• Автор проекта: Бушмина Елена Ивановна, учитель краеведения 2016г. Содержание
  • Введение
  • Глава 1 Первые древние библиотеки учили и воспитывали детей
  • Глава2 Библиотека развивала и образовывала подрастающее поколение
  • Глава 3 Книга делает ребенка образованным, мудрым, трудолюбивым
  • Глава 4 Учебные библиотеки
  • Глава 5 Педагогика детского чтения
  • Глава 6 Народные библиотеки
  • Глава 7 Библиотеки села Белицы

  • Скачать 281.76 Kb.


    Дата17.01.2018
    Размер281.76 Kb.
    ТипРеферат

    Скачать 281.76 Kb.

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждении



    муниципальное казенное общеобразовательное учреждении

    «Беличанская седняя общеобразовательная школа»

    Беловского района Курской области

    «От прошлого

    к настоящему»

    исследовательский проект  




    Автор проекта:

    Бушмина Елена Ивановна,

    учитель краеведения
    2016г.
    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Первые древние библиотеки учили и воспитывали детей…………...4

    Глава 2. Библиотека развивала и образовывала подрастающее поколение… 9

    Глава 3. Книга делает ребенка образованным, мудрым, трудолюбивым……10

    Глава 4. Учебные библиотеки…………………………………………………..12

    Глава 5. Педагогика детского чтения…………………………………………..14

    Глава 6. Народные библиотеки…………………………………………………18

    Глава 7. Библиотеки села Белицы………………………………………………20


    Заключение……………………………………………………………………….24

    Литература………………………………………………………………………26

    Введение

    Библиотека. В самом простом понимании, это – место, где хранятся книги. Само слово «библиотека» греческого происхождения и буквально значит «книгохранилище». Но если бы книги у нас просто хранились, то это была бы уже не библиотека, а книжный склад. В библиотеке книги живут, работают и доносят информацию до читателей. Для нас библиотеки – дело привычное. Но в древности всё было иначе. В минувшие века к рукописному слову относились с огромным уважением, книгу почитали, ею дорожили. И тем более уважением и даже суеверным страхом была окружена тогда библиотека – место, где эти священные книги хранились. Например, древнеегипетские библиотеки собирались в храмах. Их пополняли и охраняли жрецы. Папирусные свитки были доступны лишь посвященным. Свитки содержали тайные знания, тщательно оберегаемые от всего света.

    Когда же появились первые библиотеки? Какую роль они играли в образовании и воспитании народа и подрастающего поколения? И самый ключевой вопрос-это история возникновения библиотек сферы образования.

    На всех этапах своей истории человечество решало важную для себя задачу передачи знаний и духовных ценностей от одного поколения к другому. Каждая эпоха предъявляет к чтению подрастающих поколений свои требования, которые диктуют не только темы, содержание, но и соответствующую методику работы с книгой среди юных читателей. Образованность, воспитанность, духовность – проявление в человеке качеств, которые просто необходимы в сегодняшнем сложном мире. Эти качества дают человеку возможность внутреннего роста с целью обретения им силы настоящего человека. Стремление к познанию мира, определение места и роли в нем человека, отношение к личности человека и его творчеству как к высшей цели и ценности развития общества раскрывается благодаря книге. В понятие библиотека, входит приобщение к культурным ценностям, и любовь к России и родному краю.

    Воспитание складывается из многих моментов, это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных, духовных ценностей, воспитание любви к своей малой родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, криминализация общества. Возрождение России немыслимо без духовного воспитания, а значит без умных, добры и поучительных книг. Так как духовное, гражданское начало – это высшее, что формирует, определяет личность и утверждает её статус в обществе. Духовно-нравственное, гражданское, патриотическое воспитание на сегодняшний день задача первостепенной важности не только образовательных учреждений, но и библиотеки.

    И это не случайно. Слова «библиотека» и «Библия» происходят от греческого biblion - книга. И это глубоко символично. В Писании сказано: «В начале было Слово». Слово - материальное воплощение духа, человеческой мысли, духовных плодов человеческого разума, основа общения. Слово родило язык. Язык родил книгу. Книга родила библиотеку. Следуя этой логической цепи, можно сказать, что библиотекам предначертано быть хранительницами и проповедницами духовности во всех ее проявлениях, дабы внести свой вклад в сохранение связи времен, а значит и самого человека.

    В силу своей специфической деятельности библиотеки, и особенно школьные, являются не только хранителями исторической и культурной памяти народа, но и отвечают за сохранение культурных традиций народов России, несут ответственность за воспитание будущего поколения , за формирование системы позитивных ценностей в обществе. Можно сказать, что библиотеки в полной мере несут ответственность за сохранение и распространение духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством за свою многовековую историю.

    Задачи библиотек на современном этапе – это не только пропаганда книги, но и обеспечение доступности информации для детей, организация их досуга.

    Поэтому необходимо в библиотеках заинтересовать детей книгой, и очень важно показать и рассказать школьникам об истории зарождения и развития библиотки и ее показать важность книги и библиотеки для развития личности .

    Глава 1

    Первые древние библиотеки учили и воспитывали детей

    В Древней Руси господствующее положение в идеологии занимала религия. Ее влияние сказалось на развитии библиотек и на содержании чтения. В ХI—ХII в. первые библиотеки возникли при монастырях и соборах, в фондах которых была широко представлена переводная религиозная литература, жития святых. Наряду с этим, имелись книги исторического содержания, философские и натурфилософские сборники, сочинения по географии, праву, переводы греческих и латинских романов и повестей, а так- же древнерусская литература. Наряду с большим количеством переводных изданий, которые довольно широко распространялись на Руси, появляется такой жанр, как летописи: "Начальный свод", "Повесть временных лет", "Житие Бориса и Глеба", "Поучение Владимира Мономаха", "Слово о полку Игореве" и др. Одним из самых древних и популярных жанров, служивших воспитательным целям, были поучения. Примером может служить "Поучение Владимира Мономаха" — своеобразный моральный кодекс своего времени, отличающийся широкими государственными взглядами, благородством, мужеством, уважительным отношением к человеку. Большую популярность в Древней Руси имели жития святых, которые имели положительное воспитательно-образовательное воздействие их на читателей-детей. Дети находили в этих произведениях сведения об окружающем мире, знакомились с природой и географией русских княжеств, с событиями и фактами истории, с замечательными людьми, воспитывали в детях положительные черты характера — скромность, трудолюбие, целенаправленность и т.п. Большое влияние на воспитание патриотических чувств оказывали княжеские жития. Одним из самых ярких произведений этого жанра является "Житие Александра Невского", воспевающее мужество и героизм великого патриота, подробно рассказывающего о Ледовом побоище на Чудском озере.

    В круг чтения детей и юношества входили исторические легенды и летописные сказания. Специальных произведений для детского чтения еще не существовало. Юное поколение этой эпохи читало те же произведения, что и взрослые. Но воспитатели и учителя, обучающие их грамоте, отбирали наиболее близкие и доступные детям книги. Обучение детей в школах велось по греческим, славянским и древнерусским книгам. В 988 г. князь Владимир собрал в Киеве детей знатных лиц и отдал их "на учение книжное". В 1028 г. Ярослав Мудрый собрал в Новгороде до 300 детей, чтобы "учити книгам". Подобное обучение было и в других российских городах.

    Наши далекие предки учили детей относиться к книге с особым уважением и любовью. Книгу восхваляли, учили ее читать. В "Изборнике" Святослава (1076 г.) содержится "Слово о чтении книг", в котором, "пропев восторженно гимн книге", автор дает советы о том, как ее читать. Книгу учили беречь, лелеять, относиться к ней как к святыне. А чтение вслух для других, для неграмотных, считалось "богоблаженным" делом. В житийных повестях рассказывается о том, как герои в раннем детстве с увлечением читали книги. В одном из первых произведений русской литературы — "Сказании о Борисе и Глебе"— говорится о том, с каким интересом читали книги малолетние сыновья князя Владимира. О книге, чтении немало сведений содержится в новгородских берестяных грамотах.

    Известен опыт обучения детей в учебной библиотеке, созданной в ХII в. Евфросиньей Полоцкой. В созданной ею библиотеке Евфросинья два-три года уделяла первому циклу обучения: умению читать, писать, считать, рассказывать наизусть или петь молитвы. Во время второго цикла обучала церковнославянскому, греческому, латинскому языкам, природоведению, риторике, медицине, истории , прошлому Полоцкой земли и всего восточного славянства. Помимо этого, она воспитывала у своих подопечных терпение и воздержание от пороков, чистоту душевную и телесную,. Обучала Е. Полоцкая в своей библиотеке и красноречию, а наиболее способных детей — поэтике.

    Мы видим, что уже в Древней Руси зарождаются педагогические основы работы с книгой среди подрастающего поколения. Очевидно влияние авторов книг, учителей, воспитателей, библиотекарей, семьи на формирование ребенка как слушателя и читателя литературных произведений. Обязанности библиотекарей этого периода заключались в основном в сохранении фонда и выдаче книг. Судя по тому, что читатели должны были бережно от носиться к выданным книгам и своевременно возвращать их книгохранителю, проводилась определенная работа по воспитанию элементарных навыков культуры чтения.



    Глава2

    Библиотека развивала и образовывала подрастающее поколение

    В эпохи Возрождения (ХIV — нач. ХVII в.), Реформации (ХVI в.) и Просвещения (вторая половина ХVII—ХVIII в.) складываются более благоприятные условия для развития просвещения и образования. Особое значение имело изобретение европейского способа книгопечатания (40-е гг. ХV в.), связываемого с именем немецкого изобретателя И. Гутенберга. Развитие книгопечатания благотворно сказалось на росте числа библиотек, их фондах, на издании книг для детей.

    Первые произведения для детей на Руси появились во второй половине ХV века. В этот период возникает потребность в большом количестве грамотных людей, необходимых для управления освободившимся из-под иноземного ига Московским государством, объединявшим вокруг себя другие княжества и земли. Все это заставляло искать более ускоренные способы обучения. Процесс чтения в связи с этим необходимо было сделать более доступным и привлекательным. Поэтому рождение детской книги возникло из потребности просвещения и отвечало практическим нуждам эпохи.

    Первой печатной книгой для детей была азбука, составленная первопечатником Иваном Федоровым, изданная в 1574 г. В ней даны советы родителям о воспитании детей. В хрестоматийной части наряду с молитвами помещались различные произведения для самостоятельного чтения, которые можно рассматривать как зачатки поэзии, прозы, публицистики и познавательной литературы для детей.

    В литературе для детей зарождались педагогические подходы в руководстве чтением. Пробуждение интереса к книге, учет возможностей ребенка в ее восприятии, рекомендации по работе с печатным текстом — именно в этом значение первых печатных книг для детей в развитии педагогики детского чтения.
    Глава 3

    Книга делает ребенка образованным, мудрым, трудолюбивым

    Разнообразнее в тематическом и жанровом отношении стал круг чтения детей в ХVII веке. Появились книги для чтения, не связанные с учебным процессом. Они лучше и богаче оформляются. Более ярким, образным становится изложение познавательного материала. Книге отводится все большая роль в воспитании растущего человека, в его образовании. Об этом свидетельствуют, например, педагогические взгляды Симеона Полоцкого — выдающегося русского поэта, активного деятеля в области просвещения. Он придавал решающее значение воспитанию, считая, что книга приносит огромную пользу: развивает ум, делает человека образованным, мудрым, трудолюбивым. Учебные и детские книги Симеона Полоцкого, его поэтические книги "Рифмологион" и "Вертоград многоцветный" тесно связаны с его просветительской и педагогической деятельностью. Поэт хотел, чтобы по его книгам ребенок учился читать, обдумывать и понимать читаемое.

    Один из первых русских просветителей, поэт Карион Истомин, мощным средством распространения просвещения, наряду со школой, считал книгу. Основную задачу воспитания он видел в формировании нравов, доброты, душевной чистоты, человеколюбия, трудолюбия. Все это нашло выражение в созданных им учебных и детских книгах. Характерной особенностью творчества К. Истомина является стремление понять мир ребенка, особенности детского возраста, восприятие литературных произведений детьми.

    Писатели выступали в роли руководителей чтения. Об этом свидетельствуют предисловия к книгам. Первый русский поэт для детей Савватий написал четыре предисловия к рукописному сборнику "Азбуковное учение". В этих предисловиях раскрывалось содержание книги, давалась оценка поступкам героев, разбирались достоинства авторского стиля, высказывались разнообразные мысли, суждения. Автор стремился воспитывать у детей любовь к книге, готовил читателя к пониманию произведения, учил делать практические выводы для себя. Актуально отметить и то, что для воспитания подрастающих поколений широко использовались произведения, заимствованные из культурных сокровищ всего цивилизованного мира: античной Греции, Древней Индии, Византии, Ирана, арабского Востока, тюркоязычных народов, средневековой Франции, Италии, Нидерландов и других стран.

    Русские дети ХVI и особенно ХVII в. читали специально упрощенные для их понимания басни, рассказы, повести, романы, публицистические произведения, исторические и познавательные сочинения. Все это говорит о том, что в Древней Руси стремились воспитывать детей на лучших образцах мировой литературы, пробуждать интерес к книге, чтению. При отборе литературы для детей учитывали их возрастные возможности.

    Глава 4

    Учебные библиотеки

    К концу ХVII в. у учащихся появились возможности пользования учебными библиотеками, хотя круг таких библиотек был еще невелик. В Москве был создан дворянский "коллегиум" с библиотекой, составленной из лучших книг. Центром распространения книжной культуры являлась библиотека Печатного двора. Ею пользовались учителя Славяно-греко-латинской академии, учащиеся типографской школы. В ней была введена должность книгохранителя, в задачи которого входило выдавать книги, вести описи, инвентаризацию фондов, следить за своевременным возвратом книг. Книгохранитель разыскивал и приобретал книги для библиотеки, составлял каталоги.

    Большие собрания книг были в монастырских библиотеках. При монастырях имелись школы, мастерские для переписки и перевода книг. Для библиотек выделялись особые помещения. Библиотекари назначались из числа наиболее образованных и начитанных монахов.

    Видную роль в образовании и просвещении играли личные библиотеки. Их собирали главным образом представители господствующих сословий. Известны библиотеки царей Ивана III, Василия III, Ивана Грозного. Крупные библиотеки были у царей Михаила, Алексея и др. Царевич Алексей, когда ему было лет 11—12, имел уже небольшую библиотеку, которая содержала познавательную литературу: по геодезии, архитектуре, строительной технике, навигации, водному строительству и др. Книжные собрания имели ученые, писатели, просветители, родовитые князья. Основную часть любителей книг составляли служители церкви. Небольшие собрания книг были в семьях мелких чиновников, ремесленников; по нескольку книг имели дворовые люди, крестьяне и другие слои населения.

    О возросшей потребности в чтении и спросе на книги свидетельствует торговля книгами и их распространение по российским городам. Большой популярностью пользовались "Азбука", "Учебная псалтырь", книги нравоучительного характера — Прологи и Соборники. Среди церковных книг особым спросом пользовались Библия и Евангелие. Однако книги еще были мало доступны широкому кругу читателей, в том числе и детям. Большинство из них не обучалось грамоте. Однако это не значит, что они были совершенно оторваны от книжной культуры. Большая часть детей приобщалась к религиозным текстам во время богослужения.

    Распространению знаний, воспитанию детей в значительной степени способствовали произведения устного народного творчества. Песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания бытовали в России с древних времен. Большой популярностью пользовались сказочники и бахари не только в крестьянских семьях, но и у царей, бояр. Бахарь (краснобай, рассказчик) был необходим почти в каждом зажиточном доме. Царь Алексей Михайлович, издавший в 1649 году грамоту с приказом наказывать празднословов и смехотворов, устроивший погром скоморохов, сам держал при дворе столетних стариков и любил слушать их рассказы о старине. В богатых домах держали для детей старух-сказочниц. Сказки в семьях рассказывали также бабушки и мамушки. Рассказывание сказок в российских семьях стало хорошей традицией. В увлекательной и доступной детям форме рассказывались также и исторические предания, удовлетворявшие их естественный интерес к истории.



    Глава 5

    Педагогика детского чтения

    Это хорошо понимали первые русские педагоги. В ХVI в. был составлен для детей "Царственный летописец", куда вошли сказочные предания. К концу ХVII века сложились первоначальные представления о педагогике детского чтения. Они возникли из потребности воспитания подрастающих поколений, обучения их чтению, грамоте, преследовали задачу сделать процесс чтения более доступным и привлекательным. Была обоснована необходимость приобщения детей к лучшим образцам отечественной и мировой литературы, пробуждения у них глубокого интереса к книге, чтению как источнику знаний и самообразования. Утверждалась значимость для руководителей детского чтения понимания мира ребенка, особенностей детского возраста и восприятия литературных произведений детьми. Эти требования находили реализацию как в самой литературе для детей, так и в деятельности педагогов, библиотекарей. Важную роль в формировании потребностей в чтении играли личные, семейные, монастырские, учебные библиотеки. Расширяется круг чтения детей, появляется больше возможностей приобщения детей к книге, чтению. Особая роль в воспитании детей как слушателей и читателей принадлежала семье.

    Веком быстрого и самобытного развития России был ХVIII век. Реформы Петра I явились движущей силой в развитии всех сторон жизни государства. Новые исторические задачи обусловили проведение ряда просветительных реформ, в первую очередь в области народного образования. В течение ХVIII века были основаны Академия наук и Российская академия, открыт Московский университет. С учетом нужд государства открывались учебно-воспитательные учреждения, создавались государственные начальные (цифирные) школы, гарнизонные адмиралтейские школы. Все они были светскими. В Указе Петра I от 28 февраля 1714 г. сказано о необходимости открытия во всех губерниях при архиерейских домах, больших монастырях цифирных школ. Организация и содержание народного образования и просвещения первой трети ХVIII в. отражали прогрессивные явления культурной жизни России. В этот период осуществлялась разработка идеи создания учебных и публичных библиотек. Важное место в достижении этой цели отводилось учебным библиотекам, которые рассчитывались на удовлетворение запросов учащихся в возрасте от 6 до 23 лет, а также педагогического персонала. Для удовлетворения потребностей учащихся нужны были новые учебные пособия и книги. Такие книги стали создаваться уже в самом начале века. Так, в 1701 г. была издана богато иллюстрированная детская книга "Треязычный букварь" Федора Поликарпова, а в 1704 г. его же книга — " Лексикон треязычный". По поручению Петра I Ф. Поликарпов написал также русскую историю для детей. Очевидно стремление автора влиять на воспитание у детей интереса к чтению, формировать круг их чтения. Детское чтение обогащалось новыми книгами, разнообразными по форме и содержанию. Важнейшее значение имели отход 22 от церковнославянского языка, издание книг гражданским шрифтом на языке, близком живому, разговорному и более доступному детям.

    Просветители того времени, отстаивая необходимость образования для каждого сословия, в том числе и для простого народа, крестьян, уделяли большое внимание вопросам чтения, стремились разработать основы сознательного чтения.

    Во второй трети ХVIII в. прогрессивная общественность во главе с М.В. Ломоносовым активно отстаивала демократизацию просвещения, развитие отечественной науки, создание научных национальных кадров. Заботясь о распространении просвещения, Ломоносов настаивал на создании университета, доступного всем слоям общества. В письме И.И. Шувалову об основании Москов- ского университета он особое внимание уделил созданию университетской библиотеки, а также гимназии при университете. В целях повышения качества обучения, воспитания любви к родному языку он создал свои знаменитые учебные книги по риторике и "Российскую грамматику". Вратами своей учености Ломоносов называл книги, прочитанные в детском возрасте. Еще у себя на родине он впервые увидел у старика Дудина книги — арифметику Л.Ф. Магницкого и "Славянскую грамматику" М. Смотрицкого, с которыми не расставался и выучил наизусть. В 1730 г. Ломоносов, в возрасте 19 лет, отправился из Архангельской губернии пешком в Москву учиться, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Свободное от занятий время он проводил в библиотеке. В круг его чтения вошли летописи, церковные книги на славянском языке, богословские сочинения. В библиотеке Ломоносов перечитал и все книги по философии, физике и математике. М.В. Ломоносов проявлял большую заботу о библиотеках. Эта забота была проникнута стремлением способствовать развитию русской культуры, науки, просвещения. Этими же стремлениями он руководствовался, создавая свои научные и поэтические произведения. Его "Риторика", включающая "превосходно переведенные произведения , значительно расширила круг литературных знаний русского читателя.

    В последней трети ХVIII в. правительство Екатерины II принимает меры по расширению сети учебных заведений. Это был шаг вперед на пути создания государственной системы народного просвещения, в том числе и открытия новых учебных библиотек. В этот период происходит количественный и качественный рост литературы для детей. В создании произведений для юных читателей принимали участие крупнейшие ученые, писатели, политические и государственные деятели. Cама императрица Екатерина II писала многочисленные произведения во всех жанрах, издавала журналы. В этот период зарождается детская журналистика. Детские книги издаются не только в столицах, но и в других городах: Курске, Смоленске, Костроме, Владимире, Саратове и др.

    Библиотеку уже в ХVIII в. стали рассматривать как неотъемлемую часть учебного заведения. Перед библиотеками ставилась задача не только собирать и хранить книги, но, прежде всего, выдавать их для чтения, обеспечивать доступность фондов для расширяющегося круга читателей. В течение ХVIII в. было открыто немало библиотек разного назначения. В 1786 г. появился "Устав народным училищам в Российской Империи", в котором говорилось о том, что в каждом губернском городе должно быть по одному четырехклассному главному городскому училищу. В уездных городах могли открываться малые народные училища. В главных народных училищах предусматривалось создание книгохранилищ. В связи с открытием публичных и учебных библиотек ставятся вопросы организации библиотечного обслуживания читателей, оказания им помощи в выборе книг.

    Глава 6

    Народные библиотеки

    Во второй половине XIХ в., когда Россия вступила в новый пе- риод исторического развития, зарождается общественное движение за открытие библиотек и народных читален. Во многих гу- бернских городах открываются новые публичные библиотеки, а библиотеки учебных заведений в уездных городах превращаются в публичные. По данным исследования К.И. Абрамова, в 1886г. имелось 729 публичных библиотек. Они в основном открывались в Петербурге, Москве и крупных губернских городах. В Европейской части России на 608 городов приходилось 591 библиотека. В большинстве уездных городов и особенно в сельской местности не было публичных и народных библиотек. В начале 90-х г. по неполным данным, в сельской местности земства открыли около 3 тыс. народных библиотек и читален. Большинство из них было открыто при учебных заведениях. Народные библиотеки и читальни, хотя и предназначались для взрослого населения, в основном посещались учащимися. В большинстве городов учащиеся составляли 60—80% посетителей библиотек.

    В библиотеки поступали только те книги, которые одобрил Ученый комитет Министерства просвещения. Он стал издавать каталоги книг и периодических изданий, допущенных к чтению в народных библиотеках. Для этих библиотек широко рекомендовались официально-патриотические и религиозно-нравственные книги, сказки, приключенческая литература, отвечавшая, по мнению комитета, духовным запросам читателей. Вместе с тем комитет стремился ограничить круг чтения юношества. В целом деятельность как народных библиотек и читален, так и ученических библиотек не отвечала потребностям подрастающих поколений. При многих гимназиях вовсе нет ученических библиотек. Нет библиотек для внеклассного чтения, а если они и попадаются иногда, то составлены случайно, без системы, и потому не имеют никакого значения для нравственного и умственного развития детей. Революционные демократы особое внимание обращали на необходимость улучшения состава книжных фондов ученических библиотек, подчинения их задачам образования и воспитания молодого поколения.

    На рубеже веков происходит значительный рост числа библиотек. 78% из общего числа составляли библиотеки гимназий, уездных и начальных училищ, земских и других школ. Самым многочисленным типом библиотек для детей были школьные библиотеки при средних и низших учебных заведениях. Это были библиотеки закрытого типа, ограниченные пределами своей школы. Подбор книг в них определялся жесткими рамками официального каталога Министерства народного просвещения. Ни по количеству, ни по составу книжных фондов большинство библиотек учебных заведений не отвечало потребностям учащихся в книге и знаниях.

    Еще хуже обстояло дело в библиотеках церковно — приходских школ. Они имели лишь книги, одобренные и допущенные Святейшим Синодом. Чтение учащихся этих школ ограничивалось религиозной и "нравоучительной" литературой. C появлением бесплатных народных библиотек и библиотек- читален основными их читателями становились дети и подростки. Читатели-учащиеся занимали первое место и в городских народных библиотеках. Читатели-учащиеся преобладали и в сельских народных библиотеках. В платных публичных и общественных библиотеках большую часть читателей составляли учащиеся средних и высших учебных заведений.

    В 19 веке в Курской области библиотеки открывались при земских школах. Земства выделяли денежные средства и устанавливали перечень необходимых книг в библиотеках. Книгами из школьных библиотек пользовалось все грамотное население. Затем стали открываться народные библиотеки.



    Глава 7

    Библиотеки села Белицы

    И последним вопросом исследовательского проекта стал вопрос о развитии библитеки в нашем селе. В нашей школе всегда, по воспоминаниям учителей всегда существовала библиотека. Но фонд школьной библиотеки был всегда не очень большой, и дети обращались в сельскую библиотеку.

    Хочется подробнее остановиться на истории библиотеки села Белица, которая играла огромное значение для образования и воспитания детей.

    И следующим этапом исследования стали встречи и беседы с жителями-старожилами села. Может не вся информация достоверна, но слиш­ком сложно проследить запутанные следы и в точ­ности восстановить историю создания книгохрани­лища в сельской местности. Наши прабабушки мало помнят о первых библиотеках, потому что среди них было мало грамотных, да и очень много трудностей выпало на их долю, не­когда было думать о книгах.



    Но всё же люди тянулись к книге и в свободное от тяжкого труда время читали имеющуюся литера­туру. После революции в Белице начали появляться избы-читальни. В деревенский домик сносили книги и грамотные читали, а не умеющие читать, внимательно слушали. Потом все вместе обсуждали прочитанное сравнивали свою жизнь с судьбами литератур­ных героев.

    Поселе Великой Отечественной войны в доме, стоявшем на месте магазина «Продтовары», что по улице Курская, где располагался Сельский совет и медпункт, ма­ленькая комнатка была выделена под библиотеку. Это была первая библиотека нашего села. Книг там была «небольшая кучка», в основном это были фронтовые произведения, да и читать их было некому: приходилось очень много работать, восстанавливать разрушенное село. Отвечать за хранение и своевременный возврат книг в надлежащем состоянии назначались библиотекари, не имеющие специального образования.

    Первым библиотекарем была Михайлова (в девичестве Пилипенко) Полина Андреевна, по профессии ветврач.Точные годы её библиотечной деятельности не известны, примерно, конец 40-х начало 50-х годов.

    В 1954 году Беловским отделом культуры на долж­ность заведующей Беличанской сельской библиотекой назначена Котелевцева (в девичестве Ефременко) Валентина Фёдоровна. До 1957года она работала в Беличанской библиотеке и заочно училась в Обоянском библиотечном техникуме.

    В то время, когда работала Валентина Фёдоровна, библиотека находилась в отдельном доме, расположенном рядом со старым зданием сельского клуба(сегодня в этом здании- магазин «Валентина», что по улице Курс­кая). К 1957году фонд библиотеки увеличился до 5000 экземпляров. Повысилась грамотность населения и почти всё грамотное население Белицы посещало библиотеку. Книга стала другом и советчиком многих беличан, особенно детей, источником информации.



    После Котелевцевой В. Ф работала Звягина Татьяна Дмитриевна. Годы её деятельности не известны.

    В 1965году в селе Белица построен новый Дом культуры, действующий и сегодня. Одно из помещений в этом здании было выделено под библиотеку. С 1965года по 1967год возглавляла её Долженкова Раиса Петровна. Раиса Петровна с читателями была очень строга: всегда требовала бережного отношения к книге и обязательный пересказ текста. Фонд -9223экземпляров.

    В 1967году заведующей Беличанской сельской библиотекой назначена Звягина Екатерина Васильевна. Екаерина Васильевна, отучившись в Обоянском библиотечном техникуме, всю свою жизнь посвятила библиотечному делу: сначала работала в Мокрушанской сельской библиотеке ,затем у нас в Белице .

    До1974года библиотека находилась в ведении Сельс­кого совета, деньги на комплектование фонда выделя­лись из бюджета Сельского совета. В эти годы идёт усиленная комплектация фонда: поступало много мировой художественной литературы, произведений со­ветских классиков, научно-популярной и детской литературы, выписывалось на библиотеку около 60 единиц периодических изданий. В197З году райотделом культуры в Беличанскую библиотеку назначен второй библиотекарь - Ельникова Нина Павловна. До 1994 года работает два библиотекаря.

    16 марта 1994года Екатерина Васильевна уволена, в связи с выходом на пенсию и заведующей становится Нина Павловна. Стаж её работы библиотекарем -25лет.

    В начале 70-х годов в больших сёлах ведовского района открывается ещё по одной библиотеке. Наше село является таковым, и в 1974году в здании старого клуба открывается вторая библиотека. Заведует ею Ровняковакова Татьяна Ивановна.



    В 1975 году принимает Беличанскую сельскую библитеку №2 Корягина Елена Ивановна. Елена Ивановна родилась в 1951году. После окончания Обоянского библиотечного техникума в 1970году она принята библиотекарем в Камышанскую сельскую библиотеку, а в 1975г. переведена на должность заведующей в Беличанскую библиотеку №2.

    В 1992 году вторым библиотекарем в Беличанскую библиотеку №2 назначена Ельникова Ольга Васильевна. В 1998 году Беличанскую сельскую библиотеку №2 закрывают. Штат работников библиотек сокращается. Остаётся в Белице одна сельская библиотека. И заведует ею Корягина Елена Ивановна.



    Таким образом, с 1974 года по 1998 год в Белице действовали две библиотеки с общим фондом в 20000 экземпляров, работали четыре библиотекаря . Беличанские библиотеки были лучшими в районе: районная типография не только писала в местной газете о прекрасной работе библиотек, ну и выпустила плакат, священный Беличанским библиотекам и библиотекам, которые неоднократно были награждены грамотами .

    Библиотеки в Белице были не только местом выдачи книг и проведения различных мероприятий, но и информационным и агитационным центром. За библиотеками были закреплены красные уголки на фермах, тракторных бригадах, на току. Опытный специалист- Елена Ивановна Корягина проработала 4о лет и с любовью относится к своему делу : место своей работы прев­ратила в поистине «райский уголок», где можно прек­расно провести свободное время. Сегодня Беличанская сельская библиотека, как и раньше, в числе первых в районе,в прошлом году получила статус модельной. Заведующая библиотекой- Гонская Елена Васильевна.

    Проводя свои исследования, я встречалась с бывшими библиотекарями: Котелевцевой Валентиной Федоров­ной, Ельниковой Ниной Павловной, Ельниковой Ольгой Васильевной, Корягиной Еленой Ивановной, с жителями села Белицы- читателями библиотек разных лет: Игнатовой Ольгой Его­ровной, Черковой Ниной Ивановной, Головиной Любо­вью Ивановной ,Гандзюк Марией Кузьминичной, Ельниковой Ниной Стефановной, Ельниковой Марией Петровной. Школьная библиотека всегда тесно работала с сельской библиотекой и продолжает совместную деятельность сейчас, разрабатывая совместные планы работы, проводя совместные мероприятия, библиотечные уроки, конференции и т.п. Заведующая библиотекой частый гость нашей школьной библиотеки , а обучающиеся школы с удовольствием посещают, как школьную, так и сельскую библиотеки.

    Заключение

    Проведя исследование истории библиотек, и рассмотрев ее значении в образовании, можно сделать вывод, что библиотеки во все времена играли важную роль в обучении и воспитании школьников. Как сазал В.А. Сухомлинский :«Школа – это прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книгаи живые человеческие отношения».

    Библиотека в школе во все времена это информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

    Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

    А сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативними технологиями.

    Школьная библиотека и в далекие времена, и сегодня является необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

    Мы увидели, что библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение.

    В газете «Библиотека в школе» одна из статей начиналась словами: «Как «поэт в России больше, чем поэт» (Е. Евтушенко), так библиотека в школе больше, чем просто библиотека». Успешная организация учебно-воспитательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них является и школьная библиотека, которая всегда должна оставаться основным звеном обеспечения необходимой информацией как учителей, так и учащихся.



    Литература:

    1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России: Учебно- метод. пособие для студ., преп. библ. ф-тов вузов культуры и библиотекарей-практиков. — М.: Либерея, 2000.— 176 с.

    2.Беленькая Л.И. Ребенок и книга: о читателе восьми-девяти лет.— М.: Книга, 1969. —167 c.

    3. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. — М.: Дет. лит., 1983. — 430 с.

    4. Банк Б.В. Изучение читателей в России (ХIХ в.) — М.: Книга, 1969.— 262

    5. Берх В. Собрание писем императора Петра I к разным лицам с ответами на оные. Ч. 2. — СПб., 1828.— 173 с.

    6. Библиотечная работа с детьми: Сб. / Под ред. М.А. Смушковой и Н.А. Херсонской . — М.-Л., 1926. — 40 с.

    7. Васильченко В.Е. Очерк истории библиотечного дела в России. ХI—ХVIII века.— М.: Гос. изд-во культ.-просв. л-ры, 1948. — 157 с.

    8 . Гендина Н.И., Колкова Н.И., Cкипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. — М.: Школьная б-ка, 2002. — 288 с.

    9. Дэниэл Э., Антипова В. Стандарты для школьных библиотек: их создание и применение // Школьная библиотека. — 2003.— № 6. — С. 27-33.

    10. Дети и подростки в мире книжной культуры: По итогам социол. исслед.: Сб. науч. тр./ РГБ; сост. А.И.Лебедева.— М., 1993. — 128 с.

    11.Детская библиотека: Традиции. Духовность. Возрождение: Сб. ст.— метод. рекомендаций ведущих специалистов дет. б-к Ленинградской обл./ Сост. Л.В. Степанова — СПб., 1993.— 102 с.

    12. Жизненные приоритеты и чтение юных россиян (Идеи Н.А. Рубакина сегодня). Монографический сборник. — М.: РГЮБ, 1997. — 74 с.

    13. Жукова Т.Д. Из истории развития библиотек образовательных учреждений в России // Школьная библиотека. — 2002.— № 7.— С. 52-58. 14. Иванова Г.А. Вклад ученых МГУКИ в разработку проблем педагогики детского чтения // Педагогика детского и юношеского чтения: история, современное состояние, перспективы: Сб. науч. тр. — М.: МГУКИ, 2001. —

    15. Иванова Г.А. Руководство чтением детей в библиотеке: Учеб. пособие. — М.: ВМК МК СССР, 1990.— 71 с.

    16. История книги: Учебник для вузов /Под ред. А.А. Говорова и Т.Г. Куприяновой.— М.: Изд-во МГУП. Мир книги, 1998. — 346 с.

    17.Макаренко А.С. О детской литературе и детском чтении: Статьи, рецензии, письма. — М.: Детгиз, 1955. — 184 с.

    18. Мелентьева Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества: Дис. д-ра пед.наук / МГУК.— М., 1994.— 462 с. 173. Мелентьева Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества. — М.: Изд-во АСОПаР, 2001. — 75 с.

    19. Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу. — М., 1907. — 120 c. 20. Сетин Ф.И. Работа школьной библиотеки. — М.: Учпедгиз, 1961. — 112 с.

    21. Столяров Ю.Н. Первые древнерусские школьные библиотеки: к 900-летию со дня рождения Евфросинии Полоцкой (1102-1173) // Школьная библиотека.— 2001. № 8. — С. 3-5.





    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждении

    Скачать 281.76 Kb.