• Оглавление
  • 1Условия функционирования сельского хозяйства и пищевой промышленности России после вступления в ВТО



  • страница1/11
    Дата12.08.2018
    Размер1.87 Mb.

    Оценка социально-экономических последствий присоединения России к вто для сельского хозяйства и пищевой промышленности


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



    Оценка социально-экономических последствий

    присоединения России к ВТО

    для сельского хозяйства и пищевой промышленности

    Ростовской области


    г. Ростов-на-Дону

    2013г.


    Оглавление





    1Условия функционирования сельского хозяйства и пищевой промышленности России после вступления в ВТО 3

    1.1. Итоговые соглашения членства России в ВТО в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности 3

    1.2. Опыт адаптации сельскохозяйственной политики зарубежных стран к нормам членства в ВТО 16

    2. Диагностика трансформации сельского хозяйства и пищевой промышленности Ростовской области в условиях участия России в ВТО 30

    2.1. Основные отрасли специализации Ростовской области в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности 30

    2.2. Оценка социально-экономических результатов членства России в ВТО для сельского хозяйства Ростовской области 37

    2.3. Оценка социально-экономических результатов членства России в ВТО для пищевой промышленности Ростовской области 64

    Предприятия молочной промышленности Ростовской области 70

    3. Комплекс мероприятий по развитию сельского хозяйства и пищевой промышленности Ростовской области в условиях членства России в ВТО 81

    3.1. SWOT-анализ последствий вступления России в ВТО для сельского хозяйства и пищевой промышленности Ростовской области 81

    3.2. Мероприятия по адаптации и развитию сельского хозяйства и пищевой промышленности Ростовской области в условиях членства России в ВТО 89

    Список научных, информационно-аналитических и нормативных материалов 101




    1Условия функционирования сельского хозяйства и пищевой промышленности России после вступления в ВТО

    1.1. Итоговые соглашения членства России в ВТО в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности


    В рамках процесса присоединения России к ВТО переговоры по сельскохозяйственной проблематике составили один из четырёх основных блоков переговорного процесса. Основой регулирования торговой деятельности в сфере сельского хозяйства, а также специфики использования мер по государственной поддержке отечественных агропроизводителей стало «Соглашение по сельскому хозяйству». Кроме того, другим важным документом, также касающимся данной проблематики, является «Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам».

    В результате переговоров между ВТО и РФ стороны договорились о ряде тарифных уступок со стороны России. Прежде всего, были скорректированы импортные пошлины, а также был установлен переходный период для различных видов продукции.



    Итог по переговорам о тарифах для России является следующим1:

    - по молочным продуктам импортная пошлина снизилась с 19,8 до 14,9% (переходный период – 4 года);

    - по молоку и сливкам сгущённым - с 25 до 15% (переходный период – 4 года);

    - по молочной сыворотке - с 15, но не менее 0,35 за кг до 15%, но на некоторые виды - до 10% (переходный период – 3 года);

    - по сыру и творогу - с 19 до 9,5% (переходный период – 4 года);

    - по сливочному маслу - с 15%, но не менее 0,4 евро за 1 кг до 15%, но не менее 0,29 евро за 1кг (переходный период – 4 года);

    - по зерновым культурам - с 15,1 до 10% (переходный период – 3 года);

    - по масличным культурам, жирам и маслам – с 9 до 7,1% (переходный период – 3 года);

    - по рису в среднем со 120 до 45 евро за кг (переходный период – 3 года);

    - по сахару – с 243 до 223 $ за тонну (переходный период – 3 года);

    - по свинине - с 15 до 0% в рамках квоты (430 тыс. тонн), но не менее 0,25 евро за кг и с 75 до 65% вне квоты, но не менее 1,5 евро за кг (переходный период – 7 лет). По окончанию переходного периода в 2020 г. квота будет отменена, и пошлина составит 25%;

    - по живым свиньям - с 40 до 5% от стоимости килограмма, но не менее 0,5 евро за кг (переходный период – 7 лет);

    - по мясу птицы в рамках квоты пошлина останется на уровне 25% (квота – 350 тыс. тонн);

    - по мясу птицы вне квоты – с 95 до 80% (но не менее 0,8 евро за кг). В случае отмены квоты после 2020 г. пошлина составит – 37,5%

    - по колбасам - с 20%, но не менее 0,4 евро за кг до 0,25 евро за кг (переходный период – 4 лет);

    - по готовым рыбным продуктам – с 15 до 12-12,5%;

    - по рыбе - с 10 до 3%;

    - по пищевым субпродуктам - с 25 до 15%;

    - по прочему мясу и пищевым мясным субпродуктам - с 25 до 15% (переходный период – 3 года);

    - по помидорам – с 15%, но не менее 0,8 евро за кг до 10%, но не менее 0,053 евро за кг (переходный период – 4 года);

    - по огурцам - с 15 до 10% (переходный период – 4 года);

    - по баклажанам - с 15 до 10% (переходный период – 4 года);

    - по моркови - с 15 до 10% (переходный период – 4 года);

    - по перцу - с 15 до 10%(переходный период – 4 года);

    - по луку – с 15 до 10% (переходный период – 4 года);

    - по бело- и краснокочанную капусту – с 18 до 13%(переходный период – 4 года);

    - по вину - с 20 до 12,5% (переходный период – 4 года);

    - по сельскому хозяйству в среднем – с 13,2 до 10,8% (переходный период – от 1 до 7 лет);

    - средневзвешенные импортные пошлины в целом – с 9,5 до 7,8%.

    По ряду товарных позиций ситуация не изменилась. В частности, пошлина на картофель осталась в размере 15% (однако к 2015 г. составит 10%); на говядину внутри квоты – 15% (вне квоты увеличилась с 50 до 55%). По данной группе товаров переходный период составляет 7 лет.

    Важным аспектом, влияющим на процесс внешнеторговой деятельности, являются тарифные квоты. Тарифное квотирование представляет собой установление квоты, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок пошлин2. В вопросе тарифного квотирования Россия оказалась привязанной к уровню квот на 2013 г. и не имеет возможности их дальнейшего регулирования. Однако развитые страны продолжают сохранять за собой возможность тарифного регулирования и изменения внетарифных квот.

    Обновлённый вариант Единого таможенного тарифа (ЕТТ) был принят Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в июле 2012г. Данный тариф был утверждён на основе обязательств России перед ВТО и с учётом её непосредственного вступления в организацию. Официально ЕТТ начал действовать с 23 августа 2012г. При этом стандартный переходный период по большинству товаров равен 2-3 года, а по некоторым видам продукции достигает 5-7 лет.

    Существенное количество отраслей были определены как чувствительные, т.е. отрасли, испытывающие финансовые и экономические трудности в условиях членства РФ в ВТО. Сельское хозяйство относится именно к данной группе (наряду с сельским хозяйством в эту группу входят также сельхозмашиностроение, автомобилестроение, лёгкая промышленность). Таким образом, в условиях присоединения России к ВТО поддержка отечественного агропромышленного комплекса является важнейшей задачей.

    «Соглашение по сельскому хозяйству»3 регулирует специфику торговли сельскохозяйственными товарами. В рамках данного соглашения рассматриваются механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в области сельского хозяйства. Соглашение включает 24 группы «Гармонизированной системы кодирования товаров».

    Данное соглашение регулирует предоставление сельскохозяйственных субсидий. В это понятие входят меры, направленные на поддержку сельского хозяйства и развитие села в целом. При этом в соответствии с правилами ВТО, налоговые льготы не рассматриваются как субсидии4.

    Можно отметить, что двумя основными проблемами, которые согласовывались в рамках переговоров между представителями ВТО и Российской Федерации, были:


    1. Максимальный уровень экспортных субсидий, возможных для применения Россией после вступления в ВТО в качестве мер поддержки отечественного сельскохозяйственного экспорта.

    2. Максимальный объем государственной поддержки, возможный для предоставления отечественным аграриям после вступления России в ВТО.

    Что касается экспортного субсидирования сельского хозяйства, то Россия не смогла договориться о его применении. В рамках Дохийского раунда переговоров были приняты решения о полной отмене использования сельскохозяйственных экспортных субсидий со стороны развитых стран к 2013 году. Развивающиеся страны обязаны прекратить использовать данные субсидии уже в 2017 году. Однако развитые страны настаивали на том, что вновь вступающие в ВТО государства (в том числе Россия) изначально не смогут применять экспортное субсидирование сельского хозяйства. В то же время, субсидирование экспортёров сельхозпродукции в России не было развито и в целом не применялось, поэтому можно предположить, что данный запрет не нанесёт вред отечественной экономике.

    Долгосрочная цель Соглашения заключается в обеспечении постепенного сокращения поддержки и защиты в аграрном секторе, которая приводит к «искажению» нормальной конкуренции на мировых сельскохозяйственных рынках. Соглашение по сельскому хозяйству также содержит требования по выполнению санитарных и фитосанитарных мер, и его следует рассматривать во взаимосвязи с Соглашением о применении санитарных и фитосанитарных мер.

    Соглашение обращает внимание на некоторые неторговые вопросы в сельском хозяйстве, такие как обеспечение продовольственной безопасности и охраны окружающей среды.

    Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает, что все страны-участницы ВТО имеют обязательства по трем основным направлениям:

    - условиям доступа на внутренний рынок сельскохозяйственных товаров (применение тарифных и нетарифных барьеров);

    - ограничению внутренней поддержки сельского хозяйства (субсидиям);

    - предоставлению экспортных субсидий.

    Внутренняя поддержка сельского хозяйства в рамках ВТО разделяется на три типа, получивших название «корзин». Классификация данных «корзин» отражает степень «искажающего» воздействия на торговлю. Иными словами, подразумевается степень влияния на себестоимость и цену реализации сельхозпродукции. Таким образом, выделяют «зелёную», «голубую» и «янтарную» корзины.

    «Зелёная корзина» включает меры поддержки, не оказывающие «искажающее» воздействие на торговлю, в частности: совершенствование инфраструктуры, научные исследования, подготовка кадров, маркетинг и продвижение на рынок, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, программы помощи отдельным отнесенным к неблагоприятным для сельского хозяйства регионам, внутренняя продовольственная помощь, программы страхования урожая, содействие структурным изменениям.

    Меры «зелёной корзины» прописаны в приложении 2 к соглашению о сельском хозяйстве. При условии, что меры соответствуют критериям, прописанным  в этом приложении, они могут применяться без ограничений, и страны не берут обязательства по их сокращению. Но, при этом, если вводится новая программа поддержки, то меры должны быть  нотифицированы в ВТО. Для этого страна-член ВТО должна обосновать, что эти нотифицированные меры соответствуют критериям «зелёной корзины», изложенным в приложении 2 к соглашению по сельскому хозяйству. Рассматривая два основных критерия подобного соответствия, следует отметить, во-первых, то, что финансирование должно осуществляться из государственного бюджета в рамках правительственной программы, а не за счет средств потребителей. Второй критерий состоит в том, что поддержка не должна иметь своим последствием поддержку цен производителей. И, кроме того, для каждой группы  поддержки имеются свои собственные критерии, которым должна соответствовать программа, чтобы считаться мерой «зелёной корзины». Неограниченностью применения мер «зелёной корзины» активно пользуются развитые страны. В ЕС и США объём поддержки отрасли в рамках мер «зелёной корзины» составляет до 90% от общего объема внутренней поддержки отрасли.

    «Голубая корзина» включает в себя меры, направленные на ограничение производства сельскохозяйственной продукции. В данном случае имеются в виду прямые платежи производителям в рамках программ ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов. Платежи производятся по отдельным сельскохозяйственным угодьям. Эти меры не подпадают под ограничения в рамках обязательств стран-членов ВТО по сокращению внутренней поддержки. Меры данной «корзины» используются многими странами и интеграционными группировками. К примеру, ЕС предоставляет поддержку на программы погектарных компенсационных платежей фермерам и производителям масличных и зерновых культур. Хотя Россия практически не использует меры «голубой корзины» на данный момент, они имеют важность для реструктуризации некоторых видов сельскохозяйственного производства. По данным Секретариата ВТО суммарные фактические субсидии в рамках «голубой корзины» составляют порядка 5 млрд. евро.

    И, наконец, меры «янтарной корзины» оказывают «искажающее» воздействие на торговлю. По правилам ВТО, подобные субсидии подлежат сокращению. Данные меры определяются в пределах, которые страна-член ВТО согласовывает либо при присоединении к организации, либо в течение очередного раунда переговоров. К «янтарной корзине» относят такие меры, как ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, льготы на транспортировку и списание долгов, компенсация затрат на ГСМ и электричество. Разрешённые объёмы финансирования «янтарной корзины» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (АМП; англ. Aggregate Measurement Support)на основе реальной поддержки за какой-то репрезентативный период – обычно это три года, которые предшествуют моменту присоединения. Присоединяющиеся страны согласовывают этот уровень с членами ВТО, и суммы по объему поддержки, которые они устанавливают, фиксируются в перечне, который прилагается к документам о присоединении. Если же этого не происходит, и АМП не фиксируются в перечнях,  то поддержка может представляться в рамках янтарного ящика только в пределах т.н. уровня «de minimis». «De minimis» – это доля поддержки валовой стоимости произведенной продукции: для развитых стран, к которым будет относиться и Россия, это 5%, для развивающихся – это 10%. В АМП считается отдельно продуктовая специфическая поддержка и продуктовая неспецифическая. Продуктовая специфическая поддержка – это поддержка, которая направлена на поддержку какого-то конкретного продукта или товара. Продуктовая неспецифическая поддержка – поддержка без привязки к конкретному товару. Следует отметить, что в РФ большая часть (более 90%) мер поддержки относится к продуктовым неспецифическим. Считается, что такие меры более транспарентны и оказывают меньшее влияние на торговлю. В качестве примеров мер продуктовой специфической поддержки можно привести ценовую поддержку интервенционной закупки какого-либо товара, субсидии на отдельные виды продукции, компенсации части стоимости комбикормов, минеральных удобрений и т.д. К продуктовой неспецифической поддержке относятся льготы по оплате стоимости горючесмазочных материалов, потребление сельхозпроизводителями электроэнергии на льготных условиях, кредиты, предоставляемые фермерам на льготных условиях.

    До 2012 года включительно, предельная сумма финансирования для России по АМП, согласованная с членами ВТО, составила 9 млрд. долл. Данное условие позволило в полной мере реализовать «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008-2012». При этом реальный уровень подобной поддержки за 2011 г. составил лишь 4,4 млрд. долл., а за 2012 г. – 5,6 млрд. Однако финансирование, направленное непосредственно на развитие сельскохозяйственного производства, составило порядка двух третей от общего объёма выделенных средств. С 2013 г. предусматривается начало переходного периода, и к 2018 году данные меры поддержки снизятся и составят 4,4 млрд. долл. Этот размер субсидирования соответствует уровню 2006-2008 годов.

    Таким образом, после вступления России в ВТО уровень субсидирования относительно базового периода 2006-2008 гг. на некоторое время даже возрос. В то же время, такие условия оказались возможными лишь благодаря обязательствам России по сохранению установившегося соотношения различных видов поддержки в течение всего переходного периода. Данные обязательства предполагают, что до 2018 г. (в течение этого периода разрешённый уровень поддержки в рамках «янтарной корзины» будет превышать уровень базового периода) доля продуктово-специфической поддержки (т.е. с привязкой к определенному товару) в отношении к продуктово-неспецифической поддержки не будет превышать 30%.


    Однако подобное соотношение в целом соответствует среднему показателю, заложенному в госпрограмме «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»5. По условиям данной программы размер финансирования из федерального бюджета за 2013-2020 гг. составит 1,509 трлн. рублей. Общий объём финансирования из региональных бюджетов будет равен 770 млрд. рублей. Таким образом, совокупный объём финансирования сельского хозяйства страны за вышеуказанный период составит 2,28 трлн. рублей6. В отличие от мер «янтарной корзины», сумма финансирования в рамках «зелёной корзины» не имеет ограничений и заранее не определена. Данные по финансированию сельского хозяйства за прошедшие три года, а также предельные суммы поддержки по «янтарной корзины», определённые в рамках обязательств РФ в ВТО, отражены в нижеуказанной таблице 1.1.
    Таблица 1.1

    Распределение мер государственной поддержки сельского хозяйства в течение переходного периода, млрд. долл. США7


    Меры поддержки

    Итоговый объём на сегодняшний день

    Ограничения по объёмам поддержки в рамках «жёлтой корзины» на следующие годы

    Анализируемый период (в годах)

    2010г.

    2011г.

    2012г.

    2013г.

    2014г.

    2015г.

    2016г.

    2017г.

    2018г.

    2019г.

    «Янтарная корзина»

    4,7

    5,1

    4,9

    9,0

    7,2

    6,3

    5,4

    4,4

    4,4

    4,4

    «Зелёная корзина»

    1,2

    1,3

    1,9

    н/д

    н/д

    н/д

    н/д

    н/д

    н/д

    н/д

    Согласно данным Секретариата ВТО, по уровню согласованных агрегированных мер поддержки РФ занимает 5 место, уступая лишь таким ведущим производителям сельскохозяйственной продукции, как ЕС (98,7 млрд. долл.), Япония (39,5 млрд. долл.), США (19,5 млрд. долл.) и Мексика (8,3 млрд. долл.). Однако, несмотря на приемлемые условия для России относительно АМП, важным фактором является то, что данные меры не оказывают решающего воздействия на процесс субсидирования сельского хозяйства в развитых странах и подавляющем большинстве развивающихся рынков. На сегодняшний день в рамках экономической политики ведущих мировых держав важнейшую роль с точки зрения поддержки развития национального сельского хозяйства и АПК играют меры «зелёной корзины». В этой связи особую роль в планировании дальнейших мер поддержки сельского хозяйства и АПК будут играть соотношения между «янтарной» и «зелёной» мерами поддержки. Очевидно, что одним из определяющих факторов в процессе модернизации российского сельского хозяйства в рамках ВТО станет последовательная переориентация государственной поддержки от мер «янтарной корзины» – к «зелёной», так как именно «зелёная корзина», с одной стороны, приветствуется и полностью разрешается ВТО, а, с другой стороны, способна стать двигателем качественного развития отечественного АПК по инновационному и экспортоориентированному пути. Можно отметить, что уже принимается ряд мер, направленных на увеличение роли мер «зелёной корзины». Так, было принято решение о дополнении текущего спектра мер господдержки погектарными субсидиями. Как известно, данный тип субсидий относится именно к «зелёной корзине». Погектарная поддержка отрасли предусмотрена новым этапом реализации госпрограммы развития АПК на 2013-2020 гг. За данный период на эти цели планируется направить 267,2 млрд. руб. В то же время, главный инструмент действовавшей аграрной политики РФ — субсидирование процентных ставок — также сохранится.8

    С целью адаптации агросектора РФ к новым условиям в рамках ВТО Минсельхозом РФ совместно с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка был разработан комплекс дополнительных мер. Важное место среди подобных мер предложение по пролонгации действия ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Так, стоит отметить установление постоянной льготы по налогу на прибыль, льгот по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2018 года, усиление таможенного администрирования ввоза сельхозпродукции. Также чрезвычайно важным моментом представляется внесение изменений в Закон «О сельском хозяйстве», которые направлены на чёткое прояснение критериев, определяющих неблагоприятные регионы с точки зрения ведения сельского хозяйства. Смысл этого изменения состоит в том, что финансирование подобных регионов будет относиться к мерам «зелёной корзины», не искажающей рынок, а, значит, подобное финансирование не подлежит ограничениям согласно правилам ВТО. Данные меры неизбежно станут катализатором развития отрасли и, в частности, её экспортного потенциала на долгосрочную перспективу.

    Помимо непосредственно бюджетного финансирования, отечественные меры защиты от зарубежной конкуренции, которые разрешено использовать в соответствии с правилами ВТО – это антидемпинговые, специальные защитные и компенсационные меры.

    В соответствии с данными Секретариата ВТО, вышеуказанные меры продолжают оставаться эффективным способом протекционистской политики. Так, с 1995 по 2010 гг. в сельском хозяйстве были введены в действие 97 антидемпинговых мер, 32 специальные защитные меры и 31 компенсационная мера.

    Что касается защиты отдельных групп производителей сельхозпродукции, то наибольшие опасения с точки зрения увеличения импорта вызывает ситуация в свиноводстве и птицеводстве. Как уже указывалось ранее, в результате переговоров было установлено, что пошлины на импорт свинины в рамках квот снизились с 15% до 0%, в то время как сверх квот пошлины уменьшаются с 75% до 65%. В случае с птицеводством изменение пошлины в рамках квоты не предусмотрено, однако пошлины на мясо птицы сверх квоты снизится с 95% до 80%.Даже такие условия по снижению ставок, несомненно, окажут влияние на интенсификацию конкуренции со стороны зарубежных компаний.

    В то же время, очевидно, что по большинству крупных животноводческих хозяйств существуют возможности снижения издержек. В данной связи многое зависит о того, насколько отечественные компании будут готовы использовать членство ВТО для ускорения технологической и управленческой модернизации.

    Осознавая важность поддержки отечественного сельского хозяйства, малых форм хозяйствования на селе, Минсельхоз РФ принимает достаточно широкий спектр мер для данных целей. В частности выделяются льготы на покупку удобрений и семян, а также гранты. Минсельхоз России также увеличил финансирование семейных молочных, мясных ферм и овощеводческих хозяйств. В 2012 году на их развитие в федеральном бюджете было заложено 1,5 млрд. рублей.

    Учитывая, что в течение посткризисного периода мировой рынок АПК переживает период стабильно растущего спроса, роста инвестиций – направленный на хеджирование как рисков дефицита ресурсов, так и рисков, связанных с избытком денежного предложения на рынке – открытие границ для российского АПК является в данном случае инструментом привлечения инвестиций, технологий и фактором расширения рынков сбыта продукции9.

    Второе соглашение, имеющее важное значение для особенностей формирования сельскохозяйственной политики России в рамках ВТО –«Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам» - призвано ограничить финансовую государственную поддержку экспортёров, так же, как и производителей, реализующих свои товары на внутреннем рынке. Причём следует уточнить, что речь идёт лишь о случаях, когда, согласно вердикту ВТО, подобные меры приводят к ущербу для других стран-членов организации и подрывают конкурентные механизмы, продвижение и гарантия которых отражены в базовых принципах ВТО. Данное соглашение определяет правила применения компенсационных мер в отношении сельскохозяйственных субсидий, однако в плане мер поддержки это соглашение действует в отношении промышленности, в то время как для сельскохозяйственных субсидий действует вышерассмотренное «Соглашение по сельскому хозяйству».

    Помимо необходимости увеличения наукоёмкости сельхозпроизводства, поддерживаемой в качестве мер «зелёной корзины», и большей ориентации на международное научно-техническое сотрудничество, значительные изменения должна претерпеть сельскохозяйственная политика России. Наряду с необходимостью понижения тарифов в результате вступления в ВТО, Россия в последние годы также столкнулась с проблемой общего сокращения сельхозугодий (примерно на 27%), а также поголовья рогатого скота (на 49%). Данная статистика говорит о серьёзных проблемах, связанных с недоиспользованием имеющихся ресурсов и недостаточно продуманной государственной поддержкой. В то же время, в условиях ВТО огромное значение начинает приобретать именно международно-ориентированное сельскохозяйственное производство. В целом, потенциал плодородных территорий РФ достаточно велик, и продукции, гипотетически произведённой на пригодных для сельского хозяйства территориях достаточно для продовольственного обеспечения 21,1% населения планеты. Учитывая международное разделение труда в сфере сельского хозяйства, весьма важным представляется углубление специализации на производстве сельхозпродукции, традиционно обладавшей значительным экспортным потенциалом в рамках российских природно-климатических условий.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать общий вывод о том, что, согласно Уставу Всемирной торговой организации, эффективные меры различного рода защиты, поддержки и продвижения национальных товаров и услуг передовых и перспективных отраслей на мировом рынке в целом возможны, хотя и с различными особенностями и ограничениями.

    Помимо рассмотренных косвенных методов влияния, существуют и «классические» инструменты, такие как тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. Примечательно, что в условиях недавнего мирового экономического кризиса и последующей полосы глобальной неопределённости в мировой экономике, характеризующейся, в том числе и локальными кризисами (наиболее показательным примером является кризисные явления и рецессия в Еврозоне), происходит рост протекционистских тенденций, причём чрезвычайно часто и в странах с развитой рыночной экономикой. В подобных условиях и применительно к присоединению РФ к ВТО важно затронуть российскую специфику данного вопроса. Как известно, Россия существенно снизила уровень таможенных тарифов и провела их унификацию как в связи с созданием Таможенного союза, так и вступлением в ВТО. Подобные меры, связанные с унификацией тарифов были необходимы, прежде всего, в связи с недостаточно эффективным таможенным администрированием. Таким образом, наряду с развитыми странами, Россия трансформирует таможенное администрирование с целью максимизации возможностей тарифной защиты отечественных рынков. Важную роль в подобных процессах играет механизм тарифной эскалации, который заключается в повышении ставок таможенных пошлин по мере степени обработки товара. Данный механизм также зачастую практикуется в развитых странах, стремящихся к поддержке собственных товаров с высокой степенью добавленной стоимости и одновременно преграждая путь подобного рода товарам иностранного происхождения на внутренний рынок, консервируя технологически отсталую международную специализацию развивающихся стран, имеющих возможность пробиться на рынки развитых государств лишь с продукцией с относительно низкой добавленной стоимостью.

    Другой важной составляющей, являются нетарифные меры, в состав которых входят технические барьеры, квотирование, лицензирование, валютный контроль, валютные ограничения, специальные защитные меры, антидемпинговые расследования, сертификация, расследования о применении субсидий и т.д. Статистика, характеризующая динамику применения различных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, свидетельствует о неуклонном увеличении частоты применения нетарифных методов странами ВТО.

    Среди инфраструктурных составляющих, также способных снизить негативные последствия от вступления России в ВТО, можно выделить такой определяющий по своей важности элемент национальной готовности к требованиям ВТО, как наличие чрезвычайно квалифицированных, во многом узкоспециализированных юридических кадров, необходимых для отстаивания интересов отечественных производителей в рамках различных внешнеторговых споров в международных судах, а также непосредственно в органах ВТО. Подтверждением острой необходимости усиления кадрового потенциала является разгорающийся спор относительно применения Россией утилизационного сбора, который уплачивается при импорте как подержанных, так и новых автомобилей. Основываясь на опыте других стран-членов ВТО можно с уверенностью прогнозировать нарастание количества споров (в т.ч. и в сельскохозяйственной сфере) с участием России по мере усиления влияния ВТО на экономику страны. Можно без преувеличения утверждать, что подготовка такого рода специалистов является задачей государственной важности и должна стать одним из неотъемлемых элементов в условиях трансформации региональных и общероссийских направлений политики, нацеленной на всеобъемлющую адаптацию нашей страны к сложным, подчас противоречивым условиям международной торговли в рамках ВТО.

    В целом, в результате присоединения к ВТО Россия выработала следующие направления по реализации обязательств, связанных с членством РФ в ВТО:10

    - нотификация в рамках Приложения №2 к Соглашению о сельском хозяйстве «зеленой корзины» ВТО реализуемых и планируемых к реализации в России мер поддержки сельского хозяйства:

    -источники финансирования программ поддержки и их направленность;

    -влияние программ поддержки на ценообразование;

    -специальные критерии по отдельным мерам;

    - обеспечение экспертного сопровождения законодательной работы по приведению российской нормативной базы, включая законодательство субъектов Российской Федерации в соответствие с обязательствами в рамках ВТО и продолжение работы на системной основе после ратификации соглашения;

    - проведение расчета последствий (в виде санкций и ответных мер) на введение в России специфических мер продуктовой поддержки в рамках «янтарной корзины» превышающих разрешенный объем АМП и подготовка заключений о целесообразности таких действий;

    - выработка критериев применения российской стороной компенсационных мер по перечню товарных групп с градацией на «компенсационные меры на субсидии в рамках «зеленой корзины» и «компенсационные меры на субсидии в рамках «янтарной корзины»;

    - изучение возможности и целесообразности применения в РФ мер «голубой корзины» в области сельского хозяйства и подготовка соответствующего заключения.

    Таким образом, существуют очевидные предпосылки для выводов о том, что, несмотря на угрозы, связанные с возрастанием конкуренции иностранной сельскохозяйственной продукцией в рамках ВТО, российское сельское хозяйство имеет перспективы не только для сохранения текущих позиций, но и усиления своего потенциала и расширения экспортной составляющей.



      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Оценка социально-экономических последствий присоединения России к вто для сельского хозяйства и пищевой промышленности