением и организацией лесного хозяйства (хозяйствующей в лесном фонде структурой) об организации школьного лесничества;

Наличие документов, регламентирующих его деятельность (устав, положение, планы, приказы и др.)



Привлечение специалистов лесного хозяйства, работающих с учащимися в качестве руководителей (или наставников)

Наличие специалистов лесного хозяйства в качестве руководителей или консультантов, работающих с участниками детского объединения по утвержденному плану.


Материально - техническое обеспечение деятельности

Учебно-производственная база

Наличие учебно – производственной базы.

Помещение (кабинет) для работы школьного лесничества

Наличие оформленного кабинета для работы школьного лесничества.

Техническое оснащение

Наличие инвентаря и оборудования для ведения лесохозяйственных работ.


Программно -методическое обеспечение деятельности

Образовательная деятельность

Реализуемые образовательные программы дополнительного образования детей по лесохозяйственному профилю.

Различные виды методической продукции

Наличие методических разработок, рекомендаций, учебных пособий (в том числе регламент Ш.Л., проект освоения лесов), бюллетеней и др., обеспечивающее образовательный процесс


Практическая лесохозяйственная деятельность

В том числе:

- сбор семян древесных и кустарниковых пород

Выполнение работ по сбору семян древесных и кустарниковых пород.

- выращивание посадочного материала на различных этапах

Выполнение работ по выращиванию посадочного материала в питомниках, учебно-опытных участках.

- участие в посадке леса и уходе за ним

Выполнение работ по посадке лесных культур; озеленение населенных пунктов, берегов рек, оврагов, придорожных полос и уход за посадками.

- участие в работах по уходу за лесными культурами и естественными молодняками

Выполнение работ по уходу за лесными культурами и естественными молодняками.

- защита леса

Выполнение работ по обнаружению очагов вредителей леса, ведение мониторинга состояния лесных насаждений и проведение мероприятий по их защите.


Просветительская и природоохранная деятельность

Лесоохранная агитация и пропаганда

Проведение мероприятий по лесоохранной агитации и пропаганде: беседы, распространение листовок, изготовление и установка аншлагов лесоохранного назначения, выступления агитбригад, подготовка тематических мероприятий для СМИ.

Природоохранные мероприятия

Участие в природоохранных акциях: день посадки леса, день птиц, день земли, марш парков и др.


Опытническая и исследовательская деятельность

Организация опытно-исследовательской деятельности

Выполнение опытно-исследовательских работ по лесохозяйственной тематике.


Участие в муниципальных, региональных и федеральных лесных конкурсах и других мероприятиях эколого-биологической направленности

Участие в муниципальных, региональных и федеральных лесных конкурсах и других мероприятиях эколого-биологической направленности за последние 3 года.



Приложение 2
Перечень документов, регламентирующих

деятельность школьного лесничества.

Для создания школьного лесничества, организованного как внеклассная форма работы с обучающимися общеобразовательного учреждения, основными документами, регламентирующими его деятельность, являются:

- приказ руководителя общеобразовательного учреждения о создании школьного лесничества;

- договор о создании школьного лесничества, заключенный между руководителями общеобразовательного учреждения и лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений;

- положение о школьном лесничестве;

- устав школьного лесничества;

- годовой план проведения в школьном лесничестве лесохозяйственной и опытно - исследовательской работы, трудовых акций, воспитательных мероприятий и пр.;

- инструкции по охране труда и технике безопасности;

- визитная карточка школьного лесничества.

Кроме этого, для обеспечения деятельности школьного лесничества могут разрабатываться различные формы учётной документации:

- журнал учета членов школьного лесничества;

- дневник с записями проведенных опытов;

- книга учета выполненных работ в школьном лесничестве;

- журнал проведения инструктажа с членами школьного лесничества по охране труда и технике безопасности;

- журнал выдачи удостоверений членам школьного лесничества и т.п.

Приложение 3

Примерное положение

о школьном лесничестве
1. Вступление
Школьное лесничество — добровольное объединение обучающихся образовательных учреждений основного общего и среднего (полного) образования, организованное, как внеклассная форма работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии.

Школьное лесничество организуется образовательным учреждением на основании личных заявлений обучающихся с согласия их родителей (попечителей) или государственного органа опеки и попечительства.



2. Задачи школьного лесничества:
образовательные:

- изучение леса как природного биогеоценоза;

- изучение и овладение теоретическими и прикладными знаниями лесохозяйственных дисциплин;

- приобретение навыков опытно – исследовательской работы;

- овладение технологиями и практическими навыками проведения лесохозяйственных мероприятий;

воспитательные:

- воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому с членами школьного лесничества использованию;



профориентационные:

- подготовка к осознанному выбору профессии, через совместную деятельность работников лесного хозяйства и обучающихся в проведении лесохозяйственных мероприятий;



агитационно-пропагандистские:

- проведение лесоохраной агитации и пропаганды.



3. Организация и содержание работы

школьного лесничества
3.1. Работа школьного лесничества осуществляется в соответствии с действующим законодательством:

- Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

- Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1«Об образовании»;

- Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ;

- Федеральным законом» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях;

- другими нормативно - правовыми актами;

- настоящим примерным положением о школьном лесничестве.

3.2. Государственное, муниципальное образовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность и организующее школьное лесничество, обращается с просьбой о предоставлении лесного участка в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений (Лесной кодекс Российской Федерации, п. 2 ст. 40).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, принимает решение о предоставлении в пределах земель лесного фонда, лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование школьному лесничеству данного образовательного учреждения. (Лесной кодекс Российской Федерации, п. 2 ч.1 ст.83).

3.3. Школьное лесничество работает в течение календарного года, в соответствии с ежегодным планом лесохозяйственных работ под руководством педагога образовательного учреждения и специалиста лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.


3.4. Члены школьного лесничества могут участвовать в выполнении

следующих видов работ:

посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями; закладка питомников, дендрологических участков и уход за ними; выращивание посадочного материала; озеленение населенных пунктов; выявление очагов вредителей и болезней леса; охрана полезных насекомых, зверей и птиц, проведение биотехнических мероприятий (заготовка кормов для зимней подкормки и подкормка диких животных, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек), огораживание муравейников; сбор лесных семян (без подъема в крону деревьев), лекарственного, технического и пищевого сырья; выявление и охрана редких растений, животных, птиц; проведение фенологических наблюдений; опытно - исследовательская работа по заданиям лесохозяйственной организации; восстановление ценных, редких и исчезающих растений; выявление и охрана памятников природы; оказание помощи лесохозяйственной организации в проведении профилактических мероприятий по охране и защите лесов от пожаров; организация музеев и уголков природы, учебных экологических троп и проведение тематических экскурсий; пропаганда вопросов охраны и защиты леса; участие в смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках и пр.
3.5. Лесохозяйственные и другие практические работы члены школьного лесничества выполняют во внеурочное время или в часы, отведенные для трудового обучения, согласно действующему учебному плану образовательного учреждения на учебный год.
3.6. В период летних каникул организация деятельности членов школьного лесничества устанавливается и регламентируется решением педагогического совета образовательного учреждения и утверждается приказом директора образовательного учреждения.
3.7. Работа школьного лесничества может быть организована по принципу соревнования.
3.8. Для победителей в соревнованиях школьных лесничеств проводятся региональные и Всероссийские смотры - конкурсы школьных лесничеств.

4. Руководство по организации работы

школьного лесничества
4.1. Общее руководство организацией работы школьного лесничества осуществляется совместно образовательным учреждением и лесохозяйственной организацией органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

4.2. Непосредственное руководство школьным лесничеством осуществляет педагог образовательного учреждения и специалист лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

Руководители школьного лесничества несут ответственность за организацию и постановку работы в школьном лесничестве, создание безопасных условий труда его членов, соблюдение ими правил техники безопасности и охраны труда; обеспечивают необходимые условия для труда и отдыха членов школьного лесничества.

5. Обязанности образовательного учреждения

по управлению работой школьного лесничества.
5.1 Директор образовательного учреждения:

- назначает педагогического работника, ответственного за работу школьного лесничества;

- создаёт необходимые условия для работы школьного лесничества;

- несет ответственность за организацию работы школьного лесничества, за безопасные условия труда членов школьного лесничества;

- ежегодно рассматривает и утверждает план работы школьного лесничества;

- выделяет помещение для проведения теоретических занятий с членами школьных лесничеств, организацию уголка профессиональной ориентации;

- поощряет членов школьного лесничества (по представлению органов самоуправления школьных лесничеств).

6. Управление школьным лесничеством.
6.1. Организация производственной, учебно – воспитательной деятельности школьных лесничеств осуществляется на принципах самоуправления.

Высшим органом самоуправления школьного лесничества является общее собрание его членов, которое проводится не реже двух раз в год.


6.2. Общее собрание членов школьного лесничества избирает:

- Совет школьного лесничества;

- участковых инспекторов;

6.3. Совет школьного лесничества:


- руководит работой членов школьного лесничества;

- организует учебно-воспитательную и трудовую деятельность коллектива;

- участвует в разработке плана проведения лесохозяйственных работ;

- организует соревнование в школьном лесничестве и подведение его итогов;

- ведёт учёт выполнения плана проведения лесохозяйственных работ;

- вносит предложения руководителям образовательного учреждения и лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений об улучшении условий труда и отдыха, о поощрении лучших членов школьного лесничества;

- контролирует распределение работ между членами школьного лесничества;

- дает оценку работе членов школьного лесничества;

- организует культурно-массовую и спортивную работу в школьном лесничестве в период летних каникул;

- отчитывается о проделанной работе на общем собрании членов школьного лесничества.

6.4. Руководители школьного лесничества (педагог образовательного учреждения и специалист лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений) входят в состав Совета школьного лесничества.

6.5. Руководство Советом школьного лесничества может быть возложено на педагога образовательного учреждения или специалиста лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.




7. Охрана труда и техника безопасности
7.1. Члены школьного лесничества (лица моложе 18 лет) имеют право на особые условия безопасности труда согласно действующему законодательству (Трудовой кодекс Российской Федерации, глава 42).

7.2. Члены школьного лесничества проходят инструктаж по охране труда в виде вводного, первичного и повторного инструктажей на рабочем месте, а также целевого инструктажа при выполнении разовых работ.

7.3. Члены школьного лесничества допускаются к работе только после проверки их знаний по охране труда, проводимой методом устного опроса каждого лица и соответствующей записи в журнале по охране труда.

7.4. Члены школьного лесничества работают только в дневное время суток, не допускаются к работе с ядохимикатами и горюче-смазочными материалами, к управлению транспортными средствами, к сбору шишек с растущих деревьев с подъемом на высоту, не принимают участие в тушении лесных пожаров.

7.5. Педагогические работники, специалисты лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, привлекаемые к руководству работой школьного лесничества, осуществляют соблюдение трудового законодательства, охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности.

Приложение 4

Примерный устав школьного лесничества
I. Общие положения.
1. Школьное лесничество - добровольное объединение обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации с внеурочной формой организации образовательной деятельности.

2. Школьное лесничество создаётся на основании договора общеобразовательного учреждения и лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

3. Школьное лесничество имеет собственное название и эмблему.

4. Школьное лесничество располагается по адресу общеобразовательного учреждения или лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

5. Целями деятельности школьного лесничества являются:

- реализация непрерывного экологического образования школьников, расширение и углубление знаний по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам, изучение и реализация основ лесоохранной деятельности;

- обеспечение творческого труда, условий профессионального самоопределения, содержательного досуга, общения, укрепления здоровья, адаптации к жизни в обществе подрастающего поколения;

- подготовка старшеклассников к профильному обучению.

6. Задачами школьного лесничества являются:

воспитательные: воспитание у обучающихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к решению экологических проблем в области природопользования;

образовательные: изучение леса как природного биогеоценоза, основы лесного фонда; овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса, лесоведения и лесоводства, лесовосстановления, лесоинвентаризации через организацию опытно – исследовательской деятельности, постановку экспериментов и лесных исследований по темам и методикам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно - исследовательских учреждений;

практические: овладение навыками проведения лесохозяйственных мероприятий (защита леса от вредителей и болезней, выращивание посадочного материала, уход за лесными культурами, сбор лесных семян, лекарственного, технического и пищевого сырья, охрана и расселение муравейников, выявление и охрана редких растений, животных и птиц, памятников природы);

агитационно - пропагандистские: организация и проведение профилактических мероприятий по охране и сохранению лесного фонда (пропаганда среди школьников и населения знаний о лесе и его обитателях).
II. Организация и содержание работы
1. Школьное лесничество организуется из числа обучающихся общеобразовательного учреждения, по совместному решению руководителей общеобразовательного учреждения и лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений. Прием в школьное лесничество проводится на добровольной основе по личному заявлению обучающихся.

2. Работа школьного лесничества по изучению и сохранению лесных экосистем проводится на территории лесных участков лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

3. Школьное лесничество работает в соответствии с планом проведения лесохозяйственных работ, который принимается на календарный год общим собранием школьного лесничества, утверждается директором образовательного учреждения и руководителем лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

4. Члены школьного лесничества могут участвовать в следующих мероприятиях:

- выявление очагов вредителей и болезней леса и своевременное оповещение об этом специалистов лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений;

- охрана полезных насекомых, зверей и птиц, проведение биотехнических мероприятий (заготовка кормов для зимней подкормки и подкормка диких животных, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек), огораживание муравейников и пр.;

- сбор лесных семян (без подъема в крону деревьев), лекарственно - пищевого сырья;

- выявление и охрана редких растений, животных, птиц,

- проведение фенологических наблюдений;

- опытно – исследовательская работа;

- восстановление ценных, редких и исчезающих растений;

- оказание помощи лесному хозяйству в организации и проведении профилактических мероприятий по охране и защите лесов от пожаров;

- организация музеев и уголков природы, учебных экологических троп и проведение тематических экскурсий;

- пропаганда вопросов охраны и защиты леса;

- участие в смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках и пр.

5. Лесохозяйственные и иные работы, связанные с проведением плановых и внеплановых мероприятий школьного лесничества выполняются во внеурочное время или в часы, отведенные для трудового обучения, согласно действующему учебному плану общеобразовательного учреждения на учебный год.

6. В период летних каникул по согласованию с директором общеобразовательного учреждения и руководителем лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, могут организовываться летние лагеря труда и отдыха, действующие на основании положений и законодательных актов Российской Федерации о подобных формах работы.

8. Вся работа школьного лесничества организуется на принципе соревнования и добровольности, с учетом интересов ее участников.

9. Члены школьного лесничества имеют право носить во время работы в школьном лесничестве форменные головные уборы, шевроны, и другие знаки различия.

III. Управление школьным лесничеством
1. Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов. Текущей деятельностью руководит Совет школьного лесничества во главе с руководителем.

2. Общее собрание школьного лесничества избирает из своего состава Совет школьного лесничества, в состав которого входят участковые инспекторы (руководители основных направлений деятельности или секторов). В состав Совета включаются руководители школьного лесничества (педагог образовательного учреждения и специалист лесохозяйственной организации), осуществляющие координацию работы школьного лесничества.

Общее собрание:

– утверждает план проведения лесохозяйственных работ школьного лесничества и определяет пути его выполнения;

– утверждает условия соревнования между различными секторами;

– обсуждает вопросы дисциплины членов школьного лесничества;

–решает вопрос о приеме в школьное лесничество, поощрении и наказании членов школьного лесничества;

– подводит итоги работы.

Общее собрание школьного лесничества собирается не реже двух раз в год.

3. Совет школьного лесничества:

– руководит вопросами текущей деятельности школьного лесничества, направленной на успешную социализацию обучающихся;

– подводит итоги выполнения плана проведения лесохозяйственных работ, ведет учёт работы членов школьного лесничества;

– организует культурно-массовую и просветительскую работу;

– выходит с предложениями к руководителям общеобразовательного учреждения и лесохозяйственной организации с вопросами о материально-техническом обеспечении деятельности школьного лесничества, поощрении лучших членов лесничества;

– отчитывается о проделанной работе перед общим собранием школьного лесничества.

Совет школьного лесничества собирается не реже одного раза в месяц.

4. Обязанности участковых инспекторов:

– распределение объектов деятельности между членами школьного лесничества;

– организация контроля и учета работы;

– соблюдение режима труда, отдыха и дисциплины.


IV. Охрана труда и техника безопасности
1. При выполнении работ членами школьных лесничеств должны соблюдаться все требования по охране труда и технике безопасности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации (глава 42 ТК РФ).

2. Члены школьного лесничества проходят обучение по охране труда и технике безопасности. Обучение и инструктаж проводится руководителями школьного лесничества.

3. Руководители школьного лесничества осуществляют контроль за соблюдением в школьном лесничестве законодательных актов Российской Федерации, правил, норм, инструкций по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

V. Оплата труда членов школьного лесничества
1.Оплата труда членов школьных лесничеств может производиться при достижении ими 16-летнего возраста (ст.271, ст.272 ТК РФ) при соблюдении ст. 94 ТК РФ.1.

Приложение 5
Примерный договор

о сотрудничестве государственного (муниципального)

образовательного учреждения и лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений по организации деятельности школьного лесничества.
Лесохозяйственная организация органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений «______________», именуемая в дальнейшем «Лесохозяйственная организация», в лице руководителя ___________ (ФИО), действующая на основании Устава, с одной стороны, и государственное (муниципальное) образовательное учреждение «_______________», именуемое в дальнейшем «Образовательное учреждение», в лице директора ________________(ФИО), действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

I. Предмет договора

В целях воспитания у обучающихся образовательного учреждения любви и бережного отношения к лесным богатствам страны, углубления их природоохранных знаний, приобретения навыков проведения лесохозяйственных мероприятий договаривающиеся стороны организуют на базе образовательного учреждения «____________» школьное лесничество численностью______обучающихся.



II. Обязательства сторон

1. Обязательства образовательного учреждения

    1. Обеспечивает организацию школьного лесничества на базе образовательного учреждения.

    2. Назначает педагога, ответственного за деятельность школьного лесничества и обеспечение организации его успешной работы.

    3. Выделяет специально оборудованное помещение для проведения занятий с членами школьного лесничества.

2. Обязательства лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

2.1. Закрепляет лесной участок для осуществления лесохозяйственных работ за школьным лесничеством образовательного учреждения (На основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений о предоставлении участка лесного фонда для деятельности школьного лесничества образовательного учреждения).

2.2. Назначает специалиста лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, ответственного за организацию деятельности школьного лесничества, включающее обеспечение организационного и технического руководства работой школьного лесничества.

2.3. Предоставляет необходимое количество инструментов, инвентаря и материалов для выполнения работ членами школьного лесничества.

2.4. Предусматривает выделение необходимых средств для стимулирования членов школьного лесничества за успешную работу.

III. Двусторонние обязательства

образовательного учреждения и лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений по организации деятельности школьного лесничества.
3.1. Обеспечение функционирования школьного лесничества в соответствии с «Положением о школьном лесничестве» и планами его работы.

3.2. Оказание помощи Совету школьного лесничества в обеспечения деятельности школьного лесничества и организации его работы.

3.3. Обеспечение освоения членами школьного лесничества образовательных программ лесохозяйственных дисциплин, приобретение ими навыков ведения работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

3.4. Обеспечение соблюдения членами школьного лесничества трудового законодательства, в том числе норм охраны и безопасности труда при решении практических задач в период работы на лесных участках и при проведении опытно-исследовательских работ.

3.5. Содействие участию членов школьного лесничества в региональных и Всероссийских мероприятиях, соответствующих профилю деятельности школьного лесничества.

3.6. Несение материальных затрат по организации и обеспечению деятельности школьного лесничества в долях, определенных дополнительным соглашением сторон.



IV. Ответственность сторон.
Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательными актами.

V. Сроки действия договора.
5.1. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

5.2. Срок действия договора с ____ по______

5.3. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно по заявлению одной из сторон или в случае невыполнения одной из сторон своих обязательств, или по другим основаниям, предупредив письменно за 10 дней.

VI. Адреса сторон.


Директор государственного (муниципального)

образовательного учреждения

«________________________»



(наименование образовательного учреждения)

_________________________



(ФИО) (подпись)

Руководитель

лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений


«________________________»

(наименование лесохозяйственной организации)

_________________________



(ФИО) (подпись)


Приложение 6
Примерный план работы школьного лесничества
«_____________________________»
на 20__ - 20__ учебный год.


Январь

  1. Проведение общего собрания членов школьного лесничества с повесткой дня:

- отчёт о проделанной работе за истекший календарный год;

- избрание нового состава совета;

- составление и утверждение плана работы школьного лесничества на новый календарный год;

- выбор темы опытно-исследовательской работы, подготовка методики плана ее проведения.



  1. Фотоконкурс «Волшебница-зима».

Февраль

  1. Подготовка к участию во Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост».

  2. Проведение подготовительных работ по созданию экологической тропы.

  3. Реализация запланированных мероприятий по плану проведения опытно-исследовательской работы.

  4. Обновление и пополнение материала на стенде  школьного лесничества.

Март

  1. Реализация мероприятий по плану проведения опытно-исследовательской работы с подведением промежуточных итогов.

  2. Организации и проведение акции «День птиц»:

- выпуск стенгазет ко «Дню птиц»;

- конкурс рисунка, посвящённому «Дню птиц»;

- фотоконкурс «Загляни в природу»;

- викторина «Лес и человек», конкурс плаката «Сохраним планету!».



Апрель

  1. Наблюдение по теме «Весна в лесу»:

- начало цветения растений;

- прилет птиц.



  1. Программа «Учимся выращивать и сохранять лес»:

- мастер-класс по правильной посадке деревьев на пришкольном участке;

- уход за высаженными деревьями;

- акция: «Живи родник, живи!».

3. Реализация запланированных мероприятий по плану проведения опытно- исследовательской работы. 

4. Проведение общего собрания членов школьного лесничества.


Май

1. Участие во Всероссийском смотре - конкурсе школьных лесничеств.

2. Оказание помощи лесохозяйственной организации в проведении лесопосадочных работ.

3. Оформление экологической тропы.

4. Организация и проведение операции «Память», посвященной годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

5. Операция «Зелёный патруль» - уборка территории леса.

6. Акция «Посади дерево».

7. Организация оздоровительного лагеря для членов школьных лесничеств.

8. Реализация запланированных мероприятий по плану проведения опытно-исследовательской работы. 



Июнь

1. Участие в заочном туре Всероссийского смотра – конкурса школьных лесничеств.

2. Проведение лесохозяйственных мероприятий на лесном участке лесохозяйственной организации.

3. Патрулирование леса с целью предотвращения лесных пожаров.

4. Реализация запланированных мероприятий по плану опытно - исследовательской работы с подведением промежуточных итогов.

5. Акция «Береги лес от пожара»:

- изготовление и установка аншлагов «Охраняйте лес от пожара» и «Правила поведения в лесу»;

- проведение занятия по теме «Пожар в лесу» для изучения правил пожарной безопасности в лесу и ознакомления с очередностью действий при возникновении лесного пожара;

- оказание помощи лесохозяйственной организации в посадке леса на гарях;



- патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров.

6. Работа летнего лагеря.



Июль

  1. Реализация запланированных мероприятий по плану исследовательской работы.

  2. Патрулирование леса с целью предотвращения лесных пожаров.

  3. Работа летнего оздоровительного лагеря.

Август

  1. Реализация запланированных мероприятий по плану исследовательской работы.

  2. Патрулирование леса с целью предотвращения лесных пожаров.

  3. Работа летнего оздоровительного лагеря.

 Сентябрь

  1. Подготовка и участие в проведении профессионального праздника работников леса. Выступление агитбригады.

  2. Реализация запланированных мероприятий по плану опытно - исследовательской работы с подведением промежуточных итогов.

  3. Выпуск стенной газеты, посвящённой Дню работников леса.

  4. Выставка - конкурс букетов цветов, композиции лесных материалов.

  5. Проведение общего собрания членов школьного лесничества.

Октябрь

  1. Подготовка материалов к участию в региональном смотре – конкурсе школьных лесничеств.

  2. Всероссийская акция по посадке деревьев «Живи, лес!»

  3. Тематические экскурсии, походы и прогулки в лес.

  4. Реализация запланированных мероприятий по плану опытно-исследовательской работы.

  5. Трудовой десант. Операция: «Чистая улица».

  6. Вечер для учащихся начальных классов «Войди в лес другом».

  7. Обновление и пополнение материала на стенде школьного лесничества.

Ноябрь

  1. Встреча с руководителем лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

  2. Реализация запланированных мероприятий по плану опытно-исследовательской работы. Подведение итогов.

  3. Изготовление и развешивание кормушек, синичников, птичьих домиков, скворечников.

  4. Оформление альбомов:  «Птицы – друзья человека», «Лесоохранные знаки».

  5. Участие в региональном смотре – конкурсе школьных лесничеств.

  6. Оформление странички в летописи трудовой жизни школьного лесничества.

  7. Выпуск стенной газеты школьного лесничества.

Декабрь

  1. Подготовка к общему собранию школьного лесничества.

  2. Презентация опытно-исследовательской работы за истекший календарный год.

  3. Организация и проведение выставки «Наше школьное лесничество».

  4. Природоохранная акция «Ёлочка, живи!»:

- изготовление листовок и плакатов и их развешивание на территории населённого пункта с призывом населения к сохранению хвойных деревьев;

- проведение бесед на классных часах, родительских собраниях на тему: «Берегите лес».

- выпуск стенгазеты «Сказка про елочку»;

- конкурс «Изготовим креативную елку»;

- круглый стол «Сохраним лесную красавицу».

5. Ведение дневника-летописи трудовой жизни школьного лесничества.



Приложение 7
  1   2   3   4

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Методические рекомендации «В помощь начинающему руководителю школьного лесничества»