• Оборудование и оформление урока
  • Подготовительная работа
  • Ход урока I . Орг. момент. II . Поэтическая пятиминутка.
  • III . Сообщение цели урока
  • IV . Беседа по стихотворению
  • Жизненная основа стихотворения «Железная дорога»
  • Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе

  • Скачать 84.56 Kb.


    Дата02.07.2018
    Размер84.56 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 84.56 Kb.

    Мысль о величии народа-созидателя в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»




    План-конспект

    урока литературы в 6 классе

    Тема: Мысль о величии народа-созидателя в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».
    Цель урока:

    1. Обеспечить понимание созидательной роли народа в стихотворении «Железная дорога».

    2. Развивать коммуникативные способности учащихся.

    3. Содействовать нравственному воспитанию учащихся.


    Оборудование и оформление урока:

    1. Магнитофон с записью 3 учащихся (мини-сочинение «Счастливы ли наши родители? Довольны ли жизнью, работой?»)

    2. На доске: а) слева: портрет Н.А. Некрасова, рисунок (или иллюстрация), изображающий белоруса.

    б) слева: слова к словарной работе: сострадание, сопереживание, человеколюбие, жалость

    в) в середине: число, классная работа, тема, эпиграф (о русском народе)

    Вынесет все – и широкую, ясную

    Грудью дорогу проложит себе?


    Подготовительная работа:

    1. Дать задание учащимся выучить отрывки к иллюстрациям из стихотворений Некрасова (9 человек).

    2. Сообщение о жизненной основе стихотворения «Железная дорога» (1 чел.).

    3. Самостоятельное чтение стихотворения Некрасова «На железной дороге» (сравнительный анализ 2-х стихотворений).

    4. На предыдущем уроке всему классу дать задание написать мини-сочинение «Счастливы ли наши родители? Довольны ли жизнью, работой?».


    Ход урока
    I. Орг. момент.

    II. Поэтическая пятиминутка.

    А) Вступительное слово учителя:

    Мы изучаем творчество поэта. Поэтому я считаю нужным вспомнить о том, что это такой Поэт, который сопровождает нас в течение всей нашей жизни. Это мы и докажем сейчас.



    Б) Чтение отрывков из ранее изученных или знаковых стихотворений Некрасова с демонстрацией иллюстраций к ним и комментированием учителя.

    1 ученик: «Дед Мазай и зайцы».

    Учитель: Это стихотворение вам читали еще в детском саду.

    2 ученик: «Зеленый шум». Это стихотворение читали в 1 классе.

    3 ученик: «Несжатая полоса» (с этим вас ознакомили во 2 классе).

    4 ученик: «Крестьянские дети». Это стихотворение вы изучали в 3 классе.

    5 ученик: «На Волге». Это стихотворение мы с вами проходили в 5 классе.

    6 ученик: «Мороз, Красный нос». А это и все последующие нам еще предстоит изучить в 7-10 классах.

    7 ученик: «В полном разгаре страда деревенская».

    8 ученик: «Тройка».

    9 ученик: «Размышления у парадного подъезда».
    1 ученик: «Дед Мазай и зайцы»

    Тут я подъехал: лопочут ушами,

    Сами ни с места; я звал одного,

    Прочим скомандовал: прыгайте сами!

    Прыгнули зайцы мои, ничего!

    Только уселась команда косая,

    Весь островочек пропал под водой

    «То-то! – сказал я – Не спорьте со мной!

    Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!».
    2 ученик: Идет-гудёт Зеленый шум,

    Зеленый шум, весенний шум!

    Играючи расходится

    Вдруг ветер верховой

    Качнет кусты ольховые,

    Подымет пыль цветочную,

    Как облако, - все зелено:

    И воздух, и вода!


    3 ученик: «Несжатая полоса»

    Поздняя осень. Грачи улетели,

    Лес обнажился, поля опустели,

    Только не сжата полоска одна…

    Грустную думу наводит она.
    4 ученик: Гляжу, поднимается медленно в гору

    Лошадка, везущая хворосту воз.

    И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

    Лошадку ведет под узды мужичок

    В больших сапогах, в полушубке овчинном,

    В больших рукавицах… а сам с ноготок.


    5 ученик: «На Волге»

    Не торопись, мой верный пес!

    Зачем на грудь мою скакать?

    Еще успеем мы стрелять.

    Ты удивлен, что я прирос

    На волге: целый час стою

    Недвижно, хмурюсь и молчу…

    О, Волга!.. колыбель моя!

    Любил ли кто тебя, как я?
    6 ученик: «Мороз, Красный нос»

    В полях было тихо, но тише

    В лесу и как будто светлей.

    Чем дале – деревья все выше,

    А тени длинней и длинней.

    Деревья, и солнце, и тени,

    И мертвый, могильный покой…

    Но – чу; заунывание песни,

    Глухой, сокрушительный вой!
    7 ученик: «В полном разгаре страда деревенская…»

    Доля ты! – русская долюшка женская!

    Вряд ли труднее сыскать!
    8 ученик: «Тройка»

    Что ты жадно глядишь на дорогу

    В стороне от веселых подруг?

    Знать, забило сердечко тревогу –

    Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

    И зачем ты бежишь торопливо

    За промчавшейся тройкой вослед?..

    На тебя, подбоченясь красиво,

    Загляделся проезжий корнет.
    9 ученик: «Размышления у парадного подъезда»

    Раз я видел, сюда мужики подошли,

    Деревенские русские люди,

    Помолились на церковь и встали вдали,

    Свесив русые головы к груди;

    Показался швейцар. «Допусти», - говорят

    С выраженьем надежды и муки.

    Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!


    III. Сообщение цели урока:

    Да, Некрасов сопровождает нас в течение всей нашей жизни. А какое же стихотворение запомнится нам в 6 классе? вы уже знаете: это стихотворение «Железная дорога».

    Сегодня мы побеседуем с вами и выясним, действительно ли народ-строитель железной дороги, действительно ли он велик, и все на свете – результат его труда?
    IV. Беседа по стихотворению:

    1) – Почему стихотворение называется «Железная дорога»?

    (ответы: потому что в нем рассказывается о строительстве железной дороги, о трудностях, связанных с ним).

    – какова жизненная основа стихотворения?

    (инд. задание – заранее подготовленный ученик)
    Жизненная основа стихотворения «Железная дорога»

    В 1861 году произошла реформа, освободившая крестьян крепостной зависимости, но земля оставалась у помещиков. Крестьяне, оставшись без земельных наделов, вынуждены были отправиться на поиски работы: на фабрики, заводы, строительство железных и шоссейных дорог.

    В основе некрасовского стихотворения лежит реальный факт – строительство николаевской железной дороги, соединявшей Москву и Петербург. Сейчас ее называют октябрьской. Ее строительством руководил очень жестокий граф Клейнмихель. Чтобы угодить царю, он стремился побыстрее закончить строительство железной дороги, и поэтому был беспощаден к рабочим.

    Стихотворение «Железная дорога» прозвучало как ответ поэта на лживые утверждения генерала («в пальто на красной подкладке»), что дорога была построена графом Клейнмихелем. Некрасов в своем произведении убедительно показывал, что истинным строителем железной дороги является многострадальный народ России.



    Вывод учителя: Да, действительно, в основу стихотворения положен реальный факт, а Некрасов его лишь художественно обобщил.
    2) – Стихотворение начинается с прекрасной картины осени. Какой вы увидели осень?

    - Ответы.



    Учитель: Да, настоящая Поленовская осень. А какие эпитеты помогают нам увидеть эту поэтическую картину?

    - Ответы.



    Учитель: В 1 части много эпитетов, а в остальных их почти нет. Почему?

    - Ответы. Помощь учителя (в 1 части описание, в остальных – рассказ).



    Учитель: А какие бы краски вы использовали, если бы вам пришлось нарисовать картину железной дороги? Почему в 1 части Некрасов использовал яркие краски, а в других частях – темные, серые.

    - ответы (в 1 части мы радуемся, любуемся, а в других – переживаем, сострадаем, глядя на очень тяжелый труд строителей железной дороги).


    3) – Почему Некрасов рассказывает о строительстве железной дороги?

    - А почему он рассказывает об этом именно Ване, а не генералу? Ведь его надо убедить?


    4) – Кто из вас ездил в поезде?

    Представьте себе картину. Вы едете в купе. Рядом с вами Ваня, генерал, лирический герой-поэт. И Некрасов рассказывает вам, кто действительно строил железную дорогу. Давайте попытаемся представить один день из жизни строителей железной дороги.

    а) когда начинается рабочий день?

    б) где они живут? В каких условиях? Что это за собой влечет?

    в) как они ели и что?

    г) какие у них были орудия труда? (кирка, ржавая лопата, лом, носилки)

    д) кто и как контролировал их работу? (подрядчик)

    е) до скольки длилась работа?

    ж) как поступали с больными? (с теми, кто решил сходить в баню?)

    - А что заставляло рабочих работать в таких условиях?



    Вывод учителя: Приходилось, потому что ими правил один царь. Что это за царь.

    Ответ: голод.


    5) – А почему голод Некрасов называет царем? (олицетворение)

    - В чем проявляется власть царя-голода? (наизусть пример из текста)


    6) Учитель: Теперь представьте себе, что Ваня и лирический герой Некрасов стоят у окна. Некрасов рассказывает, и Ваня, как на экране, в окно видит толпу мертвецов.

    - Толпа мертвецов на самом деле была? (это элемент фантастики. Чтобы показать, кто же строил железную дорогу).

    - строителей железной дороги было очень много, но Некрасов больше рассказывает про одного. Кому больше внимания уделяет Некрасов?
    7) Беседа по иллюстрации «Белорус».

    - Белорус тоже раб царя-голода. Как он выглядит?

    Ответы учащихся (работа с текстом).

    Вывод учителя: Он жалкий, несчастный, худой, бледный, колтун в волосах, впалые ребра. А эпитеты механический, ржавая, мерзлую еще раз подчеркивают непосильный труд рабочих-строителей железной дороги. Скорее всего он приехал сюда издали, приехал за счастьем. А их тысячи. И их ведь никто не жалел.

    - Почему Некрасов просит Ваню приглядеться к нему?

    Ответ: чтобы Ваня запомнил его, чтобы знал, кому обязан. Ведь белорус – символ всего народа.
    8) – Такой народ мог быть счастливым?

    Вывод учителя: Нет. Но Некрасов верил, что он будет и должен быть счастливым. Посмотрите, как Некрасов говорит об этом?
    9) Обращение к эпиграфу:

    Вынесет все – и широкую, ясную

    Грудью дорогу проложит себе?

    - А почему я в эпиграфе поставила знак вопроса?

    - Некрасов увидел этот народ счастливым? (нет).

    - А если я вас спрошу: сейчас народ счастливый? Что бы вы мне могли ответить?

    Ответы.
    10) Учитель: Я выводов делать не буду. Лучше давайте послушаем ваших товарищей.

    - Магнитофонная запись 3-х учащихся с мини-сочинением – домашним заданием «Счастливы ли наши родители? Довольны ли жизнью, работой?».



    Учитель: Мне сейчас кажется, сто ты, ты, ты – Ваня. Все вы – Вани. И хочется сказать: «Ты приглядись к нему (народу), Ваня внимательно. Трудно свой хлеб добывал человек».

    Возможно Ваня Некрасова поймет. Думаю, вместе с ним и вы поймете, что все, что окружает нас, - это результат труда, народного труда.

    А что вы можете сделать, чтобы жизнь была лучше?

    Ответы учащихся.



    Вывод: Я думаю, главное – не делать ничего плохого, не преумножать зло. И это будет – нужная капля в народном счастье.
    11) – Вернемся к стихотворению «Железная дорога». Какие чувства вызывают у вас строители железной дороги?

    Ответы (жалость, …)


    12) Словарная работа.

    - Обратимся к словам на доске, прочитаем их: сострадание, сопереживание, человеколюбие, жалость.

    - Обратите внимание на приставку со- . Это значит, что нужно переживать вместе с кем-то.
    13) Дом. задание: рассказать о случае, когда вам пришлось сострадать и сопереживать.
    14) – Как вы думаете, ребята, Ваня понял, кто строил железную дорогу? А вы?

    - Вот мы говорим: «Народ велик и могуч». А действительно ли он велик? (да).

    - А почему? (вынес много страданий: война, разруха, тв-во).
    Вывод: Да, народ действительно велик, но ведь он и сейчас вызывает жалость. И я думаю, что мечта Некрасова о светлом будущем народа не сбылась еще и сейчас. И его слова «Вынесет все, и широкую, ясную, грудью дорогу проложит себе» хочется продолжить его же словами, но применить их к нашей жизни: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».

    Но, конечно, все, что нас окружает, - все результат труда народа.


    15. Напомнить о домашнем задании.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Мысль о величии народа-созидателя в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»

    Скачать 84.56 Kb.