• Введение Глава I . Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в формировании личности.
  • Цель исследования
  • Предмет исследования
  • Глава II . Без прошлого нет будущего.
  • Основная часть. 1.Родословие
  • 2.Краткая историческая справка о шежере
  • 3.История Туктубаево (Табын)
  • 4.Шежере рода Хакимовых
  • Список литературы

  • Скачать 261.89 Kb.


    Дата30.10.2017
    Размер261.89 Kb.

    Скачать 261.89 Kb.

    Можно определённо утверждать, что башкиры являются автохтонным, коренным населением Южного Урала




    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СИРЮСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    «Изучение родословной как одного из аспектов духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»

    (7-18 лет)

    Разработчик: Исламова Райля Океановна,

    учитель истории и обществознания

    с. Туктубаево

    2014 год





    Оглавление





    Введение

    …………………………………………………………………

    3

    Глава I

    Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в формировании личности………………......

    3


    Глава II

    Без прошлого нет будущего…………………………………

    5

    Основная часть










    1. Родословие………………………………………………..

    7




    2.Краткая историческая справка о шежере ……………..

    8




    3. История Туктубаево (Табын)………………………….

    11




    4. Шежере рода Хакимовых……………………………….

    12

    Заключение

    ……………………………………………………………

    26

    Список литературы

    ……………………………………………………

    27

    Былого след везде глубоко впечатлен

    И на полях твоих, и на твердынях стен…

    П.А.Вяземский



    Введение

    Глава I . Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в формировании личности.

    Во все времена люди высоко ценили духовно- нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей и молодежи связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

    Во- первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

    Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

    В- третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    В-четвертых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно- нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

    Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств личности школьника.

    Носителем данных ценностей является многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, о необходимость сохранения и развития своей культуры, родного языка.

    У французского социалиста Пьер-Жозефа Прудона есть гордые слова: «Четырнадцать моих предков были земледельцами; укажите мне более благородное происхождение». Мы, башкиры, обязаны знать свою родословную до седьмого поколения, и я тоже могу повторить за французом Прудоном, что у меня в роду все были простые башкиры, бывшие кочевниками, затем осевшие и ставшие крестьянами. Я горжусь тем, что мои прадеды, деды кормили себя своим трудом на своей земле. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно- нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы требуется не только знание предметов школьного курса и методики их преподавания , но и умение направить свою деятельность на духовно- нравственное воспитание. Цель исследования: изучение возможностей духовно- нравственного воспитания детей и молодежи на примере составления родословных- мощного фактора укрепления семьи , а значит, и укрепления всей нации в целом. Предмет исследования- школьник, как духовно-развивающаяся личность. В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1) духовно -нравственное воспитание детей и молодежи, основанное на приобщении к истории своей страны через изучении родословных; 2) приобщение к основным ценностям общества через осмысление ценности каждого человека- представителя своих родов, племен.

    Глава II. Без прошлого нет будущего.

    Испокон века человечество стремилось узнать прошлое не только своей земли, страны, но и семьи, своего рода. Все знания передавались потомкам вместе с семейными архивами, реликвиями, а где и с устными легендами. Дети воспитывались на традициях старшего поколения, передавая их своим детям по наследству вместе с накопленным имуществом. Поэтому возникло понятие родословное дерево(4).

    Каждому человеку очень важно знать свое родословное дерево, своих дедушек и прадедушек, а еще лучше – прапрадедушек, прапрабабушек. Всех, кто жил до нас, наших прапрадедушек и прапрабабушек, называют предками. А всех, кто живет сегодня и будет жить завтра, называют их потомками. Плохо, если потомки не знают предков. Это значит, что их не интересует история своего рода. Таких людей, наверное, не бывает, а если они встречаются иногда, то всегда обращают внимание своим равнодушием, отличаются от всех людей, какой – то душевной слепотой, черствостью. Про таких говорят: дальше своего носа ничего не видит. Знать о своих предках не просто интересно. От этого часто зависит положение человека в обществе. Подозрение вызывал человек «без роду, без племени», то есть человек, который не помнит своих дедов и прадедов. В старину, когда общество делилось на классы, когда существовало дворянское сословие, было, узаконено правило: дворянин, который не знал или не помнил семь колен своих предков, лишался дворянского звания(6).

    В каждой семье старались помнить своих предков и семейные предания и легенды – о знаменитых родичах: героях, силачах, умельцах, талантливых людях, которыми гордились, которым хотели подражать. Не знать свое родословное древо – значит быть человеком без роду, без племени. Такой человек никогда не полюбит свой дом, свою Родину по – настоящему. Будет жить, мотаться по свету, как трава перекати – поле. Вот почему в каждой семье бережно хранятся альбомы с фотографиями предков, а в некоторых домах на самом почетном месте висят портреты дедушек и бабушек, других родственников. Это плохо, если их в доме нет(2).



    Основная часть.

    1.Родословие

    Одна из древнейших исторических наук, которая занимается поиском предков людей, называется генеалогия, что в переводе с греческого означает«РОДОСЛОВНАЯ».

    Человек всегда интересовался своими предками. Римляне специально выписывали свою родословную на свитках. Правящие династии нередко возводили свои родословные к мифологическим легендарным героям. Так, например, короли Британии провозглашали себя потомками легендарного Брута, внука Энея. От царя Трои шли две линии родства, одна к Юпитеру и Сатурну, а вторая - к Ною. Увлечение античными героями присутствовало и у других народов. Например, саксы считали своими предкам воинов Александра Македонского(7).

    В России родословные «росписи» появились в конце 15 века. А при Петре Великом была создана специальная Герольдмейстерская контора, которая и просуществовала до 1917 года(1). Она должна была следить за достоверностью всех данных, чтобы не присваивались не законные родословные. За подделки полагался значительный штраф или даже тюремное заключение. Родословная человека играла не последнюю роль в экономической (хозяйственной) жизни, так как право владения землей передавалось по наследству.

    Генеалогия играла всегда большую роль и в политической жизни. Например, русский царь Иван Грозный, прежде чем идти на переговоры с другими правителями, выяснял их родословную.

    2.Краткая историческая справка о шежере

    У башкир есть прекрасный обычай уважительного отношения к своим предкам. Знание своих предков по седьмое колено было отличительным признаком высоконравственного человека. Башкирская поговорка гласит: знающий своих предков по седьмое колено - защитник рода, племени, страны. Предок, которого помнят и через сто лет после смерти, - еще живой, ибо его не предали забвению.

    Мне не раз во время своих поисков пришлось убедиться, что старшее поколение башкир хорошо помнит своих предков. Многие пожилые люди помнят шежере -генеалогическую запись башкирских племен и родов. В шежере вносились имена предводителей родов по мужской линии, включались сведения об исторических событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Особенностью шежере является сочетание документальности с вымыслом. Самые ранние шежере, возможно, были зафиксированы в булгарский период. Башкирские шежере в известной степени носят энциклопедический характер: в них наряду с разными историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально –этических нормах, сюжеты произведений народного творчества, литературные фрагменты, В шежере, касающихся событий XII-XV веков, основное место занимают исторические факты, иногда встречаются сюжеты героического эпоса, песен, элементы обрядового фольклора.Так, один из вариантов »Шежере племени Усерган» написан в стихах и представляет собой письменную поэтическую память. Шежере являются важнейшими источниками, составленными самими башкирами и относящимися к периоду до и после присоединения Башкортостана к Русскому государству. Слово «шежере» употребляют в двояком смысле. В узком смысле шежере толкуется как родословие или генеалогия , а в широком –генеалогия, в сочетании с легендами о важнейших событиях из жизни своего поколения.

    Шежере являются и памятниками духовной культуры башкир. У большинства кочевых народов существовал древний обычай – составлять свою родословную. Этот обычай имелся и у башкир. В древности каждый член рода должен был знать историю своего рода и своих предков(минимум до седьмого колена), помнить значение звёзд и уметь вести свои дела согласно звёздам, заучивать предания, легенды, песни и сказки о былых героях(батырах) и уметь рассказывать и петь их. Эти знания башкиры из уст в уста передавали своим потомкам.

    Выдающаяся роль во введении во введении в научный оборот башкирских шежере принадлежит Р. Г. Кузееву(3) Упорные поиски Р. Г. Кузеева позволили доказать , что в Башкортостане существуют и долгое время находились в забвении интереснейшие документы, изучение которых может пролить свет на многие важные моменты истории Башкортостана. Эти документы - башкирские шежере, т.е. генеалогические летописи родов и племён. Башкирские роды хранили предания и шежере о происхождении от общего предка.

    Шежере каждого рода записывалось в течение нескольких поколений, поэтому оно представляло собой большую ценность, своеобразную реликвию, свидетельствующую о древности происхождение данного рода, о богатстве его истории и т.д. Этим шежере башкиры очень дорожили и с особым пристрастием их хранили.

    В настоящее время известно о существование около 60 башкирских шежере. В основном это шежере юго – восточных и южных башкирских племен. Также истории известны шежере двух северо – восточных башкирских племен: Айле и Табын.

    Племя Табын – одно из самых крупных восточных племен. Когда – то, несколько столетий назад, табынцы расселялись компактно на северных отрогах южноуральского хребта.

    Табынцы попали в Восточную Европу в 13 веке, некоторые роды возможно позднее, в 14 веке вместе с монгольскими полчищами, хлынувшими в этот период на Запад. Об этом говорят шежере табынцев, связывающие свое происхождение с Майки-беем, который согласно преданиям был одним из военачальником Чингиза.

    Значительную роль в этнических процессах в Челябинском Зауралье и прилегающих районах Башкирии сыграли башкиры - табынцы, среди которых основными были кара-табынцы и барын - табынцы.

    Общая численность табынских башкир всех вместе взятых к началу 18 века, по утверждению Р.Г. Кузеева, равнялась примерно 60 тысяч человек(3). Предки этих башкир активно участвовали в создании ряда леревень, сохранившихся по сей день. Это деревни Давлетбаево, Ишалино, Байгазино, Алишево, Туктубаево (Табын) и другие.

    Таким образом, название села Туктубаево (Табын) имеет очень древние корни и означает название племени. Здесь мы имеем дело с древними язычниками, верованиями тюркских народов, в данном случае башкир. Привлечение архивных материалов VI ревизии (переписи населения) от 1811 года и Х ревизии от 1859 года помогают с большой точностью восстановить год рождения и смерти наших предков. Также интересны данные о составе семьи, возрастной состав населения, имена, которые давали нашим предкам и т. д.



    3.История Туктубаево (Табын)

    На территории Сосновского района в 1811 году было 12 деревень: Туктубаево(Табын), Сирюсино, Алишево, Туйгунова, Тляукаево, Мамаево, Альмеево, Куйсарино (возле д. Высокое), Султаево, Саккулово, Тимганово, Таскино. Все в этих деревнях в 264 семьях было 842 души мужского пола, а с учетом женского пола около 1700 душ обоего пола. Их названия несколько отличается от современных, некоторые из них имели и второе название, они приведены в скобках. К Мухаметкулевской волости относились ; деревни Туктубаева(Табын),Сирюсина(Бусьмеева),Алишева,Мамаева,Алмеева(Кудый). В Султаевскую волости входили деревни Султаево (Агачкуль), Саккулово, Итимганова (Доскина), поселок Бегишевский. Башкирские деревни были населены либо «вотчинниками» - коренными жителями этих мест, либо «припущенниками», которые арендовали землю у коренных башкирских родов. В деревне Туктубаево проживали вотчинники из рода Барын – Табын. В деревне Султаево из рода Кара – Табын. А в деревне Мамаева – припущенники из рода Табын.

    Большое количество деревень появилось после Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Это объясняется тем, что в ходе войны многие деревни башкир были сожжены, разорены; многие башкиры уходили на новые земли, основывали новые селения. Деревня Акбашева из десяти дворов была основана в 1776 году. В том же году появились деревни Абдырова(Субхангулова), Айбатова(Сарзакты), Байрамгулова,Соболева, Куйсарина, Ишалина(Ульянды), Маржинбаева, Тугузбаева, Алишева, Альмеева, Исянгильдина, Мамаева, Силяева, Левашева, Ялтырова, Мустафина(Мустафа - аул), Туктубаево(Табын)(9).

    Деревня Туктубаево является одной из старых деревень Восточного Зауралья. Ее история насчитывает около трехсот лет. По архивным данным, деревня Туктубаево была основана в первой половине XVIII века(в30-х годах) . Так, по данным 3 ревизии(1763 год) деревня входила в Кара- Табынскую волостную команду старшины Ялтыра Таймасова, состояла из 10 дворов. Аулы состояли из нескольких аймаков. В деревне Туктубаево были аймаки: »большие сарыки»-оло сарыктар, «калмыки», «телята»-тукайдар, «курты»-корттар, черви.(10)



    4.Шежере рода Хакимовых

    В селе Табын(Туктубаево) один из аймаков(родов) носит название – «хыуарзар» -водяные животные, говорили, что они начали деревню Туктубаево. К аймаку корттар относятся Хакимовы, чей род идет от Алыкаша 1719 года рождения, у него было восемь сыновей: Кульгильды,Сограй, Юлдаш,Илкисы,Куйзыбай,Моржигул,Курманай,Хисаметдин, У Кулгильды 1746 года рождения было два сына: Ямангул 1794 года рождения и Кинжекай.У Ямангула было восемь сыновей –Гали(1829), Саедгали(1829) он, видимо, вскоре умер, и следующего тоже назвали Саедгали(1830) , Салим(1830), Саетбатал(1835), Абдулгалим(1846), Хабдул-Хаким(1846), Лукман(1848). Более всего нам известно о прапрапрародителе Габдулхакиме 1846 года рождения, по нему род именуется Хакимовым. Он был, по воспоминаниям его внука Фазлитдина, среднего роста, носил рубаху навыпуск – кульмяк почти до колен. Поверх подобие жилетки, но не из тройки на интеллигентный манер, а исконно башкирская одежда. На бритой голове – тюбетейка. Кстати сказать, башкиры до недавнего времени тоже брили волосы как у детей, так и у взрослых мужчин. Эта гигиеническая норма существовала до 60 - х годов 20 столетия. Зимой и летом Габдулхаким ходил в толстых ватных штанах, которые, казалось, он никогда не снимал. От постоянной носки и от того, что во время еды жирные пальцы рук постоянно вытирались об шаровары, эти штаны всегда были засалены и блестели.

    У него родилось три сына: Халил(Халиулла) -1867-1950, Хабибулла 1870-1959, и Габделнасир-1873-1947. Но в возрасте 37 лет Габдулхакима не стало, а сироты, которым было Халилу – 16 лет, Хабибулле – 13 лет, Габдельнасиру – 10 лет, выросли у родных. Габдельнасира пришлось отдать на услужение в работники к Попову, который жил рядом с начавшимся строиться железнодорожным разъездом (сейчас) станция Биргильда. Попов был социалистом и по царскому указу был выслан на Урал. Я заинтересовалась этим человеком и Челябинском объединенном государственном архиве обнаружила документы. Действительно Александр Александрович Попов, мещанин из г.Новоторжка Херсонской губернии, работал конторщиком на станции Полетаево Самарско –Златоустовской железной дороги и находился под негласным наблюдением Челябинского уездного жандармского управления(8).

    Во время своей работы у Попова дед на станции Биргильда посадил вдоль железной дороги сосновую аллею. Эта аллея могучих сосен, спустя более чем век хорошо видна из окон вагона, с какой стороны бы ты не ехал: или из Москвы, или , наоборот, из Челябинска.

    Жизнь шла своим чередом. Составлялись новые семьи, рождались дети, внуки. Так было и в роду Хакимовых. От Халила родилось четыре сына: старшим был Бадритдин, умерший в младенчестве, может быть поэтому его нет в родовом списке. Затем Байрамгул, умерший на фронтах Первой мировой войны в 1917 году. В живых остались Насретдин(1906-1965) и Фазлетдин(1904-1992). В семьях, как правило, было принято иметь много детей, поэтому вслед за сыновьями появились на свет две дочери: Махмуза и Фариха(1917-1999). Все они, начиная с Алыкаша, проживали в Туктубаево(Табын).

    Хакимов Халил был бедным крестьянином, занимался сельским хозяйством. Имел 2 га посевов 2 головы рабочих лошадей, 3 головы овец. Сельскохозяйственных машин не было, поэтому в хозяйстве использовали ручной труд. После революции 1917 года жизнь в селе почти не изменилась. Халил со своей женой Сафрой так и продолжал крестьянствовать, растить детей, думать об их будущем, ведь Хаким в переводе с арабского означает умный, мудрый. Из-за бедности родителей Фазлитдину в детстве учиться не пришлось, читать и писать научился самоучкой. Малограмотным был и старший брат Насритдин. Писали в основном на арабском языке, поэтому многое из того, что дошло из записей Хакимова Фазлитдина (Фазыла, как звали его коротко), записано именно по- арабски, что затрудняет чтение.

    За первой мировой войной, на которой род понес урон, последовала война гражданская. В 1919 г. Насритдина по мобилизации забрали в армию Колчака, но после разгрома белогвардейцев он перешел в ряды РККА и боролся с оружием в руках против врагов красных.

    Гражданская война докатилась до Туктубаева в 1919 году. Фазлетдину было тогда чуть больше 14 лет.

    Первыми в село пришли белые. Часто население вместе с лошадьми мобилизовывали в обоз. Запряг свою единственную лошадку и Хакимов. Первое знакомство с армейским бытом оказалось коротким. Около Баландино Фазлетдин приотстал от обоза. Упросил начальство напоить лошадь да замешкался. Когда обоз скрылся из виду, повернул лошадку в обратную сторону. Всю ночь, лесами, сторонясь проезжей дороги, добирался до дома. На этом закончилась для него гражданская. Вместе с отцом Фазлетдин уехал на свой надел. Крестьянствовал до самой коллективизации. От этого мероприятия не остался в стороне. Односельчане, объединились в колхоз «Кызыл маяк» доверили ему должность организатора труда, а через год избрали председателем..

    Фазлитдин оправдывал свое имя, данное ему родителями, которое переводится как образованный, добронравный, достойный. Колхоз являлся одним из лучших в Аргаяшском районе. К нему относилось хозяйство в то время.

    В 1932-1933гг на Южном Урале повторился голод, сродни голоду 1920. Дождя не было 3 месяца. Первым мукам голода подверглись башкирские деревни, не знавшие традиции разведения огородов; не было мучных запасов, отсутствие которых нельзя было хотя бы отчасти компенсировать овощами. Больные, в большинстве дети, начали умирать. Немного хлеба или кукурузы давали только тем колхозникам, кто выходил на работу. И в этой обстановке председатель колхоза Хакимов Ф. предпринимает все возможное, чтобы не дать умереть колхозникам и в то же время выполнять успешно задачи, поставленные партией. Так в архивных материалах (5) сохранился протокол судебного заседания Аргаяшского райкома ВКП(б) от 1.09.1933г. на котором с информацией об острой нуждаемости в продовольствии колхозников выступил Фазлетдин Халилович.Были отмечены случаи смертности от недоедания и употребления в пищу разных суррогатов, а также невыход на работу отдельных колхозников ввиду отсуствия продовольствия.

    Бюро приняло решение об оказании продовольственной помощи остронуждающимся колхозникам из имеющегося хлеба в Алишевском сельском совете в размере 200 пудов ржи.

    Но не все было так мрачно в жизни колхозников,Так ,в 1937г, в районе выдался очень хороший урожай- по11ц. с гектара. А в колхозе «Кызыл Маяк» получили по 23ц с одного га. Так продолжалось до самого сорок первого.

    22 июня выдалось воскресенье. Весь люд собрался на традиционный праздник - сабантуй. Как и положено воздали должное колхозникам -стахановцам, поблагодарили за ударный труд, наградили подарками. А потом началось главное - спортивные состязания, исполнение национальных песен и танцев. Весело, с азартом гулял народ, словно предчувствовал, что прервется он надолго, а для многих мужиков станет этот сабантуй последним.

    В самый разгар веселья прискакал на взмыленной лошади всадник, и от его вести замер праздник.

    Война для Фазыла началась в Воронеже сорок второго. А потом были Украина, Белоруссия. Закончился боевой путь в Чехословакии. Вернулся Хакимов в Туктубаево с орденом Отечественной войны Iстепени, медалью «За боевые заслуги». Все годы войны Хакимов прослужил линейным надсмоторщиком 466 отдельного линейного батальона связи. О войне Фазыл рассказывал всегда скупо, он не любил вспоминать то тяжелое время. Больше всего ему запомнились первые дни на фронте. Особенно такой эпизод. Было это в деревушке под Воронежом. Несколько солдат, а с ними главным послали Фазлетдина (как-никак, он был среди них самым старшим по возрасту), должны были проверить связь. В деревне было тихо, никого нет.

    Приказ был выполнен, и надо было уже возвращаться обратно. Совершенно неожиданно появились немцы и стали стрелять. С испугу Хакимов бросил ружье. Когда рассказал об этом командиру, тот сурово сказал: «Без ружья - ты не солдат. Не вернешь оружие - расстреляем как дезертира». Пришлось ему идти обратно. Было еще светло, потому то перебежками, то ползком через картофельное поле и огороды снова добрался Фазыл в деревню. Дотемна просидел на чердаке и, к счастью, ружье лежало там же, где он его оставил.

    После войны фронтовика односельчане избрали депутатом Алишевского сельского совета, затем председателем исполкома. Через четыре года он опять возглавил колхоз. Был Фазлетдин Халилович председателем самостоятельным, знающим свое дело, начальству не кланялся. Мог отстоять интересы колхозников и хозяйства, открыто высказать свое мнение, даже если оно шло вразрез с общественным. Окончательно разошлись пути с первым, когда тот увел колхозного племенного жеребца в свою конюшню. Высказал Хакимов партийному вожаку все, что о нем думает, хотя понимал, что разговор этот будет не бесследным. Так и случилось. Пришлось дорабатывать до пенсии рядовым колхозником.

    Не один Фазыл защищал Родину.Из небольшой деревушки Туктубаево на фронт ушло 256 человек. Вернулось немногим более 80-ти. Ушел на фронт и двоюродный брат Фазыла Хакимов Файзрахман (1925г.р.).

    В марте 1943 г. в день, когда ему исполнилось 18 лет, он получил повестку из Аргаяшского райвоенкомата. За день до его отъезда на фронт был призван его сосед Шайморданов Кутдус. Из его сверстников в деревне остался лишь Хусамов Акрап, который был трактористом и должен был «кормить фронт». Родители собрали сыну котомку, где лежали каравай хлеба, бережно завернутый в тряпицу, несколько луковиц, кусок конской колбасы («казы»), домашней вязки носки и рукавицы, чистая рубаха, огрызок химического карандаша, и несколько листочков.

    До Аргаяша надо было добираться пешком 35 километров и не опоздать, иначе грозил расстрел! Когда Файзрахман прошел уже больше половины пути, ему встретилась подвода. Это с деревни Кузяшево, тоже по повестке провожали такого же как он, 18-ти летнего паренька. В Аргаяше они пробыли пару дней, затем его и еще одиннадцать парней отправили в Чебаркульский гарнизон, где их обучали военному делу и там же они приняли присягу. Пробыл там несколько дней, после чего их отправили в Омскую область, в город Ялуторовск; там - то и началась настоящая курсантская жизнь. Он часто вспоминает, что там был всего лишь один бревенчатый дом, где находился штаб полка. Жизнь курсантов была тяжелая: с утра занятия в кабинетах по изучению минометов и ружей, после обеда и до самого вечера строевая подготовка, тактические учения. Учили не только стрелять и ползать по-пластунски, но и вести рукопашный бой.

    Файзрахман вспоминает, что им всегда хотелось кушать и часто ему виделся свой родной дом, мама, которая всегда старалась накормить семью повкуснее и посытнее. В октябре 1943г. их перебросили под город Харьков, где формировались вышедшие из строя полки и дивизии. Там начались не учения, а настоящие кровопролитные сражения. После завершения Курской битвы стратегическая инициатива была вырвана из рук врага.

    В результате провала наступления «Цитадель» немцы потерпели решительное поражение, бронетанковые войска из-за больших потерь в людях и в технике на долгое время были выведены из строя. Инициатива окончательно перешла к русским. Но не стоит думать, что противник был сломлен. Им еще не раз удавалось отбивать крупные населенные пункты.

    Из воспоминании фронтовика: «… отступающие вражеские силы приходилось догонять пешими. Шли в основном по ночам, так как опасались бомбежек с воздуха, потому что соответствующего оружия, чтобы отбиться у нас не было. В светлое время суток прятались в заброшенных деревнях, придорожных лесах и окопах. Были обуты в кирзовые ботинки и зимой ноги очень сильно мерзли, а весной окопы заливало талой водой и нам приходилось сидеть по колено в воде и, чтобы не замерзнуть, мы ночами, тайком (не дай бог увидит командир) бегали вокруг окопов». Особенно часто он вспоминает один эпизод военного времени, который остался в его памяти на всю жизнь. Дело было под Харьковом, неожиданно всем объявили построение. «...Нас построили буквой «Г» так, что мы все видели вырытую могильную яму. Сначала всем объявили приказ, а потом под конвоем вывели молоденького солдата, оказывается, он своровал продукты с солдатской столовой и за это его перед всем строем в назидание всем остальным расстреляли. Родителям написали, что их сын оказался дезертиром». Таковы были суровые будни войны. Так и дошел стрелок Хакимов в составе 469-го артиллерийское полка до Германии. За свою воинскую службу он был награжден орденом «Отечественной войны», многими медалями, но больше всех ему дорог один подарок. Это было в декабре сорок пятого года. За хорошую службу командование части вручило ему трофейный немецкий велосипед (см. приложение). Он снялся с этим велосипедом на фото и отправил родным, а на обратной стороне написал. «На память от Хакимова Файзрахмана родным, 25 декабрь 45год». Затем он получил десятидневный отпуск на родину. И вплоть до марта 46 года служил в электротехнической роте под Ленинградом, где восстанавливали линии электропередач, тянули связь, подводили свет к промышленным объектам. В 1950 году он женился на молоденькой красавице - Манзуме, вырастили сыновей, помогают воспитывать внуков и правнуков. Он уважаемый человек на селе.

    А в 1944 году дошла очередь и до единственного сына Фазыла-Миндигужи. Было ему всего 17 лет, и будущего бойца отправили на Сахалин. 23 февраля 1944года принял он военную присягу. Сын крестьянина из башкирской деревне Табын (Туктубаево) стал рядовым 58 батальона связи,

    Наступил август 1945 года. Советское правительство объявило войну Японии.Полк, в котором служил Миндигужа перешел границу и вступил в бой с японскими войсками.Гибли советские бойцы, китайскую и корейскую землю поливали свой кровью российские солдаты, но судьба оберегала Хакимова Миндигужу Фазлитдиновича. Сын советского солдата, должен был остаться жить, чтобы трудиться на российской земле. Миновали его японские пули и осколки вражеских снарядов. Окончание второй мировой встретил снова на Сахалине, где пришлось ему служить еще долгих три года ,ибо годы войны не считались за службу в армии. Вернулся домой с медалями «За победу над Японией» и «За освобождение Кореи», прослужив в армии семь лет. В родной деревне стал работать бригадиром - плодовощеводом, вкладывая в любимое дело всю свою силу и энергию. Ведь для всех Хакимовых неизменными оставались главные черты характера- честность, добросовестность и стремление работать с полной отдачей сил на любой работе. В1954г Миндигужа привел в родительский дом длиннокосую красавицу Нурию. Один за одним появлялись дети: Райса, Аниса, затем долгожданный сын Салават. Налаживался быт, построили отдельно от родителей просторный бревенчатый дом, постепенно забывались ужасы войны и тяготы послевоенной жизни. Казалось,вот оно, счастье. Но в 1974г. трагическая случайность оборвала жизнь отца семейства. Все дети выросли, получили образование, стали специалистами.Дело и наказы папы, дедушки достойно продолжают его потомки.

    Так получилось, что почти всем Хакимовым пришлось воевать на фронтах Великой Отечественной. Проводил на фронт в ноябре 1943 года своего младшего сына Махмут-Шавката (1924 -1978) и старик Габдельнасир. Определили Шавката наводчиком орудия в составе 1147 стрелкового полка 353 стрелковой дивизии 8-ой гвардейской армии Первого Белорусского фронта. Шавкат освобождал Варшаву, штурмовал Берлин, был награжден медалями.Честно служил солдат, писал домой короткие письма родителям и старшему брату Гельмитдину, который остался в тылу из-за болезни ног. В1944г, дошла очередь и до Шамиля(1926-2014), старшего из трех сыновей Насретдина. Воевать довелось ему в самом конце войны в звании старшины 382 стрелкового полка 84 стрелковой дивизии. Но военная служба для него не закончилась победным маем 45-го: еще долгих три года тянул Шамиль солдатскую лямку.

    Одним из условий победы нашего народа над фашистами был труд советских людей в тылу. В колхозах, совхозах, на заводах, и шахтах работали женщины, старики и подростки.С начала войны колхоз «Кызыл Маяк» обложили налогом.Обязали снабжать кормом конное поголовье,занятое на шахтах Копейска.. Девушки и женщины, заменяя ушедших на фронт трактористов, работали за себя и за того, кто воевал. Без всякой техники колхозницы вручную скашивали в день до гектара пшеницы! Это были Сафра Абубакирова, Насиха Исламова, Гайни Камалова, Рауза Вассалимова, Майсарвар Хакимова , Хуршида Ганеева, доярки Шагида и Маймуна Хакимовы. Они были готовы работать без оплаты и отдыха, лишь бы победили наши, По разнарядке колхозы каждый год отправляли конные упряжки с колхозниками на торфоразаботки и в лесные районы для заготовки лесоматериалов военным заводам. Из Туктубаево пришлось ехать Ибрагимовой Магинур, Нафиковой Бибиямал,сестрам Хакимовым-Махмузе и Фарихе.Кто-то валил лес под станцией Маук,Махмузу отправили в Ашу,а Фариха работала под Кыштымом.Им были выданы ручные пилы; двое пилили,один рубил и так с утра до вечера.Кормили очень скудно,поэтому приходилось собирать ягоды,из груздей варили суп.На деляну и обратно ходили пешком.К нарушителям применялись самые суровые меры:за самовольный уход с лесозаготовок привлекали к году исправительных работ.

    Среди колхозников успешно были распространены облигации Государственного военного займа 1942г. И опять в архивных материалах мы встречаем фамилии Хакимовых(5). Так семья Габдельнасира,которого из-за возраста не взяли на фронт( ему было 69лет) подписалась в размере 1000 рублей. В декабре 1941г. был организован сбор подарков бойцам Красной Армии к Новому Году. Пожелтевшие листки ученической тетради сохранили уникальные свидетельства помощи. Вот, например, список по колхозу»Кызыл Маяк»:


    1. Хакимов Фазлитдин – три тетради. 10 конвертов, 2 карандаша, 1 осьмушка махорки и одна посылка весом 2 кг500 гр.

    2. Гарипов Абдулхай – посылка весом 970 гр, курица.

    3. Хакимова Майсар – одна посылка весом 900 гр, мясо

    4. Хакимова Маймуна – одна посылка весом 1 кг.600 гр. Печенье

    5. Ильгинин Набий – одна посылка весом 550 гр, сухари.

    6. Сайфуллина Хакима – одна посылка 700 гр, сухари.

    7. Султанова Сара – четверть водки

    8. Авхадеев Курман – одна посылка Весом 2кг.300 гр.

    9. Ганеев Ахметжан – четверть водки

    10. от колхоза – мяса 6 кг, печенья - 14 кг

    Всего было собрано: печенья – 24 кг., мяса – 23 кг. Сухарей -12 кг.

    Сдавали тетради, носовые платки, конверты, полотенца, шерстяные варежки и вязаные перчатки, сушёную вишню, сливочное масло, мёд в банках, сало, хлеб. Люди отрывали последнее от себя и своих детей, лишь бы приблизить день победы.

    В судьбах Хакимовых есть много интересного, характерного для времени,в котором они жили и живут. Сейчас в роду Хакимовых несколько сот человек-это целая небольшая деревушка. Среди них труженики сельского хозяйства, юристы, экономисты, работники органов внутренних дел, врачи, доктора и кандидаты наук, студенты, школьники и дошкольники. Многие взрослые этого большого рода (вместе с зятьями и снохами) получили высшее образование в советское время, успешно трудятся и продвигаются по карьерной лестнице, передают традиции семьи детям и внукам. Вот некоторые данные из их биографий.

    Много лет проработал бригадиром животноводства на Туктубаевском отделении совхоза «Трубный» Хакимов Наиль Шамильевич. На его груди сияет орден Трудовой славы III степени и знак «Отличник 5-тилетки». Хакимова Луиза за высокие надои стала участником ВДНХ, награждена значком победителя социалистического соревнования.

    Уникальность Хакимовых еще и в том, что здесь выросла целая учительская династия. Основу педагогической династии рода заложили Шавкат Габдельнасирович и Мугульсум Ибрагимовна. Шавкат с большим энтузиазмом занимался лыжным спортом, туризмом. Верной поддержкой мужу была Мугульсум Ибрагимовна, прошедшая путь от рядового учителя до директора Аргаяшского медучилища. Признанием ее честного труда стало присвоение в 2005г. звания «Почетный гражданин Аргаяшского района» Есть в арсенале Шавкат Габдельнасировича боевые награды, но ценнее для него награды учительские: знак «Отличника просвещения», многочисленные грамоты и дипломы. В Аргаяше учрежден переходной кубок имени участника Великой Отечественной войны, первого преподавателя физического воспитания Аргаяшского медучилища-Хакимова Ш.Н. Кубок ежегодно вручается в День Победы 9 мая лучшей в легкоатлетической эстафете команде.

    Дети четы Хакимовых не мыслили для себя другой профессии ,кроме профессии учителя .Дочь Гузель до самого выхода на пенсию преподавала немецкий язык; сын Рашит не только стал учителем-историком, общественным деятелем, но и журналистом, кандидатом исторических наук. Из- под его пера вышли 5 книг,30 научных статей по истории родного края, актуальным проблемам занятости населения. Работает в должности директора Аргаяшского представительства Челябинского государственного университета, доцент кафедры экономики и отраслей рынков Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ. Учеными стали и внучки Хакимова Фазлетдина: Исаканова Амина –кандидат медицинских наук, главный ревматолог г. Челябинска, заместитель главного врача горбольницы №1.Машовец Асия –нотариус г. Екатеринбурга, кандидат юридических наук, доцент Уральской юридической академии.

    Более 40 лет проработали учителями начальных классов в Туктубаево Гельмит Габдельнасирович и Фариха Зиннатовна Хакимовы. Педагогами стали и две дочери Фазлетдина Халиловича: Жавгара и Райфа. Выбор профессии педагога был предопределен еще в детстве и дочерьми Райфы Фазыловны, ведь маленькие Райля, Амина, Асия любили часами наблюдать, как мама проверяла тетради своих учеников, как готовила пособия для уроков и внеклассных занятий. И сегодня продолжают работать в системе образования молодое поколение Хакимовых: Райса в Челябинске, Эльвира в Екатеринбурге, Гузэль, Тансылыу, Земфира в сельских школах Аргаяшского и Сосновского районов.

    Большой, дружный род Хакимовых заботится о воспитании гражданина, передавая из поколения в поколение свои вековые традиции. Многих Хакимовых судьба разбросала в разные районы области, страны, мира: одни живут и трудятся в Магнитогорске, другие- в Екатеринбурге и в Челябинске, третьи- в Аргаяше и даже в Америке, но больше всего, конечно, на земле предков, в Туктубаево.

    Ярким проявлением того, что память о предках жива и поныне служит праздник шежере – байрам, прошедший в селе Туктубаево летом 2011г. На праздник собрались 83 представителя большого рода Хакимовых. За участие в номинациях ,объявленных оргкомитетом праздника были награждены грамотами и ценными призами (см. приложение), Но все-таки главным остается сохранение памяти о своих предках и бережная передача из поколения в поколение. Знание родословной- это ведь не только схема, но еще и сбор данных о занятиях человека, его характере, достижениях. Изучение истории своей семьи есть путь изучения нравственного стержня, путь возрождения духовности.



    Заключение

    Не надо обладать слишком богатой фантазией или особой прозорливостью, чтобы предвидеть, что если лет через двадцать каждый россиянин (независимо от того, живет он на наших необъятных просторах или ни чужбине) будет крепко привязан родословной к своим российским корням, а каждый новорожденный при регистрации будет получать от своих родственников свою, уже пухлую Родословную книгу, то Россия станет другой - ЧИСТОЙ И УМНОЙ и еще больше станет в ней ДОБРЫХ, УМНЫХ, СЧАСТЛИВЫХ . БОГАТЫХ Нравственно и духовно ЛЮДЕЙ!



    Список литературы

    1.Антонов,А.В. Родословные росписи конца 17в.(Текст)\А.В.Антонов;(Археогр.центр.Рос.гос.архив древ.актов)-М.:Археогр.центр,1996.-414с-(Исследование по русской истории;вып.6)

    2.Доронин,А.М. Родословное дерево(Текст):пер.с мордрв.-эрзя) А.М.Доронин.-Саранск:Мордов.кн. изд-во,1992-126,(1)с:ил.

    3.Кузеев,Р.Г. Башкирские шежере(Текст)(Р.Г.Кузеев,\Академия Наук СССР Башкирский филиал Институтистории,языка и литературы-Башкирское книжное изд-во,Уфа,1960—303с

    4.Летопись историко-родословного общества в Москве(Текст)\гл.ред.Н.В.Лопатин-М:Энцикл,рос, деревень,1994-Вып3(47)-136с

    5.Материалы Челябинского областного государственного архива\Фонд115,опись1,дело427;опись3,дело49,дело87

    6.Миронов,Ю.Ф. Пишем родословную книгу(Текст)\Ю,Ф.Миронов.-СПб,:Всемир.слово,2003.-58с

    7.Онучин,А.Н.Твое родословное древо(Текст): Практ. Пособие по составлению родословной(А.Н.Онучин-Пермь;Изд-воАссоц,генеалогов-любителей,1992,-30с

    8.ОГАЧО.Ф.И-54.Оп1.Д.11.Л.Л.58,68

    9.Хакимов Р.Ш. Аргаяшская земля. История и современность(Текст)\Р.Ш.Хакимов .-Челябинск:ЧПО «Книга», 2005,-301с 10.Хакимов Р.Ш. Табын аулы- моя малая Родина(Текст)Р.Ш.Хакимов, -Челябинск:Полиграф-Мастер,2013.-290с.:ил.






    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Можно определённо утверждать, что башкиры являются автохтонным, коренным населением Южного Урала

    Скачать 261.89 Kb.