Дата29.01.2019
Размер3.65 Mb.
ТипМетодические рекомендации

Название учреждения



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ
КАФЕДРА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ УРОКОВ "ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ"

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ 

(методические рекомендации)

Уфа 2014

УДК


ББК

А 95
Авторы - составители:

канд. мед. наук, доцент В.В.Шурыгина

д-р мед. наук, проф. З.А.Хуснутдинова



Организационно-методическое сопровождение по проведению специальных тематических уроков «Профилактика ВИЧ-инфекции»: Методические рекомендации./ В.В.Шурыгина, З.А.Хуснутдинова ХХХ – Уфа: Изд-во ХХХ, 2014. – 78 с.
ISBN
В методических рекомендациях представлены основы организационно-методического сопровождения проведения специальных тематических уроков «Профилактика ВИЧ-инфекции» для обучающихся школ, студентов начального, среднего и высшего профессионального образования.

Приводятся современные и доступные материалы по организации и проведению профилактических бесед, проведению классных часов, специальных тематических уроков.

Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений и их заместителей по воспитательной работе, учителей, классных руководителей, психологов, социальных педагогов, медицинских работников учреждений образования, для врачей и специалистов по профилактике ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях.
Рецензенты:

 Шурыгина В.В., Хуснутдинова З.А. ,2014



 Оформление, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ







Стр.




Предисловие

4

1

Организация и проведение специальных уроков по профилактике ВИЧ-инфекции

6

1.2

Программа проведения специальных тематических уроков (классных часов) по профилактике ВИЧ-инфекции (для 9-11 классов)


6

1.3

Вопросы для обсуждения

7

1.4

Основная цель и задачи проведения уроков, посвященных вопросам «Профилактике ВИЧ-инфекции»

8

2

Информационная лекция для старшеклассников «Профилактика ВИЧ-инфекции»

9

2.1

История развития эпидемии ВИЧ-инфекции

10

2.2

Вирус иммунодефицита человека

12

2.3

Правила личной безопасности

16

2.4

Опасен ли ВИЧ-инфицированный человек? В каких ситуациях существует риск заражения

16

2.5

Как ВИЧ инфекция воздействует на организм человека

18

2.6

СПИД̵ - глобальная пандемия. Актуальность проблемы ВИЧ-инфицирования в мире, в России и Республике Башкортостан: статистика и тенденции развития эпидемии

19

2.7

1 декабря - Всемирным днем борьбы со СПИДом

21

2.8

ВИЧ-инфекция - болезнь поведения

22

2.9

Роль здоровья человека в достижении цели. Ведение ЗОЖ - составляющая успешности личности

23

3

Задания для итогового контроля

25

3.1

Ответы на вопросы теста

26




Заключение

27




Рекомендованная литература

29



ПРЕДИСЛОВИЕ

Одна из главных функций системы образования заключается в создании условий для мотивационной заинтересованности обучающихся в здоровом стиле поведения.

Именно в школе формируется культура отношения к себе, своему здоровью, формируется самооценка, развиваются лидерские качества, воспитывается успешная личность, выбирающая здоровый и безопасный стиль поведения.

Будущее нашей страны – ее экономический и социокультурный уровни, репродуктивная прочность популяции, обороноспособность, трудовой и интеллектуальный потенциал во многом определяется здоровьем нации, по уровню и состоянию которого можно судить о степени развитости и благополучия общества. Поэтому, чтобы не допустить физической и духовной деградации населения России, необходимо сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Национальная политика нашей страны направлена на совершенствование Российской системы образования, в том числе в части охраны здоровья подрастающего поколения.

В настоящее время проблема профилактики ВИЧ-инфекции среди подрастающего поколения особо актуальна, так как распространение этой инфекции до уровня пандемии дает основания считать ее серьезной угрозой как для страны в целом, так и для нашей Республики, в частности. Как сказал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин : «Сегодня мы рассматриваем проблему, которая носит глобальный характер и является актуальной не только для России, но и для всего мира. Речь пойдет о мерах борьбы с распространением ВИЧ-инфекции. Заболевание СПИДом - это факт медицинский, а причины болезни, как правило, носят социальный характер, поэтому эффективность борьбы со СПИДом может обеспечить лишь слаженная совместная работа различных органов».

Эпидемия распространения ВИЧ/СПИД тесно связана с употреблением наркотиков. В настоящее время наркомания признана угрозой глобального характера.

Избитая истина, о том, что "болезнь легче предупредить, чем лечить" относится к ВИЧ-инфекции в большей степени, чем к любому другому заболеванию. ВИЧ-инфекция – это болезнь поведения, и каждый должен располагать знаниями о ней, чтобы защитить себя от этой болезни. К счастью, этот вирус не передается ни бытовым, ни воздушно-капельным путем, его не распространяют насекомые. Все пути передачи ВИЧ хорошо изучены.



Целью данных методических рекомендаций является предоставление педагогам образовательных учреждений материалов по основам организационно-методического сопровождения проведения специальных тематических уроков «Профилактика ВИЧ-инфекции» для обучающихся школ, студентов начального, среднего и высшего профессионального образования.

Приводятся современные и доступные материалы по организации и проведению профилактических бесед, проведению классных часов, специальных тематических уроков.

Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений и их заместителей по воспитательной работе, учителей, классных руководителей, психологов, социальных педагогов, медицинских работников учреждений образования, для врачей и специалистов по профилактике ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях.


  1. ОРганИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПЕциальных уроков по ПРофилактике ВИЧ-инфекции

Разработанная нами программа по «Профилактике ВИЧ - инфекции» предназначена для проведения специальных тематических уроков (классных часов) по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции со старшеклассниками и учащимися средних специальных учебных заведений. Мы считаем, что основной акцент в работе со старшеклассниками следует перенести на формирование у них навыков культуры здоровья, а также принципов и навыков здорового образа жизни с развитием когнитивной функции (восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникающих проблем).



1.2. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ УРОКОВ (КЛАССНЫХ ЧАСОВ) ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ ИНФЕКЦИИ (ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ)




Название темы

Распределение трудоемкости в часах

1.

Роль ЗОЖ в формировании успешной личности

1

2.

Безопасное и рискованное поведение человека. Виды зависимостей. Профилактика зависимого поведения у подростков

1

3.

Культура здоровья человека. Быть здоровым сегодня модно

1

4.

Что нужно знать о ВИЧ инфекции. Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в России и в РБ

1

5.

СПИД – глобальная пандемия. Факторы риска, определяющие распространение ВИЧ-инфекции. Правила личной безопасности

1

В помощь учителям, работающим со старшеклассниками, мы разработали видеоматериалы (информационная лекция с презентацией), построенной на основе блок - модульной системы, которая состоит из 9 блоков, что позволяет учителю самостоятельно определить глубину разбираемого материала по профилактике ВИЧ-инфекции, ориентируясь на уровень знаний школьников.

По каждому из информационных блоков даны детально проработанные темы, дающие возможность учителю оперировать учебным материалом в соответствии с целью и задачами специальных уроков по профилактике ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи 9-11 классов.

Например, урок № 4 «Что нужно знать о ВИЧ инфекции. Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в России и в РБ» может состоять из набора тема 1,2,3, и 4 в зависимости от цели и задач проводимого классного часа.

Урок № 5 «СПИД – глобальная пандемия. Факторы риска, определяющие распространение ВИЧ-инфекции. Правила личной безопасности» из тем 6,7 и 8.
1.3. вопросы для обсуждения

Предоставленные материалы и вопросы для обсуждения могут быть использованы в качестве тематических планов для проведения информационных лекций и круглых столов. При организации и проведении классными руководителями «Уроков здоровья» в старших классов, для организации специальных междисциплинарных уроков по проблеме ВИЧ-инфицирования, а также для проведения профилактической работы с учащейся молодежью, направленной на формирование принципов здорового образа жизни.

Материалы лекции логично связаны между собой и состоят из 3 этапов:

Первый этап- это вводная часть, в которой поставлена цель и сформулированы вопросы для обсуждения, краткая история развития эпидемии ВИЧ-инфекции, характеристика вируса иммунодефицита человека.

Второй этап – это правила личной безопасности, предупреждение возможности заражения инфекцией, актуальности проблемы ВИЧ-инфицирования в мире, России и Республике Башкортостан ( основные статистические данные, которые обновляются , размещены на сайте www.ufaaids.bashmed.ru - Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями ), а также тенденции развития эпидемии.

Третий этап – заключение. Роль здоровья человека в достижении цели. Ведение ЗОЖ - составляющая успешности личности.


Вопросы для обсуждения, которые могут рассматриваться как отдельные темы:

1. История развития эпидемии ВИЧ-инфекции. Слайд 5-6

2. Вирус иммунодефицита человека. Слайд 7-15

3. Правила личной безопасности. Слайд 16-18

4. Опасен ли ВИЧ-инфицированный человек? В каких ситуациях существует риск заражения. Слайд 19-24

5. Как ВИЧ инфекция воздействует на организм человека. Слайд 25-30

6. СПИД̵ - глобальная пандемия. Актуальность проблемы ВИЧ-инфицирования в мире, в России и Республике Башкортостан: статистика и тенденции развития эпидемии. Слайд 31-43

7. 1 декабря - Всемирным днем борьбы со СПИДом. Слайд 44-46

8. ВИЧ-инфекция - болезнь поведения. Слайд 47-50

9. Роль здоровья человека в достижении цели. Ведение ЗОЖ - составляющая успешности личности. Слайд 51-55. 

Итогом занятия по профилактике ВИЧ-инфекции, в рамках каждого специального урока, должен стать конкретный интеллектуальный продукт.

Домашнее задания для закрепления полученных навыков может задано в интерактивной форме. Например, компьютерная игра , разработанная ЮНЕСКО “Гоночная Машина: Безопасное путешествие по миру”, создана для информирования молодежной аудитории о профилактике ВИЧ инфекций и СПИДа и преследует образовательные цели посредством игровых методов. Одной из основных целей также является продвижения здорового образа жизни. Целевая аудитория: молодые люди от 16 до 24 лет и старше. 

Домашнее задание в этой случае будет следующее: пройти все уровни и ответить на вопросы, касающиеся ВИЧ- инфекции, а на следующем классном часе обсудить результаты. Игру для домашнего пользования можно скачать на сайте ЮНЕСКО на русском языке.

Ссылка для скачивания игры:



http:// www.unesco.org/webworld/ru/fastcar/

Еще одна интерактивная форма - дать задание в группах - разработать памятки по профилактике заболевания с последующей оценкой результатов работы в группах.

Можно предложить обучающимся ответить на вопросы тестов.

В контурных картах, например, на уроках географии, отметить масштаб распространенности ВИЧ-инфекции как в мире, в разных странах, так и в Российской Федерации и Республике.

Мы также считаем, что работа по формированию здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции должна вестись непрерывно и комплексно. Необходимо проводить профилактические беседы по вопросам «Профилактике ВИЧ-инфекции» с родителями учеников на родительских собраниях, с привлечением компетентных в этой области специалистов. Активно использовать методы взаимодействия в системах учитель-ученик, учитель-родитель/законный представитель, родитель/ законный представитель -ребенок, организовывать просветительско-воспитательную работу по вопросам формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни.

1.4. Основная цель и задачи проведения Уроков, посвященных ВОПРОСАМ «Профилактике ВИЧ-инфекции»
Цель урока : формирование у обучающихся безопасного и ответственного поведения в ситуациях, связанных с риском инфицирования ВИЧ.
Задачи:


  1. повысить уровень знаний по вопросам ВИЧ/СПИДа;

  2. формировать навыки безопасного и ответственного поведения в ситуациях, связанных с риском инфицирования ВИЧ;

  3. информировать о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в мире, России и РБ;

  4. продолжить формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.



2. Информационная лекция для старшеклассников «Профилактика ВИЧ-Инфекции»
Примечание: Лекция состоит из презентации и доклада.

Далее приводится доклад к презентации.


Слайд 1
Сегодня наша беседа будет посвящена серьезной проблеме «Профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа». Уже не осталось на земле таких мест, где бы люди не знали об этой болезни. И самое страшное то, что от этой болезни ежедневно умирают как взрослые, так и дети.

К сожалению, эта болезнь неизлечима. Ученые еще не придумали лекарство, которое бы избавило человека от вируса ВИЧ. Не разработана и вакцина, с помощью которой можно было бы защитить здорового человека. Например, от гриппа мы можем сделать прививку заранее и во время эпидемии остаться здоровыми, таких уколов от ВИЧ-инфекции нет. Единственным средством профилактики становятся наши знания о болезни и умения защитить себя.


Слайд 2
Хотелось бы привести цитату Президента России Владимира Владимировича Путина: «Сегодня мы рассматриваем проблему, которая носит глобальный характер и является актуальной не только для России, но и для всего мира. Речь пойдет о мерах борьбы с распространением ВИЧ-инфекции. Заболевание СПИДом - это факт медицинский, а причины болезни, как правило, носят социальный характер, поэтому эффективность борьбы со СПИДом может обеспечить лишь слаженная совместная работа различных органов», в которой подчеркнуто, что тема, которая сегодня рассматривается носит глобальный характер и актуальна не только для России, но для всего мира. Заболевание СПИДом – факт медицинский, но причины болезни, носят, как правило, социальный характер, поэтому эффективность борьбы со СПИДом может обеспечить лишь слаженная совместная работа различных органов».
Слайд 3
Цель лекции: формирование безопасного и ответственного поведения в ситуациях, связанных с риском инфицирования ВИЧ.
Слайд 4
Вопросы для обсуждения:

1.История развития эпидемии ВИЧ-инфекции. Слайд 5-6

2.Вирус иммунодефицита человека. Слайд 7-15

3.Правила личной безопасности. Слайд 16-18

4.Опасен ли ВИЧ-инфицированный человек? В каких ситуациях существует риск заражения. Слайд 19-24

5.Как ВИЧ инфекция воздействует на организм человека. Слайд 25-30

6.СПИД̵ - глобальная пандемия. Актуальность проблемы ВИЧ-инфицирования в мире, в России и Республике Башкортостан: статистика и тенденции развития эпидемии. Слайд 31-43

7.1 декабря - Всемирным днем борьбы со СПИДом. Слайд 44-46

8.Правила личной безопасности. ВИЧ-инфекция - болезнь поведения.

Слайд 47-50

9.Роль здоровья человека в достижении цели. Ведение ЗОЖ - составляющая успешности личности. Слайд 51-55.

Ссылки на источники информации. Слайд 56.


Слайд 5
2.1. История развития эпидемии ВИЧ-инфекции
Все началось, с 1981 года, когда поступило сообщение Центра по контролю и профилактике болезней (CDC) США о 5 случаях пневмоцистной пневмонии и 28 случаях саркомы Капоши. Все заболевшие были гомосексуалисты.

Так, 1983 год, считается годом открытия вируса, вызывающего СПИД, в 1985 году были изучены основные пути передачи ВИЧ.

В 1985 году был зарегистрирован первый случай ВИЧ/СПИДа в СССР у иностранного гражданина, 1987 году появился первый препарат для лечения СПИДа.

Слайд 6
В 1987 году регистрируют первый случай ВИЧ-инфекции уже у гражданина СССР.

В 1988 году ООН объявила 1 декабря - Всемирным днем борьбы со СПИДом.

1995 год принятия федерального закона РФ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и в этом же году началось применение препаратов высокоактивной антиретровирусной терапии, позволяющий большинству больных ВИЧ/СПИДом сохранять жизнь.

1996 год - создание объединенной программы ООН по СПИДу (UNAIDS);


Слайд 7-9
2.2. Вирус иммунодефицита человека
ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека (называется по первым буквам слов) является возбудителем болезни, называемой ВИЧ-инфекция. Человек может болеть этой болезнью очень долго. В течение этого времени ВИЧ-инфекция развивается и проходит несколько стадий, последняя из которых называется СПИД.
Слайд 10
ВИЧ- инфекция - это заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к ее медленному и неуклонному разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Чем вирусы вредят человеку? (Вызывают различные заболевания, которые называются инфекционными.)

Как организм человека может бороться с вирусами? (У человека есть иммунная система, которая старается не допустить проникновение вируса в организм или уничтожить их, если они все-таки попали.)

Сегодня мы поговорим об одном из вирусов, вирусе иммунодефицита человека – ВИЧ. Этот вирус медленно разрушает иммунную систему человека.


Слайд 11
По данным электронной микроскопии, вирионы ВИЧ (мельчайшие вирусы) имеют округлую форму диаметром 100-120 нм. Размеры ВИЧ очень малы – на линии, длиной в 1 см, может разместиться до100 тыс. вирусных частиц.

П