• Оглавление
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ



  • страница1/3
    Дата25.07.2018
    Размер0.73 Mb.
    ТипМетодические указания

    Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по мдк 01. 03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»


      1   2   3

    Министерство образования и науки Пермского края
    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования



    "Пермский государственный профессионально-педагогический колледж"


    Методические указания для студентов

    по выполнению самостоятельной работы
    по МДК 01.03. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

    для специальности

    050146 «Преподавание в начальных классах»

    Пермь, 2014

    Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». - Пермь, 2014. - 50 с.
    Автор: Бочкарёва Н.В., преподаватель ГБОУ СПО «ПГППК» высшей квалификационной категории.
    Рецензенты:

    Корчагина Г.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по педагогическим специальностям ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1» высшей квалификационной категории;

    Кычёва Е.Ю., директор МАОУ «СОШ № 55» г. Перми, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования.

    Рассмотрено на заседании ЦПК спецдисциплин по педагогическим специальностям (протокол от 13.05.2014 № 9).



    Оглавление


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

    СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 7

    САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 9

    ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ 12

    Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ 12

    Самостоятельная работа № 1 12

    Раздел 2.  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ 14

    Самостоятельная работа № 2 14

    Раздел. 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДО КОНЦА XVIII в. 17

    Самостоятельная работа № 3 17

    Раздел 4. РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 20

    Самостоятельная работа № 4 20

    Самостоятельная работа № 5 23

    Самостоятельная работа № 6 24

    Самостоятельная работа № 7 27

    Раздел 5. РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 35

    Самостоятельная работа № 8 35

    Самостоятельная работа № 9 38

    Раздел 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 39

    Самостоятельная работа № 10 39

    Раздел 7. ПЕРМСКИЕ ПИСАТЕЛИ - ДЕТЯМ 41

    Самостоятельная работа № 11 41

    Раздел 8. НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 44

    Самостоятельная работа № 12 44

    Раздел 9. СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ПЕРИОДИКА 45

    Самостоятельная работа № 13 45

    Раздел 10. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ 46

    Самостоятельная работа № 14. 46

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 48

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 51



    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    Настоящие методические указания адресованы студентам, осваивающим специальность 050146 «Преподавание в начальных классах». Междисциплинарный курс 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» входит в программу профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования».

    Указанный курс призван подготовить будущих учителей к проведению уроков литературного чтения в начальных классах. Содержание курса вносит свой вклад в освоение студентами таких основных видов профессиональной деятельности, как преподавание по программам начального общего образования, методическое обеспечение образовательного процесса, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):



    ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки, ПК 1.2. Проводить уроки (эта компетенция реализуется через освоение студентами литературы, входящей в круг чтения младшего школьника, разработку материалов для уроков литературного чтения в начальных классах, овладение умением выразительно читать художественные произведения, рассказывать о прочитанном, о писателе и его творчестве).

    ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект (анализ программ и учебников по литературному чтению для начальных классов).

    ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду (подготовка книжной выставки, разработка мультимедийных презентаций к урокам чтения).

    ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (подготовка реферата, доклада для читательской конференции).

    Важная роль в освоении курса принадлежит самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий, различных по целям и содержанию: освоение литературы, входящей в круг чтения младшего школьника, расширение и углубление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях, формирование и совершенствование умений самостоятельно работать с литературоведческой литературой, приобретение навыка пользования детскими книгами и т.п. Перечень заданий, а также количество часов на их выполнение представлены в разделе «Содержание самостоятельной работы студентов».

    Значительное место в самостоятельной работе отводится на ознакомление будущих учителей начальных классов с кругом чтения младшего школьника. Перечень книг для обязательного чтения и указания по ведению читательского дневника содержатся в разделе «Самостоятельное чтение произведений детской литературы».

    В процессе изучения курса студенты должны не только ознакомиться с идейно-эстетическим богатством основных произведений для младших школьников, но и хорошо усвоить их содержание. Этому способствуют задания по выполнению анализа художественного произведения. Результатом такой работы должно стать умение анализировать сюжет, композицию, лингвопоэтику в произведениях писателей детской литературы, умение выявлять роль произведений в становлении личности ребёнка.

    Часть заданий непосредственно нацелена на подготовку студентов к решению профессиональных задач: оформление книжной выставки для младших школьников, разработка материалов к урокам чтения в начальных классах, анализ программ и учебников по чтению, составление рекомендательного списка литературы и т.п.

    Такие задания, как написание реферата о творчестве детского писателя, сочинения, подготовка доклада для студенческой читательской конференции, аннотирование, составление конспекта, направлены на развитие письменной и устной речи будущих педагогов, на совершенствование навыков работы с текстом (выделение главного, понимание структуры, конструирование собственного текста).

    Некоторые задания не являются обязательными. Они отмечены знаком *. Выполнение таких заданий позволяет студентам получить дополнительные баллы в свой рейтинг.

    Методические указания содержат перечень рекомендуемой литературы, а также вопросы для подготовки к экзамену.



    Количество самостоятельных работ, которые студент должен выполнить в ходе освоения курса – четырнадцать. Все работы разбиты по разделам программы курса и приводятся в порядке их выполнения. Задания для самостоятельной работы студенты выполняют в специальной тетради. Контроль выполнения самостоятельной работы осуществляется преподавателем в результате проверки письменных работ, а также на практических и семинарских занятиях. Выполнение студентом всех заданий для самостоятельной работы является обязательным условием допуска к итоговому контролю.

    СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ





    Наименование разделов

    Количество часов

    Содержание самостоятельной работы студентов

    1. Введение

    3

    № 1. Изучение нового материала, изготовление книжки-самоделки.

    2. Устное народное творчество в детском чтении

    5

    № 2. Чтение фольклорных произведений; анализ программ по литературному чтению для начальной школы; анализ народной сказки.

    3. Возникновение и развитие детской литературы до конца XVIII века

    3

    № 3. Чтение произведений; изучение нового материала, составление конспекта.


    4. Русская детская литература XIX века

    5

    № 4. Чтение произведений; анализ программ по литературному чтению для младших школьников; подготовка инсценировки басни.

    4

    № 5. Чтение произведений; анализ программ по литературному чтению для младших школьников; разработка викторины по прочитанным произведениям.

    5

    № 6. Чтение произведений; написание сочинения.

    3

    № 7. Анализ программ по литературному чтению для младших школьников; анализ стихотворения.

    5. Русская детская литература XX века

    7

    № 8. Чтение произведений, анализ программ, написание реферата.

    5

    № 9. Чтение произведений, анализ программ, подготовка мультимедийной презентации для урока чтения.

    6. Зарубежная детская литература

    7

    № 10. Чтение произведений, подготовка доклада с мультимедийной презентацией для читательской конференции.

    7. Пермские писатели – детям

    5

    № 11. Чтение произведений; подготовка рассказа о жизни и творчестве писателя с включением краткого пересказа произведений и выразительного чтения отрывков из его книг для урока чтения в начальных классах; подготовка выставки книг для учеников начальных классов.

    8. Научно-познавательная и справочная литература для детей

    3

    № 12. Чтение книг; оформление рекомендательного списка, подготовка аннотации.


    9. Современная детская периодика

    1

    № 13. Подготовка аннотации к периодическому изданию для младших школьников.

    10. Практикум по выразительному чтению

    1

    № 14. Подготовка произведения к выразительному чтению, заучивание наизусть.

    ИТОГО

    71

    -

    САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

    ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Важной составляющей самостоятельной работы студентов при изучении курса является чтение произведений детской литературы. При этом каждому студенту необходимо оформить Читательский дневник - тетрадь, в которую будут заноситься все прочитанные произведения (см. ниже список книг для обязательного чтения). Заполненный читательский дневник является необходимым условием для допуска студента к сдаче экзамена. Читательским дневником студент может пользоваться на экзамене.



    Образец оформления страницы Читательского дневника

    Фамилия И.О. автора

    Название произведения

    Главные герои

    Композиция (план)

    Моё отношение к прочитанному















    Список книг для обязательного чтения




    1. Сказки народов мира (3)1.

    2. Русские народные сказки (по 3 сказки каждого вида).

    3. Былины (3).

    4. Произведения малых фольклорных жанров (колыбельные, прибаутки, небылицы и др.)

    5. Жития святых (1)

    6. Жуковский, В.А. Сказки (2).

    7. Пушкин, А.С. Сказки. Стихотворения (входящие в детское чтение).

    8. Ершов, П.П. Конёк-горбунок.

    9. Погорельский, А. Чёрная курица, или Подземные жители.

    10. Одоевский, В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович.

    11. Мамин-Сибиряк, Д.Н. Сказки (3).

    12. Гаршин, В.М. Сказки (3).

    13. Перро Ш. Сказки (3).

    14. Братья Гримм. Сказки (3).

    15. Андерсен, Х.К. Сказки (3).

    16. Уайльд, О. Сказки (1).

    17. Крылов, И.А. Басни (5).

    18. Ушинский, К.Д. Сказки и рассказы (5).

    19. Толстой, Л.Н.. Сказки и рассказы (3).

    20. Рассказы или повести русских писателей о детях (1 повесть или любые 2-3 рассказа из предложенных или другие по выбору студента):

    • Короленко, В.Г. Дети подземелья.

    • Куприн, А.И. Белый пудель.

    • Чехов, А.П. Ванька. Спать хочется. Мальчики.

    • Мамин-Сибиряк, Д.Н. Вертел. Кормилец. Под землёй.

    • Гарин-Михайловский, Н.Г. Детство Тёмы.

    • Толстой, Л.Н. Детство.

    • Григорович, Д.В. Гуттаперчевый мальчик.

    • Аксаков, С.Т. Детские годы Багрова-внука.

    1. Некрасов, Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Крестьянские дети.

    2. Стихотворения Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, А. Никитина, А. Плещеева, И. Сурикова, входящие в детское чтение.

    3. Толстой, А.Н. Золотой ключик.

    4. Волков, А.М. Волшебник Изумрудного города.

    5. Носов, Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Рассказы (2).

    6. Успенский, Э. Сказки (1).

    7. Киплинг, Р. Маугли. Сказки (1).

    8. де Сент-Экзюпери, А.-М.-Р. Маленький принц.

    9. Сказки Д. Толкиена, А. Милна, С. Лагерлёф, А. Линдгрен, Д. Барри, Т. Янссон, П. Трэверс или др. (1 сказка одного из авторов по выбору).

    10. Горький, М. Воробьишко. Дед Архип и Лёнька.

    11. Гайдар, А.П. Голубая чашка, 1 повесть по выбору (Тимур и его команда. Чук и Гек)

    12. Осеева, В. Рассказы и сказки (3).

    13. Драгунский, В.Ю. Денискины рассказы (3).

    14. Произведения русских детских писателей XX века (А. Алексин, Ю. Яковлев, В. Крапивин, В. Железников) - 1 повесть одного из авторов по выбору.

    15. Житков, Б. С. Рассказы (3).

    16. Пришвин, М. М. Золотой луг. Лисичкин хлеб. Кладовая солнца.

    17. Бианки, В. В. Сказки (3). Лесная газета.

    18. Чуковский, К. И. Сказки (2).

    19. Маяковский, В. В. Стихотворения для детей (3). Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий.

    20. Маршак, С. Я. Двенадцать месяцев. Стихотворения (3).

    21. Барто, А.Л.. Стихотворения для младших школьников (5) .

    22. Михалков, С. В.. Стихотворения (3). Дядя Стёпа.

    23. Стихотворения Б. Заходера, И.Токмаковой, Ю. Мориц, В. Берестова, Г. Остера или др. современных детских поэтов (5 стихотворений одного из авторов).

    24. Произведения пермских писателей (Л. Давыдычев, В. Воробьёв, И. Христолюбова, Л. Кузьмин, А. Спешилов, А. Решетов, В. Астафьев - один из авторов по выбору, 1-2 произведения).

    25. Книги-справочники для детей (1 издание по выбору).

    26. Детские периодические издания (1-2 по выбору).



    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ



      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по мдк 01. 03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»