• Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 7 лет
  • Санкт-Петербург 2015 год Содержание
  • Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка
  • 1.2. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы
  • В итоге логопедической работы речь воспитанников подготовительной группы
  • Содержательный раздел 2.1. Содержание коррекционно-образовательной работы
  • Характеристика содержания коррекционно-развивающей работы.
  • Структура коррекционно-развивающей работы для детей с ТНР.
  • 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г.
  • ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
  • Старшая группа Примерное тематическое планирование работы
  • Лексические темы на 2015 – 2016 учебный год № Нед. Месяц



  • страница1/10
    Дата22.01.2019
    Размер2.53 Mb.
    ТипРешение

    Образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности доо для детей с тяжёлыми нарушениями речи с до лет


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    «УТВЕРЖДЕНО» «ПРИНЯТО»

    Приказ решением педагогического совета

    от 28.08. 2014г № 35/12 детского сада

    28.08.2014 № 1



    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 7 лет

    Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 комбинированного вида

    Кировского района Санкт-Петербурга

    Составители:

    Солодкая Ю.Ю., учитель-логопед

    Тарасова Н.В. учитель-логопед

    Корохова И.В., учитель-логопед

    Санкт-Петербург

    2015 год


    Содержание

    1. Целевой раздел

      1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………...2

      2. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы………………………………………………………………………………………….…6



    1. Содержательный раздел

    2.1. Содержание коррекционно-образовательной работы…………………………………………………8

    2.2. Программное содержание коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

    Примерное тематическое планирование работы……………………………………...10

    Культурно-досуговая деятельность……………………………………………………13

    Примерный перечень развлечений и праздников……………………………………..13

    Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности, учебно-

    дидактический материал ……………………………………………………………….14

    Ожидаемые результаты освоения программы………………………………………...47

    2.3 Программное содержание коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительного к школе возраста

    Примерное тематическое планирование работы………………………………………52

    Культурно-досуговая деятельность…………………………………………………….53

    Примерный перечень развлечений и праздников……………………………………...53

    Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности, учебно-

    дидактический материал ………………………………………………………………..54

    Ожидаемые результаты освоения программы…………………………………………76


    1. Организационный раздел

      1. Организация работы логопеда…………………………………………………………………………84

      2. Особенности организации развивающей предметно –пространственной среды…………………..85

      3. Особенности взаимодействия логопеда с родителями (законными представителями)…………...86

      4. Взаимодействие логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса……………..89

      5. Материально-технические обеспечения Программы…………........................................................102

    Целевой раздел

    1.1.Пояснительная записка

    Под общим недоразвитием речи (ОНР) принято принимать системное нарушение речи. Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей. Дальнейшее изучение выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило определить сначала три уровня речевого развития, а в дальнейшем описать и выделить категорию детей с четвертым уровнем речевого развития (Т.Б.Филичева).

    Основной контингент дошкольников 6-го года жизни, направляемых в группы с ОНР, имеет второй-четвертый уровень речевого развития.

    Второй уровень речевого развития характеризуется первичными сведениями общеупотребительной речи. Дети умеют пользоваться простой фразой, умеют дифференцировать названия предметов, действий, отдельных признаков. Дети умеют отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, хорошо знакомых событиях. Однако, дети пользуются предложениями, состоящими из 2-3 слов, словарный запас ниже возрастной нормы, дети не владеют обобщающими понятиями, не владеют навыками словообразования, допускают грубые грамматические ошибки. Много ошибок возникает при использовании предложно-падежных конструкций. У таких дошкольников грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава.

    Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Фонетически недоразвитие у детей этой группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Наблюдаются нарушения в звукослоговой структуре слова. Словарь у таких детей значительно беднее сверстников. Все эти недостатки в значительной мере проявляются в различных формах монологической речи.

    Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

    Дети испытывают затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и звуконаполняемости слов. Для детей данного уровня типичным является вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

    Незавершённость формирования звуко - слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования не завершён. Для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. При достаточно разнообразном предметном словаре, дети неточно знают и понимают слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике. Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слов. Они плохо справляются с подбором синонимов и антонимов.

    Недостаточность лексического строя речи в специфических словообразовательных ошибках, что препятствует своевременному формированию навыков группировке однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава.

    Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, некоторых сложных предлогов. Кроме этого, отмечаются нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными женского и мужского рода единственного и множественного числа. При обследовании связной речи выявились затруднения в передаче логической последовательности, повторы эпизодов по несколько раз. Составляя рассказ с элементами творчества, дети используют преимущественно короткие малоинформационные предложения.

    Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б.Филичивой, Г.В.Чиркиной и другими.

    Данная Рабочая программа составлена на основе следующих образовательных программ:

    1) Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга,

    2) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой),

    3)«Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи» с 3 до 7 лет» (автор Нищева Н.В.) – 3-е изд.,перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015.

    4) В качестве парциальной программы по  обучению элементам грамоты используется пособие Е.В.Кузнецовой, И.А.Тихоновой «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» изд.ТЦ Сфера, 2009 г.

    Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

    1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    3.Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

    4.Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

    5.Уставом государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.

    Коррекционно-педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

    Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

    Целью данной Программы является построение двухгодичной системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий всех специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей (законных представлений) дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена:

    - на обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников 5-7 лет с ОНР и выравнивание их речевого и психофизического развития, всестороннее гармоничное развитие;

    -предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;

    -осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия средством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

    Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:


    • Обследование воспитанников массовых групп (средний и старший дошкольный возраст) ГБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи;

    • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком;

    • Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

    • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса, практическое усвоение лексических средств языка;

    • Формирование грамматического строя речи, практическое усвоение грамматических средств языка;

    • Развитие навыков связной речи;

    • Развитие коммуникативности и достижение успешности в общении;

    • Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

    • Формирование у педагогического коллектива ГБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

    • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

    Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостная система взаимодействия его участников (ребёнка, учителя-логопеда, семьи, педагогов и узких специалистов, представителей администрации), учитывающая индивидуальные особенности воспитанников, возможности образовательной среды, обеспечивающая своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений. Учитель-логопед рассматривается как ведущий координатор процесса коррекционно-развивающего сопровождения.

    Успешность коррекционно-развивающей работы обеспечивается реализацией следующих принципов:

    1.Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач и этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка.

    2.Принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

    3. Принцип комплектности предполагает воздействие на дефект и личность ребёнка усилиями резных специалистов.

    4.Принцип деятельного подхода учитывает ведущую деятельность ребёнка данного возраста.

    5.Принцип психологической комфортности предполагает психологическую защищенность ребёнка.

    6.Принцип связи с другими сторонами психического развития раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических функций.

    7.Принцип систематичности предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

    8.Принцип ориентировочной функции знаний предполагает, что знание в психологическом смысле - не что иное, как ориентировочная основа деятельности.

    9.Принцип максимального использования в работе различных видов анализаторов.

    10.Принцип последовательного перехода от более лёгкого к более трудному.

    11.Принцип природосообразности, который учиты­вает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на он­тогенетическом принципе, учитывая закономерности разви­тия детской речи в норме. Главная идея заключается в реализации образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.

    Кроме того, Программа имеет в своей основе также прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.

    Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогиче­ского и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе психиатра и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.

    Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду­сматривает совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкаль­ного руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника ГБДОУ, воспитателей.

    В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учи­тывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и нере­чевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой массо­вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

    Программа учитывает следующие области развития ребёнка:

    -социально-коммуникативное развитие;

    -познавательное развитие;

    -речевое развитие;

    -художественно-эстетическое развитие;

    -физическое развитие.

    Программа предназначена для детей со вторым, третьим уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для дошкольников с недоразвитием речи системного характера легкой и средней степени. Для детей с недоразвитием речи системного характера тяжелой степени составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.

    Срок реализации данной программы рассчитан на два года.
    1.2. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы

    В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:

    ·        понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

    ·        фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

    ·        правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

    ·        пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

    ·        владеть элементарными навыками пересказа;

    ·        владеть навыками диалогической речи;

    ·        владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы  имен существительных;

    ·        грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовые, видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

    ·        использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

    ·        владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

    В итоге логопедической работы  речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:

    ·        свободно составлять рассказы, пересказы;

    ·        владеть навыками творческого рассказывания;

    ·        адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.

    ·        понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

    ·        понимать и применять в речи все лексико - грамматические категории слов;

    ·        овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

    ·        оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

    ·        овладеть правильным звуко - слоговым оформлением речи.

    Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:



    • фонетическое восприятие;

    • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

    • графо - моторные навыки;

    • элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов).

    Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагности­че­ские) исследования  2 раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего кор­рек­­цион­но-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Резуль­та­ты мо­ни­торинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроиз­но­­ше­ния» (от­мечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, ежегодном отчете и т.д.

    Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

    динамики развития детей с ОНР; 

    эффективности плана индивидуальной логопедической  работы;

    перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

    Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логопедической  работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ОНР. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и другими специалистами учреждения.


    1. Содержательный раздел

    2.1. Содержание коррекционно-образовательной работы

    Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.

    Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

    При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

    Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в "речевом профиле", где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей. Для диагностики используют методики логопедического обследования Н.В.Нищевой.

    Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я половина сентября,2-я половина мая.

    Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

    Характеристика содержания коррекционно-развивающей работы.

    Диагностическая работа включает:

    - своевременное выявление детей с  ОВЗ (нарушением речи);

    - раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ГБДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин  с целью рекомендаций родителям;

    - комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

    - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;

    - изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей  воспитанников;

    - изучение социальной ситуации  развития и условий семейного воспитания детей с нарушением речи;

    - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка ;

    - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

    - анализ успешности коррекционно- развивающей работы.



    Коррекционно- развивающая работа включает:

    выбор оптимальных для развития ребёнка с нарушением речи коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

    - организацию и проведение специалистами индивидуальной ,подгрупповой, групповой коррекционно – развивающей ООД, необходимой для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

    - коррекцию и развитие высших психических функций;

    - развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка , психокоррекцию его поведения;

    - социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

    Консультативная работа включает:

    выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР,  единых  для всех участников образовательного процесса;

    - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

    - консультативную помощь  семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

    Информационно – просветительская работа предусматривает:

    различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные  практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. 

    Структура коррекционно-развивающей работы для детей с ТНР.

    Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы.

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:

    I. Смысловая сторона речи



    1. Развитие словаря

    2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи

    3. Развитие связной речи и речевого общения

    II. Звуковая сторона речи:

    1. Развитие просодической стороны речи

    2. Коррекция произносительной стороны речи

    3. Работа над слоговой структурой слова

    4. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.

    III . Обучение элементам грамоты.

    IV. Развитие высших психических функций.

    V. Развитие общей и мелкой моторики.

    Длительность коррекционного периода составляет:

    Для детей третьего уровня ОНР – 2 года,

    Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября и условно делится на три периода:

    I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

    II период — декабрь, январь, февраль;

    III период — март, апрель, май, июнь.

    1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

    2-я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года.

    Форма организации непосредственно образовательной деятельности – подгрупповая (по 4-5 детей) и индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.

    Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. И предусматривает проведение следующих видов подгрупповых занятий.

    В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ:



    Для старшей группы:

    • формирование лексико-грамматических представлений (1 занятие в неделю, всего 10 занятий);

    • формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (1 занятие в неделю, всего 10 занятий);

    • развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 10 занятий).

    Для подготовительной группы:

    • формирование лексико-грамматических представлений (2 занятия в неделю, всего 20 занятий);

    • формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (2 занятия в неделю, всего 20 занятий);

    • развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 10 занятий).

    ВО ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДАХ ОБУЧЕНИЯ:

    Для старшей группы:

    • формирование лексико-грамматических представлений (2 занятия в неделю, всего 28 занятий);

    • формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (2 занятия в неделю, всего 28 занятий);

    • развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 14 занятий)

    Для подготовительной группы:

    • формирование лексико-грамматических представлений (1 занятия в неделю, всего 14 занятий);

    • формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (3 занятия в неделю, всего 42 занятия);

    • развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 14 занятий)

    Продолжительность подгрупповых занятий:

    в старшей группе составляет не более 25 минут,

    в подготовительной группе — не более 30 минут, перерыв между занятиями — 10 минут.

    Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.

    Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с детьми во время дневной прогулки, время, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие (10-15 минут), восполняется более ранним выходом детей (на 10-15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами. Во время физкультурных и музыкальных занятий работа с детьми учителем – логопедом не проводится.

    Занятия с детьми проводятся в дневное время и один раз в неделю (2,5 среда каждого месяца) во вторую половину дня.

    Программа предусматривает ве­черние консультации родителей один раз в неделю (2, 5 среда каждого месяца).

    Режим дня и сетка занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач и регламентируются согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г., утверждённым Главным государственным врачом Российской Федерации. (Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей в старшей группе – 15, в подготовительной группе – 17 занятий. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в старшей и подготовительной группах не превышает трех. Перерывы между занятиями не менее 10 минут).

    Исключение фронтальных занятий из коррекционного процесса обусловлено результативностью дифференцированного подхода к детям с ТНР через подгрупповую и индивидуальную форму работу.

    2.2.ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
    Старшая группа

    Примерное тематическое планирование работы


    Лексические темы на 2015 – 2016 учебный год



    Нед.

    Месяц

    Числа

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности доо для детей с тяжёлыми нарушениями речи с до лет