• СОДЕРЖАНИЕ Предисловие
  • Глава 2. История трезвости
  • Глава 3. Собриология как наука
  • Глава 4. Законы и закономерности собриологии
  • Глава 6. Теории зависимостей от табака, алкоголя и других наркотиков
  • Глава 7. Медицинские и социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и других наркотиков
  • ГЛАВА 8. Мифы об алкоголе, табаке и других наркотиках
  • ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящая монография не случайно названа латинско-греческим названием «Собриология». Собриология
  • Глава первая. ИСТОРИЯ НАРКОТИЗМА 1.1. История алкоголя

  • Скачать 11.18 Mb.


    страница1/34
    Дата22.01.2019
    Размер11.18 Mb.
    ТипМонография

    Скачать 11.18 Mb.

    Наука об отрезвлении общества


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    СОБРИОЛОГИЯ
    НАУКА ОБ ОТРЕЗВЛЕНИИ ОБЩЕСТВА

    Нижний Новгород

    2013

    МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТРЕЗВОСТИ



    СОБРИОЛОГИЯ

    НАУКА ОБ ОТРЕЗВЛЕНИИ ОБЩЕСТВА

    Под редакцией профессора А.Н. Маюрова

    Нижний Новгород

    2013

    УДК 351/354

    ББК 51.1(2)+51.204.0
    Собриология. Наука об отрезвлении общества. /Под ред. проф. А.Н. Маюрова. Авторы: А.Н. Маюров, В.П. Кривоногов, Н.А. Гринченко, В.И. Гринченко, А.М. Карпов, И.В. Николаев. 3 изд., перераб и доп. – Н. Новгород: «Издательский салон» ИП Гладкова О.В., 2013 - 543с.

    ISBN 978-5-93530-350-1


    Рецензенты:

    К.Г. Башарин, профессор, доктор медицинских наук, академик;

    Г.И. Григорьев, профессор, доктор медицинских наук, академик;

    В.А. Бондаренко, профессор, кандидат психологических наук, кандидат филологических наук, академик;

    В.П. Шандыбин, профессор, гранд-доктор философии, доктор психологических наук, доктор биологических наук, доктор педагогических наук, академик.
    В монографии рассматриваются проблемы наркотизма, сложившиеся в современном обществе. Детально раскрываются особенности науки собриологии – науки о путях отрезвления человека и общества. Широко представлена история трезвости в разных странах мира. Раскрыты законы и закономерности собриологии. Показан межведомственный характер решения алкогольно-табачно-наркотической проблемы. Рассмотрены причины, факторы и поводы в алкоголизации и наркотизации любого общества. Утверждается преимущество трезвого образа жизни во всех его аспектах.

    Монография адресована собриологам, педагогам, психологам, психиатрам, политологам, экономистам, валеологам, ювенологам, социологам, наркологам, превентологам, социальным работникам, политикам – тем, кто занимается проблемами наркотизма и отрезвления общества профессионально. Книга также представляет интерес для студентов, аспирантов и общественности и всех тех, кто не равнодушен к проблемам наркотизма и видит решение проблемы в формировании трезвого образа жизни отдельной личности и общества в целом.


    УДК

    © А.Н. Маюров, В.П. Кривоногов, Н.А. Гринченко, В.И. Гринченко, А.М. Карпов, И.В. Николаев, 2013

    ISBN

    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие ……………………………………………………………..

    Глава 1. История наркотизма ………………………………………….

    1.1. История алкоголя……………………………………………………..

    1.2. История табака ……………………………………………………….

    1.3. История нелегальных наркотиков ……….………………………….

    1.4. История нелегальных наркотиков в России ………………………..

    Глава 2. История трезвости …………………………………………….

    2.1. Трезвенническое движение и антиалкогольная политика в России

    2.2. Международное трезвенническое движение и системы запрета ….
    Глава 3. Собриология как наука………………………………………..

    3.1. Основные понятия собриологии. …………………………………….

    3.2. Становление собриологии как науки. ………………….……………

    3.3. Объект и предмет собриологии. ……………………..……………….

    3.4. Функциональная модель психики человека и составляющие его здоровья.

    3.5. Связь собриологии с другими науками. ……………………….……..



    Глава 4. Законы и закономерности собриологии ….…………………

    Глава 5. Теории о причинах употребления алкоголя, табака и других наркотиков

    5.1. Понятие о причине и причинности …………………………………..

    5.2. Научные представления о причинах употребления алкоголя, табака и других наркотиков………………………………………………………….

    5.3. Дискретные уровни алкоголизации населения………………………

    5.4. Алкогольная «точка невозврата»………………………………………

    5.5. Алкоголь и сверхсмертность……………………………………………

    5.6. Алкоголь и рождаемость……………………………………………….

    5.7. Алкоголь и рождение дефективного (дегенеративного) потомства.



    Глава 6. Теории зависимостей от табака, алкоголя и других

    наркотиков ………………………………………………………………..

    6.3. Единый алгоритм химических зависимостей ……………………….

    6.3.1. Конструктивные элементы зависимостей………………………….

    6.3.2. Единство механизма и результата всех видов зависимостей……..

    6.3.4. Этапы развития зависимостей от наркотических веществ………..

    6.4. Кризис современной наркологии…………………………………….

    6.5. Теория Г.А. Шичко и выход из тупика………………………………..

    6.6. Другие теории химической зависимости……………………………..

    6.7. Нехимические зависимости……………………………………………

    Глава 7. Медицинские и социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и других наркотиков

    7.1. Алкоголь и последствия его употребления…………………………….

    7.1.2. Последствия употребления алкоголя на центральную нервную систему

    7.1.3. Последствия употребления алкоголя на детородные органы и генофонд

    7.1.4. Влияние алкоголя на развитие сердечно - сосудистых заболеваний

    7.1.5. Прочие последствия употребления алкоголя на организм………….

    7.1.6. Особенности влияния алкоголя на детей и подростков……………..

    7.1.8. Малые дозы алкоголя………………………………………………….

    7.2. Табак и последствия его употребления…………………………………

    7.2.1. Влияние курения табака на развитие сердечно - сосудистых и раковых заболеваний, бронхита……………………………………………………….

    7.2.2. Влияние курения табака на детородную функцию и генофонд…….

    7.2.3. Влияние пассивного курения табака на здоровье……………………

    7.2.4. Прочие последствия курения табака на здоровье……………………

    7.2.5. Электронные сигареты………………………………………………….

    7.3. Нелегальные наркотики и последствия их употребления……………..

    ГЛАВА 8. Мифы об алкоголе, табаке и других наркотиках

    8.1. Мифы об алкоголе

    8.2. Мифы о курении

    8.3. Мифы о нелегальных наркотиках.



    ГЛАВА 9. Трезвенническая политика. ……..…………………………

    Основные термины и понятия, применяемые в собриологии …………..

    Дополнительная литература ………………………………………………

    Сведения об авторах ……………………………………………………….



    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Настоящая монография не случайно названа латинско-греческим названием «Собриология». Собриология (от лат. sobrietas – трезвость и греч. logos – учение, наука) – наука о путях достижения трезвости. В России все науки по глубокой традиции называются латинскими и греческими терминами. Более того, работа предназначена не только для российских читателей, но и для представителей других стран планеты. Выбор темы обусловлен, во-первых, широким распространением употребления алкоголя, курением табака и применением в нашей жизни различных других нелегальных наркотических веществ; во-вторых - катастрофической смертностью от применения народами многих стран легальных и нелегальных наркотиков; в-третьих - широтой и глубиной социальных отклонений, вызванных употреблением табака, алкоголя и других наркотических веществ; в-четвертых - крайне низкой результативностью мер предупреждения и преодоления алкогольных, табачных и иных наркотических предрассудков, трезвенных предубеждений и слабой превентивной работы по формированию здоровой, трезвой личности во многих странах; в-пятых - деятельностью различных профилактических систем, наполненных многими заблуждениями в понимании причинности и факторности проблем наркотизма; в-шестых - пассивностью людей в формировании нового трезвого поколения во многих странах; в-седьмых - требованиями ВОЗ и Конвенций ООН о правах ребёнка - принять государствами всего мира неотложные меры по защите молодых людей от употребления табака, алкоголя и других наркотиков; в-восьмых - слабой изученностью истории и практики формирования трезвого образа жизни в различных странах.

    Стратегическая цель работы - показать преимущества трезвого образа жизни, то есть реально практикуемые трезвенные нормы поведения людей, характеризующиеся полной, убежденной трезвостью на основе научных собриологических знаний.

    Среди задач мы выделили следующие:



    1. рассмотреть историю табачной, алкогольной и другой наркотической проблемы, а так же рассмотреть становление и развитие трезвеннической мысли с древнейших времен до наших дней;

    2. проанализировать трезвеннические движения в России и других странах;

    3. определить основные термины и понятия собриологии, а также методологию этой науки;

    4. рассмотреть межпредметные связи, законы и закономерности собриологии;

    5. определить причины, факторы и мотивы употребления алкоголя, табака и других наркотиков;

    6. определить cущность зависимости от токсических и наркотических веществ;

    7. изучить медицинские, психологические, педагогические и социальные последствия употребления алкоголя, табака и других наркотиков;

    8. рассмотреть наиболее распространенные мифы об алкоголе, табаке и других наркотиках.

    У собриологии есть своя предистория. Многие пророки, святые и духовные лидеры мировых религий, известные и знаменитые люди планеты в разные времена и в разных странах вели и ведут естественный трезвый образ жизни. Они же были и первыми проводниками трезвости на планете. Согласно Библии, трезвый образ жизни вели Иисус Христос и Иоанн Креститель (Предтеча).

    Далее мы хотели бы назвать:

    Пророка Даниила – праведника, мудреца,

    Мухаммеда (Магомета, Магомеда) - основателя ислама, пророка,

    Будду (Сиддхартхе Гаутаме) - основателя буддизма,

    Конфуция (Кун-цзы) - основателя конфуцианства,

    Заратуштру (Заратустру) Зороастру – пророка и реформатора древне-иранской религии.

    Ибн Сину (Авиценну) - врача, энциклопедиста,

    Сократа - древнегреческого философа,

    Сергия Радонежского – святого Русской православной церкви,

    Серафима Саровского – святого Русской православной церкви,

    Святослава – князя Киевской Руси,

    Аввакума Петровича – протопопа, главу старообрядчества,

    Толстого Льва Николаевича – русского писателя,

    Достоевского Федора Михайловича – русского писателя,

    Иоанна Кронштадтского (Сергеева Ивана Ильича) – святого Русской православной церкви,

    Иоанна (Снычева Ивана Матвеевича) – митрополита С.-Петербургского и Ладожского Русской Православной Церкви,

    Мальцева Терентия Семеновича – русского полевода, народного академика.

    Огромный вклад в дело отрезвления народов мира внесли такие ученые и общественные деятели, как

    Форель Август (Огюст) - швейцарский невропатолог, президент Нейтрального IOGT,

    Павлов Иван Петрович – русский физиолог,

    Углов Федор Григорьевич – русский хирург, академик, лидер мирового трезвеннического движения,

    Кокушкин Яков Карпович – зачинатель пятого этапа трезвеннического движения в СССР,

    Шичко Геннадий Андреевич – русский общественный деятель, биолог,

    Дудочкин Петр Петрович – русский писатель,

    Красноносов Игорь Александрович – зачинатель пятого этапа трезвеннического движения в СССР,

    Кун Леврет – основатель Международной организации добрых храмовников (IOGT),

    Левский Василь – болгарский основоположник трезвеннического движения,

    Финч Джон – лидер мирового трезвеннического движения

    и многих-многих других.

    В истории России немало известных людей, которые занимались проблемами наркотизма и отрезвления общества. Среди них:

    Амосов Николай Михайлович (1913 - 2002) – хирург, академик.

    Белов Василий Иванович (1932 - 2012) - русский писатель.

    Бирюков Павел Иванович (1860-1931) – российский издатель, общественный деятель.

    Гагарин Станислав Семенович (1935-1993) – русский писатель.

    Гладков Борис Ильич (1847-1921) – председатель Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников.

    Горбунов-Посадов Иван Иванович (1864-1940) – русский педагог, писатель, издатель.

    Дейчман Эммануил Исаакович (1889-1968) – ответственный секретарь Всесоюзного совета противоалкоголных обществ СССР.

    Дернов Александр Александрович (1851-1923) – председатель Иоанно-Предтеченского Братства трезвости в России.

    Домбровский Август Фрицевич (1889 - 1938) – меценат, основатель трезвеннического общества «Северное сияние» в Латвии.

    Жданов Степан Иванович (1926-1996) – профессор, академик, основатель Международной Славянской Академии.

    Иванов Порфирий Корнеевич – основатель учения о здоровом образе жизни.

    Караваев Виталий Васильевич (1913-1985) – основатель караваевского движения в России.

    Катанов Николай Федорович (1862-1922) – профессор, лидер трезвеннического движения в России.

    Ларин Юрий (Ларин Михаил Александрович, Лурье Михаил Зальманович) (1882-1932) – председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ СССР.

    Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский этнограф.

    Носов Николай Николаевич (1908-1976) – русский писатель.

    Рачинский Сергей Александрович (1843-1902) – народный учитель в России.

    Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – создатель русской физиологической школы.

    Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) – русский психиатр, публицист.

    Соловьев Александр Титович (1853-1919) – председатель Казанского общества трезвости.

    Челышов (Челышев) Михаил Дмитриевич (1866-1915) – депутат Государственной Думы России.

    Чуриков Иван (XIX-XX вв.) – лидер движения чуриковцев в России (духовных христиан-трезвенников).

    Среди тех, кто занимался проблемами наркотизма и трезвости в прошлые века, в мире являлись:

    Али Нури Мирза Хусейн (Баха-Улла) (18XVII-1892) – основатель бахаизма, трезвенной мировой религии.

    Анслингер Гарри (1893-1975) – один из лидеров мирового прогибиционистского движения в США.

    Бутс Уильям (1829-1912) – основатель Армии спасения.

    Вагнссон Рубен (1891-1978) – шведский государственный деятель, президент Международной организации добрых храмовников (IOGT).

    Весли (Уэсли) Джон (1703-1791) – основатель методизма.

    Весли (Уэсли) Чарльз (1708-1788) – основатель методизма.

    Ганди Мохандас Карамчанг (1869-1948) – индийский религиозный деятель, моралист.

    Гхош Ауробиндо (1872-1850) – индийский религиозный философ.

    Ковен (Кальвин) Жан (1509-1564) – основатель Кальвинизма.

    Крепелин Эмиль (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы.

    Линкольн Авраам (1809-1865) – 16-й президент США, сторонник сухого закона.

    Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, Болдиску) (1910-1997) – лауреат Нобелевской премии.

    Матью Теобальд (1790-1856) – капуцинский монах в Ирландии.

    Миллер Уильям (1782-1849) – основатель адвентизма.

    Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792) – основатель ваххабизма.

    Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель и общественный деятель.

    Рамакришна Шри (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) – индийский мыслитель.

    Раш Бенджамин – проповедник трезвости в США.

    Свами Прабхупада (1896-1977) – основатель Международного общества сознания Кришны.

    Тенев Иван (1913-1976) – председатель Национального комитета трезвенности Болгарии.

    Фишер Анна Клара (1921-1967) – президент Немецкого союза женщин-трезвенниц.

    Фокс Джордж (1624-1691) – основатель трезвенной религии квакеров.

    Фокс Чарлз (1873-1929) – основатель пятидесятничества.

    Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790) – американский государственный деятель.

    Худолин Владимир (1922-1996) – профессор, основатель Международного движения семейных клубов трезвости.

    Чамберс Гарри (1803-1896) – лидер международного трезвеннического движения.

    Чейз Симеон (1829 -1909) – лидер международного трезвеннического движения.

    Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – индийский философ, мыслитель.

    Штубер Вилли (1928-1996) – президент Интернационального союза безнаркотического воспитания (IVES) и другие.

    В СССР и России основы собриологии разрабатывали и разрабатывают Е.Г. Батраков (Абакан), К.Г. Башарин (Якутск), В.А. Бондаренко (Краснодар), Г.И. Григорьев (С.-Петербург), Л.С. Григорьева (Якутск), Н.А. и В.И. Гринченко (Елец), П.И. Губочкин (Ярославль), С.Н. Зайцев (Московская обл.), В.Г. Жданов (Москва), Н.К. Зиновьев (Москва), Ф.М. Калинчук (Казатин), А.М. Карпов (Казань), В.В. Корченов (Москва), В.П. Кривоногов (Красноярск), С.П. Крупская (Харьков), М.В. Леонтьева (Архангельск), А.Н. Маюров (Нижний Новгород), И.В. Николаев (Новосибирск), Ф.Н. Петрова (Москва), Н.К. Пирожков (Новосибирск), В.А. Рязанцев (Николаев), Г.И. Тарханов (Абакан), В.А. Толкачев (Минск), С.И. Троицкая (С.-Петербург), Л.К. Фортова (Владимир), М.В. Чичеров (Могилев) Г.Я. Юзефович (Хабаровск), А.Н. Якушев (Ставрополь) и многие другие. К видным современным зарубежным собриологам можно отнести: Д. Рутерфорда (Англия), Х. Колстада (Норвегия), Ф. Линдемана (ФРГ), Я. Моравского (Польша), А. Чекаускаса (Литва), С.-О. Карлсона (Швеция), К. Сперкову (Словакия) и других.

    Преподнесение современному читателю такой книги, как «Собриология», не имеющей аналогов в российской и зарубежной научной литературе, весьма важно для разработки стратегии и тактики трезвеннического движения, а также государственной антиалкогольной политики в разных странах мира на современном этапе. Особенно полезна эта книга для тех, кто призван заниматься разрешением проблемы наркотизма в странах с высоким уровнем потребления алкоголя, табака и других наркотиков. Она поможет проследить историческую и практическую преемственность трезвеннических идей, трезвой жизни, трезвого поведения на нескольких уровнях: индивида, малых социальных групп, жителей целых стран и общества в целом.

    Авторы написали: А.Н. Маюров – введение, 1 и 2 главы, предисловие и послесловие, основные термины и понятия, применяемые в собриологии; В.П. Кривоногов – 4 и 7 главы; Н.А. Гринченко и В.И. Гринченко – 3, 5 и 6 главы; А.М. Карпов – ряд параграфов 5 главы; И.В. Николаев – ряд параграфов 3, 5 и 7 глав.

    В монографии использованы научные труды академика Ф.Г. Углова, кандидата биологических наук Г.А. Шичко, социолога И.А. Красноносова, общественного деятеля Я.К. Кокушкина, нарколога В.А. Рязанцева, академика Д.В. Колесова.

    В монографии использованы также работы: публициста Г.И. Тарханова, профессора А.К. Демина, доцента Г.В. Гусева, собриолога Дерека Рутерфорда, собриолога А. Дроздова, собриолога В.Н. Сидорова, историка Д. Суворова, профессора Р.В. Мизерене, профессора Ф.Н. Петровой, профессора Б.Ф. Калачева, профессора В.В. Колбанова, собриолога Хельге Колстада, доцента А.Г. Макеевой, активистки трезвеннического движения Е.И. Кардаш и других.




    Глава первая. ИСТОРИЯ НАРКОТИЗМА
    1.1. История алкоголя
    8-10 тыс. лет назад человечество познакомилось с действием на здоровье и поведение людей алкогольных изделий. В сравнении с историей человечества – около 200 тыс. лет – ошибка скоротечная, сиюминутная. Параллельно возникали и антиалкогольные настроения, однако много столетий человечество боролось с пьянством, но не с его причинами, а больше всего с последствиями. И только сравнительно недавно учёные серьезно занялись научными разработками, а практики 160 лет назад организовались во Всемирное трезвенническое движение под эгидой Международной организации добрых храмовников (IOGT). Однако, как свидетельствует жизнь во многих странах, результаты пока не внушают оптимизма. И совсем другая обстановка в странах, где люди исповедуют ислам, буддизм, вишнуизм, индуизм, методизм, конфуцианство, бахаизм и другие трезвенные религии.

    Две трети населения Земли не имеют алкогольных проблем, ведут трезвый образ жизни. В 41 стране мира действует абсолютный сухой закон. Еще в 40 странах мира применяются жесткие антиалкогольные ограничения. Около 700 народов на нашей планете живут трезво. Около 500 религий исповедуют трезвение. Древние славяне, их предки и пращуры исповедовали трезвость и вели трезвый образ жизни.

    И все же, история развития человечества в ряде стран привела к серьезным алкогольным проблемам. История нашего государства во второй половине ХХ века также создала условия, при которых алкоголизм стал общенациональной проблемой (1).

    Алкоголь - слово арабское. Кое-кто из переводчиков преподносит нам это как – изысканнейший, летучий и вкуснейший. Но правильный перевод будет – спирт. Начало целенаправленного получения сброженных изделий содержащих алкоголь многие историки относят ко времени формирования сельского хозяйства; т.е. приблизительно 6-10 тысяч лет до н. э. Из разбавленного водой мёда получали медовую брагу, из ячменя нечто вроде пива, кочевники делали из кобыльего молока кумыс. Они использовались в качестве «пищевых» изделий, а также для жертвоприношений.


    Однако алкоголь всегда был дурманом. На основе исторических документов можно твёрдо считать, что целенаправленному получению спиртных изделий порядка 6 тысяч лет. Во многих древних документах Египта, Месопотамии, Китая, Греции, а также в Библии мы находим упоминания об употреблении спиртных изделий. Достаточно вспомнить, что первое чудо, которое совершил Иисус Христос, это - превращение воды в вино. Правда, вином в те библейские времена называли свежевыжатый, а не перебродивший виноградный сок. У нас же речь о другом – алкогольном вине. Из истории известно, что ещё в древние времена было отмечено отрицательное воздействие алкоголя и других наркотических веществ на организм человека. Так Геродотом впервые было описано дурманящее действие дыма от сжигаемой конопли. В Спарте специально напаивали рабов для того, чтобы показать, к чему это может привести, и воспитывали на этих примерах молодежь. В Индии жестоко наказывали женщин, употреблявших алкоголь. В древнем Китае за 1116 лет до н.э. существовал указ императора, который назывался "извещение о пьянстве". Он гласил: " Наш народ в высшей степени распущен и потерял свою добродетель, что нужно приписать невоздержанности к употреблению хмельных изделий. Между тем, разрушение государств, больших и малых, произошло по той же причине – из-за употребления этих изделий". Император в этом указе грозил пьяницам строгим наказанием - вплоть до смертной казни.(2)
    Попробуем рассмотреть, почему же алкоголь стал частью квази-культуры некоторых народов. В латинском языке слово «спиритус» имеет два значения - дух и спирт. И это показывает, что иногда в представлении людей спиртные изделия носили некий таинственный характер. Далеко ходить за примерами не надо. В странах, где был дикий, а потом окультивированный виноград, стали изготавливать виноградное вино, в тропиках использовалось пальмовое вино, а в более умеренных широтах и в северных районах использовались соки ягод, молоко. Из этих субстратов люди изготавливали изделия с совершенно новыми свойствами, иными вкусовыми качествами. Занимались этим, прежде всего, жрецы, считавшиеся профессиональными посредниками между богами и людьми. Так возникли культовые изделия. Позднее они были перенесены на другие значимые в жизни человека события и стали посвящаться различным божествам. Спиртные изделия стали употреблять в торжественные и знаменательные моменты в жизни человека. Во время похорон - на так называемых тризнах.

    Все народные, древние культовые изделия были связаны по своему происхождению с природными условиями обитания народов. История «дружбы» России с алкоголем – печальна и драматична. На протяжении многих лет Русь не знала иного питья, кроме чистой родниковой воды. В России за счет того, что было колоссальное количество лесов, и они были на огромных пространствах, в первую очередь использовался очень доступный вид изделия – берёзовица, крепостью до 1,5 градуса. Она изготавливалась из берёзового сока. Кроме того, было изделие, сделанное из мёда. Из сока ягод делали морс, после этого смешивали с мёдом, заливали в ёмкости и выдерживали от 5 до 25 лет. Это так называемые ставленые мёды. Крепость этого изделия была от 5 до 6 градусов. Это в достаточной степени крепкое и дурманящее изделие. Описание его потребления, встречающееся в различных исторических источниках, показывает, что даже небольшое количество этого изделия делало ноги ватными, наступал дурман и очень тяжёлый выход из этого состояния. Тяжелые сахара и алкоголь давали о себе знать, и человек долгое время находился под действием дурмана.(3) Однако чаще это изделие не подвергали брожению, этот напиток был безалкогольным.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Наука об отрезвлении общества

    Скачать 11.18 Mb.