• Содержание Введение 3 1. Общая информация об имазигенах.
  • 2. Борьба за культурно-языковые права и Амазигское культурное движение (АКД).
  • 3. Роль амазигского языка в жизни Магриба.
  • Основная цель
  • 1. Общая информация об имазигенах. Расселение, численность имазигенов.



  • страница1/7
    Дата02.11.2017
    Размер1.38 Mb.
    ТипДипломная работа

    На громадной территории Африки живет группа народов, называющая себя имазигенами, слово часто используемое как собирател


      1   2   3   4   5   6   7


    Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби

    Факультет востоковедения

    Кафедра арабской филологии

    Дипломная работа

    «Положение амазигского (берберского) языка в странах Магриба»

    Выполнил: студент 5 курса Абдрахманов Т.Л.

    Научные руководители: ст. преподаватель Токова Г.К; доцент, к. ф.н. Надирова Г.Е.

    Рецензент: доцент КазУМО и МЯ имени Абылай хана, к.ф.н. Д.Есенжан.

    Допущен к защите:

    Зав.кафедры арабской филологии,

    к.ф.н. Жубатова Б.Н.

    Алматы 2006.



    Содержание

    Введение 3

    1. Общая информация об имазигенах.

    1.1.Расселение, численность имазигенов (берберов). 5

    1.2.Из истории имазигенов. 13

    1.3.Происхождение ливийско-берберского письма.

    Тифинаг. 29

    1.4. Изучение берберского языка. 34

    1.5. Видные амазигские мыслители. 36

    1.6. Религия, языковая ситуация в среде имазигенов. 38



    2. Борьба за культурно-языковые права и Амазигское культурное движение (АКД).

    2.1 Положение имазигенов в Марокко. 43

    2.2. Деятельность АКД в Марокко. 50

    2.3. Культурно-политические аспекты борьбы в Кабилии. 61

    2.4. Имазигены в других странах. 64

    3. Роль амазигского языка в жизни Магриба.

    3.1. Берберский субстрат в арабских диалектах Магриба. 69

    3.2. Амазигская литература. 77
    Заключение. 83
    Список использованной литературы. 85
    Приложения. 88

    Введение.

    Темой моей дипломной работы является «Положение амазигского (берберского) языка в странах Магриба». Основная цель работы - осветить ход борьбы за признание культурно-языковых прав имазигенов в 2 крупных странах региона, являющиеся одновременно государствами со значительным амазигофонным населением - в Марокко и Алжире. Задачами дипломной работы являются:

    1) Подбор и перевод материалов по данной тематике с иностранных языков.

    2) Изучение и анализ процессов утверждения амазигской идентичности

    3) Формулирование основных выводов по истории и перспективам Амазигского культурного движения (АКД).

    Сама по себе « берберская проблема» становится актуальной в связи с политикой арабизации населения, проводимой официальными властями данных государств, которая, естественно, находит противодействие как со стороны кабилов в Алжире, так и рифанцев, шлехов в Марокко. Вдобавок, нужно отметить происходящие в мире процессы глобализации, когда вопрос о культурной и языковой идентичности становится насущным.

    Эта проблема в Казахстане и в странах СНГ совершенно не изучена. Имеются лишь труды ученых в основном этнографического характера. В Марокко создан Королевский институт амазигской культуры- IRCAM (Institut Royal de la culture amazighe du Maroc) в 1994 г. в целях изучения этой древней самобытной культуры и целого ряда проблем, связанных с введением амазигского языка в образовательную систему.

    Среди источников на русском языке можно отметить труд З.А. Ментешашвили «Берберы в общественно-политической жизни Марокко(50-70 гг. XX в.)», в котором автор освещает положение берберов в период французского протектората, затем их роль и место в марокканском обществе в указанный промежуток времени.

    Другой труд- работа французского этнографа Анри Лота «Туареги Ахаггара», переведенного на русский, касается происхождения письменности и языка всех имазигенов. В нем он описывает быт, структуру общества туарегов в самом центре Африки - в безжизненной Сахаре.

    И, конечно, следует упомянуть Ю.Н.Завадовского, пожалуй, единственного, кто писал по этому языку - «Берберский язык», где он вкратце дает структуру языка.

    Для изучения темы я привлек материалы, почерпнутые из иностранных источников: на арабском и французском языках. Это книги, выпущенные в Марокко издательствами IRCAM, AMREC (Association Marocaine des recherches et échange culturelle) -Марокканская ассоциация исследований и культурного обмена и Boureqreq قراءة في مسارالحركة الثقافية الامازيغية , «Чтение по Амазигскому культурному движению» где дается обширный материал о деятельности АКД в Марокко на современном этапе, в виде статей, которые были прочитаны во время Рабатской весны Амазигской культуры 25-31 марта 2004г. - различные аспекты жизни амазигских ассоциаций и их идеи, ход борьбы за признание культуры и языка имазигенов.

    Другая книга на 2 языках, принадлежит Мухаммеду Хандаину إدماج الامازيغية في النظام التربوي المغربي-“L’Amazigh dans le Système Éducatif Marocain”, в котором автор касается “марокканской идентичности”, дает краткий экскурс в историю Марокко и Магриба в целом, рассматривает процессы арабизации, Агадирскую Хартию 1991г., проблемы и пробелы нынешнего школьного образования в Марокко и необходимость ее реформирования.

    Кроме того, использовал различного рода ежегодные отчеты, справочники на французском языке: “L’état du monde 2003, 2005”, “Ramses 2002, 2003 “, “L’année stratégique 2002”, “État de la Francophonie dans le monde”, “L’Année Francophone Internationale 1999” “Atlas 2001 des Conflits”.

    Среди газет – марокканские ежемесячники на 3 языках: французском, арабском и амазигском.”Le monde amazigh” العالم الامازيغي-«Амадал Амазиг», تيفراز “Тифраз” и журнал “Courrier International”, помещающие статьи на злободневные проблемы имазигенов.

    Дипломная работа состоит из введения, основной части и заключения. В свою очередь, основная часть разбита на 3 главы.

    1. Общая информация об имазигенах.


      1. Расселение, численность имазигенов.

    На громадной территории Африки живет группа народов, называющая себя имазигенами, слово, часто используемое как собирательное название всех амазигоязычных народов, но которая больше известна под названием берберы, коренное население региона. В античные времена римляне и греки, колонизировавшие Африку, назвали язык автохтонов – «языком варваров». Арабы, появившиеся в Африке в VII в. н.э. продолжали называть этот язык barbariya, что означает, в общем, то же самое - некое непонятное для пришельцев бормотание.1 В новейшее время колонизаторы-европейцы назвали тот же язык берберским по его арабскому названию.

    Сами берберы, конечно, не называли себя варварами, а свой язык варварским или берберским. Самоназвание, которое они чаще всего дают, это amaziγәn,что значит «люди, свободные люди» (17, 6). Исключение составляют кабилы - самый большой по численности берберский этнос Северной Африки и несколько восточно-берберских языков в оазисах Египта (Сива) и Ливии (29, 246). В этом мы видим сходство с происхождением слова «қазақ»по одной из версий - «свободный, вольный». Язык свой они называют людским языком - tamaziγt, в чем не меньше гордости и презрения к неберберам, чем у римлян, которые их называли варварами. Тамазигт состоит из основы «мазигх» и конфикса «та…т». В южно-берберских языках, больше известных как туарегские, общеберберский звук «з» в одних из этих языках перешел в «ж», в других в «ш», в третьих -в «х». Отсюда название языка тамазигт в одних туарегских языках и диалектах звучит как тамажек, в других - как тамашек, в третьих - как тамахак (в конце слова звук γ (ғ) переходит в гортанное q (қ) полностью ассимилируя суффикс «т»). Тесная группа диалектов туарегов Ахаггара, Тассилин-Аджера, племени тамтоков и еще нескольких мелких племен носит название тамахак, именно потому что во всех этих диалектах и следовательно и в их общем языке- предке старое общеберберское «з» стало произноситься как «х». В Сахаре распространена вся группа диалектов тамахак. Однако там же в Сахаре, к северо-востоку от носителей тамахака в оазисе Гат говорят на туарегском языке, называемом разными источниками тамазик, тамажек, или даже тамаджек. В Сахеле, т.е. в зоне, примыкающей к пустыне с юга, разные туарегские диалекты называются тамашек и тамажек. Путаница в названиях туарегских языков, ставшая дурной традицией в исторических и этнографических трудах, тем более удивительна, что их предок - общетуарегский язык распался на диалекты примерно в IV в. н.э.(29, 247).

    Сами берберы именуют так себя лишь тогда, когда говорят по-французски или по-английски. То же самое происходило и в русскоязычной литературе. Однако в последние годы наметилась тенденция к исправлению этой ошибки и наряду с названием «берберы», все чаще используется «имазигены», «амазиг», так же как это наблюдается и в других языках.

    При отсутствии точных статистических данных о распространении амазигского языка - тамазигта нелегко составить мнение об общем числе говорящих по-амазигски и точно определить число имазигенов, так как имеется большое расхождение среди источников. В 1967г., по определению специалистов, на этом языке говорило не менее 7 млн. человек (17,7). В 1978-1986 эта цифра варьировалась между 8-10 млн. чел.(10). В 1988г численность имазигенов превышала 10,5 млн. чел, в 1990г. - свыше 11 млн. чел (28,73), в 1992г.- 11,52 млн. чел.(11,119). По данным на 2004 г. - около 40 млн. чел.(78), по другим - 30 млн.

    Имазигены относятся к индосредиземноморской расе большой европеоидной расы. Антропологи не обнаруживают у современных берберов заметного единства физических черт. Специалисты выделяют некоторые типы берберов. Так, например, в Алжире резко выделяется кабильский тип, в Марокко единство физических черт сохраняют рифы, шлехи(30,130).

    Берберские (берберо-ливийские языки), иногда собственно берберский язык, входят в состав ливийско-гуанчской группы (берберской) афразийской семьи. Имеют ряд сепаратных морфологических изоглосс с семитскими языками и множество лексических изоглосс с чадскими.

    Берберо-ливийские языки неравномерно распространены на территории Северной Африки: от Средиземноморского побережья до 12-й параллели (с севера на юг) и от Атлантического побережья до 25-го меридиана (с запада на восток). Зоны и точки распространения берберского языка находятся на территории 13 стран Африки: Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара, Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Нигерия, Чад и Сенегал(28,73).

    К берберским языкам относятся 4 группы:

    1) северо-берберские: подгруппа ташельхит или атласская (диалекты тиндуфт, иглиуа, тазервальт, ида у семлаль, нтифа и др.) тамазигхт или бераберская (аит издег, изайан и др.), зенетская (сегхрушен, шауйя с диалектами сенед, джерба, зуара, нефуса с диалектами и др, риф с диалектами, сенхажа, изнасын, снус, бени менасыр, шенуа, мзаб, уаргла, фигиг, туат, гурара, сизаб и др.), кабильская (диалекты Большой и Малой Кабилии1).

    2) восточно-берберские ливийские - ауджила, гхадамаси, сива, сокна, фоджаха и др.

    3) южно-берберские или туарегские с подгруппами:

    северо-туарегская (языки гхат, ахнет, тамахак с диалектами тайток, ажжер, ахаггар и др, аир, кель герес и др, восточный тауллеммет с диалектами азавагх, кель, ансанго и др.)

    южно-туарегская: (языки кель-арокас, западный тауллеммет, тадгхак, танеслемт с диалектами шерифен, кель антессар и др. ида у сак и др.)

    4) западные зенагские (гумжежен, тендха) (33,99).

    Диалектальное и говорное членение представлено, по крайней мере, тремястами различными говорами.

    Кроме того, к берберо-ливийским относятся мертвые языки трех групп памятников: феззано-триполитанских, западно-нумидийских и восточно-триполитанских (конец 1-го тыс. до н.э.-1-я половина 1-го тыс. н.э.) (28,74).

    Ю.Н.Завадовский выделяет 5 основных диалектальных групп: (см. прил.№1)

    1) tamahaq или tamašәk- диалект туарегов (самоназвание - имошаг) Сахары (Ливия, Алжир, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Нигерия, Чад).

    2) zәnatīya- зенетский диалект с поддиалектами, которые иногда сами становятся диалектами:

    1. tašawit- шауйа (араб. šauiya) в горном массиве Орес (Алжир).

    2. taqbaylit- кабильский диалект (араб. qbayliya) в горах Кабилии и в городах Сахеля, включая г. Алжир (Алжир).

    3. zәnatiīya mzabīya в Мзабе (Алжирская Сахара).

    4. tarifit- говоры рифанцев (или рифов) в Северном Марокко.

    3) tamaziγt- диалект берберов Среднего Атласа (Марокко, т.н. племена brabar).

    4) tašәlhait (араб. šalha)- диалект берберов Высокого Атласа, Анти-Атласа и области уэда Сус (Марокко).

    5) taddungīyah- диалект племени zәnāga1 (Мавритания) (17,12-13).

    Если рассмотреть каждую страну по отдельности, то Марокко считается государством с самым многочисленным амазигским населением. По одним данным до 97 % населения является потомками древних арабов и берберов. По другим - берберы являются предками ¾ населения современных марокканцев. По третьим источникам - от 15 до 60%.Отмечают, что 80% населения говорит на арабском, 10% на арабском и берберском и 10% на берберском(25,27).

    Численность Марокко составляет на 2004 г. 30 566 000 чел.

    Численность имазигенов: (в тыс.)




    1967г

    4 500

    1990г

    6 000

    1980г

    4 740

    1992г

    11 520

    1986г

    4 000

    2004г

    17 000

    1988г

    5 570






    Основную массу населения Марокко1 составляют берберы, арабизированные берберы и арабы. Французские источники, отмечающие широкое распространение арабского языка в этой стране, в то же время утверждают, что большинство марокканцев - берберы. Этой же точки зрения придерживаются и сами берберы(30,130).

    Наиболее значительную группу берберов составляют рифы, тамазигт и шлех. Рифы занимают горную область в Северном Марокко, тамазигт (сери, сегрушен, сокман или шокман, зайан и др.) населяют горы Среднего Атласа. Шлех (или ташельхит) кочуют в предгорьях Высокого Атласа и Анти-Атласа. В долинах Сус и Тенсифт шлех смешались с арабским населением. Они подразделяются на ряд племен: агбар, фруга, глава, метаба и др.(30,15).

    Ныне берберские языки распространены в сельской местности, в горных районах, а также городских кварталах, населенных берберами. Можно выделить бербероязычные зоны, в которых представлены 3 основные языковые группы:

    а) рифская, включающая в себя говоры бербероязычных племен горных районов области Риф, долины р. Мулуя, Северного Атласа, пограничной зоны с Алжиром, восточные части Высокого Атласа. Берберы Рифа предпочитают название имазиген. Численность рифов (в тыс.):


    1967г

    500

    1988г

    1 050

    1978г

    900

    1990г

    1 500

    1986г

    1 000

    1992г

    1 250

    б) берберская, включающая говоры жителей Среднего Атласа, Верхней Мулуи, Тафилалета, центральной части Высокого Атласа и зоны вдоль границы с Алжиром. Они – племена группы санхаджа, тоже считают себя имазигенами, а свой язык, как и имазигены Рифа, называют тамазигт, хотя между ними есть существенные различия. Численность тамазигт: (в тыс.)




    1967г

    2 000

    1988г

    1 900

    1986г

    1 700

    1990г

    2 000

    в) шлех, объединяющая диалекты населения западной части Высокого Атласа, Антиатласа, большей части долины р. Сус и Тенсифт. Потомки масмуда, появившиеся в Марокко раньше всех других берберов. Численность шильхов :(в тыс.)



    1967г

    2 000

    1988г

    2 370

    1980г

    2 150

    1990г

    2 500

    1986г

    2 100






    Каждой из этих основных групп свойственно разнообразие местных говоров, но все жители Рифа понимают друг друга так же, как шлехи и браберы могут общаться между собой, но между шлехами и рифанцами лежит уже серьезный языковой барьер.

    Завадовский для Марокко выделяет 8 зон и точек распространения берберского языка:

    1 Группа ок. г. Уджда, бени изнасен (bәni iznasәn) и др.

    2 Рифанцы в горах Северного Марокко.

    3 Племя гомара (γomara), говорящее на зенетском диалекте, хотя и называющее свой говор шильха (šәlha).

    4 племя аит уараин (ait warain).

    5 племя аит сегрушен (ait sәγrušәn).

    6 Ксуры оазиса Фигиг.

    7 Племена брабер (brābәr) в Среднем Атласе: аит йуси (ait yusi), аит атта (ait atta), бени мгилд (bәni mgild), земмур (zәmmur), зайан (zayan) - диалект тамазигт.

    8 Племя шлух (šlūh) или шлех (šlәh) (Высокий Атлас, Антиатлас, район Суса) - диалект ташельхаит (tašәlhait) (17, 11-12).

    Алжир. Доля берберского населения также варьируется от 16 до 30%. Население Алжира на июль 2003г. составило 32 818 500 чел. Численность берберов: (в тыс.)


    1966г

    2 267

    1990г

    4 200

    1980г

    3 000

    2004г

    10 000

    1988г

    3 700







    Бербероязычное население преобладает среди горцев и жителей некоторых оазисов Алжирской Сахары (кабилы, шауйа, туареги). Основная масса бербероязычного населения живет компактными группами в горном массиве Орес (племена шауйа), в Кабилии, в пустынных областях Мзаб (мзабиты)1, а также в Сахаре (туареги) и в отдельных горных районах. Кабилы населяют преимущественно территорию Большой Кабилии (см. прил.№1). В городах кабилы заняты в сфере услуг, в промышленности. Традиционные поселения - на возвышенностях с концентрической планировкой, внешняя улица предназначена для мужчин, внутренняя - для женщин. Наряду с европейской одеждой носят бурнус, женщины – платье - хубба. Помимо этого значительное количество выходцев из бербероязычных районов живет в крупных городах побережья. Численность кабилов: (в тыс.)




    1967г

    1 800

    1988г

    2 550

    1978г

    2 000

    1990г

    2 600

    1980г

    2 100

    1992г

    3 000

    1983г

    2 400

    2004г

    4 000

    Численность шауйа:( в тыс.)




    1967г

    150

    1988г

    860

    1980г

    760

    1990г

    1 000

    1986г

    800






    Мозабиты- 25 тыс. чел.

    Берберы оазисов - (Алжирская Сахара) 1988г. -270-300 тыс.

    Общее число берберов оазиса составляет -1988г. - 785 тыс.

    Туареги 1988г.- 20 тыс.

    Общее число туарегов оценивают так :(в тыс.)




    1965г

    500

    1990г

    1 000

    1978г

    800

    1992г

    1 150

    1988г

    1 020






    Зоны распространения берберского языка:

    1 Горный массив Орес: племена шауйа.

    2 Кабильский горный массив: племена кабилов.

    3 Группа горных племен около г.Блида.

    4 Группа между городами Шершель и Тенес.

    5 Мелкие группы департамента Алжир.

    6 Племена матмата и харауа (matmata, harawa).

    7 Племя бени-снус (bәni-snus).

    8 Оазис Туггурт.

    9 Оазис Уаргла.

    10 Мозабиты (араб. bәni mzab) - жители 7 городов, зенетский диалект.

    11 Группа оазисов Айн-Сефра (Шеллийа Дахранийа) на север от Айн-Сефра и все селения на юг.

    12 Ксуры Гурара (всего около 150).

    13 Оазис Туат: селения Таментит и Титтаф.

    14 Оазис Тидикельт: селение Тит.

    15 Оазис Табельбала: зенетский диалект с примесью языка бамбара.

    16 Деревни Мазер (на север от Бени-Аббас).

    17 Туареги кель-ахаггар (kәl-ahaggar): нагорье Ахаггар - диалект тамахак.

    18 Туареги ахнет (ahnәt).

    19 Туареги эммидир (әmmidir).

    20 Туареги ажжер (ažžәr): Тассили (17,11).



    Тунис. Берберы составляют лишь 0,57% от всего населения. В настоящее время по-берберски говорят лишь некоторые джербинцы - население о. Джерба – 6 селений (Геллала, Аджим) и жители 2-3 труднодоступных деревушек на юге Туниса и селения Сенед в Центральном Тунисе и на юго-востоке на границе с Ливией (область Джефара), около Татуина (Шенини, Дуират), в Матмате (Зрауа и Тауеджут), в селении Тамезрет, на востоке Гафсы, селение Тамагурт.

    Численность: (в тыс.)



    1988г

    80

    1993г

    50

    1990г

    100

    2004г

    60-90

      1   2   3   4   5   6   7

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    На громадной территории Африки живет группа народов, называющая себя имазигенами, слово часто используемое как собирател