• Рабочей группой по разработке образовательной программы ДОУ, созданной по приказу заведующего (далее Рабочая группа)
  • Принцип контролируемости
  • Образовательная программа МБДОУ детский сад «Колосок» состоит из 7 разделов: Раздел I
  • Раздел III. Цели и задачи педагогического процесса Раздел IV . Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ : Раздел V
  • . Критерии и показатели образовательной программы. Раздел VI. Условия реализации образовательной программы. Раздел VII. Традиции ДОУ
  • I.Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации
  • Содержание жизнедеятельности МБДОУ Анатышский детский сад «Колосок» базируется на следующих принципах
  • Образовательная программа как внутренний образовательный стандарт разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов
  • Основными средствами реализации программы ДОУ являются
  • Принципы, необходимые для реализации содержания образовательной программы
  • II. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения
  • Под моделью выпускника понимается
  • «Модель» выпускника МБДОУ детский сад «Колосок»
  • III. Цели и задачи педагогического процесса Цель
  • 1. Познавательно-речевое развитие
  • 2.Художественно - эстетическое
  • 3. Физическое развитие
  • 4.Социально-личностное развитие
  • IV. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ 4.1. Выбор и комплексирование программ и технологий, выстраивание целостного педагогического процесса
  • Комплексными программами: Программа воспитания и обучения в детском саду (М. А. Васильева и др.). Парциальные программами
  • Характеристика основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развит



  • страница1/5
    Дата03.08.2017
    Размер0.88 Mb.
    ТипПояснительная записка

    Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Анатышский детский сад


      1   2   3   4   5



    ПРИНЯТА

    педагогическим советом

    МБДОУ д/с «Колосок»

    «___»_____________2011г.

    Протокол № ____


    УТВЕРЖДАЮ

    Методист по дошкольному

    воспитанию ИМЦ Рыбно-Слободского муниципального района РТ

    Сайфутдинова Д.Х.

    «___»_____________2011г.


    Образовательная программа

    муниципального бюджетного

    дошкольного образовательного

    учреждения Анатышский

    детский сад «Колосок»

    Рыбно-Слободского муниципального района РТ

    с.Анатыш


    2011г..


    Пояснительная записка

    Образовательная программа является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, каждым образовательным учреждением самостоятельно согласно п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании».

    Образовательная программа показывает как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников создается собственная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников в ДОУ.

    Образовательная программа представляет собой нормативно - управленческий документ, характеризующий:



    • специфику содержания образования, воспитания и развития воспитанников;

    • особенности организации, кадровое и методическое обеспечение педагогического процесса и инновационных преобразований педагогической системы.

    Образовательная программа наряду с Уставом, служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с Законом «Об образовании» ДОУ на основании ФГТ самостоятельно выбирает программы воспитания и развития детей и формирует целостный пакет таких программ, составляющих ядро образовательной программы.

    Исходя из этого, образовательная программа является проектом, интегрирующим и координирующим деятельность педагогического коллектива, и основанием для мониторинга и анализа качества образовательного процесса.

    Кроме того, программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на их выбор и право на гарантию качества получаемых услуг. Данная программа разрабатывалась Рабочей группой по разработке образовательной программы ДОУ, созданной по приказу заведующего (далее Рабочая группа), с учётом следующих принципов проектирования управленческих документов:

    Принцип актуальности разработки программы предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей, общественных и государственных институтов.

    Принцип прогностичности предусматривает способность образовательной программы соответствовать возможным изменениям образовательного запроса к ДОУ.

    Очевидно, что образовательная программа призвана, не только удовлетворить сегодняшний образовательный запрос, но и формировать педагогическую целесообразность и социально - значимые потребности у родителей. Программа должна предельно ясно излагать содержание образования, исключать возможность разнотолков, но в то же время оставлять простор для творческого и гибкого развития содержания образования.



    Принцип реалистичности предполагает соответствие программы не только потребности родителей и возможностям, интересам, склонностям детей, но и менталитету, профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам ДОУ.

    Принцип контролируемости ориентирует Рабочую группу на разработку программы, позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.

    Принцип системности предполагает целостность программы, гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

    Образовательная программа МБДОУ детский сад «Колосок»

    состоит из 7 разделов:

    Раздел I. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации

    Раздел II. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения

    Раздел III. Цели и задачи педагогического процесса

    Раздел IV. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ:

    Раздел V. Критерии и показатели образовательной программы.

    Раздел VI. Условия реализации образовательной программы.

    Раздел VII. Традиции ДОУ
    Приложения:

    1. Приказ о реализации Образовательной программы
    2. Основные этапы подготовки образовательной программы
      дошкольного образовательного учреждения


    3. Понятийный словарь
    4. Сценарный план проведения педагогического совета по разработке модели выпускника дошкольного образовательного учреждения


    5. Анализ состояния педагогических предпосылок создания Образовательной программы:

    • Образовательный уровень педагогических кадров;

    • Квалификационный уровень педагогических кадров;

    • Освоения воспитанниками программ дошкольного образования;

    • Результаты успеваемости учащихся 1 класса Анатышской НОШ, выпускников ДОУ детский сад «Колосок»;

    • Показатель адаптации выпускников к обучению в школе за 3 года;

    • Использование инновационных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

    • Позитивная динамика использования педагогами ДОУ современных образовательных программ и технологий;

    • Динамика уровня заболеваемости;


    I.Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации

    МБДОУ детский сад «Колосок» осуществляет социально-личностное, познавательно-речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие всех воспитанников в соответствии стандартом дошкольного уровня образования на основе создания условий для полноценного развития воспитанников, формирования личности с разносторонними способностями, подготовки к усвоению образовательных программ начальной ступени образования.

    Учреждение создано в помощь в воспитании и образовании детей дошкольного возраста:


    • в соответствии с их индивидуальными способностями;

    • в осуществлении физического и психического развития ребёнка;

    • в обеспечении становления базиса личностной культуры ребёнка и общечеловеческих ценностей;

    • в обеспечении каждому ребёнку возможностей для освоения субъектной позиции;

    • в проживании дошкольного детства как самоценного периода жизни;

    • в подготовке к успешному обучению на следующей ступени образования;

    • на основе усвоения детьми содержания, реализуемых в учреждении программы; В соответствии с Законом « Об образовании», Типовым положением и Уставом ДОУ, с учетом положения Конвенции ООН о правах ребенка и базисной программы развития ребенка – дошкольника перед педагогическим коллективом ставится цель:

    • создание единого педагогического пространства, обеспечивающего полноценные условия для саморазвития и самореализации личности всех участников воспитательно-образовательного процесса.


    Содержание жизнедеятельности МБДОУ Анатышский детский сад «Колосок» базируется на следующих принципах:

    • открытости процесса воспитания;

    • вариативности образования, предполагающего обеспечение индивидуально-образовательной траектории на основе доступных ему программ, темпа, ритма, способов действия освоения программ;

    • субъективности образования, предписывающей ориентацию педагогов на максимальную активизацию субъективной позиции личности и формирование опыта самопознания, самообразования, самореализации.

    Образовательная программа МБДОУ детский сад «Колосок» отражает целевые компоненты, сбалансированное сочетание которых создает варианты дошкольного образования, развитие обеспечивается системой взаимосвязанных моделей, направленных на формирование способностей к познанию, общению, совместной деятельности. Педагогическое мастерство обеспечивается созданной системой повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях МБДОУ детский сад «Колосок».

    Основной целью  разработки образовательной программы является комплексирование программ, новых технологий, выстраивание целостного педагогического процесса в условиях вариативности образования.



    Задачи:

    1. Направить усилия педагогического коллектива, родителей на создание целостности воспитательно-образовательной деятельности, повышения качества дошкольного образования в процессе комплексирования программ, новых технологий и реализацию образовательной программы как внутренний стандарт МБДОУ.

    2. Совершенствовать систему управления методической работы в процессе обновления содержания воспитательно-образовательной деятельности.

    Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов контрольной деятельности. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:

    • становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;

    • отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием разнообразных комплексных парциальных общеобразовательных программ;

    • повышение заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков продуктивной деятельности МБДОУ.

    Таким образом, к детскому саду предъявляются объективные требования к обеспечению стабильного функционирования и развития.

    Цель программы:

    • реализовать приоритетный национальный проект в сфере образования;

    • повысить качество дошкольного образования;

    • формировать свойства и качества личности, обеспечивающие ее целостность, разносторонность и гармоничность на всех возрастных этапах развития;

    Задачи программы:

    • осуществлять личностно-дифференцированный подход к развитию и оздоровлению дошкольников;

    • создать оптимальные условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

    • осуществлять интеллектуальное, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей превышение временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, по всем направлениям развития;

    • взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

    • оказывать консультативную и методическую помощь родителям в вопросах воспитания, образования и оздоровления детей;

    • обеспечить равные стартовые возможности при поступлении детей в школу;

    • обеспечить раннюю социализацию и адаптацию детей к условиям ДОУ.

    В настоящее время педагогическим коллективом накоплен богатый опыт воспитательно-образовательной работы; есть признание и востребованность социума, образовательные запросы родителей удовлетворяются, реализуются индивидуальные возможности детей, педагогов, родителей.
    Образовательная программа как внутренний образовательный стандарт разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

    • п.3 ст.18 и п.5 ст.14 Закона Российской Федерации “Об образовании”.

    • п.19 “Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”.

    • Конституции Российской Федерации.

    • Конституции Республики Татарстан.

    • Устава ДОУ

    • Запросами родителей (законных представителей).

    • Исходя из статуса, вида, возможностей детского сада.

    Основными средствами реализации программы ДОУ являются:

    • Устав МБДОУ Анатышский детский сад «Колосок» (дата регистрации 18.07.2011 г.);

    • Лицензированная образовательная деятельность (лицензия серии РТ № от.

    • 2011 г., выданная Министерством образования и науки Республики Татарстан);

    • Освоение воспитанниками основной образовательной программы;

    • Предоставление системы оздоровительных мероприятий в ДОУ;

    • Создание для воспитанников соответствующей развивающей среды: музыкально-театрализованной, предметно-развивающей среды занятий, предметно-игровой среды, физкультурно-оздоровительных и игровых сооружений;

    • обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ;.

    Разработка и реализация программы как внутреннего стандарта, мотивированного обоснования содержания воспитательно-образовательного процесса определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей, других учреждений:

    • совместная деятельность по ее реализации приобретает осмысленный, упорядоченный характер;

    • позволяет увидеть перспективы личностного и коллективного развития;

    • является основой для совершенствования культуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить функции планирования, организации, анализа и контроля;

    • является механизмом внешнего и внутреннего контроля за деятельностью ДОУ;

    • обеспечивает реализацию прав родителей на участие в организации воспитательно-образовательного процесса;

    • позволяет налаживать деловые отношения с ближайшими образовательными учреждениями.


    Принципы, необходимые для реализации содержания образовательной программы:

    • Личностно-ориентированный характер образования, создание условий для самостоятельного самоопределения личности, становления её социальной компетентности и гражданской ответственности;

    • Приоритет ценностной составляющей образовательного процесса, гуманистических ценностей в образовании и педагогических отношениях;

    • Научность и практико - ориентированность как формирование в образовательном процессе творческих, исследовательских подходов к изучаемому материалу, ориентация образования на передовые достижения современной научной мысли, стимулирование самостоятельной познавательной активности обучающегося в единстве с умением использовать знания в нестандартных, жизненных ситуациях;

    • Учёт международного, федерального и регионального опыта в построении содержания образования.

    • Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.


    II. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения

    Модель выпускника МБДОУ детский сад «Колосок» разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОТ к основной образовательной программе дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реали­зуемой основной общеобразовательной программой), спецификой и предназначением муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детский сад «Колосок».



    Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.
    «Модель» выпускника МБДОУ детский сад «Колосок»

    Направления

    Критерии

    Образовательные



    1. Освоивший программы предшкольной подготовки;

    2. Стремящийся добиваться лучших результатов, развивать свои индивидуальные способности, проявляющий волевое начало в учебной деятельности;

    3. Проявляющий любознательность, наблюдательность, самостоятельность, инициативу интересующийся экспериментированием и познавательной литературой.

    Нравственные

    1. Гуманный, добрый , способный к сопереживанию;

    2. Стремящийся к миру, согласию, терпимости, открытостью внешнему миру;

    3. Понимающий ценностные основы к окружающей действительности - природе, окружающим предметам, явлениям общественной жизни, сверстникам, взрослым, самому себе;

    4. Уверенный в своих силах с устойчивым положительным отношением к себе.

    Гражданские

    1. Умеющий осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, принимать и быть инициатором изменений в тех или иных ситуациях в соответствии с возрастом

    2. Свободный, знает права и обязанности в соответствии возрасту;

    3. Способный договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;

    4. Обладающий чувством собственного достоинства, уважающий достоинство других.

    Интеллектуальные

    1. Обладает знаниями, умениями, навыками;

    2. Способный принимать на основе компетенции собственные решения.

    Общая культура

    1. Способный оценить прекрасное;

    2. Интересующийся эстетической и этической стороной действительности;

    3. Способный в творческом выражении и воплощении художественного замысла;

    4. Имеющий представление о разных видах и жанрах искусства, в том числе народного творчества;

    5. Знающий и позитивно оценивающий ценности, культуру своего народа и другие культуры.




    Здоровье сбережение

    1. Не имеющий отклонения в здоровье;

    2. Владеет культурно - гигиеническими навыками, опрятен в одежде;

    3. Имеет сформированные представления о своем организме, безопасности, ЗОЖ

    4. Развитый физически, любящий физкультуру и спорт

    III. Цели и задачи педагогического процесса

    Цель:

    1. Непрерывная система деятельности детей как основа целостного и разностороннего развития неповторимой индивидуальности каждого воспитанника в едином пространстве семьи и ДОУ.

    2. Создавать условия, максимально обеспечивающие развитие и саморазвитие детей, развитие творческого потенциала детей на основе формирования психоэмоционального благополучия;

    3. Создавать условия для социально-ориентированных форм работы с детьми, основанных на современных программах и технологиях, способствующих реализации образовательных задач и социального заказа родителей.

    Задачи:

    1. Внедрять новые формы организации физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья детей. Совершенствовать здоровье сберегающую среду дошкольного образовательного учреждения.

    2. Совершенствовать педагогическое мастерство, применяя передовые методики и технологии воспитания и обучения.

    3. Развивать познавательную активность детей в поликультурном языковом пространстве в процессе интегрированного сотрудничества педагогов, специалистов ДОУ и семьи.

    4. Развивать преемственные связи в рамках реализации единой линии развития дошкольника на этапах детского сада и начальной школы. Формировать у детей навыки социальной жизни через различные формы коммуникативного сотрудничества.

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: создание комфортной здоровье сберегающей среды в ДОУ, в которой каждый участник педагогического процесса может реализовать свои возможности.

    А именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, профессиональные умения, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной педагогической деятельностью.

    Осуществление воспитательных и образовательных задач, в соответствии с программой дошкольного образования детей протекает через:

    1.Познавательно-речевое развитие, которое направлено на развитие познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, посредством использования в совместной деятельности с педагогом развивающих программ, технологий и игр, осуществляемое не только через инвариантную часть, но коррекционный блок.

    2.Художественно- эстетическое, направлено на духовно- нравственное развитие дошкольников, приобщение их к творчеству, воспитание чувства прекрасного, развития коммуникативных способностей, пробуждение творческой активности детей, стимулирования воображения, желания включаться в творческую деятельность.

    3.Физическое развитие, которое направлено на формирование физических качеств, закаливание детского организма, приобщение к физической культуре и ЗОЖ. Реализуется через занятия, совместную с взрослыми игровую и досуговую деятельность, спортивные мероприятия.

    4.Социально-личностное развитие, развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

    В основу образовательного процесса заложены следующие принципы:

    1.Принцип гуманизации: создание условий для развития ребенка и его максимальной самореализации.

    2.Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.

    3.Принцип наглядности и символичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации.

    4.Принцип системности: предполагает обеспечение преемственности в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.


    IV. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

    4.1. Выбор и комплексирование программ и технологий, выстраивание целостного педагогического процесса:

    Комплексными программами:

    1. Программа воспитания и обучения в детском саду (М. А. Васильева и др.).

    Парциальные программами:

    1.Программа обучения родному языку (Р.А.Бурганова)





      1. Характеристика основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развит







    п/п


    Наименование дисциплин

    Автор, название, место издания, изда-тельство, год издания учебной лит-ры, вид и хар-ка иных информ. ресурсов




    1

    Изобразительная деятельность

    «ИЗО – рисование, лепка, аппликация»

    Под редакцией М.А.Васильевой , «Малокомплектный детский сад

    ».Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, «Обучение детей 4-7 лет рисованию,аппликации»,Просвещение,1988


    2

    Развитие речи

    В.В. Гербова, «Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада » В.В. Гербова, «Занятие по развитию реси в средней группе детского сада»

    Т.И.Гризик, Л.Ф.Климанова, Л.Е. Тимощук “Развитие речи и подготовка к обучению грамоте”, Просвещение,2006.

    Резеда Шаехова, «Читая- учимся творить»,Казань,1997.





    3

    Ознакомление с окружающим

    В.В. Гербова, «Занятие по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе», Казань, 1989.

    «Адымнар нык, юллар имин булсын», Казань ,2002.

    Р.А. Бурганова, «Знакомство с природой родного края», Казань, 1996.

    Р.Ш.Ахмадиева, Е.Е.Воронина, «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах», Казань, 2008









    4

    Математика

    В.В.Гербова,А.Н.Давидчук,Т.Н.Доронова, «Малокомплектный детский сад»,Просвещение,1990.

    Л.С.Метлина, «Занятие по математике в деском саду», Москва «Просвещение» ,1982.

    А.А.Венгер, «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»,Просвещение,1973.

    Л.Н.Касымова,Н.С.Каргина,Г.Н.Гуренкова, “Математика и логика в дошкольных учреждениях”, Ульяновск,2003.






    5

    Татарский язык

    Р.А. Борhанова ,Ф.М.Хисамова, «Татар теле эйрэнэ нэнилэр», «Магариф»,2005

    К.В.Закирова, С.М. Гафарова «Эткэм Энкэмнен теле» Казан «Мэгариф» нэшрияты , 1997

    Ф.Х.Зарипова,Г.М.Бахаева, «Программа по обучению детей русскому языку», Наб.Челны, 2008.





    6

    Музыка

    «Хрестоматия для музыкальных занятий в детском саду», Казань: Мәгариф, 1999.




    7

    Физкультура

    Осокина, «Физкультурные занятия в детском саду» «Просвещение» Москва, 1987.

    Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 1989; № 7,1989; № 8, 1989

    Под редакцией М.А. Васильевой «Малокомплектный детский сад»

    Н.В. Полтавцева «Физическая культура»






    8

    Периодические издания

    Журнал «Дошкольное воспитание»

    Журнал «Старший воспитатель»

    Журнал «Управление ДОУ»+ приложение

    Журнал «Справочник руководителя ДОУ»






    9

    Конструирование

    и ручной труд


    Л.В. Куцакова , «Конструирование и ручной труд в детском саду», Просвещение,1991

    Под редакций М.А. Васильевой «Малокомплектный детский сад», Просвещение,1998










    При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфер развития. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Планируются комплексные и интегрированные занятия, комбинированные и тематические.

    На доминантных занятиях преобладает какой-либо вид деятель­ности, например, музыкальная или изобразительная. Такие занятия позволяют выявить уровень развития каждого ребенка, его творчес­кий потенциал, способность к самостоятельности. С другой
      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Анатышский детский сад