• Цель работы
  • Глава 1. Описание размеров и сохранности иконы
  • Глава2 Характеристика иконы ученого секретаря Ветлужского государственного краеведческого музея Щегловой Антонины Николаевны



  • страница1/4
    Дата26.04.2018
    Размер8.81 Mb.
    ТипРеферат

    Моу новопокровская сош ветлужский район Нижегородская область Семейная реликвия


      1   2   3   4

    МОУ НОВОПОКРОВСКАЯ СОШ

    Ветлужский район Нижегородская область

    Семейная реликвия

    ИКОНА

    Работу выполнил Каталов Максим 4 класс

    МОУ Новопокровская СОШ

    Руководитель Шильникова Е.В.

    С. Новопокровское

    2012г

    Введение

    Когда мои папа и мама поженились, то стали жить в доме папиной бабушки, Каталовой Валентины . Через 7 лет мы купили дом и переехали в него. Старую мебель мы оставили, взяли только самые дорогие вещи. Мое удивление вызвало то, что среди этих вещей была старая икона, написанная на дереве, расколотая пополам, и часть ее совсем отсутствовала.

    По рассказу моей бабушки Каталовой Людмилы Валерьевны я узнал, что эта икона является семейной реликвией, передается уже много лет из поколения в поколение.

    Изучению старинной иконы как семейной реликвии я посвящаю свою работу.



    Цель работы:

    Узнать как можно больше о данной иконе, историю ее появления в нашей семье.



    Задачи:

    1. Расспросить об иконе своих родственников.

    2. Обратиться к специалистам Ветлужского краеведческого музея для составления общей характеристики иконы.

    3. Изучить материалы школьного и сельского музеев по истории православия в селе Новопокровском.

    Вот такой я увидел семейную икону впервые.



    Икона после первичной обработки, можно прочитать надписи обозначающие святых, а также увидеть содержание частей иконы.



    Глава 1.

    Описание размеров и сохранности иконы

    Размеры 25х 33 см,

    Толщина 15мм,

    Состоит из двух частей, соединенных сзади палочками. Сверху по центру отверстие.

    Икона написана на дереве, краски темные(зеленая, красная, черная, желтая)

    Под рисунком просматривается белый слой краски. Край иконы утрачен. Нижняя часть рисунка утрачена.

    На иконе имеются надписи, прочитать невозможно. В центре иконы нарисовано распятье. Сверху над распятьем изображен на облаке Бог-Отец. Слева Казанская Богоматерь. Справа Николай Чудотворец.

    Внизу святые изображены на конях, справа и слева.



    Глава2

    Характеристика иконы ученого секретаря Ветлужского государственного краеведческого музея Щегловой Антонины Николаевны

    Вначале я думал, что эта старая икона принадлежала Покровской церкви села Новопокровского. Церковь в 1936 году закрыли, иконы все развезли по окрестным деревням для хозяйственных нужд, чтобы сделать столы, например, для колхозной конторы. Все люди по-разному относились к иконам, некоторые использовали иконы как крышки для кадки с капустой, об этом рассказала мне Щеглова А.Н., некоторые кормили на больших иконах кур.

    В нашем селе в одной семье был такой случай, что при переезде в новый дом, икона не вошла на тябло, хозяин дома отпилил нижнюю часть иконы. Потом в семье стали случаться несчастья, одно за другим. Причем, все они были связаны с травмами ног. Поездом зарезало младшую дочь, когда она возвращалась с учебы, у хозяина дома отрезали ногу, он доживал без ноги. Перестали ходить ноги у старшего сына.

    Были люди, которые старались сохранить иконы, например, в деревне у прабабушки в семье Власовых Галина Васильевна рассказывала, что украла из конторы колхоза образы Божьей Матери и Николая Чудотворца, чтобы их спасти. Эти иконы всю войну простояли у них в зимовке ,(где посторонние их видеть не могли), каждую ночь вся семья, от мала до велика, молилась о спасении ушедших на войну отца и трех сыновей. Чудо свершилось. Все они вернулись домой израненными, но живыми.

    Я думаю, что наша икона побывала в плохих руках, а кто-то из моих предков ее спас и передал последующим поколениям.

    Наша икона, по мнению Щегловой А.Н. это домашняя икона, крестьянского письма. Четырёхчастная икона: Богоматерь Казанская, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец и Архангел Михаил. Такие иконы называли "скорописки". Около 1890года написана. Существовали целые артели богомазов.

    В стародавние времена ходили по деревням богомазы- люди, которые писали иконы по заказу или продавали нарисованные ими иконы. Это иконы-клейма, где на одной иконе несколько образов. Николай Чудотворец, очень почитаемый святой в Ветлужском районе с времен марийцев, даже первая церковь на реке Ветлуге была Никольская.. Внизу, я думал, что изображены покровители скотины Флор и Лавр. Ведь каждая крестьянская семья занималась животноводством, это было необходимо для жизни, хозяйство было натуральным. Эти святые тоже часто изображаются на лошадях. А может быть это Святой Трифон? Он тоже изображается иногда на коне. Мученику Трифону особо молятся об исцелении от телесных недугов, в болезненном состоянии, в случаях порчи плодов, во время голода.

    А оказалось, что это Георгий Победоносец и Архангел Михаил. Георгий считается покровителем воинов, земледельцев (имя Георгий происходит от греч. γεωργός — земледелец) и пастухов, а в ряде мест — путешественников. Поэтому его образ на иконе крестьянской семьи. А Михаил? Так был ли Михаил в нашей семье, почему на семейной иконе изображен Архангел Михаил? Я спросил у деда Каталова Валерия Николаевича об этом.



    В центре иконы Распятье

    в
      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Моу новопокровская сош ветлужский район Нижегородская область Семейная реликвия