• Три особо важных события - в четверг 2 декабря с 12.00 до 19.00 в рамках дня Франции в зоне семинаров №1 пройдут конференции и дебаты;
  • «Что делает человека человеком».
  • Французские гости ярмарки
  • Холл ЦДХ Торжественное открытие ярмарки при участии господина Жана де Глиниасти, посла Франции в Российской Федерации
  • Стенд Франции А-5, А-6 Автограф-сессии
  • Холл ЦДХ, стенд издательства «Вокруг света»
  • Конференц-зал
  • Дебаты
  • «Род человеческий: происхождение и пре- емственность»
  • Авторский зал
  • Пьер Ариззоли-Клементель
  • Кристина Зейтунян-Белоус

  • Скачать 326.02 Kb.


    Дата15.07.2017
    Размер326.02 Kb.

    Скачать 326.02 Kb.

    Non/fictio№12 1–5 décembre/декабря 2010



    non/fictio№12 1–5 décembre/декабря 2010

    Maison centrale de l’Artiste / Центральный Дом Художника


    Lire c’est voyager,

    voyager c’est lire. Victor Hugo

    Читать значит путешествовать, путешествовать значит читать. Виктор Гюго


    Добро пожаловать в мир современной французской мысли
    Ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction 2010

    станет ярким завершением этого, особенно богатого

    франко-российскими проектами года, свидетельством дав-

    ней взаимной любви и интереса французской и русской

    культур. На Non/Fiction №12 состоятся новые встречи, прой-

    дут интеллектуальные дебаты с участием лучших предста-

    вителей современной французской и российской гумани-

    тарной науки.


    Почетный гость ярмарки, Франция приглашает российскую

    читающую публику в путешествие во времени и простран-

    стве, на встречу с современной французской культурой во

    всем ее разнообразии.

    В холле второго этажа, на стенде «Книжное кафе» посетите-

    ли смогут полистать бумажные и виртуальные книги, послу-

    шать французскую музыку, посмотреть фильмы из коллек-

    ции медиатеки Французского культурного центра в Москве.

    На стенде представлена выставка фотографий Ферранте

    Ферранти, посвященных транссибирскому писательскому

    поезду «Блез Сандрар».

    Два выставочных пространства на втором этаже воспроиз-

    водят французский книжный магазин со всем разнообра-

    зием книжной продукции, от эссе в области гуманитарных

    наук до романов, от книг по искусству до комиксов. На стен-

    де представлены книги 90 французских издательств.

    Два стенда на третьем этаже посвящены детской литера-

    туре: на первом стенде выставлены книги и комиксы для

    детей, на втором проводятся мастер-классы под руковод-

    ством пяти французских художников. Там же располагаются

    две выставки: иллюстрации Александра Родченко и рисун-

    ки эльзасского художника Томи Унгерера.

    В течение ярмарки более двадцати французских писателей,

    ученых и художников встретятся с читателями, представят

    свои работы и обменяются опытом с российскими коллега-

    ми в рамках многочисленных мероприятий.

    Французская программа включает:

    - круглые столы и дебаты, в которых примут участие извест-

    ные российские и французские интеллектуалы;

    - презентации изданий, автограф-сессии;

    - профессиональные встречи между издателями и главными

    редакторами научных журналов в области гуманитарных и

    общественных наук;

    - мастер-классы для детей под руководством французских

    художников.
    Три особо важных события
    - в четверг 2 декабря с 12.00 до 19.00 в рамках дня Франции

    в зоне семинаров №1 пройдут конференции и дебаты;

    - в пятницу 3 декабря с 18.00 до 19.00 – ключевое событие

    ярмарки – присуждение премий имени Мориса Вакс-



    махера за лучший перевод французского художественного

    произведения и научной работы в гуманитарной области

    и присуждение премии имени Анатоля Леруа-Больё за

    лучшее исследование о Франции на русском языке;

    - в субботу 4 декабря с 12.00 до 19.00 французские и рос-

    сийские интеллектуалы соберутся за круглым столом для

    обсуждения темы «Что делает человека человеком».

    Откроет заседание Юлия Кристева.


    Научные дебаты

    Общение между странами может быть чисто формальным и ослабевать из-за повторяющихся общих мест и стереотипов. Встреча двух культур – это еще и встреча особенностей, встреча самобытностей, забвение или пренебрежение которыми часто становится причиной глубокого непонимания. Так и в области науки: из-за различия применяемых в каждой стране интерпретационных методов, преподаваемые дисциплины никогда не будут полностью совпадать.

    Эти несовпадения многое говорят о культурах этих стран. Поэтому именно различия, малые и существенные, мы хотели бы выявить, сравнив ответы, которые дадут две разные культуры на предложенный вопрос «Что делает человека человеком».
    Французские гости ярмарки
    Юлия Кристева (психоанализ), Эдгар Морен и Люк Болтан-

    ски (социология), Лоран Барри и Филипп Дескола (антропо-

    логия), Кристиан Лаваль (социология и философия), Венсан

    Декомб (философия), Паскаль Пик (палеоантропология),

    Жан-Дидье Венсан (биология, этика), Лоранс Бертран-

    Дорлеак (история искусств), Доминик Фернандез и Жан Ро-

    лен (писатели), Жан-Мари Шеффер (философия искусства),

    Пьер Ариззоли-Клементель (бывший главный хранитель

    Замка Версаль), Марк-Оливье Падис (главный редактор жур-

    нала Esprit), Ив Пере (директор библиотеки Сент-Женевьев,

    Париж), Кристин Зейтунян-Белоус (переводчик), Ферранти

    Ферранте (фотограф).

    Ведущие мероприятий детской программы: Одиль Белкед-

    дар (издатель), Эмили Пуассон, Оливье Бессон, Вьолен Леруа,

    Полина Петрушина (художники), Изабель Мийон (философ).
    programme français французская программа

    Среда, 1 декабря

    14.00 Холл ЦДХ

    Торжественное открытие ярмарки при участии господина Жана де Глиниасти,

    посла Франции в Российской Федерации

    Программа


    Четверг, 2 декабря – День Франции

    Зона семинаров № 1

    12.00-13.00 Круглый стол с социологом Эдгаром Мореном

    и ученым Сергеем Капицей. Презентация книги Эдгара Мо-

    рена «К пропасти?» (издательство «Алетейя»); ведущая Гала

    Наумова.

    13.00-14.00 Круглый стол с философом Жан-Мари Шеффе-

    ром, филологом Сергеем Зенкиным и философом Михаилом

    Маяцким. Презентация книги Жана-Мари Шеффера «Конец

    человеческой исключительности» (издательство «Новое ли-

    тературное обозрение»). При участии Ирины Прохоровой.

    14.00-15.00 Круглый стол с социологом Кристианом Лава-

    лем и философом Артемом Смирновым. Презентация книги

    Кристиана Лаваля «Человек экономический. Эссе о проис-

    хождении неолиберализма» (издательство «Новое литера-

    турное обозрение»); ведущий Жан Радвани. При участии

    Ирины Прохоровой.

    15.00-16.00 Круглый стол с философами Венсаном Декомбом

    и Виктором Каплуном. Презентация книги Венсана Декомба

    «Дополнение к субъекту. Исследование феномена действия

    от собственного лица» (издательство «Новое литературное

    обозрение»); ведущий Гийом Гаррета. При участии Ирины

    Прохоровой.

    16.00-17.00 Презентация сборника «Перекличка Москва-

    Париж» Французского национального центра космических

    исследований. В сборник вошли рассказы о космосе десяти

    русских и французских писателей.

    17.00-18.00 Презентация русского перевода книги «Версаль»

    Пьера Ариззоли-Клементеля, бывшего Главного хранителя

    замка Версаль (издательство «Арт Родник»).

    18.00-19.00 «Из Москвы во Владивосток»: презентация вы-

    ставки фотографий Ферранте Ферранти, посвященной

    французскому литэкспрессу «Блез Сандрар», с участием

    самого художника, члена французской Академии писателя

    Доминика Фернандеза и издателя Мишеля Парфенова.


    Книжное кафе

    15.00-16.00 Презентация французско-российского спецвы-

    пуска журнала «Октябрь», посвященного путешествию рус-

    ских писателей в Сен-Мало и литэкспрессу «Блэз Сандрар».



    Стенд Франции А-5, А-6

    Автограф-сессии

    13.00-13.30 Эдгар Морен

    14.00-14.30 Жан-Мари Шеффер

    15.00-15.30 Кристиан Лаваль

    15.30-16.00 Доминик Фернандез

    16.00-16.30 Венсан Декомб

    18.00-18.30 Пьер Ариззоли-Клементель

    Презентация

    13.30-14.00 Презентация «Книги знаний: беседы с выдаю-

    щимися мыслителями нашего времени» Константина фон

    Барлевена (издательство «Прогресс-традиция») Галей Нау-

    мовой.

    Холл ЦДХ, стенд издательства «Вокруг света»

    Демонстрация приготовления блюда французской кухни.

    13.00 Фабрис Лекуен, шеф-повар резиденции французского

    посла в Москве.

    Пятница, 3 декабря

    Зона семинаров № 1

    17.00-18.00 Круглый стол с антропологом Филиппом Деско-

    ла и социологом Борисом Дубиным. Презентация перевода

    книги Филиппа Дескола (при участии издательства «Новое

    литературное обозрение»); ведущий Михаил Маяцкий.

    18.00-19.00 Вручение литературных премий имени Мори-

    са Ваксмахера и Анатоля Леруа-Болье министром и прези-

    дентом Французского института Ксавье Даркосом и послом

    Франции в России Жаном де Глиниасти.

    Зона семинаров № 2

    12.00-13.00 Презентация спецвыпусков журналов «Логос»

    и «Пушкин», посвященных французским гуманитарным

    наукам с участием главных редакторов Валерия Анашвили,

    Александра Бикбова и Марка-Оливье Падиса, главного ре-

    дактора журнала Esprit. ведущий Жан Радвани.

    13.00-14.00 Круглый стол с антропологами Лораном Барри и

    Ольгой Артемовой ; ведущая Анн Фэвр-Дюпэгр

    16.00-17.00 Диалог между Ивом Пере, заведующим библио-

    текой Сент-Женевьев в Париже, и Михаилом Сеславинским,

    руководителем Федерального агентства по печати и массо-

    вым коммуникациям, автором каталога выставки «Рандеву.

    Русские художники во французском книгоиздании первой

    половины XX века », о художественном и литературном об-

    мене между Францией и Россией в 1900-1940 годы на при-

    мере иллюстрированных книг.

    18.00-19.00 Круглый стол с биологом Жаном-Дидье Венса-

    Ном ; ведущая Анни Радзински.



    Авторский зал

    16.00-17.00 Встреча с писателем Жаном Роленом и презен-

    тация его книги «…А вослед ему мертвый пес» (издатель-

    ство «Текст»); ведущий Николай Александров.

    17.00-18.00 Диалог между главными редакторами журна-

    лов, специализирующихся на гуманитарных науках, с уча-

    стием Марка-Оливье Падиса (Esprit), Жюлиет Кадио (Cahiers

    du monde russe), Ирины Прохоровой («НЛО»), Валерия Анашвили («Логос»), Ильи Калинина («НЗ»), Марины Могильнер («Ab imperio»).

    18.00-19.00 Круглый стол с искусствоведами Лоранс

    Бертран-Дорлеак и Андреем Ерофеевым: «Искусство, цензу-

    ра, автоцензура»; ведущая Бланш Гринбаум-Сальгас.


    Стенд Франции А-5, А-6

    Автограф-сессии

    14.00-14.30 Лоран Барри

    17.00-17.30 Жан Ролен

    17.30-18.00 Жан Дидье Венсан

    18.00-18.30 Филипп Дескола

    18.30-19.00 Ив Пере



    Презентации

    15.00-16.00 Презентация серии книг с иллюстрациями Гю-

    става Доре (издательство «Игра слов»)

    16.00-17.00 Русское зарубежье: презентация собрания со-

    чинений Бориса Поплавского и «Зеркало, Избранная проза»

    Ирины Одоевцевой с участием славистов Элен Менегальдо

    и Марии Рубинс (издательство «Русский путь»)
    Суббота, 4 декабря

    Конференц-зал

    Круглые столы, посвященные теме «Что делает человека



    человеком»

    12.00-13.00 Открытие дебатов. Семиотик и психоаналитик

    Юлия Кристева: «Как мыслить свободу сегодня»; ведущая
    Дебаты

    13.00-14.30 «Антропология на стыке биологического,



    ментального и социального»

    Участники: Венсан Декомб, Жан-Дидье Венсан, Филипп Де-

    скола, Миша Габович, Олег Аронсон, Виктор Каплун, Ирина

    Прохорова; ведущий Гийом Гаррета.

    15.00-16.30 «Род человеческий: происхождение и пре-

    емственность»

    Участники: Паскаль Пик, Лоран Барри, Светлана Боринская;

    Станислас Дробышевский ведущая Жюлиет Кадио.

    17.00-18.30 «Хомо экономикус – модель или вымысел?»

    Участники: Люк Болтански, Кристиан Лаваль, Эдгар Морен,

    Иван Болдырев, Александр Гофман, Борис Капустин, Григо-

    рий Юдин; ведущий Жан Радвани.

    Авторский зал

    12.00-13.00 Comme un roman : Французские книжки для на-

    ших детей (издательство «Самокат»).

    Стенд Франции А-5, А-6

    14.00-15.00 Презентация книги тележурналиста Вадима Глу-

    скера «Cherchez la France – В поисках Франции» (издательство

    «Международные отношения»).

    16.00-17.00 Презентация книги «Самозвери» Сергея Третья-

    кова и Александра Родченко при участии внука А. Родченко,

    Александра Лаврентьева (издательство «Les trois ourses», Па-

    риж).


    17.00-18.00 Презентация перевода «Евгения Онегина» на

    французский Н. Насаткиной (издательство «Наше наследие»).


    Воскресенье, 5 декабря

    Зона семинаров № 2

    12.00-13.00 Круглый стол с социологами Люком Болтански,

    Александром Гофманом и Александром Бикбовым. Презен-

    тация книги Люка Болтански «Новый дух капитализма» (из-

    дательство «Новое литературное обозрение»). При участии

    Ирины Прохоровой.

    13.00-14.00 Круглый стол с палеоантропологом Паскалем

    Пиком и Марией Медниковой; ведущий Жан Радвани.



    Авторский зал

    14.00-15.00 Современная русская литература во Франции:

    двуязычный журнал «Русская Литература» («Lettres russes»)

    представляет главный редактор Ирэн Сокологорски.

    Премию «Руссофония» и Дни русской литературы в Кремлин-

    Бисетре представляет Кристина Местр.

    15.00-16.00 Практика художественного перевода во Фран-

    ции, с участием переводчика Кристин Зейтунян-Белоус.



    Стенд Франции А-5, А-6

    Автограф-сессии

    13.00-13.30 Люк Болтански

    14.00 -14.30 Паскаль Пик

    Презентация, дискуссия

    14.30-15.30 Презентация книги «Словарь историка» (изда-

    тельство РОССПЭН) с участием историка Людмилы Пиме-

    новой. Авторы: французские историки Грегори Дюфо, Эрве

    Мазюрель, Николя Оффенштадт.

    15.30-16.30 Презентация журнала социологических исследований « Laboratorium »

    Александром Бикбовым, Мишей Габовичем и Олесей Кирчик ; Дискуссия о публичном использовании со-

    циального знания с участием Жюлиет Кадио и Жан Радвани.


    Французcкие гости

    Пьер Ариззоли-Клементель

    Прошел конкурс на должность в Объединении национальных музе-

    ев, был выбран стипендиатом Французской Академии в Риме, где в

    течение двух лет работал на факультете истории искусств. Был глав-

    ным хранителем Музея тканей и декоративного искусства в Лионе,

    затем - Музея декоративного искусства в Париже. В 1997 году на-

    значен Генеральным директором государственного учреждения

    «Музей и национальное достояние Версаль».

    Публикации: «Императорские фарфоровые вазы из Севра, 1804-

    1814» (Издательство Керамик-Фрёйде дер Швайц, Цюрих, 1976),

    «Неоклассицизм», в книге «Декоративное искусство Европы» (Цита-

    дель, Париж, 1994), «План обстановки Квиринальского дворца в на-

    полеоновскую эпоху», в соавторстве с Ш. Кураль (Боллетино д’Артэ,

    Рим, 1995), «Обстановка Версаля XVII и XVIII веков» (2002).

    К Non/Fiction выйдет «Версаль» (Ситалель/Мазено, 2009) в изда-

    тельстве Арт Родник.



    Лоран Барри

    Лоран Барри – этнолог, научный сотрудник Высшей школы социаль-

    ных исследований. Он возглавляет группу «Родство» в Лаборатории

    социальной антропологии. Основываясь на результатах экспеди-

    ций в Африке (среди фульбе, в Камеруне), он размышляет о различ-

    ных системах родства и показывает, как в различных исторических

    и географических условиях формируются совершенно непохожие

    друг на друга брачные институции.

    Второе направление его исследований сосредоточено на теме «От

    биологического разума к социальной логике». Оно нацелено на

    изучение социальных изменений и трансформаций, а также тех

    эволюционных моделей из естественных наук, которые могут быть

    полезны для наук о человеке. Последняя книга – «Родство» (Галли-

    мар, 2008).



    Лоранс Бертран-Дорлеак

    Лоранс Бертран-Дорлеак − профессор Парижского университета

    политических наук, руководитель семинара «Искусство и Обще-

    ство». Автор многочисленных публикаций об искусстве ХХ века, в

    том числе: «Дикий порядок. Насилие, деструктивное и сакральное

    в искусстве 1950-60 годов» (Галлимар, 2004), «После войны» (Галли-

    мар, 2010), «Искусство поражения: 1940-1944» (переиздание, Сёй,

    2010).


    В этих работах Лоранс Бертран-Дорлеак исследует роль искусства

    в обществе, как сохраняются или меняются его черты в связи с

    историческими событиями. Она показывает, что искусство, в за-

    висимости от обстоятельств, выступает фактором беспорядка или

    стабилизации, обновления или обращения к прошлому, палачом

    или жертвой. В своей будущей книге Бертран-Дорлеак исследует

    вопросы развития и упадка в искусстве, в особенности, во время

    Первой мировой войны 1914-1918 гг.



    Люк Болтански

    Родился в 1940 году, социолог, старший научный сотрудник Высшей

    школы социальных наук (EHESS).

    Первые социологические исследования вел в Центре европейской

    социологии под руководством Раймона Арона, затем – Пьера Бур-

    дьё, с которым он тесно работал до конца 70-х годов, после чего их

    пути разошлись. Совместно с Лораном Тевено в 1984 году создал и

    возглавлял до 1992 года Группу политической и моральной социо-

    логии при Высшей школе социальных наук и Национальном центре

    научных исследований (CNRS).

    В противовес «критической социологии», как она понималась и

    применялась Бурдьё (разоблачение скрытых и бессознательных

    механизмов эксплуатации), Болтански разрабатывает и отстаивает

    «прагматическую социологию», которая не стремится выявить со-

    циальные причины или скрытые мотивации индивидов, чтобы объ-

    яснить поведение акторов или общественных организмов. Одна из

    ее основных установок – определить факторы, которые сближают

    или разделяют людей в их отношении к одному и тому же объек-

    ту, и проанализировать процессы выработки ими компромисса,

    как согласованной, принятой и равной самой себе реальности. Эта

    социология нацелена, в особенности, на вычленение граммати-

    ки оправданий (или ценностей, или «величин»), которые эти люди

    используют в затруднительных или конфликтных ситуациях, и по-

    строение типологии, релевантной этим ситуациям, или «градам».

    Вызвавшая бурные дискуссии книга «Новый дух капитализма» при-

    меняет типологию «градов», ценностей и «величин» к глобальному

    анализу мутаций современного капитализма и его способности аб-

    сорбировать и присваивать направленную на него критику.



    Филипп Дескола

    Филипп Дескола (1949) – антрополог, старший научный сотрудник

    Высшей школы социальных исследований, с 2000 г. занимает кафе-

    дру Антропологии природы в Коллеж де Франс, где с 2010 г. он так-

    же возглавляет лабораторию социальной антропологии (LAS).

    Он изучает модели социального овладения природой в сравни-

    тельной антропологической перспективе. Полевые исследования

    привели его в Амазонию, к индейцам хиваро ахуар. Он занимается

    также символической экологией, эпистемологией и этнологией ин-

    дейских обществ.

    Его цель – преодолеть в своих работах традиционную дихотомию

    природы и культуры, показав, что сама природа – есть социальный

    конструкт и что предложенные им четыре модели отношения к ней

    (тотемизм, анимизм, аналогизм и натурализм) все имеют мощный

    антропоцентрический компонент. Поэтому сама оппозиция приро-

    да/культура больше не имеет смысла, т.к. это всего лишь социаль-

    ная условность. Как следствие, он предлагает направление, кото-

    рое называет «экологией отношений».

    За свои работы о познании и овладении природой в племенных об-

    ществах он удостоился серебряной медали Национального центра

    научных исследований.

    Из работ последнего времени: «Сумерки: отношения ахиваро. Верх-

    няя Амазония» (Плон, 1993), «По ту сторону природы и культуры»

    (Галлимар, 2005).


    Венсан Декомб

    Венсан Декомб (1943) – философ, специалист по философии языка

    и философии действия, старший научный сотрудник Высшей школы

    социальных исследований и член Центра политических исследова-

    ний им. Раймона Арона.

    Его первые работы были посвящены психоанализу в философии и

    основным течениям французской философии, начиная с 1930-х гг.

    В 1980-х гг. он сконцентрировался на аналитической философии

    и, прежде всего, на философии языка. С 1983 по 1992 гг. он препо-

    давал французскую литературу и философию в США (в Балтиморе,

    а затем в Атланте). Там его работы переключились на философию

    действия и теорию дискурса. В 1990-х гг. он работал над филосо-

    фией психологии и в целом ряде сфер практической и социальной

    философии.

    С 1980-х гг. основной полюс его интересов – философия языка,

    философия духа и философия действия. Известность ему принес-

    ла критика когнитивизма. Его недавние исследования посвящены

    природе и специфике социальных отношений.

    Некоторые работы: «Тождественное и иное. Сорок пять лет из исто-

    рии французской философии (1933-1978)» (Минюи,1979), «Пруст:

    философия романа» (Париж, 1987), «Ментальные продукты» (Па-

    риж, 1995), «Дополнение к субъекту» (Галлимар, 2004), «Философия

    политического суждения» (Париж, 2008), «Последние новости о “Я“»

    (в соавторстве с Шарлем Лармором) (Париж, 2009). «Дополнение к

    субъекту» выйдет к Non/Fiction в издательстве НЛО.

    Доминик Фернандез

    Доминик Фернандез – писатель-романист, эссеист и страстный

    путешественник, член Французской Академии. Родился в просве-

    щенной семье, его отец был дипломатом родом из Мексики. В 1955

    году окончил Высшую нормальную школу со степенью агреже по

    итальянскому языку, и в 1957 стал преподавателем во Французском

    институте в Неаполе. В 1968 году защитил докторскую диссертацию

    по творчеству Чезаре Павезе. В дальнейшем он посвящает себя

    преподаванию итальянского и творчеству: с 1959 года Фернандез

    опубликовал около пятидесяти художественных произведений и

    эссе, в 1977 году был принят во Французскую Академию. В 1982 он

    удостоен Гонкуровской премии за роман «На ладони ангела». Его

    профессия и любовь - итальянская культура, но и России он по-

    святил многие свои произведения – «Дети Гоголя» (1971), «Словарь

    влюбленного в Россию» (2004), «Красная площадь (2007). Летом 2010

    года Доминик Фернандез принял участие в проекте «Писательский

    поезд» и проехал всю Сибирь по транссибирской магистрали до-

    рогой Блеза Сандрара.



    Ферранти Ферранте

    Ферранте Ферранти – фотограф-путешественник, родился в 1960

    году в Алжире, его мать родом с Сардинии, а отец – сицилиец. Начал

    фотографировать в 1978 году, когда отправился в свои первые пу-

    тешествия по Италии, Греции, Турции, Египту. В 1985 году Ферранти

    получил в Париже диплом архитектора, представив выпускную ра-

    боту о театре и сценографии эпохи барокко. В качестве независи-

    мого фотографа сделал портреты многих писателей.

    В книге «Читать фотографию» (Бреаль, 2003) он выступает как теоре-

    тик фотографии, предлагая зайти в воображаемый музей Ферранте

    Ферранти, где он показывает, как фотографии явно или скрыто ци-

    тируют друг друга, и вторят живописи, литературе или даже музы-

    ке. Чтобы наши зрение и память «поняли» изображение, Ферранти

    учит нас быть внимательными к любой детали, будь то элемент ком-

    позиции или контекст съемки. Дополненная историческими и тех-

    ническими обзорами, книга последовательно ведет нас по пути из-

    учения фотографии, от первого знакомства до профессионального

    анализа. В этом году Ферранте Ферранти принял участие в проекте

    «Писательский поезд» и запечатлел на пленке людей и пейзажи на

    всем пути по Сибири.



    Юлия Кристева

    Юлия Кристева родилась в Болгарии, c 1966 года живет и работает

    во Франции. Приехав в страну, она сразу же включается в интел-

    лектуальную деятельность группы «Тель Кель», в которой сыгра-

    ет очень важную роль. Работает на стыке нескольких дисциплин:

    лингвист и семиолог, в конце 1970 годов она начинает заниматься

    психоанализом и писать книги.

    Юлия Кристева – профессор Университетского института Франции,

    заслуженный профессор Университета Париж-7 им Дени Дидро,

    где она преподает на литературном отделении, специализируясь

    на изучениии литературы 20 века. Помимо этого, Юлия Кристева

    является титулярным членом Парижского Психоаналитического

    Общества и входит в группу специалистов отделения внешних сно-

    шений Экономического и социального совета. Постоянно препода-

    ет в университетах Европы и Соединенных Штатов Америки. Имеет

    различные награды, является доктором Honoris causa главных уни-

    верситетов мира.

    Многие ее работы переведены на русский язык. В издательстве

    «Когито-Центр» в 2010 году вышла книга «Черное солнце. Депрес-

    сия и меланхолия».



    Кристиан Лаваль

    Кристиан Лаваль – агреже по общественным наукам, доктор социоло-

    гии. В настоящее время - руководитель программы Международного

    философского коллежа (Париж), исследователь по истории филосо-

    фии и социологии в Университете Париж X-Нантерр.

    Его работы по утилитаризму, социологии, марксизму, образованию

    направлены на выявление мутации человека в западном обществе.

    Капитализм не только «система производства» ценностей, но и си-

    стема производства человека как такового. Наиболее ярко это вид-

    но в воздействии на общество и на субъективности неолиберальной

    рациональности, которую Кристиан Лаваль вместе с Пьером Дардо

    анализируют в книге «Новый мировой разум» (Ла декуверт, 2009). И в

    этом смысле капитализм нужно понимать если не как новую цивили-

    зацию, то, по меньше мере, как новую фазу цивилизации, а произве-

    денный им переворот, по своей природе и по своему значению, - как

    антропологический.

    В «Человеке экономическом» (Галлимар, 2007, русский перевод вы-

    шел в 2010 в издательстве НЛО) Кристиан Лаваль предпринимает

    попытку восстановить в правах неолиберализм, который на протяже-

    нии уже долгого времени доминирует в развитии настроений и идей.

    В основе рациональности, которая претендует сегодня на место

    единственной общественной истины и единственной возможной

    реальности, лежит своеобразное явление - мутация индивида в чело-

    века экономического. Классический утилитаризм определил его как

    нацеленного на максимальное собственное благополучие, расчетли-

    вого во всем, ведомого одним собственным интересом. Этим челове-

    ком нужно управлять иными средствами, чем принуждения, угрозы

    или надежды на спасение души. Нужно показывать ему выгодность

    правильного пути. Это новое определение человека развивается с

    XVII века и ему сопутствует переворот в нормах, более того, основах

    нормативности. Источником этой концепции является не только по-

    литическая экономия, но целый комплекс нормативных дискурсов,

    которые способствовали возникновению этого нового человека, и в

    то же время были попраны его появлением.



    Эдгар Морен

    Социолог и философ Эдгар Морен родился в Париже в 1921. Он изве-

    стен, главным образом, как родоначальник и активный приверженец

    «комплексного мышления». В главном труде своей жизни, шеститом-

    ной энциклопедии под названием «Метод», (1977–2004), Морен пы-

    тается понять и реогранизовать знание, общество, политику, этику.

    Решительно отказываясь от разделения знания на обособленные

    дисциплинарные области, и призывает воссоздать связи между раз-

    личными областями дисциплинарного знания, понимать знания в их

    контексте и в совокупности, когда, собственно, они и обретают свой

    подлинный смысл. Борец против нацизма, коммунист времен вто-

    рой мировой, диссидент в эпоху Сталина, социолог современности

    и метафизик будущего, самоучка, Эдгар Морен не перестает учиться,

    сопротивляться и изменяться, вполне соответствуя своему неизмен-

    ному девизу «жить в дуэли противоречий», между маргинализацией

    и признанием, между ощущением катастрофы и верой в будущее.

    На русском языке изданы книги Морена «О природе СССР: Тотали-

    тарный комплекс и новая империя» (РГГУ,1995) и один том «Метода»:

    «Природа Природы» (Прогресс-Традиция, 2005). К ярмарке Non/

    Fiction выйдет «К пропасти?» (Алетея)



    Марк-Оливье Падис

    Выпускник Эколь Нормаль Сюперьер, агреже по литературе, глав-

    ный редактор журнала Esprit, директор издательства «Терра Нова»

    (Terra Nova), член издательского совета журнального портала «Ев-

    розин» (Eurozine). Он преподает в Институте политических наук в

    Париже. В 2000 и 2001 годах сотрудничал с общественной службой

    Главного комиссариата планирования (в том, что касается государ-

    ственной политики в отношении молодежи, был один из авторов

    отчета «Молодежь, обязанность перед будущим», La Documentation

    française, 2001). В соавторстве с Тьерри Пешем (Thierry Pech) написал

    книгу «Мультинациональные благотворительные корпорации. Не-

    правительственные организации, политика и рынок» (Cёй, 2004).

    В качестве редактора, координировал выпуск серии номеров

    журнала Esprit, посвященной экономическому кризису 2008-2009

    годов: «В буре 1: У истоков финансового кризиса» (ноябрь 2008);

    «В буре 2: Государство, что оно делает? Что оно может?» (декабрь

    2008); «Просчеты и безрассудства человека экономического» (июнь

    2009); «Последствия кризиса» (ноябрь 2009); «Возврат на Землю, в

    границы своих возможностей» (декабрь 2009); «Экономические

    недо-мыслимости» (январь 2010).



    Журнал Esprit

    Esprit – независимое издание широкого профиля, которое стремится

    как можно точнее отражать современность. Ежемесячно публикуя

    информативные и доступные статьи о важных политических, эко-

    номических, общественных и культурных событиях, оно позволяет

    ориентироваться в нашем времени, следить за интеллектуальными

    спорами и актуальными культурными движениями, знакомиться с

    выдающимися французскими и зарубежными авторами.

    Каждый выпуск выстраивается из главной темы, за которой идут ста-

    тьи различной проблематики, а также «газетная» часть из неболь-

    ших авторских и порой полемичных текстов. В «книжном» разделе

    представляется обзор значимых книжных и журнальных новинок.

    Открытость миру, ангажированная мысль, нестандартные суждения

    – таковы требования современного критического подхода, чтобы за

    беглым комментарием к настоящему увидеть будущее, которое обе-

    щает быть непростым

    Ив Пере

    Работал главным хранителем различных библиотек, в настоящее

    время – директор библиотеки Сент-Женевьев в Париже. Ив Пере

    также поэт и писатель, увлекается книжной иллюстрацией и книгой-

    объектом.

    Влюбленный в красивые книги и искусство, он издает, по своему

    собственному определению, «книги-диалоги» между автором и

    художником, объединяя свои тексты с иллюстрациями современ-

    ных мастеров – Зао Ву Ки, Пьера Алешински, Бертрана Дорни, или

    пишет тексты к рисункам художников. Он всегда придает большое

    значение качеству издания и предлагает читателям превосходную

    полиграфию, как, например, в книге рисунков Анри Мишо, которые

    он сопроводил своими поэтическими и теоретическими коммента-

    риями. Свои теоретические взгляды Ив Пере изложил в «Диалоге

    через книгу: 1874-2000» (Галлимар, 2001). Он создал поэтический

    журнал «Гнев ветров», который выходил с 1978 по 1987 годы.



    Паскаль Пик

    Паскаль Пик – палеоантрополог в Коллеж де Франс, где он работает

    с профессором Ивом Коппэном. Начав изучать физику, он окончил

    параллельно два курса: теоретической физики и доисторической

    археологии. После получения DEA (диплома об углубленном об-

    разовании) и защиты диссертации по палеонтологии позвоночных

    и человека, он проводил пост-диссертационные исследования в

    Медицинском центре Университета Дьюка (США), где затем работал

    в должности ассоциированного научного сотрудника и преподава-

    теля анатомии.

    Почему человеческое сообщество испытывает столько трудностей,

    чтобы понять и принять идею эволюции? Оно либо полностью от-

    рицает её, либо искажает, чтобы сделать из нее телеологический

    рассказ. В обоих случаях человек снова оказывается в центре

    Вселенной. Истоки этого антропоцентризма глубоко укоренены в

    культуре, сформированной религией, философией и даже науками,

    особенно гуманитарными. В своих книгах Паскаль Пик старается

    развернуть подлинную эволюционную антропологию; задача этой

    дисциплины – определить место происхождения и эволюции чело-

    веческой линии в рамках современных эволюционных теорий. Он

    ведет междисциплинарную дискуссию с теологами и философами,

    в пределах светской мысли, как никогда нужной в свете современ-

    ной глобализации. Какая может быть эволюция между нашим «об-

    щим происхождением» и нашим «всеобщим будущим»?



    Жан Ролен

    Имя Жана Ролена, журналиста и прозаика, ассоциируется с путе-

    шествиями. Он родился в 1949 году в пригороде Парижа, но рос

    в Бретани и в Конго, и это полу-экзотическое детство воспитало в

    нем вкус к чуждому и к другим культурам. Участник событий 1968-

    го года, он описывает свои маоистские увлечения в романе «Орга-

    низация» (Галлимар, 1996), за который получил премию Медичи.

    Ролен путешествует по миру и пишет об этом в репортажах, рома-

    нах, иногда – в окрашенных грустью эссе, в которых дух страны по-

    настоящему раскрывается в повседневной жизни, а не в туристиче-

    ских диковинках.

    Жан Ролен неоднократно бывал в России. К выставке Non/Fiction

    приурочен выход его романа «... А вослед ему мертвый пес. По все-

    му свету за бродячими собаками» («Текст», 2010), действие которого

    происходит как в пригородах Москвы, так и в Австралии. Это исто-

    рия о нашем тесном, но увлекательном мире.



    Жан-Мари Шеффер

    Жан-Мари Шеффер (1952) – философ, теоретик восприятия эсте-

    тических образов и границ искусства, сотрудник Национального

    центра научных исследований (CNRS) и Высшей школы социальных

    исследований (EHESS) в Париже (с 2006 г. он возглавляет Центр по

    изучению искусств и языка – CRAL). Он предлагает философский

    взгляд на эстетическое пространство и поле искусств (философ-

    ская история эстетики, концептуальный анализ художественных и

    эстетических понятий) и изучает целый ряд конкретных объектов,

    лежащих в художественном пространстве: фотографический образ,

    художественный текст, различные формы повествования и литера-

    турные жанры…

    Его нынешние работы посвящены эволюционной и когнитивной

    основе эстетического восприятия, взаимодействию между «ис-

    кусством» и «эстетикой», а также связям между психологической

    способностью к созданию вымышленных нарративов и вымыслом

    в художественном творчестве.

    Из работ последнего времени можно назвать: «Искусство Нового

    времени. Эстетика и философия искусства с XVIII в. до наших дней»

    (Галлимар, 1992), «Холостяки искусства. Об эстетике без мифов»

    (Галлимар, 1996). В 2010 году издательство УРСС опубликовало кни-

    гу «Что такое литературный жанр?» (Сёй, 1989) издательство НЛО

    – «Конец человеческой исключительности» (Галлимар, 2007).

    Жан-Дидье Венсан

    Жан-Дидье Венсан (1935) – профессор физиологии медицинского

    факультета Университета Париж XI, с 1991 по 2004 гг. - директор

    Института нейробиологии имени Альфреда Фессара при Нацио-

    нальном центре научных исследований. Член Академии наук и Ме-

    дицинской академии.

    Его работа посвящена относительно новому направлению нейро-

    биологии – нейроэндокринологии, которая изучает взаимодей-

    ствие центральной нервной и эндокринной систем, рассматривая

    мозг как эндокринную железу.

    Нейробиология объясняет многие наши эмоции действием «по-

    средников» в передаче нервных импульсов между нейронами -

    биологически активных химических веществ нейротрансмитеров,

    обеспечивающих функционирование мозга.

    Далекий от редукционизма, Жан-Дидье Венсан показывает, как лю-

    бовь и ненависть, голод и жажда, удовольствие и боль проходят по

    одним и тем же нейронным проводящим путям и неотделимы друг

    от друга. Эмоции и поведение могут быть поняты, только если по-

    кончить со старыми дихотомиями относительно тела и разума: ни

    чистый дух, ни животное, - человек одновременно ангел и демон,

    бог и дьявол, разум и безумие. В «Биологии страстей» (Одиль Жа-

    коб, Париж, 1999) Венсан анализирует воздействие искусства с точ-

    ки зрения гормональной химии и законов животного поведения,

    «Невероятное путешествие к центру мозга» (Одиль Жакоб, 2007) -

    настоящий путеводитель по человеческому мозгу и современным

    знаниям о нём.



    Кристина Зейтунян-Белоус

    Кристина Зейтунян-Белоус – художник, поэт, переводчик. Она роди-

    лась в Москве в 1960 и в 1966 уехала во Францию вместе с родите-

    лями. Живет в Париже. Окончила парижский университет и Эколь

    Нормаль Сюперьер (Высшую нормальную школу). Пишет стихи на

    русском и на французском. Русские стихи печатаются в россий-

    ских журналах, газетах и антологиях («Журнал поэтов», «Дети Ра»,

    «Нева», «Московский комсомолец», «Освобожденный Улисс» и др.).

    Член поэтической группы «Доос». Автор сборника «Хищные дни»

    (Париж 2000). Автор многочисленных иллюстраций. Живописные и

    графические работы выставляются в Париже и в Москве. Перевела

    более 60 книг с русского на французский. Соавтор и переводчик

    трех антологий русской современной поэзии. Лауреат премии «Ру-

    софония» за 2010 за лучший перевод с русского на французский (за

    перевод поэмы «Первое Свидание» Андрея Белого). С 2005 г. дирек-

    тор книжной серии русской литературы во французском издатель-

    стве Албин Мишель (Albin Michel) С 1987 года член редколлегии, ре-

    дактор отдела поэзии и художник-иллюстратор журнала «Русская



    Литература-Lettres Russes» (с 1995 по 2003 – главный редактор).

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Non/fictio№12 1–5 décembre/декабря 2010

    Скачать 326.02 Kb.