• Введение
  • Глава 1. Историография



  • страница1/14
    Дата24.08.2018
    Размер5.11 Mb.
    ТипРеферат

    Образы деревянной скульптуры в современном искусстве Перми по направлению 035400 История искусств


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Зав. кафедрой истории русского искусства,

    доцент


    _________________/ХОДАКОВСКИЙ Е.В./


    Председатель ГАК,

    _______________/КАРАСИК И.Н./



    Выпускная квалификационная работа на тему:

    Образы деревянной скульптуры в современном искусстве Перми

    по направлению 035400 – История искусств

    профиль истории русского искусства




    Рецензент:

    Магистр искусствоведения

    Лаборант сектора новых поступлений

    Государственный Эрмитаж

    Шалина Наталья Сергеевна

    _____________ (подпись)

    Работа представлена в комиссию

    «____» ___________ 2017 г.

    Секретарь комиссии: ______________(подпись)


    Выполнил:

    студент 4 курса

    очной формы обучения

    по направлению бакалавриата

    Лобанов Иван Игоревич

    _____________ (подпись)

    Научный руководитель:

    к. искусствоведения, доцент, доцент

    кафедры Истории русского искусства СПбГУ

    Ходаковский Евгений Валентинович _____________(подпись)



    Санкт-Петербург

    2017

    Содержание



    Введение 3

    Глава 1. Историография 5

    Глава 2. Исторический очерк о Пермской деревянной скульптуре 11

    Глава 3. Коллекция Пермской деревянной скульптуры и искусство Перми в ХХ в. 17

    Глава 4. Деревянная скульптура в искусстве Перми 2000-х гг. 23

    4.1 Живопись 23

    4.2 Текстиль 33

    4.3 Скульптура 35

    Заключение 38

    Список использованной литературы 40

    Приложение 42

    Список иллюстраций 44

    Иллюстрации 45



    Введение


    Темой настоящей работы являются произведения современного искусства Перми, выполненные в период с 1990-х по 2010-е годы, базирующиеся на работах мастеров пермской деревянной скульптуры XVIII-XIX веков. Сами по себе произведения деревянной скульптуры являются важным культурным и художественным феноменом в Прикамье, и тот факт, что они нашли отражение в современном искусстве города Перми, является закономерным.

    Предметом исследования является изучение влияния Пермской деревянной скульптуры XVIII-XIX веков на современное искусство города Перми.

    Объектом исследования настоящей работы являются как классические произведения пермской деревянной скульптуры, так и некоторые работы современных художников конца XX - начала XXI века, обращавшихся к этой теме, в том числе работы А.Кутергина, А. Зырянова, О. Субботиной, М. Павлюкевича.

    Целью настоящей работы является изучение влияния Пермской деревянной скульптуры XVIII-XIX веков на современное искусство города Перми, а также выявление ответа на вопрос, заключающийся в том, что можно ли говорить о тенденции в современном пермском искусстве к обращению к деревянной скульптуре Прикамья XVII-XVIII веков. Для достижения данной цели поставлен ряд конкретных задач:



    • Изучить сам феномен пермской деревянной скульптуры как наиболее яркое и самобытное проявления искусства Пермского края, основываясь на трудах крупнейших исследователей, таких как Серебренников Н.Н., Власова О.М.;

    • Проанализировать тему пермской деревянной скульптуры в творчестве художников второй половины XX века;

    • Проиллюстрировать тему пермской деревянной скульптуры в творчестве художников современной Перми и представить анализ их произведений;


    Глава 1. Историография


    Современными изданиями, в контексте этой работы, будут считаться издания, выходившие, в том числе и во второй половине XX века, начиная с 70-х годов, ввиду того, что на данный момент отсутствуют профессиональные издания, посвященные изучению творчества М. Павлюкевича, О. Субботиной и другим современным художникам, о которых в дальнейшем и пойдет речь. Печатная литература, посвященная этой теме, представляет собой альбомы и каталоги выставок12. Искусствоведческие же обзоры в этой работе берутся из интернет-изданий, сайтов галерей, а также прессы. Непосредственно искусствоведческие очерки раскрывают одного художника, А. Зырянова34. Рассмотренные в данной работе публикации раскрывают тему пермской деревянной скульптуры в современном искусстве Перми довольно обрывочно и локально, они привязаны к конкретным выставкам и не рассматривают всю тему целиком. Более того, большинство из них сосредоточены более на личности художника, о котором идет речь, чем о его произведениях, являющихся непосредственно отсылками к теме пермской деревянной скульптуры. Впрочем, необходимо отметить искусствоведческие тексты О. Клименской и В. Пацюкова, раскрывающие, в основном, творчество М. Павлюкевича и О. Субботиной.

    Помимо изданий, посвященных непосредственно современным художникам, отдельно следует отметить историографию, которая затрагивает сам феномен пермской деревянной скульптуры. Из ранних источников примечательны описи церковного имущества за январь 1800 года из РГАДА, в том числе про скульптуру Христа в темнице: “На северной стороне в равенстве против алтаря образ седящего (sic!) в темнице Христа Спасителя под белым флером за стеклом с трех сторон под балдахином на четырех резных столбцах позолоченным убранным снизу и сверху резными штуками и позолоченными с стоящими на оном херувимами и ангелами со страстями…”5

    О происхождении произведений русского деревянной пластики христианской тематики в литературе были в разное время высказаны противоположные версии. Н.Н. Врангель и В.А. Никольский связывали появление таких скульптур с влиянием запада6. И. Евдокимов приписывал это явление инициативе епископов-украинцев7. А.И. Новицкий ввел в научный обиход тезис о том, что “западное влияние почти не коснулось резьбы из дерева”, а появление деревянных скульптур связано исключительно с христианизацией прежних языческих идолов.8

    На начальном этапе изучения такого явления, как пермская деревянная скульптура в целом и скульптуры Христа в темнице в частности, является Н.Н. Серебренников, о чем свидетельствуют его же собственные слова: “…Сведений о скульптурах в церковном архиве не нашлось. Перерыл литературу о русском ваянии. Недоумение усилилось. В “Истории русского искусства”, изданной в 1910-х годах, говорилось об иностранном происхождении скульптуры в нашей стране до середины XVIII века. Говорилось это и о деревянных культовых изваяниях. Нет якобы данных о том, что все они созданы в России”9

    В начале 1920-х Серебренников вместе с А.К. Сыропятовым – первым директором Пермской галереи – начал изучение этого феномена. По свидетельствам Серебренникова, после экспедиций по деревням и доставки памятников в Пермь, этой темой начали интересоваться и высказывать свои мнения и другие известные исследователи. “Первую авторитетную оценку пермской скульптуры дал еще в 1925 году известный историк русского искусства И.Э. Грабарь. Он относил ее к народно-русской пластике. Пермское собрание считал изумительным, а создание его – исключительным музейным событием. Задачей предстоящего изучения И.Э. Грабарь считал группировку по типам и мастерам скульптур, датировку их, вопрос о влияниях и т.п. […] После осмотра Пермской художественной галереи А.В. Луначарский написал в книге отзывов:” Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественно- и культурно-исторической точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой, как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности.” Возвратившись в Москву, А.В. Луначарский опубликовал в журнале “Советское искусство” большую статью о пермской скульптуре”10

    Немногочисленные публикации, появившиеся до Н.Н. Серебренникова, в основном, лишь констатируют наличие подобных памятников, но не занимаются их тщательным исследованием, в основном, из-за разбросанности памятников по довольной обширной территории. Для исследователей последующих поколений его издание стало настольной книгой, в последние годы даже переиздававшейся репринтным образом.

    Среди исследователей послевоенных лет следует отметить Н.Н. Померанцева, задававшегося вопросом сохранности памятников храмовой деревянной скульптуры. Среди прочих причин, (пожаров, набегов) он также указывает и указ Святейшего синода от 15 марта 1722 года, требовавший изъять скульптуры, после чего последовала практика скрывания памятников. “Таким образом, скульптурные изображения оказались на чердаках монастырских зданий, на колокольнях, в рухлядных, кладовках и чуланах”. 11

    Из современных исследователей следует, прежде всего, отметить О.М. Власову, крупнейшую исследовательницу Пермской деревянной скульптуры. В числе прочего, вот что она пишет про аналогичные исследуемому иконографическому типу памятники: “Из всех пашийских скульптур наиболее интересно изображение Христа в темнице с редким иконографическим вариантом определенно европейского типа. Христос изображен сидящим, со склоненной вперед головой, скрещенными руками и ногами. Аналогий в русской деревянной скульптуре немного. Это Христос с крестообразно сложенными руками, изображенный в скульптурах из собрания Государственного Русского Музея, Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея и Сольвычегодского историко-художественного музея.” 12

    Исследовательница А.В. Рындина (и в этом с ней соглашается О.М.) Власова выявляет три основных типа страдающего Христа. Это “Сакрально-топографический” – самый распространенный, “символико-литургический” или “визионерский” (выражение А.М. Кантора) – с поднятой к лику рукой и “исторический” – Христос в синем хитоне.13

    Говоря об истоках данного иконографического образа А.В. Рындина говорит о греко-восточных корнях: “Что касается конкретной традиции изображений Христа в темнице, то она уводит нас к памятникам не западно-католического исполнения, а опять-таки к греческим – к гравированным листам Кувуклии над Гробом Господним, которые хорошо были известны в России.”14

    Также, Рындина подчеркивает выразительность скульптур Христа в темнице: “Если говорить о драматизме, то наиболее выразительные и эмоционально впечатляющие образы Скорбящего Спасителя дала русская провинция и особенно – окраины империи. В центральных районах России и некоторых центрах Поволжья в эпоху классицизма возникают уже вполне стилевые, порой декоративно-эффектные решения – в трактовке драпировок, почти цветочной пышности терновых венцов, в нарастании академических тенденций в трактовке обнаженного тела. Изначальные смысловые и художественные импульсы, окрашенные яркими этнокультурными особенностями, тщательно сохраняются на Русском Севере, а в прикамских землях рождают уникальные художественные и типологические варианты. Они заслуживают специального разговора, причем не в плане жизнестойкости местных, языческих традиций (о чем было уже много и достаточно избыточно написано), а в аспекте сознательного формирования новых программ, направленных на решение уже в полной мере миссионерских задач. ”15

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в отечественной историографии уделено достаточно внимания проблематике Пермской деревянной скульптуры, но в то же время источники, касающиеся современных работ, базирующихся на этом феномене либо отсутствуют, либо имеют довольно локальный характер.


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Образы деревянной скульптуры в современном искусстве Перми по направлению 035400 История искусств