страница1/5
Дата20.10.2017
Размер1.06 Mb.
ТипКраткое содержание

Министерство народного образования республики узбекистан


  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ХОРЕЗМСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОКИ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
КАФЕДРА ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПО МОДУЛЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА»

УРГЕНЧ - 2014
Сборник утвержден на заседании кафедры__________________
На Ученом совете ИППКПК______________

Ученый секретарь: С.Курбанов

Рецензенты: Махмудова Н., доцент ИППКПК
Азизова З.К., учитель русского языка и литературы шк. №4

г.Ургенча



Понятие педтехнологии, её определения и отличие от методики.

Лекционное занятие № 1.

Предмет: Вопросы педтехнологии.

Аудитория: учителя другого профиля- будущие учителя русского языка и литературы.

Тема: Понятие педтехнологии, её определения и отличие от методики.

Ключевые слова: педагогическая технология, личностно- ориентированные педагогические технологии, психологические основы использования педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы, интерактивное обучение , технология обучения, технологии в образовании.

Количество часов:2

Краткое содержание лекции

Понятие педагогической технологии и технологии образования, её виды и отличия от методики. Основные цели и задачи технологии образования, содержание, объекты и субъекты, понятия педагогических технологий . Раскрытие значения «педагогической технологии» и «образовательной педтехнологии». Отличие педагогической технологии от методики. Сопоставление поведения учителя и ученика при преподавании для улучшения качества обучения

Методы: лекция, вопросно – ответная беседа, работа в группах, мозговой штурм

Оценка ЗУН: путем поощрения



Цели

Задачи

Ознакомить слушателей с понятием «педагогической технологии»

Образовательные: научить применять полученные знания на практике

Закрепить первичные навыки по данной теме

Развивающие: направить действия слушателей на самостоятельное пополнение знаний по данной теме

Ожидаемые результаты:

Знания: слушатель первично закрепит полученные знания

Вопросы

В чём заключается сущность педагогической технологии»?



Умения: научится применять полученные знания на практике

В чьих трудах впервые был упомянут термин «педагогическая технология»?

Навыки: систематическое использование полученных знаний на практике

Задания: найдите несколько определений

понятию «педтехнология».



Этапы проведения практического занятия

Раскрытие содержания поэтапно

Содержание

Метод

Выделенное время

1 этап: организационный момент

Знакомство с группой, отметка посещаемости




5 минут

2 этап: рефлексия. Выяснение у слушателей потребности в данном занятии

Выявление уровня знаний слушателей по данному вопросу

Вопросно-ответная беседа

10 минут

3 этап: раскрытие содержания

занятия


План: План

1.Понятие «педагогической технологии.».

2.Критерии педагогической технологии

3.Структура педагогической технологии.

4.Методика и педтехнология.


Лекция, беседа,

мозговой штурм



30 минут

4 этап: закрепление

Сопоставление поведения учителя и ученика при преподавания для улучшения качества обучения.

Работа в малых группах,

мозговой штурм.



20 минут

5 этап:

Привести примеры фрагментов уроков с использованием новых педтехнологий.

Оценка работы в малых группах

10 минут

6 этап: задания для самостоятельной работы

Рекомендация литературы по данной теме

Беседа

5 минут

План

1. Понятие «педагогической технологии».

2.Критерии педагогической технологии

3.Структура педагогической технологии.

4.Методика и педтехнология.

В 80-е гг. продолжаются попытки дальнейшего осмысления сущности современного педагогического процесса. Вот несколько примеров определения понятия "педагогические технологии".

. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М. Монахов)

Педагогическая образовательная технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве, и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко)

Педагогическая технология-комплекс взаимодействующих блоков и систем, обеспечивающих формирование , развитие и подготовку личности учащегося в соответствии с моделью выпускника на данной ступени образования.

Понятие "педагогической технологии"

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.

В 80-е гг. ХХ века продолжались попытки дальнейшего осмысления сущности современного педагогического процесса. Вот несколько примеров определения понятия "педагогические технологии".

. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М. Монахов)

Педагогическая образовательная технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве, и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко)

Педагогическая технология-комплекс взаимодействующих блоков и систем, обеспечивающих формирование , развитие и подготовку личности учащегося в соответствии с моделью выпускника на данной ступени образования. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.


     Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. 



Критерии технологичности педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:



  • концептуальность;

  • системность;

  • управляемость;

  • эффективность;

  • воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. 
     Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

  • логикой процесса,

  • взаимосвязью его частей, целостностью. 

  • Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. 
         Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. 
         Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. 

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:



  • концептуальная основа;

  • содержательный компонент обучения;

  • процессуальная часть - технологический процесс. 

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. 
     Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.
     Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

  • организация учебного процесса;

  • методы и формы учебной деятельности учащихся;

  • методы и формы работы преподавателя;

  • деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

  • диагностика учебного процесса. 

Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:



  • принцип научности и доступности обучения;

  • принцип системности обучения и связи теории с практикой;

  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;

  • принцип наглядности;

  • принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся

Методика и технология

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.


     В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день. 
     Очевидно, что совершенствование методик надо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.
     Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.
     Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
     По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.



  • Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

  • Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта

  • В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Тесты


  1. Что обозначает слово “техне»?

А. конструирование

В.мастерство

С. Знание, навык

D. учение


2.Новая педтехнология – это

А.уроки творчества

В. традиционные уроки

С. нестандартные уроки

D. нет правильных ответов
3. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

А) Селевко Г.К

В) Монахов В.М

С) Чошанов М.

Д) Сериков В.В.

Е) Болотов В.А



Литература:

1. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / П.И. Образцов // Высшее образование в России. – 2004. – № 6.  – С. 46–50.

2. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога [Текст] / В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко // Педагогика. – 1999. – № 6. – С.55–62. М., 1998.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2000.

4. Философия техники в ФРГ. М., 1989.

5. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004.

6.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.Спб:КАРО, 2004 г.

Виды педагогических технологий и модули уроков. Лекционное занятие №2


Предмет: Вопросы педтехнологии

Аудитория: учителя другого профиля-будущие учителя русского языка Тема: Виды педагогических технологий и модули уроков

Терминология: Виды педтехнологий, кластер, Диаграмма Венна, синквейн, работа в малых группах и др.

Учебные часы: - 2ч лекции.


Краткое содержание

Виды педтехнологий.

Лекция знакомит слушателей с видами технологий, как можно использовать для активизации учебного процесса различные виды педтехнологий.



Работы по технологии

Метод: Работа в малых группах, круглый стол, самостоятельная работа.

Оборудование (техническое и учебное): схемы, иллюстративный материал, раздаточный материал.

Контроль: Устный контроль, взаимоконтроль.

Оценивание: поощрение.

Форма: Информация, образцы фрагментов использование интерактивных методик, вопросно-ответная беседа, защита своих работ в группе.

Занятие по теме /цели и задачи/:

Цели:

Образовательная: Ознакомить слушателей с видами педтехнологий.
Воспитательная: Развитие самостоятельного мышления.

Развивающая: Умение учителя использовать наиболее продуктивно новейшее образовательные технологии в своей педагогической деятельности.

Задачи:

Проблемный вопрос:

Какие педтехнологии вы используете?



Проблемный вопрос: Как заинтересовать ученика в сознательном учении?

Как развивать творческие способности ребенка посредством новых образовательных технологий?


Проблемный вопрос: Как изменить методы и приемы работы на уроках для достижения высокой степени активности и сознательности учащихся?

Ожидаемый результат:

Знания:

Учителя должны знать методы и приемы педагогических технологий, их отличие от методов обучения.



Какие вопросы задаются:

Какие модели обучения вам известны?

Как вы можете определить концепцию и технологию интерактивного обучения?


Умения: Учителя должны уметь методически грамотно построить урок по русскому языку и литературе с использованием образовательных технологий.

Какие вопросы задаются:

Какие технологии интерактивного обучения вы используете?




Навыки:

Учителя должны выработать навык построения урока с использованием образовательных технологий.



Какие задания даются:

Составить фрагмент урока с использованием новых педтехнологий. ( по выбору учителя)




Этапы работы:

работы

Выполняемая работа

Метод

Время

1-этап. Организационный момент.

Приветствие и проверка посещаемости




5

2-этап: Рефлексия. Ожидаемые потребности.

Объявление темы, определение и выявление потребностей слушателей по данной теме.

Ответы на вопросы

15

3-этап: Изложение нового материала.

План:


1.Виды педагогических технологий.

2. Кластер.

3.Диаграмма-Венна.

4.Синквейн.

5.Использование других видов педтехнологий на уроках.


Работа по плану.
Круглый стол

Работа в группах



30

10

20



4-этап: Закрепление.


Работа в малых группах.
Индивидуальная работа слушателей.

Групповая работа

Самостоятельная работа.



30
30

5-этап. Оценивание.

Презентация и обсуждение индивидуальной и групповой работы.

Итоговая вопросно-ответная беседа.




Оценивание.

Ответы на вопросы



30

15


6-этап. Задания для самостоятельной работы
Выводы и заключение

Тестирование.

Рекомендуемая литература

Задание на дом.


Оценивание.


25

5

5



План:

1.Виды педагогических технологий.

2. Кластер.

3.Диаграмма-Венна.

4.Синквейн.

5.Использование других видов педтехнологий на уроках.

Педагогическая технология-комплекс взаимодействующих блоков и систем, обеспечивающих формирование , развитие и подготовку личности учащегося в соответствии с моделью выпускника на данной ступени образования.

В настоящее время насчитывается более 400 видов новых педтехнологий, способствующих наилучшему усвоению информации учащимися , взаимодействию учащихся с учителем и друг с другом , формирующих навыки межличностного общения, обучающих работе в командах, развивающих высокий уровень мыслительных способностей.

Наиболее распространены:

-кластер


-Диаграмма вена

-Синквейн

Образовательные педтехнологии на уроках словесности предполагают достижение целей школьного литературного образования:

-Овладение учащимися анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого

-Умение сопоставлять различные произведения

-находить аналогии в творчестве разных писателей

-Выявлять историко-культурный аспект

-Создавать письменное высказывание на литературную тему

-Сформировать общее представление об историко-литературном процессе

-Понимать содержание изученных художественных произведений

-Знать основные историко-литературные сведения, литературные понятия и уметь из использовать при анализе текста.

Одним из распространенных видов педтехнологий является кластер.

Кластер -педагогический метод , развивающий вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы.(понятие, явление, событие).

Пошаговое описание метода:

1.В центре записывается ключевое слово

2.Далее высказываются слова , связанные с данной темой

3.Идет записываются по мере поступления

4.Устанавливаются совместно подходящие между понятиями и идеями.

Цель кластера: подготовить учащегося к восприятию новой информации,

проверить знания учащихся по данной теме.

Кластер представляет собой гроздь винограда.

Диаграмма Венна – один из видов графических анализаторов, позволяющих провести анализ и синтез при рассмотрении двух и более предметов(явлений,

фактов, понятий, характеров).

Строится на двух и более пересекающихся кругах.

Цель: формирование умений выявления различных и общих черт при сопоставлении двух и более предметов.


Синквейн-пятистрочный стих, который требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквейна:

1.В первой строчке называется тема одним словом

2.Вторая строчка- описание темы в двух словах.

3.Третья строчка- описание действий в рамках этой темы тремя словами(глаголы).

4.Четвёртая строчка-фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строчка-синоним, который повторяет суть темы.

Пример синквейна:

1. Учитель.

2.Молодой, опытный.

3.Любит, воспитывает,учит.

4.Учитель-профессия почётная и ответственная.

5.Педагог.

Работа в группах. Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.


  • «Мозговой штурм»- основная задача метода сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мыш­ления и стереотипов. Начинается штурм с разминки быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточня­ется поставленная задача, напоминаются правила обсуждениями и старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К груп­пам прикрепляется эксперт, задача которого -фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения.


Модульное обучение: сущность, технология

Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах:



  • СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать)

  • СЛОВО – словесном (рассказать, написать)

  • СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)

  • методическое руководство по достижению целей (как?)

  • практические занятия по формированию необходимых умений

  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается но то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников.

У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, апатия. Это говорит о дискомфорте ученика на уроке. А модульный урок даёт возможность получать много оценок – баллов за все виды устных и письменных работ. Баллы ученики выставляют в тетради на полях. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором”. Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал. В журнале выставляют только оценки “выходного контроля”. Обычно за урок ученик получает две оценки – за устную работу: знание теории, дополнения - и за практическую часть. Тетради проверяются ежедневно, и хорошо, если обе оценки совпадают.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока – модуля есть рекомендации учителя, которые начинаются словами: “если ты что-то не усвоил на уроке, не расстраивайся, повтори параграф №, выполни упражнение ….”.

Модульное обучение активизирует способности ребят, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно.

Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.



  • Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.

  • Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.

  • В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единожды, они могут быть использованы несколько раз.
Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта.

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

СТРУКТУРА МОДУЛЯ.


Номер Учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ -0

Цели и задачи модуля. Актуализация целей.

Методическое руководство.

Необходимые знания и умения.

Работа в парах. Взаимопроверка

УЭ- 1

Учебный модуль. Цель элемента.

Входной контроль.

Пояснения к учебному материалу.




УЭ - 2

Обобщение. Цель элемента.

Источники информации, алгоритмы решения задач.







УЭ - 3

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).







Проверка по ключу, эталону.

Технологическая карта конструирования темы или раздела.

  • № урока – модуля в разделе …

  • № урока модуля в теме …

  • Тема урока…

  • Триединая цель урока (темы)…

  • Дифференцированная цель урока для ученика…

  • Что должен знать ученик в конце темы …

  • Что должен уметь ученик в конце темы …

  • Формируемая область понимания …

  • Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …

  • Воспитание на материалах темы …

  • Тип урока и применённой педагогической технологии …

  • Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.



Фамилия, имя ученика

Учебный элемент

(этапы работы)



Количество баллов по номерам заданий.

Итого (кол-во баллов)




№1

№ 2

№ 3




УЭ - 1.
Проверка изученного материала.
УЭ – 2.
Изучение нового материала
УЭ – 3.
Обобщение изученного материала.
УЭ – 4.
Закрепление. Контроль.
Итого:
Оценка:













Заключение

Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.

При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

По урокам – модулям класс работал в течение 2-хлет (4-й класс) месяцев. Результаты этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок.



ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ

Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!

Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …

Материал для аудиторной работы.

Каждый учитель, работая в определённых классах, решает для себя какие формы и методы использовать в своей работе. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». И надо помнить, что меняется жизнь и меняются и методы обучения и подход к обучению.



Методические приёмы:

  • Работа в парах и группах. Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

  • «Мозговой штурм»- основная задача метода сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мыш­ления и стереотипов. Начинается штурм с разминки быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточня­ется поставленная задача, напоминаются правила обсуждениями и старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К груп­пам прикрепляется эксперт, задача которого -фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения.




  • «Общая дискуссия»(дебаты) принцип данного приема заключается в обсуждении определенного материала. Ученики применяют полученные знания раннее и делятся опытом с теми, кто плохо усвоил материал. Дискуссия требует специальной подготовки учащихся, выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы учащихся спорить1.

  • «Общий галдёж» Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физминутка, возможность общения в парах или группах.

  • Словесные ассоциации. Приём, который используется при изучении новых понятий, на уроках русского языка

  • Воспроизведение информации. Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме.

  • Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – Существительное (название темы)

2 строка – Два прилагательных (определение темы)

3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи


  • ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?».

«v»

«+»

« - »

«?»

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

  1   2   3   4   5

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Министерство народного образования республики узбекистан