Скачать 87.92 Kb.


Дата27.08.2018
Размер87.92 Kb.

Скачать 87.92 Kb.

На Пасху была Всенощная. Молились всю ночь. На другой день спали. Спиртное в Пасху не пили. Грешно



ЦЕРКОВЬ
В 1800 году вышел Указ Екатерининской духовной консистории за № 10177 о строительстве церкви в селе Беляковском. Был документ у последнего священника Беляковской Богородицкой церкви Змановского Венедикта Ивановича. Этот документ после смерти священника утерян.

В 1805 году церковь была построена на средства прихожан из двадцати четырех деревень. Принимали участие в строительстве церкви прихожане следующих населенных пунктов: с. Беляковское, дер. Озерная, Мельничная (Грозина), Белькова, Тарасова, Мохирева, Сидорова (Алешина), Сизикова (Ретина), Истоур, село Яланское (Елань), деревни Неупокоева, Журавлева, Пожарище (Антонова), Яр, Верхняя Коркина, Нижняя Коркина, Пилигримова, Демина, Савина, Малахова, Кила (Луговая), Большой Рамыл, Сбродова (Малый Рамыл), Крутиха. Церковь называли Богородицкой (православной). В соседнем селе Елани имелась единоверческая Вознесенская церковь. В Беляковском приходе числилось верующих 5696 человек.

Пи церкви служили два священника, для которых было построено два дома вблизи церкви. Сейчас они разрушились. На одном месте растут тополя и вязы, а на другом месте построен детский комбинат колхоза имени Ленина. Помнят старожилы священников Адреановского, Бревенникова, Ивана Богомолова и Алексея Молчанова. При церкви служили дьякон Петр Федоров, псаломщик Колосов, а затем псаломщик Сельвирский. Был церковный староста Грозин Василий Степанович, звонарь Мохирев Афанасий, Злобин Павел Герасимович выполнял хозяйственные работы.

Престольным праздником в Беляковке был праздник Николая чудотворца. Он проводился 22 мая и 19 декабря. Из всех деревень приходили и приезжали молиться в Рождество Христово – 7 января, в Благовещенье – 7 апреля, в Богородицкий день – 6 июля, в Пасху Христову (в 1990 году 15 апреля).

На Пасху была Всенощная. Молились всю ночь. На другой день спали. Спиртное в Пасху не пили. Грешно.

Благовещенье считалось самым большим праздником. Бытовала пословица о большом грехе работать в этот день. «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».

После длинной холодной зимы организм людей слабел. Вот и предусмотрены большие весенние праздники, чтоб не работая, восстановилось здоровье. В Христову Пасху не работали всю неделю. Верующие говорили, что вся неделя за один день. Неделя как бы приравнивалась к отпуску.

В январе проходили рождественские праздники. Детей приучали ходить по соседям и петь Рождество, как бы устанавливать взаимное уважение старшего и младшего поколения. Грозин Василий Всеволодович помнит, как ходил с другом Грозиным Осипом Степановичем петь Рождество. Одна старушка угостила их мягким белым калачом. С уважением вспоминает бабушку Степаниду.

7-9 января крестьянские дети пели Рождество. Долгушина М.Н. продиктовала его мне так, как запомнила:
Рождество твое Христе боже нас.

Воссия мира свет разума.

В нем во звездам служащая

И звездою учахуча,

Тебе кланяемся солнцу правды

И тебе видете с высоты востока

Господи, слава тебе!
Смысла слов не понимали, не вникали в него. Искаженные слова заучивали и проговаривали.

Дети поздравляли с Рождеством хозяев дома, славили бога и их. Хозяева давали денег, пряников, конфет, орехов и хлеба. Крестьянки много стряпали и угощали детей. Радостные, сытые возвращались бедные крестьянские дети домой.

Священники исполняли обряды: крещение, бракосочетание, отпевание. Жизнь людей начиналась с церкви и заканчивалась ею же.

У священника Богомолова было шестеро сыновей и три дочери. Долгушина М.Н. до сих пор помнит богатую свадьбу сына Бориса.

Много съезжалось на свадьбу гостей. Все ехали на экипажах, запряженных в пару или тройку лошадей. Помнит, как двое мужчин из дома отца Богомолова катили ковер. Ковер был длиной до церкви. Закатили его в церковь до алтаря, где венчают. Очень богато была одета невеста Бориса. На ней было белое платье, на груди восковые цветы. У подруг тоже были белые платья, но восковых цветов было немного. Крестьянским девушкам давали только по одному восковому цветку. Венчали очень долго. К венцу и от венца вели молодых по ковру. По обе стороны ковра стояли люди. Тысяцкий осыпал молодых людей серебряными и медными монетами, сваха – зерном. Крестьянские дети собирали монеты.

Священники были богаты. По свидетельству краеведа Ивана Константиновича Черданцева, у настоятеля церкви села Беляковского Ивана Ивановича Богомолова имелось в 1905 году сто шестьдесят пять десятин земли, а у настоятеля Балаирской церкви – 198 десятин. Сведения им взяты в Госархиве.

На дворе священников много коров и лошадей. Держали они работников и прислугу. Часть земли отдавали крестьянам внаем, исполу. В этом случае половину урожая отдавали священнику. Порою до тридцати крестьян собиралось на поле священника.

Любили священники делать поборы с крестьянских хозяйств два раза в год: в Петров день (12 июля петровничали) и осенью. Запрягал работник в телегу лошадь и ехал со священником по деревням. Брали мешки под муку, под зерно, посуду под мед, масло. Собирали лен, кожу, овчины, холст, шерсть. В корзины брали яйца, мясо.

У священника Богомолова жила крестьянка-прислуга Долгушина Анна Григорьевна, 1881 года рождения. Она рассказывала, что собранными яйцами кормили свиней, так их было много, а крестьянские дети мало ели мяса, масла, яиц в своих семьях.

Крестьяне помогали возить навоз на поля священников. Священнику Молчанову крестьяне охотно помогали, т.к. он для работника накрывал хороший стол, был добр. Отца Богомолова не любили, он был скуп, а порою жаден.

Крестьянки помогали женам священников (попадьям) обрабатывать лен. Работа эта кропотливая, нудная, но многие крестьянки нуждались в деньгах и шли к попадье работать. Ежегодно осенью попадья устраивала «копотиху», т.е. мяли в мялках лен. Работа тяжелая, пыльная, поэтому и называлась «копотиха». Попадья угощала крестьянок и платила за день работы 15-20 копеек.

Дети священников не водили дружбу с крестьянскими детьми. Рассказывал об этом Новопашин Иван Степанович.

На реке Пышме отец Богомолов заставил работников поставить купальник для своих дочерей. А как хотелось крестьянским детям покупаться в купальне! Ваня, купаясь однажды, поднурнул под купальню, а там оказались дочери священника. Какой визг, крик поднялся в купальне! Какое негодование вызвал Ваня своим действием! Об этом случае дочери сообщили отцу Богомолову, он вызвал отца Вани и велел искупить вину. Пришлось Ване идти в церковь и сделать перед иконой сорок поклонов. Так всегда замаливали грехи за нарушение правил поведения, за ссоры между людьми. Больше не стал Новопашин Ваня нырять под купальню. Рассказал он это уже пожилым человеком, не забылось за всю жизнь.

Священник Богомолов был членом Государственной Думы. Приехал он однажды из Думы, собрал сходку и объявил, что ему разрешили еще взять земли. Подняли крестьяне на сходе бунт и сказали ему, чтоб уезжал он из Беляковки. Иначе и до беды недалеко. Крестьяне попугали его, пообещав подпустить «красного петуха».

Богомолов не стал искать защиты у старосты в волости, у урядника, а вскоре уехал в Беляковскую Елань служить в Вознесенской единоверческой церкви. Это было в июле 1912 года. Вместо него приехал служить Иван Бревенников.

Рассказал мне об этом старожил села Беляковского Тегенцев Василий Мартемьянович.

Многие старожилы села с уважением вспоминают священника Бревенникова, который служил в 1912-15 годах и Адриановского Николая Николаевича, служившего в Беляковской церкви в 1927 году.

На территории с. Беляковки и Грозиной стояло несколько часовен. Одна из них была в урочище Приданниково, у бывшей речки Песьянки, около деревни Бельковой. (Сейчас нет деревни, речки, часовни).

В Девятую пятницу, в июне, крестьяне ходили с иконами и молились богу, прося дождя после посева хлебов. В Беляковке часовня стояла там, где расположена Беляковская восьмилетняя школа. Молились в ней в Богородицкий день (6 июля).

В день Фролов и Лавров 18 августа – праздник коням. Исполнялся такой ритуал: на бывшей площади, где сейчас стоит школа, стояла часовня. Около нее многие жители с. Беляковки и Грозиной приводили коней и ставили их в ряд. Мужчины держали своих лошадей под уздцы.

Берут большую чашу или ведро, наливают воды. Затем священники купают в воде иконы, кресты. После купания крестов священными кистями, опущенными в воду, священники кропят коней.

8 сентября – Рождество богородицы. Снова берут иконы в церкви и несут их за Пышму в сосновый бор. Там кадили и молились.

На кладбище, что расположено между Беляковской и Грозиной в березовой роще стояла еще часовня. В ней всегда стояли иконы. В часовне молились в Родительский день.

В засуху проводилось богослужение в поле. Каждое шествие проводилось очень торжественно. Всегда собиралось много народу. Ходили и дети. Вымаливали дождь.

Это мне рассказала Долгушина М.Н. Она утверждает, что были случаи, когда молящиеся возвращаются домой, а на иссохшие поля лил дождь. Верили, что бог пожалел людей и послал дождь. Возможно, священнику подсказывал барометр о приближающемся ненастье.

«Колокола не церкви поднимали в 1820 году», - рассказывал Тегенцев Василий Мартемьянович, 1905 года рождения. Ему об этом рассказывала его бабушка Акулина. Это сообщение дополнил Грозин Василий Всеволодович: «На колокольне Богородицкой церкви висело шесть колоколов. Один большой колокол был повешен в сторону деревни Антоновой, два меньше – в сторону Яра Тугулымского района и три – на село Беляковское». Расположение колоколов запомнил Грозин потому, что идя в школу мимо церкви, часто останавливались около нее и бросали камнями в колокола. Любили мелодичный звон колоколов, если попадали камнем в колокол. Дети соревновались в метании камней. Не всегда дети добрасывали камни до высокой колокольни. Было это в 1934 году.

Сейчас нет высокой колокольни. Ее разобрали, кирпич увезли в Елань на строительство мастерских Еланской МТС в 1949 году. Кирпич впрок не пошел, сделали из него фундамент МТС и бросили все. Увезли кирпич трех каменных кладовых зажиточных мужиков Беляковки и Грозиной, так напрасно и зарыли кирпич в землю. Рассказал Грозин и о том, как ходил с бабушкой Анной в Богородицкую церковь. На одной из стен видел написано «1905 год Дутлов». Сейчас все осыпалось со стен, а были красивые фрески.

После расспросов старожилов я узнала, что в Беляковке жил иконописец-богомаз Дутлов. Он в 1905 году вновь расписывал стены церкви.

Последним священником в Беляковке был Змановский Венидикт (Василий) Иванович. Его называл черный поп или монах, т.к. он не имел специального образования.

Население Беляковской слободы в основном было русское. Много было раскольников в деревнях Рамыльской волости – Яру, Деминой, Верхнем и Нижнем Рамылах. Их называли двоедане, потому, что платили две дани: одну православной церкви, другую – своей. И в Беляковке, в Грозиной жили двоедане-раскольники. Они в православную церковь не ходили. В определенном доме отводилась комната для молельни. Из крестьян-двоедан выбирали попа.

Шили двоеданки сатиновые, атласные, кашемировые черного цвета сарафаны, в них и молились. При молении часто опускались на колени, для чего под руки шили подушечки, чтоб опираться руками о них. Молятся двоедане в Яру в своей молельне и сейчас. В Грозиной осталась одна двоеданская семья, которая держит связь с Яровскими двоеданами.

В 1942 году в Беляковке закрыли церковь. Это было печальное событие для многих жителей Беляковки. Большинство церковного имущества было разнесено жителями села. Часть имущества хранил последний священник Змановский Венидикт (Василий) Иванович. Много икон расколото и сожжено на костре, особенно много в этом усердствовал Сукин Василий Григорьевич.

Сейчас икон в Беляковке мало. Жители города, приезжающие в деревню для помощи колхозу, за бесценок покупают иконы у старушек. Есть тут иконы для музея.

Старушки вспоминают красивые, богатые внутренние убранства церкви. О богатом убранстве церкви свидетельствует сохранившаяся фотография.

Сейчас идет ходатайство жителей Беляковки перед вышестоящими организациями о восстановлении церкви в Беляковке. Не отказывают в помощи жители близлежащих деревень. Есть надежда, что Беляковская Богородицкая церковь вновь украсит село Беляковское.

В первые годы Советской власти среди населения активно проводилась антирелигиозная пропаганда. Были созданы антирелигиозные кружки, т.к. Советская власть провозгласила полное отделение церкви от государства и школы от церкви декретом, изданным в 1918 году. Первыми атеистами-безботинниками были комсомольцы, молодежь. Вели антирелигиозную пропаганду члены партии Сукин Григорий Иванович, Рухлов Александр Милентьевич и учителя школы. Они читали населению лекции, проводили беседы, используя соответствующую литературу, например, журнал «Безбожник». Многие жители, особенно молодежь, сняли с груди кресты, перестали посещать церковь. Не стали перед завтраком, обедом и ужином молиться богу. Садились есть за стол, не крестясь. Часто первое время в семьях слышны были такие предупреждения молодым людям: «Садишься есть, так перекрести хоть лоб!» Молодежь отвечала родителям ухмылкой.

Под влиянием бесед, лекций вера в бога у некоторых людей поколебалась. Не обошлось и без курьезов.

Однажды молодой крестьянский парень Прохоров Михаил, изрядно выпивши, схватил ружье и бросил в церковь. Там шло богослужение. В церкви он подбежал к священнику и стал кричать на него. Верующие, увидев парня с ружьем, оцепенели от испуга. Священник вежливо стал просить пьяного хулигана, чтоб он вышел из церкви и не осквернял ее своим присутствием. Прохоров вскинул ружье и выстрелил в икону. После этого вновь перезарядил ружье. Люди пришли в ужас. О происшествии в церковь сообщили председателю Беляковского совета Измайлову. Он бросился на помощь людям. Вбежав в церковь, председатель стал требовать от Прохорова, чтоб прекратил стрельбу. Прохоров был неумолим, т.к. в пьяном угаре продолжал разбой: он в упор выстрелил в председателя совета, Измайлов упал на пол, но рана оказалась несмертельной.



Прохоров был арестован и осужден на 5 лет.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


На Пасху была Всенощная. Молились всю ночь. На другой день спали. Спиртное в Пасху не пили. Грешно

Скачать 87.92 Kb.