«Моя малая Родина» в подготовительной группе
Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Моя малая Родина» в подготовительной группе МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи Воспитатель: Зельман Наталья Евгеньевна
Воспитатель: Зельман Н.Е. Возрастная группа: подготовительная.
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: - воспитывать чувство привязанности, любви к своей Малой Родине, любовь к природе родного края; - воспитывать нравственно - патриотические, гражданские чувства, чувство гордости за культурное наследие и бережное отношение к нему.
Обогащение словаря детей: государственные символы, предприятия, Алтата, многонациональная, летописец. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная. Методы: наглядные ( просмотр презентаций, выставка рисунков, образцы зерновых культур), словесные (вопросы викторины, краткая беседа, чтение стихов), практические (сотворчество, самостоятельный выбор). Индивидуальная работа с Ариной Е.-поощрять высказывать свое мнение; с Тимофеем М.- продолжать учить мальчика взаимодействию с партнером. Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, видеофильм «Птица Дергач». Презентация викторины «Знатоки родного края», выставка рисунков «Дергачи настоящие и будущие», карта Дергачёвского района; медали и грамота для награждения команд; костюм летописца, эмблемы для команд «Колосок» и «Дергач». Средства обучения для детей: емкости с зерновыми культурами; картинки животных, птиц, рыб, растений; оборудование для творчества (разрезные картинки для моделирования герба, флага ) Предшествующая работа: Реализация долгосрочного проекта «Родной свой край – люби и знай». Экскурсия в детскую библиотеку, Краеведческий музей, к памятнику Воинам погибшим в годы ВОВ, к стене памяти Дергачевцам; к Храму Михаила Архангела; к Доске почета, на элеватор. Организация самостоятельной деятельности в уголке «Нравственно – патриотическое воспитание» (книги, энциклопедии, альбомы). Знакомство с национальными костюмами (русский, татарский, казахский, чувашский) Прослушивание песен, заучивание стихов о Дергачах, о Родине. Просмотр презентаций о природе Дергачевского района, достопримечательности, предприятия, знакомство с «Красной книгой» Дергачевского района. Подготовка рисунков к выставке «Дергачи настоящие и будущие». Изготовление герба группы «Радуга».
Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду начинать предложения, а вы их закончите. Наша страна называется….. Россия. Граждане России называются…. Россияне. Столица России – город …. Москва. Президент РФ – Путин В.В. Областной город - Саратов Самая известная река России…. Волга. Воспитатель: Молодцы. Чтобы узнать тему нашей игры, нам надо отгадать кроссворд. «Отгадай кроссворд» Слайд №2 Кроссворд
1.«Где дом, тут и хозяин». О чем говорится в этой пословице? (О доме). 2. Самое высокое здание в нашем поселке? (Элеватор). 3. Какая рыба водится в нашей реке? (Карась). 4. «Не красна изба углами, красна …» (Пирогами). 5. «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». Как называется река, протекающая в нашей местности? (Алтата). 6. Какая птица является символом нашего поселка? (Дергач) 7. «Шар большой, на нем страна Поселок в нем, а в нем дома Дом на улочке одной, Неприметный, небольшой Этот дом, страна, земля Это…(Родина) моя! Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь на нашей игре? Дети: О Дергачах. Слайд №3.Звучит песня « Дергачи», на слайде картинка Дергачи. Воспитатель: Ребята, давайте послушаем красивую песню написанную Ольгой Резниченко «Дергачи». Воспитатель: А как мы можем еще сказать о Дергачах? Дети: Наша малая Родина. Воспитатель: Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови. Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви. Малая родина или большая, - все это Родина только одна. В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.. Воспитатель: Наша игра посвящена нашей малой Родине. Команды поприветствуйте друг друга. Девизы: Команда «Дергач» В команде колосок Деток звонкий голосок Смех, игра, веселье Чудо настроенье.
Без особого усилья Мы расправим наши крылья Ну, Дергач! Быстрей на взлет! И тогда нам повезет!
(На столах приготовлены разрезные картинки с изображением герба и флага Дергачевского района). Слайд №4 герб и флаг Дергачевского района. Команда «Дергач»: У нас получился герб. Герб - красного цвета. Красный цвет – символ труда, мужества, красоты, праздника, силы. На Гербе Дергачевского района изображена птица дергач. Птица - символ полёта. В верхнем углу герба изображены три стерлядки – это символ Саратовской области. Команда «Колосок»: У нас получился флаг. Флаг голубого и красного цвета. Основной фигурой на флаге является изображение птицы - дергач. Голубой цвет -символ чести, благородства, духовности. Воспитатель: Молодцы, а мы продолжаем игру. Конкурс 2 «Литературный» - Сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда должна рассказать стихи о своей малой Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение. Команда «Колосок»: 1 реб. Есть, возможно, уголок красивее, Есть богаче, шире есть края, Только мне из всей моей России, Ближе к сердцу Дергачевская земля. Слайд №5 2реб. Степь моя, степь моя – Родина малая!- Сотни я раз поворю.. Степь моя, степь моя – лучшая самая! Вот как тебя я люблю! Команда «Дергач»: 1 реб. Есть много в мире уголков отличных- Природа там отлична и щедра. Но край любимый все- таки привычней, Да и не ищут от добра добра. 2 реб. Знаю, что где-то На нашей планете Есть и другие края, Только милее мне всех на свете Край, где родился я.
Полем и зеленым лугом. Светит солнышко над нами- Вверх мы руки поднимаем. Ветер стих - листва молчит, Опускаем руки вниз. К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились! Дальше будем мы шагать, Мир природы изучать! Конкурс 4 «Оживи карту» Воспитатель: Каждая природная зона имеет свой климат, свой растительный и животный мир. Давайте заселим карту Дергачевского района растительным и животным миром. Команда «Дергач» выберет животных и птиц, а команда «Колосок»- растения и рыб. Дети по одному прикрепляют картинки на карту Дергачевского района. Воспитатель: Уважаемое жюри, проверьте правильность выполнения задания. Слайд №9 К сожалению, ребята, многие растения и животные стали редкими, они занесены в Красную Книгу. Чтобы сохранить их, создаются охраняемые памятники природы, заповедники. Команда «Дергач» назовет сейчас птиц Дергачевского района, занесенных в красную книгу. (Птица Дрофа, серый гусь, лебеди – шипуны, серые журавли). Слайд №10 Команда «Колосок»: назовет растения Дергачевского района, занесенные в красную книгу. (Дерево сосна, цветы тюльпаны, кувшинки, гусиный лук. Слайд № 11 Воспитатель: В Дергачевском районе заповедников нет, но есть особо охраняемая территория в поселке Восточный. Слайд №12 Вспитатель: Посмотрите, ребята, какую красивую, интересную и полезную карту мы с вами сделали. В дальнейшем мы будем дополнять ее другим материалом, чтобы лучше узнать свой родной край, любить и беречь его природу. Конкурс 5 «Экскурсоводы» Воспитатель: Ребята, кто скажет, сколько лет поселку Дергачи? Дети: 280 лет Воспитатель: История Дергачей очень интересная. А помочь рассказать о ней я попросила Летописца. Давайте пригласим его на нашу игру. Входит Летописец. Слайд №11 Летописец: Здравствуйте ребята, я получил от вас приглашение и с удовольствием поведаю вам об истории Дергачей. Знаете ли вы, откуда произошло название нашего поселка Дергачи? (ответы детей) Через поселок протекает река Алтата, она непроточная, имела заросли тросника, в которой обитали дикие лошади, козы, степной зверь, плавающая птица, среди которых большое количество птицы Дергач. Эта птица, с раннего утра дающая о себе знать своей крикливостью, осталась в памяти жителей, она и дала название селу Дергачи. Послушайте крик птицы дергач. (видео запись) А знаете ли вы, почему река Алтата так названа? (ответы детей) Существуют воспоминания, передаваемые из поколения в поколение. В записях сохранились имена первых поселенцев, приехавших со своими семьями, в их честь было названо село Алтата – «Алты – ата», что в переводе с татарского означает шесть отцов. В поселке жили купцы – это богатые люди. В Дергачах купцы строили хлебные амбары, склады лавки. Ежегодно в Дергачах проходили три ярмарки: летняя, осенняя, зимняя. На ярмарку съезжались продавцы и покупатели из соседних районов, можно было приобрести сельхозмашины, посуду, лес, мебель, рыбу, сахар, мед, ткани. Из Казахстана пригоняли целые стада верблюдов, лошадей, коров, овец, которые располагались по берегам рек Алтата и Камышлейка. В Дергачах работали развлекательные аттракционы: качели, карусели, выступления силачей. Приезжали профессиональные театры и зверинец. Еще в Дергачах была земская лечебница, почтовая телеграфная контора, земская станция, первый аптекарский магазин. Село считалось богатым.
(Здание Администрации (Кто является главой районной администрации? ); птицефабрика, элеватор, пожарная часть, библиотека, школы, детские сады, полиция др.) Слайд №12 Команде «Колосок» нужно назвать достопримечательности Дергачевского района. (храм Михаила Архангела, мечеть, площадь М.Горького, (старые дома купцов)памятник Воинам – дергачевцам, погибшим в годы ВОВ, доска – почета, фонтан, парк и др. ). Слайды№ 13 Конкурс 6 «Чем богата наша земля» Слайды № 14 Воспитатель: Дергачи славятся бескрайними полями, на которых выращивают различные зерновые культуры. Слайд.№13 У вас на столах стоят емкости с зерновыми культурами, нужно отделить и назвать какие именно (пшеница, ячмень, горох, просо) Команды «Дергач» и «Колосок» выполняют задание. Уважаемое жюри, оцените правильность ответов. Летописец: Издавна в Дергачевском районе дружно проживали люди разных национальностей: русские, татары, немцы, казаки, украинцы, чуваши, поляки. Воспитатель: И в наше время Дергачевская земля славится добрыми, гостеприимными людьми. В нашем районе проживают люди многих национальностей, а каких, вы знаете? Назовите. Дети: Русские, татары, казахи, армяне, азербайджанцы, курды, чеченцы, чуваши, украинцы, белорусы. Слайд №15 Воспитатель: Ребята, у каждого народа есть свой национальный костюм. Мы с вами знакомились с костюмами разных народов. (Обращает внимание на самобытность, красоту, орнамент и другие отличительные особенности каждого костюма) Слайд № 16 Воспитатель: Команда Дергач покажите казахский и татарский национальный костюм.Команда Колосок покажите русский народный костюм и азербайджанский национальный костюм. Воспитатель: Молодцы! Ребята и в нашу группу ходят дети разных национальностей. Все вы дружите, вместе играете. Мы с вами сделали герб нашей группы. Слайд №17 Давайте покажем нашим гостям, что у нас получилось. Капитаны команд расскажите, что обозначает герб. (Фигурки людей- это дети, которые ходят в нашу группу, они разной национальности, поэтому у них разный цвет кожи. Радуга – название нашей группы. Руки – руки родителей и воспитателей, которые нас любят и заботятся о нас). Слайд с детьми Летописец: Ребята, я рад, что вы очень любите свой родной поселок, свой детский сад. А мне пора, до свидания. Итог: Ребята, вам понравилась игра? Что нового вы узнали о своей малой Родине? Кто сегодня был в гостях? (Ответы детей) Воспитатель: Уважаемое жюри, я предлагаю подвести итоги нашей игры - викторины и огласить результаты и вручить диплом победителя игры – викторины. Воспитатель: А сейчас я приглашаю гостей на выставку рисунков «Настоящее и будущее Дергачей». |