• 2013 - 2018 г. Миасс 2013
  • Структура и сроки освоения АОП НОО
  • Информационная справка о МКС(К)ОУ «СКО школе-интернате I-II вида» Организационно-правовая форма и наименование образовательной организации
  • Тип ОО
  • Адрес
  • Номенклатура оказываемых образовательных услуг
  • Общая характеристика образовательного учреждения.
  • Нормативные документы, используемые при написании Адаптированной образовательной программы начального общего образования
  • Региональный уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса составляют
  • Целевой раздел Пояснительная записка
  • Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы начального общего образования
  • Психолого-педагогическая характеристика обучающихся характеристика обучающихся СКО школы-интерната I - II вида I
  • I .3.2. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся
  • Организационные механизмы реализации
  • Особенности учебного плана



  • страница1/3
    Дата12.05.2019
    Размер0.72 Mb.
    ТипОбразовательная программа

    Образовательная программа начального общего образования мкс(К)оу «ско школы-интерната I-II видов»


      1   2   3


    Адаптированная образовательная программа начального общего образования для

    глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся

    Срок реализации:

    2013 - 2018 г.
    Миасс

    2013


    Общие положения

    Адаптированная образовательная программа начального общего образования МКС(К)ОУ «СКО школы-интерната I-II видов» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, составлена на основе Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для глухих и слабослышащих детей с учётом типа и вида образовательного учреждения определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования.


    Структура и сроки освоения АОП НОО
    Данная Адаптированная образовательная программа НОО рассчитана на реализацию в течение 2013 – 2018 годов.

    Адаптированная образовательная программа начального общего образования МКС(К)ОУ «СКО школы-интерната I-II вида» предназначена для поэтапной реализации поставленных в Программе перед творческим педагогическим сообществом задач для достижения определенных в Программе целей.

    Адаптированная образовательная программа начального общего образования в общеобразовательной организации для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся направлена на:


    • формирование речевой культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями;

    • овладение учебной деятельностью;

    • учет особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей;

    • обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

    Адаптированная образовательная программа начального общего образования МКС(К)ОУ «СКО школы-интерната I-II вида» содержит, в соответствии с требованиями Стандарта, три раздела: целевой, содержательный и организационный.

    Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации Адаптированной образовательной программы начального общего образования МКС(К)ОУ «СКО школы-интерната I-II вида», конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие особенности и потребности развития и обучения детей с ОВЗ, коррекционную направленность всей педагогической работы с глухими, слабослышащими и позднооглохшими детьми, определение планируемых результатов и способы определения достижения этих целей и результатов.

    Целевой раздел включает:



    1. пояснительную записку;

    2. планируемые результаты освоения обучающимися Адаптированной образовательной программы начального общего образования;

    3. систему оценки достижения планируемых результатов освоения Адаптированной образовательной программы начального общего образования.


    Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

    1. программу развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования, включающую формирование типовых задач и уровни усвоения универсальных учебных действий;

    2. программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;

    3. программу воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

    4. программу коррекционной работы, включающую перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, систему комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ.


    Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов Адаптированной образовательной программы начального общего образования.

    Организационный раздел включает:



    1. учебный план основного начального общего образования как один из основных механизмов реализации Адаптированной образовательной программы начального общего образования;

    2. планы внеурочной деятельности - коррекционно-развивающих курсов, учитывающих индивидуальные потребности и возможности обучающихся.

    3. систему условий реализации Адаптированной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.


    Информационная справка
    о МКС(К)ОУ «СКО школе-интернате I-II вида»



    • Организационно-правовая форма и наименование образовательной организации:

    Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»


    • Тип ОО: Специальная (коррекционная) образовательное учреждение

    • Вид ОО: Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    • Адрес: Проспект Октября, 73, г. Миасс Челябинской области, 456318

    • Лицензия

    Реквизиты лицензии на осуществление образовательной деятельности




    дата выдачи

    20 февраля 2012г.

    регистрационный номер

    9219

    серия бланка

    А

    № бланка

    0002340




    • Номенклатура оказываемых образовательных услуг: в соответствии с установленным государственным статусом СКО школа-интернат I-II вида реализует:

    - образовательные программы начального общего образования;

    - программы коррекционных курсов обучения, воспитания и социализации глухих, слабослышащих и позднооглохших детей.

    - программы внеурочной деятельности, направленные на развитие речевых навыков, творческой деятельности и адаптивной социализации обучающихся с нарушением слуха.


    • Общая характеристика образовательного учреждения.

    МКС(К)ОУ «СКО школа-интернат I-II вида» является специальным коррекционным общеобразовательным учреждением, в котором:

    - реализуется сопровождение Индивидуального психолого-педагогического маршрута ученика на протяжении всего начального образования в соответствии с моделью индивидуального психолого-педагогического сопровождения развития ученика в коррекционно-развивающей среде;

    - создана и развивается система воспитания обучающихся с нарушением слуха, предполагающая главной целью – социализацию детей и развитие их речевых навыков;

    - реализуется получение дифференцированных форм образования, в том числе и обучения на дому.



    Федеральный уровень

    1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 № 273-ФЗ. Статья 79. «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

    2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

    3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011г., рег. № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

    4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. № 2357, зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011г., рег. № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

    5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. № 986, зарегистрирован Минюстом России 03 февраля 2011г., рег. № 19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

    6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

    7. Приказ Министерства образования и науки РФ от28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2011 г. рег. № 19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

    8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Опубликовано 16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993.

    9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.02.2011г. №03-114 «Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования».

    10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

    11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
      (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638).

    12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования.

    13. Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 N 288.

    14. Примерные адаптированные общеобразовательные Программы начального общего образования на основе ФГОС для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся;


    Региональный уровень нормативного обеспечения организации

    образовательного процесса составляют:

    1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05. Мая 2008г. № 04-387 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год».

    2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г. № 103/4286 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году».

    3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29 марта 2011 года № 103/1532 «Методические рекомендации по организации и проведению общешкольного родительского собрания в образовательных учреждениях Челябинской области с родителями будущих первоклассников в преддверии 2011-2012 учебного года».

    4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 26 августа 2011г. № 103/5002 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, апробирующих ФГОС НОО.

    5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 01 февраля 2012г № 103/651 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области».

    6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 23 марта 2012г. № 24/2013 «Перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки Челябинской области к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих региональный компонент образовательной программы общего образования».




    1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

      1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования

    Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО) - образовательная программа, адаптированная для обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    Необходимость разработки АОП НОО связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (далее – Стандарт), призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

    Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности обучающегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности обучающегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

    В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:


    • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

    • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

    • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

    • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

    Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

    • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

    • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

    • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

    • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    Для достижения поставленных целей при разработке и реализации АОП НОО образовательная организация предусматривает решение следующих основных задач:

    • создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

     коррекционная помощь в овладении ими АОП НОО;

     специальная организация среды в соответствии с особенностями

    ограничений здоровья учащихся;

     специальная психолого-педагогическая помощь в формировании

    полноценной жизненной компетенции обучающихся;

     оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся;



    • обеспечение доступности получения глухими, слабослышащими и позднооглохшими обучающимися качественного начального общего образования;

    • предоставление глухим, слабослышащим и позднооглохшим обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы с учетом особенностей их здоровья и физического состояния;

    • обеспечение планируемых результатов по освоению глухими, слабослышащими и позднооглохшими обучающимися АОП НОО, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

    • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

    • формирование общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития;

    • развитие творческих способностей у глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья;

    • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

    • выявление и развитие способностей обучающихся через систему кружков (музыкально-ритмического и художественного), организацию общественно полезной трудовой деятельности и работ по самообслуживанию;

    Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы начального общего образования
    В основу АОП НОО положены следующие принципы:

    • Государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

     учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

     онтогенетический принцип;

     приоритет интересов ребёнка;


    • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

    • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

    • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся на всех ступенях (начальные и старшие классы);

     систематичность психолого–педагогического сопровождения;

     мультидисциплинарный подход к коррекционно – развивающей

    работе;


    • создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого глухого, слабослышащего и позднооглохшего ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями; активизация взаимодействия этих обучающихся с детьми и взрослыми (с нормальным и нарушенным слухом);

     учёт особенностей общего и речевого развития и коррекции их нарушений у глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, взаимодействие и согласованность действий всех участников образовательного процесса в решении задач наиболее полноценного развития детей, формирования личности;

     учёт социальных факторов в формировании личности глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся;



    • приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

     реализация компетенций, сформированных в условиях учебной

    деятельности, в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности обучающихся;

     максимальное обогащение речевой практики, развитие словесной речи (в устной и письменной формах), навыков слухозрительного и слухового восприятия устной речи (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов), ее произносительной стороны; развитие слухового восприятия социально значимых неречевых звуков окружающего мира;


    • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;

    • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения глухими, слабослышащими и позднооглохшими обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

    • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

    • принцип сотрудничества с семьей.

    В основу разработки АОП НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

    Дифференцированный подход к построению АОП НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

    Это обусловливает необходимость создания разных вариантов учебных планов, в том числе индивидуального учебного плана.


    Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

    Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

    Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

    В контексте разработки АОП НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся реализация деятельностного подхода обеспечивает:



    • придание результатам образования социально и личностно - значимого характера;

    • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

    • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

    • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

    Психолого-педагогическая характеристика обучающихся характеристика обучающихся СКО школы-интерната I-II вида

    I.3.1. Психолого-педагогическая характеристика глухих обучающихся


    К категории глухих относятся дети cо стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным; без специальной систематической психолого–педагогической помощи весь дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация.

    Наиболее полноценное развитие глухих детей достигается при раннем (с первых месяцев жизни) выявлении нарушений слуха и комплексном медико–психолого–педагогическом сопровождении сразу после становления диагноза, обеспечении качественного образования на всех его ступенях с учетом структуры нарушения, уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

    Глухие школьники - это неоднородная по составу группа обучающихся:


    • обучающиеся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме, чему способствует ранняя комплексная медико–психолого-педагогическая помощь и качественное дошкольное образование, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками, могут при специальной психолого-педагогической помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки;

    • обучающиеся, которые могут получать образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих нормально развивающихся детей, но в более пролонгированные календарные сроки, обучаясь по адаптированной образовательной программе; обучающиеся с дополнительными ограничениями здоровья (с умственной отсталостью, в отдельных случаях с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения и др.), а также обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития, включая выраженные интеллектуальные, сенсорные, двигательные, эмоциональные расстройства, текущие психические заболевания и др.

    Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь этих детей самостоятельно не развивается, поэтому они включаются в длительную систематическую коррекционно–развивающую работу.

    В последние десятилетия в категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, их число неуклонно растет на современном этапе. Выбор оптимальных условий получения образования детьми с кохлеарными имплантами зависит от их актуального социально-психологического статуса, уровня общего и речевого развития.

    I.3.2. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся

    К категории детей с нарушениями слуха относятся дети cо стойким необратимым и двусторонним нарушением слуховой функции, при котором нормальное речевое общение с окружающими затруднено или невозможно.



    Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях и уроках, определяется специалистами (врачом-сурдологом и учителем-дефектологом).

    Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом.

    По характеру нарушения слуховой функции выделяются:


    • кондуктивные нарушения, носящие временный характер;

    • необратимые сенсоневральные поражения внутреннего уха;

    • смешанные нарушения, при которых отмечаются как необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило, обратимое нарушение в наружном или среднем ухе.

    Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу не только по степени, характеру и времени снижения слуха, но и по уровню общего и речевого развития, наличию /отсутствию дополнительных нарушений.

    Различают три степени тугоухости, основаниями служат средняя потеря слуха в диапазоне (500-4000 Гц) и условия разборчивого восприятия речи.

    В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ. В международной классификации снижение слуха разводится по четырем степеням в зависимости от средней его потери на частотах 500 –2000 Гц:

    тугоухость I степени (26 -40 дБ);

    тугоухость II степени (41 -55 дБ);

    тугоухость III степени (56 -70 дБ);

    тугоухость IV степени (более 90 дБ).

    Дифференциация детей на группы по степени выраженности, характеру и времени наступления нарушения слуха (первичного нарушения) принципиально недостаточна для выбора оптимального образовательного

    маршрута - требуется оценка общего и речевого развития ребенка.

    Глухие позднооглохшие – дети, потерявшие слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. Степень нарушения слуха и уровень сохранности речи могут быть различными, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения.

    Речь разрушается постепенно, и уже через один – два месяца после потери слуха обнаруживаются её качественные изменения, которые проявляются как в собственной речи ребенка, так и в восприятии речи окружающих, точнее–в реакции на нее.

    Сначала нарушения речевого поведения становятся заметными в непривычных для ребёнка речевых ситуациях (то есть слышимая им раньше речь как бы пропала, но в знакомой обстановке ребёнок ещё помнит, как надо себя вести). Вскоре выявляются изменения в качестве речи самого ребёнка, затрагивающие её звуковой, лексический и грамматический строй. Завершающим этапом становится потеря речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей.

    Нарушение слуха у этих детей, прежде всего, сказывается на их поведении, что проявляется в разнообразных реакциях на возникающие в быту повседневные звуки. У такого ребёнка можно наблюдать отсутствие реакций на увеличение звука аудиовизуальной техники, отстранение от взрослого при его попытке сказать что-либо на ухо, вздрагивание от неожиданных резких звуков.

    Потеря слуха отражается на общем поведении: некоторые дети становятся расторможенными, капризными, агрессивными, а другие, наоборот, уходят в себя, избегают общения с окружающими.

    Слабослышащие дети - степень потери слуха не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но имеющаяся при сниженном

    слухе речь обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Эти дети слышат не хуже, а иначе.

    Такие дети составляют весьма неоднородную группу (по состоянию слуха, речи и по многим другим параметрам). Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности, большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия. При этом важно отметить, что многие слабослышащие дети, обладая различными степенями сохранного слуха, не умеют пользоваться им в целях познания и общения.

    Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития.

    Многие слабослышащие школьники не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искажённый характер из-за неспособности различать близкие по звучанию слова и фразы.

    Искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей. Вместе с тем, по мере взросления постепенно развиваются и умение поддерживать речевой контакт, и способность к оценке собственных действий и поступков.

    Клинико-психолого-педагогические обследования школьников с нарушением слуха свидетельствуют о том, что у 25–30% из них выявляются

    сочетания нарушения слуха (первичного дефекта) с другими первичными нарушениями развития.

    Наиболее часто встречаются сочетания снижения слуха с:


    • первичной задержкой психического развития (ЗПР),

    • нарушениями эмоционально-волевой сферы,

    • нарушениями зрения,

    • нарушениями опорно-двигательного аппарата,

    • с умственной отсталостью,

    • локальными речевыми дефектами.

    Психическое развитие детей с сочетанными (комплексными) нарушениями происходит замедленно; при этом наблюдается значительное

    отставание познавательных процессов, детских видов деятельности, речи.

    Наиболее очевидно проявляется задержка в формировании наглядно - образного мышления.

    В психическом развитии таких школьников наблюдаются индивидуальные различия, обусловленные выраженностью интеллектуальных, эмоциональных, слуховых и речевых отклонений.

    Для многих из них характерны нарушения поведения; у других отмечается отставание в становлении различных видов деятельности. Так, предметная деятельность у большинства детей протекает на весьма низком уровне манипулирования, воспроизведения стереотипных игровых действий.

    Попытки самостоятельного рисования в основном сводятся к повторению изображений знакомых предметов либо к рисункам, выполненным по подражанию взрослому.

    Особые трудности слабослышащих школьников с ЗПР возникают при

    овладении речью. Их устную речь отличает воспроизведение отдельных звуко – и слогосочетаний, подкрепляемых естественными жестами и указаниями на предметы. Как правило, интерес к общению отсутствует. При овладении письменной формой речи также возникают значительные трудности.

    В вариативном сочетании комплексных нарушений отдельные дефекты сохраняют специфические особенности своей этимологии, однако, при этом не происходит суммирования симптомов нескольких нарушений, а возникает новая сложная структура дефекта.

    Различие структуры нарушения психического развития у детей с нарушенным слухом определяет необходимость многообразия специальной

    поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов.

    Достижения в развитии цифровых технологий, отоларингологии, аудиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики, согласованные действия специалистов разного профиля в системе междисциплинарной помощи детям с нарушениями слуха приводят к появлению новых групп обучающихся с ОВЗ - их медицинский и социально-психологический статус меняется на протяжении детства.

    Так, в категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена в последние десятилетия группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации,их число неуклонно растет на современном этапе.

    Уникальность ситуации с имплантированными детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации трижды. До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее).

    После подключения процессора состояние слуха детей уравнивается – все благополучно прооперированные становятся детьми, которые могут ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости (1 степень по международной классификации). Статус детей меняется. Они уже способны воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и реагировать на них. Однако ребенок продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха.

    Для него по-прежнему важны зрительные опоры и привычные средства восприятия речи и коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор. До тех пор, пока не завершится первоначальный этап реабилитации, т.е. пока не произойдет перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный лад, он сохраняет этот особый (переходный) статус.

    Благополучное завершение первоначального этапа реабилитации означает, что ребенок с кохлеарными имплантами встал на путь естественного развития коммуникации, и его статус вновь изменился - он начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащий и начинает демонстрировать естественное («слуховое») поведение в повседневной домашней жизни. Выбор образовательного маршрута детей с кохлеарными имплантами зависит от точности определения его актуального социально-психологического статуса.

    До операции оценивается характер нарушения, степень его выраженности, время потери слуха, сроки и характер слухопротезирования,

    его эффективность, наличие вторичных нарушений развития, условия предыдущего воспитания и обучения.

    После подключения процессора состояние слуха детей меняется и уравнивается, поэтому более важными становятся различия в развитии вербальной и невербальной коммуникации и характеристика сенсорной основы, на которой она была сформирована. По этим основаниям выделяются три группы детей с кохлеарными имплантами :

    1) со сформированной на нормальной сенсорной основе речью и коммуникацией (оглохшие);

    2) вступающие в коммуникацию и обладающие развернутой речью, сформированной до операции на зрительно-слуховой или слухо-зрительной основе (дети с тяжелыми нарушениями слуха, обучение которых было своевременным и успешным);

    3) дети, у которых до операции не удалось сформировать развернутую словесную речь, их коммуникация осуществляется другими средствами (дети с тяжелыми нарушениями слуха, обучение которых не было своевременным и успешным; дети с дополнительными первичными нарушениями).

    Благополучное завершение первоначального этапа реабилитации

    означает, что дети с кохлеарными имплантами уравниваются по двум показателям – сходное состояние слуха и все они встали на путь естественного развития коммуникации и речи. Теперь требуется подбирать подходящий образовательный маршрут, и важными ориентирами становятся степень сближения развития ребенка с возрастной нормой и оценка перспективы дальнейшего сближения в разных условиях обучения.

    По этим основаниям дети с кохлеарными имплантами делятся на несколько групп:



    1. приблизившиеся к возрастной норме и готовые к вхождению в

    общеобразовательную среду при минимальной специальной поддержке;

    2. еще не приблизившиеся к возрастной норме, но имеющие перспективу благополучного дальнейшего развития и приближения к норме в обычной среде при постоянном наблюдении и систематической специальной сурдопедагогической поддержке;

    3. не приблизившиеся к возрастной норме и не имеющие перспективы сближения с нормой в обычной среде даже при постоянном наблюдении и специальной сурдопедагогической поддержке;

    4. развитие ребёнка не приближается к возрастной норме и перспектива сближения с ней маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи.

    Все приведенные классификации последовательно сменяют друг друга и являются составными частям и динамической по своей сути классификации детей с кохлеарными имплантами, необходимой специалистам для понимания динамики изменений, происходящих с ребенком с КИ в процессе реабилитации, выбора и гибкой смены его образовательного маршрута.

    Организационные механизмы реализации

    Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, учителей-дефектологов, педагога – психолога и медицинских работников, также работников других организаций, которое должно обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.


      1. Особенности учебного плана

    Учебный план предполагает создание наиболее благоприятных условий для компенсации дефектов развития, вызванных глубоким нарушением слуха и его последствий, раскрытие и развитие способностей обучающихся, обеспечение полноценности их жизни, социальной компетенции, реабилитации и адаптации в обществе. На всех этапах обучения создается слухоречевая среда на базе развития и использования остаточной слуховой функции обучающихся.

    Учебный план МКС(К)ОУ «СКО школы-интерната I-II вида» спроектирован на основе нормативно-правовых документов:


    • Областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год (приказ № 01/2540 от 25.08.2014г. Министерства образования и науки Челябинской области);

    • Устава МКС(К)ОУ «СКО школы-интерната I-II вида».

      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Образовательная программа начального общего образования мкс(К)оу «ско школы-интерната I-II видов»