Скачать 89.75 Kb.


Дата16.05.2017
Размер89.75 Kb.

Скачать 89.75 Kb.

«Мы помним героев Великой войны» (Журнал «Практика школьного воспитания», №1, 2015г.)



«Мы помним героев Великой войны» (Журнал «Практика школьного воспитания», №1, 2015г.)

Вот уже 70 лет наша страна живет под мирным небом. В этом году мы в 70-й раз будем отмечать великую Победу над фашистскими захватчиками. Невозможно забыть то, какой ценой наш народ заплатил за эту Победу. Сколько было пролито крови, слез, сколько было сожжено и разгромлено городов и сел, сколько было загублено человеческих жизней!

Война, все, что с ней связано – святая тема для большинства людей, живущих в нашей стране. Я часто задумываюсь над вопросами: «Что значит война для каждого человека? Нужно ли помнить об этом подрастающему поколению, живущему спустя много лет после окончания Великой Отечественной войны? И что значит – помнить о войне?»

Наверное, наша память должна быть выражена каким-то конкретным действием, усилием рук, души, ума – делом.

Великая Отечественная война стала для меня лишь далеким отголоском прошлого. О событиях тех времен мы узнаем из книг, фильмов, рассказов участников войны, которых с каждым годом остается все меньше и меньше. Война ворвалась в жизнь нашей страны и всех советских людей совершенно неожиданно, коварно и жестоко. Она унесла миллионы жизней. Те же, кто остался в живых и перенёс все ужасы этой войны, долгие годы не могли избавиться от преследующих их страшных воспоминаний, а многие так и не смогли. И, хотя наша страна уже долгие годы живет под мирным небом, в памяти воинов Великой Отечественной навсегда остались руины освобождённых городов и сёл, полные горя и слёз глаза матерей, потерявших своих сыновей, лица рано повзрослевших детей, ставших сиротами….

Время течет неумолимо быстро… Кажется, совсем недавно стояли мы, пионеры в красных галстуках и с белыми бантиками на голове, около памятника воину в центре села на вахте памяти. Стояли и слушали воспоминания ветеранов, и мурашки пробегали по телу от услышанного. Вот уже я более 20-ти лет проработала в школе учителем. Теперь сама рассказываю детям о войне. Современных детей непросто чем-то заинтересовать, тем более трудно добиться у них взаимопонимания, но сделать это можно. Каждый год 9-го Мая мы с ребятами ходим к обелиску, чтобы почтить память тех, кто погиб за Родину, возложить цветы к памятнику. И все чаще посещает мысль о том, что дети должны больше знать о той страшной войне и о том, что пришлось выстрадать нашему народу в 1941-1945 годах. Если этого не сделать сейчас, кто знает, может, через десять - двадцать лет подрастающее поколение будет уверено в том, что Европу от фашистов освободили только украинцы, что Россия сама в этой войне была агрессором. Этого нельзя допустить! С этой целью мы, учителя, каждый год в День Победы с ребятами ходим к обелиску, чтобы почтить память тех, кто сражался или погиб за Родину, возложить цветы к памятнику в знак глубокой благодарности за их бессмертный подвиг.

Безусловно, дети наши должны больше знать о той страшной войне и о том, что пришлось выстрадать нашему народу. Для этого в школе проводим беседы, классные часы, конкурсы стихов, рисунков, сочинений на военную тематику. Мы, учителя, всегда будем стараться способствовать тому, чтобы молодое поколение, ученики нашей школы чтили память погибших или воевавших на этой священной войне за наше светлое будущее. И первую очередь мы обязаны знать о подвигах своих родных, близких или просто односельчан, которые внесли свою лепту в общее дело борьбы с фашизмом.

В марте 2014 года мы принимали участие в районном конкурсе «Ученик года» и заняли 2-место. Проект, с которым выступал ученик 7 класса нашей МБОУ Лопатинской СОШ Османов Амир, назывался «Мы помним героев Великой войны».

Целью проекта, в связи с 70-летием снятия блокады с города на Неве, было найти сведения об участнике Великой Отечественной войны Сейфуллине Айзатулле Сейфулловиче – нашем односельчанине, защитнике блокадного Ленинграда, и рассказать об этой легендарной личности обучающимся школы на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Задачи, которые ставил перед собой ученик, были следующие:

1. Встретиться с родственниками Айзатуллы Сейфулловича, познакомиться с оставшимися документами ветерана, посмотреть фото из семейного архива; пообщаться с людьми, лично знавшими ветерана.

2. Найти материал в книге земляка, заслуженного деятеля науки Татарстана и Российской Федерации, доктора исторических наук, профессора Умяра Белялова « Не забыть нам Пицу родную».

3. Попытаться найти сведения в Общедоступном электронном банке документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

4. На основе собранных материалов составить презентацию о жизни и военных подвигах односельчанина и в дальнейшем показать ее ученикам школы.

Эта работа чрезвычайно заинтересовала и увлекла Османова Амира. Вместе с руководителем проекта Сяйджафяровой Ольгой Николаевной, учителем русского языка, они проделали огромную работу, результатом которой стала интереснейшая история о жизни и военных подвигах простого жителя села Пица.

«Не было в нашей стране семьи, которую так или иначе не коснулась бы война. Только из нашего небольшого села Пица Сергачского района вскоре после начала войны за короткое время было мобилизовано в Красную Армию свыше 400 мужчин и три девушки. Из них более 250-ти защитников Отечества геройски погибли на полях сражений. Большинство мужчин ушли на фронт, а тем временем женщины и подростки работали не покладая рук в тылу. Землю пахали главным образом на своих коровах или лопатами, ведь лошадей тоже забрали на войну».1

Вот эта история. Сейфулин Айзатулла родился в 1895 году в селе Пица Сергачского уезда Нижегородской губернии в селе потомственного крестьянина.

Детство было таким же, как у всех мальчишек того времени. Но быстро кончилось, так как родители мальчика отдали его учиться в медресе.

Мальчик простился с родителями на 8 лет, направляясь учиться в село Сафаджай. В Селе Сафаджай прекрасно образованный имам Хабибулла, учившийся в Бухаре, близко знакомый с блестящим ученым Хусяином Фейсхановым (выходцем из этого села), организовал обучение. Он начал обучать мальчиков по новому методу «Ысулы Джадид». Здесь обучали не только чтению Корана, но и арифметике, родному языку, а позже и русскому языку. В этом медресе впервые классы оборудовали партами и досками, завезли глобус, географические карты, микроскоп. Таким образом, медресе выделялось в селе своей красотой, прекрасным оборудованием, просторными классами, светским характером образования.

Успешно окончив медресе, Айзатулла вернулся домой. Родители подыскали ему невесту – девушку Ашряп. Но мечтам о счастливом будущем не суждено было сбыться: началась первая мировая война.

Невозможно представить себе, что творилось в душе у юноши, который должен убивать, вместо того, чтобы служить Богу.

Мы мало знаем, что происходило с ним в те годы. Как человек с прекрасным религиозным образованием стал совсем другим человеком? Из документов следует, что в годы гражданской войны Айзатулла воевал пулеметчиком на Южном фронте, был затем комиссаром дивизии. Вернулся домой в 1924 году, сильно израненным, переболел тифом.

Вернувшись с войны, Айзатулла женился. Его невеста ждала 6 лет.

Семья жила дружно, одними из первых вступили в 1929 году в колхоз, но не с пустыми руками – сдали в коллективное хозяйство лошадь, семенное зерно и большое количество сельскохозяйственной техники.

Айзаулла долгие годы работал механиком паровой мельницы, затем механиком колхозных мастерских, являлся мастером высокого класса по ремонту сельскохозяйственной техники.

Родилось у Сейфулиных 3 детей: 2 дочери – Роза, Разия и сын Саяр.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Весь народ от мала до велика встал на защиту Родины.

2 января 1942 года в ряды защитников Родины был призван Сейфуллин Айзатулла в возрасте 47 лет. Айзатулла был зачислен в Смоленскую школу на курсы санинструкторов, так как ещё в 1921 году был признан к нестроевой службе. Он героически защищал осаждённый Ленинград.

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Блокада Ленинграда — трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Память об этих страшных днях должна вечно жить в сердцах людей!

Во время блокады Сейфуллин Айзатулла патрулировал улицы этого города, пережил голод. Ежедневно его подстерегали не только вражеские пули, но и голодная смерть. Опять судьба толкала его в самое пекло, опять смерть ходила по пятам, а он должен остаться человеком.

Родные вспоминали случай, произошедший с Айзатуллой в блокадном Ленинграде. Озверев от голода, люди начинали сходить с ума. Айзатулла спас девочку – сироту, которую чуть не съели. Он выменял её на паёк хлеба. После войны она разыскала своего спасителя.

Около 1,5 миллиона военнослужащих и мирных жителей получили медали «За оборону Ленинграда», из них – более 15 тысяч детей и подростков. Среди награжденных был наш односельчанин-Сейфуллин Айзатулла Сейфуллович -22 декабря 1942 года ему была вручена медаль «За оборону Ленинграда».

На лицевой стороне медали изображены очертания Адмиралтейства и группа солдат с винтовками наперевес. По периметру надпись «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА». На оборотной стороне медали изображёны Серп и молот. Под ним текст заглавным шрифтом: «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ».

Из беседы с родственниками Айзатуллы Сейфулловича Амир узнал, что были у него и другие награды. Его семья долго искала материал о награждении героя Орденом Славы. И вот удача – на Общедоступном электронном банке документов « Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.» были найдены бесценные документы – представление к награде с описанием подвига и приказ о присвоении награды.

10 июня 44 года Сейфуллин Айзатулла был представлен к награждению Орденом Славы. Скупые строчки наградного листа, а сколько стоит за ними: «При наступлении на Красный бор огнём своего пулемета отбивал и поддерживал успех наступления. Товарищ Сейфулин достоин к представлению правительственной награды – Ордена Славы 3 степени».

Вообще, Айзатулла Сейфуллович не любил вспоминать о войне. Когда его просили выступить, поделиться воспоминаниями – он всегда отказывался. На все расспросы внуков он отвечал: «Никому не дай, Бог, пережить то, что пережил я», - и всегда плакал. Поэтому родные даже не подозревали, какой ужас пришлось пережить Айзатулле Сейфулловичу, каким смелым он был.

После демобилизации из армии, в 1945-1946 годах работал председателем Пиценского сельсовета, затем опять трудился в колхозе вплоть до выхода на заслуженный отдых, из жизни ушёл в 1983 году, прожив славных 88 лет.

Сельчане вспоминают его добрым словом и рассказывают разные истории о нем. Вот что рассказала односельчанка Айзатуллы Сейфулловича Жамалова Бибинур апа.

Работал Айзатулла председателем сельского совета. А сельское кладбище тогда не было огорожено. Бывало, что и скотина ходила между могил. Нехорошо это. Решил Айзатулла сделать ограду для всего кладбища. А как? Его сват в то время работал в Пиценском лесу лесником. Вот и надумали они взять стройматериал из леса для такого благого дела. Помогли мужики из села. Славная получилась ограда. Да только недолго радовались! В районе узнали, какое «преступление» организовал председатель сельсовета. Организовали показательный суд. Когда дали слово Айзатулле, он обратился к судье: « У тебя, сынок, родители живы? Ты хотел бы, что б по их могиле ходил скот? Вот и я не хочу». После этого случая Айзатулла не работал больше председателем сельсовета. Но в деревне до сих пор вспоминают его добрым словом.

В Айзатулле долго боролись коммунист и религиозный деятель. По мусульманским праздникам он уходил куда-нибудь или просто сидел и о чем – то думал. Вероятно, в душе он повторял слова давно забытых молитв и боялся показать свою религиозность. Но жене, которая лечила заговорами людей, не запрещал молиться и отчитывать больных. Внукам он читал книги на арабском языке и тут же делал перевод.

Вот такой получился рассказ у Амира о славном односельчанине - Айзатулле Сейфулловиче Сейфуллине, ветеране, который был участником трех войн, имел высокие Правительственные награды, прошел все тяготы военных лихолетий, но при этом до конца своей жизни оставался Человеком с большой буквы.

Во время защиты своего проекта Османов Амир сказал такие слова:

«Жизнь этого простого сельского человека потрясла меня. Я уверен, что он не единственный, о ком мы должны помнить и рассказывать. Из миллионов судеб таких же людей складывается история нашей великой Родины. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», равнодушно относиться к истории своего народа, ведь участники и ветераны Великой Отечественной войны проливали кровь, отдавали свои жизни за наше светлое будущее, за то, чтобы подрастающее поколение росло под мирным небом».

Свой проект Османов А. представлял на общешкольном классном часе для 7-9 классов, на библиотечном уроке для обучающхся начальной школы и был горд за своего односельчанина.



В этом году Амир передал эстафету своей однокласснице-ученице 8 класса Калягиной Анжелике, которая стала участницей конкурса «Ученик года». Там она выступала с проектом о своих односельчанах, жителях с.Абаимово, участниках Великой Отечественной войны – Зотове Анатолии Дмитриевиче и Водопьянове Ольге Андреевне. Но это уже совсем другие истории…

1 Белялов У. Б. Не забыть нам Пицу родную / У. Б. Белялов. – Казань : Элко, 1995. – 161 С.


Коьрта
Контакты

    Главная страница


«Мы помним героев Великой войны» (Журнал «Практика школьного воспитания», №1, 2015г.)

Скачать 89.75 Kb.