На статью Елиной Е. Г., Ковтун Е. Н., Родионовой С. Е. «Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах»
- Навигация по данной странице:
- Предложения
- Директор ЦИП Г.М. Смирнова
АННОТАЦИЯ на статью Елиной Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионовой С.Е. «Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах» / Высшее образование в России, № 1, 2015 г. В статье представлен понятийный аппарат базовых категорий компетентностного подхода. В статье осуществлена постановка проблем, определившихся в процессе этой работы, и даны предложения о возможных алгоритмах формулирования результатов обучения и критериев их оценивания, пригодных для всех уровней филологического образования, с опорой на методические разработки авторитетного международного проекта TUNING ( «Настройка образовательных структур в Европе» ). В «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры », утвержденном приказом министра образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013 г. (далее - Порядок), прописано, что «в образовательной программе определяются планируемые результаты освоения образовательной про-граммы- компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом... и планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы». Также установлено, что «для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания» Таким образом, Порядок вводит четкое разграничение между результатами обучения по всей образовательной программе, выраженными в форме компетенций, которые могут быть адекватно оценены лишь «на выходе», в процессе государственной итоговой аттестации, и результатами обучения по отдельным компонентам учебного плана (дисциплинам, практикам, НИР) выраженными в традиционном для российской практики формате знаний, умений, навыков (владений). В последнем случае результаты обучения представляют собой описание того, что студент должен знать, понимать или уметь после успешного завершения определенного этапа обучения. Они определяют параметры, которые могут быть объективно оценены и достижение которых студентом является подтверждением, что заявленные в ООП компетенции действительно сформированы. Наибольшую трудность при подобном подходе представляет соотнесение формулировок компетенций и описаний результатов обучения по отдельным позициям учебного плана, иными словами – разделение («расшивка») компетенций на конкретные знания, умения и навыки (владения). Для облегчения данного процесса методическими сообществами предлагаются специальные алгоритмы. Так, эксперты Ассоциации классических университетов России (АКУР) разработали «карты компетенций». Карта содержит характеристику компетенции (ее привязку к уровню образования, квалификации, структуре компетентностной модели конкретного направления подготовки и т.п.), начальные требования к ее формированию (пороговый уровень предшествующей подготовки), таблицу соотнесения отдельных уровней данной компетенции с конкретными владениями, знаниями и умениями, а также шкалу оценивания достижения результатов обучения и описание применяемых для этого форм контроля. Предложения: Опыт заслуживает внимания в плане составления «карты компетенций», которые в дальнейшем могут быть использованы для оценивания достижения результатов обучения. Карты компетенций должны основываться не на мнении отдельных кафедр или преподавателей, а на требованиях образовательной программы в соответствии с запросами работодателей. В перспективе при утверждении Профессиональных стандартов и переходе на образовательные программы, основанные на компетенции «карта компетенций специалиста» будет являться нормативом для оценивания результатов обучения. ППС КарГТУ рекомендуется ознакомиться с различными подходами, представленными в статье на предмет соотнесения уровней компетенции с отдельными частями и периодами образовательного процесса (методология TUNING). Директор ЦИП Г.М. Смирнова |