• Использование активных методов обучения в курсе «Концепции современного естествознания»
  • Цели и задачи дисциплины
  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины
  • 4.1. Содержание дисциплины
  • Семинарское занятие №3
  • Семинарское занятие №5
  • Семинарское занятие №7
  • Семинарское занятие №9
  • Семинарское занятие №11
  • Закономерности окружающего мира Семинарское занятие №12
  • Семинарское занятие №15
  • Естествознание как единая наука о природе. (2 часа – семинарское занятие)
  • «Введение» в естественнонаучный мир.
  • Приложение № 3

  • Скачать 10.73 Mb.


    страница1/17
    Дата18.12.2018
    Размер10.73 Mb.
    ТипУчебно-методическое пособие

    Скачать 10.73 Mb.

    Н. И. Лобачевского С. В. Сидоренко Ю. Е. Францева И. М. Швец Использование активных методов обучения в курсе «Концепции современного естествознания» Учебно-методическое пособие


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

    С.В. Сидоренко

    Ю.Е. Францева

    И.М. Швец


    Использование активных методов обучения в курсе «Концепции современного естествознания»
    Учебно-методическое пособие

    Нижний Новгород

    2014

    УДК 50(075.8)



    ББК Бя73

    С34
    С34 С.В. Сидоренко, Ю.Е. Францева, И.М. Швец. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСВОЗНАНИЯ»: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет. – 2014. – 223 с.

    Рецензент: проф. К.Д. Дятлова

    Курс «Концепции современного естествознания», выстроенный на основе системного подхода, имеет своей целью обосновать целостность окружающего мира, показать в нем место и значение биологических объектов, жизни как таковой, а также определить значение знаний о жизни и биоэтике в общей системе знаний об окружающем мире.

    В курсе «Концепции современного естествознания» в большей степени будут привлекаться индивидуальные работы с текстами, позволяющие уточнять значение того или иного знания во внешней картине мира.

    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Биология», биологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского.


    Ответственный за выпуск:

    председатель методической комиссии биологического факультета ННГУ

    д.п.н., проф. И.М. Швец


    УДК 50(075.8)

    ББК Бя73

    © Нижегородский государственный

    университет им. Н.И. Лобачевского, 2014

    © С.В. Сидоренко, Ю.Е. Францева, И.М. Швец


    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение

    6

    1.

    Программа курса «Концепции современного естествознания»


    8




























    2.

    Разработка семинарских занятий дисциплины

    11




    1.

    Естествознание как единая наука о природе.

    11







    Семинарское занятие № 1. «Введение» в естественнонаучный мир.

    11







    Приложение № 1

    14







    Приложение № 2

    18







    Приложение № 3

    19







    Приложение № 4

    21







    Приложение № 5

    33







    Приложение № 6

    37







    Приложение № 7

    43




    2.

    Представление о материи.

    56







    Семинарское занятие № 2. Структурная организация материи. Системная организация материи. Микромир и квантовая механика.

    57







    Приложение № 8

    59







    Семинарское занятие № 3. Макромир и Биоразнообразие.

    66







    Приложение № 9

    68







    Приложение № 10

    72







    Приложение № 11

    73







    Семинарское занятие № 4. Мегамир.

    88







    Приложение № 12

    89







    Приложение № 13

    95







    Приложение № 14

    96







    Приложение № 15

    97







    Приложение № 16

    98







    Семинарское занятие № 5. Концепция пространства.

    99







    Приложение № 17

    100




    3.

    Представление о взаимодействии.

    111







    Семинарское занятие № 6. Взаимодействие тел в физике.

    112







    Приложение № 18

    113







    Приложение № 19

    121







    Семинарское занятие № 7. Взаимодействие в веществе.

    122







    Приложение № 20

    123







    Приложение № 21

    135







    Семинарское занятие № 8. Взаимодействие в биосистемах.

    137







    Приложение № 22

    138







    Приложение № 23

    155







    Семинарское занятие № 9. Концепция времени.

    156







    Приложение № 24

    157




    4

    Симметрия-асимметрия как единый принцип организации реальности

    172







    Семинарское занятие № 10. Общее понятие симметрии.

    173







    Приложение № 25

    174







    Приложение № 26

    176







    Семинарское занятие № 11. Симметрия пространства и времени. Симметрия взаимодействий. Законы сохранения и симметрия.

    199







    Приложение № 27

    200




    5

    Закономерности окружающего мира

    206







    Семинарское занятие № 12. Понятие о гомеостазе.

    207







    Приложение № 28

    208







    Семинарское занятие № 13. Основы эволюционной концепции.

    224







    Приложение № 29

    225







    Семинарское занятие № 14. Концепции происхождения и эволюции человека.

    229







    Приложение № 30

    230







    Семинарское занятие № 15. Принцип универсального эволюционизма.

    232







    Приложение № 31

    234




    6

    Современное естествознание и будущее науки

    243







    Семинарское занятие № 16. Особенности современного этапа развития науки.

    244







    Приложение № 32

    245







    Семинарское занятие № 17. Современная естественнонаучная картина мира и Человек.

    249

    5.

    Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    250







    Основная литература

    250







    Дополнительная литература

    250







    Интернет-ресурсы

    251

    6.

    Вопросы для контроля

    251

    7.

    Критерии оценок

    253



    Введение
    Курс «Концепции современного естествознания» (КСЕ) официально предусмотрен для всех естественнонаучных и гуманитарных факультетов университетов и педагогических Вузов. Содержание и объем дисциплин для тех или иных направлений и специальностей определяется Федеральным Государственным образовательным стандартом и Учебным планом.

    Данная программа разработана для студентов естественнонаучных специальностей (в частности – для биологов).

    Основной целью изучения дисциплины «КСЕ» является формирование у студентов целостного, системного взгляда на окружающий мир.

    Содержание курса выстраивается в соответствии с системным подходом познания, предполагающим познание частей на основании целого и целостности, а не наоборот. Выделение научного знания об окружающем мире происходит в виде системы взаимосвязанных элементов (Швец И.М., Яблоков В.А.): 1-ый элемент: поэлементное описание состава объекта и его структуры как целостной иерархической системы; 2-ой элемент: выявление взаимодействий элементов целостной системы, что предполагает изучение процессов; 3-ий элемент: раскрытие системных свойств объектов, определяющее их основные качественные характеристики; 4-ый элемент: выделение законов и закономерностей, которым подчиняются взаимодействия элементов объекта в иерархической системе; 5-ый элемент: реализация системных знаний в познании. Согласно системному подходу выделены следующие блоки и темы занятий по курсу «КСЕ», ориентированные на студентов естественнонаучных специальностей: I. Естествознание как единая наука о природе (Характеристика естественнонаучного познания.Важнейшие этапы развития естествознания); II.Представление о материи (Структурная и системная организация материи. Микромир. Макромир. Мегамир. Биоразнообразие. Концепция пространства); III.Представление о взаимодействии (Взаимодействие в физике. Взаимодействие на уровне атомов и молекул. Взаимодействие в биосистемах. Концепция времени); IV. Симметрия-асимметрия как единый принцип организации реальности; V. Закономерности окружающего мира; VI. Современное естествознание и будущее науки.

    Для реализации на практике данной программы необходимо таким образом построить учебный процесс, чтобы побудить студентов к творческому участию в нем. Осуществить это можно с помощью активных методов обучения, которые создают необходимые условия для развития умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. Кроме этого в результате использования активных методов повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания.

    В качестве способа организации активного обучения в преподавании курса «КСЕ» предлагается технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП – базовая модель обучения (включает 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия) в совокупности с многообразием приемов и методов). Основные методы и приемы в первой части курса (I, II и III блоки) основаны на работе студентов с текстом (систематизация материала); чтение с пометками; чтение с остановками; поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы; продвинутая лекция; стратегия Знаю – Хочу знать – Узнал; стратегии Зигзаг 1, Зигзаг 2). Научившись работать с текстом, студентам будет намного легче овладеть и другими навыками и умениями. При рассмотрении IV, V и VI блоков основное внимание необходимо уделить следующим умениям студентов: умение задавать вопросы, умение аргументировано отстаивать свое мнение, а также умение вести дискуссию. В ходе таких занятий студенты будут учиться не только ставить и задавать вопросы, но и отвечать на них, они научатся вырабатывать свое собственное мнение.

    Таким образом, системно организованный интегрированный курс «Концепции современного естествознания» позволит не только освоить содержание, но и будет способствовать выработке системного способа познания уже на первых курсах университета. Это поможет студентам на старших курсах более полно усваивать естественнонаучное знание, системного по своей природе.
    1.Программа курса «Концепции современного естествознания»


    1. Область применения

    Данная дисциплина относится к дисциплинам вариативного компонента, преподается в течение второго семестра.


    1. Цели и задачи дисциплины

    Содержание дисциплины направлено на формирование у студентов целостной естественнонаучной картины мира, на осмысление фундаментальных принципов и закономерностей развития окружающего мира, на осознание современных глобальных экологических проблем в их связи с основными законами естествознания. Изучение данной дисциплины будет способствовать выработке у первокурсников системного способа познания, что позволит им в дальнейшем более эффективно усваивать материал старших курсов.


    1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

    В результате изучения студенты должны

    - знать

    основные понятия, характеризующие естественнонаучную картину мира;

    основные закономерности природы;

    исторические этапы развития естествознания;

    структуру научного познания;

    методологию современного естествознания;

    - уметь

    самостоятельно ориентироваться в мире науки;

    анализировать и оценивать современные проблемы естествознания (раскрытие всеобщей связи явлений природы, их взаимопереходов, их взаимообусловленности; основные проблемы междисциплинарных наук - биокибернетики, биохимии, биофизики, молекулярной биологии, бионики и т.д.; вопросы биоэтики; проблемы охраны окружающей среды и взаимоотношения с ней как проблемы выживания человека и человеческого сообщества), используя системный подход;

    аргументировать свою точку зрения и находить к аргументам доказательства, обсуждая естественнонаучные вопросы, касающиеся закономерностей окружающего мира;

    вести дискуссии разных форм на естественнонаучные темы;

    графически представлять естественнонаучную картину мира;

    плодотворно работать в группе и индивидуально, и толерантно принимать чужое мнение по тому или иному вопросу в области естествознания, корректно высказывать свое отношение к нему.


    В процессе освоения курса «Концепции современного естествознания» студентам предлагается ведение дневника-конспекта, составление словаря наиболее важных для курса понятий. Выбор этих понятий и их определения осуществляется студентами самостоятельно. Дневник-конспект предусматривает фиксацию заданий, предусмотренных преподавателем для более прочного усвоения материала.

    4.1. Содержание дисциплины


    п/п


    Раздел дисциплины

    Семинарские занятия

    1

    Естествознание как единая наука о природе.

    Семинарское занятие №1

    «Введение» в естественнонаучный мир



    2

    Представление о материи

    Семинарское занятие №2

    Структурная организация материи. Системная организация материи. Микромир и квантовая механика.



    Семинарское занятие №3

    Макромир и Биоразнообразие как основа устойчивости живых систем



    Семинарское занятие №4

    Мегамир


    Семинарское занятие №5

    Концепция пространства



    3

    Представление о взаимодействии

    Семинарское занятие №6

    Взаимодействие в физике



    Семинарское занятие №7

    Взаимодействие в веществе



    Семинарское занятие №8

    Взаимодействие в биосистемах



    Семинарское занятие №9

    Концепция времени.



    4

    Симметрия-асимметрия как единый принцип организации реальности

    Семинарское занятие №10

    Общее понятие симметрии.



    Семинарское занятие №11

    Симметрия пространства и времени. Законы сохранения и симметрия



    5

    Закономерности окружающего мира

    Семинарское занятие №12

    Понятие о гомеостазе



    Семинарское занятие №13

    Основы эволюционной концепции



    Семинарское занятие №14

    Концепции происхождения и эволюции человека



    Семинарское занятие №15

    Принцип универсального эволюционизма



    6

    Современное естествознание и будущее науки

    Семинарское занятие №16

    Особенности современного этапа развития науки.



    Семинарское занятие №17

    Современная естественнонаучная картина мира и Человек




    2.Разработка семинарских занятий


    1. Естествознание как единая наука о природе.

    (2 часа – семинарское занятие)
    Естествознание как наука. Место науки в системе культуры и ее структура. Характерные черты науки. Характеристика естественнонаучного познания (структура научного познания, основные методы научного исследования). Исторические этапы развития естествознания.
    Основные понятия: естествознание, наука, научное познание, культура, нравственность, биоэтика, духовное развитие человека.

    Семинарское занятие № 1. «Введение» в естественнонаучный мир.
    Основная цель семинарского занятия: формирование и развитие у студентов представлений о науке в системе культуры, о характерных чертах науки, о структуре естественнонаучного познания, об исторических этапах развития естествознания, о биоэтике и духовном развитии человека; развитие у студентов первоначальных представлений о естественнонаучной картине мира (студенты на первом семинарском занятии графически изображают видение естественнонаучной картины мира (основываясь на собственном опыте) и свое отношение к миру).
    Основные методы организации занятия: занятие происходит в виде мультимедийной слайд-лекции, взаимообучение в парах; фиксация естественнонаучной картины мира в виде схем, рисунков, диаграмм, эссе.
    Ход занятия:

    а. В начале занятия студента предлагается пройти тестирование (Приложение № 1) – 10 мин.

    Данный тест позволяет проверить остаточные знания студентов по естествознанию, а также помогает сориентировать в выборе дальнейших технологий при освоении данного курса и актуализации тем, в которых слабо ориентируются студенты.

    6. Вводные слова о курсе «КСЕ». Вводная лекция в традиционной форме «Наука в системе культуры» (см. Приложение № 2)- 10 мин. Слайд-лекция (см. Приложение № 4)

    Минилекция «Системность как способ организации мира. Системный подход» (см. Приложение № 3). Лекция начинается с вопросов к аудитории: Что такое система? Приведите примеры систем – 10 мин. Слайд-лекция (см. Приложение № 4)

    в. Использование приема «Взаимообучение в парах», где группа разбивается на пары, в которых студенты меняются ролями «ученик-учитель». Каждой паре студентов раздается 2 текста (одному студенту из пары – текст «Наука: характерные черты» (см. Приложение № 5), другому - текст «Этапы развития естествознания» (см. Приложение № 6) и в течение 15 минут студенты читают каждый свой текст. По истечении данного времени ребята по очереди рассказывают «напарнику» то, о чем только что узнали – общее время: 30 мин.

    г. Акцентирование внимания студентов на таких понятиях как научная этика, биоэтика, нравственность и духовное развитие человека. Студентам раздается текст для чтения «Биоэтика» (см. Приложение № 7), после чего идет его совместное обсуждение (вопросы для обсуждения: Этические нормы и ценности науки; Биоэтические проблемы, с которыми сталкивается ученый в процессе научной работы) – 25 мин.
    Консультации по материалам курсовых проектов:

    1. Псевдонаучное знание в современной культуре.

    2. История общественного движения в защиту животных.

    3. Биотических аспект в развлечениях с животными.

    4. Воспитание, образование и проблемы биоэтики.

    5. Особенности формирования этики живого в России.

    6. Проблемы биоэтики – как пересечение биологических, медицинских, философских, юридических и педагогических наук.

    7. Благо и вред в контексте биоэтики.

    В качестве домашнего задания студентам предлагается разделиться на подгруппы по 4-6 чел. и изобразить в графической форме естественнонаучную картину мира, как они себе ее представляют на данный момент.

    Литература к занятию:
    1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Под ред. Л.А. Михайлова – СПб: Питер, 2009г. – 335 с.

    2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА – М, 2009г. – 704 с.

    3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учеб. – М.: Проспект, 2008 г. – 288 с.

    4. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005г. – 349 с.

    5. Поттер В. Р. «Биоэтика. Мост в будущее»», Киев, 2002

    6. Игнатьев В. Н.; Иванюшкин А. Я.; Коротких Р. В.; Силуянова И. В.; Тищенко П. Д.; Червонский Г. П.; Юдин Б. Г. Введение в Биоэтику М 1998.



    Приложение № 1


    1. Здоровый образ жизни – это…

    а) Отсутствие вредных привычек

    б) Поведение, направленное на достижение успеха и благополучия

    в) Отсутствие болезней

    г) Поведение, направленное на сохранение и укрепления здоровья



    1. Иерархическую организацию природных экологических систем можно представить в виде схемы…

    а) Особь – популяция – биоценоз – биогеоценоз – экосистемы более высокого ранга – биосфера;

    б) Популяция – особь – биоценоз – экосистемы более высокого ранга – биосфера;

    в) Особь - популяция – биогеоценоз – биоценоз – экосистемы более высокого ранга – биосфера;

    г) Биогеоценоз – биосфера – особь – популяция – биоценоз – экосистемы более высокого ранга;



    1. Сильное взаимодействие обеспечивает…

    а) Связь нуклонов в ядре

    б) Химические превращения веществ

    в) Распад элементарных частиц


    1. Способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержания динамического равновесия, называется…

    а) Гомеостазом

    б) Самовоспроизведением

    в) Хиральностью

    г) Асимметрией



    1. Энтропия – это…

    а) Внутренняя энергия системы

    б) Количество теплоты, которое идет на совершение механической работы

    в) Термодинамическая функция состояния, которая характеризует часть внутренней энергии системы, способной преобразовывать в механическую работу; мера хаоса, которая в состоянии теплового равновесия достигает своего максимального значения


    1. Сопоставьте типы симметрии и соответствующие им примеры из природы:

      1. Спиральная симметрия

      2. Радиальная симметрия

      3. Билатеральная симметрия

      1. Раковина улитки

      2. Медуза

      3. Бабочка

    2. Определите последовательность, в которой исторически развивалось химическое знание с учетом 4 концептуальных этапов: А – эволюционная химия, В – структурная химия, С – учение о химических процессах, Д – учение о составе вещества:

    а) А – В – С – Д

    б) С – Д – В – А

    в) Д – В – С – А

    г) А – Д – В – С



    1. Концепция возникновения жизни, считающая, что происхождение мира, жизни и человека есть результат божественного творения, отрицающая изменение видов и их историческое развитие, называется …

    а) Креационизмом

    б) Сальтационизмом

    в) Градуализмом

    г) Панспермией



    1. Как называется концепция о происхождении живого из неживого?

    а) абиогенез

    б) филогенез

    в) онтогенез


    1. Общепринятой в настоящее время в естествознании концепцией происхождения жизни, что жизнь на Земле зародилась естественным путем в результате сложных процессов, подчиняющихся универсальным физическим и химическим законам, является…

    а) концепция биохимической эволюции

    б) концепция «2К» (кооперация и коммуникация)

    в) концепция панспермии

    г) концепция стационарного состояния



    1. Синтетическая теория эволюции в качестве единицы эволюции рассматривает…

    а) популяцию

    б) вид


    в) особь

    г) сообщество



    1. Направляющим фактором эволюции является…

    а) естественный отбор

    б) мутационный

    в) популяционные волны

    г) изоляция процесс



    1. Направление эволюционной мысли, приверженцы, которого придают большое значение естественному отбору как решающему фактору эволюции, называется….

    а) дарвинизмом

    б) витализмом

    в) ламаркзмом

    г) мутацонизмом



    1. Прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящего к общему повышению уровня организации и интенсификации функций живых организмов называется…..

    а) ароморфозом

    б) аллогенезом

    в) идеадаптацией

    г) катагенезом (дегенерацией)



    1. Мы живем в _______________ геологическую эру.

    а) кайнозойскую

    б) мезозойскую

    в) палеозойскую

    г) протерозойскую



    16. Мутаген – это….

    а) организм, в котором произошли мутации

    б) фактор, увеличивающий число мутаций

    в) наследственная передача информации



    1. Наука, изучающая механизм и закономерности наследственности и изменчивости организмов, называется….

    а) генетикой

    б) цитологией

    в) микробиологией

    г) селекцией



    18. Возраст Вселенной исчисляется:

    а) со времени образования галактик

    б) со времени образования Солнечной системы

    в) с момента Большого взрыва



    19. Наша Галактика имеет форму:

    а) спиральную

    б) эллиптическую

    в) шаровидную

    г) неправильную

    20. Космология – это…

    а) раздел астрономии

    б) раздел космонавтики

    в) ненаучная форма познания Вселенной

    г) второе название космогонии

    21. Наиболее крупная единица измерения космических расстояний:

    а) парсек

    б) астрономическая единица

    в) световой год

    г) километр

    22. Происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества называется….

    а) антропогенезом

    б) филогенезом

    в) онтогенезом

    г) эмбриогенезом

    23. Создателем учения о переходе биосферы в ноосферу является…

    а) Вернадский

    б) Циолковский

    в) Сукачев

    г) Тимофеев-Ресовский

    24. Высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становление в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития, называется….

    а) ноосферой

    б) антропосферой

    в) социосферой

    г) техносферой

    25. Обратимое критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений, называется…

    а) экологическим кризисом

    б) экологической катастрофой

    в) экологической аварией

    г) экологической проблемой
    Приложение № 2
    Наука в системе культуры
    В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способности, а также его воздействие и взаимоотношение с окружающей природой определяется состоянием их культуры. В переводе с латинского «культура» означает возделывание, воспитание, образование, развитие. В широком смысле слова культура – это все, что в отличие от данного природой создано человеком.

    Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

    Культуру подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты – орудия труда, жилище, одежду и т.д. Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства – нравственность, воспитание, этику, эстетику, религию, искусство, науку.

    Науку как составляющую общечеловеческой культуры от других отраслей культуры отличает целый ряд признаков:



    • В отличие от техники наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира;

    • От искусства наука отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий;

    • От философии науку отличает то, что ее выводы требуют эмпирической проверки;

    • В отличие от идеологии научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;

    • От религии тем, что разум и опора на чувственную реальность в науке имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, особенно при формировании гипотез. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке – на эмпирическую реальность, в религии – преимущественно на внечувственное (вера).


    Используемая литература
    1. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания: Учебник / М.К. Гусейханов, О.Р. Раджабов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009г. – 540 с.

    2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Под ред. Л.А. Михайлова – СПб: Питер, 2009г. – 335 с.



    Приложение № 3
    Системность как способ организации мира. Системный подход
    Наш мир – это мир систем. Все объекты окружающего материального мира существуют в виде систем разной степени сложности.

    Система – совокупность взаимосвязанных частей, выделенных из окружающей среды и выступающих по отношению к ней как целое.


    Принципы системности:

    1. Принцип иерархичности (система состоит из частей, но сама является частью большей системы);

    2. Принцип целостности (свойства целого не сводятся к сумме свойств его частей и не выводятся из них);

    3. Принцип структурности (свойства системы обусловлены связанностью частей в определенную структуру);

    4. Принцип взаимозависимости системы и среды (система проявляет такие свойства и столько свойств, сколько установлено новых отношений между системой и средой);

    5. Принцип множественности моделей (для отражения свойств сложных систем требуется построение множества различных моделей, каждая из которых сохраняет лишь некоторые характеристики оригинала).


    Системность проявляется как в организации мира, так и в деятельности по познанию и преобразованию. Одна из особенностей познания – наличие аналитического и синтетического образа мышления. Расчлененность мышления на анализ и синтез, взаимосвязь этих частей являются очевидными признаками системности человеческого мышления и процесса познания.

    Познавательная деятельность в отличие от практической представляет собой движение в неизвестность. Познавательная деятельность всегда связана с проблемной ситуацией (проблемная ситуация – движущая сила познания действительности).

    Проблемная ситуация – такое стечение обстоятельств, когда неудовлетворительность существующего положения осознана, но не ясно, что следует сделать для его изменения. Неудовлетворительность существующего положения осознается не сразу.

    Первый шаг к познанию начинается с наблюдения, с установления фактов. Процесс познания в виде упрощенной схемы представляет собой последовательность: Факты - (их проверка) – Научные факты – (обобщение) – Гипотеза – (проверка) – Закон.


    Системный подход – междисциплинарное научное направление, изучающее объекты любой физической природы как системы. Это методология познания частей на основании целого и целостности.

    Главная концепция системного подхода состоит в следующем: изучение (познание-анализ) некоторой системы необходимо проводить не только, изучая его части, а и в «обратном» направлении, - определив основные свойства системы как целого, интерпретировать функционирование и развитие ее частей (подсистем) с точки зрения системы в целом. Так мыслить осознанно много сложнее, так как непривычнее. Поэтому «научиться» системному подходу можно, только кардинально перестроив свое мышление, которое обязано рассматривать систему сразу и одновременно во всем комплексе проблем и на всех уровнях организации, в том числе – с учетом анализа организации внешней для системы среды.


    Целостность понятия «система»:

    1. Поэлементное описание состава объекта и его структуры как целостной иерархической системы;

    2. Выявление взаимодействий элементов целостной системы, что предполагает изучение процессов;

    3. Раскрытие системных свойств объектов, определяющее их основные качественные характеристики;

    4. Выделение законов и закономерностей, которым подчиняются взаимодействия элементов объекта в иерархической системе;

    5. Реализация системных знаний в познании.


    Используемая литература


    1.Швец И.М., Яблоков В.А. Концепция курса «Естествознание» для профильной школы//Естествознание в школе, 2004, №6, С.60-65
    Приложение № 4



      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Н. И. Лобачевского С. В. Сидоренко Ю. Е. Францева И. М. Швец Использование активных методов обучения в курсе «Концепции современного естествознания» Учебно-методическое пособие

    Скачать 10.73 Mb.