• Р А З Д Е Л 1 .
  • Р А З Д Е Л 2-Й.

  • Скачать 420.22 Kb.


    страница1/2
    Дата21.06.2017
    Размер420.22 Kb.

    Скачать 420.22 Kb.

    Обвинительное заключение


      1   2

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Полномочный Представитель ОГПУ

    По Татарской АССР:

    ______________ (МАТСОН)




    ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    по делу № 3200

    о контрреволюционной монархической организации

    филиала контрреволюционного центра

    «ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

    в Татарской АССР



    Формула обвинения

    и состав организации.
    Органами Полномочного Представительства ОГПУ по Татарской АССР в Мае-Июне месяцах 1932 года вскрыта и ликвидирована контрреволюционная, религиозно-монархическая организация, являющаяся вторым по счету в Татреспублике филиалом Всесоюзного центра к/р. организации «ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ».

    Ликвидированная организация возглавлялась священниками МОДЕСТОВЫМ Николаем Александровичем и МИНЮКОВЫМ Михаилом Федоровичем и в своей контрреволюционной деятельности была связана с лидерами Всесоюзного центра «ИПЦ» — митрополитом Иосифом ПЕТРОВЫХ, архиепископами Дмитрием ГДОВСКИМ и Андреем, бывшем князем УХТОМСКИМ, имея отправными директивными центрами по линии деятельности организации гор. ЛЕНИНГРАД и гор. УФУ, причем в Уфе проживали епископ Андрей УХТОМСКИЙ и другие видные деятели «ИПЦ», в том числе епископ Вениамин.

    Возглавляемая в пределах Татреспублики священниками МОДЕСТОВЫМ Н.А. и МИНЮКОВЫМ М.Ф. упомянутая к/р. организация возникла в 1927 году, вскоре после прихода к церковной власти митрополита Сергия Нижегородского, формируясь вначале из наиболее реакционно настроенного духовенства, не согласного с политикой церковного центра по отношению к Советской власти. Перед органами Советской власти к/р. организация «ИПЦ» свою организационную деятельность усиленно маскировала внутренней оппозиционной борьбой чисто церковного порядка.

    Как известно, в практической деятельности как центра, так и своих ответвлений «ИПЦ» совершенно ясно выявила контрреволюционное лицо, что признано самими лидерами Всесоюзной организации «ИПЦ», ликвидированной ОГПУ, в том числе руководителями 1-го филиала в Татреспублике, епископом Нектарием ТРЕЗВИНСКИМ, профессорами НЕСМЕЛОВЫМ и ПЕТРОВЫМ (филиал ликвидирован в 1930-31 г.г.) и вновь засвидетельствовано также — объектами данного дела священниками МОДЕСТОВЫМ Н. А. и МИНЮКОВЫМ М. Ф., которые в своих показаниях совершенно ясно заявили, что целью руководимой ими организации было: «БОРЬБА С СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ ВСЕМИ СРЕДСТВАМИ ЗА РЕСТАВРАЦИЮ МОНАРХИЧЕСКОГО СТРОЯ».

    В начале своего возникновения вновь вскрытый филиал «ИПЦ» имел значительно больший состав и получал практическое руководство по линии к/р. деятельности из села Наумовка Бугурусланского р-на СВК, где проживал в то время священник МОДЕСТОВ Н.А. С 1930 же года, с января месяца, в связи с оперативными вскрытием к/р. деятельности «ИПЦ» на территории СВК, центром практического руководства над а/с. деятельностью второго в ТР филиала стала являться деревня Забугоровка Бугульминского района Татреспубликии, куда переселился МОДЕСТОВ Н. А., перейдя на нелегальное, в связи с преследованием его органами власти, положение.

    Организация, возглавляемая МОДЕСТОВЫМ Н. А. и МИНЮКОВЫМ М. Ф.,имела на территории Татреспублики 8 активно действующих ячеек, 5 подпольных церквей и 16 человек разъездной агентуры и межячейковых связистов и распространяла свою к/р. деятельность на Первомайский, Бугульминский, Ново-Шешминский и Чистопольский районы, оказывая также свое организующее а/с. влияние и на а/с. элемент Аксубаевского, Елабужского и Шугуровского р-нов ТР, руководя и поддерживая связь с 20-ю ячейками, находящимися на территории СВК.

    Глубоко конспирируя свои ячейки и места массовой и индивидуальной а/с. обработки, при помощи устройства подпольных церквей, сооружаемых под полом в деревенских домах и на окраинах деревень в виде пещер, организация проводила ячейковые нелегальные собрания и общие совещания руководящего состава ячеек, на которых обсуждались методы борьбы с Соввластью.

    Этими методами, которые пользовались организация в своей к/р. деятельности на территории Татреспублики (как установлено следствием), ЯВЛЯЛОСЬ:

    Массовая к/р. антиколхозная (и против др. мероприятий Соввласти) агитация, распространение пораженческо провокационных слухов и а/с. листовок, открытые выступления и срывы общих собраний колхозников, организация массовых демонстративных против мероприятий Соввласти выступлений, угрозы по адресу Советского колхозного актива и прямой террор.

    При этом большую роль организаторов и вдохновителей имела разъездная агентура, лично связанная с МОДЕСТОВЫМ Н. А., в лице Агафьи Максимовны ВЯЧКИЛЕВОЙ-МОДЕСТОВОЙ, скрывщейся во время ликвидации филиала, монаха ТИМОФЕЕВА Федора Тимофеевича, псаломщика ЛЕСИНА и других, в числе 16 человек, проходящихз по делу и арестованных.

    ВСЕГО по делу привлечено и предается суду 45 человек.
    МОДЕСТОВ Николай Александрович1,

    МИНЮКОВ Михаил Федорович,

    ТИМОФЕЕВ Федор Тимофеевич,

    ПАВЛОВ Степан Павлович,

    ФЕДОРОВ Николай1 Федорович,

    СТЕПАНОВ Федор Степанович,

    МЕЛЬНИКОВА Марфа Анисимовна,

    ЧЕРНОВ Василий Федорович,

    МАКСИМОВ Петр Максимович,

    АРТАМОНОВ Терентий Павлович,

    ЕВДОКИМОВ Семен Евдокимович,

    СИМАКОВ Семен Николаевич,

    МАЛИНОВ Михаил Григорьевич,

    ВОРОНЦОВ Андрей Григорьевич,

    МАЛАНЧЕВ Михаил Яковлевич,

    БОРИСОВ Иван Степанович,

    МАЛАНЧЕВ Леонтий Михайлович,

    АЮТОВ Иван Григорьевич,

    РОМАНОВ Ермолай Гаврилович,

    РОМАНОВ Михаил Борисович,

    БАЗЯНОВА Наталия Васильевна,

    КУДРЯШЕВ Леонтий Ильич,

    БОРИСОВ Андрей Иванович,

    КРАСНОВ Кузьма Павлович,

    ВАСИЛЬЕВ Василий Васильевич,

    ПРАВЕДНИКОВА Александра Федоровна,

    ПРАВЕДНИКОВА Вера Федоровна,

    ПРАВЕДНИКОВА Мария Федоровна,

    ДАНИЛОВ-МАКСИМОВ Илья Иванович,

    ТРУНОВА Марфа Ивановна,

    БАТЕНЕВ Иван Иванович (1-й),

    БАТЕНЕВ Иван Иванович (2-й),

    БАТЕНЕВА Прасковья Ивановна,

    ГЛУШКОВ Семен Павлович,

    НЕСТЕРОВ Василий Матвеевич,

    МЕЗИНЦЕВА Варвара Дмитриевна,

    БЫЛИНКИНА Надежда Константиновна,

    СМИРНОВА Неонила Федоровна,

    ЕФРЕМОВА Аксинья Васильевна,

    АТЛАНДЕРОВА Феодосия Павловна,

    МЕЛЕНТЬЕВА Наталия Михайловна,

    АСТАФЬЕВ Василий Матвеевич,

    ЧЕРНЫШЕВА Мария Николаевна,

    ЧЕРНЫШЕВА Евгения Никифоровна,

    ХВОРОНОВА Ефросинья Андреевна.


    Р А З Д Е Л 1.
    ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

    ЦЕРКОВНО-МОНАРХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ и

    ЕЕ КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ.
    ВОЗНИКНОВЕНИЕ

    И ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    ПЛАТФОРМА

    ОРГАНИЗАЦИИ.
    Возникновению ячеек на территории Татреспублики, составивших организацию-филиал ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРА к/р. организации «»ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ», предшествовало повсеместное объактивление антисоветски настроенных церковников и духовенства в связи с приходом к церковной власти митрополита Сергия Нижегородского и изменения им церковно-политической позиции в отношении к Советской власти. Как известно, внутри церковный раскол и церковные канонические разногласия, которыми прикрывалось отошедшее в 1927 году в оппозицию к церковному центру духовенство, являлось лишь политическим маневром для прикрытия образовавшейся одновременно с этим, т. е. в 1927 году, Всесоюзной к/р. организации «Истинно-Православной церкви», во главе которой встали черносотенно-монархические церковные иерархи, митрополит Иосиф ПЕТРОВЫХ, архиепископ Дмитрий ГДОВСКИЙ, бывший князь УХТОМСКИЙ и другие.

    Объединенные одной целью — РЕСТАВРАЦИИ МОНАРХИЧЕСКОГО СТРОЯ, лидеры к/р. организации «ИПЦ» в тоже время имели между собой некоторые разногласия чисто церковного порядка, в частности, в вопросе старообрядчества, и в силу этого разделяли между собой руководство к/р. организацией «Истинно-Православной церкви» как бы на два ответвления, с одной стороны, во главе стояли митрополит Иосиф ПЕТРОВЫХ и архиепископ Дмитрий ГДОВСКИЙ с центром в гор. Ленинграде и, с другой стороны, епископ Андрей, бывший князь УХТОМСКИЙ, с центром в гор. Уфе. К последнему примкнула крайне правая часть реакционного духовенства, миссионерствующая часть религиозников и значительная часть бывших членов а/с политпартий, в том числе и священник МОДЕСТОВ Николай Александрович, ставший вскоре организатором и руководителем филиала к/р. организации «ИПЦ» в Татреспублике.

    По этому поводу обвиняемый МОДЕСТОВ Н.А., говоря одновременно и о политической платформе организации и о методах к/р. деятельности, показывает:

    «Для нас наиболее приемлемой может быть власть МОНАРХИЧЕСКАЯ, как исходящая от бога и освящаемая святой церковью»...

    «В условиях настоящей действительности мы, представители «Истинно-Православной церкви», считаем НЕОБХОДИМЫМ БОРОТЬСЯ ПРОТИВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ и в этих целях допускаем возможность пользоваться в с е м и СРЕДСТВАМИ БОРЬБЫ».

    «Интересы, о которых я только что сказал, и послужили тем, что объединило нас — часть духовенства, а также церковников в одну общую организацию именующуюся «ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ», но с двумя ответвлениями. С одной стороны, в руководстве организацией находились митрополит Иосиф ПЕТРОВЫХ, епископ Дмитрий ГДОВСКИЙ и митрополит Кирилл и, с другой, епископ АНДРЕЙ, бывший князь УХТОМСКИЙ.

    По существу те и другие составляли одно тождественно целое, но в своей практической деятельности имели некоторые разногласия, в частности, по вопросу признания прав на местоблюстительство патриаршего престола митрополита Петра КРУТИЦКОГО, с одной стороны, и правильности решения старообрядческого вопроса, с другой».
    Имея перед собой определенную политическую цель активной борьбы с Советской властью, за реставрацию монархического строя, к/р. организация в первые годы своего существования повела свою деятельность по линии охвата "своими" людьми легально существовавших церковных приходов, в этих целях руководящим составом к/р. организации подбирались активные церковники из кулацко-белогвардейского элемента, преимущественно бывшие члены «СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА» и участники вооруженных восстаний против Соввласти. Они посвящались в сан священника, ставились к церковным приходам, и затем через них проводилась вся остальная а/с организационная деятельность, приводившая к образованию ячеек из а/с настроенной части верующих.

    Большое руководящее место в подборе и насаждении низового ячейкового руководящего персонала и в сколачивании ячеек к/р. организации "ИПЦ" занимал священник МОДЕСТОВ Николай Александрович, начавший свою деятельность на территории Бугурусланского района Средне-Волжского края. О чем сам обвиняемый МОДЕСТОВ Н.А. показывает:

    «В числе принадлежавших к организации, возглавляемой архиепископом Андреем УХТОМСКИМ на территории Бугурусланского района СВК, были: село Наумовка, где до 1923 года священником был я, село Соковка, где священником был Исидор Аушев, находящийся в ссылке; село Сололейка со священником Василием, фамилию не помню, тоже высланным 2 года тому назад; село Русский Байтуган со священником Александром Григорьевичем, фамилию не помню, сосланным или расстрелянным, село Кургала со священником Тимофеем, находящимся в ссылке; село Балахоновка со священником Петром Костиным, сосланным за к/р. деятельность, и село Старый Маклауш со священником Прокофием Наумовым. Друг друга мы знали, поддерживали связь и также тождественны были в своей деятельности».
    О том, как укомплектовывались руководящие кадры, из кого они составлялись и о своей роли в этом, обвиняемый МОДЕСТОВ Н. А. в своих показаниях говорит:

    «Упомянутые приходы стали принадлежать к нашей организации не одновременно. Становились они нашими по мере того, как в приход определялся священник, разделявший наши убеждения.

    Определение в приходы всех упомянутых выше священников, за исключением отца Василия из села Сололейка, ПРОИЗОШЛО ПО МОЕЙ РЕКОМЕНДАЦИИ. Все эти священники, до определения их к упомянутым приходам, были МИРЯНАМИ из числа активных церковников разных селений, преимущественно тех же, к приходам которых они были поставлены — идеологически ЧУЖДЫЕ ИНТЕРЕСАМ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ».
    На территории СВК к/р. организация ИПЦ имела 20 ячеек и а/с деятельностью их руководил МОДЕСТОВ Н.А. Об этом обвиняемый МОДЕСТОВ показывает:

    «Вот те приходы, селения, деревни и лица в них, кои близки мне, хорошо известны, единомышленны мне и одного направления со мной:

    1) село Наумовка, 2) Соковка,

    3) Старое Борискино, 4) Каргала,

    5) Балахоновка, 6) Ново-Семенкино,

    7) Волчья слобода, 8) Пронькино,

    9) Шестайкино, 10) Дер. Васильевка

    11) Моисеевка, 12) Сололойка2

    13) Русский Байтуган, 14) Старый Маклауш,

    15) Малая Бугульма, 16) Р. Добрино,

    17) Сухоречка, 18) Шаталовка,

    19) село Васильевка, 20) Старая сосна.

    Вот список пунктов наиболее деятельных в обращении "заблудших"».

    ФОРМИРОВАНИЕ К/Р. ЯЧЕЕК

    «ИПЦ» В ТАТРЕСПУБЛИКЕ
    Проживая в селе Наумовка Бугурусланского района СВК и руководя здесь а/с деятельностью к/р образований «ИПЦ», МОДЕСТОВ Н. А. организовал организующее влияние на а/с элемент Бугульминского района Татреспублики, расположенного по соседству с Бугурусланским районом СВК.

    Связанный с церковниками Бугульминского района ТР по своей службе священником в г. Бугульме упомянутого района ТР в 1924-25 г.г, МОДЕСТОВ Н. А., ставши одним из видных организаторов деревенских контрреволюционных ячеек «ИПЦ», активизировал эти связи по линии создания к/р. ячеек «ИПЦ» и в Татреспублике, пользуя в качестве связистов, ставших позднее разъездными агентами, свою жену ВЯЧКИЛЕВУ-МОДЕСТОВУ Агафию Максимовну, монаха ТИМОФЕЕВА Федора Тимофеевича, псаломщика ЛЕСИНА и других.

    По этому поводу обвиняемый МОДЕСТОВ Н. А. показывает:

    «Как с епископом, так и с иереями более приходилось связь иметь через матушку, чтобы не бросалось в глаза их хождение ко мне местным властям»


    Обвиняемый ТИМОФЕЕВ Ф. Т. в своих показаниях говорит:

    Мне приходилось ходить по многим селениям, для этого я при содействии своего человека в сельсовете имел от последнего удостоверение личности, свидетельствующее о том, что я батрак».


    В то же время с МОДЕСТОВЫМ Н. А. искали связей и устанавливали ее по своей инициативе а/с. настроенные церковники, проживающие в ТР.

    Об этом обвиняемый МОДЕСТОВ Н. А. показывает:

    «Из Бугульминского района ТР ко мне неоднократно приезжали — псаломщик села Крым-Сарай ЛЕСИН и священник села Балахоновки КОСТИН Петр, приезжали за советом, как жить».
    Он же, касаясь своих советов приезжавшим за ним, отвечает следующим показанием:

    «Советскую власть я считаю, как власть, допущенную за грехи народа. Свержение помазанника божия царя с престола является началом проявления гнева божия. Я считаю дял себя приемлемой только власть монархическую, из этого понятно мое отношение к Советской власти, и если я не всем говорил о сем, то близкие мне лица об этом знали».


    Укрепляя и организуя таким путем связи с а/с. настроенными церковниками в Татреспублике, МОДЕСТОВ Н. А., в связи с разгромом филиала к/р. организации «ИПЦ» на территории СВК, в январе месяце 1930 года, скрываясь от преследования его властями, переселился сначала в г. Бугульму того же района ТР к монашкам ПРАВЕДНИКОВЫМ и затем в дер. Забугоровку Бугульминского района АТССР, к активной церковнице-фанатичке ИШКОВОЙ Марии, где, соорудивши при помощи ИШКОВОЙ Марии и других еще ранее завербованных им в к/р. организацию «ИПЦ» — подпольную церковь в виде пещеры под домом ИШКОВОЙ, повел отсюда активное руководство а/с. настроенными церковниками, — организовал подпольные церкви:

    1) В г. Бугульме в подпольи дома монашек ПРАВЕДНИКОВЫХ Е. Ф., А. Ф. и М. Ф.

    2) В дер. Крым-Сарай Бугульминсокго района ТР, вблизи деревни, где подпольная церковь в то же время была нелегальным женским монастырем во главе с монахом-изувером Петром КОСТИНЫМ.

    3) В селе Новое Ильмово Первомайского района, во главе с монахом ТИМОФЕЕВЫМ Ф. Т. и кулаком, активным вилочником ПАВЛОВЫМ С. П., которые одновременно являлись и руководителями ячеек к/р. организации «ИПЦ» в селе Новое Ильмово также, как и другие, возглавлявшие подпольные церкви в упомянутых районах Татреспублики.

    4) В селе Аккиреево Первомайсокго арйона ТР, в доме религиозной фанатички, жены кулака БАЗЯНОВОЙ Н. В., являвшейся в прошлом активным членом монархической организации СРН, здесь к/р. ячейку «ИПЦ» возглавляли, помимо БАЗЯНОВОЙ Н. В., бывший активный член СРН, командир повстанческого вилочного отряда АРТАМОНОВ Т. П., бывший активный член СРН, бывший белый, участник вооруженного разгрома Комитета бедноты — МАКСИМОВ П. М. и др.

    5) В селе Ново-Шешминское Ново-Шешминского района ТР, здесь в 4-х верстах от села, в лесу была вырыта пещера, являвшяся в то же время нелегальным женским монастырем, монастырь и к/р. ячейку «ИПЦ» возглавляли монашки-келейницы — БЫЛЫНКИНА М. К., АТЛАНДЕРОВА Ф. П. и другие.

    Подпольные церкви являлись центрами, объединившими а/с. элемент ряда других деревень, они же явились и основоположниками в образовании контрреволюционных ячеек «ИПЦ» в селе Ивашкино Первомайского района ТР во главе с кулаками, бывшими активными членами СРН КУДРЯВЦЕВЫМ Л. И., БОРИСОВЫМ А. М. и КРАСНОВЫМ Н. П.; в поселке Ульяновка Первомайского района ТР во главе с кулаком ВАСИЛЬЕВЫМ В. В.; в слободе Черемуховой во главе с кулаком ДАНИЛОВЫМ-МАКСИМОВЫМ И. И. и монашкой ТРУНОВОЙ М. И. О существовании этих к/р. ячеек, а также подпольных церквей показывают:

    Обвиняемый ТИМОФЕЕВ Ф. Т.:

    «В дер. Новое Ильмово Первомайского района под моим руководством была устроена подпольная церковь-келья при помощи ЛАРИОНОВА Василия, СТЕПАНОВА Федора, ФЕДОРОВА Николая и др. Мы постоянно поддерживали связь со священниками МОДЕСТОВЫМ и МИНЮКОВЫМ».


    Обвиняемый ПАВЛОВ С. П.:

    «В дер. Новое Ильмово существует группа "Истинно-верующих", наиболее активными членами ее являются: СТЕПАНОВ Федор, ФЕДОРОВ Николай, ЛАРИОНОВ Василий, МЕЛЬНИКОВА Марфа и др. Между собою они поддерживали постоянную связь и собирались в доме МАКСИМОВА Ивана, теперь осужденного, и у МАЛЫШЕВА Петра. Организованно общими силами они устроили келью-церковь».


    Обвиняемый БОРИСОВ А. И.:

    «В селе Ивашкино существовала группа "Истинных" в состав ее входили КУДРЯШЕВ Леонтий, я, БОНДАРЕВ Игнатий, МАЙОРОВ Николай и другие. Группа проводила свои совещания и обсуждала а/с. вопросы, в частности по организации массового выхода из колхоза, на этом совещании, о котором упоминаю, присутствовал и я».


    Гражданин ЧАЛИН С. Т.:

    «В селе Аккиреево существует крепко спаянная группа религиозников, называющих себя Истинными, которые, прикрываясь религией, ведут активную а/с. деятельность. К числу активных членов относятся ЧЕРНОВ Василий, СТЕПАНОВ Семен, ВОРОНЦОВ Андрей, РОМАНОВ Ермолай, МАКСИМОВ Петр, МАЛИНОВ Михаил, МАЛАНЧЕВ Леонтий, БОРИСОВ Михаил и МАКАРОВ Николай.

    Перечисленные лица являются основными членами, фактически руководителями, всего же было значительно больше участников».
    Гражданин ЛОГИНОВ Е. М.:

    «В поселке Ульяновка возглавляет а/с. деятельность ВАСИЛЬЕВ Василий Васильевич, являются активными ЯКОВЛЕВ Василий, БРОСЬКИН Алексей и другие, при проведении мероприятий сельсоветом они предварительно собирались в доме ЯКОВЛЕВА и затем сообща выступали против».


    Обвиняемая ЧЕРНЫШЕВА М. Н.:

    «В селе Крым-Сарай Бугульминского района группа "Истинных" существует с 1929 года, в этом году и я была завербована ЛЕСИНЫМ Ильей, к группе принадлежат ХВОРОНОВА Анастасия, АЛЕХИНА Прасковья, ХВОРОНОВА Ефросинья, МОКЕЕВ Лука, ФЕДОНИН Гавриил и др.

    Мы организованно собирались в доме РУДАКОВОЙ и поддерживали связь с селом Сололейка СВК».
    Гражданин НИКИФОРОВ А. А.

    «Начало движения последователей отца Николая МОДЕСТОВА относится еще к 1923 году, в то время во главе религиозников-фанатиков в селе Ново-Шешминское, слободах Волчьей и Черемуховой находился отшельник (монах) Петр АТЛАНДЕРОВ, который в овраге села Ново-Шешминское имел подпольную церковь-пещеру, скорее нелегальный монастырь, так как в его пещере были отшельницы-монашки.

    В 1930 году этим движением, в связи со смертью АТЛАНДЕРОВА, стал непосредственно руководить священник Николай МОДЕСТОВ, активными ему помощниками были ПЕТРОВИЧЕВА Агафья, Павел МИШУКОВ, Семен ГЛУШКОВ, БАТЕНЕВ Иван Иванович, АРХИПОВ Степан Степанович и другие».
    Подтверждая существование в селе Ново-Шешминское, слобод Черемуховой и Волчьей ячеек и свое руководство ими.

    Обвиняемый МОДЕСТОВ Н. А. показывает:

    «С селом Ново-Шешминское и слободами Черемуховой и Волчьей я поддерживал связь до последнего времени».


    Таким образом фактически сформировалось на территории Татреспублики 8 к/р. ячеек «ИПЦ», имевших 5 подпольных церквей и разъездную агентуру. Эти ячейки были постоянно связаны между собой не только при помощи агентуры МОДЕСТОВА Н. А., но и через совместные совещания. По этому поводу показывают:

    Обвиняемый МОДЕСТОВ Н. А.:

    Связь не порывалась и если не лично, то косвенно через доверенных лиц, поддерживалась постоянно к обоюдному укреплению сил».


    Гражданин АДГАМОВ В. П.:

    «В мае месяце 1932 года в село Аккиреево Первомайского района, в доме ЧЕРНОВА Василия было объединенное совещание "Истинных", на нем присутствовали из дер. Ивашкино — КРАСНОВ Степан, КРАСНОВ Кузьма, ЯМАНОВ Леонтий, БАЛАНДОВ Василий и др.

    Из дер. Новое Ильмово — СТЕПАНОВ Федор, ТИМОФЕЕВ Федор, ПАВЛОВ Степан и ФЕДОРОВ Николай из дер. Чув-Янорускино Аксубаевского района».
    В осуществлении связей и в руководстве ячейками «ИСТИННЫХ» второе место занимал священник МИНЮКОВ, Михаил Федорович. О его руководящей деятельности обвиняемый ПАВЛОВ С. П. показывает:

    «Организованную общими силами в селе Аккиреево, Первомайского района келью-церковь, на которую собирались деньги и кирпичи, посещал МИНЮКОВ, он останавливался у ЕРМИЛИНОЙ Евдокии. Упомянутая группа посещала с. Кармалки, где служил МИНЮКОВ».


    Обвиняемый ТИМОФЕЕВ Ф. Т.:

    «Устройство подпольной церкви в селе Ново-Ильмово благословлял отец Михаил МИНЮКОВ, мне приходилось бывать и у него и вместе с ним у МОДЕСТОВА».


    Имея между собой постоянную связь, ячейки, филиалы к/р. организации «ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» имели перед собой и одну общую, всем членам известную политическую цель. По этому поводу обвиняемый МОДЕСТОВ, Н. А., ссылаясь на ранее им данное показание, в тоже время говорит:

    «Я считаю для себя приемлемой только власть монархическую.

    Советскую школу, кооперацию и колхозы я считаю для себя не желательными. Такой же установки придерживаются и те существующие группы, о которых я говорил в предыдущих показаниях».


    Р А З Д Е Л 2-Й.
    ПРАКТИЧЕСКАЯ К/Р. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    КОНТР-РЕВОЛЮЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ и

    СВЯЗИ ЕЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТАТРЕСПУБЛИКИ.
    ПОДПОЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ-КЕЛЬИ,

    ОЧАГ ОБРАБОТКИ

    РЕЛИГИОЗНО-ФАНАТИЧНОГО

    ЭЛЕМЕНТА ВОКРУГ БОРЬБЫ

    С СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ
    Группируя вокруг подпольных церквей религиозно-фанатичный, недовольный Соввластью элемент, преимущественно кулаков, бывших деятелей религиозно-монархических организаций и бывших активных участников вооруженных вилочных движений против Соввласти, к/р. организация, пользуясь известной всем членам ее установкой — «Борьба с Соввластью всеми средствами», широко применяла ее в процессе повседневной своей а/с. деятельности. Свою практическую деятельность к/р. организация сопровождала предварительными нелегальными совещаниями, на которых выносились конкретные решения, определявшие тактику и способ борьбы с Соввластью. По этому поводу п о к а з ы в а ю т:

    Обвиняемый ПАВЛОВ С. П.:

    «Организация «истинных», в частности ячейка ее в селе Новое Ильмово, Первомайского района, в лице СТЕПАНОВА Федора, ФЕДОРОВА Николая, МЕЛЬНИКОВОЙ Марии, МАЛЫШЕВА Петра и др. поддерживала между своими членами постоянную связь, собиралась, намечала и обсуждала свои действия. Намечаемыми действиями были — "пользоваться всеми возможностями для того, чтобы восстановить население против Советской власти"».


    Обвиняемый БОРИСОВ А. И.:

    «В январе месяце 1932 года в доме Бондарева (село Ивашкино, Первомайского района) было нелегальное собрание 38 человек, участником собрания был и я. На собрании порешили коллективно выйти из колхоза, для чего условились написать общее заявление; основными криминалами по этому поводу было — в колхозах жить голодно, хлеба не дают, колхозы временное явление и т. п.»


    Гр-н МАКАРОВ В. Б.:

    «В январе месяце 1932 года в доме Моисеевой Надежды (село Аккиреево, Первомайского района) собирались "истинно верующие". По зачтении евангелия МАКСИМОВ Петр, как бы истолковывая евангелие, говорил: "Нам нужно сейчас молиться как никогда, бог нам пошлет спасение в том случае, если мы будем твердо держаться религии. Колхоз организовывается по закону антихриста, поэтому вступать в колхоз не нужно. Не нужно подписывать бумаг, кто подпишет, тот будет считаться колхозником"».


    Гр-н АДГАМОВ В.П.:

    «В мае месяце 1932 года в селе Аккиреево, Первомайского района в доме Чернова было совещание, куда съезжались группы из селений Ивашкино, Ильмово, Новое Ильмово и Киреметьево — Первомайского района, где обсуждали вопрос о срыве посевной кампании и о разложении колхозов».


    Гр-н МИХАЙЛОВ Н.М.:

    «Организовавшаяся в 1930 году во время антиколхозного движения группа "истинных" в селе Ивашкино Первомайского района проводила свои нелегальные собрания и вела большую вербовочную и а/с. деятельность».

    «В августе 1932 года на таком нелегальном собрании говорилось: "Советской власти не подчиняться". Это заявление было сделано ЧЕРНОВЫМ по окончании чтения евангелия».
    Руководители к/р. организации выезжали по деревням, присутствовали на нелегальных собраниях и подстрекали членов ячеек к активной а/с. деятельности. Об этом гр-н ФЕДОРОВСКИЙ Г. Е. п о к а з а л:

    «Священник МИНЮКОВ в августе месяце 1931 года приезжал в деревню Новое Ильмово, созывал в доме Федорова Николая собрание и призывал: "Нужно больше молиться богу, вступать в колхозы не нужно, ибо это начало безбожия. Для поддержания власти угнетающей религиозных людей, заготовлять хлеб и помогать этому нам грех"».


    Обвиняемый ТИМОФЕЕВ Ф.Т. п о к а з ы в а е т:

    «В село Зиреклы, где имелась подпольная церковь, приезжал МОДЕСТОВ, проводил массовые беседы. Село Зиреклы было связано по линии деятельности "истинных" с дер. Спиридоновкой, Шугуровского района, Татреспублики через попа Павла и с селом Рязай-кино через АЛЕКСЕЕВА Никиту. О каждом приезде МОДЕСТОВА и его людей оповещались «свои» лица».




    АГИТАЦИЯ ПРОТИВ СОВВЛАСТИ

    И ЕЕ МЕРОПРИЯТИЙ
    Члены к.р. организации систематически вели а/с. агитацию среди колхозников и крестьян единоличников, восстанавливая их против коллективизации сельского хозяйства, хлебозаготовок, против обучения детей в Советских школах, против кооперации и др. мероприятий и учреждений Соввласти.

    По этому поводу обвиняемый МОДЕСТОВ Н. А. п о к а з ы в а-е т:

    «Еще до 1930 года с/х. коллективы вызывали со стороны "истинно" верующих вполне определенно отрицательное к себе отношение еще и тогда, наравне со школами безбожными и кооперациями такими же, охранить себя от их разлагающего влияния было одной из целей каждого "истинного"».

    «Пастыри приходов были первыми охранителями своей паствы от сей "пагубы", далее шли более сознательные верующие, коим и давалось благословение всеми мерами удерживать своих близких подальше от "пропастей адских"».

    «Меры эти были всегда одни — словесное увещание, устрашение вечной гибелью, так постепенно — сегодня школа, завтра кооперация, далее колхоз, совхоз, коммуна и т. п.»
    Обвиняемый БОРИСОВ А. И. п о к а з ы в а е т:

    «Ячейка в селе Ивашкино Первомайского района особенно активно вела агитацию против колхозов, пользуясь методом индивидуальной обработки, подготавливая массовый выход из колхоза. КУДРЯШЕВ Леонтий и БОНДАРЕВ Игнатий уговаривали меня собрать заявления о выходе из колхоза, принести эти заявления Бондареву и таким образом организовать массовый выход».



    ПРОВОКАЦИОННЫЕ СЛУХИ ОРГАНИЗАЦИИ,

    НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАННЕНЫЙ МЕТОД

    В АНТИСОВЕТСКОЙ АГИТАЦИИ
    Одним из постоянных и обще применявшихся методов в к/р. деятельности организации было распространение разного рода провокационных слухов и таким путем восстановление населения против Советской власти и ее мероприятий.

    Об этом обвиняемый ПАВЛОВ С.П. в своих показаниях г о в о р и т:

    «Члены группы "истинных" села Новое Ильмово Первомайского района распространяли антиколхозные и а/с. слухи, агитировали в колхозы не вступать, говорили, что существующая власть — власть антихриста и т. п. Нынче, когда в деревню приезжали делать противооспенную прививку, все примыкающие к группе "истинных" отказались от прививки, считая это дело антихристовым, распространили слух о том, что приехали приложить антихристову печать, под их влиянием все женщины разбежались, отказавшись придти на прививку своим детям оспы».
    Гр-н ЧАЛЛИН С. Т. п о к а з ы в а е т:

    «Аккиреевская группа в 1931 году распространила слухи, что кто 60 раз подпишется на Советских документах, тот войдет в колхоз и будет находится в подчинении антихриста, благодаря чему 60% единоличников стали отказываться от подписывания документов. Слух распространен был перед севом с тем, чтобы крестьяне отказывались от получения семян. В результате 40 хозяйств отказались получить семена и не засеяли свою землю».

    «Члены группы ВОРОНЦОВ Андрей и СИМАКОВ Семен распространяли в мае месяце 1932 года слухи, что придут иностранцы и будут уничтожать всех колхозников с печатью антихриста, что эта печать будет служить при опознании грешных».
    Гр-н БЕЛОВ А.Н. в своих показаниях г о в о р и т:

    «ВАСИЛЬЕВ Василий (ячейка села Ульяновки Первомайского р-на) ходил по деревням и распространял слухи "коммунистам и Соввласти существовать осталось недолго, скоро война, колхозникам тоже не жить"».



    РАСПРОСТРАНЕНИЕ А/С. ЛИСТОВОК

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕРКОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

    В АНТИСОВЕТСКИХ ЦЕЛЯХ
    Организация изготовляла и распространяла а/с. листовки и использовала церковные документы — евангелие, книги «Нилуса», «Апокалипсиса» и др. в а/с. целях, проводя по ним беседы в превратном толковании, направленном к восстановлению населения против Советской власти. В обнаруженной обыском у обвиняемого МОДЕСТОВА Н. А. а/с. листовке говорится:

    «Россия погибла, Россия пропала, России уж нет. Есть ужас, есть горе, жалость, есть муки и стон, плач горький есть, горькие слезы. В божьем храме не слышим мы звон. Погибла Россия, пропала Россия, России уж нет. Как прежде бывало, теперь уж не будет, возврата уж нет. Но малое стадо не бойся, здесь вера, терпенье святых, егда разлучат, егда Вас изгонят. Здесь радость твоя. Ты веришь, Христос ведь с тобой. Призови же в день скорби его. Еще малое время и кончится время — вечность заменит его. 17/VII-31 г.»


    Автором этой листовки является МОДЕСТОВ Н. А., листовка имела широкое распространение. Об этом обвиняемый ПАВЛОВ С. П. показывает:

    «Перед тем, как меня завербовать в число "истинных", меня подготавливали на распространении листовок. Листовки давались мне ФЕДОРОВЫМ Николаем и ЕРЕМИНОЙ Евдокией».


    Распространялись и др. с религиозным названием, но с к/р. сущностью листовки, в том числе под названием «О нечистых духах», «Святая обитель», «Отшельник», «Если в жизни измучен бываешь» и ряд других листовок, которые и восстанавливали против Советской власти верующую часть населения. В обнаруженных обыском листовках г о в о р и т с я:
    а) «Если в жизни измучен бываешь

    И труды непосильны тебе,

    Если тяжко душою страдаешь,

    Изнываешь в неравной борьбе,

    Если сил не хватает порою,

    На судьбу тогда станешь роптать» и т. п.


    б) «Господь нам послал испытанье,

    Отняли обитель у нас,

    И вот мы томимся в изгнанье

    О господи вспомни же нас» и т. д.


    Авторами большинства этих а/с. листовок являлись сами же члены к/р. организации. По этому поводу обвиняемый ФЕДОРОВ Н.Ф. показывает: «Листовки, обнаруженные у меня обыском, писал я сам».

    ОРГАНИЗАЦИЯ МАССОВЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

    ПРОТИВ МЕРОПРИЯТИЙ СОВВЛАСТИ.

    СРЫВЫ МЕРОПРИЯТИЙ И ОБЩИХ

    СЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
    К/р. организация в своей а/с. деятельности не ограничивалась индивидуальной и массовой а/с. агитацией, распространением провокационных слухов и а/с. листовок, она организовывала также и массовые выступления, вынося на этот счет на своих нелегальных собраниях соответствующие решения. Об этом п о к а з ы в а ю т:

    Гр-н ЧАЛЛИН С. Т.:

    «В мае месяце 1932 года в доме Чернова Василия (ячейка села Аккиреева Первомайского р-на) происходило нелегальное собрание группы, на этом собрании порешили организовать разобрание обобществленного и отобранного по суду скота. 15/V-32 это решение осуществили, в этот день под руководством ЧЕРНОВА Василия, ЕВДОКИМОВА Семена, ВОРОНЦОВА Андрея, АЮТОВА, БАЗЯНОВОЙ и др. на колхозные поля выступила толпа единоличников, пытаясь самовольно разобрать скот. По приходе на колхозное поле ЕВДОКИМОВ Семен в толпе говорил: "Сельсовет отобрал у крестьян лошадей незаконно, сейчас же все лошади нужно раздать хозяйствам"».


    Гр-н МАКАРОВ В. Б.:

    «В январе месяце 1932 года со стороны группы "Истинных" было организовано выступление против весеннего сева. На созванном с/советом общем собрании "истинные", выступая, говорили. например, РОМАНОВ Ермолай: "Не нужно нам Ваших весенних севов, все равно, сколько не засевай, осенью все Соввласть отберет. О севе нам не говорите, лучше дайте хлеба". АЮТОВ Иван заявлял: "Все у нас отобрали, хлеба нет, мы голодуем, теперь можно отбирать только нашу шкуру". Также выступали МАЛИНОВ Михаил и другие. В тоже время у самих членов группы хлеба было в излишке. Произведенной с/советом проверкой обнаружено зарытым в землю у АЮТОВА Ивана 70 пудов, у МАЛАНЧЕВА Леонтия 40 пудов и т. д.»


    Гр-н МЕНЗИЛИН Г.Л.:

    «5/I-32 года БАЗЯНОВОЙ Наталией (Аккиреевская ячейка) была организована толпа женщин в 50 человек, руководимые БАЗЯНОВОЙ женщины организованно явились в с/совет, шумно требовали выдачи хлеба, заявляя что в случае отказа они будут громить хлебные склады и разрушат колхозные амбары».


    Гр-н БАШИРИН З. М.:

    «Во время посевной кампании ВАСИЛЬЕВ Василий (ячейка дер. Ульяновки) собрал в поселке Сосновка нелегальное собрание единоличников, где были ЯКОВЛЕВ Егор, ДЮМИН Алексей, ДЮМИН Андрей, ЯКИМОВ Григорий и др. и призывал отказаться от сева, заявляя: "Не выходите сеять, лучше организованно пойдем и потребуем семена, размолим и съедим их". На другое утро единоличники сеять не выезжали».


    Гр-н МИНАЕВ Ф.П.:

    «20/II-32 года в дер. Ивашкино Первомайского р-на группой "Истинных" под руководством БОРИСОВА Андрея и КРАСНОВА Кузьмы было организовано массовое выступление с требованием выдачи хлеба и исключения из колхоза. На другой день, 21/II, 40 колхозников подали заявления о выходе из колхоза».



    УГРОЗЫ И ИЗБИЕНИЯ

    СЕЛЬСКОГО И КОЛХОЗНОГО АКТИВА,

    ПРИНУЖДЕНИЯ К ВЫХОДУ ИЗ КОЛХОЗОВ
    Члены к/р. организации в своей а/с. деятельности шли еще дальше, пользовались методами угроз, избиений и принуждения к выходам из колхозов и к неподчинению органам Советской власти. По этому поводу п о к а з ы в а ю т:

    Гр-ка ПЕТРОВА М. И.:

    «13-14-го апреля 1932 года я зашла по своим делам в дом БОРИСОВА Виктора, у него в это время были СИМАКОВ Семен, МАЛАНЧЕВ Михаил, ЕВДОКИМОВ Семен и АНИСИМОВ Антон. Только что я вошла, на меня набросился, схватил и пытался избить СИМАКОВ, удержала его бывшая в доме старушка. СИМАКОВ, размахивая руками, угрожающе кричал: "Колхозов скоро не будет, мы всех вас колхозников повесим или в своем доме удавим". АНИСИМОВ Антон поддакивал: "Крой их хорошенько, так их, надо давить"».
    Гр-н ФЕДОРОВСКИЙ Г. Е.

    «В мае месяце 1931 года, встретив меня на улице, ТИМОФЕЕВ Федор (ячейка дер. Новое Ильмово) говорил: "Ты должен из колхоза выйти, скоро ожидается война, иностранцы займут всю Россию и тогда уничтожат всех колхозников"».


    Гр-н БАШАРИН З. М.:

    Во время хлебозаготовок 1931 года в дер. Ульяновка, ВАСИЛЬЕВ Василий пришедшему к нему с объявлением задания члену с/совета ЕРШОВУ угрожал расправой, заявляя: "Ты лучше ко мне не ходи, иначе попадешься"».


    Гр-н ПЕТРОВ С. П. показывает:

    «15/V-32 г. на улице (села Аккиреево) МАЛИНОВ Михаил в присутствии единоличников МОИСЕЕВА Василия, ЕРМОЛАЕВА Семена напал на проходившего члена с/совета МАКАРОВА Владимира и говоря, что это за отобрание имущества, избил МАКАРОВА, ударил в грудь, свалил на землю и бил ногами. Присутствовавшие ЕРМОЛАЕВ и МОИСЕЕВ помогали угрожающими криками, заявляя: "Нам тоже нужно организоваться"».


    Личным примером, демонстративным выражением своего враждебного отношения к Советской власти и открытым сопротивлением основным ее мероприятиям члены к/р. организации еще больше усугубляли свою а/с. деятельность.

    Так, будучи уже арестованными, обвиняемые заявили следственным органам:



    Обвиняемый БАТЕНЕВ И. И.

    «Поставленные условия Советской властью и партией есть не что иное, как свидетельство того, что недалек тот момент, когда наступит царствование антихриста. В колхозе я не состою и вступать не собираюсь. Советскую власть и коммунистов я защищать не могу».


    Обвиняемый НЕСТЕРОВ В. М.:

    «Видя несправедливость, закрытие храмов, снятие колоколов и принуждение пользоваться документами с печатью, я пришел к заключению, что близко начало царствования антихриста».


    Обвиняемая БАЗЯНОВА К. В.:

    «В колхоз я не вступлю, не будет в колхозе и мой сын. Подписывать Советские документы отказываюсь».


    Обвиняемый ВОРОНЦОВ А. Г.:

    «В колхоз я и сын никогда не пойдем, пусть хоть вся деревня будет колхозной, а мы одни останемся. Подписывать советские документы тоже отказываюсь».


    Такая глубокая ненависть, враждебное отношение к Советской власти и ко всему, что исходит от нее, еще с большей ясностью свидетельствует о глубоко вкоренившихся в каждого члена организации, контрреволюционных убеждениях и о их особой непримиримости в борьбе с Советской властью.

    СВЯЗИ С ЦЕНТРОМ К/Р. ОРГАНИЗАЦИИ

    И С ВИДНЫМИ ДЕЯТЕЛЯМИ ЕЕ

    ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТАТРЕСПУБЛИКИ
    Контрреволюционная организация через своего руководителя МОДЕСТОВА Н. А. была связана с лидерами Всесоюзного центра к/р. организации «Истинно-Православной церкви» архиепископом Дмитрием ГДОВСКИМ в Ленинграде, с архиепископом Андреем, бывшем князем УХТОМСКИМ, с руководителем 1-го ликвидированного в ТР в 1931 году филиала «Истинных» епископом Нектарием ТРЕЗВИНСКИМ и с активными деятелями ответвлений к/р. организации «ИПЦ» в городах — Ульяновске, Самаре, Пензе, Челябинске, Перми, Оренбурге, Казахстане и др. республик и областей Советского Союза, о чем свидетельствуют 136 адресов, отобранных при обыске у МОДЕСТОВА Н. А., что не отрицает и сам МОДЕСТОВ Н. А. Об этом он, МОДЕСТОВ Н. А. п о к а з ы в а е т:

    «В 1928 году я посылал к архиепископу Дмитрию ГДОВСКОМУ в Ленинград псаломщика Владимира Владимировича БАРТОЛОМЕЯ».

    «В 1927 году мы обратились к епископу Андрею УХТОМСКОМУ. Встретив в нем идейного подвижника, строгого блюстителя интересов православной церкви, способного активно защищать их, мы обрадовались этому. Конечно, был поднят ряд вопросов, касающихся как жизни церковной, так и гражданской. Когда я его спросил, как он смотрит на это время, не последнее ли это время, он ответил: "Хороший тот человек, который так смотрит". И просил присылать к нему простых мужичков, которых он будет посвящать в священники».

    «После ссылки Андрея УХТОМСКОГО связь поддерживалась с епископом Аввакумом, затем с епископом Вениамином. К ним посылались крестьяне-кулаки и посвящались в священники».

    «Последний раз я виделся с Нектарием ТРЕЗВИНСКИМ (руководитель 1-го в ТР филиала к/р. организации "ИПЦ") в 1930 году, останавливался в Казани у священника ХОХЛОВА Ивана, а также виделся со священником ВОЛОКИТИНЫМ (руководители ячеек 1-го филиала)».

      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Обвинительное заключение

    Скачать 420.22 Kb.