Скачать 213.17 Kb.


Дата04.12.2017
Размер213.17 Kb.

Скачать 213.17 Kb.

Некоторые вопросы, связанные с созданием и деятельностью интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе России (на примере ОАО «одк» и ОАО «Корпорация



Некоторые вопросы, связанные с созданием и деятельностью интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе России (на примере ОАО «ОДК» и ОАО «Корпорация «МИТ»)
Комплекс мероприятий по формированию системообразующих интегрированных структур (далее – ИС) в оборонно-промышленном комплексе (далее – ОПК), направлен на создание условий сохранения и развития научно-технического потенциала, обеспечения обороноспособности и безопасности государства, концентрации интеллектуальных, производственных, кадровых, финансовых и сырьевых ресурсов для реализации перспективных программ в области разработки и промышленного производства вооружений, военной и специальной техники (далее – ВВСТ).

Роль ИС в оборонно-промышленном комплексе сложно переоценить. Такая форма позволяет сочетать гибкость и мобильность формально самостоятельных организаций, что также важно для организаций ОПК, и масштаб деятельности крупных корпораций. Создание ИС в современной динамично развивающейся экономике является способом снижения коммерческих рисков, сокращения накладных расходов, что неизбежно отражается на себестоимости продукции. Достижение названных целей остро необходимо для российских организаций ОПК, занятых поиском конкурентных преимуществ для работы в условиях открытого рынка.

Конечной целью формирования интегрированных структур ОПК должна стать логически выстроенная цепочка элементов системы ГОЗ: единый государственный заказчик - головной исполнитель (интегрированная структура) - устойчивая совокупность организаций комплектаторов - эффективные механизмы (правовые и экономические) управляющего воздействия интегрированной структуры на организации комплектаторы в вопросе ценообразования и консолидированной ответственности за реализацию программных заданий.

Однако процесс создания и эффективного функционирования мощных объединений промышленных, научно-исследовательских и конструкторских организаций сталкивается с проблемой отсутствия соответствующей нормативной правовой базы адекватной масштабу проводимого реформирования отечественного ОПК.

Согласно действующей практике формирование интегрированной структуры осуществляется на основе нормативного правового акта и носит преимущественно формальный характер, правовым актом утверждается структура, составляющая только первый уровень промышленной кооперации предприятий задействованных в производстве ВВСТ.

Фактически на основании нормативного акта государство делегирует свои функции по управлению государственной собственностью1, путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал головной организации создаваемой ИС находящихся в федеральной собственности акций, возложив на ИС (головной исполнитель) всю полноту ответственности за реализацию заданий Государственной программы вооружений (далее – ГПВ) и государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ)2.

В свою очередь ИС осуществляющая деятельность в узко специфической сфере3 и в условиях монопольного рынка, неся всю полноту ответственности за реализацию заданий ГПВ и ГОЗ неспособна без государственной поддержки, включая нормативное правовое обеспечение эффективно решать весь комплекс проблем и задач, связанных с разработкой и производством ВВСТ.

Рассмотрим проблематику создания и функционирования ИС ОПК на конкретных примерах.

1. Открытое акционерное общество «Объединенная двигателестроительная корпорация» (далее – ОДК) создано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 4974 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 октября 2008 г. №1446-р5 с целью консолидации интеллектуального и производственного потенциала отечественного двигателестроения для обеспечения конкурентоспособности продукции российского двигателестроения на мировом рынке.

На момент создания ОДК отрасль авиационного двигателестроения характеризовалась высокой внутренней конкуренцией и многотемностью продуктовых линеек каждого из заводов, что привело к фактическому ослаблению предприятиями друг друга. Экономические противоречия между предприятиями, а также конфликт интересов между серийными заводами и конструкторскими бюро делали невозможным способность конкурировать с мировыми лидерами отрасли (GE, Rolls-Royce, Pratt & Whitney, Safran, Siemens (энергетические ГТУ), Solar Turbines (энергетические ГТУ)). В этой связи значительная часть предприятий на момент вхождения в ОДК находилась в предбанкротном состоянии.

С учетом этого первоочередной задачей, стоявшей перед ОДК, была консолидация предприятий отрасли, выстраивание крепкой холдинговой структуры и формирование стройной системы управления в такой структуре.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 497 от 16 апреля 2008 года и утвержденной Советом директоров ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» стратегией развития двигателестроительного холдинга, в 2011-2012 годах в ОДК консолидировано порядка 85% активов двигателестроительной отрасли России6.

Кроме того в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.05.2012 года № 6217 и соответствующего Распоряжения Правительства Российской Федерации ведется работа по преобразованию федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» (г. Москва) в открытое акционерное общество, 100% акций которого находятся в федеральной собственности. В конечной фазе реализации указанных мероприятий ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» войдет в состав ОДК, что также позволит консолидировать в холдинге предприятия, акции которых принадлежат ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».

В соответствии с решением Президента Российской Федерации


от 24.01.2013 о проведении интеграции ремонтных предприятий ОАО «Оборонсервис» с организациями оборонно-промышленного комплекса, в целях повышения эффективности сервисного обслуживания и ремонта продукции проводится работа по включению авиационных ремонтных заводов в холдинг ОДК. На сегодняшний день ОАО «ОДК» осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа ОАО «218 АРЗ», ОАО «570 АРЗ», ОАО «712 АРЗ», ОАО «ААРЗ». Кроме того в состав советов директоров (общий количественный состав совета директоров каждого общества - 5 членов) указанных авиационных ремонтных заводов включены 4 представителя ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» (ОАО «ОДК»), в состав ревизионных комиссий (общий количественный состав ревизионной комиссии каждого общества - 3 члена) включены 2 представителя ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» (ОАО «ОДК»). Таким образом, ОАО «ОДК» на данный момент имеет достаточный корпоративный и оперативный (управленческий), но не акционерный контроль, и сроки передачи акций до настоящего времени не определены.

Открытое акционерное общество «Объединенная двигателестроительная корпорация» является вертикально интегрированной структурой, объединяющей основные активы двигателестроительной отрасли России. В стратегический контур ОДК входят 18 предприятий, расположенных на территории пяти федеральных округов в десяти городах России. 17 из 18 предприятий являются акционерными обществами.

При этом в настоящее время ОДК объединяет в своем стратегическом контуре все ключевые компетенции в области разработки, производства и послепродажного обслуживания двигателей гражданской, военной авиации, вертолетов, наземных газотурбинных установок, ракетных двигателей и морских ГТД.

Целостность вертикально-интегрированного (производственного) холдинга должна обеспечиваться управлением входящими в него участниками исходя из известной в мировой практике формулы «децентрализация операций при централизации контроля», что обеспечивает жизнеспособность и синергетический эффект объединения в целом.

Названная формула может работать только в случае четко выстроенной кооперации внутри холдинга.

Однако в настоящее время такая кооперация в большинстве холдингов оборонно-промышленного комплекса, в том числе в ОДК, только выстраивается, что влечет за собой как производственные, так и организационные проблемы, а также проблемы управленческого характера (недостаточная исполнительская дисциплина, возникновение конфликтов на почве перераспределения компетенций между предприятиями, которые могли позиционироваться на протяжении длительного периода времени как конкуренты).

Кроме того в вертикально интегрированной структуре должны быть четко разделены полномочия головной (материнской) компании и всех нижестоящих структур. Как на производственном (кооперационном) уровне каждая структурная единица (в ОДК – конкретная производственная площадка (завод)) должна осуществлять определенные функции в рамках кооперации, так и головная организация должна централизованно выполнять функции управления и контроля, при этом необходимо уходить от создания двух и более головных организаций с пересекающимися или дублирующимися полномочиями и функционалом. Такая структура приводит к «превращению» одной из таких «головных организаций» в административный барьер, который зачастую может сделать невозможным выполнение основной производственной миссии всего холдинга, ведет к дополнительным финансовым рискам.

Указанная выше проблема может быть особо критичной для организаций оборонно-промышленного комплекса ввиду наличия нескольких контролирующих министерств (Минпромторг России, Минобороны России как государственный заказчик), «усложненных» требований к приемке продукции, что и в настоящем виде делает практически любой холдинг ОПК «тяжеловесным» и сложно управляемым в стратегических вопросах. Так, например, документы стратегического характера многим организациям ОПК необходимо согласовывать с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, а также Государственной корпорацией «Ростехнологии», которые зачастую могут иметь различные требования к содержанию подобного рода документов; необходимые процессы смены управляющего звена конкретных предприятий не всегда осуществимы.

Стратегией развития ОАО «ОДК» на период до 2025 года предусмотрено создание глубоко интегрированной холдинговой системы, в которую организационно входят ОДК, ее дочерние и зависимые общества, производственная деятельность которых организована на принципах проектно-программного управления.

2. Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2009 г. № 5258, в целях корпоративной интеграции предприятий, связанных единой технологической цепочкой (разработка – производство – обеспечение эксплуатации – снятие с вооружения) в структуру, обладающую интеллектуальными, производственными и финансовыми ресурсами, создано Открытое акционерное общество «Корпорация «Московский институт теплотехники» и проведено акционирование предприятий, входящих в корпорацию.

В качестве приоритетного направления деятельности ОАО «Корпорация «МИТ» и акционерных обществ корпорации определено: разработка, производство и обеспечение эксплуатации ракетных комплексов с твердотопливными ракетами. В состав корпорации вошли: ОАО «Воткинский завод», ОАО «ЦКБ «Титан», ОАО «ПО «Баррикады», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», ОАО «ЦНИИСМ», ОАО «ФНПЦ «Алтай», ОАО «ГОКБ «Прожектор», ОАО «ММЗ «Вымпел», ОАО «НПК «АльтЭн».

При этом головная организация ИС ОАО «Корпорация «МИТ» осуществляет деятельность в отрасли экономики, в которой реализацию единой государственной политики осуществляет Федеральное космическое агентство, а ряд организаций входящих в состав Корпорации «МИТ» (ОАО «Титан», ОАО «ПО «Баррикады», ОАО «ФНПЦ «Алтай», ОАО «ЦНИИСМ») осуществляют деятельность в отрасли экономики, в которой реализацию единой государственной политики осуществляет Минпромторг России9.

Кроме того, помимо приоритетного направления деятельности ОАО «Корпорация «МИТ» ряд организаций участвуют в создание ОТРК «Искандер» (например, ОАО «Воткинский завод», ОАО «ЦКБ «Титан», ОАО «ПО «Баррикады»)10.

Таким образом, организации входящие в структуру ОАО «Корпорация «МИТ» в рамках только ФЦП «Развитие ОПК» участвуют одновременно в реализации нескольких инвестиционных проектов государственными заказчиками, которых выступают различные органы исполнительной власти.

Установленный порядок предоставления бюджетных инвестиций акционерным обществам (ст. 80 БК РФ) предусматривает заключение договора об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, по условиям которого общество обязано передать в собственность Российской Федерации акции на сумму эквивалентную предоставляемым инвестициям, а также предоставлять отчет об использовании бюджетных инвестиций, обеспечить проведение проверок главным распорядителем средств федерального бюджета и уполномоченных органов контроля и надзора за соблюдением обществом условий предоставления бюджетных инвестиций11.

Подведомственность организаций ИС различным органам власти требует выполнения дополнительного объема однотипных работ по разработке, согласованию и утверждению проектной документации, проведению оценки эффективности использования бюджетных средств12, проведению государственной экспертизы проектной документации13, получению разрешения на строительство14, заключению договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, дополнительному выпуску акций и оценке их рыночной стоимости, составлению различных отчетов, обеспечению допуска контролирующих и надзорным органов и т.д.

Наличие условия перекрестного подчинения по подведомственности организаций включенных в ИС оказывает негативное воздействие на деятельность ИС и возможность эффективного корпоративного управления. На определенный период времени до принятия очередного нормативного правового акта о передаче в уставный капитал головной организации ИС акций находящихся в федеральной собственности, полученных в результате дополнительного выпуска структурными обществами ИС в процессе реализации инвестиционных проектов, крупным акционером таких обществ помимо головной организации становится Российская Федерация15, данное обстоятельство может оказать влияние на принятие решения по вопросам корпоративного управления16.

Масштабные изменения Гражданского кодекса Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 05 мая 2014 г. № 99-ФЗ17, вступающие в силу с 01.09.2014 г., касаются общих положений о корпорациях, вопросов управления в корпорации, прав и обязанностей участников корпорации. В то же время следует констатировать, что указанные изменения не могут учитывать всего комплекса особенностей интегрированных структур ОПК, которые вытекают из специфики участия в исполнении ГОЗ и соответственно специфики управления ОПК, которая должна обеспечивать приоритетное решение вопросов обороноспособности государства. ИС участвуют также в исполнении ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации…» и иных целевых программах в области обороны, например, в сфере авиационной промышленности, Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 303 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы».

О какой специфике, проблемах или особенностях идет речь:

Во-первых, это непубличный характер ИС, в том смысле, который в новую классификацию юридических лиц, вкладывает ГК РФ (юридический аспект), с одной стороны, а с другой - фактически публичный характер деятельности ИС применительно к сферам деятельности (ГОЗ и ФЦП), т.е. реализация государственно-значимых задач в сфере обороноспособности и безопасности государства. Такая «фактическая публичность» обусловливает межведомственное взаимодействие, включая вопросы ведомственной принадлежности и подотчетности ИС и ее отдельных субъектов, а также вопросы контроля и надзора за деятельностью ИС. Указанная особенность порождает несколько уровней принятия управленческих решений, которыми следует руководствоваться ИС в своей деятельности, например, Минпромторг России, Роскосмос, Минобороны России, а для ряда ИС ОПК еще и решения государственных корпораций, например для ОАО «ОДК» - решения ГК «Ростехнологии».

Во-вторых, структура ИС достаточна сложна, статус ее отдельных составных частей не достаточно определен, что подчас порождает проблемы в принятии решений и реализации их исполнения (так, например, в настоящее время существует 4-х звенная система принятия решения по отдельным вопросам в отношении ДЗО, входящих в ОДК), что влияет на оперативность управления ДЗО.

В-третьих, необходимо отметить, неопределенность правового статуса головных организаций ИС. Неопределенность такого статуса порождает существенные проблемы в текущей деятельности головной организации: на сегодняшний день ряд интегрированных структур не является субъектом ВТС, некоторые из них не являются единственным исполнителем в сфере ГОЗ. Нерешенность этих вопрос ставит вопрос о месте ИС в вопросах международного сотрудничества, выполнения работ, услуг в интересах иностранных заказчиков, а также государственных заказчиков (например, Минобороны России).

Отсутствие у ИС статуса субъекта ВТС и единственного исполнителя значительно снижает управляемость организациями, входящими в ИС и собственно дезавуирует саму идею создания ИС. Следует отметить, что в силу разнообразия ИС, такие вопросы возникают не у всех, но они есть, например, у ОДК, т.к. оно не является финалистом выпускающей продукции, т.е. ОДК поставляет двигатели для финалистов (ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Вертолеты России» и т.д.).

Кроме того, участие головных организаций, в том числе в вопросах контрактования, осуществляется по достаточно сложной схеме, которая при проверках надзорных и контролирующих органов генерирует у них вопросы о целесообразности участия головных организаций в исполнении государственных контрактов в качестве участников (т.к. с одной стороны есть госзаказчик, например, Минобороны России, а с другой – изготовитель двигателя, т.е. конкретных завод, и на практике возникает вопрос – а какова роль и в чем заключается участие головной организации ИС в этом процессе).

Таки образом, в-четвертых, проблемой на сегодня является внутренняя организационная структура ИС, которая весьма разнообразна и не отличается достаточной системностью, т.е. она формируется «вживую», хотя и под контролем, например, ГК «Ростехнологии». ИС могут формироваться как единое юридическое лицо (т.е. ранее самостоятельные заводы-предприятия лишаются статуса самостоятельных юридических лиц), или одной крупной организации корпоративно подчиняются иные предприятия в указанной отрасли (если государство имеет контрольный пакет акций), или создается специализированная управляющая организация (например, ОАК, ОДК).

Очередным этапом формирования «консолидированных» государством компаний, стал Указ Президента Российской Федерации от 02.12.2013 г. № 874 «О системе управления ракетно-космической отраслью»18 предусматривающий создание открытого акционерного общества «Объединенная ракетно-космическая корпорация» в качестве приоритетных направлений, деятельности которого определено обеспечение разработки, производства, испытаний, поставки, модернизации, реализации, сопровождения эксплуатации, гарантийного и сервисного обслуживания, ремонта ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально-экономического назначения в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, и оказание услуг в области космической деятельности, а также проведение единой технической политики при создании современной космической техники, в том числе по централизации закупок электронной компонентной базы иностранного производства и оптимизации ее номенклатуры.

В состав ОАО «ОРКК» предусмотрено включение как самостоятельных организаций не входящих в интегрированные структуры, так и ранее созданных корпораций, в т.ч. узкоспециализированного ОАО «Корпорация «МИТ».

Создание сверхцентрализованной корпорации, в состав которой войдут ранее созданные ИС со своими неразрешенными внутрикорпоративными вопросами без принятия соответствующей нормативной правовой базы повлечет нарастание как внутренних, так и внешних проблем19, среди которых можно выделить:

- межведомственное взаимодействие, включая вопросы ведомственной принадлежности и подотчетности ИС и ее отдельных субъектов, а также вопросы контроля и надзора за деятельностью ИС;

- взаимодействие ИС с органами власти (государственными заказчиками) по всем направления деятельности;

- вопросы международного сотрудничества, выполнение работ, услуг в интересах иностранных заказчиков;

- порядок отчуждения и пользования акциями ИС;

- вопросы привлечения и использования средств иностранных инвесторов20;

- вопросы безусловного соблюдения государственных интересов в области создания ВВСТ и соблюдения законодательства о государственной тайне;

- соблюдение интересов всех субъектов ИС, регламентация вопросов распределение прибыли, ценообразования, порядок предоставления бюджетных инвестиций субъектам ИС, в т.ч. в случае предоставления бюджетных инвестиций через головную организацию;

- распределение ответственности за деятельность ИС, включая ответственность по каждому приоритетному направлению деятельности.

В этой связи назрела острая необходимость в возможно короткий срок разработать и принять специальный федеральный закон об интегрированных (холдинговых) структурах в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации, в рамках которого, должны быть урегулированы, в т.ч. указанные выше проблемные вопросы. Острота проблемы и необходимость разработки и принятия специального федерального закона об ИС ОПК многократно поднималась представителями законодательной власти и экспертного сообщества 21.
Библиографический список:

Витковский А.И. Оборонно-промышленный комплекс в системе национальной безопасности Российской Федерации: состояние и проблемы законодательного обеспечения. В книге: Законодательное обеспечение стратегии экономического развития // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2005. № 02 (254).

Производителей ракет объединят в ОРКК и выведут на IPO // РБК весь мир. http://top.rbc.ru/economics/04/09/2013/874753.shtml. Дата обращения. 21.05.2014.

65 лет Московскому институту теплотехники // Национальная оборона. 2011. № 4.




1 См.: Галичий С. Проблемы холдингового законодательства // Налоги. 2006. № 23.

2 См., например: Постановление Правительства РФ от 02.06.2014 № 504 «Об установлении понятия грубого нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу». Вступает в силу с 1 июля 2014 г. // СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2993.

3 Согласно п. «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, заказчиком и покупателем ВВСТ может быть только государство. Деятельность ИС ОПК являющейся коммерческой организацией направлена на реализацию заданий ГОЗ установленных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации и связанна с удовлетворением федеральных нужд в области обороны и безопасности государства и соответственно извлечение прибыли не является основной целью деятельности ИС.

4 СЗ РФ. 2008. № 16. Ст. 1674.

5 СЗ РФ. 2008. № 41. Ст. 4686.

6 Состоялось внесение акций ОАО «УМПО», ОАО «Металлист-Самара», ОАО «Кузнецов», ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «Пермские моторы», ОАО «СТАР», ОАО «ММП имени В.В. Чернышева», ОАО «Климов», ОАО «НПП «Мотор», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Энергетик-ПМ», ОАО «Пермский моторный завод», ЗАО «Металлист-ПМ», ЗАО «РЭМОС-ПМ», ЗАО «Инструментальный завод-ПМ», ЗАО «Моторсервис-ПМ», ЗАО «Железнодорожник-ПМ» и ОАО «УЗГА» в уставный капитал ОАО «УК «ОДК»

7 СЗ РФ. 2012. № 21. Ст. 2628.

8 См.: 65 лет Московскому институту теплотехники // Национальная оборона. 2011. № 4.

9 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. № 1226-р «Об утверждении стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации» // СЗ РФ. 2009. № 35. Ст. 4288.

10 65 лет Московскому институту теплотехники. Там же.

11 См.: Пункт 11 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 г. № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // СЗ РФ. 2012. № 51. Ст. 7208.

12 Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» // СЗ РФ. 2008. № 34. Ст. 3916.

13 Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» // СЗ РФ. 2007. № 11. Ст. 1336.

14 Ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 191-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.

15 Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 1683 «О развитии открытого акционерного общества «Корпорация «Московский институт теплотехники» установлено, что акции, дополнительно выпущенные открытыми акционерными обществами, поступающие в собственность Российской Федерации, после вступления в силу настоящего Указа подлежат на основании решений Правительства Российской Федерации внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества «Корпорация «Московский институт теплотехники» в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала // СЗ РФ. 2012. № 53 (часть II). Ст. 7859.По состоянию на 9 февраля 2013 года в собственности Российской Федерации находились акции следующих акционерных обществ, входящих в структуру ОАО «Корпорация «МИТ»: ФНПЦ «Алтай», г. Бийск 19,52 процентов минус 1 акция; ГОКБ «Прожектор», г. Москва 12,99 процентов минус 1 акция; ПО «Баррикады», г. Волгоград 12,24 процентов минус 1 акция; Воткинский завод, Удмуртская Республика 11,97 процентов минус 1 акция; ЦКБ «Титан», г. Волгоград 1,36 процентов минус 1 акция // См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 г. № 144-р «О внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 г. № 2102-р» // СЗ РФ. 2013. № 7. Ст. 671.

Пунктом 3 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 144-р установлено Росимуществу совместно с Роскосмосом и Минпромторгом России осуществить в 16-месячный срок (выдел. авт.) реализацию мероприятий, по внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества «Корпорация «Московский институт теплотехники» находящиеся в федеральной собственности акции открытых акционерных обществ в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала // Там же.



По состоянию на 8 июля 2013 года объем акций находящихся в собственности Российской Федерации акционерных обществ входящих в структуру ОАО «Корпорация «МИТ» существенно увеличился: ФНПЦ «Алтай», г. Бийск 28,34 процентов минус 1 акция; ГОКБ «Прожектор», г. Москва 29,22 процентов минус 1 акция; ПО «Баррикады», г. Волгоград 22,75 процентов минус 1 акция; Воткинский завод, Удмуртская Республика 31,42 процентов минус 1 акция; ЦКБ «Титан», г. Волгоград 10,43 процентов минус 1 акция // См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.07.2013 г. № 1155-р «О внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2010 г. № 2102-р» // СЗ РФ. 2013. № 28. Ст. 3874.

16 Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров относятся: внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции (п.п. 1 п. 1 ст. 48); увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций (п.п. 6 п. 1 ст. 48) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.Таким образом, наличие двух акционеров у дочернего общества ИС (головная организация ИС и Российская Федерация) не позволяет максимально оперативно решать вопросы, требующие неоднократного созыва общего собрания акционеров.

17 Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.

18 СЗ РФ. 2013. № 49 (часть VII). Ст. 6398.

19 Как отметил Д. Рогозин, первоначально единственным акционером новой корпорации будет оставаться государство, однако уже через 2-3 года часть акций ОРКК планируется приватизировать. «По истечении этого срока для привлечения частных инвестиций планируется выход на IPO», - заявил Д.Рогозин // См., например: Производителей ракет объединят в ОРКК и выведут на IPO // РБК весь мир. http://top.rbc.ru/economics/04/09/2013/874753.shtml. Дата обращения. 21.05.2014.Таким образом, открытая продажа акций ОАО «ОРКК», не исключающая возможность появления крупных иностранных акционеров, не позволит гарантировать безусловную защиту интересов Российской Федерации, в т.ч. по созданию боевой ракетной техники.

20 Федеральным законом от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», установлены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 1940.

21 См.: Досье на проект федерального закона № 99049555-2 «О холдингах» // СПС «ГАРАНТ». Дата обращения 16.06.2014.По мнению Витковского А.И. совершенствование законодательного и нормативного правового обеспечения процесса реформирования и развития ОПК относится к числу важнейших задач. Специалистами оборонного комплекса России рекомендуется скорейшее принятие ряда законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе первоочередных: федерального закона «Об интегрированных структурах» // См.: Витковский А.И. Оборонно-промышленный комплекс в системе национальной безопасности Российской Федерации: состояние и проблемы законодательного обеспечения. В книге: Законодательное обеспечение стратегии экономического развития // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2005. № 02 (254).

Выступление Миронова С.М., Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // О докладе Совета Федерации «О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» Москва. ОАО «Московский научно-производственный комплекс «Авионика» 6 декабря 2010. Сборник материалов: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/06_418/VSF_NEW_06_418.pdf.



Рекомендации заседания Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества на тему «О роли и месте корпораций в системе оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации». 6 июня 2014 года. Москва.


Коьрта
Контакты

    Главная страница


Некоторые вопросы, связанные с созданием и деятельностью интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе России (на примере ОАО «одк» и ОАО «Корпорация

Скачать 213.17 Kb.