страница1/2
Дата30.10.2017
Размер0.55 Mb.

Нижегородский кинематограф


  1   2


МКУК Центральная городская библиотека им. В.И. Ленина

Городской социокультурный краеведческий центр

М КУ Архив г. Нижнего Новгорода

ГКУ Государственный архив аудиовизуальной документации Нижегородской области

Русский музей фотографии

Издательство «Кварц»



«нижегородский кинематограф:

год, век, эпоха»


Краеведческое пособие к Году российского кино

Авторы текста: М.Ю. Гусев, главный архивист МКУ Архив г. Н. Новгорода;

Т.В. Кучерова, заместитель директора по основной деятельности,

МКУК ЦГБ им. В.И. Ленина,


Составление, оформление: Т.В. Кучерова

Нижний Новгород, 2016



От авторов
2016 год объявлен в России Годом российского кино. К этому событию приурочен выставочный проект, посвященный истории нижегородского кинематографа, участниками которого стали Центральная городская библиотека им. В.И. Ленина и ее социальные партнеры – МКУ Архив города Нижнего Новгорода, ГКУ ГАрхАДНО, Русский музей фотографии, издательство «Кварц».

Сотрудничество библиотеки и архивов стало доброй традицией, а подготовленные совместно выставки отличаются актуальностью, информативностью и ярко выраженной краеведческой направленностью. Архивные документы позволяют показать характер эпохи на примере конкретных человеческих судеб и тем самым расширить представление, почерпнутое из печатных источников.

Не стала исключением и выставочная экспозиция «Нижегородский кинематограф: год, век, эпоха». Интересна история этого совместного проекта. Первоначально было решено организовать показ документов городского архива и ЦГБ по тематике Года кино. В ходе подбора документов выяснилось, что материалы архива и библиотеки раскрывают различные исторические периоды нижегородской кинофикации, тем самым удачно дополняя друг друга. Благодаря центру культуры «Рекорд», предложившему издать фотоальбом по материалам проекта, идея получила дальнейшее развитие. Уже в ходе формирования выставочной экспозиции к ее участникам подсоединились со своими материалами ГАрхАДНО, Русский музей фотографии и издательство «Кварц», оказавшее финансовую и информационную поддержку в подготовке экспозиции. Благодаря им посетители выставки имеют возможность наглядно проследить историю нижегородских кинотеатров и процесс киносъемок на Нижегородской земле.
Выставочная экспозиция включает пять основных разделов:


  1. «Синема, кинемо, электротеатр…». Речь идет о первых киносеансах в Нижегородской губернии в рамках XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, 120-летие которой отмечается в текущем году, а также об истории первых кинотеатров города в дореволюционный период.




  1. «Хорошая штука кино!». Данный раздел знакомит со становлением системы кинопроката в Нижегородской губернии после 1917 года и раскрывает идеологическую функцию советского кинематографа.



  1. «История кинотеатров в событиях и лицах». На примере кинотеатров города Горького / Нижнего Новгорода и их сотрудников можно составить целостное представление о том, как работала колоссальная идеологическая машина киноиндустрии и кинопроката в СССР.



  1. «Снимается кино…» – история киносъемок на Нижегородской земле начиная с фильма А. Ханжонкова «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири» (1914 г.) и до наших дней.



  1. «Киноискусство в работе библиотечного клуба». На протяжении почти двух десятилетий (1980–1990-е годы) при Центральной городской библиотеке работал клуб «В мире прекрасного», созданный по инициативе заведующей отдела обслуживания Ольги Владимировны Григорьевой и читателя ЦГБ, кинокритика Михаила Иосифовича (Осиповича) Голубчика. В работе клуба нашла отражение и киноведческая тематика.

Таким образом, хронологические рамки экспозиции охватывают столетие – с 1896 года до конца 1990-х годов, а отдельные темы «забегают» и в ХХI столетие.

В составе представленных материалов – документы из фонда ГКУ «Архив г. Н. Новгорода» (о них ниже); книги, газетные статьи 1960-1990-х годов, фотоальбомы, афиши и программы клуба «В мире прекрасного» из фондов ЦГБ им. В.И. Ленина; фотографии из фондов ГАрхАДНО и Русского музея фотографии.

В оформлении экспозиции использованы: раритетная кинотехника из архивно-музейного фонда ЦГБ, репродукции рекламных объявлений Горьковского кинопроката в местной печати, воспоминания нижегородцев (собранные сотрудниками библиотеки, опубликованные в книгах и сборниках, размещенные на городском интернет-форуме).



Над экспозицией работали:
М.Ю. Гусев, главный архивист МКУ Архив г. Н. Новгорода – концепция партнерского выставочного проекта, отбор документов, обзор архивных источников;

С.Ю. Пожарская, заместитель директора ГКУ «ГАрхАДНО» – предоставление фондовых документов для экспонирования;

В.М. Тарасова, директор Русского музея фотографии – предоставление фондовых документов для экспонирования;

А.М. Медведева, главный библиотекарь по краеведческой работе МКУК ЦГБ – концепция партнерского выставочного проекта, отбор документов для экспонирования, редактирование сканированных изображений;

Т.В. Кучерова, заместитель директора МКУК ЦГБ по основной деятельности – отбор документов для экспонирования, экспозиционный план выставки, монтаж экспозиции, составление пособия;

И.Н. Лапина, заведующая сектором редкой книги МКУК ЦГБ – отбор и сканирование документов для экспонирования, монтаж выставки, запись воспоминаний;

М.Ю. Медведева, О.А. Данилова, Е.Р. Зиновьева – оформление выставочной экспозиции.

Составленное по материалам выставочной экспозиции пособие призвано не только отразить комплекс представленных документов, но и осветить историю нижегородской кинофикации в целом. Благодаря партнерскому выставочному проекту эта тема, пожалуй, впервые находит свое довольно полное и разностороннее отражение, что, несомненно, является достойным вкладом в нижегородское краеведение.


Т.В. Кучерова, заместитель директора по основной деятельности,

МКУК ЦГБ им. В.И. Ленина,

член общества «Нижегородский краевед»

***
В связи с объявлением 2016 года Всероссийским годом кино, МКУ Архив города Нижнего Новгорода и МКУК «Центральная городская библиотека им. В.И. Ленина» представляют совместную выставку, приуроченную к 120-летию отечественного кино.

История нижегородского кинематографа берет свое начало с XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Стали возникать стационарные кинотеатры, в том числе и знаменитый «Палас», располагавшийся на центральной и самой фешенебельной улице города – Большой Покровской, на месте современных театра кукол и кинотеатра «Орленок».

К середине 1920-х годов, в период централизации всего и вся, власть не могла обойти стороной и такую важную с идеологической точки зрения отрасль, как кино. Достаточно вспомнить знаменитые слова основоположника Советского государства В.И. Ленина: «Важнейшим искусством для нас является кино». Правление Всероссийского кинематографического акционерного общества «Совкино» 8 июля 1926 года постановило открыть свое отделение в Нижнем Новгороде. Отделение распространяло свою деятельность не только на территории Нижегородской губернии, поэтому именовалось как Волжско-Камское отделение «Совкино».

В 1930 году Волжско-Камское отделение «Совкино» было реорганизовано в Нижегородское краевое отделение Всесоюзного государственного кино-фото-объединения («Союзкино»), а в 1932 году – в Горьковскую краевую контору Государственного треста по продвижению фильмов, эксплуатации киносети и строительству кинотеатров («Роскино»).

Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 14 ноября 1933 года № 1144 «Об организации управления киносетью на территории РСФСР» трест «Роскино» был реорганизован в Управление по кинофикации при СНК РСФСР. При этом из состава треста выделились как самостоятельные структуры трест по прокату кинокартин – «Росснабфильм», получивший исключительное право проката кинофильмов на территории РСФСР, и хозрасчетная контора «Росснаббыткино», в функции которой входило распределение и снабжение киноаппаратурой, запчастями и другими кино-товарами. На местах на базе упраздняемых контор «Роскино» и органов управления киносетью организовывались краевые (областные) тресты по кинофикации.

Постановлением Секретариата Горьковского крайисполкома от 17 декабря 1933 года № 293 был создан краевой трест по кинофикации и управлению городской и сельской киносетью – «Горькрайкино». Первым управляющим трестом стал бывший руководитель Горьковской конторы «Роскино» П.Н. Гольдблат.

На основании приказа треста «Горькрайкино» от 5 января 1935 года было ликвидировано управление городскими кинотеатрами, а кинотеатры города выделены в самостоятельные хозрасчетные единицы, подчиненные непосредственно тресту.

Кинотеатры являлись не только пропагандистами киноискусства, прежде всего – отечественного. Очень большая роль отводилась им как просветительским учреждениям. В фойе кинотеатров играли оркестры, проводились выставки, приуроченные к различным событиям в жизни страны – памятным датам, юбилеям выдающихся деятелей науки, культуры. Проводились кинолектории, фестивали, встречи со, как тогда говорили, знатными людьми, участниками Великой Отечественной войны и т д. Перед сеансом проводились лекции по различным темам – от астрономии до физиологии. Нельзя не отметить и музыкальное оформление в кинотеатрах. Практически в каждом имелись свой оркестр и вокальные исполнители. И к их репертуару относились очень серьезно – цензура не дремала. В целях улучшения работы оркестров кинотеатров приказом по Горьковскому городскому управлению кинофикации от 10 мая 1952 года № 50 при управлении был создан художественный совет.

На основании приказа Министерства кинематографии РСФСР от 7 августа 1952 г. № 173 Горьковское городское управление кинофикации было ликвидировано. Вместо него в составе Управления культуры Горьковского горисполкома был организован городской отдел кинофикации. Приказом по Горьковскому городскому отделу кинофикации от 1 декабря 1953 года № 18 был создан художественный совет при отделе.

Приказом по Горьковскому городскому управлению культуры от 4 ноября 1960 года № 226 при кинотеатре «Спутник» с 9 ноября того же года открывался кино-университет. Приказом по Горьковскому городскому управлению культуры от 10 июля 1961 года № 68 при управлении культуры совместно с Горьковским отделением Союза советских журналистов было образовано Бюро по пропаганде киноискусства.

С 1 ноября 1963 года работой кинотеатров города Горького ведала Горьковская дирекция городской киносети. В соответствии с приказом кино-видео-объединения Нижегородского облисполкома от 4 января 1989 г. № 1 решением Нижегородского горисполкома от 4 февраля 1991 г. № 93 городская дирекция киносети была переименована в городское кинозрелищное предприятие.

На основании распоряжения главы администрации города Нижнего Новгорода от 27 марта 1992 г. № 1416-р на базе Нижегородского городского кинозрелищного предприятия было создано муниципальное предприятие «Киносеть». В связи с ликвидацией без правопреемства МП «Киносеть» распоряжением главы администрации города Нижнего Новгорода от 14 апреля 1993 г. № 438-р функции по оперативному управлению кинотеатрами города были переданы городскому управлению культуры.

В состав экспозиции вошли архивные документы из фондов Нижегородского городского Совета депутатов трудящихся, Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода, Нижегородского городского кинозрелищного предприятия и муниципального предприятия кинотеатр «Прогресс» за период с 1935 по 1961 год. Шестьдесят шесть экспонируемых архивных документов дают достаточно подробное представление об истории нижегородского – горьковского кино, кинотеатрах и людях, работавших в этой сфере.


М.Ю. Гусев, главный архивист МКУ Архив г. Н. Новгорода
Раздел 1. Синема, кинемо, электротеатр…
«Я одобряю кинематограф будущего,

который, безусловно, займет исключительное место

в нашей жизни, явится распространителем

широких знаний и популяризатором

художественных произведений»

(Максим Горький)
21 июня (по старому стилю) 1896 года в особом зальчике кафешантана Шарля Омона на Нижегородской ярмарке состоялся первый пробный показ фильмов братьев Люмьер для представителей прессы, освещавших работу XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде.

Был среди журналистов и молодой корреспондент газет «Одесские новости» и «Нижегородский листок» Алексей Максимович Пешков, вошедший в историю под псевдонимом Максим Горький. Просмотрев первые сеансы и написав о них репортажи, будущий писатель стал одним из первых в стране кинозрителей и кинокритиков. При этом он первым попытался осмыслить место кино в жизни России и поставил проблему специфики киноискусства. На вкладе Горького в историю кино акцентировал внимание один из старейших нижегородских краеведов – историк фото- и киноискусства Михаил Михайлович Хорев в своей статье, озаглавленной словами Горького «Кинематограф меня занимает давно».

Кинематограф стал одной из главных достопримечательностей Всероссийской выставки 1896 года, и с сеансов французских короткометражек братьев Люмьер на Нижегородской ярмарке и в ресторане гостиницы «Франция» на выставке началось триумфальное шествие нового искусства в Нижегородской губернии, да и по всей России.

Правда, тогда кинематограф еще не являлся искусством, а всего лишь технической новинкой, оживлявшей изображение на экране с помощью аппарата, изобретенного А. Эдисоном и усовершенствованного Луи Люмьером. Одним из патентов на «синематограф» завладел парижский фабрикант Шарль Пате, организующий в дополнение к фонографам производство кинопроекционных аппаратов и кинолент. Через несколько лет фирма получила всемирную известность под именем «Братья Пате».

Вскоре у предприимчивых французов появились многочисленные последователи, в том числе и в России, но им так и не удалось найти инвесторов для организации промышленного производства этих аппаратов. История сохранила имя и первого кинодокументалиста, заснявшего на пленку посетителей Нижегородской ярмарки в августе 1897 года, – физика-оптика Карла-Оскара Краузе, который продемонстрировал свое творение здесь же, на ярмарке, в кинематографе Месслера в помещении цирка Никитиных.

Предприимчивые дельцы из России едут в Париж, покупают у Пате проекционные аппараты с комплектом фильмов к ним и, возвратившись на родину, отправляются путешествовать по городам и весям необъятной страны. В одних местах они включают «живую фотографию» в программы театров-варьете, цирков, ярмарочных балаганов, в других организуют самостоятельные сеансы, арендуя на время зрительные залы народных домов, аудитории учебных заведений, торговые помещения. Проведя несколько сеансов в городе или селе, бродячий кинематограф передвигался дальше. Сотни таких «передвижек» в течение нескольких лет вдоль и поперек исколесили страну, в короткий срок сделав «живую фотографию» популярнейшим из массовых аттракционов. В течение ряда лет Пате остается почти неограниченным монополистом русского кинорынка.

Например, один из таких передвижных синематографов начала ХХ века – американский электротеатр «Талисия» – запечатлел нижегородский фотолетописец М.П. Дмитриев. Сохранились его же фотопортреты одной из популярных актрис немого кино – нижегородки Елены Чайки. Она была настолько востребована, что и после революции сыграла в нескольких десятках фильмов, а впоследствии работала костюмером в горьковском ТЮЗе. Ее сын стал преподавателем Горьковской консерватории.

О репертуаре одного из кинотеатров на ярмарочной Самокатной площади также свидетельствует фотография М.П. Дмитриева, приведенная в книге «Старый Нижний в деталях». Для невзыскательной публики демонстрировались вестерны про ковбоев и индейцев, «новинка из Парижа» – картина «Нана», рассчитанная на взрослых, и тому подобное.

С 1903–1904 годов, когда ярмарка закрывалась на осенне-зимний период, киношники арендовали теплые залы кафе, ресторанов, пустующие магазины, склады и даже жилые квартиры. Так в Нижнем Новгороде появились стационарные «электротеатры», как их стали называть по аналогии с обычными театрами. Несколько десятков стульев или деревянных скамеек плюс экран – вот и все оборудование «зрительного зала». Киноаппарат обычно устанавливался в соседней комнате, из которой проделывалось отверстие для луча проектора. Эксплуатация «электротеатров» давала большую прибыль и вскоре стала модной областью мелкого предпринимательства.

Среди первых электротеатров города можно назвать «Патеграф» господина Зуля на третьем этаже бывшего дома Н.Х. Курепина возле Мытного рынка (Б. Покровская, д. 4) и «Бразильский» в доме купца Сметанкина на Осыпной улице (ныне здесь находится кинотеатр «Рекорд»).

Стационарный «электротеатр», обслуживающий зрителей одного района, нуждался в постоянном обновлении репертуара. Чем чаще менялись ленты, тем больше шансов было на максимальное заполнение зрительного зала. Владельцам стационаров стало невыгодно приобретать ленты в собственность, ибо после нескольких дней демонстрации они теряли «потребительскую» ценность. Однако они могли с успехом идти на других экранах. Так возникла практика сначала перепродажи и обмена картин, а затем, с 1906 года, проката фильмов, то есть предоставления их во временное пользование специально созданными для этого предприятиями.

В кинематографе того времени еще ничего нет от искусства. По идейному содержанию и эстетической ценности оно не возвышается над уровнем ярмарочных балаганов и аттракционов. Демонстрация картин велась непрерывно с утра до позднего вечера. Продолжительность сеанса – от 30 до 60 минут. Вход в зрительный зал и выход из него разрешались в любое время. Программа состояла из 5–8 короткометражек, преимущественно французских. Показ фильмов сопровождался игрой на фортепиано.

К 1911 году кинематограф сделался обычным явлением повседневной жизни. Торгаши и спекулянты, завладевшие гениальным изобретением с первых лет его появления, рассматривали кино главным образом в качестве занятной игрушки, способной приносить большую прибыль, и в погоне за барышами превратили его в орудие дешевого развлечения и оглупления масс. Однако все чаще стали раздаваться голоса в пользу применения кино к научно-образовательным целям.

Секция гигиены воспитания и образования Нижегородского отделения Русского общества охранения народного здравия по инициативе нижегородской интеллигенции решила открыть в Нижнем Новгороде культурно-просветительский кинематограф. У истоков данного мероприятия среди прочих энтузиастов стоял известный педагог и просветитель Николай Михайлович Романов, преподаватель нижегородского коммерческого училища. В советское время он стал профессором, зав. кафедрой геологии Горьковского университета.


Николай Михайлович Романов (1870–1942).

Фото из электронной версии юбилейного выпуска журнала «Нижегородский музей», приуроченного к 100-летию ННГУ им. Н.И. Лобачевского (2016)
Проекционный аппарат фирмы Камма был выписан из Лондона на средства, выделенные кадетским корпусом, а демонстрировались фильмы в помещении коммерческого училища. Первые сеансы «В стране снежных гор» (Швейцария) в сопровождении пояснений А.А. Костромина состоялись 8 и 9 декабря 1912 года, на каждом из них присутствовало свыше 100 человек, преимущественно учащаяся молодежь. Сохранившиеся в фонде ЦГБ брошюры с отчетами просветительского кинематографа за 1912 и 1914 годы дают представление о тематике научно-популярного кинолектория (гигиена личной и общественной жизни, литература и история, география России и стран мира, естествознание, детские фильмы), а также о развитии благого начинания уже по всей губернии. Это была первая в России попытка организовать демонстрацию научных кинокартин на регулярной основе. После революции весь фильмофонд секции гигиены перешел в ведение Губернского отдела народного образования, и его разместили в помещении домовой церкви Иоанна Богослова при Кутайсовском детском приюте (находился на углу современных пл. Горького и ул. Костина).
Список источников и литературы

Примечание: архивные источники приведены в хронологическом порядке, тексты и иллюстрации из фонда ЦГБ – в логическом порядке экспонирования.
Источники:

1. Просветительный кинематограф в 1912 году. [Текст]. – Нижний Новгород: Типография К.М. Филипповой, 1913. – 24 с.

2. Просветительный кинематограф в 1914 году. [Текст]. – Нижний Новгород: Типография К.М. Филипповой, 1915. – 81 с.

Литература:

3. Хорев М. «Кинематограф меня занимает давно…» [Максим Горький о премьерах синематографа братьев Люмьер на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде] //Горьковский рабочий. – 1985. – 27 августа.

4. «Прожектор из Парижа» [Сценка у кинотеатра на Самокатной площади Нижегородской ярмарки] // Старый Нижний в деталях. Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях: фотоальбом / сост. И. Кузнецов, О. Наумова, С. Пожарская. – Нижний Новгород: Кварц, 2013. – С. 94-97.

5. Американский электротеатр «Талисия»: фото М.П. Дмитриева, нач. ХХ века // // Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях: фотоальбом / сост. О. Наумова и С. Пожарская. – Н. Новгород: Кварц, 2012. – С. 155.

6. Популярная актриса немого кино [нижегородка] Елена Чайка. Фото М. Сахарова и П. Орлова, М.П. Дмитриева, начало ХХ века // Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях: фотоальбом / сост. О. Наумова и С. Пожарская. – Н. Новгород: Кварц, 2012. – С. 155.

7. Колябин В. Нижегородские кинопремьеры [Первые киносеансы в Н. Новгороде; первый документальный фильм о Нижегородской ярмарке; первый игровой кинофильм, снятый в Нижнем Новгороде – «Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири» (1914)] // Курс. – 1997. - № 1 (янв.). – С. 23.

8. Орельская О.В. Дом промышленника Н.Х. Курепина [Б. Покровская, д. 4, в нем на третьем этаже располагался один из первых в городе электротеатров – «Патеграф» Зуля] // Орельская О.В. Улица Большая Покровская. Прогулки во времени [Текст] / О. В. Орельская, С. В. Петряев. - Н. Новгород: Бегемот, 2015. – С. 45.

9. Смирнов, Д. Н. [«Электрический синематограф» Зуля] // Нижегородская старина / Д. Н. Смирнов; ред. Г. Щеглов. – Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1995. – С. 563.



Раздел 2. Хорошая штука кинематограф!
«Я считаю, что кинематография – пустое, никому не нужное и даже вредное

развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством. Все это вздор, и никакого значения

таким пустякам придавать не следует»

(Император Николай II)

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

(В.И. Ульянов-Ленин)
Император Николай II невысоко оценил значение кино в том виде, как оно существовало в первые годы ХХ века. В противовес этому мнению, высказанному в 1913 году, основатель и первый руководитель советского государства В.И. Ленин считал кино важнейшим из искусств, хорошо понимая силу его воздействия на зрителей.

27 августа 1919 года был принят декрет о переходе всей фото- и кинематографической промышленности в ведение Наркомпроса. Тем самым были определены идейные и организационные принципы кино, поставленного на службу воспитания народа в духе коммунизма и советского патриотизма. Идеологической пропагандой были пронизаны не только советские фильмы, но и сама система их проката по кинотеатрам страны. Показы фильмов сопровождались лекциями и митингами.

В 1920 году в Нижегородской губернии было создано Управление художественными предприятиями (УХП) губернского отдела народного образования, позже переименованное в Управление зрелищными предприятиями (УЗП) при Губполитпросвете. В его ведении находились все имеющиеся на тот момент национализированные киноустановки и склад кинолент. Представленные на выставке сборники документов по истории культурного строительства в Нижегородской области содержат информацию о развитии кинофикации в крае. Например, киносекция УЗП, образованная 24 августа 1920 года, ведала поначалу тремя городскими кинотеатрами и несколькими киноустановками в уездах и рабочих поселках, еще не входивших в городскую черту (Сормово, Молитовка и др.). Постепенно киносеть разрасталась, в 1927 году в ведении УХП числилось пять городских кинотеатров («Палас», «Художественный», Народный дом, кинотеатр им. Мордовцева, «Рекорд») и 34 кинопередвижки во всех уездах Нижегородской губернии.

Управлению пришлось приложить немало усилий для обновления материально-технической базы кино, организовать курсы киномехаников, наладить прокат фильмов советского производства, вести агитацию через кино. Помимо художественных картин демонстрировались научно-популярные. Все фильмы проходили цензуру Наркомпроса. Организовывались бесплатные киносеансы для отдельных категорий зрителей – красноармейцев, комсомольцев, студентов, детей из детских домов. Для рабочих нижегородских предприятий в Народном доме организовывались кинолекции (например, «Вильгельм Телль», «Степан Халтурин» и др.). «Кино с каждым днем завоевывает все большие симпатии массового рабочего зрителя, становится могучим средством культурного воздействия на его психологию», – писал корреспондент газеты «Нижегородская коммуна» в сентябре 1927 года.

К началу 1940-х годов в городе было 13 звуковых кинотеатров, свыше 140 киноустановок в колхозах и райцентрах (из них 22 со звуковым оборудованием), свыше 100 кинопередвижек. Кроме того, была профсоюзная и ведомственная киносеть со своими киноустановками.

Великая Отечественная война прервала развитие кинофикации, но в послевоенный период киносеть стала быстро восстанавливаться.

С 1946 по 1951 год начальником Управления кинофикации при Горьковском горисполкоме был Лазарь Михайлович Гельфонд, на протяжении многих лет руководивший различными учреждениями культуры города. Публикация воспоминаний его дочери Анны Лазаревны Гельфонд в журнале «Нижегородский музей» тем не менее не дает представления о его деятельности на посту директора кинопроката. Этот пробел позволяют восполнить документы из фонда ГКУ «Архив г. Н. Новгорода», с помощью которых удалось извлечь из забытья и портреты некоторых работников кино-отрасли и представить их в виде фотогралереи.

Лазарь Михайлович Гельфонд (1909–1959). Фото из семейного архива предоставлено А.Л. Гельфонд
Содержание материалов раздела тесно перекликается со следующим, поскольку невозможно отделить работу управления кинофикации от деятельности подведомственных ему учреждений.

Стоит отметить документы № 18 о создании художественного совета при городском управлении кинофикации (1952 г.), № 25 об открытии кино-университета при кинотеатре «Спутник» (1960 г.) и № 26 об организации Бюро по пропаганде киноискусства (1961 г.), свидетельствующие о том, что вопросам пропаганды киноискусства и культуры зрителя уделялось большое внимание.

Документ № 3 рассказывает о проведении кинофестиваля, посвященного 28-й годовщине РККА (1946 г.). Согласитесь, для послевоенного времени, само название «кинофестиваль» внушает уважение.

Большой интерес представляет документ № 10, отражающий стремление к жесткой централизации кинопроката. Согласно приказа городского управления кинофикации подлежали ликвидации практически все ведомственные киноустановки, в том числе даже киноустановки обкома ВКП(б) и облисполкома.

В то же время партийные структуры жестко контролировали кадровую политику, прежде всего – руководящий состав управления кинофикации. Назначение и отстранение от должности директоров кинотеатров, не говоря уже о руководстве управления кинофикации, не проходило без одобрения горкома или райкома ВКП(б). И это было вполне в духе времени – кино являлось одним из полей идеологического фронта (документы №№ 9, 12, 20 и др.).

Большой комплекс документов посвящен людям, работавшим в системе кинофикации и кинопроката. Это личные листки по учету кадров, часто с фотографиями; автобиографии и характеристики сотрудников (в том числе начальника управления кинофикации Л.М. Гельфонда, техноруков, киномехаников), заявления о приеме на работу и другие, представленные в разделе 3.


Список источников и литературы
Примечание: источники приведены в хронологическом порядке, литература – в алфавитном.

Источники:

Фотогалерея работников Горьковского кинопроката 1930-х – 1950-х годов.

Представлены портреты директора Горьковского кинопроката Лазаря Михайловича Гельфонда из семейного архива А.Л. Гельфонд; фото из личных дел в фонде ГКУ «Архив города Н. Новгорода»: директора кинотеатра «Канавинский» Зои Михайловны Егоровой (1950), директора кинотеатра «Колхозник» Лидии Степановны Кочуровой, директора кинотеатра «Прогресс» И.С. Родионова (1947), директора кинотеатра «Прогресс» Татьяны Георгиевны Никитиной (1950), директора кинотеатра «Художественный» Антонины Вениаминовны Кузьминой, зам. директора кинотеатра «Художественный» Валентины Александровны Станиславюк, старшего киномеханика кинотеатра «Палас» Евгения Валериановича Самсонова, кассира кинотеатра «Спартак» Лидии Павловны Нарушевич.



МКУ Архив г. Н. Новгорода

1. Приказ № 43 по тресту «Горькоблкино» о запрещении выдачи пропусков на бесплатный допуск в кинотеатры. 1 апреля 1938 г.

2. Приказ № 22 по Горьковскому городскому управлению кинофикации о премировании участников завершенного строительства кинотеатра им. В.Г. Белинского. 17 января 1945 г.

3. Приказ № 4 по Горьковскому городскому управлению кинофикации о проведении кинофестиваля, посвященного 28-й годовщине РККА. 14 февраля 1946 г.

4. Приказ № 7 по Горьковскому городскому управлению кинофикации об организации в кинотеатре «Рекорд» выставки, посвященной физиологу И.П. Павлову, и показе кинофильма «Павлов». 17 февраля 1946 г.

5. Приказ № 24а по Горьковскому городскому управлению кинофикации о направлении киномеханика В.И. Гуняшова с кинопередвижкой в Красно-Октябрьский район для обслуживания весенней посевной кампании. 18 мая 1946 г.

6. Приказ № 33 по Горьковскому городскому управлению кинофикации об организации качественного показа кинофильма «Клятва». 3 августа 1946 г.

7. Приказ № 28а по Горьковскому городскому управлению кинофикации о поощрении работников кинотеатров в связи с празднованием 1 Мая. 29 апреля 1947 г.

8. Приказ № 90 по Горьковскому городскому управлению кинофикации о премировании работников кинотеатра «Рекорд» в связи с присуждением ему 3-ей премии и награждении Почетной грамотой Министерства кинематографии СССР и ВЦСПС по итогам Всесоюзного конкурса на лучший кинотеатр. 31 декабря 1947 г.

9. Отношение начальника Горьковского городского управления кинофикации Л.М. Гельфонда секретарю Горьковского горкома ВКП(б) П.А. Ромашину об освобождении В.Д. Конакова от должности директора кинотеатра им. В.В. Маяковского (1947 г.).

10. Приказ № 25 по Горьковскому городскому управлению кинофикации «О ликвидации ведомственных киноустановок». 10 апреля 1948 г.

11. Приказ № 51 по Горьковскому городскому управлению кинофикации «О пропаганде естественнонаучных знаний в кинотеатрах города». 7 августа 1948 г.

12. Записка секретаря Куйбышевского райкома ВКП(б) начальнику Горьковского городского управления кинофикации Л.М. Гельфонду о направлении М.И. Крупнова на должность директора кинотеатра им. В.В. Маяковского. 29 сентября 1948 г.

13. Характеристика на начальника Горьковского городского управления кинофикации Л.М. Гельфонда (1948 г.).

14. Приказ № 34 по Горьковскому городскому управлению кинофикации об организации показа нового кинофильма «Сталинградская битва». 28 апреля 1949 г.

15. Приказ № 6 по Горьковскому городскому управлению кинофикации об организации показа нового кинофильма «Падение Берлина». 24 января 1950 г.

16. Представление на утверждение К.Т. Сосулина в должности начальника отдела кинофикации Горьковского городского управления культуры. 27 августа 1951 г.

17. Приказ № 135 по Горьковскому городскому управлению кинофикации «О мероприятиях по улучшению культурного обслуживания кинозрителей». 26 декабря 1951 г.

18. Приказ № 50 по Горьковскому городскому управлению кинофикации «О создании художественного совета при городском управлении кинофикации». 10 мая 1952 г.

19. Приказ № 38 Горьковского городского управления культуры «О расширении показа научно-популярных, видовых, хроникально-документальных и учебных фильмов». 5 августа 1954 г.

20. Отношение директора Горьковской государственной филармонии Л.М. Гельфонда начальнику Горьковского городского управления культуры с просьбой о переводе на работу в кинотеатр имени К. Минина пианистки филармонии А.В. Виллуан. 30 ноября 1955 г.

21. Приказ № 23 по отделу кинофикации Горьковского городского управления культуры «О мероприятиях по повышению уровня работы двухзального кинотеатра им. Минина». 12 марта 1957 г.

22. Заявление Ю.М. Сошникова на имя начальника отдела кинофикации о приеме на работу директором кинотеатра. 31 января 1958 г.

23. Решение жюри общественного смотра музыкальных коллективов государственных кинотеатров города Горького. 11 июня 1958 г.

24. Личный листок по учету кадров и фотография Е.В. Самсонова, начальника отдела кинофикации Горьковского городского управления культуры.

25. Приказ № 226 по Горьковскому городскому управлению культуры «О создании кино-университета при кинотеатре «Спутник». 4 ноября 1960 г.



26. Приказ № 68 по Горьковскому городскому управлению культуры о создании Бюро по пропаганде киноискусства. 10 июля 1961 г.

МКУК ЦГБ им. В.И. Ленина:

I. Объявления и афиши Горьковской областной конторы кинопроката и управления зрелищными предприятиями г. Горького:

  1. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о начале демонстрации фильма «Любовь Серафима Фролова» в кинотеатрах города]. – Горьковский рабочий, 1969. – 7 июля. – С. 4.

  2. Объявление Горьковского кинопроката [о фестивале узбекских фильмов в кинотеатрах города]. – Горьковский рабочий, 1969. – 15 июля. – С. 4.

  3. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о ретроспективном показе узбекских фильмов в кинотеатре «Прогресс» к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина]. – Горьковский рабочий. – 1969. – 24 июля. – С. 4.

  4. Завтра в театрах и кино: афиша кинопроката. – Горьковский рабочий, 1969. – 31 июля. – С. 4.

  5. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [об открытии кинотеатра «Россия» и демонстрации в нем нового фильма «Хозяин тайги»]. – Горьковский рабочий, 1969. – 7 августа. – С. 4.

  6. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о кинофестивале «Мастера советского кино» в кинотеатре «Палас»]. – Горьковский рабочий, 1969. – 16 августа. – С. 4.

  7. Конференция кинозрителей [в кинотеатре «Октябрь» к 50-летию советского кинематографа]. – Горьковский рабочий, 1969. – 23 августа. – С. 3.

  8. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о начале демонстрации фильма «Это было в разведке» в кинотеатре «Рекорд»]. – Горьковский рабочий, 1969. – 23 августа. – С. 4.

  9. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о демонстрации фильма «Дворянское гнездо» в кинотеатре «Москва»]. – Горьковский рабочий, 1969. – 20 сентября. – С. 4.

  10. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о демонстрации фильма «Дворянское гнездо» в кинотеатре «Октябрь»]. – Горьковский рабочий, 1969. – 20 сентября. – С. 4.

  11. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [об открытии в городе кинофестиваля «Мультфильм-70»]. – Горьковский рабочий, 1970. – 25 марта. – С. 4.

  12. Приглашение на премьеру [премьера кинофильма «Офицеры» в кинотеатре «Печоры»]. – Горьковский рабочий, 1970. – 3 ноября. – С. 1.

  13. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о начале демонстрации польского кинофильма «Кукла» в кинотеатре «Палас»]. – Горьковский рабочий, 1971. – 9 января. – С. 4.

  14. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о тематическом показе фильмов «Народ и партия – едины» в кинотеатрах города]. – Горьковский рабочий, 1971. – 18 января. – С. 4.

  15. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о выходе на экраны фильма «Город первой любви»]. – Горьковский рабочий, 1973. – 19 января. – С. 4.

  16. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [об открытии кинофестиваля студии «Ленфильм»]. – Горьковский рабочий, 1971. – 1 февраля. – С. 4.

  17. Гости из Ленинграда [об открытии кинофестиваля студии «Ленфильм» в кинотеатре «Октябрь»]. – Горьковский рабочий, 1971. – 2 февраля. – С. 3.

  18. В гостях у кинозрителей [Объявление Горьковской областной конторы кинопроката о начале демонстрации фильма «Красная площадь»]. – Горьковский рабочий, 1971. – 24 февраля. – С. 3.

  19. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о показе фильма «Зори Парижа» к 100-летию Парижской Коммуны]. – Горьковский рабочий, 1971. – 13 марта. – С. 4.

  20. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [об открытии Всесоюзной недели детского фильма в кинотеатрах города]. – Горьковский рабочий, 1971. – 13 мая. – С. 4.

  21. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о юбилейных мероприятиях в кинотеатре «Москва» к 750-летию города Горького]. – Горьковский рабочий, 1971. – 6 августа. – С. 4.

  22. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [об открытии нового широкоформатного кинотеатра «Печоры»]. – Горьковский рабочий, 1971. – 20 августа. – С. 4.

  23. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [об открытии кинотеатра «Печоры», фото И. Шмелева]. – Горьковский рабочий, 1971. – 3 сентября. – С. 1.

  24. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о Всесоюзной неделе молодежного фильма в кинотеатре «Москва»]. – Горьковский рабочий, 1971. – 22 октября. – С. 4.

  25. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о постоянно действующем жанровом кинотеатре комедийных фильмов «Улыбка» в кинотеатре «Москва»]. – Горьковский рабочий, 1971. – 22 октября. – С. 4.

  26. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о неделе кинопоказов к 70-летию А.А. Фадеева]. – Горьковский рабочий, 1971. – 10 декабря. – С. 4.

  27. Реклама Горьковской областной конторы кинопроката. – Горьковский рабочий, 1971. – 27 декабря. – С. 4.

  28. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о кинофестивале «Мультфильм-71» в кинотеатре «Рекорд»]. – Горьковский рабочий, 1971. – 27 декабря. – С. 4.

  29. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о начале демонстрации кинофильма «Сыновья уходят в бой»]. – Горьковский рабочий, 1971. – 28 декабря. – С. 4.

  30. Репертуар кинофильмов кинотеатре «Рекорд». – Горьковский рабочий, 1971. – 28 декабря. – С. 4.

  31. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [об открытии в Горьковской области Всесоюзной недели детского фильма]. – Горьковский рабочий, 1973. – 7 мая. – С. 4.

  32. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о кинофестивале «Буревестник революции» в дни проведения Горьковских чтений]. – Горьковский рабочий, 1973. – 15 мая. – С. 4.

  33. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о тематическом показе фильмов «Полвека с именем Ленина»]. – Горьковский рабочий, 1973. – 25 июня. – С. 4.

  34. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о начале выпуска еженедельного рекламно-информационного издания «Реклама кино»]. – Горьковский рабочий, 1979. – 5 июля. – С. 4.

  35. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о выходе на экраны фильма «Визит вежливости»]. – Горьковский рабочий, 1973. – 27 ноября. – С. 4.

  36. В театрах и кино: афиша. – Горьковский рабочий, 1979. – 16 июля. – С. 4.

  37. Вниманию педагогов! Кино – школе и вузам [Объявление Горьковской областной конторы кинопроката о наличии документальных фильмов, которые можно использовать в учебном процессе]. – Горьковский рабочий, 1982. – 22 марта. – С. 4.

  38. Объявление Горьковской областной конторы кинопроката [о выходе на экраны нового мультипликационного фильма-сказки «Мария, Мирабела»]. – Горьковский рабочий, 1982. – 29 июня. – С. 4.

  39. Вниманию кинозрителей! Тематический кинопоказ к 90-летию со дня рождения советского поэта В.В. Маяковского [Объявление Горьковской городской киносети]. – Горьковский рабочий, 1983. – 7 июля. – С. 4.

  40. Вниманию кинозрителей! 27 августа – День советского кино [Объявление Горьковской областной конторы кинопроката о проведении кинофестиваля «Самое важное из искусств»]. – Горьковский рабочий, 1983. – 25 августа. – С. 4.

  41. Вниманию кинозрителей! [Объявление Горьковской городской киносети о неделе фильмов нравственно-правовой тематики]. – Горьковский рабочий, 1983. – 28 сентября. – С. 4.

  42. Вниманию кинозрителей! [Объявление Горьковской городской киносети о выходе на экраны кинофильма «Васса»]. – Горьковский рабочий, 1983. – 15 октября. – С. 4.

  43. Вниманию кинозрителей! Кинотеатр «Октябрь» проводит День кино [Объявление Горьковской городской киносети]. – Горьковский рабочий, 1983. – 10 ноября. – С. 4.

  44. Вниманию кинозрителей! [Объявление Горьковской городской киносети о демонстрации в кинотеатрах города фильмов XIII Московского кинофестиваля]. – Горьковский рабочий, 1983. – 28 ноября. – С. 4.

  45. Вниманию руководителей предприятий: в Горьковский облкинопрокат поступили новые технико-пропагандистские фильмы. – Горьковский рабочий, 1983. – 18 декабря. – С. 4.

II. Документы, опубликованные в книгах и сборниках:

  1. Доклад киносекции губоно о состоянии киноработы в губернии во II полугодии 1920 г. (не ранее 15 декабря 1920 г.) // Культурное строительство в Нижегородской губернии. 1917-1927. Документы и материалы [Текст] / сост. В.В. Колябин, Т.И. Бибанов. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1988. – С. 290-291.

В докладе говорится о целях и задачах вновь созданного органа для руководства просветительской и образовательной деятельностью с помощью киноискусства – Нижегородской областной киносекции, ставшей преемницей дореволюционного просветительного кинематографа.



  1. «Совкино», Волжско-Камское отделение. Склад картин: фото, автор неизвестен // Нижегородская фотография. Город. Люди. События. 1917-1970 [Текст]: альбом / авт.-сост. Я. Гройсман. – Н. Новгород: Деком, 2009. – С 97.

«Совкино» – советская фотокинематографическая государственная организация и кинокомпания, созданная согласно постановлению СНК РСФСР от 13 июня 1924 года. С момента создания «Совкино» получило права на импорт, производство и монопольное право на прокат кинофильмов на всей территории СССР.В Нижегородской губернии было открыто ее Волжско-Камское отделение. В помещении бывшей домовой церкви Иоанна Богослова при Кутасовском детском приюте хранились кинокартины, до революции принадлежавшие просветительному кинематографу.


III. Литература:

  1. Зрелищные предприятия. Кино // Краткий справочник по городу Горькому. – Горький: Облкнигоиздат, 1937. – С. 132-133.

К 1937 году количество кинотеатров в городе возросло вдвое – с 7 до 14, среди новых – Дом Красной армии (позже Дом офицеров на ул. Свердлова / Б. Покровской); «Прогресс» (ул. Советская, д. 7); в рабочих и заводских клубах: им. Ворошилова, им. Калинина, «Спартак», Сормовского дома культуры, завода «Красное Сормово» и др.


  1. Зрелищные предприятия. Кинотеатры // Город Горький [Текст] : справочник / ред. А.М. Селин. - Горький: ОГИЗ, 1939. – С. 323.

После кинотеатров указаны координаты съемочной группы Союзкинохроники – ул. Свердлова (Б. Покровская), д. 37. Следовательно, в городе постоянно работали кинодокументалисты. Союзкинохроника – российская студия документального кино. Образована в 1927 году в Москве, до 1936 г. — «Союзкинохроника», в 1933—1940 гг. — Московская студия кинохроники, в 1940—1944 гг. — Центральная студия кинохроники, в 1944—1993 гг. — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ).


  1. Зрелищные предприятия. Кинотеатры // Город Горький: справочник /сост. А.Ф. Кленский, Н.А. Юрасов, А.И. Елисеев. – Горький, 1963. – С. 108-109.

Помимо адресов и телефонов прежних и вновь появившихся в городе кинотеатров помещены фотографии: кинотеатр «Мир» на Автозаводе (фото Н. Капелюша) и «Спутник» (фото А. Лаврентьева). Кроме того, указана контактная информация областной фильмотеки облоно – ул. Дзержинского (ныне Алексеевская), 22; областной конторы «Кинопрокат» (ул. Генкиной, 29) и киноремонтной мастерской (ул. Урицкого, 14).


  1. Зрелищные предприятия. Кинотеатры // Город Горький: справочник /сост. А.И. Елисеев, А.Ф. Кленский. – Горький, 1964. – С. 69-71.

К вышеуказанному добавился новый адрес дирекции городской киносети – ул. Февральская, 6 (до войны контора киносети находилась при кинотеатре «Палас»). Помещены фотографии кинотеатров «Рекорд», «Спутник» и «Октябрь» (автор К. Захаров).


  1. Клубы города // Город Горький: путеводитель / ред. Л.Ф. Гаранина; худож. В.М. Тукмачев; худож. ред. Л.И. Немченко; техн. ред. М.И. Юнисова. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1964. - 376 с.

В путеводителе дается характеристика Домов культуры и клубов, являвшихся местом проведения досуга горьковчан. Все они были оборудованы кинозалами, помимо просмотра кинофильмов устраивались их обсуждения, проводились, встречи с деятелями кино и тематические вечера.


  1. Культурное строительство в Горьковской области. 1917-1957: сборник статей / под ред. С.А. Орлова. - Горький: Горьковское кн. изд-во, 1957. - 328 с. : ил.

В сборнике говорится в том числе о развитии кинофикации в Нижегородской / Горьковской области в советский период, приводятся статистические данные о расширении киносети.

  1. Нижегородский справочник 1928-1929 [Текст]. - Н. Новгород: Издание журнала «Нижегородское хозяйство»: Губплан, 1929. – 426 с. + карт.

Перечислены все кинотеатры города, с телефонами и адресами, которые сегодня мало что говорят молодым нижегородцам, но хорошо известны старшему поколению: «Палас» – угол ул. Свердлова и Комсомольского переулка (ныне к/т «Орленок» на Б. Покровской), «Художественный» – ул. Свердлова, 39 (ныне на его месте – жилой дом), «Народный дом» – Острожная площадь (после реконструкции – театр оперы и балета им. А.С. Пушкина), им. Мордовцева – пер. Грузинский, д. 7 (ныне это Грузинская улица, двухэтажное здание рядом с синагогой); «Рекорд» – угол Осыпной и Алексеевской улиц (ныне центр культуры «Рекорд»), «Печерский» – пригородная слобода Печеры (теперь практически центр города), «Фонарик» – летний кинотеатр (стоял на месте памятника В.П. Чкалову на Волжском откосе).
***

  1. Афанасьев Р. Все о кино // Горьковский рабочий. – 1983. – 22 октября. – С. 3.

Кинолектор знакомит читателей газеты с программой занятий московского кинолектория на 1983-1984 годы на 15 киноплощадках города.


  1. Галошина И.В. Киноэкран – молодым. – Горьковский рабочий, 1979. – 14 ноября. –

С. 1.

  1. Гельфонд А.Л. Страницы культурной жизни города в 1930-1950-е годы. К 100-летию со дня рождения Л.М. Гельфонда [Текст] / А. Л. Гельфонд // Нижегородский музей. - 2009. - № 17. - С. 104-115. – портр.

В статье дается обзор деятельности Лазаря Михайловича Гельфонда в указанный период времени, раскрывается его вклад в культурное строительство.


  1. Долотова Н., инженер. Сормовичам обидно [жители Сормовского района последними в городе знакомятся с кинопремьерами]. – Горьковский рабочий, 1971. – 20 марта. – С. 4.

  2. Золотова Л., Тронова В. Революцией мобилизованное и призванное // // Горьковский рабочий. – 1969. – 26 августа. – С. 3.

Совместная статья директора городской киносети Л. Золотовой и кинотехника В. Троновой приурочена к 50-летию Декрета о национализации кинопредприятий. В ней приводятся сведения о расширении киносети с 1913 по 1969 год (с трех до 146); о кинофестивалях, организуемых в г. Горьком с 10 февраля 1936 года; о таких формах пропаганды киноискусства, как кинопремьеры, кинолектории, диспуты и творческие отчеты киностудий страны, которые были доброй традицией в нашем городе во все послевоенные десятилетия. В Горьком в 1960 году при кинотеатре «Спутник» появился и один из первых в стране киноуниверситетов.


  1. Илевский Ан. Кинотеатр отчитывается [Зрительские конференции в кинотеатрах г. Горького]. – Горьковский рабочий, 1963. – 5 января. – С. 3.

  2. Киновикторина «Кто лучше знает?» // Горьковский рабочий. – 1971. – 20 марта, 17 мая, 31 июля.

Киновикторина для любителей и знатоков кинематографа стала одной из новых форм работы со зрителем. Вопросы семи заочных туров регулярно публиковались в газете «Горьковский рабочий», здесь же приводились лучшие ответы, а самые активные участники викторины были приглашены на очный тур в редакцию. Возможно, среди победителей промежуточных туров викторины кто-то обнаружит имена и своих родных (М. Щенина, Н. Флигина, В. Жучков, Т. Глазкова, М. Свойская, А. Иконостасова и др.).


  1. Колябин В. Хорошая штука – кино! // Горьковская правда. – 1979. – 26 авг. – С. 3.

Автор, старший научный сотрудник ГАНО, рассказывает о первых шагах киносекции при Губоно в 1920 –1930-х годах.


  1. Кузнецова В. Зрители и жанры: новое в кинообслуживании // Горьковский рабочий. – 1971. – 6 февраля.

В статье методиста областного управления кинофикации В. Кузнецовой приводятся примеры новых форм работы со зрителем, в том числе создание жанровых кинотеатров «В мире приключений и фантастики» для школьников при кинотеатре «Рекорд» и для любителей музыки при кинотеатре им. Белинского, организация тематических показов, посвященных театру, музыке и балету в кинотеатре им. Маяковского и проч.


  1. Куломзин Ю. Не много ли «любви»? // Горьковский рабочий. – 1971. – 16 января.

Кинозритель сетует на работу кинопроката: в кинотеатрах города идут сплошь фильмы про любовь («Сезон любви», «Да здравствует любовь», «Колдовская любовь», «Красота любви» и др.), а желающим посмотреть «Преступление и наказание» или «Смерть филателиста» это сделать затруднительно из-за неудобного расписания или отсутствия сеансов.


  1. Лапшин М. Два подхода к одной теме // Горьковский рабочий. – 1971. – 31 июля. –

С. 3.

Кинозритель, шофер по профессии, делится своими впечатлениями от мексиканского фильма «Дикое сердце» и чешского «Решительная барышня». Они совершенно по-разному раскрывают одну тему – ответственности родителей за судьбы детей. (На примере данной и предыдущей заметки мы видим, что редакция газеты охотно размещала не только объявления кинопроката и рекламу фильмов, но и отклики на них кинозрителей. Через газету шел живой диалог со зрителем.)




  1. Полонский В. Здравствуй, кинофестиваль! [О фестивале узбекских фильмов]. – Горьковский рабочий, 1969. – 23 июля. – С. 4.

Раздел 3. история кинотеатров в событиях и лицах
Событийный ряд раздела основан на печатных материалах из фонда ЦГБ (представленные в экспозиции справочные издания по городу Горькому 1930-1990-х годов содержат информацию о кинотеатрах города в разные периоды советской истории), городского архива (преимущественно приказы и личные дела сотрудников), воспоминаниях нижегородцев, опубликованных на страницах местной печати и интернете. Иллюстративный ряд основан на фотографиях из фондов ГархАДНО, отражающих этапы строительства и реконструкции кинотеатров города.

Большим подспорьем в работе явились воспоминания Ирины Васильевны Галошиной, в прошлом заместителя директора кинотеатра «Печоры», а ныне библиотекаря читального зала ЦГБ. Записанные с ее слов забавные истории, связанные с демонстрацией фильмов и организацией кинопроката, наряду с воспоминаниями кинозрителей старшего поколения значительно оживляют экспозицию, погружая в атмосферу минувшего. Эти тексты приведены в Приложениях.

Представленные архивные источники отражают разные стороны жизни кинотеатров и их работников. Вопросы организационного характера отражены в документах №№ 1, 5, 11, 12, 14, 16, 19 и др. Среди них приказы об установлении штатных расписаний кинотеатров (количество работающих было весьма значительное), о запрещении выдачи бесплатных пропусков, о переходе на 7-дневную рабочую неделю с 8-часовым рабочим днем (!), о распорядке рабочего дня, об установлении должностных окладов.

Приказ по кинотеатру «Палас» от 15 июля 1937 года о снятии с работы старшего киномеханика Струве за хранение запрещенного киножурнала. ГКУ «Архив г. Н. Новгорода».

Нельзя обойти вниманием документы, отражающие многолетний труд А.Д. Карязина в кинотеатре «Палас» (№№ 4, 35 и 36). Представляет несомненный интерес и документ № 27 (где упоминается должность детского организатора и библиотекаря кинотеатра). В документах № 38 и № 20 предыдущего раздела выставки мы встречаем имена С.Н. Кнушевицкого – выдающегося советского музыканта, профессора Московской консерватории (его сын А.С. Лаписов в период учебы в Горьковской консерватории работал в оркестре кинотеатра) и В.Ю. Виллуана – одного из организаторов музыкальной жизни Нижнего Новгорода на рубеже XIX – XX веков (его дочь А.В. Виллуан работала пианисткой в кинотеатре).




О том, насколько серьезно и ответственно подходили в прежнее время к работе, свидетельствуют документы №№ 2, 8, 18, 25. Халтура, невнимательность при подготовке к демонстрации и самой демонстрации кинокартин (особенно, если в них фигурировал И.В. Сталин) могли закончиться, в лучшем случае, увольнением с работы.

Действовала и система поощрений, иногда, с современной точки зрения, довольно своеобразная. Об этом показывают документ № 5 данного раздела, №№ 2, 7, 8 предыдущего и др.

Не обошли стороной работников горьковских кинотеатров репрессии 1930-х годов и Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Об этой трагической странице нашей истории рассказывают документы №№ 6, 13, 14.

Кинотеатры являлись не только местом, где можно было посмотреть новый фильм, но и в ожидании сеанса послушать музыку. Об этой функции кинотеатров повествуют документы №№ 3, 7, 9, 38 (следует обратить внимание на недремлющую цензуру в музыкальном аспекте, не дай бог прозвучит какая-нибудь «пошлая западная музыка»!). Научно-популяризаторская деятельность кинотеатров (проведение лекций на различные темы и демонстрация выставок, приуроченных к показу того или иного кинофильма, обслуживание кинопередвижками тружеников села в период посевных кампаний, научно-просветительская работа со школьниками) отражена в документах №№ 18, 25 и др.


Список источников и литературы
Примечание: документы из фондов архивов приведены в хронологическом порядке, из фонда ЦГБ – в логическом порядке экспонирования.

МКУ Архив г. Н. Новгорода

1. Приказ по кинотеатру «Художественный» об установлении штатов кинотеатра в связи с выделением кинотеатров в самостоятельные хозрасчетные единицы с января 1935 г. 11 ноября 1934 г.

2. Приказ № 28 по кинотеатру «Художественный» о подготовке к качественному показу фильма с речью И.В. Сталина. 21 мая 1935 г.

3. Приказ № 49 по кинотеатру «Палас» о запрещении выступлений джаз-оркестра вне кинотеатра. 24 января 1936 г.

4. Приказ № 101 по кинотеатру «Палас» о премировании А.Д. Карязина в связи с 20-летием непрерывной работы в кинотеатре. 19 марта 1937 г.

5. Приказ № 105 по кинотеатру «Палас» о премировании работников в связи с празднованием 1 Мая. 5 мая 1937 г.

6. Приказ № 116 по кинотеатру «Палас» о снятии с работы старшего киномеханика В.А. Струве за хранение запрещенного звукового киножурнала с кадрами врага народа Г.Г. Ягоды и передаче дела в следственные органы. 15 августа 1937 г.

7. Приказ № 15 по кинотеатру «Прогресс» об обязательном получении разрешения уполномоченного Главного управления по контролю за зрелищными предприятиями и репертуаром (Главрепертком) по Горьковской области на исполнение концертных программ джаз-оркестра кинотеатра. 8 марта 1939 г.

8. Приказ № 27 по кинотеатру «Прогресс» об объявлении строгого выговора художнику В. Волокушину за несвоевременное изготовление рекламы к кинофильму «Ленин в 1918 году». 28 апреля 1939 г.

9. Личный листок по учету кадров Э.И. Роот, пианистки джаз-оркестра кинотеатра «Палас». 6 июля 1940 г.

10. Личный листок по учету кадров П.М. Березина, директора кинотеатра «Палас». 20 июля 1940 г.

11. Приказ № 74 по кинотеатру «Прогресс» о переходе на 7-дневную рабочую неделю с 8-часовым рабочим днем. 25 июля 1940 г.

12. Приказ № 20 по кинотеатру «Художественный» об установлении окладов работникам кинотеатра. 17 марта 1941 г.

13. Приказ № 16 по кинотеатру «Палас» о назначении состава пожарного звена, санитарного звена и звена охраны порядка. 10 июня 1942 г.

14. Приказ № 25 по кинотеатру «Палас» о направлении работников на торфоразработки. 1 августа 1942 г.

15. Характеристика на технорука кинотеатра «Рекорд» В.П. Ермолина. 1946 г.

16. Приказ № 11 по кинотеатру «Палас» о распорядке рабочего дня для ответственных работников и бухгалтерии. 11 января 1947 г.

17. Личный листок по учету кадров М. И. Хорева, старшего киномеханика кинотеатра «Художественный». 12 марта 1947 г.

18. Приказ № 38 по кинотеатру «Палас» о проведении декады научно-просветительских фильмов во время летних школьных каникул. 24 мая 1947 г.

19. Приказ № 51 по кинотеатру «Палас» об утверждении штата кинотеатра. 2 июля 1947 г.

20. Личный листок по учету кадров и фотография А.В. Кузьминой, директора кинотеатра «Художественный». 1947 г.

21. Автобиография Г.Н. Эйзе, технического руководителя кинотеатра «Рекорд». 1947 г.

22. Характеристика на К. Н. Фадеева, киномеханика кинотеатра «Палас». 1947 г.

23. Характеристика на К. Н. Фадеева, начальника секретной части комендатуры. 1947 г.

24. Автобиография и фотография И.С. Родионова, директора кинотеатра «Прогресс». 1947.

25. Приказ № 111 по кинотеатру «Палас» об организации показа нового кинофильма «Повесть о настоящем человеке». 9 сентября 1948 г.

26. Характеристика на технического руководителя кинотеатра «Художественный» А.Д. Шагалова. 17 марта 1949 г.

27. Характеристика на детского организатора и библиотекаря кинотеатра «Прогресс» А.Е. Закгейм. 23 марта 1949 г.

28. Личный листок по учету кадров и фотография М.И. Крупнова, директора кинотеатра им. В.В. Маяковского. 7 апреля 1949 г.

29. Личный листок по учету кадров и фотография Л.П. Нарушевич, билетера кинотеатра «Палас». 1950 г.

30. Личный листок по учету кадров и фотография В.А. Станиславюк, заместителя директора кинотеатра «Художественный». 1950 г.

31. Личный листок по учету кадров и фотография Т.Г. Никитиной, директора кинотеатра «Прогресс». 1950 г.

32. Личный листок по учету кадров и фотография З.И. Егоровой, директора кинотеатра «Канавинский». 1950 г.

33. Характеристика на К.И. Виноградова, киномеханика рабочего клуба им. Кринова при Государственном союзном заводе им. В.И. Ленина. 10 апреля 1951 г.

34. Автобиография А.И. Ракуц, выездного кассира кинотеатра «Палас». 22 октября 1951 г.

35. Личный листок по учету кадров и автобиография А.Д. Карязина, работника кинотеатра «Палас». 21 декабря 1951 г.

36. Приказ № 33 по кинотеатру «Палас» о награждении А.Д. Карязина в связи с 35-летней непрерывной работой в кинотеатре. 30 апреля 1952 г.

37. Личный листок по учету кадров и фотография М.С. Кочуриной, директора кинотеатра «Колхозник». 1952 г.



38. Личный листок по учету кадров и автобиография А.С. Лаписова, артиста музыкального ансамбля кинотеатра «Палас», студента Горьковской государственной консерватории. 1 апреля 1953 г.

ГКУ Государственный архив аудиовизуальной документации Нижегородской области

  1. Киноконцертный зал в Автозаводском районе. Фото А. Агапова, 1955 г.

  2. Кинотеатр в парке Автозаводского района. Фото А. Агапова, 1955 г.

  3. Кинотеатр «Буревестник». Фото Вознесенского, 1957 г.

  4. Кинотеатр «Канавинский». Фото телестудии, 1958 г.

  5. Кинотеатр «Москва». Фото Борисова, 1966 г.

  6. Кинотеатр «Мир». Фото Лаврова, 1967 г.

  7. Кинотеатр «Октябрь». Фото А.И. Оношко, 1969 г.

  8. Кинотеатр «Россия». Фото А.И. Оношко, 1969 г.

  9. Кинотеатр «Спутник». Фото А.И. Оношко, 1970 г.

  10. Кинотеатр «Электрон». Фото А.И. Оношко, 1970 г.

  11. Кинотеатр «Палас» перед реставрацией. Фото А.И. Оношко, 1971 г.

  12. Кинотеатр «Современник». Автор неизвестен, 1972 г.

  13. Кинотеатр «Орленок». Фото Г. Бортника, 1982 г.

МКУК ЦГБ им. В.И. Ленина

Иллюстрации:

  1. В широкоэкранном зале кинотеатра им. Минина: Рисунок А.Д. Азимовского // Лугинин А., Липатов Н. Город Горький. – Горький, 1958. – С. 98.

  2. Теперь на этом месте кинотеатр «Октябрь»: фото из архива Липы Грузмана // Грузман Л. Еврейские тетради: В 2-х т. Т. 1. - Н. Новгород, 2005. – С. 189.

  3. Широкоформатный кинотеатр «Октябрь»: фото К. Захарова // Город Горький. – Горький, 1964. – С. 237.

  4. Дом студентов на углу ул. Дзержинского и Пискунова. Внизу – кинотеатр «Рекорд»: фото // Федоров Г. Социалистический город Горький. - Горький, 1939. – С. 19.

  5. На пересечении улиц Свердлова и Грузинской [здесь находился кинотеатр «Художественный»] // Советский Горький. – Н. Новгород: Кварц, 2016. – С. 106-107.

Публикации:

  1. Наумова О. «На сию должность всегда избираются люди честные…» [О доходном доме Ф.П. Переплетчикова, где в советское время был кинотеатр им. Маяковского] // Свое гнездо. – 2007. - № 6. – С. 56-58.

  2. Орельская О.В. Доходный дом Городского общества [ул. Рождественская, д. 6. В советское время здесь был кинотеатр им. Маяковского] // Орельская, О.В. Улица Рождественская - энциклопедия архитектурных стилей / О. В. Орельская, С. В. Петряев. - Н. Новгород: Бегемот, 2014. – С. 198-205.

  3. Шамшурин В.А. [Воспоминания о кинотеатре им. Маяковского, 1945 г.] // Шамшурин, В.А. Против часовой стрелки. Мемуары, очерки, эссе. - Н. Новгород: Дятловы горы, 2007. – С. 41-42.

  4. [Воспоминания о кинотеатре им. В. Маяковского] // Наследие Рождественской стороны: сборник худож. и публицистических произведений, научных ст. и мемуаров, посвященных территории Н. Новгорода. Вып. II / сост. А.А. Сериков; ред. М.Д. Песин, И.В. Фуфаева. – Н. Новгород: Кириллица, 2013. – С. 345, 357-358.

  5. Батарин Ф. Хотя в зале есть пульт… [критика кинозрителя на качество демонстрации фильмов в кинотеатре им. Минина]. – Горьковский рабочий, 1971. – 6 февраля. – С. 3.

  6. Гительсон Д. Окном в жизнь для молодежи Автозаводского района стал кинотеатр «Мир». Почему? // Ленинская смена. – 1987. – 17 февраля. – С. 2.

  7. Григорьев К. Флаги над «Россией» // Горьковский рабочий. – 1969. – 7 августа.

  8. Кинотеатр «Россия» // Географический центр Нижнего: к 80-летию Ленинского района. – Н. Новгород: Кварц, 2015. – С. 156.

  9. Володин К. Крупнейший в городе [о введении в строй кинотеатра «Россия»]. – Горьковский рабочий, 1969. – 25 июля. – С. 1.



  1. Алексеева А. Человек на войне [просмотр фильма «Горячий снег» в кинотеатре «Россия»]. – Горьковский рабочий, 1973. – 8 мая. – С. 4.

  2. «Октябрь» получает знамя [переходящее Красное знамя облисполкома и облсовпрофа вручено кинотеатру «Октябрь»]. – Горьковский рабочий, 1971. - 30 июля. - С.1.

  3. Закутерин И. Когда театр дружит со зрителем [кинолекторий в кинотеатре «Канавинский»]. – Горьковский рабочий, 1971. – 4 января. – С. 3.

  4. Григорьева А. «В «Искре», по средам [работа кинотеатра «Искра» к 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина]. – Горьковский рабочий, 1971. – 3 ноября. – С. 3.

  5. Шамшурин В.А. [Воспоминания о кинотеатре «Спартак», 1946 г.] // Шамшурин, В.А. Против часовой стрелки. Мемуары, очерки, эссе. - Н. Новгород: Дятловы горы, 2007. – С. 59-61.

  1   2

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Нижегородский кинематограф