• Образовательная программа по экологии «Природа вокруг нас»
  • Направленность программы
  • Прогнозируемые результаты
  • Документы и материалы, с учѐтом которых составлена программа



  • страница1/15
    Дата01.07.2018
    Размер2.96 Mb.
    ТипОбразовательная программа

    Образовательная программа по экологии «Природа вокруг нас»


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Управление образования администрации Мошковского района

    Новосибирской области

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Мошковский Дом детского творчества»


    Образовательная программа

    по экологии

    «Природа вокруг нас»

    Выполнила программу:

    педагог дополнительного образования

    I категории Львова Татьяна Антоновна

    (срок реализации 1 год,

    возраст детей 10 – 14 лет)

    Адрес: с. Мошнино ул. Школьная, 8

    МКОУ Мошнинская ООШ

    2014г.

    Пояснительная записка.

    Год обучения – 1 год.

    Количество обучающихся – 12.

    Возраст обучающихся – 10-14лет.

    Форма занятий – групповая и индивидуальная.

    Количество часов в неделю – 2 часа.

    Место проведения – МКОУ Мошнинская ООШ


    «Постараться мы должны

    Для богатства всей Земли,

    Чтоб она всегда цвела

    И здоровою была.

    Реки чистые, в лесах

    Зверей и птичек голоса

    И цветы растут в полях-

    Вместе люди и Земля!

    Мы играем и поём,

    Светлым будущим живём.

    Вместе дети собрались:

    Чистый мир – здорова жизнь!»

    Ни один человек не может остаться в стороне от окружающей природы, поскольку каждый из нас – часть мира природы. Все мы зависим от окружающей нас среды, а она зависит от нас. Наше выживание и выживание будущих поколений зависит от того, насколько здоровым будет мир. Каждый из нас должен чувствовать личную ответственность за сохранение, а там, где это необходимо – и за улучшение окружающей нас среды.

    Только новое экологическое осознание природы может спасти человечество, реставрировать синее небо, зелёные луга и леса, отмыть облака, вернуть забытую свежесть нашим городам, возродить радостные запахи трав и живой воды. Настанет час, когда страны будут гордиться не заводами и задымлёнными горизонтами, а свежими листьями, росой и ночной прохладой, запахами туманов и освежающих болот.

    Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

    Программа составлена из расчета 70 учебных часов на учебный год (по 2 часа в неделю) и отражает содержательные компоненты обучения.



    Направленность программы

    Программа направлена на познание окружающей среды путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; это и работа с широкой общественностью, и вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, и агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы,

    газеты, видеоролики, спектакли).

    Актуальность программы

    Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.

    Понимание проблемы окружающей среды, определение путей решения этих проблем – вот, что решает экологическое образование. Оно носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека, так как человек является частью окружающей среды.

    В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.



    Цель программы

    • Формировать нравственное сознание учащихся, обсуждая и оценивая реальные события.

    • Развивать интеллектуальные способности детей путём проведения творческих работ и экскурсий

    • Усиливать контакты школьников с природой, в процессе которых формируется как экологические ценностные ориентации обучающихся, так и знания о взаимосвязях человека с местной природой. Развиваются умения школьников изучать и оценивать состояние местных экосистем и участвовать в трудовых делах по их охране.

    • Обучать навыкам, необходимым в жизни (умению ориентироваться на местности и правильному поведению в природе)



    Задачи программы

    • Формировать интерес обучающихся к экологическим знаниям;

    • Развивать экологическое мышление у школьников.

    • Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности.

    • Воспитывать чувство уважения, любви и гордости за природу своего села и страны;

    • Вовлекать обучающихся в практическую деятельность по охране окружающей среды;

    • Формировать умение наблюдать не просто природные объекты и явления, а взаимосвязи человека с природой.

    • Оценивать способы природопользования;

    • Повышать эрудицию обучающихся по экологическим проблемам;

    Прогнозируемые результаты:

    • Расширение системы знаний о человеке, природе, обществе в их взаимодействии и взаимосвязи.

    • Повышение интеллекта и творческих способностей детей.

    • Приобретение способности активно включаться в подготовку и проведение различных экологических мероприятий.

    • Формирование у детей субъективной уверенности в себе (усиление «Я-концепции»)

    • Формулирование и решение проблем экологии, ранее не казавшиеся актуальными.

    • Практическая реализация методов исследовательской деятельности.

    • Оздоровление детей.

    • Приобретение навыков поведения в природе.

    В программе используются следующие формы и методы обучения:

    • теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии,

    • групповые практические занятия:

    • индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальные проекты исследовательской деятельности);

    • общешкольные мероприятия по экологии;

    • участие в природоохранных акциях.

    наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, диафильмов, слайдов, видеофильмов);

    практические: игровые (дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения,

    (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов), метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т.д.), практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, оформление клумб и цветников, уборка территории);



    словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у

    обучающихся знаний, чтение художественного произведения;



    контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков

    коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в театральных постановках;

    интерактивные методы, т.е обучение во взаимодействии (тренинги,

    ролевые игры).


    Техническая база для эффективной деятельности:
    1) различные материалы: цветная бумага, цветной картон, природный материал, файлы, папки, альбомы, ватманы, фотографии, дискеты, плѐнка, аптечка, карточки с тематическими кроссвордами, редкие и исчезающие растения и животные Новосибирской области, таблицы круговорота веществ, набор дисков;

    2) инструменты: ножницы, линейки, карандаши, микроскопы, фломастеры, клей;

    3) аппаратура: компьютер, проектор, экран, фотоаппарат,

    видеокамера, видеофильмы и фотографии о природе НСО;

    4) помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
    Документы и материалы, с учѐтом которых составлена программа:
    1. Конвенция о правах ребѐнка.

    2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 г. №103-ФЗ).

    3. Конституция РФ.

    4. Федеральный закон «Об образовании».

    5. Концепция модернизации российского образования.

    6. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, от 02.08.2003 г. № 470).

    7. Национальная доктрина образования в РФ.

    8. Санитарно – эпидемиологические требования

    к учреждениям дополнительного образования Сан ПиН 2.4.4.1251-03.

    Учебно-тематическое планирование.



    № п/п

    Тема

    Теоретиче ская часть

    Практичес кая часть

    Всего

    1

    Экология – это наука о нашем доме.

    Инструктаж по Т.Б.



    1

    1

    2

    2

    Человек – часть природы.

    1

    1

    2

    3

    Экологический календарь. Работа с календарём экологических дат.

    1

    3

    4

    4

    Экскурсия «Малые реки Сибири»

    0,5

    1,5

    2

    5

    Значение экологии в жизни человека:

    - проблемы экологии

    - охранять и защищать


    2

    4

    6

    6

    Конкурс «Большой России малый уголок»

    1

    3

    4

    7

    Акция «Чистый двор - чистое село»

    Фоторепортаж.



    0,5

    3,5

    4

    8

    Создание информационного вестника о природе:

    - работа в библиотеке

    - работа в кабинете биологии

    - выпуск плакатов, листовок, газет.



    2

    8

    10

    9

    Работа мастерской «Лесные фантазии»

    - конкурс чтецов

    - конкурс стихов собственного сочинения, рассказов, частушек и т.д.


    2

    8

    10

    10

    Подготовка и празднование

    «День Земли»



    1

    5

    6

    11

    Ролевая игра «Следствие ведут знатоки природы»



    0,5

    1,5

    2

    12

    Кроссворды, викторины на экологическую тему.

    0,5

    1,5

    2

    13

    В лесном царстве.

    0,5

    1,5

    2

    14

    Фенологические наблюдения

    1

    3

    4

    15

    Игра «Хочу всё знать»

    0,5

    1,5

    2

    16

    Подготовка научно-исследовательской работы.

    1

    5

    6

    17

    Конференция по экологии.




    2

    2




    Итого:

    16

    54

    70

    Содержание программы.



    1. Тема 1. (2ч.) Введение (организационное занятие). Знакомство с детьми, с планом работы кружка. Беседа «Что такое экология?», /В связи с тем, что возрастает важность знаний об экологии, в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значение в повседневной жизни людей. /Инструктаж по ТБ, выбор актива. (Приложение №1)

    2. Тема 2. (2ч.) Человек – часть природы. Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятие включает яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. Выпуск газеты «Беречь человека – значит беречь природу» (приложение №2)

    3. Тема №3 (4ч.) Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий. Раскрыть свой творческий потенциал. Занятия помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом. Данная тема познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. (Приложение №3)

    4. Тема №4 (2ч.) Экскурсия по теме «Малые реки Сибири» предполагает изучение живой и неживой природы и их тесной взаимосвязи. Определение обитателей рек: растений и животных. Определение у воды: прозрачности, температуры и т.д. Охрана водных ресурсов.

    5. Тема №5. (6ч.) Это занятия – практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значение которых для окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы. (Приложение №4)

    6. Тема №6 (4ч.) Этот конкурс включает информацию об истории своей малой Родины, которая отражается в классных уголках и выпуске стенгазеты общешкольной.

    7. Тема №7 (4ч.) Воспитательная задача акции состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. /Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить/.Подготовка фоторепортажа, листовок, призывающих к экологической культуре сельских жителей. (Приложение № 5)

    8. Тема №8 (10ч.) Эта тема – учит детей оформлять, изготавливать стенды в защиту природы, выпускать плакаты, газеты, листовки на тему «Помогите выжить животным и птицам», «Новогодняя ѐлка», «Берѐзка», «Подорожник» и т.д. (Приложение № 6)

    9. Тема №9 (10ч.) Творческая тема. Работа мастерской «Лесные фантазии», разработка лесных знаков, конкурс чтецов, частушек, песен и т.д. Проба пера – конкурс сочинений, сказок, маленьких рассказов, «Бал цветов», работа мастерской «Всѐ из ничего» - изготовление поделок из отходов. Выставка. Проведение тестов «Я и моя оценка», «Я и моѐ окружение», «Я глазами друга», «Оценка друга» - тренинг. (Приложение №7)

    10. Тема №10 (6ч.) Это театр экологических знаний. Данный творческий раздел поможет учащимся обобщить знания по экологии, сердцем услышать самое главное. (Приложение № 8)

    11. Тема №11 (2ч.) Знакомство с различными растениями и животными, развитие смекалки, зрительной памяти и внимания. (Приложение №9)

    12. Тема №12 (2ч.) Поиск экологических решений: задач, кроссвордов, викторин. Развитие интеллекта, расширение экологических знаний.

    (Приложение №10)

    1. Тема №13 (2ч.) Развивающая задача состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.

    2. Тема №14 (4ч.) Наблюдения за погодой, за её изменениями, изучение примет, предсказаний и т.д.

    3. Тема №15 (2ч.) в игре «Хочу всё знать» используются полученные экологические знания в течение всей программы.

    4. Тема № 16 (6ч.) Выбор темы научно – исследовательской работы. Подготовка и написание научно – исследовательской работы.

    5. Тема №17 (2ч.) Конференция. Награждение. Итоги.

    Литература:

    1. Алексеев, С.В.Экология. – Санкт-Петербург: Просвещение, 2004.

    2. Дидактические материалы Экология России. - М.:АО МДС, Юнисам, 2005.

    3. Козлова, Т.А, Мягкова, А.Н, Сонин, Н.И. Экология России. Рабочая тетрадь. Часть первая. - М.: АО МДС, 2006.

    4. Криксунов, Е.А, Пасечник, В.В. Экология. – М.: Дрофа, 2004.

    5. Программно-методические материалы "Экология (5-11 класс)" М.: Дрофа,2002

    6. . Чернова, Н.М., Галушин, В.М., Константинов, В.М. Основы экологии. – М.: Дрофа, 2004.

    7. Предметные недели в школе. Биология, экология, здоровый образ жизни. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Волгоград. Издательство «Учитель»2001г

    8. Интернет-ресурсы: http://www.nbra.ru/index.php?id=94&Itemid=27&option=com_content&view=article;



    Приложение №2


    "Человек — он ведь тоже природа,

    Он ведь тоже закат и восход.

    И четыре в нем времени года.

    И особый в нем музыки ход.

    И особое таинство цвета,

    То с жестоким, то с добрым огнем,

    Человек — он зима. Или лето.

    Или осень. С грозой и дождем.

    Все вместил в себя. Версты и время.

    И от атомных бурь он ослеп.

    Человек — он и почва, и семя.

    И сорняк среди поля. И хлеб.

    И какая в нем брезжит погода?

    Сколько в нем одиночества? Встреч?

    Человек — он ведь тоже природа...

    Так давайте природу беречь."

                              

    С. Островой.

    Приложение №3
    Экологические даты календаря.
    ЯНВАРЬ

    1 января - Всемирный День мира

    11 января - День заповедников и национальных парков

    ФЕВРАЛЬ

    2 февраля - Всемирный День водно-болотных угодий

    19 февраля - Всемирный День китов и морских млекопитающих

    25 февраля - День Рождения Ассоциации заповедников и национальных парков Северо - Запада России

    МАРТ

    14 марта - День действий против плотин. День действий в защиту Рек, Воды и Жизни.

    15 марта - Всемирный День действий против охоты на бельков

    21 марта - Весеннее Равноденствие

    22 марта - Всемирный День Воды (Водных ресурсов). Международный день Балтийского моря

    23 марта - Всемирный День Климата (Метеорологический День)

    АПРЕЛЬ

    1 апреля - Международный День птиц

    4 апреля - Всемирный День крыс

    7 апреля - Всемирный День охраны здоровья

    15 апреля - День экологических знаний

    с 15 апреля по 5 июня - Общероссийские Дни защиты от экологической опасности



    18-22 апреля - Марш Парков

    19 апреля - День подснежника

    19-26 апреля - Весенняя Неделя Добра

    22 апреля - Всемирный День Земли

    24 апреля - Всемирный День защиты лабораторных животных

    Четвертая суббота апреля - День Биолога



    МАЙ

    3 мая - День солнца

    12 мая - День экологического образования

    15 мая -15 июня - Единые Дни защиты малых рек и водоемов

    20 мая 1980 - Подписана Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (Канберра)

    22 мая - Международный День биологического разнообразия (с 2000 г.)

    24 мая - Европейский День парков

    25 мая - День нерпенка

    ИЮНЬ

    1 июня - Всемирный День защиты детей

    5 июня - Всемирный День охраны окружающей среды. День эколога в России

    8 июня - Всемирный День Океанов

    15 июня - День создания юннатского движения

    17 июня - Всемирный День по борьбе с опустыниванием и засухой

    22 июня - Летнее солнцестояние

    23 июня 1999 - День основания Российского музея леса

    ИЮЛЬ

    4 июля - Международный День дельфинов - пленников

    11 июля - День действий против рыбной ловли

      АВГУСТ



    2 августа - День оленя

    9 августа - Всемирный День коренных народов

    Четвёртое воскресенье августа - День Байкала



    16 августа - Международный День бездомных животных

    СЕНТЯБРЬ

    8 сентября - День журавля

    11 сентября 1961 - День образования Всемирного фонда дикой природы (WWF)

    15 сентября - День рождения Гринпис

    16 сентября - Международный День охраны озонового слоя

    15 сентября -15 октября - Месячник охраны природы

    21 сентября - Международный День мира

    3-е воскресенье сентября - День работников леса



    21 сентября - Международная Ночь летучих мышей

    20 сентября - Международный День риса;

    21 - 27 сентября - Неделя Всемирной Акции «Мы чистим мир» (Очистим планету от мусора)

    23 сентября - Осеннее Равноденствие

    27 сентября - Международный День кроликов

    Четвертое воскресенье сентября - День Амурского тигра и леопарда

    Последняя неделя сентября - Всемирный День Моря

    ОКТЯБРЬ

    1 октября - Всемирный вегетарианский День

    2 октября - Всемирный День сельскохозяйственных животных

    3-10 октября - Неделя в защиту животных

    4 октября - Всемирный День защиты животных

    5-6 октября - Всемирные Дни наблюдения птиц

    5 октября - День образования Международного (Всемирного) союза охраны природы

    6 октября - Всемирный День охраны мест обитаний

    10-16 октября - Всемирная Неделя дождевых лесов

    Вторая среда октября - Международный День по уменьшению опасности стихийных бедствий



    14 октября - День работников заповедников

    Последняя неделя октября - Дни Волги



    31 октября - Международный День Черного моря

     НОЯБРЬ



    1 ноября - День образования Российского экологического союза

    15 ноября - День вторичной переработки

    20 ноября - Всемирный День ребенка

    24 ноября - День образования Всероссийского общества охраны природы

    29 ноября - День образования Всемирного общества охраны природы

    30 ноября - Всемирный День домашних животных

     ДЕКАБРЬ



    3 декабря - Международный День борьбы с пестицидами

    5 декабря - Международный День добровольца

    5 декабря 1996 г. - Байкал включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО

    10 декабря - Международный День акций за принятие Декларации прав животных

    11 декабря - Всемирный День гор

    22 декабря - Зимнее солнцестояние

    24 декабря 1988 года был создан Международный Социально-экологический союз (МСоЭС)

    29 декабря - Международный День биологического разнообразия (до 2000 г.)

     

    Приложение № 4



    Профессия эколог
    Описание профессии:

    Понимание того, что природные ресурсы не бесконечны и горы мусора всё растут и растут, пришло около 40 лет назад. Появилась необходимость в квалифицированных кадрах, которые могли бы каким-то образом предотвратить загрязнение воздуха и регулировать деятельность промышленных заводов.



    Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег.

    Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.

    Если содержание вредных веществ выше критического уровня, выявляют причины, составляют прогноз развития ситуации.

    Специалисты изучают последствия запуска космических ракет, контролируют деятельность вредных производств, следят за утилизацией радиоактивных отходов.

    Они выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу. Но, как и везде, значительную часть времени отнимает оформление различной документации. Путем наблюдений, опросов, с помощью приборов и других методов эколог проводит анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных, а также изучает влияние природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат.

    Выявляет и классифицирует действующие и потенциальные источники экологической опасности, определяет ее происхождение, характер, степень, масштабы, реальные и прогнозируемые последствия. С учетом текущих и перспективных экологических нормативов и регламентов разрабатывает комплекс природоохранных мероприятий, добивается их реализации, контролирует результаты в соответствии с законодательными актами. Через средства массовой информации разъясняет и пропагандирует цели и значение природоохранной деятельности.

    Труд эколога сложный и напряженный; работа с документами сочетается с разъездами, организацией практических мероприятий.

    Лаборант-эколог

    1. Общая характеристика профессии

    Изучает состояние воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияние продуктов питания на здоровье людей. Проводит анализ веществ: устанавливает химический состав вещества, определяет свойства вещества. По итогам исследований проводит расчеты. Результаты заносит в журнал.



    2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

    Тонкое цветоразличение, обонятельная и осязательная чувствительность, точная координация кистей рук, хорошая зрительная память, аккуратность, педантичность.



    3. Медицинские противопоказания

    Работа не рекомендуется людям с заболеваниями: органов дыхания; сердечно-сосудистой системы; органов пищеварения; почек и мочевыодящих путей; нервной системы; кожи с локализацией на кистях рук.



    4. Требования к профессиональной подготовке

    Должен знать: основы общей, аналитической и физической химии; правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований; методы анализа и методики проведения расчетов по их результатам; государственные стандарты на анализируемые вещества; правила наладки лабораторного оборудования.

    Должен уметь: налаживать и подготавливать к работе лабораторное оборудование; проводить исследование химических и физико-химических свойств вещества; оформлять лабораторную документацию.

    5. Родственные профессии

    Лаборант медицинского анализа, лаборант химико-бактериологического анализа, лаборант химического анализа.



    Приложение № 6
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Образовательная программа по экологии «Природа вокруг нас»