• «Средняя общеобразовательная школа №6» Ашуркина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№6, г.Губкинский
  • Образ Снегурочки в литературе и музыке Болдырева Дарья Сергеевна Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Губкинский

  • Скачать 172.58 Kb.


    Дата24.04.2018
    Размер172.58 Kb.

    Скачать 172.58 Kb.

    Образ Снегурочки в литературе и музыке Болдырева Дарья Сергеевна





    Образ Снегурочки в литературе и музыке

    Болдырева Дарья Сергеевна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №6»

    Ашуркина Татьяна Ивановна,

    учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

    КлименкоТатьяна Викторовна,

    учитель музыки и искусства МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

    г.Губкинский



    2012

    Оглавление

    1.Введение………………………………………………………………………………….3

    2.«Родословная» Снегурочки………………..…………………………………………….4

    3.Образ Снегурочки в пьесе А.Н.Островского…………………………………………5

    4.Образ Снегурочки в опере Н.А.Римского- Корсакова ………………………………12

    5.Заключение………………………………………………………………………………14

    6. Список используемой литературы…………………………………………………….15

    Образ Снегурочки в литературе и музыке

    Болдырева Дарья Сергеевна

    Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Губкинский

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №6»

    Введение

    На первый взгляд, Снегурочка – это лишь сказочный образ из детских сказок, новогодних праздников. Заканчивается детство, и эта сказочная девочка остается в прошлом. Но на самом деле это не так. Снегурочка стала главной героиней пьесы А.Н.Островского «Снегурочка», оперы Н.А.Римского-Корсакова, музыки к спектаклю П.И.Чайковского, картин В.Васнецова, М.Врубеля, Б.Кустодиева, костюмов и декораций в исполнении Н.Рериха, В.Васнецова.

    Актуальность исследования данной темы заключается в том, что образ Снегурочки недостаточно изучен. Данное исследование позволит прикоснуться к произведениям русского искусства.

    Тема работы: «Образ Снегурочки в литературе и музыке»

    Цель работы: исследовать образ Снегурочки в литературе и музыке

    Задачи:


    1. Проанализировать литературу по данной теме.

    2. Познакомиться с произведениями о Снегурочке, выявить сходства и отличия.

    3. Подготовить материал для урока внеклассного чтения.

    Гипотеза: фольклорный образ Снегурочки получил творческое развитие в литературе, музыке, живописи .

    Объект исследования: пьеса А.Н.Островского «Снегурочка», опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

    Предмет исследования: образ Снегурочки.

    Методы исследования: анализ литературного произведения, музыкального произведения, сравнительный анализ, обобщение, анкетирование учащихся, подготовка материала для урока внеклассного чтения.

    Родословная Снегурочки

    Существует неподтвержденная версия, будто прообразом Снегурочки является языческая богиня зимы и смерти Кострома.

    По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы крестьяне топили в реке или сжигали. Интересно, что слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. Этот обряд очень похож на уничтожение весной чучела Зимы- Марены. Позднее он трансформировался в сожжение в последний день масленичной недели чучела Масленицы.

    К сожалению, славянская мифология была практически уничтожена церковниками, и установить истоки образа Снегурочки не представляется возможным.

    Тем не менее, А.Н.Афанасьев, известный фольклорист, провел первоначальное исследование народных сказок о Снегурке.

    В русской народной сказке Снегурочку вылепили из снега старик со старухой, у которых не было детей. Росла Снегурочка на радость старикам. Но с приходом весны она вдруг запечалилась. За весной и лето пришло. А Снегурочке по – прежнему невесело. Пошла она с подружками в лес. Разложили они костер, стали над огнем прыгать. Прыгнула и Снегурочка и вдруг растаяла, превратилась в белое облачко.

    А.Н. Островский пишет в 1873 году пьесу «Снегурочка». Н.А.Римский-Корсаков сочиняет на основе весенней сказки А.Н.Островского оперу, декорации и костюмы к которой создает В.М.Васнецов.

    В разработку внешнего образа Снегурочки внесли свой вклад великие художники Н.Рерих, М.Врубель.

    Таким образом, Снегурочка стала достоянием русского искусства и, может быть, ее образ получит творческое развитие в будущем.

    Образ Снегурочки в пьесе А.Н.Островского

    Из введения мы поняли, что образ Снегурочки существовал в русских народных сказках. А.Н.Островский делает Снегурочку главной героиней пьесы, но вносит в ее образ много нового.

    А.Н.Островский уточняет жанр своей пьесы – «весенняя сказка». Но эта сказка, я считаю, не детская.

    Рассмотрим, подробнее образ Снегурочки.

    Рождение Снегурочки. В пьесе Островского Снегурочка – дочь Мороза и Весны.


    А.Н.Островский

    Русская народная сказка

    Весна- Красна

    Да вот беда, у нас со старым дочка -

    Снегурочка.

    В глухих лесных трущобах,


    В нетающих лядинах возращает
    Старик свое дитя. Любя Снегурку,
    Жалеючи ее в несчастной доле,
    Со старым я поссориться боюсь; 1

    Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.2

    Какой смысл внес А.Н.Островский в развитие образа Снегурочки, сделав ее дочерью Мороза и Весны Красны?

    Мороз и Весна – это контрастные образы.



    Мороз

    Весна

    Появление Мороза

    Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, — набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне.



    Появление Весны-Красны

    Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.



    Зло

    Добро

    «Сердечная остуда»

    «Сердечное тепло»

    Неподвижность, скованность, оцепенение

    Творческое живое начало

    Опера Римского-Корсакова

    Сурово и глухо звучат басы. Грозная, отрывистая, чуть встревоженная мелодия темы



    Опера Римского-Корсакова

    Сквозь трепещущие мотивы птичьего голоса ( петушиный крик) слышится светлая, ласковая, полная тепла и жизни мелодия Весны. Поначалу ее музыка как бы сливается с голосами природы, напоминая птичьи весенние зовы. Но вот из радостного щебета вырастает певучая, пленительная мелодия виолончелей.





    Счастье в том, чтобы не любить

    Дочь не знает


    Любви совсем, в ее холодном сердце
    Ни искры нет губительного чувства;

    Счастье в том, чтобы любить

    На свете все живое


    Должно любить.

     Таким образом, появление Снегурочки — нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.

    Снегурочка живет в глухих лесных трущобах, охраняют ее звери и сказочные существа:

    Мороз

                                            Дочка наша


    На возрасте, без нянек обойдется.
    Ни пешему, ни конному дороги
    И следу нет в ее терем. Медведи
    Овсянники и волки матерые
    Кругом двора дозором ходят; филин
    На маковке сосны столетней ночью,
    А днем глухарь вытягивают шеи,
    Прохожего, захожего блюдут.

    А теремная челядь!


    В прислужницах у ней на побегушках
    Лукавая лисица-сиводушка,
    Зайчата ей капустку добывают;
    Чем свет бежит на родничок куница
    С кувшинчиком; грызут орехи белки,
    На корточках усевшись; горностайки
    В приспешницах сенных у ней на службе.3

    Чем она занимается? Рукоделие, работы по хозяйству - основные занятия Снегурочки.

    Мороз

                                                      Работай,


    Волну пряди, бобровою опушкой
    Тулупчик свой и шапки обшивай,
    Строчи пестрей оленьи рукавички.
    Грибы суши, бруснику да морошку
    Про зимнюю бесхлебицу готовь;
    От скуки пой, пляши, коль есть охота,
    Чего еще?4

    Почему Мороз скрывает ее от людей? Мороз боится предсказания:

    …будто Солнце


    Сбирается губить Снегурку; только
    И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
    Лучом своим огонь любви; тогда
    Спасенья нет Снегурочке, Ярило
    Сожжет ее, испепелит, растопит.
    Не знаю как, но умертвит.5

    Т.е. в отличие от сказки, Снегурочка должна погибнуть не просто от солнца, а от огня любви.

    Весна считает, что пришла пора Снегурочке покинуть свой терем, познать жизнь среди людей.

    В е с н а


    Тоска возьмет меж филинов и леших

    Одной сидеть.


    В е с н а
    Эх, старый! Девке воля

    Милей всего. Ни терем твой точеный,

    Ни соболи, бобры, ни рукавчики

    Строченные не дороги; на мысли

    У девушки Снегурочки другое:

    С людьми пожить; подружки нужны ей

    Веселые да игры до полночи,

    Весенние гулянки да горелки

    С ребятами, покуда...

    В е с н а


    Безумный

    И злой старик! На свете все живое

    Должно любить. Снегурочку в неволе

    Не даст тебе томить родная мать.


    Решение должна принять Снегурочка. Плененная песнями Леля, которые дороже ей, чем «жаворонков пенье», Снегурочка не хочет оставаться в лесной глуши, она тянется к людям, мечтает петь вместе с девушками и водить хороводы. И Мороз скрепя сердце отдает ее в бобыльскую семью.

    Снегурочка уходит к людям со словами:

    Мама, счастья
    Найду иль нет, а поищу.6

    Таким образом, новаторство Островского состоит в том, что его Снегурочка – это взрослая девушка, которая ищет счастья, любви.

    Снегурочка попадает к берендеям во время древнего обряда проводов Масленицы, который помогает совершить переход из незримого мира, созданного народной фантазией и ожившего под пером художника (прилет Весны), в реальный мир.

    Семья, в которой живет Снегурочка, не способна оценить ни ее красоту, ни трудолюбие. Бобыль способен даже торговать ею, и это проявляется в его отношении к Снегурочке. Вместе с Бобылихой, завистливой и хитрой, у которой в глазах только «кика рогатая с окатным жемчугом», они пользуются Снегурочкой и ее красотой в своих корыстных целях, нисколько ее не любя.

    В этом, в том числе, царь Берендей видит причину всех несчастий своей страны  — в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты.


    В сердцах людей заметил я остуду
    Немалую; горячности любовной
    Не вижу я давно у берендеев,
    Исчезло в них служенье красоте.7

    Этическая красота человека определяется взаимосвязью с природой и другими людьми. Представления о ней у Берендея тесно связаны с чувством любви. Царь Берендей скорбит об исчезновении из жизни своих подданных «горячности любовной», он понимает, что людей «раздирают» совсем другие страсти: «Тщеславие, к чужим нарядам зависть...». А ведь любовь, по его словам, «благое чувство, великий дар природы», перед которым следует преклоняться, «служение» любви и есть «служение красоте».

    Снегурочка красива:

    Бобылиха

    Краса твоя девичья то ж богатство.

    Из-за ее красоты :

    от свах и сватов


    Отбою нет, пороги отоптали.

    Но Снегурочка не ведает любви, ее сердце холодно -это наследство от ее отца Мороза:

    Снегурочка

    Моя беда, что ласки нет во мне.


    Толкуют все, что есть любовь на свете,
    Что девушке любви не миновать;
    А я любви не знаю; что за слово
    Сердечный друг и что такое милый,
    Не ведаю. И слезы при разлуке,
    И радости при встрече с милым другом 8

    Прежде любви она испытывает ревность, горечь, обиду:

    Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!

    Тяжелою обидой, словно камнем,

    На сердце пал цветок, измятый Лелем

    И брошенный. И я как будто тоже

    Покинута и брошена, завяла

    От слов его насмешливых.9

    Ей много приходится испытать: незаслуженное обвинение Купавы в том, что она разлучила ее с Мизгирем, который, увидев Снегурочку, так пленился ее красотой, что бросил Купаву. Разочарование поступком Леля, который целует не ее, а Купаву. Со страхом она слушает признание в любви Мизгиря, а потом наблюдает за чужим счастьем Леля и Купавы.

    Укором Мизгирю звучат ее слова:

    С н е г у р о ч к а
    Любви моей не купишь.
    Снегурочка

    Бесценный жемчуг


    Себе оставь; не дорого ценю я
    Свою любовь, но продавать не стану:
    Сменяюсь я любовью на любовь,
    Но не с тобой, Мизгирь.

    Желание любить, как любят люди, заставляет ее принять губительное для нее решение: Снегурочка



    Обманута, обижена, убита
    Снегурочка. О мать, Весна-Красна!
    Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
    Любви прошу, хочу любить! Отдай
    Снегурочке девичье сердце, мама!
    Отдай любовь иль жизнь мою возьми! 10

    Снегурочка

    Мама,
    Пусть гибну я, любви одно мгновенье


    Дороже мне годов тоски и слез.

    Сила любви заключена в волшебном венке Весны-красны, который она надевает на Снегурочку.


    Снегурочка обретает совершенно другой взгляд на окружающий мир:

    Ах, мама, что со мной? Какой красою
    Зеленый лес оделся! Берегами
    И озером нельзя налюбоваться.
    Вода манит, кусты зовут меня
    Под сень свою; а небо, мама, небо!
    Разлив зари зыбучими волнами
    Колышется.

    Теперь она замечает красоту вокруг себя, раньше она любовалась только своей красотой.

    Весна-Красна дает ей великий дар природы – любовь:

    Снегурочка

                                                      О милый,


    Прости меня! Чего-то я боялась, —
    Смешно самой и стыдно, берегла
    Какое-то сокровище, не зная,
    Что все, что есть на свете дорогого,
    Живет в одном лишь слове. Это слово:
    Любовь.

    Произошло чудо:

    Голоса из народа

                        О, диво, полюбила


    Снегурочка.

    Снегурочка умоляет Мизгиря укрыть свою любовь от солнца, но все напрасно:

    Но что со мной: блаженство или смерть?
    Какой восторг! Какая чувств истома!
    О мать-Весна, благодарю за радость,
    За сладкий дар любви! Какая нега
    Томящая течет во мне! О Лель,
    В ушах твои чарующие песни,
    В очах огонь... и в сердце... и в крови
    Во всей огонь. Люблю и таю, таю
    От сладких чувств любви! Прощайте, все
    Подруженьки, прощай, жених! О милый,
    Последний взгляд Снегурочки тебе.

    У сказки Островского грустный финал, как и в народной сказке : Снегурочка погибает.

    Но если читателям грустно, жалко Снегурочку, жителям царства Берендея гибель Снегурочки не омрачает настроения:

    Снегурочки печальная кончина


    И страшная погибель Мизгиря
    Тревожить нас не могут; Солнце знает,
    Кого карать и миловать. Свершился
    Правдивый суд! Мороза порожденье —
    Холодная Снегурочка погибла.

    Теперь, с ее чудесною кончиной,


    Вмешательство Мороза прекратилось.
    Изгоним же последний стужи след
    Из наших душ и обратимся к Солнцу.
    И верю я, оно приветно взглянет
    На преданность покорных берендеев.11

    К берендеям вернулось солнце, а вместе с ним и жизнь. А это для них важнее. Случилось невозможное: холодная Снегурочка полюбила, как человек, а это превращение должно привести ее к гибели. Чувство, которое так желала получить героиня сказки, и погубило ее. Но она погибла, а не умерла, мечтая быть похожей на живых людей. И это чудо произошло. Я думаю, что эта сказка А. Н. Островского не только о Снегурочке, а о смысле жизни любого человека. Быть счастливым очень трудно, но возможно. Снегурочка не может жить без любви, но любовь для нее оказывается губительной.

    Образ Снегурочки в опере Н.А.Римского- Корсакова

    В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н. А. Римский-Корсаков, которому она в первом чтении не понравилась. «…Царство Берендеев показалось мне странным, — вспоминал позже композитор. — В зиму1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…». У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли.

    Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.



    Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями. «Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно», - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. «О сочинении Снегурочки никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил.» Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

    Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех…
    «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать...» — писал о «Снегурочке» Б. Асафьев. Одним из таких моментов является музыкальная сцена таяния Снегурочки. Незащищенность Снегурочки, ее обреченность кажутся особенно трагичными. 
    И все-таки в музыке нет мрака и горечи. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Последнее обращение ее к любимому: «О милый мой, твоя, твоя...» Звучит оно трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света.   
    Музыка Н. А. Римского-Корсакова в опере „Снегурочка“ рождает много разных чувств: она заставляла удивляться, восхищаться, грустить. Она помогает представить лучше сказочных героев: Лешего, Весну, Мороза. Слушая ее, представляешь веселого, красивого, талантливого Леля, обиженную Купаву, гордого Мизгиря, мудрого Берендея. 
    Островский очень точно назвал музыку Римского-Корсакова „чудесной“ и „удивительной“, потому что она о самом красивом человеческом чувстве — о любви. То, что выразил в словах Островский, удалось передать в музыке Римскому-Корсакову. Эта музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.
    «Снегурочка» — самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка — со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», — писал об опере А. П. Бородин.

    В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.

    В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило».

    Заключение

    Итак, А.Н.Островский, используя сказочный образ Снегурочки, внес в его развитие некоторые изменения:


    1. Снегурочка – дочь Мороза и Весны-Красны, появление Снегурочки — нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.

    2. Бобыль и Бобылиха – люди, у которых живет Снегурочка, не ценят ее красоты; не любят ее, используют ради корыстных интересов, ими движет людская зависть, желание обогатиться за чужой счет.

    3. Снегурочка – взрослая девушка, которая желает познать человеческую жизнь, связанные с ней чувства, эмоции и прежде всего девическое счастье, любовь.

    4. Снегурочке суждено умереть, растаять не просто от солнца, а от огня любви.

    5. Ледяное сердце Снегурочки растаяло благодаря волшебству, она полюбила и заплатила за любовь ценой своей жизни.

    6. Образ Снегурочки близок другим женским образам, созданным А.Н.Островским, Ларисы Огудаловой, Екатерины, т.к. смысл их жизни заключается в любви. Нет любви – нет жизни. Это тема для другого исследования.

    7. Любовь – благое чувство, великий дар природы, перед которым следует преклоняться.

    8. Гибель Снегурочки не может остановить вечный круговорот жизни, поэтому ее гибель не омрачает праздника берендеев; к берендеям возвращается солнце Ярило, а значит жизнь.

    9. Сказка о Снегурочке – о вечной борьбе добра и зла, но реальные невзгоды и беды людей происходят от их равнодушия, нежелания помочь друг другу.

    10. Смысл жизни людей — в любви и согласии со всем земным.

    11. Опера Римского-Корсакова помогает нам понять смысл сказки Островского. Это музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.

    Библиографический список:

    1.А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text

    2. Русская народная сказка. Снегурочка, hyaenidae.narod.ru



    1 А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text

    2 Русская народная сказка. Снегурочка, hyaenidae.narod.ru

    3 А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text


    4 А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text


    5 А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text

    6 А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text

    7 А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text

    8 А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text


    9 А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text


    10 А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text

    11 А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Образ Снегурочки в литературе и музыке Болдырева Дарья Сергеевна

    Скачать 172.58 Kb.