Скачать 51.21 Kb.


Дата27.11.2018
Размер51.21 Kb.

Скачать 51.21 Kb.

Некоторые вопросы работы с государственной, региональной и местной символикой: исторический и краеведческий аспекты



Некоторые вопросы работы с государственной, региональной и местной символикой: исторический и краеведческий аспекты.

Банников Алексей Львович

старший преподаватель ГАУ ДПО ИРО РБ

E-mail: alex_rgv@rambler.ru

В следующем, 2017 году исполнится 520 лет принятию государственного герба России. Эта дата во многом является символом оформления российской государственности, наряду с принятием Судебника 1497 г. Мы полагаем, что данная дата, как и изучение, использование государственной и региональной символики в учебной деятельности, должна стать заметным явлением. Вполне возможным является проведение районных, городских, сельских, школьных конкурсов и конференций, которые могут стать этапами республиканского конкурса или конференции. Объектом практической работы может стать гербы, села, школы, класса, семьи. Рекомендуется придание подобным мероприятиям официального статуса с освещением в местной печати. Необходимо понимать, что при создании герба должны учитываться как официальные геральдические положения и каноны, так и содержание государственной, региональной и муниципальной символики, что подчеркнет общность людей, территории и государства.

Помимо непосредственно целевого назначения, подобная работа имеет и прикладную, краеведческую значимость. В процессе работы над элементами гербов, выясняются детали истории края, района, села, школы, семьи.

В настоящее время имеются как учебные и методические пособия по работе с государственной символикой, так и методические разработки уроков с 1-го по 11 класс по данной теме [см. 3-11]. При этом непосредственно в урочной деятельности государственная символика не задействована, хотя герб и флаг России часто наличествуют в кабинетах истории и обществознания. По нашему мнению, здесь скрыт важный резерв, для улучшения качества знаний исторических событий, явлений и процессов. Также необходимо учитывать, что становление российской государственной символики неразрывно связано с историей самого Российского государства на разных ее этапах, важнейшие события в жизни нашей страны находили свое отражение в содержании государственных символов. Так, например, обстоятельства выбора двуглавого орла связаны с важнейшими аспектами дипломатии Ивана III, а также с процессами юридического оформления Московского государства. Появление царских корон обозначило коренные изменения государственного устройства при Иване IV. Выбор цветов государственного флага связан как с геральдическими традициями, так и с династической политикой. При этом замена черно-желто-белых цветов флага на бело-сине-красные в 1883 г. стала одним из итогов процессов, происходивших в России во 2-й пол. XIX в., изменивших и все общество, в-целом. Выбор и содержание государственного гимна также отражает состояние российской государственности. Мы считаем, что эволюция и содержание советской государственной символики также связана с важнейшими общественно-политическими процессами и событиями в жизни Советского государства. Есть основания подчеркнуть, что современная государственная символика России – флаг, герб, гимн, заимствовав традиции прошлого, в определенной степени отразила и реалии современности, и уже успела претерпеть существенные изменения, в частности, гимн, под влиянием различных политических факторов. Следует отметить, что развитие республиканской символики также неразрывно связано с историей, как региона, так и России, в т.ч. и с российской символикой с первых лет существования республики сначала как субъекта Советского государства, а затем Российской Федерации. Так, первый герб БАССР, как и гербы некоторых других республик восходит к первому гербу РСФСР 1918 г., флаг БАССР практически до 1954 г. практически идентичен государственному. Таким образом, можно отметить, что включение рассмотрения истории государственных символов в структуру урока является положительным фактором, и, при этом, не отнимает большого количества времени. Также отметим, что имеющаяся в кабинетах истории и обществознания государственная символика может служить прекрасным наглядным учебным пособием. [1. с. 4]

Региональный аспект дополняет также и то, что через изучение не только государственной и региональной, но, также муниципальной и местной символики познается история родного края, районов, городов, сел, деревень, школ, родов и семей, что является, безусловно, неотъемлемой частью «большой» российской истории. В Республике Башкортостан накоплен значительный опыт такой работы: проводятся тематические конкурсы, самостоятельно разрабатываются, причем с учетом геральдических канонов, гербы сел, школ, семей. Так, например, учитель МБОУ ООШ с. Верхнеяушево МР Федоровский район РБ Дашкин Ф.Г. разработал герб села, который был затем одобрен на сельском сходе. В структуре и содержании герба отражена история села в нескольких компонентах: юрматынский род (тамга с правой стороны), род Дашкиных (тамга с левой стороны), обрамление герба – колосья и растительность указывают на богатство края, а также на земледельческий и скотоводческий характер занятий. Наличие многочисленных источников отражено в изображении рек и серебряных рыбок на ленте в нижней части герба. Также изображение рыб связывает герб села с гербом района. Орел в центре герба символизирует воинственность жителей и любовь к Родине, указывая на участие яушевцев в Великой Отечественной войне и других войнах. Таким образом, герб села Верхнеяушево может считаться многокомпонентным, отражая различные аспекты истории села в прошлом и современности. Труд учителя Дашкина Ф.Г. может служить примером для других сел, городов и районов [4., с. 93].

Таким образом, изучение государственной, региональной и местной символики в урочной и внеурочной деятельности достигает решения следующих важных задач: 1. Способствует эффективности в работе по гражданско-патриотическому воспитанию; 2. Улучшает качество исторического образования в области понимания исторических событий, процессов и явлений; 3. Приводит к пониманию неразрывности российской, региональной и местной истории. 4. Способствует усилению краеведческой работы. 5. Прививает навыки исследовательской деятельности.

Литература

1. Банников А.Л. Государственная символика Российской Федерации и Республики Башкортостан. Рабочая тетрадь. Уфа: Издательство ИРО РБ, 2015. – 40. с илл.

2. Банников А.Л. Государственные символы России и их роль в образовательном процессе//Предметы социально-гуманитарного цикла: современные тенденции в их развитии и пути повышения качества школьного образовательного процесса. Материалы региональной научно-практической конференции (Уфа, 11 марта 2016 г.). – Уфа: ИРО РБ, 2016. – с. 51-53.

4. Банников А.Л. Государственная, региональная и местная символика: ее роль и место в изучении истории России и родного края//Образование: традиции и инновации. Научно-практический журнал. Изд-во ИРО РБ, 2016, № 2 (18). – с. 90-93.

5. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн: В помощь учителям начальных классов: Материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике России / Сост. Т.В. Шепелева. Волгоград: Учитель, 2004. – 69 с.

6. Клоков В.А. Государственные символы России: учеб. пособие для учащихся осн. сред. школы. – 2-е изд. – М.: Новый учеб., 2003. – 159 с. : ил., гербы.

5. Кутушев Р.Р., Байков И.Ф. К истории государственной символики Башкортостана. – Уфа: Китап, 2011. – 136 с.: ил.

7. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. – 224с.: илл.

8. Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Учебное пособие для основной школы / Науч. ред. д.и.н. Г. В. Вилинбахов. М., 2007. – 136 с.: илл.

9. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя. М.: Торгово-издательский дом "Русское слово - РС", 2002. – 96 с.: ил.

10. Салимова М.Т., Тимербаева З.Ш. Геральдика Республики Башкортостан: Учебное пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – 96 с.



11. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России»: Гимн. Герб. Флаг: 1 – 11 кл. М.: ВАКО, 2004. – 190 с.: ил.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Некоторые вопросы работы с государственной, региональной и местной символикой: исторический и краеведческий аспекты

Скачать 51.21 Kb.