• Из воспоминаний Галкиной Е.П., Захваткиной Н.П., Семёновой Н.С., Егоровой Р.С.

  • Скачать 33.27 Kb.


    Дата12.12.2017
    Размер33.27 Kb.

    Скачать 33.27 Kb.

    Народный праздник села Батеево Берёзка



    Народный праздник села Батеево Берёзка
    Село Батеево богато своими традициями. Исстари жители села любили праздники, песни, поэтому в течение года проводили много различных праздников: Сурхури, Масленица, Симик и многие другие. Но самым долгожданным и любимым праздником сельчан был праздник «Березка».

    Через пятьдесят дней после Пасхи широко отмечается праздник День Святой Троицы. Это переходящий праздник, но он всегда приходится на воскресение. Троица – самый большой народный праздник. Он связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. Седьмая неделя после Пасхи называлась зелеными святками, русальей или семиковой. Неделя завершалась в воскресенье Троицей.

    В Батееве очень много жителей было русской национальности, которые переселились из-под Казани, из Янтиковского района и других мест. Наверное, они первыми стали проводить праздник «Березка» и научили чувашей. В день Святой Троицы начинался праздник «Березка». Он связан с культом прославления расцветающей растительности. Этот праздник продолжался в течение недели: со дня Троицы (воскресенья) по субботу следующей недели. С утра в День Троицы вся сельская молодежь шла в лес за березкой. По дороге под гармошку пели песни. Самой первой исполняли песню «Во поле березка стояла».

    Так как в наших лесах не было березы, вместо нее использовали клен. В лесу долго ходили и выбирали красивое, раскидистое дерево. После этого дерево рубили и возвращались в деревню. За церковью в деревне есть большая площадка, которая называется лужайкой. На эту лужайку ставили «Березку», украшенную лесными цветами, разноцветными лентами. Когда навязывали на ветки цветные ленты, загадывали на судьбу, а также желания на членов семьи и на себя. Вечером, после прихода стада, молодые девушки и парни надевали свои лучшие наряды и собирались на лужайке. Здесь собирались и стар, и млад: водили хороводы, плясали, играли и просто отдыхали.

    Ой, ты, белая березка,

    Кто тебя так погубил?

    Распустила свои косы

    И нерадостно стоишь.

    Мы пришли к тебе, береза,

    И хотим тебя спросить:

    «На котором на кусточке

    Наши судьбы ты таишь?»

    Так продолжалось в течение целой недели. Каждый вечер жители села собирались к «Березке» и начиналось гуляние. Первыми песни начинали русские, которых в деревне называли майрасем, а за ними пели чувашки, и так, как бы, соревновались между собой. Между песнями и плясками играли в различные игры. Самой любимой игрой были горелки.

    Играющие образуют пары и становятся друг за другом. Впереди на два шага «горящий», тот, кто водит. По правилам игры он не должен оглядываться назад. Играющие выкрикивают:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Стой подоле, гляди в поле.

    Едут там трубачи

    Да едят калачи!

    Погляди на небо,

    Звезды горят.

    Журавли кричат:

    Гу, гу, гу, убегу,

    Раз, два, три, не воронь,

    Беги, как огонь!

    Водящий должен взглянуть на небо, в это время последняя пара разъединяется и бежит вперед каждый со своей стороны, они должны соединиться перед водящим. Если ему удалось поймать кого-нибудь из них, то оставшийся без пары становится водящим, а вновь образованная пара становится впереди всех. Если водящий не поймал никого, то продолжает водить.

    В субботу молодежь ходила в лес и приносила новое дерево, и старое заменялось на новое. На самую верхушку новой «Березки» навязывали новую ленту.

    Я на белую березу

    Алую ленту завяжу.

    Когда милый меня спросит,

    Пусть он знает, что скажу.

    Я скажу, достань ту ленту,

    Принеси ее ко мне.

    И пойдем тогда к березе,

    Чтоб свела наши судьбы.

    В полночь с субботы на воскресение провожали «Березку» за околицу. Шли все, кто был на празднике. За околицей парень, который нес «Березку», несколько раз кружился и выбрасывал «Березку» в поле, придавая тем самым земле силы для нового урожая. После того как выбрасывали дерево, молодым нужно было сломать веточку с лентой. Считалось, что тот кто сломает веточку, тот женится или выйдет замуж в этом году. Но зевать было нельзя, так как после того как бросают дерево, все бегом возвращались в деревню. Считалось, что если кто отстанет, то он умрет в этом году он. Поэтому никому не хотелось оказаться в числе последних. Все снова возвращались на лужайку, где веселились в течение двух часов. После этого расходились с ожиданием следующего праздника.



    Из воспоминаний Галкиной Е.П., Захваткиной Н.П., Семёновой Н.С., Егоровой Р.С.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Народный праздник села Батеево Берёзка

    Скачать 33.27 Kb.