• Нам повезло в Белогорье родиться…»
  • «Мой дом - моя крепость. Знакомые незнакомцы». Уклад жизни, быт, верования и обряды жителей Белгородской области. Самовар
  • Как и чем лечились наши предки.

  • Скачать 100.21 Kb.


    Дата20.01.2018
    Размер100.21 Kb.
    ТипИсследовательская работа

    Скачать 100.21 Kb.

    «Нам повезло в Белогорье родиться…»



    « Нам повезло в Белогорье родиться…»

    Исследовательская работа по краеведению

    учащихся 2 «В» класса

    МОУ СОШ № 48 г. Белгорода

    Айриева Сергея

    Емельяновой Анастасии

    Кандауровой Анастасии

    Кузьменко Виктории

    Немыкиной Екатерины

    Петренко Ксении

    Шагиданян Инны
    Руководитель – учитель начальных классов

    МОУ СОШ №48 г. Белгорода

    Шагиданян Виолетта Ивановна

    Нам повезло в Белогорье родиться…»

    Исследовательская работа по краеведению

    учащихся 2 «В» класса

    МОУ СОШ № 48 г. Белгорода

    Айриева Сергея

    Емельяновой Анастасии

    Кандауровой Анастасии

    Кузьменко Виктории

    Немыкиной Екатерины

    Петренко Ксении

    Шагиданян Инны

    Руководитель – учитель начальных классов

    МОУ СОШ №48 г. Белгорода

    Шагиданян Виолетта Ивановна


    « Край родной, навек любимый,

    Где найдешь еще такой?»

    ( А. Пришелец )

    Актуальность патриотического воспитания в начале ХХI века для страны в целом обусловлена значительными коренными изменениями, происшедшими в последние десятилетия во всех сферах жизни и деятельности общества.

    Реализация системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края, города. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее.

    Поэтому школьникам необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

    Знание истории своего народа, родной культуры позволяет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

    В основе патриотического воспитания заложено формирование и развитие личности ребенка, обеспечение становления его отношений к Родине, родному городу, самому себе.

    Происходящий в настоящее время активный процесс формирования российской государственности, резко повышает значение краеведения, которое выступает как средство конкретизации общеисторического, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

    Изучение жизненного пространства своего народа, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих на территории, где ты живешь, помогает каждому человеку осознанно, активно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, видеть пути решения возникающих проблем.

    Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

    - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

    - развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, самооценочные;

    - формировали бы не просто умения, а такие навыки, которые были бы сопряжены с опытом их применения в практической деятельности;

    - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

    И здесь ведущее место принадлежит краеведению, которое устанавливает и поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном городе, области. Благодаря краеведению хранится память духовная и историческая. В этом особая, непреходящая сила и ценность краеведения.

    Главная цель исследовательской деятельности школьников по краеведению – повышение интереса учащихся к изучению своего родного края, города; повышение их творческого потенциала через исследовательскую работу по краеведению, умение на практике реализовать свои теоретические знания (экскурсия, лекция, беседа).

    Для достижения этих целей необходимо решать следующие задачи:

    1. Вовлечь учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

    2. Дать учащимся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, в учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

    3. Овладеть навыками современной информационной культуры.

    Уникальными историческими источниками могут стать документы и экспонаты музеев народного творчества, которые и определили тему исследования.


    «Мой дом - моя крепость. Знакомые незнакомцы».

    Уклад жизни, быт, верования и обряды жителей Белгородской области.

    Самовар был самой необходимой в каждом доме вещью, независимо от сословия и уровня обеспеченности. Он успокаивал, умиротворял, лечил душевные травмы, собирал семью вокруг себя. Он стал символом спокойной и неторопливой жизни, непременной чертой славянского быта. Пожалуй именно в России сложилась традиция вечернего чаепития. Полюбился этот обряд на Белгородчине, издавна славившейся гостеприимством и хлебосольством. Первую самоварную фабрику основал Назар Лисицын в 1778 году. Первые самовары имели круглую форму, позже появились самовары разных форм и видов. Всего выпускалось около 150 видов, стоили они очень дорого, так как изготавливать их было непросто. При помощи лучины, сосновых и еловых шишек разжигали самовар, а чтобы поддать воздуха, на трубу надевали сапог. Вода долго оставалась горячей, чай пили дома, в чайных.

    Поэт Борис Садовский писал, что «самовар в русской жизни занимал огромное место и был явлением чисто русским».

    Мебели в белгородской избе было немного, да и разнообразием она не отличалась: колыбель, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в ХIХ веке.

    Сундук – большая деревянная емкость с навесной на петлях крышкой, который использовался для хранения одежды и различных предметов домашнего обихода. Сундуки изготавливались из различных пород деревьев: сосны, ели, дуба, осины. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Крышки, передние и боковые стенки украшали расписными сценами

    на различные сюжеты. Где большой достаток в семье, там и сундук большой.



    Кровати - стали появляться в жилище лишь во второй половине ХIХ века

    в богатых домах. Их ставили в сенях или в горнице – парадной части крестьянского дома, В старину кроватью служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой пристраивали другую лавку. На эти лавки клали постель.



    Матрас – элемент убранства постели: мешок из домотканины, набитый сеном или соломой, расстилался на лавке или кровати и покрывался простыней. Сенник – матрас, набитый сеном. Дерюга – изделие, изготовленное из грубого холста, сукна. Матрасы покрывались простынями, а поверх _ красивыми покрывалами, на которые укладывались подушки.

    Подушка – являлась частью приданого невесты. Одним из самых интересных элементов постели был подголовник – подставка под голову, на которую клали подушку. На ночь их ставили туда, где спали, а днем убирали. Стену рядом с кроватью украшал ковер. В крестьянском быту ковры стали появляться во второй половине ХIХ века под влиянием городского образа жизни.

    В деревенском доме ковры использовались как покрывало на сундук, лавку, иногда постель. Особенно широкое применение ковры нашли как покрытие на сани. В нашем крае занимались ковроткачеством издавна. Для покрытия поверхности пола в избе служили половики и рогожки. Они изготовлялись на ткацком станке или плелись крючком из грубых, толстых ниток. По форме они были длинными или круглыми.



    Комод – низкий деревянный шкаф с 3-4 выдвижными ящиками, предназначенными для хранения белья. Комод покрывали скатертью и ставили на него зеркало и другие декоративные мелочи.

    Зеркало – элемент убранства крестьянской избы, появившейся в обиходе в конце ХIХ века. Наиболее распространенные формы зеркал - квадратная и прямоугольная. Зеркальная пластина не превышала в длину 40 – 50 см. Обрамление зеркала изготовлялось из дерева. Зеркало обычно укреплялось в простенке между окнами. В ХVII веке настенных зеркал в русских избах не было вообще, так как церковь не одобряла их употребление. Духовным людям Собор 1666 года запретил иметь зеркала в своих домах. Из- за границы привозились в большом количестве зеркала только маленького формата, как часть женского туалета.

    В традиционной духовной культуре зеркало является символом отражения и удвоения действительности. Оно является как бы границей между земным и потусторонним миром. Поэтому о зеркале закрепилось представление как об опасном предмете. Зеркало получило широкое представление и в практике святочных гаданий. Святки – это время, открывающее новый календарный год, и время, когда парню и девушке впору было задумываться о своей судьбе в новом году.



    Стол – являлся предметом особого почитания. В далекой древности стол был земляным, позже столы стали делать из дерева. При продаже с домом стол продавался вместе с домом. Свойство стола неподвижность и неотделимость от жилища – использовались в ряде обрядов. На столе могли находиться только хлеб с солью, которые должны были обеспечить достаток и благополучие дома. Нельзя было стучать по столу, громко разговаривать и смеяться, бросать остатки пищи на пол. У каждого из домочадцев было свое место за столом, которое зависело от семейного положения. Самое почетное – во главе стола – занимал хозяин.

    Не меньшее значение придавалось и колыбели. Только тот дом считался полноценным, где скрипит очеп под потолком, где детишки, подрастая, нянчат младших. Обычно, когда еще строили дом, в матицу вбивали железное кольцо – место для будущей колыбели. Колыбель, зыбка, люлька, качалка, качка – так и сейчас в разных местах называют постель.

    Люди любили свое жилье и оберегали его от злых духов. Существовало поверье, что в новый дом лучше входить ночью в полнолуние. Переселяясь в новую избу, хозяева обычно несли с собой петуха, кошку, икону, и хлеб- соль. Кошку и петуха впускали вперед себя, икону ставили в красный угол, от каравая отрезали кусок и ставили его под печку в дар «домовому хозяину». Дверь непременно была обращена на юг, она распахивалась навстречу добру, жизни и свету. Сохранились народные приметы о жилище.

    - Если дверь скрипит – не к добру, а то и к прямому несчастью.

    - Если дверь сорвется с петель – это предвещает великую беду ( разлад в семье, болезнь или пожар).

    Сохранились и загадки:

    По сеням и так, и сяк, а в избу никак. ( Дверь)

    По сеням ходит, а избу не идет.

    Символической границей между домом и внешним миром был порог. По поверью порог создавал препятствие для нечистой силы. На пороге совершали множество различных обрядов. Например, изгоняя болезни, на пороге рубили веник, чтобы в дом не вошла ведьма, в него втыкали железные предметы. Нельзя было садиться или вставать на порог, здороваться через него.

    Приметы про порог.

    - Если петух закричит или стрекочет сорока у порога – жди гостей.

    - Холостому мужчине нельзя сидеть на дверном пороге, а то ни одна девушка за него замуж не пойдет.

    Большое значение в мифологических представлениях занимало окно, которое наделялось многообразными символическими функциями, Считалось, что в доме, где часто ссорятся, ангел, оберегающий семью, живет не в избе,

    а под окном, поэтому нельзя лить воду и выбрасывать мусор под окно. Через окно в дом должен проникать только солнечный свет.

    Народные приметы.

    - Птица в окно влетит – к беде.

    - Дятел постучит в наличник окна – быть несчастью.
    Как и чем лечились наши предки.
    Причины ряда недугов в понятии народа были результатом действий разных сверхъестественных сил. Основные народные средства лечения состояли из разного рода трав, кореньев, цветов, коры, листьев, ягод, овощей.

    С целью профилактики простудных и инфекционных заболеваний в особом почете был чеснок. Его носили как оберег на шее вместе с крестом.

    Лук обладал такими же свойствами, вешали его под потолок, носили на шее.

    Крестьяне употребляли местные травы. Сбор их происходил в середине лета, приурочивался к Иванову дню. Каждая женщина набирала цветов и трав и связывала в большие снопы. В букете были: иван-да-марья, золототысячник, зверобой, междуперсник, медуница, чистотел, богородицкие слезки. Можжевельник развешивали в жилище и окуривали место, где лежал больной.

    Освященная верба – обладала очистительной силой от злых людей и злых духов. Все вышеперечисленные растения и другие служили источником лечебных средств и как обереги.

    В русской народной медицине применяли тепло: в виде влажного пара в банях, сухого в печах, в виде припарок и ванн. Парная баня считается хорошим средством для восстановления сил. В бане парятся березовым веником, это своего рода массаж. Подмеченные «профилактические средства»: грех есть яблоки до Спаса; есть одной ложкой, чтобы не было «заеда» и чтобы не ссориться; вытираться одним полотенцем.

    Существуют ряд обычаев: пить за здоровье живых, говорить при чихании «Будь здоров», при зевании люди крестились, чтобы недоброе не вошло в рот. Подытоживая вышесказанное, нужно отметить, что в народных методах профилактики, практиковалось самооздоровление.

    Таким образом, знакомство младших школьников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Положительного результата достигает систематическая работа.

    Ознакомление с родным городом, воспитание привязанности к нему будет эффективно осуществляться только в случае эмоциональной активности самого ребенка. Эта активность выражается в заинтересованном восприятии информации, сопереживании, гордости за родной край. Для школьника социальный мир начинается с родного дома, с улицы, на которой он живет;

    Со школьной скамьи, с любимого города. Осознание себя белгородцем – путь успешной социализации ребенка школьного возраста.



    Диалектическая взаимосвязь истории страны и области - основной принцип исторического краеведения, которое прочно вошло в общеобразовательную школу является важным средством повышения качества знаний, способствует развитию учащихся, формированию у них научного мировоззрения, активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма, любви к родной земле. Осознание школьниками неразрывной связи, единства и общности Родины, города, семьи в историческом, экономическом, культурном и общественно- политическом плане – важнейшая задача воспитания школьников в общеобразовательном учреждении.



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Нам повезло в Белогорье родиться…»

    Скачать 100.21 Kb.