Скачать 117.68 Kb.


Дата28.08.2018
Размер117.68 Kb.
ТипИсследовательская работа

Скачать 117.68 Kb.

Направление Искусствоведение



РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ КАРГОПОЛЬЯ»

Направление Искусствоведение


Курные избы

Исследовательская работа




Выполнена обучающимся 5 класса муниципального образовательного учреждения «Ошевенская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Каргопольский муниципальный район»

Оксовым Алексеем Сергеевичем

Научный руководитель – учитель муниципального образовательного учреждения «Ошевенская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Каргопольский муниципальный район»

Тратова Галина Александровна



г. Каргополь, 2015

Содержание.

Введение.

1. Курные избы села Ошевенска.

1.1. Устройство курных изб.

1.2.История курных изб Ошевенска.

1.2.1. Дом-двор А.Ф.Пухова из деревни Большой Халуй.

1.2.2. Дом-двор М.А.Третьякова из деревни Гарь.

1.2.3. Дом-двор А.Я.Попова из деревни Погост.

1.2.4. Дом-двор Ф.А.Полуянова из деревни Гарь.

2.Практическая часть.

3.Заключение.



Список литературы.

Введение.



Рудная или курная изба практически исчезла в современной северной деревне. Увидеть ее теперь можно лишь в музеях деревянного зодчества. 
Тем не менее, мне кажется, интересно узнать о ней поподробнее, 
ведь раньше и в России и в северных, по крайней мере, странах 
такие избы были основным типом жилища. 
Небольшой рассказ о рудных избах составлен 
из фрагментов книг известных архитекторов и реставраторов, 
немало способствоваших изучению и сохранению древней русской культуры. 
Отбор материалов ограничился, в основном, районом Каргополья и Поонежья, 
хотя есть упоминания и других северных районов России. 
Наверное, мы не все стоящие литературные источники использовали 
и в дальнейшем постараемся этот пробел исправить. 
М.Зак

У каждого человека есть своя малая родина, где он родился, где прошло его детство, где он продолжает жить. И так важно, чтобы человек любил ее, знал ее прошлое и настоящее, ее историю и был хорошим, заботливым хозяином на своей земле.

Ошевенск – лишь малая частичка большой России. Находится в южной части Каргопольского района в 55 км от районного центра Каргополь, в 135 км от железнодорожной станции Няндома, в 750 км от областного центра Архангельск.

Каждый человек жил в своем доме. Жилище для человека во все времена было основной частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью. Первоначально это были землянки (земляные дома), затем по мере развития человечества появились деревянные, а позже каменные. Мы были с классом на экскурсии в д. Халуй, где сохранились курные избы, мне захотелось узнать, как строили, что собой представляет русская изба.



ИЗБА РУДНАЯ, она же курная, черная - изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу. Рудный - в прошлом - замаранный, затемненный, таким был потолок этих изб. Их также называли курниками, курными.

Гипотеза исследования.

Мы считаем, что знать историю народа, его быт необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забыть.

Объект исследования.

История русской курной избы.

Предмет.


Курная изба.

Цель.


Учиться добывать знания об истории курной избы.

Задачи.


-познакомиться с историей края,

- провести сбор материалов про избы,

-выявить традиции строительства и обустройства курной избы,

-выполнить презентацию о истории курных изб в Ошевенске.

1. Курные избы села Ошевенска.

1.1. Устройство курных изб

Срубы для курных изб ставились из 6,8,9 и даже 12-метровых бревен один на другой; таких срубов обычно бывало в постройке три. В первом срубе помещается рудная изба с подклетом; во втором помещаются сени с холодной горницей и «белой» избой под нею; в третьем – сеновал и скотный двор. Такую систему срубов, идущих один за другим, называют «однорядной связью – крытым двором». Другая система срубов это «поперечная связь – крытый двор». Жилой дом из двух срубов ставится боковой стороной к улице, а к нему торцом подходит крытый двор, упираясь в среднюю часть жилого комплекса. Третья система – это «двухрядная связь – крытый двор». Изба и крытый двор выходят на улицу торцами и стоят по длине рядом друг с другом. В Ошевенске широко бытует ещё одна система построек : рудная изба в комбинации с ещё одной или двумя избами, топившимися «по-белому».

Изба обычно строилась на высоком подклете с четырьмя окнами по фасаду, только вместо кирпичной трубы здесь дощатый дымник. Дымники обычно украшались резьбой. Они всегда крупнее и выше обычной печной трубы, и по ним ещё издали можно отличить курную избу. Своеобразным крыльцом для ошевенских изб чаще всего служил большой камень-валун. Он, конечно, не так красив, как крылечко на столбах, но и он не лишен достоинства: не обрастает сугробами при снежных заносах. Дальше мы входим в просторные, как всегда на севере, сени, их ещё называют «мостом». И вот наконец попадаем в саму избу, то есть в жилое помещение. У самого входа располагается рудная печь, над ней в стене – отверстие (в него выходит дым). Большая русская печь сокращает площадь избы едва ли не на четверть. Площадь избы имеет значительные размеры ( примерно 8,5х10,5 м) по трем фасадам её девять окон, причем окна главного фасада смотрят на юг, так что в помещении достаточно света. Вдоль стены сделаны лавки. Левый дальний угол от входы назывался «красным», здесь в божнице стояли иконы, а под ними обеденный стол. Потолок в избе низкий. В сенях напротив дверей в избу дверь в другое помещение – боковушку или горницу. В нём два окна, и оно значительно меньших размеров (7х5,3 м). Здесь жили в летнее время. Из сеней коридор ведёт нас на сенник – открытый двор, где хранилось сено, стояли телеги, сани. Такие сени в старину называли «хоботистыми», а внизу под избой находится тёмное помещение – подъизбище или подклет. В нём хранили различную утварь и продукты. Нижнее помещение под боковушкой и чуланом использовалась для содержания мелкого скота. Когда мы выйдем наружу, то увидим, что по боковому фасаду изба составлена из двух пригнанных друг к другу срубов: четырёхстенный сруб избы и пятистенный сруб подсобных помещений. Боковые фасады у северных изб всегда вытянутые.

1.2.История курных изб Ошевенска.

Интерьер ошевенских изб составляет гармоничное целое и находится в полном созвучии с внешней архитектурой народного жилища. Единая мысль строителя-плотника объединяла внешнюю и внутреннюю архитектуру, а личные вкусы хозяина всецело подчинялись общепринятым, веками узаконенным традициям. Основным строительным материалом для жилых домов в Ошевенске служила ель и сосна, из этого же материала выполнялись и все элементы украшения зданий, причем всего лишь двумя инструментами: теска — топором, а резьба — долотом. Однако, несмотря на общие строительные приемы, силу традиций, каждая изба тем не менее получала свое лицо, свой неповторимый архитектурный образ. Создавали его, конечно, мастера-искусники, но тут немаловажную роль играли и вкусы хозяина, его понятия о красоте и, конечно, его материальные возможности.

1.2.1. Дом-двор А.Ф.Пухова из деревни Большой Халуй.

Дом Пуховых является классическим примером планировки комплекса дома-двора с Т-образной связью: жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями, развернут длинной стороной к улице. Хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы прямо против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы «Т».... 
Каргопольские дома с Т-образной связью имели характерную особенность: жилая часть устраивалась «на две избы» (изба +сени+горница). По сравнению с однорядной связью преимущество поперечной связи в том, что при ней удобнее строить большую избу.
Последним жителем дома был Александр Федорович Пухов, дед которого построил этот дом в 1812 г. Семья была зажиточной. Жители села вспоминают, что Александр Федорович хвалился: «Если бы по всей деревне хлеб не вырос, я мог бы два года всю деревню кормить».

Внутреннее пространство жилища можно разделить на несколько частей: 
1 — место около входных дверей, мужская часть избы, где проводилась грязная домашняя работа; 
2 — передний угол (парадная половина). Здесь обедает семья, принимаются гости. В красном углу члены семьи собирались для общей молитвы и проходили торжественные события: свадьба, крестины, проводы рекрута и другие; 
З — пространство около печи, это рабочая часть, но более чистая. Здесь проводятся женские работы: тканье, шитье, прядение, вышивание. На длинном шесте — «грядке» — висят люлька для младенца; 
4 — место за печью — «прилуб» — это женская половина, служившая для приготовления пищи. 
Четкое деление интерьера на отдельные зоны, расположение утвари и мебели вдоль стен дают ощущение свободы. Главным композиционным центром жилья была печь, занимавшая 1/4 его часть. При отоплении по-черному дым поднимался под высокий потолок, отталкивался от полок-воронцов и вытягивался через волоковое оконце над печью. Воронцы задерживали дым и служили своеобразной границей, отделяющей чистую нижнюю часть избы от ее закопченного верха. Через сени первого и второго этажей жилая часть соединена с двухъярусным двором. Как и всякому северному крестьянскому жилищу, дому Пуховых присуща конструктивная особенность крытого двора: всю верхнюю часть сруба — поветь, расположенную над хлевами,— несут на себе мощные столбы, глубоко врытые в землю. Так делают для того, чтобы сгнившие клети хлевов можно было легко разобрать, вынуть и заменить новыми, не разбирая сруба всего двора. Обширная поветь служит сеновалом и местом хранения земледельческого и промыслового инвентаря

Семья Пуховых была старообрядческая, принадлежали они к толку странников-бегунов, но сами из дому не уходили, а были странноприимцами, пристанно-держателями.

В отдельной горнице дома была оборудована келья, где висели иконы, медные распятия, складни, церковные книги старого письма, старообрядческие четки-лестовки. Здесь жили старики, не принадлежавшие к членам семьи. Значительная часть крестьян Каргопольского уезда исповедовала старообрядчество и предоставляла приют для странников-бегунов, укрывавшихся от царской и церковной власти.

Фасад дома, его архитектурные особенности и декоративное убранство демонстрируют весьма гармоничное представление о красоте северного крестьянства, равно как зажиточность, самодостаточность крестьянского хозяйства. 

1.2.2.Дом-двор М.А.Третьякова из деревни Гарь.

Дом находился в центральной части деревни Гарь, недалеко от дороги. Он был построен во второй половине 19 века и принадлежал Михаилу Андреевичу и Анастасии Ивановне Третьяковым.

Дом – высокий пропорциональный четырёхстенок с четырьмя окнами по главному фасаду. Приём соединения жилья и двора – «брус»; все помещения спланированы в вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый двухскатной кровлей. В планировочном решении заключена особенность постройки: хозяйственная часть значительно шире избы, в образовавшемся углу размещается взвоз на поветь. При таком подобном положении скаты крыши получают не только разные уклоны, но и разную длину.

Планировочную структуру таких домов можно назвать «нечистый брус » или «брус с уширенным сараем». Конструкция кровли самцовая, по потокам и «курицам». Декоративное убранство решено традиционно для Каргополья. «Курицы» скульптурно обработаны в форме стилизованной птичьей головы. Причелины образованы наложением друг на друга трёх досок , края которых орнаментированы резными городками. На концах причелин сделаны крупные розетки . На стыке - полотенце сложной полуовальной формы с крестом внутри и карточным знаком « черви» на конце .Окна избы украшены наличниками, резные кронштейны держат доску- козырек, предохраняющую окно от атмосферных осадков. Венчает всё здание охлупень, конец которого обработан рельефным узором из трех валиков.

Вход в избу расположен сбоку и решён традиционно для Каргополья – это большой камень-валун. Интерьер дома также традиционен: около входа – большая глинобитная печь, вдоль стен – лавки, над ними по периметру всей избы полки-воронцы, жерди протянутые для сушки сетей и одежды. В хозяйственной части на первом этаже 4 встроенных хлева. Строительный материал – сосна. Тип рубки – «в обло». Основные габариты: 10,8х22,3м, высота: 8,5м.

1.2.3. Дом-двор А.Я.Попова из деревни Погост.

Дом Я.А.Попова располагался во втором порядке домов, обращённых к дороге, ведущей в Каргополь. В нём жила большая семья, состоящая из 15человек.

Дом Попова – классический пример северного крестьянского жилища, сохранившего архаичное отопление по-чёрному. При входе – камень-валун, справа расположена клеть для хранения утвари и зимняя изба, или «заднюха». Из сеней на второй этаж ведёт крутая лестница. Здесь, кроме чёрной избы, летняя холодная горенка – парадное, гостевое помещение, женская половина в доме. Горенка отличалась особой чистотой и ухоженностью. Плотно примыкает к избе большой хозяйственный двор.

Для украшения дома использована трёхгранно-выемчатая резьба на проём. В избе наибольшее значение имеет украшение фронтона. Карниз дома вынесен далеко за пределы сруба главного фасада. Кровля дома самцовой конструкции, так же, как и сруб жилища, построена без гвоздей. Строительный материал – сосна. Тип рубки – «в обло». Основные габариты: 8,5х20,4м, высота: 9м.

1.2.4. Дом-двор Ф.А.Полуянова из деревни Гарь.

Дом Полуянова стоял в некотором отдалении от реки и дороги. В усадьбу входили амбар и колодец, на берегу реки Чурьеги была выстроена чёрная баня. За рекой находились гумно и ямный овин. Фёдор Андреевич Полуянов построил дом в 80-е гг. 19века.

Изба Полуянова – это пропорциональный четырёхстенок с тремя окнами по главному фасаду, поставленный на высокий подклет, в котором устроены подполье и ледник для хранения продуктов. Приём соединения жилья и двора – «брус», всё сооружение перекрыто двухскатной кровлей, устроенной по потокам и «курицам». Декоративное решение избы выполнено просто: к рельефно обработанному охлупню подходят причелины, края которых украшены маленькими сквозными отверстиями и рядом рельефных треугольников. Крыльцо – камень-валун. На второй этаж ведёт лестница с перилами. Сени соединяют избу с поветью и маленькой клетью для хранения домашней утвари. Изба Полуянова – типичная Каргопольская изба с топкой по-чёрному. Строительный материал – сосна. Тип рубки – «в обло», брёвна главного фасада соединены приёмом «в зуб». Основные габариты: 6,4х21м, высота: 6, 9м.

2.Практическая часть.

Мы составили вопросник, состоящий из 3 вопросов, и задали их ребятам школы.

Первый вопрос (Как вы понимаете курная изба). Ответы были самые разные, но большая часть ответила, что изба, которая топиться как баня, но были ответы, что это дом для кур.

Второй вопрос (есть ли на территории Ошевенска курные избы). Два есть ,2дома.

Третий вопрос (Какие дома были перевезены в музей Малых Карел). В Малых Карелах домов наших-5(Пуховых, Третьяковых, Поповых, Кирилловых и Полуяновых). Школьники звали по два, три дома, а 11 класс назвали все дома, так как были на экскурсии в Малых Карелах.

3.Заключение.



Ошевенская слобода — это тоненький, можно сказать, реликтовый исток нашей северной русской культуры. Возможно, что она — единственное место в России, где, прикоснувшись ладонью к растрескавшемуся, поседевшему от времени срубу, взглянув на них, до сих пор отдающий дымкой минувшего столетия черно-бархатный потолок избы. Сейчас курных изб не встретишь, а у нас сохранились, целых два дома.

Список литературы.

 
Г.В.Алферова Каргополь и Каргополье, Стройиздат, 1973
Г.П.Гунн Каргополье-Онега. Искусство, 1979
Г.П.Гунн Каргопольский озерный край. Искусство, 1984
 Кенозерский национальный парк. Краткий путеводитель. Архангельск, 2004
А.Б.Пермиловская Крестьянский дом в культуре Русского Севера. Архангельск, 2005


Коьрта
Контакты

    Главная страница


Направление Искусствоведение

Скачать 117.68 Kb.