• О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ Годовой доклад Комитета по защите свободы слова-2012  КРАТКОЕ ОБОБЩЕНИЕ
  • В течение 2012 еще более очевидным стало тяжелое финансово-экономическое положение печатных СМИ. Проявлением этого стало прекращение издания еженедельника
  • публиковаться обращение к армянским и иностранным читателям с просьбой о финансовом содействии. В 2012
  • СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ 2012 был годом выборов в Национальное Собрание РА и органы местного самоуправления. Поэтому, в смысле воздействия на СМИ политических факторов
  • www.khosq.am)
  • НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ
  • Сравнительная таблица данных по нарушениям прав журналистов и СМИ по кварталам 2012 года
  • Виды нарушений 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал
  • Сравнительная таблица данных за 2011 и 2012
  • Физическое насилие над журналистами
  • www.khosq.am, раздел “ Доклады
  • Другие факты препятствования профессиональной деятельности журналистов на выборах в НС РА и органы местного самоуправления



  • страница1/5
    Дата24.08.2017
    Размер0.98 Mb.
    ТипДоклад

    О состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и сми в армении годовой доклад Комитета по защите свободы слова-2012


      1   2   3   4   5

    ԽՈՍՔԻ ԱԶԱՏՈՒԹՅԱՆ ՊԱՇՏՊԱՆՈՒԹՅԱՆ ԿՈՄԻՏԵ

    ԲԱՑ ՀԱՍԱՐԱԿՈՒԹՅԱՆ

    ՀԻՄՆԱԴՐԱՄՆԵՐ - ՀԱՅԱՍՏԱՆ





    О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ
    Годовой доклад Комитета по защите свободы слова-2012

    КРАТКОЕ ОБОБЩЕНИЕ
    Комитет по защите свободы слова (КЗСС) отслеживает события и проблемы, касающиеся деятельности армянских медиа, и публикует ежеквартальные и годовые доклады о состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и СМИ в Армении. В этих документах представляются инициативы по внесению изменений и дополнений в медиа-законодательство страны, а также рассматривается воздействие политических и экономических факторов на СМИ.
    В 2012 состоялись выборы в Национальное Собрание РА и органы местного самоуправления. В связи с этим, в центре внимания оказались как связанные с медиа различные предвыборные проблемы, так и инциденты в дни голосования (6 мая, 9 и 23 сентября, 2 декабря).

    В предыдущие годы Комитет по защите свободы слова выявил закономерность:

    в атмосфере напряженности, формирующейся в период важных внутриполитических событий, в особенности выборов, заметно усиливаются атаки на СМИ и журналистов, растет количество нарушений, угрожающих свободе слова. В этом смысле не стал исключением и 2012-й.

    Хотя по сравнению с периодами выборов в предыдущие годы, ситуация в 2012 оказалась менее напряженной, было заметно, что в дни выборов условия для деятельности СМИ, тем не менее, усложнились. В частности, в день парламентских выборов 6 мая 2012, было зафиксировано 7 инцидентов, в том числе 3 случая физического насилия и 4 нарушения права на получение и распространение информации.

    В сентябре, в дни выборов в органы местного самоуправления, было зафиксировано 5 инцидентов: 1 случай физического насилия и 4 нарушения права на получение и распространение информации. 2 декабря, в день дополнительных выборов в Национальное Собрание РА по мажоритарной системе, Комитет по защите свободы слова зафиксировал еще 1 инцидент с препятствованием получению и распространению информации.
    В связи с выборами привлек внимание “Порядок аккредитации журналистов в ЦИК РА”, утвержденный постановлением 18-Н от 31 января 2012. 15 марта на очередном заседании Центральной избирательной комиссии, учитывая обеспокоенность, высказанную журналистским сообществом, в этот документ были внесены изменения.

    В области правового регулирования деятельности СМИ следует отметить новый законопроект "О телевидении и радио", разработанный Ереванским пресс-клубом, общественной организацией содействия СМИ "Интерньюс" и Комитетом по защите свободы слова. 19 марта постоянная комиссия НС РА по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта ввела этот документ в обращение. А 25 апреля правительство Армении представило председателю Национального Собрания РА свое заключение относительно этого законопроекта. Законопроект принят за основу для последующей доработки.

    Другим важным событием в этой области стало прецедентное постановление Кассационного суда РА от 27 апреля, которое урегулировало применение положений статьи 1087.1 (“Порядок и условия возмещения ущерба, причиненного чести, достоинству или деловой репутации”) Гражданского кодекса РА. Однако в этом постановлении вызывают обеспокоенность два обстоятельства, связанные с ограничением понятия “источник информации” и недооценкой внесудебных путей разрешения информационных споров.
    Заслуживает быть отмеченным и тот факт, что в течение всего 2012 количество судебных исков, связанных с клеветой и оскорблением в СМИ, сократилось: в производство было принято 17 таких исков, тогда как в 2011 их было 37.
    22 июня ряд общественных организаций и представителей интеллигенции обратился к президенту РА Сержу Саргсяну с открытым письмом, озаглавленным “Об антисоциальной эфирной политике телекомпаний”. В связи с этим президент Армении дал соответствующие поручения председателю Общественного Совета Вазгену Манукяну. 8 октября и 3 ноября Общественный Совет принял пакет предложений, в котором предусматривается создать рабочую группу для разработки критериев телеэфира и мониторинговую структуру в составе Национальной комиссии по телевидению и радио. Предусматривается также внести в законодательство изменения, которые позволят применять меры наказания к телекомпаниям.

    Разделяя обеспокоенность авторов упомянутого выше открытого письма, Комитет по защите свободы слова выражает принципиальное несогласие со значительной частью предлагаемых решений и расценивает их как попытку скрытой цензуры.


    Примечательно, что с 10 сентября в эфире телекомпании “Армньюс” началась трансляция 20-минутных выпусков информационно-аналитической программы “Айб-Фэ” телекомпании “А1+”. Однако, по мнению Комитета по защите свободы слова, это вовсе не означает, что проблема возвращения “А1+” в эфир решена.
    В течение 2012 еще более очевидным стало тяжелое финансово-экономическое положение печатных СМИ. Проявлением этого стало прекращение издания еженедельника "Этк", а позже - и ежедневной газеты “Еркир”. А на веб-сайте ежедневной газеты "Айкакан жаманак" продолжает публиковаться обращение к армянским и иностранным читателям с просьбой о финансовом содействии.
    В 2012 количество случаев насилия в отношении журналистов, по сравнению с 2011, сократилось, однако в то же время зафиксировано намного больше нарушений права на получение и распространение информации, в особенности в дни выборов. В течение 2012 Комитетом по защите свободы слова зафиксированы 4 инцидента с насилием в отношении журналистов, 37 случаев давления, 23 факта нарушений права на получение и распространение информации.

    Особо отметим, что правоохранительными органами так и не были установлены и наказаны лица, применявшие физическое насилие и другие формы препятствования деятельности журналистов.



    Подробности представлены ниже.

    СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
    2012 был годом выборов в Национальное Собрание РА и органы местного самоуправления. Поэтому, в смысле воздействия на СМИ политических факторов, в центре внимания оказались как связанные с медиа различные предвыборные проблемы, так и инциденты в дни голосования (6 мая, 9 и 23 сентября, 2 декабря).

    В предыдущие годы Комитет по защите свободы слова выявил закономерность:

    в атмосфере напряженности, формирующейся в период важных внутриполитических событий, в особенности выборов, заметно усиливаются атаки на СМИ и журналистов, растет количество нарушений, угрожающих свободе слова.

    В день парламентских выборов 6 мая 2012 было зафиксировано 7 инцидентов, в том числе 3 случая физического насилия и 4 нарушения права на получение и распространение информации. А в сентябре, в дни выборов в органы местного самоуправления, было зафиксировано 5 инцидентов: 1 случай физического насилия и 4 нарушения права на получение и распространение информации. 2 декабря, в день дополнительных выборов в Национальное Собрание РА по мажоритарной системе, Комитет по защите свободы слова зафиксировал еще 1 инцидент с препятствованием получению и распространению информации (подробности см. в разделе “Физическое насилие над журналистами” и подразделе “Другие формы препятствования профессиональной деятельности журналистов на выборах в НС РА и органы местного самоуправления” настоящего доклада). Следует отметить, что правоохранительными органами так и не были установлены и наказаны лица, применявшие физическое насилие и другие формы препятствования деятельности журналистов.


    В смысле воздействия политических факторов на деятельность СМИ, в частности вещательных, также заслуживает быть отмеченным открытое письмо “Об

    антисоциальной эфирной политике телекомпаний”, направленное президенту РА Сержу Саргсяну рядом общественных организаций и представителей интеллигенции. Авторы письма сочли армянский телеэфир неприемлемым исключительно из-за “агрессивных, криминальных и потенциально уголовных, антисоциальных” сериалов и юмористических” передач отечественного производства. А решение проблемы им видится в установлении новых критериев, ужесточении мер наказания телекомпаний, создании еще одной структуры внутри Национальной комиссии по телевидению и радио.

    Президент Армении немедленно отреагировал на это открытое письмо, встретившись с председателем Общественного Совета Вазгеном Манукяном и дав ему соответствующие поручения. 8 октября Общественный Совет принял пакет предложений, в котором предусматривается создать рабочую группу для разработки критериев телеэфира и мониторинговую структуру в составе Национальной комиссии по телевидению и радио. Предусматривается также внести в законодательство изменения, которые позволят применять меры наказания к телекомпаниям. 3 ноября Общественный Совет принял еще один документ, в котором уточнялись упомянутые выше предложения, касающиеся, в частности, предложений о функциях Национальной комиссии по телевидению и радио.

    Комитет по защите свободы слова, также всерьез обеспокоенный катастрофическим состоянием армянского телеэфира, считает наличие “антисоциальных сериалов” далеко не единственной проблемой этой сферы и решительно выступает против предложенных в письме решений, расценивая их как попытку скрытой цензуры. КЗСС уверен, что для улучшения ситуации необходимо, прежде всего, коренным образом реформировать Закон РА “О телевидении и радио”. Помимо этого, следует обязать Национальную комиссию по телевидению и радио добросовестно исполнять свою миссию - постоянно и беспристрастно отслеживать выполнение телекомпаниями требований закона и условий полученных ими лицензий. А творческие, профессиональные задачи телевидения должны решаться путем содействия саморегулированию телекомпаний, а не осуществлением мер, которые могут привести к цензуре или самоцензуре. Президент Армении или его администрация, как и Общественный Совет, не наделены установленными законом полномочиями в вопросах контроля над телеэфиром или его регулирования.


    Одним из заметных событий 2012-го стало подписание договора о сотрудничестве между телекомпаниями “Армньюс” и “А1+”, согласно которому с 10 сентября еженедельно с понедельника по пятницу в эфире “Армньюс” началась трансляция 20-минутных выпусков информационно-аналитической программы “Айб-Фэ” телекомпании “А1+”. Договор подписан сроком на 6 месяцев, и будет продлен еще на 6 месяцев, если у сторон не возникнет возражений. Согласно договору, “Армньюс” не будет вмешиваться в редакционную политику “А1+”. Хотя власти расценивают этот шаг как проявление толерантности по отношению к критике, в смысле обеспечения плюрализма в армянском телеэфире его вряд ли можно считать достаточным.

    Напомним, что эти компании конкурировали в конкурсе №11 на цифровое вещание, проведенном Национальной комиссией по телевидению и радио 16 декабря 2010, и в нем победительницей была признана “Армньюс”. 21 февраля 2011 учредитель “А1+” - ООО “Мелтекс” оспорил результаты конкурса, подав иск в Административный суд РА (“Армньюс” был привлечен в качестве третьего лица). 3 октября 2011 иск “Мелтекс” был отклонен. 9 февраля 2012 жалоба учредителя “А1+” была отклонена Апелляционным административным судом РА. 28 марта 2012 Кассационный суд РА, в свою очередь, вернул жалобу “Мелтекс”. Последний обратился в Европейский суд по правам человека.
    В 2012 в процессах, касающихся правового регулирования деятельности СМИ, примечательным было следующее.

    31 января Центральная избирательная комиссия РА постановлением 18-Н утвердила порядок аккредитации журналистов1. 7 марта пять журналистских организаций, в том числе Комитет по защите свободы слова, выступили с заявлением, в котором расценили ряд пунктов документа как неприемлемые и представили обоснования. Авторы заявления потребовали от ЦИК признать недействительными пункты 9 и 11 этого документа, устанавливающие основания для отказа в аккредитации или ее прекращения (см. на www.khosq.am).

    15 марта Центральная избирательная комиссия внесла изменения в порядок аккредитации журналистов2.

    .

    К инициативам журналистских организаций, нацеленным на совершенствование правового регулирования деятельности СМИ, относится и разработка нового законопроекта “О телевидении и радио” и его представление в постоянную комиссию НС РА по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта. Законопроект был разработан Ереванским пресс-клубом, общественной организацией содействия СМИ ”Интерньюс” и Комитетом по защите свободы слова.



    19 марта постоянная комиссия НС РА по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта ввела этот документ в обращение. А 25 апреля правительство Армении представило председателю Национального Собрания РА свое заключение относительно этого законопроекта. В документе, в частности, отмечалось, что правительство РА признает необходимость внесения изменений и дополнений в Закон РА “О телевидении и радио”, обусловленных внедрением в стране системы цифрового вещания. Вместе с тем в заключении правительства оговаривалось, что в законопроект следует внести ряд концептуальных и технических изменений.

    Законопроект был принят за основу для последующей доработки.


    21 марта Национальное Собрание РА приняло в третьем чтении и окончательно законопроект “О правовом режиме чрезвычайного положения”, а также дополнило Кодекс об административных нарушениях РА статьей 182.2. В пункте 12 статьи 7 упомянутого законопроекта предусматривается ограничение свободы слова - запрет на отдельные публикации, передачи в СМИ в условиях чрезвычайного положения. А пункт 8 новой статьи Кодекса об административных нарушениях РА предусматривает штраф в размере от 500-кратной до 800-кратной минимальной зарплаты в случае нарушения со стороны СМИ запрета на публикацию в условиях чрезвычайного положения. Инициирование этого законотворческого процесса перед выборами в Национальное Собрание РА вызвало обеспокоенность не только в журналистской среде, но и в некоторых общественно-политических кругах, и было удостоено острой критики.
    С точки зрения законодательного регулирования деятельности СМИ очень важным стало принятое 27 апреля прецедентное решение Кассационного суда РА по иску бывшего советника председателя Национального Собрания РА Татула Манасеряна против учредителя газеты “Жаманак”. Ранее все жалобы по делам о клевете и оскорблении в СМИ эта судебная инстанция возвращала без рассмотрения. Впервые за последние два года Кассационный суд РА принял в производство такую жалобу и, подчеркнув, что “назрела необходимость единообразного толкования судами статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА”, представил свои комментарии со ссылкой на нормы, установленные Европейским судом по правам человека относительно права на свободу слова и его ограничений.

    В частности, в контексте данной статьи уточнены понятия “причинивший ущерб”, “пострадавший”, “оскорбление”, “клевета”, “достоверные факты”, “оценочное суждение” и другие, даны рекомендации по вопросам, касающимся определения размеров возмещения ущерба, освобождения от ответственности, критики должностных лиц, срока исковой давности.

    Однако два обстоятельства в этом, в целом позитивном, решении вызывают обеспокоенность. Прежде всего, как отметил Совет по информационным спорам в экспертном заключении от 26 июня, ряд правовых оценок, высказанных судом в комментариях к понятию “источник информации”, ограничивает круг источников, которыми могут пользоваться журналисты. Поэтому соответствующие положения документа необходимо пересмотреть.

    Соглашаясь с этой точкой зрения, КЗСС в то же время обращает внимание на еще один существенный недостаток. Комментируя норму о сроке давности, суд пришел к спорному выводу, принижающему значение внесудебного удовлетворения требования об опровержении и девальвирующему приоритет внесудебного разрешения информационных споров в целом. В решении Кассационного суда отмечается, что обращение к СМИ для восстановления нарушенных прав во внесудебном порядке не является обязательным условием для подачи иска в суд. Между тем, согласно пункту 9 статьи 8 Закона РА “О массовой информации”, лицо имеет право обратиться в суд с требованием об опровержении и публикации ответа, если СМИ отказывается делать это либо нарушает установленные законом срок и порядок.

    Вместе с тем, следует отметить, что в 2012 количество исков против СМИ и журналистов, поданных на основании статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА, заметно сократилось по сравнению с 2011. Так, в 2012 в судебное производство было принято 17 дел о клевете и оскорблении в СМИ, тогда как в 2011 - 37 таких дел.
    Продолжает оставаться тревожным финансово-экономическое состояние СМИ. Так, по финансовым причинам с начала 2012 перестала выходить в свет еженедельная газета "Этк". Издание, тираж которого составлял 1100 экземпляров, естественно, затруднялось покрывать свои расходы без поступлений от рекламы. Это СМИ, не имеющее какой-либо политической принадлежности и направленности, фактически, пребывало вне пределов внимания и заинтересованности рекламодателей. В результате, чтобы избежать попадания в зависимость от какой-либо политической силы или олигархического клана, редакция "Этк" решила довольствоваться выпуском одной лишь интернет-версии своего издания.

    В затруднительной ситуации оказалась и ежедневная газета "Айкакан жаманак". Начиная с 2011, редакция продолжает обращаться к читателям через интернет-версию газеты с просьбой перечислять на счет издателя 660 драмов или 2,2 евро ежемесячно (30 драмов или 10 евроцентов за каждый выпуск). В обращении как позитивный факт отмечается троекратное увеличение числа читателей газеты в интернете, но в то же время выражается и обеспокоенность в связи с плачевным положением печатной версии. После 4 июля по финансовым причинам также было прекращено издание ежедневной газеты “Еркир”, продолжает действовать лишь ее интернет-сайт. В тяжелой финансовой ситуации пребывала ежедневная газета “Азг”.


    На протяжении 2012 Комитет по защите свободы слова продолжал фиксировать и анализировать нарушения прав журналистов и СМИ. Ниже представляем их по следующей классификации:

    1) физическое насилие над журналистами;

    2) давление на СМИ и их сотрудников;

    3) нарушения права на получение и распространение информации.


    Используемая КЗСС классификация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, к примеру, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая классификация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ.

    НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ
    В 2012, по сравнению с 2011, на 1 уменьшилось количество случаев физического насилия, зафиксировано на 12 меньше фактов давления на СМИ и их сотрудников. Вместе с тем количество нарушений права на получение и распространение информации увеличилось на 16, при этом 9 из 23 инцидентов зафиксированы Комитетом по защите свободы слова в период выборов в Национальное Собрание РА и органы местного самоуправления.
    Ниже представлены две таблицы, содержащие сравнительные количественные показатели нарушений прав СМИ и их сотрудников. В первой из таблиц представлено количество правонарушений по кварталам 2012, во второй - сравнительные данные за 2011 и 2012.

    Сравнительная таблица данных по нарушениям прав журналистов и СМИ по кварталам 2012 года


    Виды нарушений

    1-й квартал

    2-й
    квартал


    3-й квартал

    4-й квартал

    Всего

    Физическое насилие над журналистами

    0

    3

    1

    0

    4


    Давление на СМИ и их сотрудников

    6

    10

    9

    12

    37


    Нарушения права на получение и распространение информации

    5

    10

    6

    2

    23




    Сравнительная таблица данных за 2011 и 2012



    Виды нарушений


    2012


    2011


    Физическое насилие над журналистами

    4

    5


    Давление на СМИ и их

    сотрудников


    37

    49


    Нарушения права на получение и распространение информации

    23

    7

    Как и в прошлые годы, Комитет по защите свободы слова отмечает, что приведенные в таблицах данные не претендуют на абсолютную точность. Известно, что представители СМИ нередко воздерживаются от предания гласности фактов препятствования их профессиональной деятельности, игнорируют различного рода угрозы в свой адрес или предпочитают самостоятельно преодолевать возникающие проблемы и незаконные ограничения. Поэтому Комитет по защите свободы слова выражает уверенность в том, что реальное число нарушений прав журналистов и СМИ намного больше зафиксированного. В настоящем докладе мы представляем наиболее значительные факты таких правонарушений, которые вызвали широкий общественный резонанс.




    1. Физическое насилие над журналистами

    В 2012 было зафиксировано 4 новых инцидента с применением насилия против журналистов (на 1 меньше, чем в 2011), из них 3 - в день парламентских выборов 6 мая и в предыдущий день, а также 1 - в день выборов в органы местного самоуправления 9 сентября. Таким образом, в очередной раз подтвердилась выявленная Комитетом по защите свободы слова закономерность: в Армении наиболее сложные условия для работы журналистов складываются во время общенациональных выборов и выборов в органы местного самоуправления, а лица, виновные в применении физического насилия против представителей СМИ, не выявляются правоохранительными органами и не наказываются.

    В 2011 в редакции газеты “Рапарак” произошел инцидент, сопровождаемый физическим насилием. В 2012 конфликт между сторонами все еще не разрешился, и произошли новые события.

    Эти инциденты представлены ниже в хронологическом порядке.


    16 марта газета “Рапарак” сообщила, что из Ереванского центрального следственного отдела Главного следственного управления Полиции РА получен заключительный акт по уголовному делу, возбужденному по поводу деяния председателя координационного совета правозащитных НПО “Зинвор” (“Солдат”) Маргариты Хачатрян. Согласно акту, производство дела прекращено ввиду отсутствия состава преступления.

    Напомним, что уголовное дело было возбуждено в связи с происшедшим 21 апреля инцидентом, когда Маргарита Хачатрян в сопровождении трех человек явилась в редакцию “Рапарак” и в агрессивной форме, причинив телесные повреждения главному редактору, решила призвать к ответу руководство издания в связи с опубликованной в тот же день заметкой “Была драка?”, которая касалась ее организации (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на www.khosq.am, раздел Доклады”).

    Отметим, что Маргарита Хачатрян, в свою очередь, предъявила иск против учредителя издания - ООО “Рапарак” оратерт” в суд административных общин Кентрон и Норк-Мараш Еревана (см. подробности в разделе “Давление на СМИ и их сотрудников” настоящего доклада).
    6 мая телекомпания “ГАЛА” распространила пресс-релиз о том, что 5 мая, накануне дня парламентских выборов, в комиссии избирательного округа 33, базирующейся в школе № 30 города Гюмри, произошел инцидент между съемочной группой телекомпании и членами окружной избирательной комиссии.

    Корреспонденту телекомпании Наире Налбандян и оператору Тиграну Гасабяну не позволили войти в здание упомянутой школы. Председатель окружной избирательной комиссии Григор Ованнисян отказался предоставить информацию, затем он и два других члена окружной комиссии в грубой форме потребовали уйти и вступили в потасовку с оператором. Инцидент был прекращен лишь после вмешательства дежурного полицейского.

    11 мая Наира Налбандян обратилась в следственный отдел Полиции Ширакской области с заявлением об инциденте. Полиция начала подготовку материалов дела, однако, как сообщили Комитету по защите свободы слова в телекомпании “ГАЛА”, 16 мая в возбуждении дела было отказано “ввиду отсутствия преступного деяния”.
    6 мая, в день выборов в НС РА, СМИ сообщили о применении силы и воспрепятствовании профессиональной деятельности корреспондента Армянской службы Радио “Свобода”/Радио “Свободная Европа” Элины Чилингарян. Когда журналистка проводила видеосъемку во дворе избирательного участка 12/32, расположенного в школе № 178 Еревана, неизвестный молодой человек, попавший в кадр, подошел и ударил ее по руке, пытаясь отнять видеокамеру. Камера упала на землю, между ними начался спор. Журналистке с трудом удалось отстоять видеокамеру, после чего она покинула участок и обратилась в полицию с заявлением об инциденте. Отделом полиции Эребуни было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 164 УК РА (“Препятствование законной профессиональной деятельности журналиста”).

    12 июля Эребунийский следственный отдел Полиции Еревана прекратил производство по этому уголовному делу ввиду отсутствия состава преступления.

    В постановлении о прекращении производства дела приводится обоснование, что “при ведении съемки журналистка не представилась, не имела на себе идентификационного знака журналиста, не было такого знака и на ее видеокамере”. Поэтому, отмечается далее в постановлении, напавший на нее человек по фамилии Амбарцумян “не осознавал и не был обязан осознавать, что Элина Чилингарян - журналист, который исполняет свои профессиональные обязанности”.

    Проведенная Элиной Чилингарян видеосъемка, где запечатлено развитие инцидента, не была признана доказательством. Относительно доказательств в постановлении отмечается, что “об ударе по руке третьим лицом дала показание одна лишь Э.Чилингарян. По этому эпизоду других доказательств не было получено”.


    В тот же день, 6 мая, на избирательном участке 34/26, расположенном в школе №1 города Гюмри, четверо неизвестных молодых людей воспрепятствовали профессиональной деятельности корреспондента информационно-аналитического агентства “Максинфо” Карена Алекяна, отодрав с его одежды журналистское удостоверение и вырвав из его рук видеокамеру. Затем эти люди покинули участок, а камера была возвращена спустя два часа в сломанном виде.

    Карен Алекян обратился в городской отдел полиции Гюмри с заявлением об инциденте. 8 мая было возбуждено уголовное дело по пунктам 3 и 5 части 2 статьи 149 УК РА (“Препятствование осуществлению избирательного права, работе избирательных комиссий либо осуществлению полномочий участвующих в выборах лиц”).

    Это дело, как и дела возбужденные в связи с происшедшими в тот же день инцидентами на избирательных участках 34/21 и 34/25 Гюмри (см. ниже), были переданы в Особую следственную службу РА. Как сообщили в Особой следственной службе, расследование всех трех дел было прекращено на одном и том же основании - ввиду отсутствия преступного деяния.
    9 сентября, в день выборов в органы местного самоуправления, на избирательном участке 34/73, расположенном в здании дошкольного учреждения № 12 Гюмри, неизвестные лица воспрепятствовали работе съемочной группы телекомпании “Цайг”, применили насилие в отношении оператора Андраника Барбаряна.

    Когда сотрудники телекомпании, корреспонденты Назели Багдасарян, Арменуи Минасян и операторы Андраник Барбарян, Ара Кюрегян, получив сведения о подкупе избирателей, прибыли на участок, один из доверенных лиц и некоторые из присутствующих, ругаясь, напали на них. Произошла потасовка, Андраника Барбаряна ударили, попытались отобрать камеру. Оператор обратился в полицию с сообщением об инциденте. В связи с происшедшим Следственный отдел полиции Ширакской области приступил к сбору материалов. Как сообщили в телекомпании “Цайг”, следователь трижды допрашивал журналистов и операторов, после чего дело было прекращено “ввиду недостаточности доказательств”.




    Другие факты препятствования профессиональной деятельности

    журналистов на выборах в НС РА и органы местного самоуправления
    Приведенные ниже факты отнесены нами к нарушениям права на получение и распространение информации, однако здесь они выделены в отдельный раздел - с тем, чтобы представить общую картину правонарушений в отношении журналистов и СМИ в периоды выборов в течение года.
    6 мая, в день выборов в НС РА, на избирательном участке 34/21, расположенном в гюмрийской школе № 5, группа неизвестных лиц воспрепятствовала профессиональной деятельности корреспондента телекомпании “Кентрон” Владимира Хачатряна. Они забрали и унесли с собой установленную на участке видеокамеру журналиста.

    8 мая Следственным отделом Полиции Ширакской области было возбуждено уголовное дело по пункту 5 части 2 статьи 149 УК РА (“Препятствование осуществлению избирательного права, работе избирательных комиссий либо осуществлению полномочий участвующих в выборах лиц”).

    Как отмечалось выше, расследование этого и следующего дела было прекращено Особой следственной службой РА ввиду отсутствия преступного деяния (см. стр.9 настоящего доклада).
    В тот же день, 6 мая, в день выборов в НС РА, СМИ сообщили, что на избирательном участке 34/25, расположенном в школе № 6 Гюмри, воспрепятствовали работе оператора телекомпании “Кентрон” Вараздата Папикяна. Спартак Гукасян, сын мэра Гюмри Вардана Гукасяна, отобрал у оператора видеокамеру и вынудил его покинуть участок.

    На основании сигнала, полученного Прокуратурой РА по горячей линии, 8 мая Следственным отделом Полиции Ширакской области было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 149 УК РА (“Препятствование осуществлению избирательного права, работе избирательных комиссий либо осуществлению полномочий участвующих в выборах лиц”).


    В тот же день, 6 мая, примерно в 10.00, по информации интернет-версии газеты “Аравот” - www.aravot.am, на избирательном участке 5/11 столичного административного округа Давидашен произошел инцидент с корреспондентом издания Нелли Бабаян. Когда журналистка производила фотосъемку со своего мобильного телефона, неизвестный молодой человек воспрепятствовал ей, отобрав телефон. Спустя некоторое время телефон был возвращен журналистке.
    В тот же день, 6 мая, после 20.00, когда голосование уже закончилось, КЗСС получил из редакции “Hetq.am” сигнал о том, что на избирательном участке 6/01 столичных административных округов Ачапняк и Давидашен воспрепятствовали выполнению профессиональных обязанностей корреспондента этого интернет-издания Кристинэ Агаларян, не позволив ей получить информацию о процессе подсчета голосов. Председатель участковой избирательной комиссии без каких-либо оснований не позволил журналистке производить видеосъемку. Когда она потребовала показать правовой акт, на основании которого налагается подобный запрет, председатель комиссии не нашел возражений. Лишь после настойчивых требований Кристинэ Агаларян получила возможность выполнить свою работу.

    28 августа редакция издающейся в Капане газеты “Сюняц еркир” распространила заявление о том, что накануне ночью хакеры атаковали интернет-версию газеты www.syuniacyerkir.am. Помимо этого, редакция получала звонки с угрозами. Подвергшийся атаке выпуск (№ 21) был полностью посвящен деятельности и предвыборной программе кандидата в мэры Капана (действующего руководителя города) Артура Атаяна. Редакция призвала координаторов предвыборных штабов кандидатов в мэры воздержаться от подобных действий и продолжать политическую борьбу в цивилизованной форме.
    9 сентября, в день выборов в органы местного самоуправления, на избирательном участке 34/63 Гюмри неизвестный мужчина угрожал активисту гюмрийского Клуба журналистов “Аспарез” Карену Арутюняну. Когда Карен Арутюнян проводил съемку группы избирателей, приведенных на участок одним из кандидатов в Совет старейшин, неизвестный мужчина из этой группы угрожал сломать ему челюсть. Активист “Аспарез” обратился в Гюмрийский отдел Полиции РА с сообщением об инциденте. Его заставили прождать более получаса, пока придет следователь. Однако встреча со следователем так и не состоялась.
    В тот же день, 9 сентября, члены избирательной комиссии участка 36/7 города Артик воспрепятствовали работе корреспондента телекомпании “Цайг” Кимы Аревшатян и оператора Артура Маргаряна. Сначала им в грубой форме отказался дать интервью председатель участковой избирательной комиссии. Затем пришедшие голосовать жители города обвинили их в получении взятки за съемку. Позже, когда съемочная группа попыталась получить от главы избирательной комиссии разъяснения относительно полученных от доверенных лиц сведений о нарушениях, председатель и другие члены комиссии в грубой форме велели им покинуть участок. Напоминание об ответственности за препятствование профессиональной журналистской деятельности вызвало у членов участковой комиссии еще более грубую реакцию.
    21 сентября газета “Рапарак” сообщила, что тремя днями ранее неизвестные лица скупили весь тираж издания из трех киосков города Ехегнадзора. По мнению “Рапарак”, причиной этой акции стала публикация “На выборах мэра Ехегнадзора Республиканская партия Армении использует все рычаги”. Согласно “Рапарак”, подобное произошло и с газетой “Аравот”, опубликовавшей критические материалы в адрес кандидата в мэры Ехегнадзора от РПА Сирекана Бабаяна.
    2 декабря, в день дополнительных выборов в НС РА по мажоритарной системе в первом избирательном округе Еревана, был зафиксирован факт препятствования профессиональной деятельности корреспондента Армянской службы Радио “Свобода”/Радио “Свободная Европа” Ирины Ованнисян. Когда журналистка проводила видеосъемку на одном из избирательных участков, некий гражданин, который со списком в руке руководил отправкой избирателей на голосование в маршрутных такси, потребовал не снимать его, затем отобрал микрофон. Некоторое время спустя микрофон был возвращен.
    В тот же день, 2 декабря, на избирательном участке 1/24 доверенное лицо кандидата в депутаты Эдуарда Петросяна попыталось воспрепятствовать работе всех присутствующих журналистов, проявив к ним неуважительное отношение и потребовав отключить видеокамеры.


      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    О состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и сми в армении годовой доклад Комитета по защите свободы слова-2012