• Знания людей – сокровище. Немного истории
  • Обучение и воспитание при пророке Мухаммаде и в последующий исламский период.
  • Система среднего образования в странах Магриба (Алжир, Тунис, Марокко)
  • 2009-2010 гг. в начальных
  • Система образования Марокко
  • (certificat détudes primaires or CM2)
  • (premier cycle deducation secondaire)
  • (quatrième année secondaire или brevet)
  • (Вaccalauréat)
  • [Университет и мечеть Аль-Карауин (Фес )
  • Лев Африка́нский
  • Система образования Туниса. Образовательная система Туниса
  • Базовое образование – школьное 13-летнее образование
  • Baccalaureat

  • Скачать 232.06 Kb.


    Дата15.07.2017
    Размер232.06 Kb.

    Скачать 232.06 Kb.

    Образование в арабских странах. Из глубины веков до наших дней



    Образование в арабских странах. Из глубины веков до наших дней
    Е.В.Кухарева (доцент кафедры языков стран

    Ближнего и Среднего Востока МГИМО(У) МИД России)


    Знания людей – сокровище. Немного истории

    Арабы считают, что зачатки воспитания и образования отражены в повествовании из Священного Корана о том, как Аллах велел ангелам почитать первого человека, Адама, который, естественно, первым из людей получил знание обо всём, что есть на Земле из животных, растений и так далее. «И научил Он Адама всем именам, а потом предложил их ангелам и сказал: «Сообщите мне имена этих, если вы правдивы»…Он сказал: «О Адам, сообщи им имена их!» И когда он сообщил им имена их, то Он сказал: «Разве Я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле»… «И вот сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму!» И поклонились они, кроме Иблиса…» [Коран, 2:31,33,34].

    В Коране также есть аят, в котором содержится прямой призыв к познанию. Там говорится: «И говори: Гоподи мой! Умножь моё знание» [Коран, 20:114]. Поскольку знание освящено божественной волей, арабы относились и относятся к нему с большим почтением, что отразилось в народном фольклоре, в частности, в пословицах и поговорках: «Лучше знать, чем не знать»; «От болезни невежества нет лекарства»; «Враг человека – его глупость, а друг – его разум!»; «Знания людей – сокровище»; «Истинная красота – красота ума и воспитания»; «Учись с рождения до могилы (букв.: Спрашивай знаний от колыбели до могилы)»; «Учи меня, пока я расту. Не так, – ответили ему. – Учи меня, пока я не поседею»; «У ученья и огня нет меры (палест.)»; «Учись хоть в Китае»; «Учение в детстве подобно гравировке на камне»; «Тот, у кого ученый сын, как тот, у кого рядом полноводная река». При этом арабы считают, что наука должна приносить практическую пользу, ибо: «Образование – богатство, а применение его – совершенство»; «Наука (знание) без дела, что дерево без плодов».

    Однако и в доисламский период тема знания не была чужда арабскому обществу, опиравшемуся на племенную систему, которую составляли люди, происходившие от общего предка и связанные между собой по отцовской линии. В этих условиях воспитание и образование инстинктивно строились на социальных ценностях, отношениях и правилах, определяемых традициями и обычаями племени. По образному выражению арабского литературоведа Хана аль-Фахури, в нём (воспитании) нашли своё отражение «пески пустыни и её высохшая земля, зной её небес, её животных и растения, обычаи бедуинов и их традиции, их войны и набеги, их взгляды на смелость и совершенство, честь и могущество, племенную солидарность и другие моральные ценности арабов» [Хана аль-Фахури, 16].

    Все эти качества и ценности передавались от родителей детям, воспитывались в процессе совместной деятельности и преодоления неблагоприятных условий жизни. В период Джахилии при кочевом образе жизни основной массы племён вопрос об образовательном процессе как об упорядоченной системе получения знания вряд ли мог возникнуть даже теоретически. В Аравии того периода был очень низкий уровень грамоты. В Мекке, самом большом культурном центра Хиджаза, согласно преданию, число умевших читать и писать не достигало двадцати человек, а в других центрах их число было и того меньше. Письмо учили только те, кому это было необходимо для заработка средств к существованию. [Др. Нихаль Шахин УткуАравия доисламского периода. http://www.posledniyprorok.info/].

    Знания передавались, как уже было сказано выше, от родителей детям. В раннем детстве, обычно до семи лет, дети, и мальчики, и девочки, оставались на половине матери. Она была их первым учителем. Она закладывала основы их нравственности и знания правил поведения в обществе и взаимоотношений с другими людьми. Неслучайно арабы говорят: «Дитя для матери – что глина для гончара», «Дитя – сосуд матери», «Сын весь в мать» [аль-Амед, 630]. Другими словами, ребенок, его поведение, в первую очередь, есть отражение того, как воспитала его мать, и какие знания она ему передала. Отец подключался к процессу воспитания и обучения позднее, когда наступала пора передавать сыновьям знания о своём ремесле.

    Другим фиксатором и передатчиком знаний в эпоху Джахилии являлась поэзия, отражение которой на бумаге произошло позднее. Словесное искусство арабов подобно прекрасному ожерелью, составленному из переливающихся разноцветным блеском «редкостных жемчужин речи», как говорил известный андалусский поэт, уроженец Кордовы Ибн Абд Раббихи (860-940) в своей знаменитой антологии «Чудесное ожерелье» [Жемчужное ожерелье, 230].

    Прежде всего, речь идет о таких жанрах, как «мадх» (восхваление и прославление), «риса» («плачи», траурные песни по умершим), «хиджа» (поношение врага и «богатырская похвальба»).

    В произведениях такого плана древнеарабские поэты, которые занимали почетное место в племенной иерархии, так как считались способными произносить магические заклинания («шаир» – первоначально «ведун») и даже находить воду [Жемчужное ожерелье, 6], становились «историографами» племени, защитниками его чести и достоинства в межплеменных спорах, поборниками сложившихся законов и традиционных устоев. На базарах и ярмарках крупных торговых и культурных центров Ближнего Востока и Аравийского полуострова устраивались конкурсы стихов и ораторского искусства. Произведения, получившие первое место, писали золотой водой и вешали на стену Каабы [Др. Нихаль Шахин УткуАравия доисламского периода. http://www.posledniyprorok.info/]. Слушатели не только наслаждались красотою касыд и муаллак, но и получали определённую информацию, содержащуюся в этих произведениях. В качестве источника знаний по истории племён, ратному делу, даже географии большую роль среди поэтических произведений играли «Жизнеописания» («Сиры») различных героев и известных личностей. В них без труда можно обнаружить прямое отражение жизни доисламских арабов (быта и нравов бедуинских племен, межплеменных войн), а также событий более поздней истории (арабо-мусульманских завоеваний в Азии, Африке и Европе, войн арабов с крестоносцами). Например, «Жизнеописание Антары» или «Жизнеописание Абу Зейда», известное также под названием «Повесть о подвигах племени хиляль».

    Важным источником информации, кроме поэтов, в древнем арабском обществе играли путники, которых бедуины принимали как дорогих гостей, следуя традиционным законам гостеприимства. Арабский речевой этикет и обычаи донесли до наших времён эти правила. Когда к арабу приходит человек, в гости или по делу, то их общение предваряется целым ритуалом приветствий и традиционных вопросов.

    Обычно после приветствий церемония общения переходит в плоскость обмена новостной информацией. При этом следует ритуальный вопрос: «Как дела? Как семья? Как дети, родители?» Следует заметить, что традиционно при встрече людей, особенно малознакомых, используют выражения, излучающие оптимизм, чтобы с порога не отпугнуть собеседника. Это вполне соответствует совету пророка Мухаммада: «Старайтесь давать людям только добрые вести. Не заставляйте их сторониться вас» (Шедевры арабской мудрости 2012: 251). Кроме этих, наиболее общих, вопросов могут последовать более конкретные, связанные с родом деятельности говорящих: «Как твой скот?» или «Каковы виды на урожай?» и т.д.

    Далее гостя просят поделиться другими новостями, спрашивая: «Какие у тебя вести, новости?» Как пишет исследователь обычаев и традиций ОАЭ Бен Сандал, раньше, если у человека не было вестей или он не хотел говорить при всех, то он старался уйти от ответа или мог рассказать новости шейху племени, оставив на его усмотрение доведение полученных сведений до соплеменников (Бен Сандал 2004: 76).

    Подводя промежуточный итог по изучаемой теме, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на низкий уровень грамотности, арабы заложили хороший фундамент в сферах, в которые сумели перенести свои знания и опыт. Среди «наук Джахилии» можно перечислить следующие: родословную науку, историю, перемешанную с легендами, предсказывания по положению воды и неба, здоровью животных, полёту птиц, мастерство вести след, а также зачатки астрономии, медицины, ветеринарии.

    Методикой воспитания и обучения в этот период являлись подражание старшим, наставления и указания родителей. «Учебными пособиями», например, можно считать сохранившиеся наставления Амамы бинт аль-Хариса её дочери Умм Ияас, составленные в стихотворной форме, советы Ауса бен Хариса сыну, а также пословицы и поговорки, эпические поэмы о героях и, так сказать, исторические хроники «Дни арабов».



    Обучение и воспитание при пророке Мухаммаде и в последующий исламский период.

    В момент возникновения ислама арабское традиционное общество, основанное на родоплеменных отношениях и связанное с кочевым образом жизни, переживало период разложения и перехода к классовому обществу. Арабам требовались новые идеи, которые отвечали бы велениям времени. Пророк Мухаммад предложил такую идею – новую религию ислама. При этом он понимал, что объединить вокруг себя кочевников надо на основе постановки и решения таких вопросов, которые были бы близки и понятны «свободным сынам Хиджаза» (http://www.proza.ru/2012/10/24/203Вольфганг Акунов). Неслучайно в Сунне пророка Мухаммада мы находим закрепление и освящение в рамках новой религии основных принципов существования арабов в доисламский период. В хадисах содержатся призывы придерживаться таких правил поведения, которые всегда входили в так называемый кодекс чести бедуинов – мурувву. Это – терпение, правдивость, прямота, недопустимость того, чтобы слова расходились с делами, отношение к соседям, отношение к родителям и поддержание родственных связей, уважение к старшим и обладающим знаниями, щедрость и великодушие, порицание скупости и скаредности, непреклонность в борьбе с врагами (Сады праведных, гл. 3,4,8, 24, 40, 41, 60, 61, 234). Вместе с тем, Мухаммад порицает или вовсе запрещает проявления некоторых чувств и деяний, которые были характерны для бедуинов до ислама: необузданность страстей, кичливость, любовь к украшениям и дорогим вещам, но прежде всего их упорство и упрямство в приверженности к старым верования. В Коране говорится: «Бедуины ещё сильнее в неверии и лицемерии и способнее не знать границ того, что низвёл Аллах Своему посланнику» (Коран, 9 «Покаяние»:97).

    Другими словами, сама жизнь показывала, что успех нового учения зависел от правильного и адекватного восприятия положений Корана, от усвоения заложенных в нём идей, а это невозможно без педагогической практики, опирающейся, в свою очередь, на определённую систему воспитания и обучения. При этом общей целью обучения и воспитания являлось распространение ислама среди самых широких слоев населения. Целью воспитания было формирование морально-этических норм, которым должны следовать все мусульмане и, прежде всего, воины ислама, а цель обучения заключалась в наделении приверженцев новой религии теоретическими и практическими добродетелями (знаниями, умениями, навыками), закрепленными на уровне долговременной памяти. [Вольфганг Акунов. Обучение и воспитание в исламский период. Обучение арабов при пророке Мухаммеде http://www.proza.ru/2012/10/24/203].

    В этот период и обучение, и воспитание основывались на обретении молодым человеком истинного знания, которому придавалось исключительно большое значение. Знание, особенно на этапе становления ислама, на исламском Востоке в известной степени отождествлялось с верой. «Основа религии – знание», – говорит арабская пословица. При этом вера противопоставлялась неверию, а знание – неведению (невежеству). Стремление к знанию рассматривалось, как долг каждого мусульманина. Обладание знанием, с точки зрения общественного мнения, ценилось выше, чем обладание собственностью: «Глупость (невежество) страшнее (горше) нищеты»; «(Настоящая) нищета – это отсутствие ума, а не денег». Немало хадисов, объединённых в сборниках хадисов в «Книгу знаний», посвящено этому вопросу [ан-Навави, Абу Закария Яхья бен Шараф. Сады праведных/ Перев. с араб. и ком. В. Нирша. М.: Умма, 2007. – 766 с. Сахих аль-Бухари (Краткое изложение). /Перевод Владимира Абдаллы Нирша. 1-ое издание. В 2-х т. – М.: Благотворительный фонд "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим", 2002. – Т.1 – 472с., Т.2 – 472с.]. При этом настойчиво подчеркивалась взаимосвязь между знанием и действием (делом, поведением): «Наука без практики, что туча без дождя».

    В период правления пророка  Мухаммада и первых четырёх (праведных) халифов образование в Халифате было ступенчатым: начальная школа; средняя ступень; высшая ступень; семейное (домашнее) обучение и воспитание. Со второй половины VII века существенным образом меняется картина в сфере образования и грамотности населения. Школы появляются не только в городах, но и в крупных селениях исламского мира. Там существовали частные религиозные школы начального обучения (китаб).

    В школу ходили дети торговцев и ремесленников, а также дети зажиточных крестьян, хотя и в меньшей степени. Феодальная верхушка предпочитала домашнее обучение своих отпрысков. В программе домашнего образования, наряду с Кораном, молитвами, физическим воспитанием, осваивали чтение, письмо, счет;  уделялось внимание также изучению грамматики и литературы. Значительная часть населения Халифата была грамотна (в отличие от большей части населения стран тогдашнего Христианского мира).

    Кроме того, в IХ веке в арабо-исламской культуре оформилось направление, означающее воспитание через литературу «похвального образа поведения», унаследованного от предков. Оно называлось адаб. Адиб – это литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее деятельной части общества. Культура адаба означала выработку свода светских правил, которым должны следовать люди, находящиеся на государственной службе, приближенные к власти и желающие сделать успешную карьеру, то есть судьи, учителя, чиновники и другие. Это определяло форму и содержание «адабной» литературы: сочинения на моральные темы; собрания изысканных стихов, прозаических отрывков, шуток, анекдотов, которые помогают вести легкую, непринужденную беседу. Ведь по средневековым восточным представлениям, между обучением и воспитанием существовала неразрывная взаимосвязь: «Без воспитанности знание – что огонь без дров, без знании воспитанность – как дух без тела».

    Как и в доисламский период, традиционно обучение начиналось в семье. Важным событием такого обучения была церемония «бисмаллах», когда по достижении возраста в 4 года, 4 месяца и 4 дня ребенок должен был произнести молитвенное «бисмаллах» и несколько стихов из Корана [Вольфганг Акунов. Обучение и воспитание в исламский период. Обучение арабов при пророке Мухаммеде http://www.proza.ru/2012/10/24/203 ].

    В воспитательно-образовательном процессе применялись поощрения и наказания. Например, лучший ученик проезжал верхом по улицам, а товарищи осыпали его сладостями. Однако наказания были распространены больше. Правда, в соответствии с традицией, число ударов ограничивалось тремя, а дети младше десяти лет не подвергались физическому наказанию. Кроме того, не допускалось поручение наказывать старшему ученику [http://en.coolreferat.com Джуринский А. Воспитание и школа на средневековом Востоке ].

    В раннюю эпоху (по крайней мере до XII века) школы не имели особых помещений: занятия проходили в мечетях, реже – в доме учителя или лавке. Учились шесть дней в неделю (кроме пятницы). Среди изучаемых наук были, прежде всего, религиозные дисциплины. Это – толкование Корана, интерпретация устных преданий о жизни пророка Мухаммада (хадисов), мусульманское право и теология (богословие). Кроме того, в рамках данной группы предметов преподавалась арабская филология (грамматика, стихосложение, литературоведение и риторика). Вторую группу изучаемых предметов составляли логика, математика, астрономия, медицина и другие естественнонаучные дисциплины, а также связанные с ними философские концепции, идущие, в основном, от древнегреческого Аристотеля.

    Содержание обучения, прежде всего соблюдение канонов ислама, контролировали местные духовные и светские власти. Учителю помогали старшие или лучшие ученики.

    До Х века основным методом обучения было диктование (имла), которое считалось высшей ступенью преподавания. Однако с Х века обучение стало строиться на новом виде преподавания: на чтении и запоминании текстов Корана и разъяснениях или толкованиях учителя трудных мест, чтении и комментировании другой авторитетной литературы [Султанов Ш.З., Султанов К.З. Омар Хайам/Ш.З.Султанов, К.З. Султанов. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 320 с., ил. – (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр. Вып 9(679)). – С.46-47]. Комментарии часто превращались в лекции, а иногда вызывали диспуты. Мечети для диспутов оказались не самым подходящим местом. И в XI - XII веках в сфере образования произошли заметные изменения. Появляются учебные заведения нового типа – медресе. Первая подобная школа была создана в 1055 г. в Багдаде. Медресе затем распространились по всему исламскому миру. Самой знаменитой была медресе Низамейи в Багдаде (основана в 1067 г. политическим деятелем аль-Мульком). Правда, некоторые исследователи считают, что родиной медресе был Нишапур [Султанов Ш.З., Султанов К.З. Омар Хайам/Ш.З.Султанов, К.З. Султанов. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 320 с., ил. – (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр. Вып 9(679)). – С.46].

    Медресе считались учебными заведениями высшей ступени. Они имели свой устав и статус частных учебных заведений и существовали на средства богатых дарителей. Однако иногда в некоторых городах (в Басре, Исфагани, Герате, Мерве и других городах) их финансировали и власти. Студенты обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим денежным пособием. Получали жалованье и преподаватели. Программа включала исламские науки – такие, как учения о Коране и хадисах, а также естественные науки – такие как математика, медицина, геометрия, астрономия, философия и литературное творчество, а именно - арабский язык и грамматику. Постепенно программа расширялась: изучали и комментировали труды древнегреческих, иранских и индийских авторов.
    Выпускник такого медресе был хорошо оснащен для выбора различных путей развития своей карьеры, в том числе в школах, университетах и правовом поле. [Вольфганг Акунов. Обучение и воспитание в исламский период. Обучение арабов при пророке Мухаммеде http://www.proza.ru/2012/10/24/203 ].

    С IX по XIV век в Халифате развивается не только система учебных заведений. Продолжается совершенствование образовательных программ, а также возникает педагогическая наука, в развитие которой огромный вклад внесли величайшие умы исламского мира. Среди них назовём основателя арабской философии Кинди (801—873); ученого и философа ал-Фараби (870 - 950); выдающегося мыслителя Востока, ал-Бируни (970 - 1048); названного современниками «владыкой наук», советника правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сыну (Авиценну) (980- 1037); одного из наиболее выдающихся философов Востока ал-Газали (1056/ 59 - 1111); активного поклонника Аристотеля, самобытного ученого из Андалузии ибн Рушда (Аверроэса) (1126—1198); выдающегося представителя созвездия мыслителей средневекового Востока арабского ученого Абдуррахмана ибн Халдуна (1332 - 1406).

    Идеи и практика воспитания и образования исламского мира оказали большое влияние на европейские достижения в этой сфере, нередко являясь эталоном для Запада. Через арабов в Европу проник аристотелизм, на который во многом опиралась философско-педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху средневековья.

    Возникшие на Востоке школы университетского типа в значительной мере оказались прообразами средневековых университетов Европы. Первым из таких учебных заведений был Университет и мечеть Аль-Карауин (Фес, Марокко). Это учебное заведение, основанное в 859 году, старейшее в мире постоянно действующее высшее учебное заведение. Университет Аль-Карауин на 130 лет старше университета аль-Азхар в Каире. Он входит в состав самых уважаемых образовательных и духовных центров исламского мира. В этом марокканском университете учились такие известные философы и ученые исламского мира, как Лев Африканский (ал-Хасса́н бин Муха́ммед ал-Вазза́н), Ибн Араби, Ибн Хальдун, Аль–Идриси.Европейцы отправлялись в Северную Африку и арабскую Испанию, чтобы посетить местные школы, познать мудрость Востока. Многие из них впоследствии стали учеными, политическими и религиозными деятелями.



    Система среднего образования в странах Магриба

    (Алжир, Тунис, Марокко)

    Страны Магриба среди стран третьего мира демонстрируют достаточно приличную динамику общего уровня грамотности. При этом при расчётах, опирающихся на данные переписей населения, учитываются люди в возрасте от 15 лет и старше, умеющие читать и писать. В 1995 в Алжире 62% взрослого населения страны были грамотными (74% всех мужчин и 49% всех женщин), а к 2003 году процент грамотного населения составлял уже 70% (79,6% всех мужчин и 60,1% всех женщин). До получения Марокко независимости в 1956 году образование в стране было доступно лишь 15% населения. Но после того как королевство стало независимым государством, в Марокко появился закон об обязательном для всех образовании. В период 1970–1990-х годов уровень грамотности в Марокко достиг 50%, а в 2004 году он составлял 52, 3% (мужчины: 65,7%; женщины: 39,6%). В Тунисе в 2004 году общий уровень грамотности достиг 74,3% (среди мужчин – 83,4%, среди женщин – 65,3%) [Уровень грамотности населения в странах мира

    http://www.yestravel.ru/world/rating/people/literacy/]

    До начала 2000-х годов школы в Алжире были государственными. Частные школы открылись только в последнее десятилетие. Кроме того, с 2003 года в районах компактного проживания туарегов существуют специальные программы обучения детей туарегов. В Марокко также есть как государственные образовательные учреждения, так и частные школы и курсы. Та же картина наблюдается и в Тунисе. При этом следует отметить, что все виды образования – начальное, среднее и высшее – в этой стране бесплатные. Система образования Туниса считается лучшей на африканском континенте. Об этом свидетельствуют показатели общей грамотности населения. Образование в Алжире обязательное и бесплатное для лиц до 16 лет, и большинство детей посещают школу (97 % мальчиков и 91 % девочек посещает школу в г. Алжире).

    Система образования в странах Магриба в основном похожа на европейскую (французскую): детский сад; средняя школа или гимназия; лицей или техникум; университет, институт.

    Дошкольное образование в странах Магриба не является обязательным. Там, где оно есть, детские учреждения делятся на государственные и частные, на традиционные (например, в Марокко школы «Qur'anic», в которых  дети механически заучивают наизусть священные тексты) и современные детские сады. В детских садах дети остаются от 2-х (Марокко) до 3-х (Тунис) лет.

    Школьное образование состоит из трёх ступеней: начальной школы; средней школы первой ступени; средней школы полного цикла.

    Программа начальной школы рассчитана на 5 лет (Алжир, Марокко) или 6 лет (Тунис). В начальную школу дети начинают ходить обычно с 6 лет.

    Что касается средней школы первой ступени, то продолжительность обучения в ней в Алжире и Марокко составляет 4 года, а в Тунисе – 3 года. Возраст учащихся на этом этапе 11-12 – 15-16 лет.

    Эти виды школьного образования являются базовыми и обязательными. После окончания средней школы первой ступени ученики получают диплом об окончании базового среднего образования (например, Diplôme de Fin d'Etudes de l'Enseignement de Base - Тунис).

    После окончания базового уровня и получения диплома о среднем образовании первого уровня учащиеся могут продолжить учёбу в лицеях, чтобы получить полное среднее образование, или среднее образование второй ступени, длящееся 3 года во всех странах Магриба. Возраст учащихся на этой ступени от 15-16 лет до 18 лет.
    1. Базовое образование (начальное + младшее среднее) осуществляется в т.н. базовых школах с 9-летним сроком обучения: 5 классов начального цикла и 4 класса средней школы в соответствии с новой программой. Возраст обучения: с 6 до 15-16 лет. По окончании обучения на этой ступени школьник получает диплом о среднем образовании.

    2. Полное среднее образование осуществляется в лицеях, или в среднеобразовательных школах полного цикла, или в профессионально-технических лицеях и колледжах. Срок обучения 3 года. По окончании выпускники получают диплом о полном среднем образовании (диплом бакалавра среднего образования или диплом бакалавра среднего технического образования). Возраст учащихся на этой ступени от 15-16 лет до 18 лет.

    Однако не все учащиеся переходят из базовой средней школы в средние школы полного цикла. Процент учащихся в лицеях сокращается наполовину. Диплом о полном среднем образовании (БАК) получают в настоящее время более 40% (43%). Это считается хорошим показателем, так как имеется тенденция к росту.

    В 2009-2010 гг. в начальных школах училось 3.309.212 школьников, в базовых средних школах – 3.052.953 человек, в лицеях – 1.170.645 учащихся. Общее число учащихся составило 7.960.723 человек. На тот же период данные о преподавательском составе указывают: начальная школа – 143.397 чел., базовая средняя школа – 138.578 чел., лицеи – 69.643 чел. Общее количество школ на тот период составляло: начальные – 17.730; базовые – 4.801; полные средние – 1.749.

    Школьное время разделено на две части: утренние и дневные уроки. Между ними перерыв на обед 1-2 часа. Обеды не проходят в школьных столовых, которые порой просто отсутствуют. У школьников есть два часа перерыва, чтобы сходить домой, покушать и вернуть назад в стены школы. В небольших городах, где школа находится в нескольких километрах, дети просто пережидают это время. Большинство их них берет еду с собой.

    Каждая школа окружена стеной с большими воротами, на которых нанесена надпись, в которой указано какая это школа и чье имя она носит. С началом занятий ворота закрывают, а опоздавших пускают только в присутствии родителей.
    Система образования Марокко

    До получения Марокко независимости в 1956 году образование в стране было доступно лишь 15 процентам населения. Но после того как королевство стало независимым государством, в Марокко появился закон, который сделал образование обязательным для всех.

    Помимо государственных образовательных учреждений в Марокко есть частные школы и курсы.

    Образовательный процесс в Марокко находится под контролем Высшего совета по образованию (Conseil Supréme d'Education).

    Двухлетнее дошкольное образование не является обязательным в Марокко. Учебные заведения, реализующие программы дошкольного образования, представлены традиционными школами (Qur'anic), в которых  священные тексты заучиваются наизусть механически и современными детскими садами, в основном принадлежащими частным лицам и организациям.

    Обязательное образование длится 9 лет и начинается в возрасте 6-7 лет. Основная программа состоит из 5 классов начальной школы и продолжается в младшей средней школе (классы с 6 по 9). В начальной школе ученики изучают грамматику, чтение, иностранные языки, обществознание и арифметику. В конце пятого класса (пятого года обучения) ученики сдают национальный экзамен. Тем, кто успешно сдал экзамен, выдается сертификат (certificat d'études primaires or CM2) и они могут продолжить свое образование в средней школе.



    Среднее образование в Марокко делится на два цикла. Первый цикл длится 4 года (premier cycle d'education secondaire) и определяет возможности для продолжения обучения во втором цикле длительностью 3 года (deuxième cycle secondaire). Успешно окончившие 4 класс первого цикла среднего образования (quatrième année secondaire или  brevet) могут продолжить образование в профессионально-технических школах или поступить в лицеи (lycée) для обучения по программе второго цикла среднего образования. Второй цикл обучения предполагает выбор направления обучения: гуманитарные, естественные или социальные науки, экономика или математика и другие. Учащиеся средних школ обязаны изучать в школе как минимум один иностранный язык. В частных школах ученики изучают классический арабский, французский, английский и испанский или русский. В профессионально-технических школах возможно обучение по таким направлениям как инженерия, экономика, сельское хозяйство. 12-летнее среднее образование завершается получением степени бакалавра (Вaccalauréat) или степени бакалавра профессионально-технического направления (Baccalauréat Technique).

    До 2000 года зачисление в высшие учебные заведения страны проводилось на основании общего экзамена на степень бакалавра длительностью 3-4 дня.  В настоящее время для зачисления на обучение по соответствующим программам высшего образования учебные заведения используют средние оценки по предметам за последний год обучения в старшей школе.



    [Университет и мечеть Аль-Карауин (Фес )

    Morocco / Fes-Boulemane / Fes, Fez / Фес

      высшее учебное заведение (вуз), мечеть

    Основанное в 859 году старейшее в мире постоянно действующее высшее учебное заведение. На 130 лет старше университета аль-Азхар в Каире, входит в состав образовательных и духовных центров исламского мира.

    Из стен данного университета вышло большое количество богословов, философов и ученых, которые оказали значительное влияние на развитие мировой и, конечно, мусульманской культуры. Необходимо отметить, что в 859 году на средства знаменитых купеческих семей аль-Фихри, которые переселились из Туниса, была сооружена красивейшая мечеть, которая за достаточно короткий период времени превратилась в духовный центр образования.

    Стоит отметить, что благодаря многим мусульманским султанам этот университет постоянно расширялся, при этом охватывая новейшие области знаний. Помимо богословия, в  университете изучалась медицина, музыка, грамматика, география, риторика, химия, логика, история, математика, а также астрономия. Также Университет Аль-Карауин в Средние века сыграл большую роль в развитии культурных связей мусульманского востока и христианской Европы.

    В представленном марокканском университете учились такие известные философы и ученые как, Лев Африканский, Ибн Араби, Маймонид, Ибн Хальдун, а также Аль–Идриси.

    Лев Африка́нский (лат. Joannes Leo Africanus, итал. Giovanni Leone l'Africano), до крещения — ал-Хасса́н бин Муха́ммед ал-Вазза́н (араб. الحسن بن محمد الوزان ‎‎; ок. 1488, Гранада — ок. 1554) — арабский географ и путешественник.

    Ибн Араби - исламский богослов из Испании, крупнейший представитель и теоретик суфизма.
    Статья Википедии:
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Аль-Карауин]


    Система образования Туниса.

    Образовательная система Туниса была построена по французской модели обучения, в годы французского протектората. Сейчас в Тунисе образованию придается большое значение и выделяется более 20% годового бюджета страны. По другим данным - 30-35% государственного бюджета. Что оцениваются в 7,3% ВВП в 2011 году. С 1991 базовое воспитание обязательно для всех детей. Все виды образования - начальное, среднее и высшее – бесплатные. Система образования Туниса считается лучшей на африканском континенте.

    Несмотря на то, что государственным языком признан арабский, в сфере образования, делопроизводстве и в интеллектуальной среде широко используется французский язык.



    Дошкольное образование – начинается у детей с 3-х лет в детских садах. В Тунисе существуют государственные и частные детские сады, причем последние занимают около 70 % из общего количества детских садов в стране.

    В детском саду дети остаются до 6 лет, после чего поступают в школу, чтобы получить базовое образование.



    Базовое образованиешкольное 13-летнее образование является обязательным. Все ученики изучают 4 иностранных языка – арабский, французский, английский и один иностранный по выбору (испанский, немецкий или итальянский). Базовое школьное образование делится на два этапа:

    Первый этап: с 6 лет (1 класс) до 12 лет(6 класс).

    Программа требует шести лет обучения. Учащиеся должны иметь на региональных экзаменах средние оценки выше проходных оценок, чтбы продолжить второй этап образования.



    Второй этап: с 13лет (7 класс) до 16 лет (9 класс).

    По окончании второго этапа базового образования (окончание 9 класса) школьники должны сдать один государственный экзамен по 6 дисциплинам сразу (французский язык, математика, английский язык, биология, история, география), после чего получают диплом об окончании базового школьного образования - Diplôme de Fin d'Etudes de l'Enseignement de Base.

    Однако диплом выдается лишь только тем ученикам, чей балл по результату экзамена равен 10 или больше. Они имеют права продолжить свое образование в лицее и по окончании получить диплом о среднем образовании.

    Если школьники сдали этот экзамен с неудовлетворительным результатом, они могут продолжить свое обучение в, так называемых, профессиональных центрах, где обучение может длится от 6 месяцев до 3-х лет, в зависимости от выбранной специализации. После чего студенты могут начать рабочую деятельность. Работу такихпрофесионаных центров курирует Министерство профессионального образования и работы Туниса.



    Среднее образование – школьники, которые получили диплом базового образования имеют право поступить в лицей и получить углубленное четырехлетнее образование в одной из пяти основных областей:

      • математические науки;

      • экспериментальные науки;

      • технические науки;

      • экономика;

      • гуманитарные науки (литература и языки).

    В конце четвертого года среднего образования учащиеся сдают национальный экзамен (Examen National du Baccalaureat). Сдать этот экзамен очень не легко, поэтому часть учащихся, которым это не удалось, обязаны повторить последний год обучения один раз или, в определенных случаях, дважды, чтобы успешно сдать экзамен.

    Успешное завершение программы среднего образования ведет к получению документа о прохождении Baccalaureat c указанием области полученной подготовки. Данный документ обеспечивает продолжение обучения в высших учебных заведениях.



    Среднее образование, как и базовое школьное образование, в Тунисе курируются Министерством образования Туниса.

    http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/ADAB.html
    Литература

    1. Жемчужное ожерелье: Антология арабской средневековой поэзии и прозы. Перев. С арабского / Сост., вступ. стат. и коммент. И.М.Фильштинского. – М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1996. – 420 с.

    2. аль-Амед, Хани. Иорданские народные пословицы. – Амман: Изд. Мин. Культуры, 1986. – 722 с.

    3. Аль-Фахури, Ханна. История арабской литературы. – Москва: Издательство иностранной литературы, 1959. – Т.1, 368с.; 1961. - Т.2, 483с

    4. Др. Нихаль Шахин Утку Аравия доисламского периода. http://www.posledniyprorok.info/

    5. Бен Сандал, Абид Рашид. Малаамих мин тураас аль-имараат // Абид Рашид Бен Сандал. Аль-Айн. ОАЭ: Марказ Заид ли-т-тураас ва т-таарих, 2004.

    6. Шедевры арабской мудрости. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2012. – 320 с.

    7. Вольфганг Акунов

    Обучение и воспитание в исламский период.

    Обучение арабов при пророке Мухаммеде



    http://www.proza.ru/2012/10/24/203

    1. ан-Наваи, Абу Закария Яхья бен Шараф. Сады праведных/ Перев. с араб. и ком. В. Нирша. М.: Умма, 2007. – 766 с.






    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Образование в арабских странах. Из глубины веков до наших дней

    Скачать 232.06 Kb.