• «Гуси, гуси!»
  • «У МЕДВЕДЯ НА БОРУ



  • Дата15.09.2018
    Размер83.1 Kb.
    ТипДоклад

    О роли народной подвижной игры в работе дошкольников



    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬШОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №15 ДЕТСКИЙ САД "МАЛЮТКА"



    Доклад на тему: «О роли народной

    подвижной игры в работе дошкольников»

    Составила воспитатель первой

    квалификационной категории:

    Шибилкина О.Г.

    г.Павловский Посад

    2017г.


    Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. В частности русская народная подвижная игра также как и многие виды фольклора, возникла в эпоху первобытно - общинного строя. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы природы и даже повлиять на них. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого. Большинство игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Особые формы ритуально - игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, на Ивана-Купалу, в которых было четко распределено поведение каждого участника.

     Игра - это школа воспитания. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

    Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей.

    Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал, создаётся эмоционально - положительная основа для развития патриотических чувств.

    Дошкольный период – это период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками. Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игровые песенки и стишки, например:

    Гори, гори ясно, Инцы - брынцы, балалайка!

    Чтобы не погасло. Инцы - брынцы, поиграй-ка!

    Гори, гори ясно, Инцы - брынцы, не хочу!

    Чтобы не погасло. Инцы - брынцы, вон пойду!

    Глянь на небо -

    Птички летят.

    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три - беги!
    Уж ты зимушка-зима,       У медведя на бору 
    Ты с морозами пришла. Грибы, ягоды беру!
    Ветер воет, вьюга вьёт,  Медведь постыл,
    Вдоль по улице метёт. На печи застыл!
    Белым снегом замело
    Все дороги на село,
    Все дороги, все пути,
    Ни проехать не пройти.
    Русские народные подвижные игры актуальны и интересны в настоящее время, когда вопросы духовно-нравственного воспитания вышли на первое место. Выполняя различные функции: познавательную, развивающую

    развлекательную, диагностическую, коррекционную они служат средством приобщения детей к народной культуре. А так же помогают решать ряд задач, таких как : развитие различных видов памяти, коммуникативных навыков и эмоциональную сферу ребенка; развитие мыслительных операции через игру, таким образом развивая воображение, и что не мало важно учат снимать эмоциональное напряжения с помощью игры. Поэтому необходимо широко использовать русские народные подвижные игры в работе с дошкольниками.

    «Горелки»

    Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо -

    Птички летят.

    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три - беги!

    При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа, а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.

    Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.



    «Ручеек»

    Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.

    Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

    Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.



    «Гуси, гуси!»

    На одной стороне луга обозначается дом, в нем находятся гуси. На противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живет волк. Остальное место — луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.

    Пастух: Гуси, гуси!

    Гуси: (останавливаются и отвечают хором).Га, га, га!

    Пастух: Есть хотите?

    Гуси: Да, да, да.

    Пастух: Так летите.

    Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой.

    Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите.

    Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.

    После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.



    «Колечко»

    Участники садятся в ряд рядом друг с другом, держат перед собой руки с закрытыми вытянутыми ладошками. Ведущий прячет колечко в своих ладонях и проводит своими руками между ладонями каждого участника, делая вид, что опускает колечко к ним в ладони. Но кольцо попадает только к одному участнику. Когда ведущий обойдет всех, он становится на три шага от участников и говорит:

    Колечко, колечко,

    Выходи на крылечко!

    Тот, у кого оказалось кольцо, должен выбежать к ведущему, другие участники должны вовремя понять, у кого кольцо и поймать его не дав ему выбежать.

    Интерес игры в том, что ведущий должен максимально правдоподобно изображать перекладывание колечка в руки, а участники должны ему подыгрывать.



    «Пятнашки»

    Правила «Пятнашек» очень напоминают игру в салочки. Точно также как и в «Салках» выбираем, или назначаем водящего. На площадке мелом или флажками размечаем игровое поле размером 5-7 метров в ширину  и столько же в длину.

    Водящий или «Пятнашка» встает в центре площадки. Остальные игроки располагаются по всему игровому полю, кто где захочет. Выбегать за пределы поля во время игры участникам нельзя.

    Игра начинается по команде воспитателя. Водящий пытается догнать и «запятнать» любого игрока, коснувшись его рукой. Остальные участники стараются убежать или увернуться от «Пятнашки». «Запятнанный» игрок немедленно покидает пределы площадки, а водящий старается осалить следующего соперника.

    Игра прекращается, как только будет пойман последний участник. Другой вариант завершения игры: «Пятнашка» должен осалить заранее оговоренное количество игроков. Например, пятерых.

    После окончания кона можно повторить партию с другим водящим.


    «У МЕДВЕДЯ НА БОРУ»
     Игра очень похожа на предыдущую. Один изображает медведя, а другие идут к нему в бор за грибами и ягодами и припевают: 
          У медведя на бору 
          Грибы, ягоды беру! 
          Медведь постыл, 
          На печи застыл! 
          При этих словах медведь, до сих пор как будто дремавший, потягивается и как будто неохотно идет на детей, которые между тем быстро бросаются от него в стороны. Затем медведь, все более и более раздражаемый песнью детей, бежит за ними и кого-нибудь ловит. Словленный делается медведем. 

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    О роли народной подвижной игры в работе дошкольников