• Актуальность.
  • Гипотеза.
  • Глава первая. Положение РПЦ и православных мирян в годы советской власти.
  • Глава вторая. Мои земляки, пострадавшие за веру христову в годы советской власти
  • Библиографический список.

  • Скачать 165.55 Kb.


    Дата29.05.2019
    Размер165.55 Kb.

    Скачать 165.55 Kb.

    Мои земляки, пострадавшие за веру Православную в годы советской власти



    Школьная научно-практическая конференция обучающихся

    Секция «Краеведение»



    МОИ ЗЕМЛЯКИ, ПОСТРАДАВШИЕ ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

    Самодурова Надежда Олеговна

    ученица 11 класса

    МБОУ Новоникольской СОШ

    Научный руководитель:

    Григорьева Е. В., учитель английского языка

    Мичуринский район, 2016

    Оглавление





    Введение.

    3



    Глава первая. Положение Русской Православной Церкви и православных мирян в годы советской власти

    5



    Глава вторая. Мои земляки, пострадавшие за веру в годы советской власти

    9



    Заключение.

    12



    Библиографический список.

    16


    Введение.

    С первых времен в Церкви христианской существуют повествования о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников. Начало этому было положено евангелистом Лукой. В Деяниях Святых Апостолов он описывает подвиги и страдания первоверховных учеников Спасителя и других Его последователей. Святой апостол Павел в одном из своих посланий дал христианам заповедь: "Поминайте наставники ваша, иже глаголаше вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их" (Евр.13,7). Соблюдая эту заповедь первоверховного апостола, христиане всегда тщательно сохраняли сведения о жизни и деяниях святых.

    Наши предки исстари поучались и находили немалое утешение в чтении Житий христианских святых и подвижников. Они находили там образец для подражания, а также небесных заступников, к которым обращались с молитвой о помощи и укреплении. Кроме того, знание и почитание своих святых всегда было естественной обязанностью каждого христианина. Через молитву к святым осуществляется связь Церкви земной и Небесной.

    Участие святых и в нашей повседневной жизни трудно переоценить. Они для нас не только образец, а живые и действенные помощники наши. Сегодня все мы без исключения нуждаемся не только в интеллектуальной пище, но более всего - в душевной и духовной. "Подвиг наших предков, собиравших все драгоценные подробности жизни отечественных подвижников, должен быть продолжен. Мы должны стремиться к тому, чтобы стали известными те подвижники благочестия и мученики, имена и жития которых доселе покрыты мраком неизвестности".

    Особенным почитанием окружались имена мучеников и исповедников за Христа. Мучениками называются святые, убитые за исповедание христианской веры. Под исповедниками обычно понимают христиан, пострадавших за Христа от гонителей христианства.

    Твердость и непоколебимость страдальцев, которые мужественно шли на смерть за свою веру, так сильно действовали на окружающих, что нередко сами мучители обращались к христианству.



    Актуальность. Последние годы в нашей стране и в нашей области в частности, активно идет работа по восстановлению памяти о людях, пострадавших в годы политических репрессий за веру в Бога. Мне стало интересно узнать, а есть ли сведения о таких людях, живших в нашем селе и селах, расположенных в непосредственной близости.

    Гипотеза. В нашем селе тоже жили люди, пострадавшие за веру в годы политических репрессий.

    Цель. Найти сведения о людях, пострадавших в годы советской власти за исповедание христианской веры.

    Задачи.

    1. опросить прихожан храма святого великомученика Димитрия Солунского и других жителей села о людях пострадавших в годы гонений на церковь

    2. изучить исторические условия, в которых протекали репрессии

    3. провести поиск информации о тех, кто пострадал, и рассказать учащимся школы и прихожанам храма о них.



    Глава первая. Положение РПЦ и православных мирян в годы советской власти.
    После февральской революции 1917 года в России начался новый этап в развитии государственно-церковных отношений. Временное правительство уже в первых своих заявлениях обещало провести церковную реформу. Однако порядок управления этой сферой проходил без существенных изменений. 15 августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви. События 24-25 октября 1917 года застали участников Собора врасплох. Его заседания были приостановлены.

    Уже 2 ноября 1917 года новое большевистское правительство обнародовало «Декларацию прав народов России», отменявшую все национально-религиозные привилегии и ограничения. 11 ноября Совнарком принял постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению». Далее следует принятие декретов «О расторжении браков», «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния». После издания этих декретов церковный брак перестал иметь юридическую силу. И наконец 20 января 1918 г.

    был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», на долгие годы определивший взаимоотношения Церкви и государства в новых условиях жизни.

    В январе-апреле 1918 года по всей России прокатилась волна сопротивления попыткам ввести декреты в действие. В поддержку Церкви организовывались массовые крестные ходы и богослужения на площадях и в общественных местах. В адрес правительства направлялись коллективные петиции с требованиями отказаться от отделения Церкви от государства и школы от Церкви. Органы ВЧК формировали свое видение содержания и способов проведения церковной политики в этих условиях. Они активно проводили работу по разложению Русской Православной Церкви. С марта 1918 года стали создаваться местные ЧК, которые, наряду с ВЧК, получили право внесудебной репрессии, вплоть до расстрела.

    Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 года были созданы концентрационные лагеря ВЧК и лагеря принудительных работ НКВД, а в 1920 году на Соловецких островах появился первый лагерь особого назначения, который предназначался для содержания врагов советской власти, приговоренных внесудебными органами. В настоящей книге памяти есть имена ряда узников, отбывавших наказание в этом лагере. В соответствии с постановлением ВЦИК от 17 февраля 1919 года права вынесения приговоров по всем делам, расследуемым ЧК, передавались трибуналам. За ЧК сохранялось право заключения в административном порядке в концлагерь и применения непосредственной репрессии в местностях, объявленных на военном положении, а также в случае вооруженных выступлений. Местные ЧК, согласно инструкции ВЧК от 11 августа 1920 года, имели право (с утверждения ВЧК) заключать в лагерь или привлекать к принудительным работам без лишения свободы сроком на 5 лет.

    6 февраля 1922 года Президиум ВЦИК утвердил декрет об упразднении ВЧК, и она была преобразована в Государственное политическое управление при Наркомате Внутренних дел. Однако уже в ноябре 1923 года ГПУ было преобразовано в ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление – на правах самостоятельного наркомата. С созданием ОГПУ права органов госбезопасности в области внесудебных репрессий последовательно расширялись.

    Постановлением ЦИК СССР от 1 апреля 1924 года Коллегия ОГПУ СССР наделялась правами суровых репрессивных мер, вплоть до вынесения высшей меры наказания. Внесудебные «приговоры» выносили Коллегия ОГПУ, Особое совещание, «тройки» при полномочных представителях ОГПУ в регионах. По наиболее важным делам решения принимались Особым совещанием или судебной Коллегией ОГПУ.

    Абсолютное большинство лиц, включенных в книгу памяти, были подвержены внесудебным репрессиям. В 1923 году на местах упраздняются губернские отделы юстиции и действующие при них подотделы и комиссии по введению в жизнь декрета об

    отделении Церкви от государства. Все их функции переходят к местным органам НКВД. контролировало политическую сторону деятельности духовенства и органов церковного управления.

    В январе 1928 года Политбюро ЦК приняло секретное постановление, направленное на активизацию антирелигиозной работы. Усилению враждебного отношения к религии и Церкви послужили решения состоявшегося в июне 1929 года 2-го съезда Союза воинствующих безбожников. На местах началось массовое закрытие церквей, при этом грубо игнорировались настроение и желание верующих. Это вызвало протест со стороны верующих и духовенства и усиление репрессий со стороны органов

    ОГПУ, что явно просматривается в увеличении количества репрессированных

    из их числа в 1929 и 1930 годах.

    В 1934 году было образовано НКВД СССР, в состав которого вошли и органы госбезопасности. Был создан ГУЛАГ. В ноябре 1934 года в составе НКВД СССР создается Особое совещание, наделенное правами принимать решения о лишении свободы, ссылке и высылке граждан, которое было упразднено в сентябре 1953 года. После убийства С.М. Кирова 1 декабря 1934 года в стране развернулся новый виток репрессий. В тот же день было принято постановление ЦИК СССР о порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов. Этим постановлением предписывалось дела обвиняемых в терроризме вести в ускоренном и упрощенном порядке, прошений о помиловании по таким делам не принимать, приговоры к высшей мере наказания сразу же приводить в исполнение. Это постановление ЦИК СССР было отменено только 19 апреля

    1956 года.

    В 1937 году существовавшая комиссия по культам при Президиуме ЦИК СССР была упразднена, что означало ликвидацию самой возможности контактов между государством и религиозными организациями. После упразднения Комиссии единственной государственной организацией, занимающейся церковной политикой, остался специальный церковный отдел органов госбезопасности. Этот отдел в своей практической деятельности исходил из политической оценки религиозных организаций как противников социализма и советского строя, а духовенства как явной или скрытой

    контрреволюционной силы. Сменивший в 1936 году Г.Г. Ягоду на посту руководителя НКВД СССР Н.И. Ежов заявил на пленуме ЦК партии в июне 1937 года, что в СССР существует законспирированное контрреволюционное подполье, и страна находится на грани новой гражданской войны. Своим приказом от 5 июня 1937 года Ежов потребовал от всех органов на местах в течение четырех месяцев провести операцию по изъятию

    враждебных классов, бывших кулаков и активных антисоветских элементов. Каждый край и каждая область получили разнарядки на количество людей, которых следовало арестовать. Арестованные делились на две категории: первая должна подвергаться расстрелу, вторая – отправке в лагеря сроком от 8 до 10 лет. Этот приказ вызвал на местах определенный энтузиазм. Некоторые областные руководители просили ЦК партии разрешить им увеличить лимит на арест как по первой, так и по второй категории.

    Разрешение на увеличение лимита по первой категории рассматривал лично И.В. Сталин и, как свидетельствуют некоторые авторы исследований на эту тему, никому в таких просьбах не отказывал. Он очень боялся «пятой колонны» перед надвигающейся войной и запугивал этим свое окружение. Вместе с тем, 17 ноября 1938 года ЦК партии и правительством СССР было принято постановление «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». В этом постановлении говорилось «о крупнейших недостатках и

    извращениях в работе органов НКВД». Работников этих органов упрекали в том, что они «отвыкли от кропотливой, систематической агентурно-осведомительной работы, вошли во

    вкус упрощенного порядка производства дел…следователь ограничивается получением от обвиняемого признания своей вины и совершенно не заботится о подкреплении этого признания необходимыми документальными данными…» Постановлением ликвидировались тройки и высказывались требования производить аресты только с санкции суда или прокуратуры.

    25 ноября 1938 года Л.П. Берия был утвержден наркомом внутреннихдел СССР и, как в свое время Н.И. Ежов, провел чистку личного состава. В 1939 году из органов был вновь уволен каждый пятый сотрудник. Некоторые были арестованы за использование неправильных методов ведения следствия.В 1939 году из лагерей было освобождено 223,6 тыс. человек и из колоний - 103,8 тыс. человек. Вместе с тем, за этот период было арестовано 200 тыс. человек. Как видно из приведенных данных, репрессии с назначением Л.П. Берии на пост наркома не прекратились.

    Началась Великая Отечественная война. И всем стало ясно, что патриотические чувства верующих оказались сильнее обид на несправедливую политику государства в отношении Церкви. В начале 1943 года И.В. Сталин и его окружение пришли к окончательному решению о нормализации государственно-церковных отношений. Состоялась знаменательная встреча И.В. Сталина с митрополитом Сергием (Страгородским). В ходе беседы митрополит задал и неудобные вопросы о судьбе иерархов, приговоренных и находившихся в тот момент в ссылке, лагерях и тюрьмах, о снятии ограничений в прописке и выборе мест проживания для священнослужителей, отбывших сроки заключения. И.В. Сталин поручил назначенному Председателю образованного Совета по делам Русской Православной Церкви при правительстве СССР Г.Г. Карпову лично заняться этими проблемами. По представлению Совета по делам Русской Православной Церкви в конце 1943 г. и в течение 1944 г. Совнарком принял более десяти постановлений, касающихся условий и порядка функционирования религиозных организаций. Начали действовать уполномоченные Совета по делам РПЦ в республиках, краях и областях. В ходе войны и после ее окончания политические репрессии в стране, в том числе и в отношении священнослужителей, не прекратились, хотя уже не носили массового характера.

    4 апреля 1953 года Л.П. Берия подписал приказ по министерству «О запрещении применения к арестованным каких-либо мер принуждения и физического воздействия». В приказе говорилось, что «…изуверские методы допроса приводили к тому, что многие из невинно арестованных доводились следователями до состояния упадка физических сил, моральной депрессии, а отдельные из них - до потери человеческого облика. Пользуясь таким состоянием арестованных, следователи-фальсификаторы подсовывали им заблаговременно сфабрикованные «признания» об антисоветской и шпионско- террористической работе…». В 1953 году была проведена амнистия, которая открыла дорогу на свободу людям, приговоренным за преступления, за которые позже уже не

    сажали.


    В 1956 году ХХ съезд КПСС осудил культ личности И.В. Сталина и беззакония, связанные с ним. После съезда был создан ряд комиссий по пересмотру дел на лица, совершивших политические, хозяйственные и должностные преступления. Кроме того, судами пересматривались дела по обращению репрессированных лиц или их близких родственников. В большинстве случаев принятые ранее решения судами отменялись, а

    приговоренные реабилитировались.

    Более активно началась работа по реабилитации жертв политических репрессий в годы объявленной М.С. Горбачевым перестройки. 16 января 1989 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О реабилитации незаконно репрессированных в 30-40-х годах и начале 50-х годов». Этим актом отменялись все внесудебные решения, вынесенные за этот промежуток времени тройками, особыми совещаниями и т.п., подлежали пересмотру все архивные уголовные дела на лица, подвергшиеся политическим репрессиям, и прокуратуры краев и областей выносили решения об их реабилитации. 18 октября 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О

    реабилитации жертв политических репрессий».



    Глава вторая. Мои земляки, пострадавшие за веру христову в годы советской власти

    Свое исследование я начала с опроса прихожан и работников храма святого великомученика Димитрия Солунского с. Старое Хмелевое. Опрошенных оказалось 17 человек. Среди них оказались как жители с. Старое и Новое Хмелвое, так и жители с. Крюковка. Все опрошенные знали о том, что гонения на Церковь в годы Советской власти были, но кто именно от них пострадал большинство опрошенных не знали. наибольшую осведомленность в этом вопросе проявила псаломщица храма Костикова Галина Александровна. Оказалось, что она уже несколько лет назад разыскивала в Государственном архиве Тамбовской области сведения о священниках Храмов сел Старое Хмелевое, Новое Хмелевое и Крюковка. Именно с ее помощью были продолжениы поисковые работы. Оказалось, что в с. Крюковка есть жители, которые помнят семью последнего священника и где они жили после ареста отца. Это Савушкин Николай Васильевич, который все эти годы хранил фотографию о. Иоанна Благовещенского, последнего священника Успенского храма с.Крюковка. Николай Васильевич всю свою жизнь посвятил сбору исторических документов о селе Крюковка и написал книгу под названием «История села Крюковка», в котором все найденные им сведения получили свою вторую жизнь. Из беседы с Поповым Валентином Федоровичем мне удалось узнать, что семья сына о. Иоанна несколько лет после второго ареста освященника в 1935 году жила в городе Мичуринске.

    Уточненные данные, приведенные в проект были взяты из вышедшей недавно книги «Священнослужители, монашествующие и миряне Тамбовской митрополии, пострадавшие за Христа».

    Больше всего сведений сохранилось о священнике Крюковской церкви Иоанне Иоанновиче Благовещенском

    Иоанн Иоаннович Благовещенский родился в 1890 году селе Гоголев-Бор нынешнего Спасского района Рязанской области в семье диакона.

    После смерти отца двухлетний мальчик вместе с матерью и братьями переехал вместе с матерью и братьями в Тамбов к бабушке. Здесь он получает образование, окончив сначала 2 класса народного училища, а затем 5 классов Тамбовского духовного училища (1907-1911гг) и, наконец, 6 классов Тамбовской духовной семинарии (1911-1916 гг.).

    По окончании семинарии служил несколько месяцев псаломщиком, а затем в 1917 году рукоположен в сан священника.

    Начинал отец Иоанн сове иерейское служение в селе Чащино Борисоглебского уезда, а с 1922 года служил в селах Мичуринского района Тамбовской области. Перед арестом в 1930 году проживал в селе Крюковка Мичуринского района.

    Постановлением заседания «тройки» при ПП ОГПУ по ЦЧО от 3 марта 1930 года осужден по ст.58 п. 10 УК РСФСР (обвинялся в агитации против коллективизации) и приговорен к 5 годам заключения в лагерях в Архангельске, а потом в Караганде. В это время его семья проживала в Мичуринске в районе пересечения улиц Тамбовская, Герасимова и Интернациональная

    По возвращении из заключения в 1934 году ему пришлось потрудиться в качестве и плотника, и столяра, и стекольщика, и пчеловода.

    С 24 апреля 1949 года по 27 сентября 1953 года он являлся священником Покровского храма города Тамбова. В декабре 1954 года отец Иоанн Был уволен, уехал в Новгородскую Епархию. Дальнейшая судьба его не известна.

    Реабилитирован Прокуратурой Тамбовской области 25 апреля 1989 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года.

    ( Архив Тамбовского епархиального управления. Сообщение УФСБ ТО от 27.01.2004г. «10/2-627

    Государственный архив Тамбовской области Ф.Р-5220.Оп.4 Д.28)


    Как мы видим на его жизнь дважды выпадает арест и заключение.

    Священники Хмелевских храмов не вернулись уже после первого ареста.

    Александр Николаевич Звонарев родился в 1875 году в Грязинском районе Липецкой области. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. Перед арестом, в 1935 году, служил священником в церкви села Старое Хмелевое Мичуринского района Тамбовской области. Приговором Специальной Судебной Коллегии Воронежского областного суда от 3 августа 1935 года осужден по ст.58 п. 10 УК РСФСР и приговорен к 10 годам тюремного заключения. Дальнейшая его судьба не известна.

    Реабилитирован Прокуратурой Тамбовской области 23 июля 1996 года.

    (Архив Тамбовского епархиального управления. Сообщение УФСБ ТО от 28.12.2004г. №101 -11517)

    Иоанн Моисеевич Ковынев родился в 1890 году в селе Челнаво-Дмитриевское Никифоровского района Тамбовской области. Окончил начальную сельскую школу. Был осужден в 1928 году по ст.58 п. 10 УК РСФСР с высылкой на 3 года. после отбывания наказания, в качестве дополнительной меры, был выслан из Северо-Кавказского лагеря на 3 года с прикреплением к месту жительства - Козловскому району. Когда в марте 1935 года его вторично арестовали, отец Иоанн проживал в селе Ново-Хмелевое Мичуринского района. После ареста содержался под стражей в Мичуринском изоляторе. Приговором Специальной Судебной Коллегии Воронежского областного суда от 5 июля 1935 года осужден по ст.58 п. 10 УК РСФСР и приговорен к 8 годам тюремного заключения. Дальнейшая его судьба не известна.

    Реабилитирован Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР 18 сентября 1991 года.

    (Архив Тамбовского епархиального управления. Сообщение УФСБ ТО от 17.06.2004 г. №10/1-5481)


    Изучив подробнее весь трехтомник о пострадавших за Христа жителей Тамбовской области я больше не нашла никого из своих односельчан. Найденную информацию я разместила в храме и на школьном стенде.

    Проделанная мною работа получила одобрение от настоятеля храма о. Олега Ширшова и прихожан храма, а также учителей нашей школы. На одном из классных часов я также рассказала об итогах своей работы одноклассникам, которые с интересом слушали о тех людях, которые когда-то жили рядом с их бабушками и дедушками



    Заключение.

    Какое великое противостояние оказала Русская Православная Церковь Тоталитарному сатанинскому режиму, когда все силы ада обрушились на нее!

    Тысячи простых сельских священников, над которыми кто только не иронизировал в России, оказались великими героями. Какие поразительные красивые и смиренные лица! С какой верой и верностью, с каким самопожертвованием прошли они свой жизненный путь.

    2500 святых почитала Русская Православная Церковь в начале 20 века, из них русских святых - 450. Собранные в Институте сведения во многом еще не являются законченными материалами для канонизации. Не исключено, что в ряде случаев сама ее возможность окажется сомнительной. Однако, несомненно то, что количество действительно святых мучеников и исповедников, которых дала Русская Церковь в ХХ веке, исчисляется десятками тысяч человек. К январю 2004 года 1420 новомучеников прославлены Русской Православной Церковью в лике святых мучеников и исповедников. Их число растет с каждым заседанием Священного Синода.

    Таким образом, Русская Православная Церковь стала в основном Церковью Новомучеников Российских.

    В конце II века христианским апологетом Тертуллианом были сказаны слова, ставшие крылатыми: "Кровь мучеников - семя христианства". Век ХХ обильно засеял этим семенем Русскую землю, наша задача - донести его до сердец человеческих, и оно принесет свой благодатный плод сторицею!

    Я согласна с тем, что если мы молодое поколение будем знать и помнить об ошибках истории, то, конечно, никогда не допустим их повторения

    Библиографический список.


    1. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956: Биографический справочник. Кн.1. А-К // М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 1997. 704 стр.

    2. Священнослужители, монашествующие и миряне Тамбовской митрополии, пострадавшие за Христа. В 3-х т./ Тамбовская митрополия; под общ. Ред.митр. Тамб. И Рассказов. Феодосия ; сост. Протоиер. Александр Сарычев. – Тамбов : ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2014. -703с.

    3. База данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Цервки XX века ( http://kuz1.pstbi.ccas.ru ).

    4. Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг.// М., Новосибирск. "Сибирский хронограф". 1997 г. 600 стр.



    5. Прот. В.Цыпин. История Русской Церкви, 1917-1997/ История Русской Церкви. Книга девятая// М., 1997, 832 стр.

    6. СПРАВКА. Репрессивная политика РКП(б)-ВКП(б)-КПСС по отношению к религии и Церкви. 1917-1980 гг. от 20.12.95 и ПРЕСС-РЕЛИЗ на пресс-конференции А.Н.Яковлева 25.11.95 (Архив Православной Свято-Тихоновской Духовной академии)

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Мои земляки, пострадавшие за веру Православную в годы советской власти

    Скачать 165.55 Kb.