• Кириллические издания
  • (XVIIIb.)



  • страница1/39
    Дата22.01.2019
    Размер6.99 Mb.

    Научная библиотека имени


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

    ленинградский государственный университет

    НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА имени M. ГОРЬКОГО

    КИРИЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

    СТАРООБРЯДЧЕСКИХ

    ТИПОГРАФИЙ

    КОНЦА XVIII —НАЧАЛА XIX века

    КАТАЛОГ

    Составитель А. В. ВОЗНЕСЕНСКИЙ



    ЛЕНИНГРАД

    ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

    1991

    ББК 76.11я1 К43

    Составитель Л. В. Вознесенский

    Рецензенты: д-р филос. наук A. X. Горфупкель (Гос. публ. б-ка), канд. фи-лол. паук H. В. Попырко (ИРЛИ АН СССР)

    Печатается по постановлению Редащионно-издательского совета Ленинградского университета

    К43 Кириллические издания старообрядческих типографий конца XVIII — начала XIX века: Каталог / Сост. Вознесенский А. В.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 160 с. ISBN 5-288-00471-4

    Впервые в книговедческой науке даются описания изданий четырех тайных старообрядческих типографий конца XVIII— начала XIX в. Большая часть описанных в каталоге изданий впервые вводится в научный оборот. В связи с особой сложностью выявления и отождествления этих изданий (эти издания имеют ложные выходные данные) в каталоге дается полное их описание в соот­ветствии с принципами, принятыми в наиболее авторитетных отечественных и зарубежных каталогах старопечатных книг.

    ' Для специалистов по древнерусской культуре, археографов, книговедов, историков, библиотекарей, библиофилов и всех интересующихся историей рус­ской культуры.

    ,4406010000-088 ,_., _„ ., ,

    К ;—; 86—91 ЬБК 76.11я1

    078(02)-91

    Справочное издание

    КИРИЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ТИПОГРАФИЙ

    КОНЦА XVlH — НАЧАЛА XlX века

    Редактор И. А. Богданова. Художественный редактор В. В. Пожидаев

    Обложка художника Д. В. Уркинеева. Технический редактор E. И. Егорова

    Корректоры /7. А. Синеникольская, А. С. Качинская

    И Б № 3301

    Сдано в набор 18.04.90. Подписано в печать 12.05.91. Формат 70Х907,,;. Бумага тип. S-'2.

    Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 11,7+3,51 вкл. Усл. Kj).-отт. Ia,44..

    Уч.-изд. л. 20,86. Тираж 2873 экз. Заказ Ki 536. Цена 4 руб.

    Издательство ЛГУ. 199034, Ленинград, Университетская наб., 7/9.

    Типография Изд-на ЛГУ. 199031, Ленинград, Университетская наб., 79.

    ISBN 5-288-00471-4 ^ Издательство

    Ленинградского

    университета, 1991

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    1

    История старообрядческого книгопечатания, составлявшего весьма важную и зна­чительную область русского типографского дела, издавна привлекала к себе внима­ние исследователей. Немало интересных замечаний о типографской деятельности ста­рообрядцев было сделано В. Сопиковым ' еще в ту пору, когда тайные типографии А. Карташева в Клинцах и К. Колычева в Янове не были освидетельствованы и продолжали выпускать свои издания. Замечания В. Сопикова — и особенно его сооб­щение о том, что книги, издававшиеся в Клинцах, часто снабжались ложными выход­ными сведениями, в которых в качестве места издания указывались «Варшава, Виль-на, Гродна, Почаев, Несвиж и проч.» города, а также о том, что некоторые издания выпускались без выходных сведений 2, — оказали большое влияние на изучение истории старообрядческого книгопечатания, в частности, на описание изданий старообрядцев, включавшихся во многие библиографии, посвященные русским старопечатным кни­гам 3.

    В дальнейшем, на основании изучения архивных материалов, а также самих старообрядческих изданий, вводимых в научный оборот, количество которых увеличи­валось с каждой новой библиографией, появился целый ряд работ, рассматривавших различные аспекты типографской деятельности старообрядцев (клинцовские типогра­фии второй половины 1780-х годов4, тайные типографии в Клинцах и Янове в конце

    1 С о и и к о в В. Опыт российской библиографии, или Полный словарь сочине­
    ний и переводов, напечатанных на славепеком и российском языках от начала заведе­
    ния типографий до 1813 года.. . Ч. 1. СПб., 1813.

    2 Там же, примеч. к № 574.

    3 К примеру, издания, происхождение которых было неясно или вызывало со­
    мнения, нередко приписывались деятельности клнпцонекпх старообрядческих типогра­
    фий (см. № 219, 228, Прил. 35 и др.).

    4Ka л у г и и И. Несколько слов о Клпнпоиской типографии // Библиографи­ческие записки. 1858. № 5. Стлб. 157—159; Семенников В. Типографии расколь­ников в Клинцах // Русский библиофил. 1912. № 1. С. 58—63 (см. также пересказ статьи В. Семенникова в публикации: Б-ов Д. Типографии раскольников в Клинцах // Вера и жизнь (Чернигов). 1913. № 13. С. 40—44); Мартынов И. Ф. К двухсот­летию первых старообрядческих типографий в России // Старообрядческий церковный календарь на 1985 г. [Рига, 1985]. С. 46—49.

    3

    XVIII — начале XIX в.5, типографии, печатавшие книги для старообрядцев в Вар­шаве6 и Супрасле7), вопросы распространения старообрядческих изданий8.

    В то же время с библиографическим учетом старообрядческих изданий дело об­стояло значительно хуже; в каталоги они попадали по случаю, специальных катало­гов этих книг почти не существовало9. Такое положение дел и заставило Ю. А. Ла-бынцева в статье, посвященной истории и проблемам изучения старообрядческого книгопечатания, заявить, что «библиографический учет старообрядческих изданий практически отсутствует»10.

    Отсутствие каталогов изданий старообрядческих типографий — при том, что они, хотя и не собирались библиотеками так же, как, к примеру, более ранние старопе­чатные издания, находятся в собраниях всех крупнейших государственных и вузов­ских книгохранилищ (во многом благодаря археографической работе; как известно, старообрядческие издания имели очень широкое распространение в народной среде),— создает много трудностей как для работников библиотек, так и для исследователей. Дополнительные трудности возникают еще и оттого, что многие из старообрядческих изданий, как это отмечал в свое время В. Сопиков, снабжались ложными выходными сведениями.

    Предлагаемый каталог содержит в себе описание наименее изученных изданий —■ изданий, выпущенных тайными старообрядческими типографиями в 90-х годах XVIII— первых двух десятилетиях XIX в. (эти издания описаны настолько подробно, на­сколько этого требует необходимость выделения определенного издания из ряда по­добных). Все издания разделены на четыре группы, в каждой из которых соедине­ны издания одной из четырех действовавших в тот период типографий. В пределах каждой группы издания расположены по хронологии выхода в свет, определяемой временем изготовления бумаги, на которой они напечатаны, а также состоянием до­сок, оттиски которых украшают книги. При этом одной из важнейших характеристик изданий остаются выходные сведения, когда они есть, независимо от того, какая доля истины содержится в указании на место и время издания. В случае отсутствия вы­ходных сведений либо дефектности известных экземпляров описываемого издания оно датируется условно. В то же время включение подобных изданий в каталог пред­ставляется целесообразным, поскольку довольно подробное описание дает возмож-

    5Мельников-Печерский П. И. Записка о старообрядческих типографи­ях в Клинцах, Махновке, Янове, Майдане Почапниецком // Поли. собр. соч.: В 7 т. 2-е изд. T. 7. СПб., 1909. С. 352—375; Тищенко M. Клинщвсыи друкарш старов1-piB // Б1блюлопчт BiCTi (Кшв). 1927. № 1. С. 65—79.

    6 I w а п i е с E. Wydawnictwa staroobrzgdowcow па terenie Polski i ich staroru-
    skie tradicje // Zeszyty Naukowe Uniwersytctu Lodzkiego: Nauki humanistycznospo-
    iecznc. Lodz, 1976. Ser. I, zesz. 109. S. 65—70.

    7 Лабынцев Ю. A. 1) Кирилловские издания Супрасльской типографии. М.,
    1978 (В помощь составителям сводного каталога старопечатных изданий кириллов­
    ского и глаголического шрифтов; Метод, указания. Вып. 3); 2) Кирилловское книго­
    печатание в Супрасле и его роль в развитии восточнославянских культур конца
    XVII—XVIII веков: Автореф. канд. дис. M., 1980; 3) Памятники древнерусской книж­
    ности и литературы в старообрядческих изданиях Супрасльской типографии
    (XVIIIb.) //Труды отд. древнерус. лит. T. 36. Л., 1981. С. 209—215.

    8 Паскаль А. Д. Распространение старообрядческих изданий в конце XVIII
    начале XIX в.: (На примере Клинцовской типографии) // Книга в России до середи­
    ны XIX века: 3-я всесоюз. науч. конф. Ленинград, 2—4 октября 1985 г.: Тезисы
    докл. Л., 1985. С. 42—43.— См. также: Мартынов И. Ф. Указ. соч. С. 47, 48.

    9 Исключением является каталог изданий Супрасльской типографии (см.: Л а-
    бынцев Ю. А. Кирилловские издания Супрасльской типографии). Известно также,
    что в последние годы своей жизни много занималась изучением старообрядческих
    изданий А. С. Зернова, но завершить эту работу, к сожалению, не успела.

    10 Лабынцев Ю. А. Памятники древнерусской письменности в изданиях
    старообрядческих типографий XVIII—XX вв. // Книга: Исследования и материалы.
    Сб. 39. M., 1979. С. 174.

    . 4

    ность определить в экземпляре издание, даже и описанное по дефектному экземпля­ру, а невключение их исказило бы представление об издательских программах и дея­тельности старообрядческих типографий.

    В каталоге учтены, несомненно, далеко не все старообрядческие издания конца XVIII — начала XIX в.; включены сведения лишь о тех из них, экземпляры которых обнаруживаются в трех крупнейших ленинградских книгохранилищах: в Библиотеке Академии наук СССР, в Публичной библиотеке и в библиотеке Ленинградского университета — и которые составляют, как представляется, приблизительно 2/3 от общего количества изданий, выпущенных старообрядческими типографиями в указан­ный период.

    Каталог имеет также добавление и приложение. В добавлении приводятся мини­мальные сведения о старообрядческих изданиях других типографий во второй поло­вине XVIII в. (в ряде случаев издания конца XVIII — начала XIX в. являются пере­печатками этих изданий). Приложение содержит список изданий, не обнаруженных в ленинградских книгохранилищах и известных по библиографии. Порядок располо­жения изданий в добавлении и приложении сходен с тем, который был выдержан в основной части каталога.

    Каталог снабжен двумя вспомогательными указателями: алфавитным указателем изданий и указателем орнаментики изданий конца XVIII — начала XIX в.11 В по­следнем даются сведения о том, в каких изданиях встречаются орнаменты, воспроиз­веденные в альбоме орнаментики, приложенном к каталогу.

    2

    Начало старообрядческого книгопечатания обычно связывают с выпуском ряда изданий Могилевской типографией в начале XVIII в.12 Но подлинный расцвет типо­графской деятельности старообрядцев наступил значительно позже — во второй по­ловине XVIII — начале XIX в. (до начала 1820-х годов, когда устраивается едино­верческая книгопечатня в Москве). И хотя главные инициативы в организации кни­гопечатания зародились, судя по всему, в московской старообрядческой общине и происходили оттуда, непосредственная организаторская деятельность велась, главным образом, старообрядцами стародубских слобод (связь между Стародубьем и таким авторитетным старообрядческим центром, как Рогожское кладбище, общеизвестна), особую роль среди которых сыграл пользовавшийся большим влиянием в Стародубье посад Клинцы.

    В книгоиздательской деятельности старообрядцев хорошо прослеживаются два направления: во-первых, договоры о перепечатывании дониконовских изданий в ти­пографиях, находившихся за пределами России, а также в типографиях униатских монастырей (среди них обычно называют Троицкий монастырь в Вильне, Успенский в Почаеве и Благовещенский в Супрасле), во-вторых, организация собственных ти­пографий.

    В Вильне первое издание для старообрядцев было, как считают, выпущено в 1767 г.13 В выходных сведениях Поучений аввы Дорофея (№ 235), действительно, указан именно этот год. Год спустя, опять же судя по выходным сведениям, в Виль­не были изданы книга поучений Ефрема Сирина (№ 236) и Псалтирь (№ 237). Сле­дует отметить, что все эти издания стоят особняком среди других, более поздних, изданий Виленской типографии. Нетрадиционным было уже самое издание поуче­ний Ефрема Сирина и аввы Дорофея форматом в восьмую долю листа (обычно in folio). Кроме того, в этих трех изданиях использованы заставки, не встречающиеся в более поздних изданиях с виленским выходом, в то время как несколько этих

    11 Принципы составления указателей наряду с принципами описания изданий
    подробно излагаются в § 3 Предисловия.

    12 Зернова А. С. Книгопечатание в Белоруссии XVIII в. // 400 лет русского
    книгопечатания. 1564—1964: Русское книгопечатание до 1917 года. M., 1964. С. 230;
    Лабынцев Ю. А. Памятники древнерусской письменности... С. 175.

    13 3 е р и о в а А. С. Указ. соч. С. 230.

    5

    заставок употребляются также в клинцовских изданиях второй половины 1780-х го­дов. Каково происхождение этих изданий — не вполне ясно, однако с полной опреде­ленностью можно сказать, что, начиная с Часовника (Вильно, 1776, — № 221) и кон­чая Шестодневом (Вильно, 1792, — № 232), издания с виленским выходом напеча­таны с использованием одного и того же типографского материала14.

    В начале 1790-х годов что-то, по-видимому, стало препятствовать печатанию в виленской типографии книг для старообрядцев. И поэтому в их выходных сведе­ниях сначала появилось указание на Академическую типографию16, потом издания стали датироваться более ранним временем 16, а затем их выпуск и вовсе прекра­тился.

    На рубеже XVIII — XIX вв. издания, при печатании которых использовался ви-ленский типографский материал, появились снова 17. Сначала в их выходных сведе­ниях указывался, судя по всему, истинный год издания 18; позднее, а может быть, и одновременно с этими изданиями стали появляться такие, в выходных сведениях ко­торых в качестве времени выхода указывались 90-е годы XVIII в., редко — 80-е19 и 70-е 2°. Когда виленская типография прекратила издание книг для старообрядцев, сказать трудно, хотя, судя по тому, что одно из наиболее поздних ее изданий — Часослов (Вильно, 1772)—было напечатано на бумаге 1806, 1808 гг., к концу пер­вого десятилетия XIX в. она перестает заниматься перепечаткой дониконовских из­даний.

    Издания виленской типографии отличает не только то, что в качестве места выхода в их выходных сведениях обычно указывается Вильно (исключение лишь изд. № 140); при небольшом разнообразии заставок они часто украшались концоЪками, редко встречаемыми в изданиях других типографий начала XIX в. Нередко на оборо­те последних листов тетрадей в виленских изданиях обнаруживается цифровой счет тетрадей (в начале XIX в. счет тетрадей можно встретить еще только в изданиях яновской типографии К. Колычева, перепечатанных с виленских).

    Интересна издательская программа виленской типографии в начале XIX в.; она сильно ориентирована на издания клинцовской типографии Я. Железникова: в ней печатается Евангелие-тетр (№ 128), как в свое время и в Клинцах (№ 273), Канон­ник странного состава, открывающийся Службой Тихвинской Богородице (№ 120; в Клинцах —№ 274), Шестоднев (№ 118; в Клинцах —№ 286).

    Начало печатания старообрядческих книг в типографии супрасльского Благо-

    14 В выходных сведениях Псалтири (Вильно, 1779 — № 230) и Цветника (Виль­
    но, 1791 — № 231) в качестве места их выхода указывается Академическая типо­
    графия. Однако обе книги принадлежат указанной группе изданий. Что касается из­
    дания книг до 1776 г., то Часослов (Вильно, 1772 — № 144) был напечатан в конце
    1800-х годов (год издания мог быть выбран по аналогии с Часословом — Супрасль,
    1772 —№ 323).

    15 См. сноску 14. Бумага, на которой напечатаны оба издания, близка по вре­
    мени изготовления. Псалтирь издана на бумаге 1784, 1785 гг., Цветник—1786,
    1787 гг.

    16 См. изд. № 233 и 234.

    17 О том, что все эти издания (как XVIII, так и XIX в.) должны быть атрибу­
    тированы Троицкой типографии в Вильне, свидетельствует, например, то, что заставка
    № 41, употреблявшаяся в них, обнаруживается среди оттисков с подлинных клише
    Виленской типографии, воспроизведенных в каталоге: Миловидов А. И. Описание
    славяно-русских старопечатных книг Виленской публичной библиотеки (1491—1800).
    Вильно, 1908. С. 159, № 25. Там же находится и концовка № 139, которая, по заме­
    чанию А. И. Миловидова, встречается и в униатском Служебнике (Вильно, 1773—
    см. там же. С. 156, № 16). В качестве орнамента, употреблявшегося как в виленских,
    так и в супрасльских изданиях, А. И. Миловидов приводит концовку № 142 (там
    же. С. 155, № 10).

    18 Псалтирь (Вильно, 1799 —№ 111), Часовник (Вильно, 1800 —№ 112) и др.

    19 Ефрем Сирин и авва Дорофей. Поучения (Вильно, 1780 — № 126).

    20 Часослов (Вильно, 1772 —№ 144).

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Научная библиотека имени