• Предметная область ПО.01 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
  • Структура программы учебного предмета
  • II. Содержание учебного предмета
  • V. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Пояснительная записка 1.
  • Предметная область Музыкальное исполнительство ПО.01; Учебный предмет Специальность УП.01.
  • 2. Срок освоения программы
  • Специальность (баян, аккордеон, гармонь)
  • Учебный план 4. Цели и задачи учебного предмета
  • 5. Обоснование структуры программы
  • 7. Описание материально-технических условий
  • Годовые требования по классам



  • страница1/6
    Дата12.08.2018
    Размер0.96 Mb.
    ТипПрограмма

    Н. А. Римского Корсакова дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа


      1   2   3   4   5   6

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Н.А. Римского – Корсакова»


    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

    МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

    Предметная область

    ПО.01 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
    ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

    (баян, аккордеон, гармонь)
    срок освоения 8(9) лет, возраст обучающихся 6,5 – 17 лет

    срок освоения 5(6) лет, возраст обучающихся 10 – 17 лет

    Тихвин


    2017


    «Одобрено»

    Педагогическим советом

    образовательного учреждения

    (дата рассмотрения)



    «Утверждаю»

    Директор – ФИО


    _________________________________

    (подпись)


    (дата утверждения)


    Разработчик:

    Циркова Марина Михайловна, обладатель Почетной грамоты Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры, заведующая отделением народных инструментов, преподаватель высшей квалификационной категории по классу баяна, аккордеона, руководитель образцового оркестра народных инструментов Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств имени Н.А. Римского – Корсакова»
    Рецензенты:

    Коваленко Алексей Павлович, Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель высшей квалификационной категории по классу баяна, аккордеона, гармони, руководитель народного коллектива ансамбля русских народных инструментов «Мозаика» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств имени Н.А. Римского – Корсакова»

    Фоченко Игорь Михайлович, Заслуженный артист России, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

    Структура программы учебного предмета

    I. Пояснительная записка


    • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

    • Срок реализации учебного предмета;

    • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

    образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

    • Цели и задачи учебного предмета;

    • Обоснование структуры программы учебного предмета;

    • Методы обучения;

    • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

    II. Содержание учебного предмета

    • Программные требования;

    • Годовые требования по классам;


    III. Требования к уровню подготовки обучающихся

    IV. Формы и методы контроля, система оценок

    • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

    • Критерии оценки;

    V. Методическое обеспечение учебного процесса

    • Методические рекомендации педагогическим работникам;

    • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

    VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

    • Учебная литература;

    • Учебно-методическая литература;

    • Методическая литература



    1. Пояснительная записка



    1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
    образовательном процессе

    Программа учебного предмета Специальность (баян, аккордеон, гармонь)- далее «программа», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» и является частью данной программы. Программа может быть использована при разработке программ учебных предметов «ансамбль», «оркестр». Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» в области музыкального искусства: Предметная область Музыкальное исполнительство ПО.01; Учебный предмет Специальность УП.01.


    Программа ориентирована на:

    воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

    формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

    формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

    воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

    формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

    выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

    Учебный предмет «Специальность (баян, аккордеон, гармонь)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, гармони, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

    Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

    Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (Специальность баян, аккордеон. гармонь)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.



    2. Срок освоения программы

    Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

    Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

    Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

    Освоение обучающимися программы учебного предмета Специальность (баян, аккордеон, гармонь), завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.


    3. Объем учебного времени

    При реализации программы учебного предмета Специальность (баян, аккордеон, гармонь) предусматривается объем времени на аудиторскую учебную нагрузку и внеаудиторскую учебную нагрузку (самостоятельная работа обучающихся).

    Форма проведения аудиторских занятий – индивидуальная.

    Продолжительность урока - 40 минут.

    Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

    Виды внеаудиторной работы:



    • самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

    • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

    • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

    • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

    Учебный план


    4. Цели и задачи учебного предмета

    Программа учебного предмета разработана с учетом:

    обеспечения преемственности программы «Народные инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

    сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

    учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

    Цели:


    • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне, аккордеоне, гармони произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

    • выявление наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.


    Задачи:

    • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне, аккордеоне, гармони до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

    • овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, аккордеоне, гармони,
      позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;

    • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

    • формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

    • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

    • формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

    Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в классе по специальности. В повседневной работе в классе по специальности педагог должен прививать учащемуся интерес и любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков, а также современных композиторов.

    5. Обоснование структуры программы
    Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

    - распределение учебного материала по годам обучения;

    - описание дидактических единиц учебного предмета;

    - требования к уровню подготовки обучающихся;

    - формы и методы контроля, система оценок;

    - методическое обеспечение учебного процесса.



    В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета»

    6. Методы обучения
    Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

    • словестный (рассказ, беседа, объяснение); метод упражнений и повторений

    (выработка игровых навыков, работа над художественно-образной сферой произведения);

    • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение

    педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

    • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика

    и попутно объясняет);

    • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по

    образцу учителя);

    • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,

    показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

    • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения

    поставленной задачи).

    Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.


    7. Описание материально-технических условий

    реализации учебного предмета

    Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

    Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (баян, аккордеон, гармонь)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м. Оборудование учебного кабинета: инструменты - баян, аккордеон, гармонь; стул, подставка, пюпитр. Обязательно наличие концертного зала. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов, необходимых для маленьких учеников.



    1. Cодержание учебного предмета


    1. Программные требования

    (Количество произведений, пройденных за год)

    Срок обучения 8 лет с дополнительным годом обучения (9 кл.)






    1 кл.

    2 кл.

    3 кл.

    4 кл.

    5 кл.

    6 кл.

    7 кл.

    8 кл.

    9 кл.

    Этюды

    1-2

    2-3

    2-3

    2-3

    1-2

    1-2

    1-2

    1

    1-2

    Народные песни и танцы

    7-8

    4

    4

    2-3

    2-3

    1-2

    1-2

    1

    1-2

    Пьесы

    6

    4

    4

    2-3

    2-3

    2

    2

    1

    1-2

    Полифонические произведения (или с элементами полифонии)




    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    Произведения крупной формы










    1

    1

    1

    1

    1

    1

    Всего:

    14-16

    11-12

    11-12

    8-11

    7-10

    6-8

    6-8

    5

    5-8

    Срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения (6 кл.)






    1 кл.

    2 кл.

    3 кл.

    4 кл.

    5 кл.

    6 кл.

    Этюды

    2-3

    2-3

    2-3

    1-2

    1

    1-2

    Народные песни и танцы

    6-7

    4

    4

    2-3

    1

    1-2

    Пьесы

    6

    4

    4

    2-3

    1

    1-2

    Полифонические произведения (или с элементами полифонии)




    1-2

    1

    1

    1

    1

    Произведения крупной формы







    1

    1

    1

    1

    Всего:

    14-16

    11-13

    12-13

    7-10

    5

    5-8

    Технический минимум

    Предложенный порядок работы над гаммами соответствует принципам доступности и постепенности возрастания технической сложности.

    Срок обучения 8 лет с дополнительным годом обучения (9 кл.)

    Баян, аккордеон





    1 полугодие

    2 полугодие

    1 класс

    Гаммы до, соль – правой рукой в одну октаву.

    Муз. термины: f, p,mf,mp.



    Гамма ля минор – правой рукой в одну октаву.

    Муз. термины: legato, non legato.



    2 класс

    До, соль – отдельно каждой рукой в две октавы; короткое и длинное арпеджио, аккорды.

    F, p, mf, mp, ff, pp.



    Ля минор – отдельно каждой рукой в две октавы; короткое и длинное арпеджио, аккорды.

    legato, non legato, staccato; crescendo, diminuendo.



    3 класс

    До, соль, ре мажор – отдельно каждой рукой; арпеджио, аккорды.

    Lento, Adagio, Andante, Andantino, Allegro, Allegretto.



    Ля, ми, ре минор – отдельно каждой рукой; арпеджио, аккорды.

    Largo, Sostenuto, Moderato, Con moto, Vivo, Presto.



    4 класс

    До, соль, ре мажор – двумя руками вместе; арпеджио, аккорды.

    Accelerando, ritenuto, rubato, ad libitum.



    Ля, ми, ре минор – двумя руками вместе; арпеджио, аккорды.

    A tempo, TempoI, Tempo di Valse, Tempo di Minuetto, Tempo di Marcia.



    5 класс

    Фа, си-бемоль, ля мажор - двумя руками вместе; арпеджио, аккорды.

    Dolce, cantabile, maestozo, adgitato



    Си, соль минор - двумя руками вместе; арпеджио, аккорды.

    Brilianto, con brio, morando, non troppo





    6 класс

    Мажорные гаммы до 3х знаков при ключе в две октавы, арпеджио, аккорды.

    Assai, sempre, subito, molto.



    Минорные гаммы до 2х знаков при ключе в две октавы, арпеджио, аккорды.

    Poco a poco, piu mosso, meno mosso




    7 класс

    Мажорные гаммы до 4х знаков при ключе в две октавы, арпеджио, аккорды.

    Все термины предыдущих классов.



    Минорные гаммы до 3х знаков при ключе в две октавы, арпеджио, аккорды.

    Все термины предыдущих классов.



    8 класс

    Мажорные гаммы до 5 знаков при ключе в две октавы, арпеджио, аккорды.
    Все термины предыдущих классов.

    Минорные гаммы до 4х знаков при ключе в две октавы, арпеджио, аккорды.

    Все термины предыдущих классов.



    9 класс

    Мажорные гаммы до 5-7 знаков при ключе в 3-4 октавы, арпеджио, аккорды в различной ритмической группировке, разными штрихами.

    Минорные гаммы до 5 знаков при ключе в 3-4 октавы, арпеджио, аккорды в различной ритмической группировке, разными штрихами.



    Гармонь




    1 полугодие

    2 полугодие

    1 класс

    Гамма до мажор – правой рукой в одну октаву.

    Муз. термины: f, p,mf,mp.



    Гамма ля минор – правой рукой в одну октаву.

    Муз. термины: legato, non legato.



    2 класс

    До мажор – отдельно каждой рукой в две октавы; короткое и длинное арпеджио, аккорды.

    F, p, mf, mp, ff, pp.



    Ля минор – отдельно каждой рукой в две октавы; короткое и длинное арпеджио, аккорды.

    legato, non legato, staccato; crescendo, diminuendo.



    3 класс

    До мажор – отдельно каждой рукой; арпеджио, аккорды. Упражнения №1, 2*

    Lento, Adagio, Andante, Andantino, Allegro, Allegretto.



    Ля минор – отдельно каждой рукой; арпеджио, аккорды. Упражнения №3, 9*

    Largo, Sostenuto, Moderato, Con moto, Vivo, Presto.



    4 класс

    До мажор – двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение №17*

    Accelerando, ritenuto, rubato, ad libitum.



    Ля – двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение №18*

    A tempo, TempoI, Tempo di Valse, Tempo di Minuetto, Tempo di Marcia.



    5 класс

    До мажор – пунктирным ритмом двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение №20*

    Dolce, cantabile, maestozo, adgitato





    Ля минор – пунктирным ритмом двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение №21*

    Brilianto, con brio, morando, non troppo





    6 класс

    До мажор – расходящаяся двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 27*

    Assai, sempre, subito, molto.



    Ля минор – расходящаяся двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 28*

    Poco a poco, piu mosso, meno mosso




    7 класс

    До мажор – в увеличении двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 37*

    Все термины предыдущих классов.



    Ля минор – в увеличении двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 38*

    Все термины предыдущих классов.



    8 класс

    До мажор – в терцию, ломаную терцию двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 41, 42*

    Все термины предыдущих классов.



    Ля минор – в терцию, ломаную терцию двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 43, 44*

    Все термины предыдущих классов.



    9 класс

    До мажор – пунктирным ритмом, расходящаяся, в увеличении, в терцию, ломаную терцию двумя руками вместе разными штрихами; арпеджио, аккорды. Упражнения № 37,38, 41, 42*

    Все термины предыдущих классов.



    Ля минор – пунктирным ритмом, расходящаяся, в увеличении, в терцию, ломаную терцию двумя руками вместе разными штрихами; арпеджио, аккорды. Упражнения № 43, 44, 46*

    Все термины предыдущих классов.



    *Сборник Е. Дербенко «Гаммы и технические упражнения для гармони»

    Срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения (6 кл.)



    Баян, аккордеон




    1 полугодие

    2 полугодие

    1 класс

    Гаммы до, соль мажор – отдельно каждой рукой в две октавы.

    Муз. термины: f, p,mf,mp, ff, pp,.



    Гаммы: ля, ми минор – отдельно каждой рукой в две октавы.

    Муз. Термины: legato, staccato, non legato, crescendo, diminuendo .



    2 класс

    До, соль, фа мажор – отдельно каждой рукой; короткое и длинное арпеджио, аккорды.

    Lento, Adagio, Andante, Andantino, Allegro, Allegretto.



    Ля, ми, ре минор – отдельно каждой рукой; короткое и длинное арпеджио, аккорды.

    Largo, Sostenuto, Moderato, Con moto, Vivo, Presto.



    3 класс

    До, соль, фа (ре) мажор – двумя руками вместе; арпеджио, аккорды.

    Accelerando, ritenuto, rubato, ad libitum.





    Ля, ми, ре минор – двумя руками вместе; арпеджио, аккорды.

    A tempo, TempoI, Tempo di Valse, Tempo di Minuetto, Tempo di Marcia.




    4 класс

    Мажорные гаммы до 3х знаков при ключе в две октавы, арпеджио, аккорды.

    Dolce, cantabile, maestozo, adgitato, brilianto, con brio, morando.





    Минорные гаммы до 2х знаков при ключе в две октавы, арпеджио, аккорды.

    Assai, sempre, subito, molto, poco a poco, piu mosso, meno mosso.



    5 класс

    Мажорные гаммы до 4х знаков при ключе в две октавы, арпеджио, аккорды.

    Все термины предыдущих классов.




    Минорные гаммы до 3х знаков при ключе в две октавы, арпеджио, аккорды.

    Все термины предыдущих классов.



    6 класс

    Мажорные гаммы до 5-7 знаков при ключе в 3-4 октавы, арпеджио, аккорды в различной ритмической группировке, разными штрихами.

    Все термины предыдущих классов.



    Минорные гаммы до 5 знаков при ключе в 3-4 октавы, арпеджио, аккорды в различной ритмической группировке, разными штрихами.

    Все термины предыдущих классов.





    Гармонь




    1 полугодие

    2 полугодие

    1 класс

    Гамма до мажор – отдельно каждой рукой в две октавы.

    Муз. термины: f, p,mf,mp, ff, pp,.



    Гамма ля минор – отдельно каждой рукой в две октавы.

    Муз. Термины: legato, staccato, non legato, crescendo, diminuendo .



    2 класс

    До мажор – отдельно каждой рукой в две октавы; короткое и длинное арпеджио, аккорды.

    Lento, Adagio, Andante, Andantino, Allegro, Allegretto.



    Ля минор – отдельно каждой рукой в две октавы; короткое и длинное арпеджио, аккорды.

    Largo, Sostenuto, Moderato, Con moto, Vivo, Presto.



    3 класс

    До мажор – двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 17*

    Accelerando, ritenuto, rubato, ad libitum.





    Ля минор – двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 18*

    A tempo, TempoI, Tempo di Valse, Tempo di Minuetto, Tempo di Marcia.



    4 класс

    До мажор – пунктирным ритмом, расходящаяся двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 20, 21*

    Dolce, cantabile, maestozo, adgitato, brilianto, con brio, morando.



    Ля минор – пунктирным ритмом, расходящаяся двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 27, 28*

    Assai, sempre, subito, molto, poco a poco, piu mosso, meno mosso.



    5 класс

    До мажор – в терцию, ломаную терцию двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 37, 38*

    Все термины предыдущих классов.




    Ля минор – в терцию, ломаную терцию двумя руками вместе; арпеджио, аккорды. Упражнение № 41, 42*

    Все термины предыдущих классов.



    6 класс

    До мажор – пунктирным ритмом, расходящаяся, в увеличении, в терцию, ломаную терцию двумя руками вместе разными штрихами; арпеджио, аккорды. Упражнения № 43, 44, 46*

    Все термины предыдущих классов.



    Ля минор – пунктирным ритмом, расходящаяся, в увеличении, в терцию, ломаную терцию двумя руками вместе разными штрихами; арпеджио, аккорды. Упражнения № 43, 44, 46*

    Все термины предыдущих классов.



    *Сборник Е. Дербенко «Гаммы и технические упражнения для гармони»


    1. Годовые требования по классам

    Содержание программы определяет технические и музыкально-исполнительские задачи развития учащихся.

    Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

      1   2   3   4   5   6

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Н. А. Римского Корсакова дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа