• Первый год обучения
  • Содержание
  • Тема 2.
  • Второй год обучения
  • Тема 1.
  • Методическое обеспечение
  • Список литературы
  • Для обучающихся второго года

  • Скачать 301.73 Kb.


    Дата02.09.2018
    Размер301.73 Kb.
    ТипОбразовательная программа

    Скачать 301.73 Kb.

    Образовательная программа дополнительного образования «современная ботаника» адаптированная программа



    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1420

    Юго-Восточного окружного управления образования г. Москвы
    «Утверждено» Рассмотрено и одобрено

    Директор СОШ № 1420 на заседании МО

    педагогов

    ________________Николаева А.И. дополнительного

    образования

    30.08. 2013. Протокол № 1 от 28.08.13.

    Председатель МО

    _______Мартынова Е.Э.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «СОВРЕМЕННАЯ БОТАНИКА»
    адаптированная программа

    художественно-эстетической направленности

    для учащихся среднего школьного возраста.
    Составлена А.С. Беэр

    (Городской программно-методический центр дополнительного образования детей)

    Возраст обучающихся – 13-16 лет

    Срок реализации программы2 года


    Педагог дополнительного образования

    Гаджиева С.В.


    Москва


    2013

    «Современная ботаника»




    Пояснительная записка

    Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Современная ботаника», рассчитанного для учащихся 7 – 9-х классов, интересующихся жизнью растений, и желающих расширить свои знания о растительном мире и о биологии.

    Курс рассчитан на 2 года обучения – 144 учебных часа, из них 72 часов в первый год обучения и 72 - во второй. Программа ориентирована на знания, полученные в школе на уроках биологии, а также химии, географии, физики. Занятия в учебной группе являются возможностью для обучающихся расширить свои знания в области ботаники, преподавание которой практически закончилось в седьмом классе.

    В школьном курсе ботаники из-за недостатка времени теоретический материал не всегда удается проиллюстрировать практическими и лабораторными работами. Кроме того, в школьной программе практически не уделяется внимания знакомству с редкими и необычными растениями, изучению их ритма развития и наблюдениям за ними в природе. По этой причине основное значение при проведении занятий мы придаем практическим и экспериментальным работам с растениями, изучению флористического богатства Средней России в ходе экскурсий на природу. Это позволяет делать занятия увлекательными и прививает навыки работы с растениями, развивает наблюдательность.

    Актуальность программы состоит еще и в том, что многие разделы ботаники в школе освещаются поверхностно. Многие фундаментальные основы этой обширной области знаний трудно адекватно объяснить на уровне знаний 7 класса. Восприятие их становится возможным при углублении и изучении новых дисциплин в ходе образовательной программы последующих школьных курсов биологии. В первую очередь это касается молекулярной биологии, физиологии, биохимии и генетики растений, а также других областей ботаники. Этот недостаток и призвана исправить данная программа. Главным ее отличием от других программ подобного профиля является ориентированность на практические занятия, а также использование новых методов демонстрации материала. Так, в процессе занятий активно используются возможности компьютерной техники, регулярно демонстрируются научно-популярные фильмы.

    Использование в процессе занятий учебных коллекций кафедры Морфологии и систематики высших растений и Гербария Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ), работа с растениями в Ботаническом саде МГУ на Воробьевых горах и в его филиале «Аптекарский огород» позволяет более плодотворно и познавательно проводить занятия с обучающимися. При внедрении данного предмета в познавательный процесс применяются исследовательский, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный и др. методы.

    На занятиях по программе «Современная ботаника» организованы как теоретическое изучение особенностей строения растений и их систематики, так и многочисленные практические занятия, наглядно иллюстрирующие изучаемый материал. В перечень основных теоретических тем входят морфология вегетативных и репродуктивных органов, знакомство с основными группами высших растений, основы палеоботаники и географии растений, а также основы цитологии, физиологии и генетики растений. Большое внимание уделяется также экологии растений и связи их с представителями животного мира.

    Практические работы представляют собой исследование конкретных объектов, иллюстрирующих изучаемый теоретический раздел. В ходе большинства практических работ обучающиеся сами готовят материал для изучения: приготавливают препараты различных частей растений, изучают их с использованием микроскопа, препарируют с использованием бинокуляра цветки, части побегов и др. структуры, ставят различные эксперименты и т. п. Программа также предусматривает проведение экскурсий в оранжереи и открытый грунт Ботанических садов Москвы, в различные музеи.

    Изучение флоры Средней России, а также фенологические наблюдения проводятся на протяжении всего курса, в ходе периодически проводимых однодневных выездов в Подмосковье. Кроме непосредственно полевых наблюдений, также проводится определение собранных на экскурсиях растений в камеральных условиях, составление определительных ключей и выполнение других заданий.

    Важная часть курса – многодневные экспедиции в различные регионы Средней России, в ходе которых углубляются знания, полученные в течение учебного года, выполняются различные учебно-научные задачи и исследовательские работы. Экспедиции проводятся во время школьных каникул. В ходе таких поездок обучающимся прививаются навыки походной жизни, умение ориентироваться на местности и т.п.

    Занятия открывают широкие возможности для всестороннего биологического и экологического образования детей. Изучение теоретических вопросов в тесной связи с практическими знаниями и навыками в экологии растений формируют бережное и ответственное отношение к природе. По этим признакам программа является инновационной.

    Для организации творческого процесса в программе предусмотрена система проблемных вопросов, творческих заданий и т. п. При наличии коллекций, гербарных материалов, а также в условиях регулярных выездов открываются широкие возможности для исследовательской работы.

    Значительная часть занятий проводится в форме коллективной работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят. При необходимости проводятся индивидуальные занятия. Это имеет большое значение при подготовке к экологическим, биологическим и другим конференциям и олимпиадам, а также для совершенствования знаний и, в конечном итоге, в выборе профессии. Обучающимися ведется поддержка Интернет-сайта, посвященного деятельности учебной группы, на страницах которого помещают реферативные материалы, результаты собственных исследований. По материалам проведенных занятий создается электронная иллюстрированная ботаническая энциклопедия. Обучающиеся также публикуют на сайте свои исследовательские работы. Все работы по созданию новых Интернет-страниц и подготовка иллюстраций ведется ими самостоятельно, вне учебных часов обучения по программе. Таким образом, помимо научных знаний, ребята осваивают азы программирования и web-дизайна.

    Состав группы обучающихся: в первый год обучения – 12 человек, во второй – 10 человек.

    Занятия проводятся длительно, по 2 часа, так как за меньшее время школьники не успевают выполнить практическое задание, а за большее – утомляются, плохо воспринимают материал. В то же время занятия, целиком состоящие из теоретического материала – 2-х часовые.

    Цель программы - вооружение обучающихся знаниями о природе и бережном к ней отношении, умениями и навыками, необходимыми для экологически правильного поведения.

    Задачами программы являются:

    Образовательные:

    - осуществление практического изучения морфологии, систематики, экологии и биоразнообразия различных групп высших растений;

    - расширение биологических знаний и знаний о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;

    - знакомство с основами цитологии, физиологии, биохимии и генетики растений; палеоботаникой и географией растений;

    - знакомство с методами исследования, обучение умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;

    - овладение техникой эксперимента и способностью формулировать проблему исследования с использованием разнообразных форм организации работы;

    - ознакомление с принципами охраны природы.

    Развивающие:

    - развитие умения готовить препараты, ставить эксперименты с растениями, вести наблюдения за ними в природе, правильно собирать их и изготавливать гербарий, определять растения с использованием определителей;

    - развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;

    - поддержка интереса к изучению объектов и явлений природы и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

    - развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания;

    - создание необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого обучающегося своей жизненной позиции.



    Воспитательные:

    - практическое участие школьников в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению флоры и фауны своего региона и других территорий России;

    - формирование навыков бережного отношения к природе;

    - развитие эмоционально-положительного отношения к природе;

    - овладение обучающимися правилами поведения на природе;

    - развитие чувства коллективизма и создание комфортного микроклимата в общении друг с другом.

    Ожидаемые результаты

    После первого года обучения обучающиеся будут знать:

    - особенности строения и функционирования растительной клетки;

    - ткани растений их функции;

    - побег, корень: их строение, функционирование, видоизменения в связи с адаптацией к конкретным условиям;

    - цветок, соцветие, плод: их организация, строение, разнообразие;

    - экологические факторы и экологические группы растений;

    - основные представители нашей флоры, а также растения коллекций ботанических садов Москвы;

    - основные типы растительных сообществ Средней России.

    Будут уметь:

    - работать с микроскопом, правильно настраивать освещение;

    - готовить препараты различных органов растений для микроскопии;

    - устанавливать функциональный смысл морфологических адаптаций растений;

    - описывать условия произрастания растений по внешним признакам;

    - определять основных представителей флоры Средней России с помощью определителей, в том числе и в не цветущем состоянии;

    - определять тип различных природных сообществ в Подмосковье.



    После второго года обучающиеся будут знать:

    - основные группы ископаемых растений;

    - геологическую историю Земли и происхождение растений;

    - основные группы высших растений;

    - циклы развития растений разных отделов;

    - географию растений;

    - характеристики основных семейств цветковых растений.

    Будут уметь:



    - определять растения флоры Средней России с помощью определителей;

    - определять до семейства растения мировой флоры;

    - правильно собирать растения в природе и закладывать их в гербарий;

    - грамотно обосновывать необходимость бережного отношения к природе, охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия;

    - грамотно излагать свои мысли, готовить устные и письменные сообщения.


    Механизм оценки получаемых результатов

    Входной контроль осуществляется в начале первого и второго года обучения в виде собеседования, текущий контроль осуществляется в ходе беседы и практических работ на занятиях. Итоговый контроль проводится по результатам прохождения курса первого и второго годов обучения в виде собеседований, тестов, практических работ.



    Оценка знаний обучающихся проводится в процессе собеседований. При этом учитывается правильность изложения материала, полнота раскрытия темы, умение применять полученные знания в работе с приборами, в повседневной жизни. В процессе эвристической беседы выявляется как знание предыдущего материала, так и создаются условия для активации абстрактного мышления. На практических занятиях проверяются умения и навыки работы с объектами, приготовления препаратов. В ходе определения растений определяется уровень владения теоретической частью. Особая роль в оценке результатов отводится работе в экспедициях, где на практике проверяются знания, полученные на занятиях.



    Учебный план
    Первый год обучения




    Разделы

    Теория

    Практика

    Всего часов

    Введение.

    2

    2

    4

    1. Изучение клетки растений.

    2

    4

    6

    1. Морфология и анатомия вегетативных органов растений.

    6

    20

    26

    1. Основы физиологии растений.

    7

    4

    11

    1. Экология растений.

    2

    1

    3

    1. Морфология репродуктивных органов растений. Цветок и плод.

    4

    10

    14

    1. Изучение флоры Средней России.

    2

    6

    8

    Итого:

    25

    41

    72


    Второй год обучения


    Разделы

    Теория

    Практика

    Всего часов

    Введение.

    2

    --

    2

    1. История Земли. Основы палеонтологии.

    9

    --

    9

    1. Изучение основных групп растений.

    17

    20

    37

    1. Ботаническая география, флористические области земного шара и разнообразие покрытосеменных.

    10

    10

    20

    1. Изучение флоры Средней России и наблюдения за растениями.

    2

    2

    4

    Итого:

    41

    31

    72



    Содержание


    Первый год обучения
    Введение.
    Знакомство. Правила техники безопасности.

    Обсуждение программы, плана работы учебной группы, решение организационных вопросов. Ботаника как наука. Растение как организм. Отличие растений от животных. Примеры.


    Раздел 1. Изучение клетки растений.
    Знание особенностей растительной клетки позволяет глубже понять внутреннюю организацию различных органов растения. В ходе этого раздела отрабатываются навыки работы с микроскопом.

    Тема 1. Микроскоп. Его устройство, принцип работы, возможности светового микроскопа, электронный микроскоп. 2 ч.

    Тема 2. Клетка, основные компоненты: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, митохондрии. 4 ч.

    Тема 3. Основные особенности растительной клетки. Пластиды, вакуоль, клеточная стенка. 6 ч.

    Экскурсия в Межфакультетскую лабораторию электронной микроскопии МГУ. 4 ч.


    Раздел 2. Морфология и анатомия вегетативных органов растений.
    Раздел знакомит как с закономерностями внешнего, так и внутреннего строения растений. Раздел необходим в начале курса, т.к. на этом этапе закладывается базовая система знаний и понятий, необходимых при изучении всех остальных разделов ботаники.
    Тема 1. Лист.

    Характерные особенности листьев. Различные типы листьев. Происхождение листа. 2 ч.

    Лист как орган фотосинтеза. Изучение внутреннего строения листьев на поперечных срезах . 4 ч.

    Лист как орган транспирации. Изучение листа на поперечных срезах. Изучение устьичного аппарата на препаратах эпидермы листа. 2 ч.

    Старение листа, явление листопада и его биологический смысл. 2 ч.
    Практическое занятие:

    экскурсия на Воробьевы горы: сбор листьев и стеблей основных видов нашей флоры. 4 ч.



    Тема 2. Стебель.

    Стебель. Его происхождение, характерные особенности. 2 ч.

    Три анатомо-топографических зоны стебля, методика приготовления срезов и их окраски. (Материал собирается обучающимися во время экскурсии). 4 ч.

    Стебель как орган проведения веществ. Ксилема и флоэма. Изучение ксилемы на поперечных и продольных срезах. Проводящие и механические элементы, восходящий транспорт. 6 ч.

    Изучение флоэмы. Транспорт сахаров. 4 ч.

    Стебель как опора. Изучение механических тканей стебля и их топографии. 2 ч.

    Стебли травянистых и древесных растений. Деятельность камбия. 2 ч.

    Тема 3. Образовательные ткани.

    Типы меристем, их строение. 2 ч.

    Изучение апекса побега.

    Практическое занятие: экскурсия в лабораторию биологии развития растений. 4 ч.

    Тема 4. Понятие о побеге.

    Определение, строение, разные типы побегов. Экскурсия на Воробьевы горы. Практическое занятие: разные типы побегов и корней. 4 ч.

    Почка – зачаточный, не развернувшийся побег; его строение. Различные типы почек. 2 ч.

    Тема 5. Корень.

    Характерные особенности корней. Происхождение корня. Эксперимент по проращиванию семян различных видов растений. 2 ч.

    Зоны корня, корневой чехлик. Корень как орган всасывания. 4 ч.

    Корень в зоне проведения. Механические свойства корня. Изучение распределения механических тканей в корне на поперечных срезах. (Материал собирается во время экскурсии). 2 ч.



    Тема 6. Метаморфозы вегетативных органов высших растений. Морфологические и анатомические преобразования. 4 ч.

    Метаморфозы вегетативных органов растений. Практическое занятие: экскурсия в оранжереи ботанического сада «Аптекарский огород». 4 ч.
    Раздел 3. Основы физиологии растений.
    Раздел необходим для объяснения функционального смысла различных морфологических преобразований и видоизменений органов растения, объяснения закономерностей его роста и развития.
    Тема 1. Пигменты листа. 4 ч.

    Тема 2. Фотосинез. Световая и темновая стадии фотосинтеза. 8 ч.

    Тема 3. Приспособления к ксероморфным условиям. С4 и CAM фотосинтез, отражение в морфологии листа. 6 ч.

    Тема 4. Регуляция роста и развития растений, гормоны растений. 4 ч.

    Практическое занятие: экскурсия в лабораторию биологии развития растений. 4 ч.
    Раздел 4. Экология растений.
    Раздел позволяет связать преобразования вегетативных органов с особенностями экологии видов растений, т.е. выявить основные причины морфологических преобразований. Кажущаяся краткость этого раздела объясняется тем, что основной материал по экологии растений дается в ходе многочисленных экскурсий в природе, и нет нужды останавливаться на этом отдельно.
    Тема 1. Экологические абиотические и биотические факторы, влияющие на растение. 2 ч.

    Тема 2.Экологические группы растений по отношению к различным экологическим факторам. 2 ч.

    Практическое занятие: экскурсия в оранжереи ботанического сада «Аптекарский огород». Тема: «Преобразование вегетативных органов растения как результат приспособления к конкретным экологическим условиям». 4 ч.
    Раздел 5. Морфология репродуктивных органов. Цветок и плод.
    В данном разделе даются только основные понятия. Разнообразие репродуктивных органов растений детально рассматривается в ходе изучения конкретных групп растений в курсах второго учебного года.
    Тема 1. Определение цветка, его неотъемлемые части. 2 ч.

    Тема 2. Формула и диаграмма цветка. Особенности организации околоцветника. Строение фертильных частей цветка. 4 ч.

    Тема 3. Опыление и оплодотворение. Различные типы опыления. 2 ч.

    Тема 4. Соцветие. Строение различных его типов. 4 ч.

    Практическое занятие: экскурсия в оранжереи ботанического сада «Аптекарский огород». Тема: «Соцветия различных семейств растений». 4 ч.

    Тема 5. Плод – зрелый цветок. Строение и разнообразие плодов. Эволюция плодов. 2 ч.

    Тема 6. Распространение плодов и семян. 4 ч.
    Раздел 6. Изучение флоры Средней России.
    Ознакомление с видовым разнообразием и определение растений по определителям позволяет лучше узнать особенности строения, а часто и биологию растений, и на практике применить знания, полученные при изучении других разделов.

    Тема 1. Введение. Номенклатура растений. 2 ч.

    Тема 2. Изучение осенней флоры.


    Практическое занятия: экскурсии на Воробьевы горы: знакомство с основными видами, изучение антропогенного влияния на растительный покров. 4 ч.

    Выезд в Подмосковье: сбор и определение основных видов растений. 8 ч.

    Камеральная обработка собранного материала, обсуждение результатов выезда. 2 ч.

    Тема 3. Изучение зимне-зеленых растений.

    Практическое занятие: выезд в Подмосковье, изучение растений, зимующих под снегом, их определение. 8 ч.

    Камеральная обработка собранного материала, обсуждение результатов выезда. 2 ч.



    Тема 4. Определение древесных растений в безлистном состоянии.

    Практическое занятие: экскурсии на Воробьевы горы. Знакомство с основными видами деревьев и кустарников, изучение особенностей их однолетних стеблей, почек, старых стволов, формы кроны. 4 ч.

    Выезды в Подмосковье: знакомство с основными и кустарниковыми видами Подмосковья, изучение особенностей их однолетних стеблей, почек, старых стволов, формы кроны. 16 ч.

    Камеральная обработка собранного материала, обсуждение результатов выезда. 2 ч.

    Тема 5. Изучение эфемероидов.

    Практическое занятие: экскурсии в Ботанический сад МГУ: определение основных видов, изучение их биологии. 2 ч.

    Выезд в Подмосковье: определение основных видов. 8 ч.

    Камеральная обработка собранного материала, обсуждение результатов выезда. 2 ч.

    Тема 6. Изучение весенней флоры.

    Практическое занятие: выезд в степную зону Средней России. 24 ч.

    Камеральная обработка собранного материала, обсуждение результатов выездов. 2 ч.

    Летняя практика – 2 недели.

    Второй год обучения



    Введение. Повторение правил техники безопасности, планы на учебный год. 2 ч.
    Раздел 1. История Земли. Основы палеонтологии.

    Раздел необходим для лучшего восприятия материала о вымерших группах растений, а также для более глубокого понимания особенностей распределения современных растений на нашей планете. Он также знакомит с исторической геологией.
    Тема 1. Понятие об исторической геологии. Геоморфологическая и геохронологическая шкала. История взглядов о происхождении Земли. 2 ч.

    Тема 2. Докембрийский этап развития Земли. Зарождение жизни. 4 ч.

    Тема 3. Ранний фанерозой. Изменение атмосферы, появление современных групп живых организмов. Палеозой, основные подразделения. Трансформация суши. Выход животных и растений на сушу. Основные формы сохранности растительных объектов. 4 ч.

    Практическое занятие: экскурсия в музей землеведения МГУ. Тема: «Историческое прошлое Земли». 4 ч.

    Тема 4. Мезозой. Основные подразделения. Трансформация суши. Климат. Дальнейшее развитие биоты. 4 ч.

    Практическое занятие: экскурсия в музей землеведения МГУ. Тема: «Зарождение жизни на Земле». 4 ч.

    Тема 5. Кайнозой. Основные подразделения. Трансформация суши. Климат. Дальнейшее развитие биоты. 4 ч.

    Практическое занятие: экскурсия в музей Землеведения МГУ. Тема: «Развитие различных групп растений в разные геологические периоды». 4 ч.

    Выезд на известняковый карьер в Подмосковье. 8 ч.


    Раздел 2. Изучение основных групп
    растений.
    Рассматривается характеристика основных групп как высших, так и низших растений, их циклы развития, изучаются конкретные представители. Большинство групп растений, кроме покрытосеменных, рассматривается достаточно подробно.
    Тема 1. Прокариотические организмы.

    Строение, особенности организации. Способы размножения. Многообразие. Автотрофы, хемотрофы. 4 ч.



    Тема 2. Эукариотические организмы.

    Происхождение, теория симбиотического происхождения эукариотической клетки. Деление эукариотической клетки, митоз. Способы размножения эукариот. Половой процесс, мейоз. 4 ч.



    Тема 3. Водоросли – низшие растения.

    Отделы низших растений. Особенности организации. 4 ч.



    Тема 4. Грибы – самостоятельное царство живых организмов. 4 ч.

    Тема 5. Лишайники.

    Особенности организации, многообразие. Современные взгляды на происхождение группы. 4 ч.

    Тема 6. Высшие растения. Особенности организации, отличия от низших растений. Особенности жизненного цикла, чередование поколений. 2 ч.

    Тема 7. Древнейшие ископаемые высшие растения.

    Риниофиты. Морфологическая характеристика. 2 ч.



    Тема 8. Отделы высших растений с преобладанием в жизненном цикле гаметофита – мохообразные: печеночники, антоцеротовые и мхи.

    Общая характеристика.

    Отдел печеночники. Отдел антоцеротовые. Особенности организации и цикла развития. Многообразие, роль в различных растительных сообществах. 4 ч.

    Отдел мхи. Особенности организации. Многообразие, деление на классы. Основные группы мохообразных. 4 ч.

    Происхождение мохообразных. Роль в истории Земли. 2 ч.

    Тема 9. Отделы высших растений с преобладанием в жизненном цикле спорофита.

    Общие особенности, характеристика жизненного цикла. 2 ч.



    Тема 10. Споровые растения.

    Отдел «Плаунообразные». Общая характеристика, особенности цикла развития. Происхождение и ископаемые формы, современные представители. Роль древних плауновидных в истории Земли. 4 ч.



    Практическое занятие: экскурсия в Геологический институт РАН. Тема: «Плаунообразные». 4 ч.

    Тема 11. Споровые растения.

    Отдел «Папоротникообразные». Общая характеристика группы. Особенности жизненного цикла. Современные представители, ископаемые формы. 4 ч.



    Практическое занятие: экскурсия в оранжереи Филиала ботанического сада МГУ. Тема: «Папоротникообразные». 4 ч.

    Тема 12. Отдел голосеменные.

    Общая характеристика, особенности жизненного цикла. Современные представители, ископаемые формы. Происхождение голосеменных, праголосеменные и семенные папоротники. Оболочкосеменные как возможные предки цветковых растений. 12 ч.



    Практическое занятие: экскурсия в ботанический сад «Аптекарский огород». Тема: «Голосеменные». 4 ч.

    Экскурсия в музей землеведения МГУ. Тема: «Происхождение голосеменных». 4 ч.

    Экскурсия в Геологический институт РАН. Тема: «Предки цветковых растений». 4 ч.

    Тема 13. Отдел покрытосеменные или цветковые растения.

    Общая характеристика, особенности жизненного цикла. «Отвратительная тайна» или вопрос о происхождении покрытосеменных. Многообразие покрытосеменных растений. Деление на классы. 2 ч.



    Тема 14. Класс двудольные.

    Общая характеристика, особенности морфологии. Основные группы. 2 ч.



    Тема 15. Класс однодольные.

    Общая характеристика. Морфологические особенности, происхождение. Основные группы. 2 ч.

    Раздел 3. Ботаническая география, флористические области Земного шара и разнообразие покрытосеменных.
    Раздел посвящен детальному изучению разнообразия покрытосеменных растений и особенностям их географии. Повествование о разнообразии цветковых ведется в контексте изучения природных зон Земного шара.

    Тема 1. Климат Земли. Основные характеристики климата. 2 ч.

    Тема 2. Экваториальные области.

    Влажные тропические леса. Летнезеленые тропические леса, саванны, тропические пустыни. Палеотропическое и неотропическое царства. Общая характеристика и отличия между этими двумя царствами, деление на подцарства и области. Семейства орхидные, ароидные, пальмовые, диптерокарповые, цезальпиниевые, мимозовые, молочайные, кактусовые и др. 16 ч.



    Тема 3. Бореальное царство.

    Общая характеристика, география, деление на подцарства, области, и их характеристика. Изучение основных семейств цветковых, представленных в этом флористическом царстве. 12 ч.

    Тема 4. Капское царство.

    Общая характеристика, география. Изучение основных семейств цветковых и характерных представителей, представленных в этом флористическом царстве. 4 ч.



    Тема 5. Австралийское царство.

    Общая характеристика, география, деление на области и их характеристика. Изучение основных семейств цветковых, представленных в этом флористическом царстве. 8 ч.



    Тема 6. Голантарктическое царство. Общая характеристика, география, деление на области и их характеристика. Изучение основных семейств цветковых, представленных в этом флористическом царстве. 4 ч.
    Раздел 4. Изучение флоры Средней России и наблюдения за растениями.
    Этот раздел является продолжением изучения флоры Средней России, начатого в первый год обучения. Принцип проведения занятий тот же самый. В ходе выездов обучающиеся знакомятся с основными семействами нашей флоры на конкретных представителях. Дается характеристика семейств.

    Тема 1. Изучение осенней флоры


    Практическое занятие: выезд в Подмосковье: сбор и определение основных видов растений. Семейство сложноцветные и др. 8 ч.

    Камеральная обработка собранного материала, обсуждение результата выезда. 2 ч.



    Тема 2. Наблюдения за растениями зимой.

    Практическое занятие: выезд в Подмосковье: изучение зимне-зеленых растений, а также древесных растений в безлистном состоянии, составление определителя растений по почкам. 8 ч.

    Камеральная обработка собранного материала, обсуждение результата выезда. 2 ч.

    Тема 3. Изучение весенней флоры.

    Практическое занятие: выезд в Подмосковье: изучение основных семейств, представленных в нашей флоре. Семейства: первоцветные, бурачниковые и др. 8 ч.

    Камеральная обработка собранного материала, обсуждение результата выезда. 2 ч.

    Тема 4. Летняя экспедиция. 2 недели.

    Методическое обеспечение

    На протяжении учебного года предусмотрено участие обучающихся в городских мероприятиях: «День Земли», «День города», «Экологический лабиринт», конференции экспедиционных отрядов по результатам учебных экспедиций и др.

    Во время школьных каникул проводятся выезды в различные районы европейской части России. В пределах Московской области - это Звенигородская биостанция МГУ, Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник и др. В Липецкой области – заповедник «Галичья гора». Помимо этого планируются поездки на север европейской части России.
    Принцип планирования

    практических работ


    Программа «Современная ботаника» включает в себя разнообразные практические работы. Практика необходима обучающимся как для формирования умений и навыков работы с растениями, так и для лучшего усвоения теоретического материала. Задания разного уровня сложности разработаны по всем разделам курса. Практические работы ориентированы также на развитие памяти, воображения и абстрактного мышления.

    Задания на определение растений позволяют лучше запомнить растения, их названия, отличительные признаки, а также углубляют знания по морфологии растений и учат наблюдательности. Кроме того, проводятся описания природных комплексов, составление геоботанических описаний различных фитоценозов.

    Часть практических занятий проходит под контролем старших школьников, ранее изучивших эти темы. Ребята сами продумывают задания для младших членов группы, объясняют им технику приготовления препаратов, основы работы с оптикой, методику изготовления гербария. Для старших учащихся предлагаются задания повышенной сложности, ориентированные на развитие абстрактного мышления. Ребята самостоятельно и под руководством преподавателя изготавливают наглядные пособия, препараты и оформляют стенды по результатам учебных экспедиций, подготавливают сообщения на конференции экспедиционных отрядов.

    В ходе проведения выездных занятий на природе планируется проведение исследовательских работ, связанных с наблюдениями за растениями в природе.


    Условия реализации программы
    Занятия проводятся на кафедре Морфологии и систематики высших растений Биологического факультета МГУ. Хорошая техническая оснащенность (микроскопы, бинокуляры, а также дополнительные приспособления, позволяющие разными методами исследовать внутреннее устройство объектов) позволяет качественно и увлекательно на конкретных примерах изучать строение растений. Вблизи здания Биологического факультета располагается Ботанический сад МГУ, регулярно посещая который учащиеся знакомятся с его обширными коллекциями и представителями флор разнообразных регионов Земного шара. Близость парковой зоны «Воробьевы горы» облегчает регулярное наблюдение за основными представителями нашей флоры. Проведение занятий на базе Биологического факультета облегчит доступ обучающимся в оранжереи Ботанического сада «Аптекарский огород».

    На кафедре имеются обширные учебные коллекции плодов и семян, препаратов по анатомии растений, пыльцы, а также вся необходимая база для постановки и проведения различных экспериментов, связанных с выявлением тех или иных структур в живом материале. Помимо этого есть возможность изучать представителей различных флор на гербарном материале из обширнейшей коллекции Гербария Московского университета (MW).

    Проведение занятий в стенах Биологического факультета МГУ приобщает обучающихся к научной атмосфере и облегчает знакомство с последними достижениями в области биологии.

    Требования по технике безопасности при проведении занятий, практических работ и выездных мероприятий

    При проведении теоретических занятий соблюдается режим труда и отдыха (См.: Сборник нормативных документов по охране труда. – М., 2000).

    При проведении практических работ с растениями обучающиеся пользуются разрешенным оборудованием и хим. реактивами, как-то: скальпелями, препарировальными иглами и пинцетами, также, при необходимости, водными растворами кислот (с соответствующими предосторожностями) для приготовления анатомических препаратов согласно требованиям по технике безопасности и инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ и практических работ по биологии (См.: Сборник…, - М., 2000, С. 29-31). Перед выполнением практических работ проводится инструктаж о порядке выполнения работы и технике безопасности. Обучающиеся, нарушающие установленные правила, привлекаются к ответственности, и со всеми участниками занятия проводится внеплановый инструктаж по охране труда.



    Выездные мероприятия, экскурсии в ботанические сады и музеи г. Москвы осуществляются в соответствие с требованиями, предъявляемыми при проведении экскурсий по биологии на основании «Инструкции по охране труда при проведении экскурсий по биологии» (Сборник нормативных документов. – М.: МГСЮН, 2000. С.31-33).

    Список литературы




    Для обучающихся первого года

    1. Бобров Е. Г. Линней. Его жизнь и труды. – Л.: Изд-во АН СССР, 1957.

    2. Ботаника: Морфология и анатомия растений: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. / А.Е. Васильев, Н.С. Воронин, А.Г. Еленевский и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988.


    3. Лотова Л.И. Морфология и анатомия растений. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

    4. Маевский П.Ф. Определитель сосудистых растений средней полосы Европейской части СССР. – М.-Л., 1964.

    5. Новиков В.С., Губанов И.А. Дикорастущие растения. Популярный атлас-определитель. – М.: Дрофа, 2002.

    6. Определитель сосудистых растений центра европейской России. /И.А. Губанов, К.В. Киселева, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров. - 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: Аргус, 1995.

    7. Рейвн П., Эверт Р., Айхорн С. Современная ботаника: в 2-х т. Т 1. Пер. с англ. – М.: Мир, 1990; Т. 2. Пер. с англ. – М.: Мир, 1990.

    8. Сборник нормативных документов по охране труда для учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля. Требования безопасности и правовая ответственность (автор-составитель – Орешкина Н.Я.). – М.: МГСЮН, 2000.



    Для обучающихся второго года

    1. Ботаника: Морфология и анатомия растений: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. / А.Е. Васильев, Н С. Воронин, А.Г. Еленевский и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988.


    2. Еськов К. Ю. История Земли и жизни на ней: Учебное пособие для старших классов. – М.: МИРОС-МАИК «Наука /Интерпеиодика», 2000.

    3. Жизнь растений. В 6-ти т. / Гл. ред. Ал. А. Федоров и А.Л. Тахтаджян. Т.4. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные растения. / Под ред. И.В. Грушвицкого и С.Г. Жилина. – М.: Просвещение, 1978; Т 5. Ч.1. Цветковые растения. / Под ред. А.Л. Тахтаджяна. – М.: Просвещение, 1980; Т. 5. Ч. 2. Цветковые растения. / Под ред. А.Л. Тахтаджяна. – М.: Просвещение, 1981; Т. 6. Цветковые растения. / Под ред. А.Л. Тахтаджяна. – М.: Просвещение, 1982.

    4. Краснов А.Н. Под тропиками Азии. – М.: Географгиз, 1956.

    5. Растительный мир Земли: В 2-х томах / Под ред. Ф. Футарека. Перевод с нем. и пред. А.Н. Сладкова. – М.: Мир, 1982.

    6. Рейвн П., Эверт Р., Айхорн С. Современная ботаника: в 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. – М.: Мир, 1990.

    7. Сборник нормативных документов по охране труда для учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля. Требования безопасности и правовая ответственность (автор-составитель – Орешкина Н.Я.). – М., МГСЮН, 2000.

    8. Тахтаджян А.Л. Флористические области Земли. – Л.: Наука, 1978.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Образовательная программа дополнительного образования «современная ботаника» адаптированная программа

    Скачать 301.73 Kb.