• Научный руководитель
  • Юлдошев Умарджон Рахимджонович (АОТ) кандидат педагогических наук, доцент Наврасов Абдурахим Бурхонович
  • Ученый секретарь диссертационного совета, д.п.н., профессор Негматов С.Э. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА работы
  • Актуальность исследования
  • Цель диссертационного исследования
  • Объект исследования
  • Методологическая основа
  • Научная новизна исследования заключается в следующем
  • Теоретическая значимость исследования
  • Практическая значимость исследования
  • Исследование проводилось в три этапа. Первый этап
  • Основные положения, выносимые на защиту
  • Достоверность и обоснованность результатов исследования
  • Основное содержание работы
  • Теоретические основы реализации инновационных и информационных технологий в системе образования Республики Таджикистан»
  • Технологизация учебного процесса в обучении английскому языку» рассматриваются вопросы технологизации обучения английскому языку.
  • Систематизация обучения общению в контексте технологизации»
  • «Использование коммуникативного метода в контексте технологизации обучения английскому языку»
  • Работа с информацией в процессе технологизации учебного процесса»
  • «Создание учебной среды на уроках английского языка»
  • «Основные пути и способы реализации современных технологий в школах нового типа Республики Таджикистан»
  • «Основные факторы эффективной реализации информационной технологии в общеобразовательных школах нового типа Республики Таджикистан»

  • Скачать 452.69 Kb.


    страница1/2
    Дата21.07.2017
    Размер452.69 Kb.
    ТипАвтореферат

    Скачать 452.69 Kb.

    На правах рукописи Мустафа Алтун


      1   2



    На правах рукописи

    Мустафа Алтун


    Внедрение и интеграция инновационных и информационных технологий в практику преподавания английского языка в общеобразовательной школе нового типа
    Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики

    и образования (педагогические науки)



    Автореферат

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата педагогических наук

    Душанбе – 2012


    Работа выполнена в отделе науки и инновации Научно-исследовательского института педагогических наук при Академии образования Таджикистана
    Научный руководитель - доктор филологических наук,

    профессор Джамшедов П. Дж. (РТСУ)




    Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

    Юлдошев Умарджон Рахимджонович (АОТ)
    кандидат педагогических наук, доцент

    Наврасов Абдурахим Бурхонович

    (ТГИЯ им. С.Улугзода)




    Ведущая организация: Таджикский государственный педагогический

    университет им. Садриддина Айни

    Защита состоится «26» января 2013 года в 9:00 часов на заседании диссертационного совета Д 047.016.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Академии образования Таджикистана (734024, г. Душанбе, ул. Айни, 45).
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана.
    Текст автореферата размещен на сайте www.aot.tj
    Автореферат разослан «24 » декабря 2012 года.

    Ученый секретарь

    диссертационного совета, д.п.н., профессор Негматов С.Э.
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА работы
    В условиях интенсивного развития международного сотрудничества и интеграции Республики Таджикистан в мировое сообщество растет потребность в специалистах, хорошо владеющих иностранным языком и способных эффективно его использовать в ситуациях повседневного и профессионального общения. В связи с этим наиболее важным становится усовершенствование методики обучения иностранного языка и особенно английского языка как языка международного общения среди учеников общеобразовательных школ. Все это позволяет значительно расширить возможности практического использования и разработки новых методик, создания новых учебных материалов и комплексных технологических систем обучения, особенно мультимедийных систем, а также систем самообучения с учетом его индивидуализации. Данный подход также способствует в выработке рекомендаций для профессиональной подготовки преподавателей не только английского языка, но и иностранных языков в целом.

    Актуальность исследования обусловлена специфическими особенностями обучения в общеобразовательных школах нового типа и новой парадигмой современного образования, что требует выработки принципиально новых механизмов организационно-методического, научного и информационного обеспечения образовательного процесса. Практика преподавания английского языка в общеобразовательных школах убеждает в том, что ученики часто испытывают значительные трудности при чтении, переводе и составлении предложений и текстов. Это объясняется недостаточной разработанности методики преподавания иностранного языка, где необходимое внимание должно уделяться коммуникативной направленности посредством современных образовательных технологий. В связи с этим в настоящее время требуется научное обоснование механизмов внедрения системных образовательных инноваций в деятельность общеобразовательных школ Республики Таджикистан.

    Анализ достижений педагогических и психологических наук, результатов фундаментальных и прикладных исследований ученых позволили выявить различные подходы к решению общих проблем образовательных технологий в учебный процесс. Разработке его теоретических основ посвятили свои работы Селевко Г.К., Кларин М.В., Андреев В. И., Полат Е.С., Монахов В.М., Шмелькова Л.В., Болдырев Н.Н., Гез Н.Н., Крупко А.Г., Подласый И.П., Гузеев В.В., Алексеев Н. Г., Третьякова П.И., Сенновский И.Б., Чошанов М.А., Юцявичене П.А., Талызина Н.Ф. А.К.Аксенов, В.П.Давыдов и многие другие.

    Вместе с тем, проблема эффективности внедрения системных инноваций в обучение иностранных языков, в том числе английского языка в общеобразовательных школах Республики Таджикистан не была предметом специальных исследований.

    Цель диссертационного исследования: теоретико-методологическое обоснование и экспериментальная разработка условий реализации современных образовательных технологий обучения иностранному языку в системе общеобразовательных школ Республики Таджикистан.

    Исходя из поставленной цели, в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи исследования:

    - разработка категориального аппарата исследования, уточнение понятий «образовательные технологии», «инновационно-технологическая среда общеобразовательных учреждений»;

    - концептуальное обоснование системного оптимизационного подхода к разработке и внедрению образовательных технологий в учебный процесс;

    - экспериментальное внедрение системных инноваций в практику деятельности общеобразовательных учреждений, на примере общеобразовательных школ нового типа;

    - разработка критериев и изучение эффективности образовательных технологий к организации инновационной деятельности общеобразовательных учреждений в современных условиях.



    Объект исследования: образовательный процесс в системе общеобразовательных школ Республики Таджикистан.

    Предмет исследования: условия и эффективность внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс иностранных языков на примере английского языка в системе общеобразовательных школ Республики Таджикистан.

    Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность внедрения современных образовательных технологий в общеобразовательной школе обеспечивается реализацией системно-оптимизационного подхода к внедрению инноваций, предусматривающего:

    - введение системных преобразований в деятельность общеобразовательных школ одновременно на трех уровнях – личностном, педагогическом и организационном, и обеспечение их взаимосвязи посредством соблюдения на каждом из них принципов индивидуально-деятельностной ориентации образовательных программ, контекстной взаимосвязи теоретической, учебно-практической и социально-проектной деятельности учащихся, системно-диагностического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной школе;

    - использование для оценки эффективности системных нововведений основных критериев как динамика уровня компетентности как нового системного качества образовательного результата и формирование инновационной среды в общеобразовательной школе.

    Методологическая основа исследования состоит из ведущих положений философско-педагогического учения о качестве; системного подхода, позволяющего исследовать проблемы школьного образования на личностном, педагогическом и организационном уровнях; технологического подхода, обеспечивающего конструктивный перенос общих закономерностей и принципов системы образования на конкретный учебный процесс определенного учебного предмета; аксеологического подхода, определяющего условия согласования внешних и внутренних целей развития общеобразовательной системы.
    Методы исследования: теоретические методы – теоретический анализ литературы по проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции посредством внедрения образовательных технологий в учебный процесс общеобразовательных учреждений, структурный анализ сложных объектов, изучение документации (анализ образовательного стандарта, учебных программ общеобразовательных учреждений), обобщение истории и теории вопроса, метод моделирование, основанное на вероятностном прогнозировании, метод построения терминологических гнезд; эмпирические методы – изучение и анализ накопленного педагогического опыта по проблеме разработки и внедрения образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование учащихся, метод экспертных оценок, мониторинг динамики происходящих процессов, педагогический эксперимент по исследуемой проблеме.

    Научная новизна исследования заключается в следующем:

    Спроектирована и обоснована технология формирования навыков применение второго языка, развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, а также формирования навыков применения информационной технологии в процесс общения, основанная на ведущих принципах деятельностного, коммуникативного и компетентностного подходов: сознательности и учета мотивации, связи обучения с практикой, учета ведущих видов деятельности, развития навыков самоконтроля, образования для успешной социализации и личностного развития. Выявлена и научно обоснована совокупность педагогических условий эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе внедрения современных образовательных и информационных технологий. В результате исследования также определена актуализация рефлексивной деятельности учащихся в парных, групповых и коллективных формах работы в процессе внедрения современных образовательных и информационных технологий с учетом связи обучения с практикой и с учетом мотивации учеников к овладению иностранным языком.



    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования расширяют научные представления об эффективном внедрении современной образовательной и информационной технологий в процесс обучение иностранного языка и формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательных школ в результате:

    - конкретизации содержания понятий «образовательная технология», «информационная технология» и «технология» применительно к теме исследования;

    - выявления и теоретического обоснования комплекса принципов построения и внедрения образовательной технологии в процесс обучения иностранных языков в современных условиях;

    - разработки и теоретического обоснования критериев формирования и развития навыков общения и коммуникативной компетенции по иностранному языку у учащихся общеобразовательных школ.



    Практическая значимость исследования: данное исследование предоставляет педагогам, учителям английского языка и других иностранных языков как второго языка в общеобразовательных учреждениях теоретически обоснованную методику применения современной образовательной технологии и интегративного внедрения информационной технологий в учебный процесс общеобразовательных учреждений. Разработанные рекомендации дают возможность добиться максимально высоких показателей в обучении иностранному языку учащихся в новых социально-экономических условиях на основе применения оптимальных вариантов современной образовательной технологии в процессе учебной работы. Спроектированная концепция внедрения образовательной и информационной технологий в учебный процесс изучения иностранного языка может служить основой для совершенствования формирования иноязычной коммуникативной компетенции и навыков общения учащихся общеобразовательных школ.

    Исследование проводилось в три этапа.

    Первый этап – констатирующий (2007 - 2009 гг.) – анализировалась литература по проблеме разработки и внедрения современной образовательной и информационной технологий на уроках английского языка как иностранного, проводились наблюдения за процессом формирования навыков иноязычной коммуникации учащихся. Составлена программа экспериментальной работы, конкретизирована тема исследования, выявлены существенные противоречия, разработаны критерии оценки эффективности внедрения современной и информационной технологий, проведен констатирующий этап экспериментальной работы.

    Второй этап – формирующий (2009 - 2010 гг.) – была уточнена рабочая гипотеза исследования. Систематизирован эмпирический и теоретический материал. Разрабатывалась концепция внедрения современной образовательной и информационной технологий в учебный процесс английского языка, как второго (иностранного) языка, применение технологии и проверка эффективности разработанной концепции при соблюдении выявленных педагогических условий. Полученные результаты обсуждались на конференциях, публиковались статьи.

    Третий этап – обобщающий (2011 – 2012 гг.) – осуществлялось описание хода экспериментальной работы, обработка, анализ, обобщение результатов, полученных в ходе исследования, соотношение их с целью и задачами экспериментальной работы, оформление материалов исследования. Содержание данного этапа включало в себя определение практической значимости, разработку методических рекомендаций для учителей и учащихся, внедрение результатов исследования в практику общеобразовательной школы.

    Основные положения, выносимые на защиту:

    1. Освоение и внедрение новых информационных технологий учителем позволяет открыть новые  возможности в оптимальных формах учебной деятельности. Усиление внимания к освоению каждым учителем информационного пространства сопряжено с пониманием   важности роли новых образовательных технологий в развитии личности учащихся, предъявлением более высоких требований к учителю. Стремительное развитие общества, совершенствование технологий и информационной среды вызывают необходимость адекватного использования новых возможностей.

    2. Современная образовательная система призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества посредством подготовки человека к активной деятельности в разных сферах народного хозяйства, культуры и политической жизни общества, так как постиндустриальное общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы личность была способна самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться ко всем изменяющимся условиям общественной жизни.

    3. В плане обучения английского языка информационная технология занимает весьма важное место, так как на сегодняшний день мы не можем представить учебный процесс, а также для подготовки домашнего задания и индивидуальных работ школьников, подготовки учителей к урокам без создания слайдовых материалов, озвучивания речевых материалов посредством мультимедийных средств, а также без использования сети Интернет, просмотра фильма или работы с видеоинформацией.

    4. Таким образом, современная педагогическая технология основывается на предварительное планирование и разработку структуры и содержания учебно-познавательной деятельности учащегося, на диагностичность целеполагания и объективный контроль качества усвоения учебного материала и развитие личности в целом, а также на реализации принципа целостности структуры и содержательности компонентов всего учебного процесса.

    5. Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, изучающий наиболее оптимальные и рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, где главная задача педагога является умение выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические стратегии.



    Апробация результатов исследования проводилась путем выступлений на республиканских, городских, вузовских научно-теоретических конференциях (2009 - 2012). Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 3-х публикациях автора.

    Опытно-педагогическая и экспериментальная работа проводилась в общеобразовательных школах нового типа - Международная школа г.Душанбе, Таджикско-турецкий экономический лицей имени Ходжи Камал и Таджикско-турецкий лицей г. Душанбе, Таджикско-турецкий лицей г. Худжанд, Таджикско-турецкий лицей г. Кургантюбе, Таджикско-турецкий лицей г. Куляб, Таджикско-турецкий лицей г. Турсунзаде, а также в процессе исследования изучен и обобщен опыт работы общеобразовательных школ №№21, 72, 15, 20, 53 г. Душанбе.

    Результаты исследования периодически обсуждались и докладывались на заседаниях отдела и на заседаниях лаборатории педагогики Научно-исследовательского института педагогических наук Республики Таджикистан, заседаниях методических объединений и советах педагогического коллектива таджикско-турецкого экономического лицея имени Ходжи Камал и Международной школе г.Душанбе.

    Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются анализом современных достижений психолого-педагогической науки; методологической обоснованностью теоретических положений; выбором методов, соответствующих целям и задачам исследования; обработкой результатов исследования; рекомендацией использования исследования в педагогической практике и положительной оценкой результатов исследования учителями английского и других иностранных языков как второго языка Международной школы г.Душанбе, Таджикско-турецкого экономического лицея имени Ходжи Камал и Таджикско-турецких лицеев г. Душанбе, г. Худжанда, г. Кургантюбе, г. Куляба, а также учителями общеобразовательных школ №№15, 22 г. Душанбе.

    Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, которая включает …………. наименования, в объеме 156 страниц компьютерного набора.
    Основное содержание работы
    Во введении обосновывается актуальность, определяемая наличием противоречий и необходимостью их разрешения, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрываются его теоретико-методологические основы, методы исследования, характеризуется новизна работы, приводится сведения об апробации и внедрении ее результатов в практику, излагаются положения, выносимые на защиту.

    В первой главе диссертационного исследования под названием «Теоретические основы реализации инновационных и информационных технологий в системе образования Республики Таджикистан» проводится анализ и интерпретация научно-теоретических основ внедрения современной образовательной технологии. Общеизвестно, что основной целью каждой школы и каждого образовательного учреждения это воспитание и образование успешных учеников, подготовка достойных выпускников, которые в дальнейшем жизненном пути находят свое достойное место и выполняют свою общественную роль. В связи с этим многие и почти все образовательные учреждения стараются приобрести и применять наиболее усовершенствованные педагогические методы и образовательные технологии. Сегодняшняя школа теперь меняет свой подход и свое отношение к старым методам обучения, заменив их усовершенствованными, развитыми стратегиями и приемами, и этим восстанавливает общественное доверие к себе, усиливая это в самых новых путях подхода, по ценности внушения технологии. В целом технологичность и технологизация обучения в настоящее время является один из необходимых и важных шагов по пути реформирования образовательной среды. Технологизация учебной среды в настоящее время заключается в реализации двух важных компонентов: во-первых, применение новейших эффективных методик и приемов обучения, а во-вторых, использование информационной технологии в учебной среде. В связи с этим в данной работе речь идет о совокупном применении вышеназванных двух аспектов, которые являются взаимодополняющими друг друга, так как не один из этих аспектов не могут применятся в отдельности и довести нас до конечной цели.

    В первом разделе первой главы под названием «Технологизация учебного процесса в обучении английскому языку» рассматриваются вопросы технологизации обучения английскому языку. Прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о том, что такое технологизация учебного процесса. Начиная с подготовки и разработки учебного плана, календарного плана урока учителем, использования цифровой технологии включая электронных досок и презентационных оборудований до процедуры завершения уроков, проведение рефлексии, оценивания и подведения итогов учебного процесса могут быть технологизированными.

    На сегодня в научной литературе существует множество понятий «педагогическая технология», общий смысл которых можно свести к следующему: педагогическая технология — это воспроизводимый способ учебного процесса с четкой ориентацией на заданную цель с учетом диагностичности. Анализ предлагаемых учеными формулировок показывает, что содержание понятия «педагогическая технология» зависит от того, как авторы представляют структуру образовательно-педагогического процесса и его составляющие элементы. Современной школе предлагается достаточно большое число технологий. Так, в работе Г.К. Селевко описано свыше пятидесяти технологий1, а в работе Кларина М.В. описано около двадцати педагогических технологий2.

    Технологизация образовательного процесса требует специального подхода к вопросам о планировании деятельности учителя и учащихся. Эта проблема успешно решается на основе технологической карты, которую составляет учитель при подготовке к изучению определенной темы, представляющей собой систему уроков. Общеизвестно, что технологическая карта – это проект изучения темы. Структурный состав технологической карты включает постановки цели урока, логическую структуру темы, диагностику, внеурочную самостоятельную деятельность и коррекцию. Таким образом, технологизация учебного процесса может привести нас к положительным и желаемым результатам только тогда, когда мы можем реализовать все критерии и требования в рамках комплексного подхода.

    Второй раздел первой главы диссертационного исследования под названием «Технологическая карта уроков как важный компонент технологизации учебного процесса» посвящен вопросам технологизации уроков английского языка с точки зрения постановка цели и планирования учебного процесса. Постановка цели урока является основной составной частью технологической карты и всей деятельности учителя в учебном процессе. Постановка цели урока имеет свои особенности и определенные критерии. Основными критериями целеобразования являются точность, диагностируемость, правильность определения целей. Под целью понимается задача или система задач, необходимых для обработки учебных действий. В других случаях цель понимается как осознанное отражение будущих результатов деятельности, то есть цель изучения темы определяется относительно деятельности учеников. Все цели нужно ставить так, чтобы появилась возможность диагностики, возможность однозначного их понимания учителями, учащимися и родителями. Учитель, проанализировав готовность учащихся (обученность, сформированность общеучебных умений и навыков, мотивацию учения), ставит к каждой теме определенные микроцели. Причем эти микроцели должны легко переводиться на язык практических заданий по теме, тогда в любой момент учитель может осуществлять управление и корректировку образовательного процесса.

    Переход на технологический уровень помогает преподавателю стать профессионалом, выступает альтернативой формального образования и такая методика позволяет учитывать особенности личности учащихся, строить учебный процесс целостно и системно, что не всегда можно встретить в традиционных методиках обучения иностранному языку. «Технология – это системная модель образовательного процесса, реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая планируемые результаты с поправкой на индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса».3

    Деятельность учителя по проектированию образовательного процесса должна базироваться на следующих принципах: во-первых, принцип процедурности всех этапов проектировочной деятельности; во-вторых, принцип документальной представимости проекта учебного процесса, как на итоговом, так на промежуточных этапах проектировочной деятельности; в-третьих, принцип стандартизированности процедур проектирования и проективной документалистики.

    Инструментально-технологической стороной проектирования деятельности педагога являются конкретные последовательности стандартизированных технологических процедур по проектированию параметров модели учебного процесса, их согласованию и оптимизации; стандартизированная проективная документалистика – технологическая карта учебной темы, информационная карта урока, информационная карта развития учащегося; стандартизированные образцы готовой продукции проектирования учебного процесса – атласы технологических карт, паспорта учебного процесса, предметные технологические учебники.4

    Таким образом, технологический подход – это радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики.

    Третий раздел первой главы диссертационной работы под названием «Систематизация обучения общению в контексте технологизации» посвящен анализу и интерпретации вопросов формирования и развития навыков общения в соответствии с технологизацией учебного процесса на уроках английского языка. В ходе подбора и создании языкового и речевого материала и управления овладением им в качестве основных компонентов следует применять принцип оценки их коммуникативной целесообразности и принцип активной коммуникации. Наряду с обучением различным единицам английского языка таким как фонетическим, грамматическим, лексическим, интонационным (просодическим), то тогда в обучении общению особо значимыми становятся практические высказывания, различные типы речевого взаимодействия собеседников, функциональные сверхфразовые единства, варианты речевой реализации коммуникативных намерений собеседников, вариативные способы коммуникативного реагирования, техника речевого общения с учетом речевого этикета. В обучение включается лингвометодическая типология изучаемых языковых явлений и формирования навыков и умений иноязычного общения. Такое соотнесение требует и создания специальных коммуникативных справочников и учебных пособий, которые позволили бы развить умение обучаемых быстро переключаться с одного языка на другой и включить в обучение активное сопоставление двух языков, а также сформировать в лингвистическом мышлении обучаемых развитой язык-посредник для внутреннего соотнесения обоих языков в процессе порождения и смыслового восприятия речевых высказываний в англоязычном общении при сохраняющейся первичности родного языка в речевом мышлении. Соотнесение родного и английского языков в обучении англоязычному общению должно быть, обеспечено такими комплексами упражнений, которые бы, без ущерба для аутентичности англоязычной речи, позволили полностью реализовать средствами английского языка изначальные коммуникативные намерения (без подстройки их под наличные языковые средства), сформированные в речевое мышлении на родном языке. В целом же создание таких комплексов упражнений связано с особенностями структуры и функционирования механизмов порождения и смыслового восприятия речевых высказываний, входящих в целесообразную для обучения англоязычному общению систему.

    Наряду с этим, системность в обучении английскому языку определяется синтезом всех слагаемых овладения конкретным языком, которые являются включенными в частные, названные выше системы и представляют в синтезированной системе необходимые признаки системности. Всему современному обучению английскому языку не хватает именно синтеза различных факторов и признаков. Наиболее частым заблуждением в организации обучения является использование факторов одной или двух частных систем. Иногда системность, достаточно объемлющая, просматривается в наборе принципов, но, к сожалению, уже в учебной программе и в учебном пособии преобладают и реализуются или являются ведущими признаки какой-то одной частной системы.

    Удельный вес факторов и признаков каждой системы должен дифференцироваться и определяться особенностями обучения в каждом звене непрерывного образования, возрастными особенностями обучаемых, экстралингвистическим и речевым опытом. При этом одна частная система может оказаться ведущей, моделеформирующей, а другие будут включаться в качестве отдельных компонентов или сочетаться между собой при соблюдении определенных акцентов на разных этапах овладения англоязычным материалом.

    В четвертом разделе первой главы диссертации под названием «Использование коммуникативного метода в контексте технологизации обучения английскому языку» рассматриваются вопросы применение коммуникативного метода в обучении английского языка в условиях технологизации учебного процесса. Исходя из того, что положение английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более укрепляется, и не наблюдается никаких значимых тенденций к замедлению этого процесса, проблема создания эффективной методики преподавания английского языка представляется, несомненно, актуальной. Общеизвестно, что человеческий мозг наиболее активно воспринимает и запоминает информацию и эффективно работает в течение первой половины жизни; таким образом, в случае с английским языком, равно как и с огромным множеством других дисциплин, крайне важным является предоставление возможности освоения языка на относительно раннем этапе развития личности человека. Сначала если рассмотреть в общих чертах коммуникативный подход к обучению английскому языку как системно-деятельностный подход к изучению языка, то кажется, что в этом направлении еще потребуются проводит более всесторонние исследования. Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное совместное обучение английскому языку в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных занятиях речевой деятельности, то такой подход является как неотъемлемой и составной части общей деятельности в учебной среде. Коммуникативный системно-деятельностный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения в учебной среде.

    Речевая деятельность в качестве системы рассматривается как неотъемлемая и составная часть общей учебной деятельности в процессе изучения языка как родного, так и иностранного. Систематизируя речевую деятельность, следует отметить, что для обучения англоязычному общению значимым является как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, обслуживающим общение, в том числе вербализацию, аудированию, чтению и письменной речи. Оптимальная классификация и пошаговая распаковка единиц речевой деятельности, как речевое действие и собственно речевая деятельность, предоставляет процессу формирования речевых навыков и умений упорядоченность, систематичность, преемственность и логическую последовательность. Использование теории речевой деятельности дает возможности сформировать мотивации англоязычного речевого общения в процессе обучения, а также обеспечивает их реализацию в моделируемых ситуациях учебной деятельности.

    Систематизация материалов языка для эффективного обучения англоязычному общению требует использование как собственно системного описания фонетического, лексического и грамматического аспектов языка, так и данные коммуникативной лингвистики и прагматической лингвистики, функциональной грамматики, а также контрастивной лингвистики.

    В последние десятилетия формирование коммуникативной компетентности рассматривается в отечественной и зарубежной методике преподавания иностранных языков в качестве цели и результата коммуникативного обучения. В настоящее время коммуникативная компетентность определяется как знание психологических, страноведческих, социальных факторов, которые определяют использование речи в соответствии с социальными нормами поведения. Термин «компетентность» (от лат. competee – быть способным к чему-либо) был введен Н. Хомским. Первоначально он означал способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке. В дальнейшем в исследованиях Р. Кэмпбелл, Р. Клиффорд, Т.Е. Хигз, Дж. Манеби, С. Савигнон понятие «лингвистическая компетентность» было расширено за счет включения в него социального аспекта. С. Савигнон, определяя межличностный характер формирования данной способности говорящего, ее обусловленность контекстом, ситуацией, подчеркнула, что использование языка в процессе общения позволяет развивать, совершенствовать и оценивать компетенцию.5

    В условиях интенсивного развития международного сотрудничества и интеграции Республики Таджикистан в мировое экономическое сообщество растет потребность в специалистах, хорошо владеющих иностранным языком и способных эффективно его использовать в ситуациях повседневного и профессионального общения. В связи с этим наиболее важным становится усовершенствование методики обучения иностранного языка и особенно английского языка как языка международного общения среди учеников общеобразовательных школ. Как известно коммуникативная методика как одной из наиболее эффективных методик в обучении второго языка, была изначально разработана применительно именно к английскому языку как к наиболее распространенному средству международного общения.

    В последние десятилетия ХХ столетия, были реализованы конкретные научно-исследовательские проекты, которые ставили своей целью создание системы обучения коммуникативными методами.

    Пятый раздел первой главы диссертационного исследования под названием «Работа с информацией в процессе технологизации учебного процесса» посвящен вопросам информационного обеспечения учебного процесса, а также эффективного анализа и интерпретации информации и информационных источников. Информация, с которой организуется работа в классе общеобразовательной школы чаще всего представлена в тексте. Именно поэтому всегда текст должен быть актуальным. Это способствует, во-первых, возникновению наибольшей заинтересованности и энтузиазма в работе, а, значит, и активности обучаемого при восприятии информации. Во-вторых, актуальная информация поможет избежать оторванности обучения в школе от жизни. Следует учесть, что актуальная информация должна включать эмоционально-познавательный элемент. Подбор текста и выбор предложений из текста с целью реализации современных образовательных технологий требует от учителя особый подход. При чтении и анализа текста ученики больше всего обратят внимание на хронологическую последовательность предложений, а также стараются находить содержательную зависимость одного предложения от другого и этим способом могут составлять свои варианты в форме сочинений, эссе и других письменных работ. Интересно то, что они стараются объяснить правильность своих вариантов и иногда дело доходит до того, что некоторые из них спорят с автором. В целом развитие и совершенствование умений восприятия иноязычной речи на слух посредством различных текстов состоит в формировании способности обучаемых воспринимать на слух и понимать естественную речь в соответствии с их потребностями как в ситуациях общения, так и в ситуациях восприятия иноязычной речи, предъявляемой в записи или средствами массовой коммуникации. Вследствие того, что в последнем случае тексты неподконтрольны обучаемым, коммуникативный подход особо акцентирует внимание на использовании в обучении аудированию перечисленных выше методических приемов, учебных заданий и упражнений.

    Шестой раздел первой главы диссертационного исследования под названием «Создание учебной среды на уроках английского языка» посвящен проблемам создании благоприятной среды в целях повышения эффективности учебного процесса на уроках английского языка. Основной целью применения современной образовательной технологии и эффективных методов обучения в процессе изучения английского языка заключается в том, что формировать основные навыки общения, выражение своей мысли и другие социальные навыки и языковые компетенции, о которых мы говорили в предыдущих частях своей работы. В этом направлении использование информационной технологии является ключевым компонентом, так как, начиная с подготовки текста раздаточного материала, пошаговой распаковки реализуемого метода, презентация ключевых моментов изучаемой темы посредством и проектора до завершения урока, проведения обратной связи и подведения итогов мы используем компьютерную технологию. Использование электронной доски и другие визуальные средства в классе намного усиливает эффективность инновационных методов и технологичности уроков. Следует отметить, что для достижения ожидаемой цели нам важно обратить внимания на создание благополучной учебной среды. Существует в основном некоторые требования и принципы, соблюдение которых приведет учителя достижению своей цели.

    Чтобы ученики нас правильно и хорошо понимали, мы должны говорить с ними на одном языке, и мы не можем говорить с классом свысока, обрушивая на него поток сложной и непонятной терминологии. Нам очень важно не использовать длинных и сложных слов и наоборот нам нужно сохранять краткость и простоту, ни и не путать простоту и упрощенность.

    Эффективность обучения английского языка увеличивается прямо пропорционально мере участия учеников в деятельности. Это означает, что любая учебная программа должна обеспечивать для учеников возможность проверки динамики их обучения.

    Для достижения поставленной перед собой цели школы должны создать такую учебную среду, которая способствовала бы процессу мышления, поощряла осмысленные дискуссии, обмен идеями, точками зрения и философскими концепциями. Иными словами, наши классы и наши школы должны стать центрами интеллектуального стимулирования, центрами мышления и познания где информация как содержательная часть обучения, становится катализатором мышления, а не конечным его результатом.

    Одним из способов создания среды для размышлений является введение обучения сообща в ежедневную практику. Интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, так называемых социальных процессов. В современной педагогической науке уже давно известно, что более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми. При совместном общении и обсуждении идей наши ученики выходят на уровень мышления, значительно превосходящий возможности отдельных индивидуумов.

    Данный обзор не будет полным, если не уделить внимания основным техническим аспектам методики обучения английскому языку. Естественно, что для успешного обучения, помимо всего прочего, должна иметься определенная база технических средств и рекомендации по их грамотному и эффективному использованию. В этом плане представляется целесообразным рассмотреть оптимальную организацию учебного класса английского языка в школе.

    Специализированный учебный класс английского языка является учебным центром организации обучения, а также благоустроенной средой по внеклассной работе учащихся по изучаемому предмету. В нем проводятся уроки, организуется работа кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы по английскому языку. Безусловно, внедрение любой методики обучения английскому языку невозможно без соответствующего правильного оформления учебного класса.

    При оформлении учебного класса или так называемой языковой лаборатории учитываются эстетические, гигиенические, экономические требования, а также требования научной организации труда учителей и учащихся. В классе находятся печатные, экранные и звуковые учебно-наглядные пособия, а также средства их применения.

    Звуковые пособия включают аудио и видеозаписи, содержащие паузированные упражнения, тексты для аудирования, стихи, рассказы и песни стран английского языка, записи радиопередач и других интересных и нужных для обучения английского языка информации.

    Подытоживая данный обзор, можно сказать, что, как видно из всей приведенной информации, коммуникативная методика обучения английскому языку представляется объективно наиболее эффективной из всех существующих, особенно, если речь идет об организации обучения в средней школе. Таким образом, необходимо дальнейшее внедрение коммуникативной системы обучения и, возможно, ее постепенная модернизация в соответствии с меняющимися со временем реалиями современного мира.

    Во второй главе диссертационного исследования под названием «Основные пути и способы реализации современных технологий в школах нового типа Республики Таджикистан» рассматриваются вопросы эффективного внедрения инновационной технологии в совокупности как информационной, так и новой педагогической технологии, так как в современных условиях их повсеместная реализация повышает результативность каждой из них и в целом качества образования. В связи с этим на сегодняшний день более актуальным становится вопросы интеграции информационных и современных образовательных технологий. Исходя их этого, во второй главе нашей работы мы попытались рассматривать основные факторы эффективного внедрения информационной и образовательной технологии и особенности их реализации в условиях общеобразовательных школ нового типа в Республике Таджикистан.

    Первый раздел второй главы диссертации под названием «Основные факторы эффективной реализации информационной технологии в общеобразовательных школах нового типа Республики Таджикистан» рассматриваются способы и пути реализации информационной технологии в школах страны. Общеизвестно, что, сегодня в распоряжении основного количества учащихся общеобразовательных школ имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио и другие средства компьютерной техники. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска данных из источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Исходя из этого очень важно не само по себе использование информационной технологии, так как соответствующие оборудования могут быть недоступны или ограниченно доступны в условиях общеобразовательной школы, а прежде всего, важно, то чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания использования данных из информационно-коммуникационных средств. Отрадно то, что в настоящее время соответствующие средства информационной технологии по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью уроков и учебной деятельности общеобразовательных учреждений. Например, использование компьютерных словарей на уроках английского языка уже становится нормой, что и в последующем может повысить плотность и эффективность урока.

    Наряду с тем, что существует сильное стремление сделать обучение в школах основанным на технологиях, для практического применения, прежде всего информационной технологии еще и есть много препятствий и сложностей. В основным к ним относятся следующие:


    1. Техническое оборудование может быть помещено в месте, где доступ к нему будет ограничен или затруднён.

    2. Цифровые оборудования, компьютеры и их программное обеспечение в учебном классе могут отказываться работать, и при этом затрудняется немедленное получение технической помощи для устранения возникших сложностей.

    3. У учителей может отсутствовать мотивации, а также и достаточного времени для обучения необходимым знаниям и навыкам использования информационной технологии.

    4. Курсы повышения квалификации учителей и преподавателей могут отставать от реальных потребностей, отсутствие достаточной помощи в разработке учебных планов и программ с применением информационной технологии.

    5. Материальное обеспечение и достаточное финансирование для содержания первоначально поставляемого технологического оборудования, компьютеров и программное обеспечение этих оборудований с учетом дальнейшего усовершенствования и поддержки их в рабочем состоянии, а также организации обучения навыкам работы на них.

    6. Стремление обеспечить общеобразовательные школы современными технологиями год за годом растет и в последние годы оно было реально реализовано.

    Несмотря на то, что количество компьютеров в общеобразовательных школах Республики Таджикистан увеличивается, существует несколько факторов, которые определяют эффективного их использования и прежде всего к этим факторам относятся нижеследующие:

      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    На правах рукописи Мустафа Алтун

    Скачать 452.69 Kb.