• Сроки реализации образовательной программы
  • Практическая значимость и универсальность
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цель
  • 3 задачи: 1. Воспитательные задачи
  • Учебно-тематический план по годам обучения.
  • I класс Слушание музыки
  • II класс Слушание музыки
  • Содержание программы 1 класс 1 полугодие
  • Требования к уровню подготовки обучающихся I класс
  • II класс
  • Формы и методы контроля, система оценок
  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
  • К дидактическим материалам относятся
  • Условия реализации программы.
  • Список литературы для педагогов
  • Рекомендуемая литература для учащихся

  • Скачать 336.94 Kb.


    Дата04.12.2017
    Размер336.94 Kb.
    ТипОбразовательная программа

    Скачать 336.94 Kb.

    Образовательная программа по дисциплинам «Слушание музыки» (отделение фортепиано) Разработчик





    Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан











    Образовательная программа

    по дисциплинам

    «Слушание музыки»

    (отделение фортепиано)

    Разработчик: Преподаватель

    Мубаракшина Гульнур Раисовна

    Пояснительная записка.

    Данная программа предназначена для народного отделения

    по дисциплинам «Слушание музыки», детской школы искусств. В ней раскрывается специфика работы, основные принципы организации занятий, раскрываются методы работы.

    Дисциплина «Слушание музыки» включена в программу «Фортепиано» предназначенную для занятий в ДШИ со сроком обучения – 7 лет.

    Срок обучения по данным дисциплинам - 3 года.

    Занятия по этим предметам развивают у детей чувство красоты, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность.

    Обучение начинается с 1-го класса ДШИ .

    Сроки реализации образовательной программы

    Общее количество часов за 3 года обучения 114. Недельная нагрузка-

    1 академический час в неделю на протяжении 3х летнего обучения. Уроки идут по 45 минут.

    1год обучения – 1 часа в неделю –38 учебных часов в год;

    2год обучения – 1 часа в неделю – 38 учебных часов в год;

    3год обучения – 1 часа в неделю – 38 учебных часов в год;

    Формы занятий: Групповая.

    Основная форма - практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.

    В новых условиях XXI века АКТУАЛЬНОСТЬ данной программы дополнительного образования не только и не столько в том, чтобы передать учащимся сумму знаний:


    1. в подготовке активных творческих слушателей-любителей музыки;

    2. в обеспечении условий для творческого самоопределения личности и творческой самореализации: чтобы учащийся желал слушать и исполнять;

    3. в формировании у обучающегося адекватной современному уровню знаний и своей ступени обучения КАРТИНЫ МИРА;

    4. в интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование художественного вкуса в условиях загрязненности эфира и нашествия псевдо-музыки;

    5. в нацеленности на совершенствование личности и общества в целом;

    6. в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала общества, нашем случае это подготовка преемников- специалистов.


    Практическая значимость и универсальность

    данной программы состоит в том, что:

    1. Ей можно пользоваться целиком, курс «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» в ДМШ и ДШИ, для подготовки специалистов-музыкантов, так и для общего развития учащихся, а старшие классы 6-7 .

    2. можно использовать отдельные части: «Слушание музыки» или «Музыкальная литература».

    3. можно использовать отдельные темы: «Праздники народов мира»: «Рождество», «Святки», «Масленица» и другие.

    Частично программа перекликается с традиционной программой по «Музыкальной литературе» для ДМШ и ДШИ для принадлежащей В.Лагутину. Однако даже эта часть дополнена широким кругом тем.

    Новизна программы в изучении и проведении праздников народов мира, изучении таких тем, как Г.Ф.Гендель и другие, расширение тем:

    1) Романтизм в Европе: Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Медельсон, Р.Вагнер, Д.Россини, Н.Паганини, Д.Верди, Ш.Гуно, Ж.Бизе, И.Штраус.

    2) Расширение круга изучаемых произведений в творчестве русских композиторов: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского, «Пиковая дама» П.Чайковского и других.

    3) Изучение музыки ХХ века: К.Дебюсси, М.Равеля, К.Орфа, Д.Гершвина, А.Шнитке, Э.Денисова, а также направлений современной классической и эстрадной музыки: джаз, блюз, рок….


    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
    Цель настоящей программы – воспитание грамотного слушателя на примерах лучших народных, классических и современных музыкальных образцов.

    Она включает в себя 3 задачи:



    1. Воспитательные задачи:

    - воспитать у учащихся потребность к восприятию художественно-эстетических и музыкальных ценностей;

    - сформировать позитивное отношение к жизни и искусству, в частности – музыкальному;

    - воспитать у учащихся стремление к творчеству, в частности - музыкальному.

    - воспитание пропагандистов музыкальной культуры.

    2. Обучающие задачи включают:

    - усвоение учащимися предлагаемого материала во всех его видах и формах;

    - учащиеся должны уметь различать и рассказать о музыкальных стилях, жанрах, композиторах, узнавать темы изученных произведений и, по возможности, их исполнять.

    3. Развивающие задачи:

    - развивать у учащихся интерес к музыке, музыкальной культуре;



    - развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению.

    Учебно-тематический план по годам обучения.

    № n/n

    Тема

    Количество часов

    Всего

    Теоретических занятий

    Практических занятий

    I класс Слушание музыки

    1

    Введение

    1

    1

    -

    2

    О чём говорит музыка

    1

    1

    -

    3

    Средства музыкальной выразительности

    3

    2

    1

    4

    Программная музыка

    6

    4

    2

    5

    Изучение и освоение материала при помощи оркестра К. Орфа

    8

    3

    5

    6

    Ритмико-двигательное освоение материала

    8

    2

    6

    7

    Сказка в музыке

    8

    6

    2

    8

    Жанры в музыке

    3

    2

    1

    9

    Итого часов

    38

    21

    17

    II класс Слушание музыки

    2.1

    Повторение пройденного

    2

    1

    1

    2.2

    Легенды и мифы о музыке

    6

    4

    2

    2.3

    Легенды в операх композиторов-классиков

    6

    3

    3

    2.4

    Музыкальные традиции в нашей жизни. Праздники и обряды народов мира

    8

    4

    4

    2.5

    Праздники и обряды в произведениях русских композиторов

    8

    6

    2

    2.6

    Ритмико-двигательное освоение материала

    8

    1

    7

    2.7

    Итого часов

    38

    19

    19




    ИТОГО

    36

    III класс Слушание музыки

    3.1

    Повторение пройденного

    2

    1

    1

    3.2

    Жанры в музыке

    2

    1

    1

    3.3

    Средства музыкальной выразительности

    5

    2

    3

    3.4

    Инструменты симфонического оркестра; орган; клавесин

    4

    3

    1

    3.5

    Оркестр народных инструментов

    3

    2

    1

    3.6

    Подражание другим инструментам средствами оркестра и фортепиано

    3

    2

    1

    3.7

    Программная музыка

    10

    6

    4

    3.8

    Простые музыкальные формы

    4

    2

    2

    3.9

    Сказка в музыке

    5

    3

    2

    3.10

    Итого часов

    38

    22

    16



    Содержание программы

    1 класс 1 полугодие

    О чем говорит музыка. Все области жизни: образы природы, игры, игрушки, разговор о жизни , чувства, сопереживания, истории о людях обыкновенных и необыкновенных, о животных, о других мирах, мечты, мелодия – как «герой »музыкального произведения: он с кем-то встречается, происходят события и чем-то все заканчивается. Все это сделано средствами музыкальной выразительности. Диалог с учащимися, о каких событиях рассказала им знакомая музыка. Разминка "Стук-стук-стук по крыше", сл. Ю.Николаева, обр. Т.Мусатовой

    Средст­ва музыкальной выразительности. Жанр. Песня, танец, марш, смешанные жанры, а также инструментальная пьеса, музыка к театральной постановке, опера, балет и другие жанры. « Детский альбом» П. Чайковского: «Болезнь куклы»,» Похороны куклы», «Новая кукла», «Летучие мыши мне спать не дают» сл. Волковой , обр Т Мусатовой.

    Мелодия, ритм. Мелодия – вокальная, инструментальная, вокально – инструментальная. Ритм – маршевый, танцевальный, , повторяющийся, редкий- запоминающийся, единообразный.. П. Чайковский "Вальс", "Старинная французская песенка", "Немецкая пе­сенка", "Неаполитанская песенка" "Телега" сл. Ю. Николаева обр . Т. Мусатовой

    Темп, фактура. "Темп-быстрый. ,средний., медленный изменения темпа. Фактура- аккордовая. Полифоническая, гомофонно-гармоническая(мелодия и аккомпанемент), подголосочная; плотная и разреженная. П. И. Чайковский : Марш деревянных солдатиков", "Кама­ринская", "Игра в лошадки" , "Сладкая греза" ; "Телега" сл. Николаева обр . Мусатовой

    Динамика forte, Piano, их разновидности : "Времена года" П.Чай­ковского: "Осенняя песня", "На тройке" "Сенокос" муз. А.Щекалева сл. В. Сорокина "Колосок" вып . 2 ; Оркестр С.Прокофьев «Фея Осе­ни» из балета "Золушка", А.Вивальди "Вре­мена года" концерт №3 «Осень», ч. II

    Программная музыка– это музыка. Имеющая литературное название,, вполне определённое содержание: все песни, оперы, балеты, пьесы с названием: «Гном « и т. д. Р.Шуман :"Веселый кре­стьянин", "Смелый наездник", "Первая утрата" П.Чайковский :"Детский альбом", "Зимнее утро", "Баба Яга" П.Чайковский "У ка­мелька", "На трой­ке" "Щелкунчик": Вальс, Танец феи Драже, Марш, Танец пастушков С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета "Золушка" Вивальди "Времена года", Концерт №4 "Зима",ч. III .Д ..Кабалевский "Лесная сказка"


    1 класс 2 полугодие

    Сказка в музыке : образность персонажей, обрисованных средствами музыкальной выразительности, портреты и «чудеса», необычные оркестровые эффекты : А.Лядов "Кикимора", Э.Григ "В пещере горного короля", "Шествие гномов" РНП "Баба-Яга" с движениями Н.Римский-Корсаков "Полёт шмеля""Колыбельная медведицы" из м/ф "Умка" муз. Крылатова сл. Яковлева С.Прокофьев "Сказочка" из цикла "Детская музыка" С.Прокофьев "Фея Весны" из балета "Золушка"; "Дождь и радуга", "Прогулка" из цикла "Детская музыка" В.Моцарт "Тоска по весне" Моцарт "Тоска по весне", "Вот весна, весна к нам пришла" П.Чайковский "Подснежник", "Песня жаворонка" "Дин-дон" "На окне сосульки" муз. и сл. А.Морозовой, М.Глинка "Жаворонок", Вивальди "Времена года" Концерт №1 «Весна», ч. I"Утренняя песенка" муз. и сл. А.Морозовой ; Н.Римский-Корсаков "Снегурочка", "Песни и пляски птиц" "Детская песенка" Э.Григ, Марши: Р.Шуман "Марш" П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков" С.Прокофьев – Марш из цикла "Детская музыка" "Солнышко вставало" литовская н. п. обр. С.Шикмуса Д.Верди, Марш из оперы "Аида"; Ф.Мендельсон, "Свадебный марш"; С.Прокофьев, Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам"

    Жанры Танцы:характерные особенности ритмов разных танцев, танец для движения и для слушанья: П.Чайковский "Мазурка", "Камаринская"; Э.Григ "Халлинг", "Вальс", "Танец эльфов";Ф. Шопен «Прелюдия» А-dur, «Мазурка» Си бемоль мажор И.Брамс "Венгерский танец №1"; М.Равель "Болеро"; М.Глинка "Вальс-фантазия"; Г.Свиридов – Вальс из Метели"
    2 класс 1 полугодие

    Легенды и мифы о музыке. Древняя Греция, образовательный стандарт: математика, гимнастика, олимпийские игры, музыка. Гермес и лира Гермес сделал лиру из панцыря черепахи и подарил её Аполлону – покровителю искусств. "Старый, добрый клавесин" Гайдн русский текст Т. Синявского

    Флейта Пана (паника).Пан настигал нимфу Сирингс, и она превратилась в тростник, на котором Пан стал играть. Состязание Пана и Апполона: Боги не могли решить кто же лучше играет, и по «знакомства»выиграл бог Аполлон Мораь : не вступай в соревнование с сильнейшим по чину Марсий и Апполон .Та же история.

    Геракл и Трещетка.: по совету Афины гефест выковал трещетку, ей Геракл разогнал птиц с железными перьями. Раковина Тритона :Улитка подарила Тритону раковину для Посейдона чтобы громко трубить.

    Орфей и аргонавты. : своей игрой и пением Орфей заглушил пение Сирен и аргонавты миновали их остров. Орфей и Апполон Не соревнуйся с сильнейшим! Орфей погиб за дерзость. "Наш Мартин" немецкая народная песня В.Глюк "Орфей" (т. фурий, мелодия "потерял я Эвридику)

    Оперы – легенды – сказки Европейских стран. В.Моцарт "Волшебная флейта" – борьба добра и зла-Феи Ночи и Заратустро принц Тамино, принцесса Памина, Папагоно и Папагена.. К.Вебер "Вольный стрелок" – австрийская легенда о любви, дьяволе и серебряных пулях, о честных средствах борьбы. Снежная метелица" А.Морозова, В.Алексеева "Вольный стрелок" "Рождественская песенка" А.Морозова, М.Грязева.


    2 класс 2 полугодие

    Музыкальные традиции в нашей жизни. Россия Святки (19 января). Земледельческий календарь. Игры зимой – подготовка к весенним полевым работам., смысл «передвижных праздников»- обойти все дворы, выявить и помочь больным. Это «медицинский »подтекст. Символика песен и игр. Щедрин – Петрик – р. н. п. "Баба-яга", "Свинья ходит по бору, "Дед Ермак".

    Праздник "Святки" Н.Римский-Корсаков "Снегурочка"; содержание, песни и пляски птиц "Масленица" из оперы "Снегурочка" Подготовка к "Масленице". Символика песен и игр. Стравинский "Масленица" из балета "Петрушка" "А мы масленицу дожидаем", "Масленица - полизуха", "Идет матушка - весна", "Гори, гори ясно" – 2 варианта.

    Распределение ролей, костюмы "Запрягу я воробья", "Никано-риха", "Прощай, Масленица".

    О природе, о посте "Лучина" р.н.п. "Вечерний звон", "Среди доли-ны ровные", "Вот мчится тройка", "Эй, ухнем", "Вдоль по Питерской" - воспоминания о Масленице.

    Легенды о Вербном воскресенье. Сон и пробуждение природы. П.Чайковский "Легенда".

    Пасха – двойной праздник. Праздничные и пасхальные звоны колоколов и песнопения. "Воробей" р.н.п.

    Язычество и христианство. Традиции и современность. А. Березовский концерт для 4х г. хора "Не отвержи меня во время старости" Чесноков "Херувимская песнь" Царь И. Грозный "Стихирь в честь сретенья №2" – 16 Бортнянский концерт для хора "Живые в помощи" "Повсюду благовест" А.Гречанинов.


    3 класс 1 полугодие

    Средства музыкальной выразительности Жанры Инструменты симфонического оркестра Партитура С.Прокофьев "Петя и Волк" Бриттен "Путеводитель по оркестру "П.Чайковский "Мелодия" – скрипка; А.Хандошкин Чувствительная ария" – скрипка А.Бородин, квартет №2 для 2-х скрипок, альта и виолончели Ре мажор соч. 1881 г., ч. 3 "Ноктюрн" .

    П.Чайковский Вариации на тему Рококо (виолончель) Б.Марчелло Концерт для гобоя и камерного оркестра И.Бах "Шутка" из Сюиты №2 для оркестра.

    И.Бах, Токката и фуга ре минор для органа Ж.Рамо "Курица" (клавесин) А.Хачатурян, «Танец розовых девушек» из балета "Гаянэ".

    Оркестр народных инструментов ;отличие состава от симфонического, сходство групп "Коробейники" – вариации на тему русск. нар. песни, баян "На горе-то калина" р.н.п. Гусли Полька М.Сироткин.

    Двойная жалейка "Три хороводных наигрыша" Домра Сцена на Ярмарке из к/ма "Овод" Д.Шостакович Баян Веснянка И.Шамо Гармоники. Русские гармоники. Балалайка "Заиграй, моя волынка" Р.Н.П. Гитара "Цыганская венгерка". Трио гитаристов.

    Свирель "Полянка" Р.Н.П. Духовые инструменты Смоленский "Гусачек" Р.Н.танец Гитара "Красный сарафан" А.Варламов Русский народный оркестр "Светит месяц" – вариации на тему Р.Н.П.

    Подражание музыкальным инструментам С.Слонимский "Колокола" С.Рахманинов Концерт для ф-но №2, 1-ая ч.

    Прелюдия до минор Н.Паганини – Ф.Лист, "Кампанелла" А.Лядов, "Музыкальная табакерка"; С.Рахманинов «Элегия».

    П.Чайковский "Итальянское каприччио".


    3 класс 2 полугодие

    Программная музыка Простые формы. М.Мусоргский "Картинки с выставки" необычная фортепианная форма, соединение вариаций и рондо, яркие музыкальные образы:портреты, акртинки, сценки.

    К.Сен-Санс "Карнавал животных"Музыкальные портреты , анализ пьес по средствам музыкальной выразительности.

    П..Дюка, "Ученик чародея"Образы ученика, Чародея, ведер, сценка.

    Э.Григ, "Пер Гюнт"о Григе, Сюжет, пьесы – портреты и сценки.

    Сказка в музыке. Балет П.Чайковский "Лебединое озеро" Сюжет, танцына балу, образ лебедя Опера-сказка М.Глинка "Руслан и Людмила"Сюжет, 2 сферы, музыкальная характеристика персонажей, песни Баяна – о Пушкине.

    Н.Римский-Корсаков "Садко". Сюжет, песни Садко , гостей, сцена с сетью, сцена на морском дне ."Сказка о царе Салтане" сюжет, 3 чуда "Золотой Петушок"Сюжет, марш, возгласы петушка.

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    I класс

    В процессе усвоения темы «Средства содержательной выразительности музыкального языка» и сущности образно-интонационногостроя музыки, учащиеся должны знать в контексте:

    специфику средств эмоционально-содержательной выразительности музыкального языка. Преобладают задания игрового типа (например, «угадайка»), составленные на основе изученных произведений: «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Альбом для юношества» Р.Шумана, «Детская музыка» С. Прокофьева, «В пещере горного короля»Э.Грига и т. п.

    Учащиеся должны уметь определять лад, размер, жанр произведения; уметь описывать характер (эмоционально-образное содержание) произведения, создавать словесный портрет музыкального персонажа (персонажей), нарисовать рисунок, изображающий эмоционально-образное содержание произведения, а так же принимать активное участие в исполнении песен - сценок.


    II класс

    В процессе усвоения темы «Музыкальные традиции в нашей жизни» изучая период от мифов Древней Греции до праздников народов мира,

    Учащиеся должны знать и уметь:

    пересказывать легенды и мифы о зарождении искусства, создании музыкальных инструментов, определять на слух произведения по звучанию ряда отдельных фрагментов(«Волшебная флейта» В.Моцарта, «Вольный стрелок» К. Вебера, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова).

    Учащимся необходимо:


    знать, что такое

    уметь

    тембр

    определять тембры отдельных инструментов

    жанр, лад, размер

    определять в изучаемых произведениях

    музыкальная тема

    узнавать темы изученных произведений

    музыкальный образ



    изученными средствами музыкальной выразительности устно или письменно дать характеристику музыкального образа

    звукоизобразительность, звукоподражание

    определить в изучаемых произведениях



    III класс

    В процессе усвоения темы «Музыкальные инструменты», учащиеся должны знать состав симфонического и камерного оркестров, оркестра русских народных инструментов, уметь отличать отдельные инструменты по звучанию (тембру), а также уметь определять на слух (по звучащим фрагментам) произведения, изучаемые в классе: «Петя и Волк» С.Прокофьева, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Картинки с выставки» М.Мусоргского.


    Учащимся необходимо :

    знать, что такое

    уметь

    тема

    пройденные темы

    жанр, лад, размер, мелодия, аккомпанемент,

    изученными средствами музыкальной

    музыкальный образ


    выразительности устно или письменно дать характеристику музыкального образа

    кульминация


    определить кульминацию в изучаемом произведении

    оркестр народных инструментов

    знать состав, определять тембры отдельных

    партитура и группы симфонического

    оркестра


    инструментов и групп


    программность

    привести соответствующие примеры

    вариации, сюита

    отличить вариации от сюиты

    простые формы

    определять в изучаемых произведениях


    Формы и методы контроля, система оценок

    Контроль по усвоению знаний проводится в виде контрольного урока в конце четверти, контрольных прослушиваний для всех классов, технического и академического экзаменов раз в полугодие, экзамена по грамотности раз в год, конкурс подбора по слуху раз в год, смотр пьес татарских композиторов раз в год. Контрольный урок проводиться в конце каждой четверти, как правило, это последний урок четверти. В конце года выставляется годовая оценка, учитывающая работу в классе, выступление на контрольных уроках, классных вечерах, концертах.

    В процессе работы учитель осуществляет текущий и тематический контроль. Контроль можно проводить в виде опроса, письменных самостоятельных работ и рефератов, викторин, игровых заданий и др. В конце каждой четверти (октябрь, декабрь, март, май) проводятся контрольные уроки. В конце курса обучения проводится собеседование по вопросам, утвержденным преподавателями отделения. В каждый билет входит теоретический вопрос и практические задания.

    Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В тетради ученики записывают основные сведения, делают зарисовки, составляют схемы, заполняют таблицы. Проверка ведения тетрадей осуществляется 1 раз в четверть.

    Промежуточная аттестация осуществляется в виде КОНТРОЛЬНЫХ ЗАЧЕТОВ,которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май).

    Итоговая аттестация осуществляется в виде ЭКЗАМЕНА в конце курса обучения (май).

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов


    • Активность участия.

    • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

    • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

    • Самостоятельность.

    • Оригинальность суждений.

    Формы контроля уровня обученности.

    •  Викторины, УГАДАЙКИ

    •  Отчетные КОНЦЕРТЫ творческих (индивидуальных и коллективных) работ

    •  Тестирование



    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Основная форма работы с детьми – урок. Группы детей от 5 до 8 человек. Урок предполагает использование разнообразных форм проведения:



    1. Прослушивание музыкального произведения и его осмысление:

    А) в младших классах – разучивание песен с движениями, песен с оркестром К.Орфа, рисунки к песням и прослушанным произведениям, составление рассказов по этим произведениям; уроки-концерты для родителей; уроки – праздники (обряды); контрольные уроки; викторины, кроссворды.

    Б) в старших классах – прослушивание произведений с нотами в руках, последующий анализ этих произведений (коллективный и индивидуальный) в устной и письменной форме; урок – лекции педагога, урок – беседа педагога с детьми, урок – концерт из произведений изучаемых композиторов, урок – читательская конференция.



    Текущие формы проверки - письменный контрольный урок – «угадайка» по музыкальным примерам, устный контрольный урок, работа с тестами по рабочей тетради, викторины, кроссворды, олимпиады, итоговые формы проверки – экзамены письменные и устные в конце года.

    1. . Педагог рекомендует просмотр по телевидению и по интернету передач по музыки и культуре.

    2. Проектно-исследовательская деятельность учащихся (при курировании педагогом) в индивидуальной и коллективной формах.

    К дидактическим материалам относятся:

    1. Приложение к программе – календарно-тематическое (поурочное) планирование

    2. Учебные пособия и рабочие тетради(см.список литературы)

    3. Фонохрестоматия по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и школ искусств ГП «Фирма Мелодия» ЗАО «Твик-Лирек».1999г. 1-4 годы обучения

    4. Антология русской и западноевропейской музыки 12-20 веков комплект из 50 аудиодисков А.и Ю.Зверевы Москва 1997

    5. Видеофильмы изучаемых опер

    6. Проигрывающая аппаратура для кассет, пластинок и аудио дисков

    7. Телевизор с DVDплеером

    8. Тематические таблицы

    9. Портреты композиторов

    10. Библиотека с учебной и художественной литературой по музыке

    11. Фортепиано или синтезатор



    Условия реализации программы.

    1. Организационно-методические:



    • Связь с методическими центрами района и города для успешной координации работы;

    • Постоянная связь с другими учреждениями данного профиля обмена методическими находками, проведения творческих встреч, фестивалей, олимпиад;

    • Непосредственная связь с музыкальными колледжами: консультации, курсы повышения квалификации, участие детей в олимпиадах.

    3. Материально-технические:

    • просторные, хорошо освещённые и проветриваемые помещения;

    • удобные парты и стулья;

    4. Организационно-педагогические средства:

    • Образовательные программы;

    • Методические разработки и рекомендации;

    5.Работа с родителями:

    • организация открытых уроков и уроков-концертов для родителей, совместное проведение праздников и народных обрядов, совместное посещение концертов, музеев, лекций, театров;

    • педагогическое просвещение: родительские собрания, индивидуальные беседы, пропаганда научно-популярной и педагогической литературы


    Список литературы для педагогов:

    Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник для ДМШ: четвёртый год обучения. М.: Музыка, 2004

    Аверьянова О.И. Русская музыка второй половины ХХ века : Р. Щедрин, Э.Денисов, А.Шнитке. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

    Аверьянова О.И. Русская музыка до середины XIX века. М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003

    Белоусова С.С. Романтизм. Ф.Шуберт. Р.Шуман. Ф.Шопен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003

    Белоусова С.С. Русская музыка второй половины XIX века. А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.:Росмэн-пресс,2003

    Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ: второй год обучения. М.: Музыка, 2004

    Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

    Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX – начала ХХ века: П.Чайковский, А.Скрябин, С.Рахманинов. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2004

    Ильичева А.В., Иофис Б.Р. Европейская музыка ХХ века. Группа «Шести», Новая венская школа. Б.Барток. П.Хиндемит. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

    Иофис Б. Р. Музыкальная литература. Примерная программа и методические рекомендации для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ Москва, 2004

    Калинина Г.Ф. Рабочие тетради (тесты)по музыкальной литературе 1-4 годы обучения. М.:2007

    Кирнарская Д.К. Классицизм. Й. Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.: Росмэн,2002

    Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения. М.: Музыка,2004

    Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта Санкт-Петербург «Диамант» «Золотой век» 1997

    Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 кл. ДМШ и ДШИ: первый год обучения. М.: Престо, 2004

    Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2006

    Островская Я., Фролова Л., Цесс Н. «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1 года обучения ; учебное пособие для ДМШ «Композитор. Санкт-Петербург» 2008

    Островская Я.,Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах» учебное пособие для детей музыкальной школы 1 года обучения «Композитор. Санкт-Петербург» 2008

    Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для 5 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2005

    Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004

    Сорокотягин Д. «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения». Ростов-на-Дону «Феникс» 2009

    Тихонова А.И. Возрождение и барокко. К.Монтеверди, Г.Пёрселл, Ф.Куперен, А.Вивальди, И.-С. Бах, Г.-Ф.Гендель. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2003

    Царёва Н.А. «Уроки госпожи мелодии» «Престо» М.,2007 с аудиодисками 1кл, 2кл,3кл.

    Царёва Н.А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, Методические рекомендации. Поурочный план. М.: ПРЕСС-СОЛО, 1998

    Рекомендуемая литература для учащихся:

    Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник для ДМШ: четвёртый год обучения. М.: Музыка, 2004

    Аверьянова О.И. Русская музыка второй половины ХХ века : Р. Щедрин, Э.Денисов, А.Шнитке. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

    Аверьянова О.И. Русская музыка до середины XIX века. М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003

    Белоусова С.С. Романтизм. Ф.Шуберт. Р.Шуман. Ф.Шопен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003

    Белоусова С.С. Русская музыка второй половины XIX века. А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.:Росмэн-пресс,2003

    Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ: второй год обучения. М.: Музыка, 2004

    Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

    Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX – начала ХХ века: П.Чайковский, А.Скрябин, С.Рахманинов. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2004

    Ильичева А.В., Иосиф Б.Р. Европейская музыка ХХ века. Группа «Шести», Новая венская школа. Б.Барток. П.Хиндемит. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

    Калинина Г.Ф. Рабочие тетради (тесты) по музыкальной литературе 1-4 годы обучения. М.:2007

    Кирнарская Д.К. Классицизм. Й. Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.: Росмэн,2002

    Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения. М.: Музыка,2004

    Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта Санкт-Петербург «Диамант» «Золотой век» 1997

    Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 кл. ДМШ и ДШИ: первый год обучения. М.: Престо, 2004

    Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2006

    Островская Я., Фролова Л., Цесс Н. «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1 года обучения ; учебное пособие для ДМШ «Композитор. Санкт-Петербург» 2008

    Островская Я.,Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах» учебное пособие для детей музыкальной школы 1 года обучения «Композитор. Санкт-Петербург» 2008

    Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для 5 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2005

    Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004



    Сорокотягин Д. «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения». Ростов-на-Дону «Феникс» 2009

    Царёва Н.А. «Уроки госпожи мелодии» «Престо» М.,2007 с аудиодисками 1кл, 2кл,3кл.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Образовательная программа по дисциплинам «Слушание музыки» (отделение фортепиано) Разработчик

    Скачать 336.94 Kb.