• Отдел обслуживания инвалидов по зрению
  • Составитель М. В. Джагдаева Редактор О. Е. Аргунова Ред. текста на калм. яз. В. В. Сангаджиева
  • В. В. Сангаджиева; отв. за изд. Н. Б. Уластаева. – Элиста, 2014. – 123 с.
  • «Пусть все, кто ищет путь мира и счастья, найдут его» (Буддийский монах Тензин Гьяцо, Далай-лама Х IV



  • страница1/10
    Дата05.09.2017
    Размер0.84 Mb.
    ТипМетодико-библиографическое пособие

    Методико-библиографическое пособие Министерство культуры Республики Калмыкия Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



    Чже Цонкапа: счастливая судьба



    Методико-библиографическое пособие
    Министерство культуры Республики Калмыкия

    Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана

    Отдел обслуживания инвалидов по зрению

    Чже Цонкапа: счастливая судьба



    Методико-библиографическое пособие

    Элиста 2014

    86.35 (2Рос. Калм)

    Ч – 578
    Составитель

    М. В. Джагдаева
    Редактор

    О. Е. Аргунова
    Ред. текста на калм. яз. В. В. Сангаджиева
    Ответственный за издание

    Уластаева Н. Б. – директор Национальной библиотеки им А. М. Амур-Санана


    Чже Цонкапа: счастливая судьба: методико-библиографическое пособие / Нац. б-ка им. А. М. Амур-Санана. Отдел обслуживания инвалидов по зрению (ООИЗ); сост. М. В. Джагдаева; ред. О. Е. Аргунова; ред. текста на калм. яз. В. В. Сангаджиева; отв. за изд. Н. Б. Уластаева. – Элиста, 2014. – 123 с.
    На первой странице обложки – Н. Рерих «Тзонг-Ка-Па» (1924)

    От составителяc:\documents and settings\user\рабочий стол\буддийская символика.jpg



    «Пусть все, кто ищет путь мира и счастья,

    найдут его»

    (Буддийский монах Тензин Гьяцо,

    Далай-лама ХIV)
    Буддизм – древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России (признана в 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны). Наибольшая волна распространения буддизма на территории России была отмечена в XVI-XVII веках – среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, бурят и тувинцев. Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелугпа, главой которой является Далай-лама. На сегодняшний день буддизм имеет огромное количество последователей во всех уголках земного шара, а в России – свыше миллиона. Благодаря своей терпимости и концентрации внимания на индивидуальном просветлении, а также практике познания духовных истин с помощью личного опыта, буддизм завоёвывает всё больше и больше приверженцев, жаждущих освободиться от стрессов современного мира.

    На сегодняшний день Далай-Лама XIV стал одной из центральных мировых фигур в деле борьбы за мир и прекращение войн. Заслуги Далай-ламы были отмечены многочисленными наградами, среди которых Нобелевская премия мира (1989). Образ Далай-Ламы XIV – символ мира во всём мире и гармоничной жизни человека и природы. Его Святейшество – хранитель чистоты Учения Будды. Он дарит всем практикующим драгоценное Учение, помогая каждому идти по пути мудрости и сострадания, стремиться приносить радость и счастье всем живым существам.

    Его Святейшество говорит:

    В этом мире много разных лекарств для лечения разных болезней, и точно так же есть много религиозных систем, служащих средством к достижению счастья всеми живыми существами, людьми и прочими. Каждая из этих систем отличается методами практики и формами своего выражения. Люди сегодня делятся на тех, кто занимается и кто не занимается религиозной практикой; поэтому важно, чтобы все верующие объединились, отбросив свои предубеждения. Но нельзя достичь этого, испытывая чувство ненависти [к тем, кто не занимается религиозной практикой]. Ведь наше согласие не только поможет верующим, но самой нашей целью должно быть оказание помощи неверующим в обретении ими как преходящего, так и вечного счастья. Это могло бы стать средством для устранения их неведения, того неведения, которое не позволяет им увидеть, что именно следует принять, а что отвергнуть. И все это подвигло бы их на путь к обретению высшего счастья. Я уповаю на то, что все религии объединятся ради достижения этой цели, и молюсь об этом.

    Причина, по которой нам следует заниматься религиозной практикой, заключается в том, что, каким бы ни был материальный прогресс, сам по себе он не может обеспечить нам надлежащего прочного счастья. В самом деле, чем больше мы преуспеваем в материальном отношении, тем больше в нашей жизни постоянного страха и беспокойства. Благодаря успехам в новых областях знания, мы достигли Луны, которую некоторые древние народы считали источником высшей защиты. Возможно, ресурсы Луны и других планет и будут использованы во благо людей, однако не исключено, что в конечном итоге такие успехи создадут нам врагов вне нашего мира. Во всяком случае, такие средства никогда не смогут принести людям наивысшего и прочного счастья. Эти методы вызывают только внешнее физическое удовольствие; поэтому, хотя благодаря им и возникает иногда некое духовное удовлетворение, оно не может быть продолжительным. С другой стороны, общеизвестно, что когда человек ищет счастья только в духовной сфере, ему легче переносить физические лишения. Это результат занятий религиозной практикой и преобразования сознания.

    Более того, даже возникновение удовольствия в этой жизни зависит от религиозной практики. Удовольствие и страдание, большое или малое, не возникает от одних лишь внешних, поверхностных факторов; к тому должны быть и внутренние причины. Причины эти потенции сознания, то есть скрытые способности к совершению добродетельных и дурных действий. Эти потенции пребывают в пассивном состоянии; они выявляются благодаря внешним причинам, и тогда возникает чувство наслаждения или боли. Если таковые потенции отсутствуют, то, сколько бы ни было внешних факторов, удовольствие или боль не могут ни возникнуть, ни исчезнуть. Такие потенции заложены действиями, совершенными в прошлом.

    В какой бы форме страдания ни проявлялось следствие, вначале нужно было из-за недисциплинированности ума совершить дурное деяние и тем самым «накопить» его. Потенция деяния закладывается в сознании, и потом, когда появляются определенные причины, испытывается страдание. Таким образом, все наслаждения и все страдания в основе своей проистекают из сознания.

    Итак, без религиозной практики невозможно дисциплинировать ум, а из-за недисциплинированности ума «накапливаются» дурные деяния. Деяния эти, в свою очередь, закладывают в потоке сознания потенции, под воздействием которых произрастают плоды страдания.

    Если сравнить по значимости тело и сознание, то сознание важнее, ибо тело и речь находятся у него в подчинении. Скверны, такие, как, например, страстное желание, не омрачают природу сознания, ибо природа сознания чиста и ничем не омрачима. Скверны являются периферийными факторами сознания, и постепенно исправляя изъяны всех видов, такие, как, например, эти скверны, можно полностью устранить случайные загрязнения. Это состояние совершенного очищения и есть состояние Будды.

    Так же как и ты сам, все живые существа омрачены страданием; ведь даже самое крохотное насекомое, так же как и ты, не хочет страданий и желает счастья. Но хотя живые существа и не желают страданий, они не знают, как избавиться от них; и хотя они желают счастья, они не знают, как обрести его. Поскольку сами существа не в состоянии сделать это, ты сам должен помочь им, освободить живых существ от страданий и их причин и утвердить их в состоянии счастья.

    Чтобы избавиться от страданий и обрести счастье, нет иного пути, кроме как устранить в потоках сознания живых существ причины, порождающие страдание, и создать в этих потоках причины счастья. Благословенный говорил:

    Водою Будды не смывают скверны,

    Страдания существ рукой не устраняют,

    К другим не переносят прозрения свои,

    Они Учением существ освобождают.

    Невозможно удалить скверны, как смывают водой грязь, или устранить страдания, словно вытащить занозу. Будды не могут передать прозрений из своего потока сознания другим. Но как же тогда устраняются страдания? Живые существа освобождаются от всех страданий благодаря Учениям о реальности, об истинной природе явлений.

    Итак, существ можно освободить, научив их, что надлежит принять, а что отвергнуть. Но чтобы учить, прежде нужно самому это узнать и понять. И нет никого, кроме Будды, кто мог бы безошибочно учить путям всех живых существ, а не только некоторых из них, сообразуясь с их наклонностями, характером мышления и сферой интересов. А раз так, то непременным условием достижения цели, то есть блага всех живых существ, будет достижение состояния Будды.

    Методико-библиографическое пособие предназначено читателям, интересующимся буддизмом.

    Пособие включает в себя главы:


    • Краткое жизнеописание Чже Цонкапы (1357–1419);

    • Краткая характеристика реформы Чже Цонкапы;

    • Четыре великих деяния Чже Цонкапы;

    • Сочинения Чже Цонкапы, переведенные на русский язык;

    • Ламрим;

    • Высказывания Чже Цонкапы;

    • Молитвы для ежедневных рецитаций (Мигзм, Основание достоинств, Сто богов Тушиты, Три основы Пути, Восхваление Взаимозависимого Возникновения, Молитва о процветании учений Цонкапы);

    • Сутра «Благо Мигзм»;

    • Номд;

    • Йөрәлмүд;

    • Ользеева С. Зулла насан авдг = День рождения нации;

    • Хабунова Е. О чайной церемонии у калмыков;

    • Методический материал (разработка книжной выставки);

    • Библиография (книги, статьи, изоиздания, электронные ресурсы).

    Основными источниками при составлении методического пособия явились книжный и газетный фонд Национальной библиотеки им. А. М. Амур-Санана, «Летопись печати Республики Калмыкия». По данной теме отражен книжный фонд библиотеки калмыцкого хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

    Со всеми замечаниями и предложениями обращаться:



    358000

    РК г. Элиста ул. Пушкина, 1

    Нац. б-ка им. А. М. Амур-Санана

    Отдел обслуживания инвалидов по зрению (ООИЗ)


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методико-библиографическое пособие Министерство культуры Республики Калмыкия Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана