• Цель
  • Формы и методы работы
  • Предполагаемый результат.
  • Создание условий в ДОУ.
  • С чего начинать работу с детьми
  • Работа с берестой с детьми 4-5 лет Задачи, которые решаются в процессе работы с детьми 4-5 лет
  • Месяц Задачи и материал



  • страница1/16
    Дата12.02.2018
    Размер2.42 Mb.

    «Народное искусство в руках маленького творца»


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    «Народное искусство в руках маленького творца»

    К народным традициям должно быть величайшее внимание,

    их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать.

    А.Б. Салтыков

    Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек, лесные чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё, что было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина, камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага. Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности.

    В наше время проблема возрождения народных традиций, приобщение человека с детского возраста к народному творчеству особенно актуальна, так как традиции, промысел народа, постепенно уходят в прошлое. Ведь молодая семья живет со своими уставами, взглядами, традициями такими, как требует наше современное общество. Многие взрослые не знают обычаи и национальную культуру своего народа. А старшее поколение постепенно уходит, и некому передать опыт, накопленный веками.

    На современном дошкольном этапе, во ФГОС ДО подчёркивается необходимость работы по национальной культуре и традиций народа по воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей. Направленность ФГОС ДО на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей. В каждом регионе нашей страны есть необходимое содержание для национального воспитания дошкольников. В каждом месте есть свои традиции, быт, история, достопримечательности, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка. Окружающая среда региона даёт богатый материал для познания своего края, общения и совместной деятельности детей и взрослого. Педагог должен строить образовательную среду в соответствии с местными условиями, знакомить детей с традициями и культурой своего народа. Те впечатления, которые получают наши дети при знакомстве с народным творчеством, останутся в их памяти навсегда. Если дети будут знать и любить культуру своего народа, землю, на которой они живут, то и наша Родина будет жить, развиваться и процветать.

    Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок делает первые шаги в мир народного творчества. Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные изделия, композиции не всегда приходит детям сразу. В этом случае нужен совет родителей, педагога.

    Таким образом, свою любовь к родным местам, к тому, чем знаменит наш родной край, традиции и промысел коми народа, народное творчество – вот, что мы должны передать детям.

    Цель - Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса народной культуре в процессе ознакомления народным искусством - берестоплетением.

    Задачи –


    • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам родного края.

    • Систематизировать знания детей об окружающем мире родного края;

    • Развивать познавательную активность при работе с берестой;

    • Воспитывать у детей уважение и проявление интереса к творческому ремеслу народных мастеров и умельцев по работе с берестой;

    Формы и методы работы:

    • Групповые и индивидуальные занятия;

    • Встречи с мастерами по бересте;

    • Организация экскурсий в мини-музей, библиотеку, дом культуры;

    • Работа по интересам;

    • Выход на природу;

    • Конкурсы, выставки детских работ;

    • Беседы, игры;

    • Опыты, эксперименты;

    • Коллективно-творческие дела;

    • Использование проблемных ситуаций;

    • Совместная и самостоятельная деятельность педагога с детьми.

    Предполагаемый результат.

    К концу третьего года обучения дети научатся:



    • Подбирать нужную бересту для работы;

    • Расслаивать пласт бересты;

    • Определять какая толщина бересты нужна для изделия (например: мягкая, тонкая – для цветов, бус, браслетов; грубая – для аппликаций, картин);

    • Овладеть практическими навыками вырезания по шаблону;

    • Самостоятельно выбирать тиснение для украшения изделий;

    • Изготавливать небольшие изделия: кулончики, браслеты, шур-шар, подкову, плетенки;

    • Изготавливать картины изо мха;

    • Использовать для аппликации бересту;

    • Самостоятельно располагать рисунок, используя элементы коми орнамента.



    Создание условий в ДОУ.

    -Оборудование уголка краеведения в группе.

    -Пополнение музея национальной культуры.

    -Приобретение необходимого дидактического материала.

    -Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

    - Создание сюжетно-ролевых игр.

    - Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.

    - Приобретение необходимых материалов и инструментов для практической деятельности (шило, пробойник, молотка, деревянные палочки, краски).

    Данная работа не является базовым компонентом программы ДОУ. Этот вид деятельности может дополнять приоритетные направления дошкольного учреждения: художественно - эстетическое и национально-региональный компонент, обеспечивать индивидуальный характер развития воспитанников. Целесообразно, чтобы образовательная деятельность с детьми организовалась в рамках дополнительного образования в форме кружковой работы.
    С чего начинать работу с детьми?

    Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста. Для знакомства детей с берестяным искусством целесообразно в детском саду оформить развивающую среду, например, мини-музей «Изба». В его экспозиции может быть много экспонатов, сделанных руками воспитателей, родителей и детей. В групповой комнате бересту можно использовать в оформлении уголка для сюжетно-ролевых игр, для оформления интерьера группы (берестяная посуда - конфетницы, солонки, салфетницы, берестяные розы и др.).

    Рекомендуем начинать знакомство с берестяным искусством с детьми 4-5 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети средней группы (от 4 - 5 лет) занимаются царапанием палочками на бересте, вырезанию прямых полосок – закладок. Дети старшей группы (от 5 - 6 лет) начинают с вырезания берестяных фигурок, вырезание по шаблону, украшение коми орнаментом, учатся очищать, расслаивать бересту. В старшей группе целесообразно проводить опыты и эксперименты с берестой, где дети познают свойства и качества бересты. Знакомим детей с пробойником, совместно выбиваем узоры на бересте. Подготовительная группа (от 6 - 7 лет) учится самостоятельному выбиванию пробойником узоров, осваивают бересту с простого плетения бус, плетешка, корзинки – гармошки, шур - шар.

    В целях упрощения освоения работы с берестой на первом году обучения предполагается использовать бумагу ватман как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Вас заготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуется знакомить детей с плетением из бересты начиная, работать с заменителем природного материала. Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает лучше освоить плетение, в отличие от бересты, где зачастую лицевая и обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с бумагой - за один тот же промежуток времени можно освоить большее количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на её обработку.



    Работа с берестой с детьми 4-5 лет

    Задачи, которые решаются в процессе работы с детьми 4-5 лет:

    1. Знакомство со свойствами бересты (мягкая, грубая, можно резать).

    2. Формирование у детей представления об особенностях применения бересты в коми народном искусстве.

    3. Составление узора на полоске, круге с использованием элементов народного орнамента.

    4. Формирование у детей навыков вырезания прямых полосок из бересты, изображения орнамента, ориентируясь на образец.

    5. Способствовать умению детей описывать свои ощущения при работе с берестой - мягкая береста, грубая.

    6. Формирование у детей навыков очищения бересты.

    7. Знакомств детей с правилами работы с берестой и подручными материалами (ножницами, палочками и др.).

    В начале всей работы целесообразно познакомить детей со строением деревьев (корни, ствол, ветки, листья). Затем переходить к знакомству с лиственными деревьями, акцентируя внимание на берёзе, познакомиться с корой берёзы, обследовать ее (белая, с чёрточками). После предложить детям очистить берёзовую кору – бересту. Свои первые занятия по знакомству с берестой мы проводили в мини-музее, знакомились с необработанной берестой, называли её качества. С детьми сравнивали картон и бересту и пришли к выводу, что береста плотнее картона, она не мнётся, но её также легко порвать. Показали, как надо очищать бересту. Очищая бересту, ребята называли свои ощущения «гладкая, нежная, необычная». Этот вид деятельности очень понравился детям.

    Дети очень любят делать подарки, эту мотивацию мы использовали для заинтересованности детей к выполнению некоторых поделок. К 23 февраля для пап мы сделали закладки из бересты и разукрасили их элементами коми орнамента - ель, следы, рога оленя. Для мам, на 8 марта мы изготовили вазу с цветами из бересты.

    Для знакомства детей культурой и бытом коми народа, неоднократно посещали мини-музей. В музее рассматривали, называли сходства и различия современной и старинной утвари, одежды. После серий знакомств с коми избой, дети стали в своих играх использовать и предметы национального быта.

    После первоначального знакомства с берестой, с ее свойствами, качествами мы знакомили детей с орнаментом. Вместе с детьми учились изображать орнамент (следы, рога оленя, ель, пирожок), ориентируясь на образец. Царапали на бересте палочками орнамент («Украсим полотенце»), украшали образцы одежды, посуды элементами коми орнамента. Детям очень понравилось царапать палочками на бересте узоры. Мальчики в основном выбирают «мужские узоры»: следы, рога оленя, столб, а девочки - цветок, пирог.



    Образовательная деятельность строилась, как и во время занятий, так и в свободный отрезок времени. На первом этапе – знакомим детей с берёзой. Далее знакомим детей с техникой рисования деревьев. Следующий шаг – это знакомство детей с корой берёзы. После переходим к царапанию палочками элементов орнамента на бересте. Следующий этап – рисование узоров на бересте. На заключительном этапе – переходим непосредственно к ручному труду – работа с берестой.

    Месяц

    Задачи и материал

    Формы работы с детьми, их тематика и работы детей

    Октябрь

    Задачи:

    • Познакомить детей со строением деревьев.

    • Упражнять детей в рисовании дерева.

    Материал: гуашь, клей, макароны, картон.


    Рисование «Осеннее дерево».



    Ручной труд «Дерево - берёза».



    Ноябрь.

    Задачи:

    • Познакомить детей с корой берёзы - берестой.

    • Знакомство со свойствами бересты (мягкая, грубая, можно резать).

    • Дать детям навыки очищения бересты.

    Материал: – береста.

    Рассматривание внутреннего слоя бересты.




    Расслаивание бересты.


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Народное искусство в руках маленького творца»