• П Р О Г Н О З
  • Основные показатели социально-экономического развития Республики Тыва



  • страница1/8
    Дата06.09.2018
    Размер1.07 Mb.

    О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов


      1   2   3   4   5   6   7   8


    от 31 октября 2017 г. № 488

    г.Кызыл
    О Прогнозе социально-экономического

    развития Республики Тыва на 2018 год и

    на плановый период 2019 и 2020 годов

    Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:


    1. Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

    2. Представить Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва одновременно с проектом закона Республики Тыва «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

    3. Признать утратившим силу с 1 января 2018 г. постановление Правительства Республики Тыва от 25 ноября 2016 г. № 506 «О Прогнозе социально-экономичес-кого развития Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

    Глава Республики Тыва Ш. Кара-оол

    Одобрен

    постановлением Правительства



    Республики Тыва

    от 31 октября 2017 г. № 488



    П Р О Г Н О З

    социально-экономического развития Республики Тыва

    на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
    I. Введение
    Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее – прогноз) разработан на основании статьи 13 Закона Республики Тыва от 2 ноября 2010 г. № 39-ВХ-1 «О бюджетном процессе в Республики Тыва» в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 27 сентября 2011 г. № 553 «Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на среднесрочный период».

    Прогноз разработан с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а также основных приоритетов, определенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., государственных программах Республики Тыва, планах социально-экономического развития муниципальных образований.

    Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработан в двух вариантах.

    Первый вариант – базовый, характеризуется сбалансированным развитием экономики и социальной сферы Республики Тыва, сдержанной инвестиционной политикой.

    Объем валового регионального продукта (ВРП) в 2017-2020 годах в сопоставимых ценах увеличится на 6,5 процента и составит 65,6 млрд. рублей. Среднегодовой индекс потребительских цен в 2017-2020 годах составит 104,2 процента. Численность безработных сократится с 21,3 тыс. человек (2016 год) до 20 тыс. человек (2020 год). Потребительский спрос будет, с одной стороны, ограничиваться сдержанной динамикой доходов населения, с другой – поддерживаться постепенным оживлением потребительского кредитования.

    Второй вариант прогноза - целевой, базируется на предположении о более позитивной экономической конъюнктуре, а также активизации инвестиционных процессов. При развитии экономики по оптимистичному сценарию динамика потребительского и инвестиционного спроса будет существенно выше, чем по первому варианту, что объясняется планомерным восстановлением реальных располагаемых доходов населения и более высокой инвестиционной активностью.

    По второму варианту объем валового регионального продукта (ВРП) в 2017-2020 годах в сопоставимых ценах увеличится на 7,5 процента и составит 66,5 млрд. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2020 году составят 100,5 % против 85,% в 2016 году. Среднегодовой индекс потребительских цен в 2017-2020 годах составит 104,1 процента.

    Базовый вариант предлагается использовать для разработки параметров республиканского бюджета на 2018 - 2020 годы.

    С применением методов проектного подхода будут реализованы приоритетные проекты по основным направлениям стратегического развития, определенными Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства, развития малого и среднего предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности, экологии, контрольно-надзорной деятельности.

    Целевыми ориентирами основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Тыва являются:



    • макроэкономическая стабильность, включающая сохранение бюджетной устойчивости, повышение эффективности социальных расходов, расходов инвестиционного характера;

    • повышение гибкости рынка труда, создание условий самозанятости;

    • рост предпринимательской инициативы, позволяющий нарастить объем частных инвестиций, с применением налоговых стимулов для развития малого предпринимательства;

    • создание условий для стимулирования спроса на продукцию местного товаропроизводителя, способствующих продовольственной безопасности республики и улучшению конкурентоспособности производственной базы местных товаропроизводителей;

    • повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

    • развитие туристического потенциала республики.

    II. Общая оценка социально-экономической ситуации

    в Республике Тыва за 2016 год и ожидаемые итоги 2017 года
    Социально-экономическое развитие в 2016 году характеризуется стабильностью и ростом отдельных макроэкономических показателей. За счет мер, принимавшихся в соответствии с ориентирами, обозначенными в посланиях Президента России и Главы Республики Тыва, удалось ослабить влияние факторов, препятствующих экономической активности. Это позволило улучшить экономическую конъюнктуру и ряд показателей социально-экономического развития. Эффективно сработали антикризисные меры, направленные на поддержку семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, и поддержку местных товаропроизводителей. Для стимулирования предпринимательской деятельности ведется работа по упрощению ведения бизнеса в Республике Тыва, разработаны дорожные карты по уменьшению административных барьеров. Под влиянием тарифной и денежно-кредитной политики потребительская инфляция в республике снизилась с 111,4 % (2015 год) до 104,4 % (2016 год).

    За 2016 год промышленное производство увеличилось на 5,3 %. Основной вклад в увеличение промышленного производства внесли организации, занимающиеся добычей угля, полиметаллических руд, а также организации в сфере энергетики.

    Производство продукции в сельскохозяйственной отрасли возросло на 2,5 %. На увеличение производства продукции сельского хозяйства оказало улучшение деятельности сельскохозяйственных организаций.

    Объем услуг связи увеличился на 8,0 процентов, объем платных услуг населению сохранился на уровне предыдущего года.

    Оборот розничной торговли сократился на 6,3 процента в результате уменьшения реальных располагаемых доходов населения на 14,1 %. Несмотря на рост зарплаты на 4,7 % денежные доходы населения в отчетном периоде уменьшились на 8,9 %. В структуре использования доходов возросла доля на покупку товаров с 38,7 % (2015 г) до 41,0% (2016 г), на оплату платных услуг с 9,7 % до 10,5%, оплату обязательных платежей и взносов с 13,5 % до 15,0%.

    Объем строительных работ уменьшился на 2,7 %, что обусловлено сокращением финансирования за счет средств федерального бюджета: если в 2016 г поступило 5,7 млрд. рублей, то в 2015 г - 14,5 млрд. рублей.

    Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, уменьшилась на 1,9 процента и составила 5,3 тыс. человек.

    В январе-декабре 2016 г. среднедушевые денежные доходы населения республики составили 14033,6 рубля и по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. уменьшились на 8%. Реальные располагаемые денежные доходы в 2016 году составили 85,8 процента к соответствующему периоду предыдущего года. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника увеличилась на 5,3 процента и составила 29828,2 рубля.


    Основные

    показатели социально-экономического развития

    Республики Тыва


    Показатели

    2016 г.

    (факт)



    2017 г.

    (оценка)


    в % к январю-декабрю 2015 г.

    Объем отгруженной промышленной продукции, млн. руб.

    18382,0

    22500

    122,4

    индекс промышленного производства, %

    105,3

    103,5

    х

    Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. руб.

    6424,3

    6493

    101,1

    Индекс в сопоставимых ценах, %

    102,5

    100,5

    х

    Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", млн. руб.

    4005,3

    4105

    102,5

    в сопоставимых ценах, %

    97,3

    101,5

    х

    Ввод жилья, тыс. кв. м

    107,8

    108

    100,2

    Пассажирооборот, млн.пасс.км

    769,6

    773

    100,4

    Грузооборот, млн.т.км

    235

    235,5

    100,2

    Оборот розничной торговли, млн. руб.

    21490,9

    22300

    103,8

    индекс физического объема, %

    93,7

    101,1

    х

    Объем платных услуг населению, млн. руб.

    5699,0

    5750

    100,9

    индекс физического объема, %

    100,0

    101,1

    х

    Денежные доходы на душу населения, руб.

    14033,6

    14900,0

    106,2

    Индекс потребительских цен, %

    104,4

    104,3

    х

    Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, тыс. чел. в год (в среднем за месяц)

    21,3

    21,2


    99,5

    Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. чел.

    5,3

    5,3


    100

    Мониторинг кредитных продуктов за 2016 год показал, что всего на территории республики предоставляются свыше 40 кредитных продуктов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

    В Народном банке Тувы реализуются 11 продуктов: «Бизнес-техника», «Бизнес-недвижимость», «Кыштаг для молодой семьи», «ОСОП», кредит на весенне-полевые работы «Деткимче» и другие.

    В филиале ПАО «Росбанк» – 7 кредитных продуктов: «Оборотный», «Инвестиционный», «Коммерческая ипотека», «Коммерческий автокредит», программа рефинансирования, овердрафт (программа краткосрочного кредитования кассового разрыва), Программа 6,5 «Корпорации МСП».

    В Кызылском отделении ПАО «Сбербанк» – свыше 10 кредитных продуктов.

    В региональном филиале АО «Россельхозбанк» – 11 кредитных продуктов: «Сезонно-полевые работы», «Под залог техники и оборудования», «Инвестиционный стандарт», «Оборотный стандарт», «Быстрое решение».

    В банке «Восточный» – 3: «Инфинити» (от 15 млн. руб. под 16%), «Банковская карточка», «Кредит под залог недвижимости».

    МКК Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва предоставляет микрозаймы и обеспечивает гарантийную поддержку при получении предпринимателями кредитных средств в банках-партнерах Фонда (Росбанк, Россельхозбанк, НБТ, Сбербанк).

    По итогам 2016 года 397 субъектов малого и среднего предпринимательства оформили кредитные средства, из них 359 ИП (90,4 %) и 38 юр. лиц (9,6%).

    Установлено, что для индивидуальных предпринимателей наиболее востребованной суммой кредита является сумма до 1 млн. рублей (262 получателя или 75 % получателей, средняя сумма составила – 653 тыс. рублей), для юридических лиц – суммы от 1 до 5 млн. рублей (19 получателей или 50%, средняя сумма – 2,07 млн. руб.). Кредитные средства свыше 10 млн. рублей получили 6 юр. лиц и 4 индивидуальных предпринимателей.

    Для расширения кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, создания условий в интересах субъектов МСП для обеспечения им равного доступа к кредитным ресурсам, между «МКК Фонд поддержки предпринимательства РТ» и ПАО «Сбербанк» заключено Соглашение о сотрудничестве (№ 1КД от 24 мая 2017 г.).

    Региональными филиалами российских банков - Россельхозбанка, Сбербанка и Росбанка подписаны соглашения с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» об участии в новой программе господдержки субъектов МСБ под названием «Шесть и пять».

    Эта программа разработана специально для того, чтобы стимулировать коммерческие банки на кредитование малого и среднего бизнеса. Она получила свое название по размеру ставки, по которой банки, участвующие в программе, смогут приобретать у Банка России кредитные ресурсы – всего под 6,5 % годовых, или на 3,5 процента меньше действующей ключевой ставки.

    Исключительная дешевизна рефинансирования предопределила и низкую стоимость конечного продукта – займов предпринимателям. В рамках программы «Шесть и пять» предельная ставка по кредиту для предприятий малого бизнеса установлена в 10,6 % годовых, для среднего предпринимательства и лизинговых компаний – 9,6 %.

    За 9 месяцев 2017 года в филиалы банков республики поступило 22 заявки на получение кредитных средств по Программе 6,5 % годовых, но кредитно-гарантийная поддержка субъектам предпринимательства Республики Тыва не выдавалась, в связи с тем, что в период с февраля по май и с июля по сентябрь 2017 г. отсутствовали лимиты кредитования. На начало октября 2017 года Тувинским филиалом АО «Россельхозбанк» выдан кредит индивидуальному предпринимателю Республики Тыва на сумму 8 млн. рублей, а так же подготовлены к финансированию 2 заявки на суммы 7,5 и 12 млн. рублей.

    Под ресурсы Банка «Корпорация МСП» рефинансирован один кредит на сумму 4 млн. рублей. Общая сумма задолженности предпринимателя снизилась с 23 млн. рублей до 19 млн. рублей, при этом после рефинансирования кредита процентная ставка была снижена с 22% до 13,5 %.

    Во исполнение послания Главы Республики Тыва Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва на 2017 год о смещении акцента на нефинансовые меры поддержки, Министерством экономики Республики Тыва проводится информационно-выездная кампания «Бизнес-десант» в муниципальные образования Республики Тыва в целях широкой информационной и обучающей кампании, организации консультирований субъектов предпринимательства, содействия в продвижении производимой продукции. В рамках реализации приоритетного проекта «Бизнес-десант» в среднесрочной перспективе ожидается увеличение количества малого и среднего предпринимательства.

    В 2017 году ожидается восстановительный рост экономики России на уровне 2 % (по Туве – 0,7 %), и в отличие от 2016 года, когда рос выпуск только в торгуемых секторах, таких как промышленность и сельское хозяйство, оживление экономической активности будет носить более широкий характер.

    Основу для восстановления потребительского спроса создадут растущие реальные располагаемые доходы населения, по России ожидается небольшой рост в 2017 году – на 1% (по Туве - на 1,8%). Это произойдёт, во-первых, в результате продолжения роста заработных плат в реальном выражении; во-вторых, поддержку доходам окажет динамика социальных трансфертов, и важную роль здесь сыграла индексация пенсий, которая на 1% превысит в этом году уровень среднегодовой инфляции.

    В условиях роста доходов населения, а также некоторого оживления потребительского кредитования ожидается рост оборота розничной торговли по России на 2%, по Туве – 1,1%.

    Инвестиционный спрос будет восстанавливаться в силу того, что действие основного фактора, сдерживающего инвестиционную активность в течение последних двух лет, – а это неопределённость, связанная с макроэкономической ситуацией, – существенно ослабевает. В 2017 году Министерством экономики России прогнозируется рост инвестиций в основной капитал на 2% (по Туве на 0,8%).
    III. Основные параметры прогноза социально-экономического

    развития Республики Тыва на 2018 год и на плановый

    период 2019 и 2020 годов
    1. Производство валового регионального продукта
    В структуре валового регионального продукта Республики Тыва основными видами экономической деятельности являются: образование -12,9 %, здравоохранение – 12,7 %, строительство – 7,8 %, промышленное производство – 10 %, оптовая и розничная торговля – 10,3 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 8,2 %, транспорт и связь - 2,3 %.

    В структуре ВРП по первому варианту сохранится тенденция преобладания влияния нерыночных отраслей (образование, здравоохранение, государственное управление – 51 %). К 2020 году ВРП увеличится на 2 % в сопоставимых ценах и достигнет 65,6 млрд. рублей.




    Показатели

    2016

    (оценка)


    2017

    Прогноз

    2020 г. в % к 2016 г.

    (оценка)

    2018 г.

    2019 г.

    2020 г.

     

    вар 1

    вар 2

    вар 1

    вар 2

    вар 1

    вар 2

    вар 1

    вар 2

    ВРП, млн. руб.

    51700

    55700

    57800

    59200

    62000

    62700

    65600

    66500

    126,9

    129

    Индекс физического объема, % к пред. году

    100,4

    100,7

    101,6

    101,8

    101,9

    102,3

    102

    102,5

    106,5

    107,5

    При развитии экономики по второму сценарию динамика потребительского и инвестиционного спроса будет существенно выше, чем по первому варианту, что объясняется более быстрым восстановлением реальных располагаемых доходов населения и более высокой инвестиционной активностью. Тогда ВРП увеличится на 2,5 процента в сопоставимых ценах и достигнет 66,6 млрд. рублей.




    Показатели

    2018 год

    2019 год

    2020 год

    РФ

    РТ

    РФ

    РТ

    РФ

    РТ

    1 вар.

    2 вар.

    1 вар.

    2 вар.

    1 вар.

    2 вар.

    1 вар.

    2 вар.

    1 вар.

    2 вар.

    1 вар.

    2 вар.

    ВВП

    (ВРП), %


    101,5

    101,7

    101,6

    101,8

    101,5

    102,5

    101,9

    102,3

    101,5

    103,1

    102,0

    102,5
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов